Абилитация и реабилитация инвалидов

Содержание:

Что такое абилитация?

Слово это имеет латинские корни. Habilis можно перевести на русский как «быть способным к чему-либо, состоятельным в каком-то виде деятельности».

Абилитация — это целый комплекс разнообразных лечебно-педагогических мероприятий, направленных на как можно более полное лечение тех патологических состояний у еще не имеющих навыков и опыта проживания в социуме малышей раннего возраста, которые без должного внимания врачей и педагогов приведут к стойкой потере возможности учиться, работать и быть когда-либо полезным членом общества.

Абилитация — чаще всего длительный процесс, конечной целью которого является приобретение или развитие еще не сформированных навыков и умений.

Государственная поддержка абилитологии

В современной медицине разработаны новые методики диагностирования организма человека, что позволяет установить точный диагноз уже на первоначальной стадии.

Существует разница в разработках данных методик восстановления.

Чаще всего, абилитология направлена, на восстановление детей с ОВЗ.

Когда на государственном уровне выделено понятие абилитация, подтвержденная вышедшим в 2020 году законом, тогда можно с уверенностью говорить о том, что разработка новых способов и методов формирования в инвалидах личности, которая быстро адаптируется в социуме, не заставит себя долго ждать.

Абилитационный процесс необходимо начинать с первых моментов развития патологии, или же с первых дней жизни проблемных детей.

В процессе должны быть задействованы специалисты абитологи, а также должна быть тесная поддержка родителей (при занятиях с детьми). Не последнее место отводится государственной поддержке, а также поддержке органов соцзащиты.

Эквивалентные степени

Получение степени доктора наук в России и некоторых других странах, ранее входивших в состав Советского Союза или Восточного блока, приравнивается к хабилитации. Накопительную форму абилитации можно сравнить с высшими докторскими степенями , такими как докторская степень. ( Доктор наук ), лит. (Доктор филологических наук), доктор юридических наук. (Доктор права) и DD (Доктор богословия) из Великобритании, Ирландии и некоторых стран Содружества, которые присуждаются на основе опубликованной работы. Однако высшие докторские степени из этих стран (кроме России) часто не признаются ни одним немецким государством как эквивалент абилитации. В 1999 году Россия и Германия подписали Заявление о взаимном академическом признании российских ученых степеней и немецких академических квалификаций, включая эквивалентность российского доктора наук и немецкой хабилитации.

Кроме того, должность или звание доцента (или выше) в университете Европейского Союза систематически переводится или сравнивается с такими названиями, как Universitätsprofessor (W2) (Германия), førsteamanuensis (Норвегия) или Doktor hab. (Польша) учреждениями, такими как Генеральный директорат Европейской комиссии по исследованиям , и поэтому обычно подразумевает, что обладатель такого титула имеет степень, эквивалентную хабилитации.

Финансирование нового проекта

Финансовое обеспечение такой программы, как абилитация, — это достаточно серьезный вопрос. Ранее все затраты по восстановлению утраченных функций или по приобретению ранее отсутствующих, как правило, ложились неподъемным бременем на плечи родителей либо создаваемых ими фондов помощи. А ведь лечение такого рода практически всегда дорогостоящее. Кроме того, самые разные технические средства и восстановительные процессы тоже требовали вложения немалых средств.

Теперь, согласно новому закону, на такие мероприятия из бюджета выделяется определенная сумма. Что касается 2020 года, то объем денежных средств для этих целей составляет 9,3 млрд рублей, и выделены они будут из фонда соцстрахования.

Официальный, подписанный руководством страны документ определяет, что эти финансовые потоки могут быть использованы по двум направлениям. Во-первых, это предоставление технических средств и услуг по абилитации и реабилитации (объем – 7,7 млрд рублей). Во-вторых, это предоставление денежной помощь местным бюджетам со стороны государственного (субвенции) на подобные мероприятия (объем – 1,6 млрд рублей).

Комплексная реабилитация детей до 4х лет

Комплексная (ре)абилитация

Приоритетным направлением отделения является работа с детьми  раннего возраста

Раннее выявление и комплексная  абилитация нарушений в развитии ребенка обусловлены исключительной важностью раннего детского возраста в становлении физических, психических и социальных функций человека

Комплексная реабилитация, включающая в себя проведение с детьми реабилитационных мероприятий, медицинских процедур, предоставление им горячего питания, осуществляется в рамках реабилитационных сезонов в стационарном отделении в условиях круглосуточного пребывания и в отделении дневного пребывания. Продолжительность каждого сезона –14 — 30 дней. Нахождение детей в стационарном отделении предусмотрено вместе с родителями или лицами, их заменяющими, в обязательном порядке.

Система раннего вмешательства в центре «Журавлики» построена на междисциплинарном взаимодействии, что обеспечивает работу междисциплинарной команды специалистов над проблемой ребенка: педагога-психолога, логопеда, дефектолога, педагога дополнительного образования и значительно повышает  эффективность реабилитационного процесса.

