Калькулятор сроков закупочных процедур по 44-фз
Содержание:
- Протокол разногласий к контракту
- Извещение о проведении запроса котировок
- Письмо Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. N Д28и-3771 «О разъяснении рекомендаций по формированию НМЦК»
- Требования к участникам закупки
- Документация о закрытом аукционе
- Ключевые сроки по 44-ФЗ, о которых нужно знать участнику закупки
- Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ
- Расторгнутый или частично исполненный контракт может подтвердить опыт участника закупки
Протокол разногласий к контракту
Нередко в практике возникают случаи, когда победителю необходимо отсрочить подписание контракта (к примеру, при оформлении банковской гарантии). Тогда участник старается потянуть время, необходимое ему для подготовки соответствующих документов и направляет заказчику протокол разногласий, который последний не вправе игнорировать.
Согласно ст. 83.2 ФЗ № 44 в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Данный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз.
При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта:
- не соответствующим документации и (или) извещению о закупке
- своей заявке на участие в электронной процедуре
- с указанием соответствующих положений данных документов (к примеру, неверное указание расчетного счета в банке2).
В дальнейшем, организатор закупки публикует в ЕИС доработанный проект контракта, либо повторно размещает и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания. В течение следующих трех рабочих дней победитель процедуры должен подписать окончательный вариант проекта контракта.
Пример из практики:
По результатам проведения аукциона на поставку запасных частей победителем признан участник, предложивший цену, которая ниже НМЦК более чем на 25%. После получения проекта контракта, поставщик направил в адрес заказчика протокол разногласий, в котором указал на необходимость изменения реквизитов счета организатора процедуры в связи с невозможностью перечислить обеспечение исполнения контракта. Исправив необходимые данные, заказчик повторно направил проект контракта победителю, который перечислил денежные средства в размере 57 498,69 руб. в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, однако оператором ЭТП адрес заказчика направлено уведомление о признании участника уклонившимся от подписания контракта, а денежные средства возвращены победителю. В дальнейшем организатор процедуры подписал контракт с иным участником аукциона. Не согласившись с решением заказчика, победитель обратился с жалобой в антимонопольный орган, который признал ее обоснованной, поскольку решение о признании участника уклонившимся от заключения контракта принято с нарушением требований ч. 2 ст. 37 N 44-ФЗ. Оспаривая данное решение, заказчик направил заявление о незаконности принятого акта в арбитражный суд, который поддержал антимонопольный орган. В дальнейшем апелляционная инстанция признала решение нижестоящего суда и антимонопольной службы незаконными, посчитав, что обеспечение исполнения контракта представляется заказчику до заключения контракта (победитель закупки не представил своевременно заказчику платежное поручение о перечислении денежных средств), а включение в проект контракта одного способа обеспечения исполнения контракта не нарушают прав участника закупки и не противоречат положениям части 2 статьи 37 N 44-ФЗ. (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2020 г. N 15АП-21292/17)
Извещение о проведении запроса котировок
Давайте теперь с вами рассмотрим, какая же информация должна содержаться в извещении, размещаемом Заказчиком на официальном сайте ЕИС.
Согласно требованиям статьи 73 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:
1) Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (п.1 ст.42 44-ФЗ);
2) Обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
3) Краткое изложение условий контракта (п.2 ст.42 44-ФЗ), содержащее:
— наименование и описание объекта закупки;
— информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта;
— информацию о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта;
— сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг;
— начальная (максимальная) цена контракта;
— источник финансирования.
4) Идентификационный код закупки (п.3 ст.42 44-ФЗ);
5) Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с 44-ФЗ (п.4 ст.42 44-ФЗ);
6) Используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п.5 ст.42 44-ФЗ);
7) Срок, место и порядок подачи заявок участников закупки (п.6 ст.42 44-ФЗ);
8) Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст.96 44-ФЗ), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст.35 44-ФЗ (п.8 ст.42 44-ФЗ);
9) Преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со ст.28 и ст.29 44-ФЗ (п.9 ст.42 44-ФЗ) (Примечание: преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов);
10) Информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ (п.10 ст.42 44-ФЗ);
11) Информация об осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу в соответствии с 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (в случае осуществления такой закупки Заказчиком) (п.11 ст.42 44-ФЗ);
12) Требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 44-ФЗ, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 44-ФЗ;
13) Форма заявки на участие в запросе котировок;
14) Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок;
15) Информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта;
16) Информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.8 — 25 ст.95 44-ФЗ;
При проведении запроса котировок в электронной форме в извещение дополнительно включается информация об адресе электронной площадки, на которой будет проводиться процедура, а также дата и время окончания срока подачи заявок.
Обязательно к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. N Д28и-3771 «О разъяснении рекомендаций по формированию НМЦК»
22 марта 2016
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении рекомендаций по формированию начальной (максимальной) цены контракта и сообщает.
Статья 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон) предусматривает возможность определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК) несколькими методами, причем метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) является приоритетным.
В соответствии с частью 20 статьи 22 Закона приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — Методические рекомендации).
Определение НМЦК заказчик должен осуществлять с учетом необходимости достижения заданных целей обеспечения государственных и муниципальных нужд, из принципа ответственности за их достижение, а также соблюдения принципа обеспечения конкуренции.
Методическими рекомендациями установлено, что для обоснования НМЦК методом анализа рынка заказчик вправе направить соответствующие запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и воспользоваться информацией, полученной по такому запросу не менее чем от трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пунктом 3.21. Методических рекомендаций НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется по формуле:
где:
— НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
n — количество значений, используемых в расчете;
i — номер источника ценовой информации;
— цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов), применяемых для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, определяемых в соответствии с пунктом 3.17 указанных рекомендаций.
В случае использования в расчете цены товара, работы, услуги, полученной в ответ на запросы ценовой информации, предусмотренные пунктами 3.7.1 и 3.7.2 настоящих Рекомендаций, корректировка условий не производится, за исключением случаев, когда используется ценовая информация, полученная менее чем за шесть месяцев до периода определения НМЦК. В указанных случаях корректировка осуществляется с применением коэффициента
, рассчитываемого в порядке, предусмотренном пунктом 3.18 Методических рекомендаций.
Вместе с тем необходимо отметить, что согласно статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, НМЦК определяется заказчиком в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на предполагаемую закупку. При этом, в случае если среднее значение цены, рассчитанное в результате рассмотрения предложений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях определения НМЦК, превышает указанные лимиты, заказчик снижает НМЦК до уровня выделенных лимитов.
Вместе с тем отмечаем, что Методические рекомендации не носят нормативного характера.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г
N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департаментаразвития контрактной системы | М.В. Чемерисов |
Требования к участникам закупки
Согласно ст.31, 44-ФЗ требования заказчика делятся на 2 категории: единые (общие) и дополнительные. Данный вопрос пересекается с темой заявок, поэтому рассмотрим его подробнее.
Единые (общие) требования
К единым (общим) требованиям относится:
- Непроведение ликвидации и отсутствие решения арбитражного суда о несостоятельности (банкротстве) и об открытии конкурсного производства;
- Неприостановление деятельности, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, на дату подачи заявки;
- Отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам, кроме сумм, на которые у участника имеются отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит;
- Отсутствие судимости за экономические преступления, кроме лиц у которых судимость погашена или снята;
- Отсутствие привлечения за административные правонарушения по ст.19.28 КоАП РФ;
- Обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности;
- Отсутствие конфликта интересов между участником и заказчиком;
- Участник закупки не относится к офшорным компаниям;
- Отсутствие у участника закупки ограничений согласно законодательству Российской Федерации.
Дополнительные требования
К дополнительным требованиям относятся:
- Наличие финансовых средств для выполнения работ, услуг;
- Наличие в собственности оборудования и других материальных ресурсов для выполнения работ, услуг;
- Наличие опыта работы и деловой репутации, связанных с предметом закупки;
- Наличие квалифицированных в области выполняемых работ специалистов и работников, а также необходимое для выполнения работ, услуг их количество.
«Особняком» стоит требование о праве заказчика предоставить информацию об отсутствии сведений в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), касающихся участника закупок.
Незаконные требования заказчика к участнику закупок в составе заявки
- Непредусмотренные законодательством (например, к квалификации, производственным возможностям и финансовой состоятельности);
- О предоставлении документов и сведений, непредусмотренных 44-ФЗ (например, о предоставлении лицензии в случае, если вид деятельности по контракту не подлежит лицензированию, или документов, подтверждающих качество товара, в случае, если они передаются вместе с товаром при его поставке);
- К оформлению и форме заявки на участие;
- О предоставлении расчета цены контракта с указанием затрат по всем статьям;
- О предоставлении документов, подтверждающих факт отсутствия у участника закупки задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам;
- О согласовании привлечения соисполнителей;
- К сроку регистрации участника закупки.