Базовые направления комплексной реабилитации — медико-социальная и психолого — педагогическая реабилитация.

Медико-социальная реабилитация – это лечебно — оздоровительные процедуры, оздоровительные мероприятия, консультации врача-невролога, врача лечебной физической физкультуры (ЛФК), врача-педиатра, физиотерапевта, ортопеда. Лечебно-оздоровительные процедуры, предписанные врачами-педиатрами, включают в себя физиотерапевтическое лечение, ручной массаж, лечебную физкультуру (ЛФК), водолечение, фито-терапию.

Психолого-педагогическая реабилитация проводится в соответствии с разработанными специалистами программами. Занятия специалистов организуются в форме игровых (диагностических) сеансов. В каждом кабинете оборудовано игровое развивающее пространство. Психолого-педагогическая реабилитация осуществляется по следующим направлениям:

Психологическая реабилитация включает в себя занятия по развитию эмоционально – волевой сферы, навыков коммуникации и общения с использованием релаксации, игровой терапии, направляемой ребенком интеракции, арт-терапии, поведенческих тренингов и др. Игровые сеансы проводятся в сенсорной комнате, кабинетах интерактивной коммуникации и песочной терапии.

Дефектологическая реабилитациянаправлена на решение проблем, связанных с развитием ребенка: формирование предметной, игровой деятельности, развитие познавательной деятельности: развитие восприятия основных сенсорных эталонов (форма, величина, цвет), целостного восприятия, ориентировочной деятельности и т.д.

Логопедическая реабилитация направленана развитие импрессивной и экспрессивной речи, постановку звуков, развитие фонематического слуха, активизацию и расширение словарного запаса

Важной составляющей в работе логопеда является логопедический массаж

Творческая реабилитация включает занятия рисованием, лепкой, оригами, бисероплетение. Занятия творчеством проходят в оборудованных кабинетах развития мелкой моторики, песочной терапии, мастерской развивающих игрушек. Специалисты используют в работе с детьми краски, мелки, пластилин, глину и другие природные материалы, соленое тесто.

Новый порядок установления инвалидности

Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности.

Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:

  1. Каково расстройство функций организма.
  2. Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
  • частично или полностью утрачена одна определенная функция;
  • возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.

Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.

Основанием для установления инвалидности лицу является нарушение здоровья со II и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма. После установления человеку инвалидности, будут применяться критерии установления группы инвалидности.

Медико-социальная экспертиза также отвечает принципу комплексности. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основании следующих данных:

  • Клинико-функциональных;
  • Социальной бытовых;
  • Профессионально-трудовых;
  • Психологических.

Если лицо официально признается инвалидом, то ему обязательно назначается индивидуальная реабилитационная или абилитационная программа, причем ее будут не только назначать, но и контролировать выполнение.

Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования.

Абилитация и реабилитация какая разница?

Абилитация, как понятие для восстановления функциональности организма инвалида, имеет существенную разницу с реабилитацией.

При абилитации для инвалида создаются такие условия, когда он способен научиться и развить свои способности для достижения поставленных целей.

В процессе обучения, гражданин с инвалидностью находит альтернативные методы решения поставленной цели. Даже если главный путь к достижению цели заблокирован по причине болезни, или же травмы.

Пример: если у ребёнка существуют отклонения в применении речевого аппарата, тогда абилит необходимо начинать проводить сразу после того, как ребёнок не стал в положенный срок разговаривать.

Если начать применение абилита в десятилетнем возрасте, тогда полностью восстановить функции речевого аппарата не получиться.

Установление инвалидности: основные изменения

Согласно проведенным исследованиям, на 01.01.2015 г. в России насчитывалось около 13 млн. инвалидов, среди которых доля детей составляет 605 тыс (какую помощь детям-инвалидам оказывает государство?). Ранее при определении инвалидности использовались 2 критерия:

  • расстройство функций организма;
  • уровень ограничения жизнедеятельности (комиссиями применялись такие понятия, как полная, частичная с утратой возможности самостоятельно организовать самообслуживание, утеря двигательной функции, способности к обучению и прочее).

Такой порядок устанавливался Законом о защите инвалидов (ст. 1), но с 01.01.2016 г. будет использоваться только один критерий, согласно ему лицо признается инвалидом, после чего ему назначается индивидуальная программа восстановления жизнедеятельности. С 2016 года степень инвалидности определяется на основе выраженности функциональных расстройств, а не от степени ограничения. Разница очень большая:

  1. При старом порядке использовалась субъективная оценка, то есть способность к обучению, общению, контролю поведения (согласно Классификациям и критериям МСЭ, разд. III).
  2. Новая система подразумевает объективную оценку утери функциональности организма, что выявляется на основе проводимого медобследования.