Документация о закрытом аукционе
Согласно ч.1 ст.87 44-ФЗ документация о закрытом аукционе должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 44-ФЗ, в том числе обоснование НМЦК;
2) требования к содержанию и составу заявок на участие в закрытом аукционе в соответствии с ч.2 ст.88 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению;
3) дату и время окончания срока подачи заявок на участие в ЗА;
4) размер и порядок предоставления обеспечения заявок на участие в закупке, а также требования к банковской гарантии;
5) форму контракта, размер обеспечения исполнения контракта, а также требования к обеспечению исполнения контракта;
6) информацию о возможности Заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями 44-ФЗ;
7) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с участниками закупки;
8) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ и используемого при оплате контракта;
9) место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗА, дату рассмотрения таких заявок;
10) «шаг аукциона»;
11) место, дату и время проведения ЗА;
12) информацию о преимуществах, предоставляемых Заказчиком в соответствии со ст.28 — 30 44-ФЗ;
13) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.8 — 26 ст.95 44-ФЗ.
К документации о закрытом аукционе обязательно должен быть приложен проект контракта, поскольку он является неотъемлемой частью документации.
Предоставление участникам закупки документации о закрытом аукционе
Заказчик в течение 2-х рабочих дней с даты получения соответствующего заявления обязан обеспечить возможность ознакомления с документацией о ЗА всем участникам ЗА, получившим приглашение принять участие в нем (ч.3 ст.87 44-ФЗ).
Заказчик по требованию участника ЗА обязан предоставить данному участнику документацию о закрытом аукционе.
Документация о ЗА предоставляется исключительно в письменной форме после внесения участником платы за предоставление этой документации (Примечание: Плата взимается только в том случае, если такая плата установлена Заказчиком и информация об этом содержится в приглашении принять участие в ЗА. Размер указанной платы не должен превышать расходы Заказчика на изготовление копии документации о ЗА).
Внесение изменений в документацию о закрытом аукционе
Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника ЗА о даче разъяснений положений документации о ЗА вправе принять решение о внесении изменений в документацию о закрытом аукционе не позднее чем за 5-ть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗА (ч.7 ст.87 44-ФЗ).
В течение 2-х рабочих дней с даты принятия решения о внесении изменений такие изменения направляются всем участникам ЗА, которым была предоставлена документация о ЗА.
При этом срок подачи заявок на участие в закрытом аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты направления таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗА данный срок составлял не менее чем 10-ть дней.
Подача запроса на разъяснение положений документации о закрытом аукционе
Согласно ч.4. ст.87 44-ФЗ любой участник ЗА, получивший приглашение принять участие в нем и которому была предоставлена документация о ЗА, вправе направить запрос в письменной форме Заказчику о даче разъяснений положений документации о закрытом аукционе.
В течение 2-х дней с даты поступления от участника ЗА такого запроса Заказчик направляет этому участнику разъяснения положений документации о закрытом аукционе при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее чем за 3-и дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗА.
Разъяснения положений документации о закрытом аукционе должны быть доведены в письменной форме Заказчиком до сведения всех участников ЗА, которым предоставлена документация о ЗА, с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос (ч.8 ст.86 44-ФЗ).
Ключевые сроки по 44-ФЗ, о которых нужно знать участнику закупки
Для того, чтобы эффективно принимать участие в госзакупках, а также уметь отстаивать свои законные права и интересы, участники закупок должны знать регламентированные даты и сроки, установленные в 44-ФЗ и сопутствующих НПА.
Во-первых, это необходимо для того, чтобы иметь возможность проконтролировать действия Заказчика, Специализированной организации или Уполномоченного органа и, в случае необходимости, подать жалобу в ФАС.
Во-вторых, чтобы вовремя подавать свои заявки, запросы на разъяснение положений документации или результатов проведенной закупки, размещать протоколы разногласий по контракту, а также подписывать контракт с Заказчиком.
В-третьих, чтобы вовремя получать возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, а также оплату по контракту.
Помимо тех сроков, что были указаны в первом разделе статьи, участнику нужно знать:
- сроки подготовки, подачи и рассмотрения жалобы по 44-ФЗ в ФАС;
- сроки действия банковских гарантий, предоставляемых участниками в качестве обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта;
- сроки подачи заявок;
- сроки подачи запросов на разъяснение положений документации или результатов проведенной закупки;
- сроки предоставления разъяснений по 44-ФЗ со стороны Заказчика (оператора электронной площадки);
- сроки рассмотрения протокола разногласий по 44-ФЗ;
- сроки продления подачи заявок, в случае внесения изменений в извещение (документацию).
Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ
Прежде чем мы перейдем к сути вопроса, давайте поймем, кто такие представители СМП и СОНКО, и какие требования к ним установлены.
Требования к представителям малого бизнеса прописаны в ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»:
- В уставном капитале СМП доля РФ не должна превышать 25%, а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не относящимся к малому и среднему предпринимательству) в уставном капитале – не превышать 49%.
- Среднее число рабочих кадров не должно быть больше 100 человек.
- Выручка без НДС или балансовая стоимость активов — не более 800 млн. рублей. Такие критерии утверждены Постановлением Правительства РФ № 265 от 4 апреля 2016 г.
Требования к социальным НКО изложены в гл.II 7-ФЗ «О некоммерческих организациях. Согласно ст.31.1 7-ФЗ такие организации должны вести следующую деятельность:
- предоставлять социальные услуги, помощь и защиту гражданам;
- оказывать бесплатную или льготную юридическую поддержку гражданам и некоммерческим организациям и повышать правовую грамотность среди населения; отстаивать права и свободу человека и гражданина;
- проводить медицинскую и социальную реабилитацию, социальную и трудовую реинтеграцию лиц, незаконно принимающих наркотические и психотропные препараты;
- и т.д. (в нормативе перечислено 18 видов деятельности).
Перейдем непосредственно к преференциям для СМП и СОНКО по 44-ФЗ.
Объем закупок
Из совокупного годового объема закупок (СГОЗ), которые проводят заказчики, для СМП и СОНКО должно проводиться не менее 15% закупок, а начальная максимальная цена контракта (НМЦК) при этом должна быть не более 20 млн. руб. (ч.1 ст.30 44-ФЗ).
Важный момент! Участник, не являющийся представителем СМП или СОНКО, в таких торгах принимать участие не может.
В ст.7.30 КоАП РФ говорится об ответственности для заказчиков, которые нарушают порядок проведения процедур для этой категории участников. Несоблюдение норм законодательства грозит заказчикам штрафом – до 50 тыс. руб. (ч.11 ст.7.30 КоАП РФ).
СМП и СОНКО на субподряде
Согласно ч.5 ст.30 44-ФЗ поставщик, не являющийся представителем СМП или СОНКО, может участвовать в закупках, проводимых для этой категории участников:
- если отдаст контракт на субподряд представителям СМП или СОНКО;
- если возможность передачи контракта на субподряд заказчик указал в извещении.
Сокращенные сроки оплаты за выполненные обязательства
Если закупка ориентирована на СМП и СОНКО, то заказчик обязан прописать в контракте срок оплаты за исполненные обязательства – не более 15 рабочих дней с даты приемки (ч.8 ст.30 44-ФЗ). В закупках не для СМП и СОНКО сроки другие — 30 календарных дней.
Размер ОИК исчисляется из ценового предложения
Если в торгах победил представитель СМП или СОНКО, то сумма обеспечения исполнения контракта (ОИК), как простого, так и с учетом антидемпинговых мер, рассчитывается от суммы контракта, но не должна быть меньше размера аванса (ч.6 ст.96 44-ФЗ). В остальных закупках размер ОИК зависит от НМЦ контракта, а не от ценового предложения выигравшего участника.
Когда ОИК не предоставляется?
Победитель торгов, являющийся представителем СМП или СОНКО, не вносит ОИК (включая и антидемпинговые меры), если предоставит сведения о 3-х исполненных контрактах без штрафов и пеней за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом НМЦК проводимой закупки, указанная в извещении и закупочной документации, должна быть не ниже суммы этих 3-х контрактов (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).
Как понять, нужно ли Вам предоставлять ОИК заказчику? Для этого можно воспользоваться удобным онлайн калькулятором, который ускорит процесс подсчетов.
Выполните следующие действия:
- Перейдите по ссылке;
- В соответствующих разделах укажите ИНН и реестровый номер закупки, которую вы выиграли;
- Нажмите кнопку «Проверить»;
- Дождитесь, когда придет информация по исполненным контрактам;
- Вставьте полученную информацию на ЭТП при подписании контракта или отправьте заказчику произвольное письмо с указанием исполненных контрактов.
Уменьшенные размеры штрафов
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30 августа 2017 г., если поставщик-представитель СМП или СОНКО некачественно выполнил работы по контракту, то ему грозит штраф от 1 до 5 тыс. руб. от цены контракта (этапа).
Для остальных закупок штрафы значительно суровее (см. п.3 ПП РФ № 1042):
- 10% для контрактов до 3 млн. руб.;
- 5% — 3-50 млн. руб.;
- 1% — 50-100 млн. руб.;
- и т.д.
Расторгнутый или частично исполненный контракт может подтвердить опыт участника закупки
В качестве подтверждения опыта выполнения работ участники закупки должны представить в составе заявки следующие документы:
- копию исполненного контракта (договора);
- копию акта (актов) выполненных работ, подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора);
- копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Во время проведения аукциона предложение о цене контракта подавали 2 участника закупки.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона, обе заявки были отклонены. По мнению комиссии по закупкам, участники не предоставили в составе заявки документы, подтверждающие опыт выполнения работ.
Один из участников закупки (далее — заявитель) не согласился с мнением комиссии по закупкам и обратился в УФАС с жалобой на действия комиссии.
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение о признании заявки заявителя не соответствующей требованиям документации об аукционе и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
На заседании комиссии УФАС представители заказчика пояснили, что контракт, представленный в составе заявки заявителя, не может использоваться в качестве подтверждения опыта выполнения работ, поскольку такой контракт был расторгнут по соглашению сторон (далее — Соглашение о расторжении).
Однако, по мнению заявителя, в составе заявки представлены необходимые документы и сведения, подтверждающие опыт выполнения работ.
Проводя внеплановую проверку, комиссия УФАС установила следующее:
1) Заявка заявителя, поданная на участие в аукционе, содержит в том числе:
- копию договора, заключенного между заказчиком и заявителем на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту «Строительство новых корпусов школы-интерната» с ценой контракта в размере, превышающем 30% НМЦК;
- копии актов о приемке выполненных работ по объекту в размере, превышающем 30% НМЦК;
- копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
2) Согласно пункту Соглашения о расторжении заявителем выполнены, а заказчиком оплачены работы на сумму в размере, превышающем 30% НМЦК.
3) Кроме того, по Соглашению о расторжении (цитата), «Генеральный подрядчик гарантирует, что выполненные им на момент подписания настоящего соглашения работы по Объекту соответствуют условиям Контракта, действующим техническим регламентам, строительным нормам и правилам, проектной документации, и с момента подписания настоящего соглашения несет ответственность в соответствии с разделом 14 Контракта за обнаруженные, в том числе в пределах гарантийного срока, недостатки выполненных работ».
Таким образом, комиссия УФАС пришла к выводу, что заявителем в составе заявки представлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающий соответствие заявителя дополнительным требованиям, установленным согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Жалоба заявителя была признана обоснованной (Решение ФАС России от 07.09.2020 по делу № 20/44/105/1521).
Вывод эксперта
Работы по контракту, представленному участником закупки в качестве документа, подтверждающего опыт выполнения работ, выполнены на минимально установленную сумму. Факт выполнения таких работ подтверждают акты выполненных работ и акт ввода объекта в эксплуатацию, которые также представлены в составе заявки на участие в аукционе. Кроме того, такие работы приняты без нареканий и оплачены заказчиком.
Несмотря на то что впоследствии контракт был расторгнут по соглашению сторон, такой контракт подтверждает опыт выполнения работ.
Кроме того, по мнению УФАС России, предоставление копии исполненного, но еще не оплаченного контракта не является основанием для отклонения заявки (Решение ФАС России от 07.09.2020 по делу № 20/44/105/1521). Как указывает УФАС, если участник закупки предоставил копию контракта на минимальную сумму, установленную Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, и копии актов выполненных работ на соответствующую сумму, такая заявка отклонению не подлежит.
Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем «Кодекс»/»Техэксперт»
Акуленко Ольгой Владимировной
Читать весь ответ