Принцип составления индивидуальных программ

Этапы составления индивидуальных реабилитационных программ, для каждого инвалида имеют разницу, и зависит составление программы от потребности каждого больного.

В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы:

  • Общие процедуры реабилитационного процесса — прием медикаментозных препаратов;
  • Реабилитационное восстановление специализированного характера — протезирование конечностей, оперативное вмешательство в организм, лечение в специализированных клиниках и лечебницах;

Медицинские мероприятия по абилитации:

  • Мероприятия по реконструктивной оперативной хирургии;
  • Протезирование больных;
  • Восстановление в санаторных условиях, или же на курортах.

Для абилитационного процесса, а также реабилитационного, необходима помощь органов соцзащиты в приобретении инвалидных колясок, костылей, а также обученных собак-поводырей для незрячих инвалидов.

С профессиональным уклоном

Данный абилитационный процесс позволяет обучить гражданина с ограниченными физическими возможностями и оказать помощь в трудоустройстве, а также в адаптировании его на месте его работы.

Для того чтобы инвалид работал на предприятии, руководство данной компании вместе с органами соцзащиты переоборудую место для работы гражданина с инвалидностью. Работающим инвалидам государство кроме пенсионного обеспечения предлагает ряд льгот, для предприятий, в которых работают инвалиды, также существуют льготы налогового послабления.

Оздоровительных мероприятий и социальной адаптации

Занятия спортом благоприятно влияют на здоровье, а спортивные мероприятия, которые проводятся для инвалидов, позволяют улучшать их психологическое состояние.

Социальная адаптация в обществе — это, прежде всего семейные отношения, а также отношения той среды, в которой часто перебывает данный гражданин.

Социальная ориентация в среде проживания — это дать возможность инвалиду быстрее адаптироваться в обществе:

  • Помочь инвалиду реализовать себя;
  • Способствовать поступлению его в учебные заведения;
  • Помощь психолога для работы в семье.

Адаптация на бытовом уровне — это процесс налаживания жизнедеятельности больного в семье:

  • Абилитация, или же реабилитации инвалида обслуживания себя в быту;
  • Психологический процесс налаживания контакта в семье;
  • Научить всех членов в семье проживать вместе с инвалидом;
  • Органам соцзащиты помочь в переоборудовании жилища для данной категории граждан.

Социокультурная абилитация — это посещение инвалидом групп по интересам, творческих и спортивных кружков.

Абилитация или реабилитация

2012-03-15

В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Термин «реабилитация» касается процесса, имеющего целью помочь инвалидам достигнуть их оптимальных физического, интеллектуального, психического и/или социального уровней деятельности и поддерживать их, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;

2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;

3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;

4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса, она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Абилитация инвалидов

С 2020 года в РФ вступает в силу новая, более совершенная система установления факта инвалидности, позволяющая не только поставить диагноз, но и более полно определиться с тем, какая именно индивидуальная помощь нужна каждому конкретному пациенту. Таким образом, вводится в действие такая новая формулировка – абилитация инвалидов. Что это понятие в себя включает?

Ключевыми, самыми важными компонентами этого вида абилитации можно назвать протезирование, ортезирование, использование возможностей реконструктивной хирургии, различные варианты профессиональной ориентации, лечение в условиях санатория, применение лечебной физкультуры, различные спортивные мероприятия.

Сфера применения

К сожалению, иногда у ребенка при рождении обнаруживаются некие функциональные ограничения, а это значит, что он не сможет будущем самостоятельно развить те функции, которые нужны, чтобы жизнь протекала нормально или функциональность такого ребенка останется ниже, чем у его ровесников.

Но, несмотря на болезнь, он продолжает быть ребенком, нуждающимся в любви, опеке, ласке, внимании и заботе. Воспитывая его с учетом уникальности состояния, нужно стараться сначала видеть ребенка, а потом проблему.

Произошедшее от латинского «habilis», слово «абилитация» означает «быть способным». Следовательно, «абилитировать» значит «сделать состоятельным», в отличие от понятия реабилитации, которая направлена на то, чтобы восстановить утраченные в результате болезни функции.

Процесс абилитации наиболее актуален по отношению к детям, имеющим ограниченные состоянием здоровья возможности. Но он также применим и к другой категории людей, чье здоровье пострадало морально. (Осужденные люди, пережившие насилие).

Аблитация не просто лечит и модифицирует различные расстройства, она успешно обучает ребенка альтернативным путям достижения функциональной цели в случае блокировки привычных путей.

Очень важно знать, что абилитацию нужно начинать как можно раньше. Чем позже начнется процесс, тем меньше будет его эффективность и тем больше потребуется усилий от специалистов

Последние годы практики показали, что лечебные, педагогические, логопедические и другие мероприятия следует начинать с первого года жизни ребенка.

  • Мероприятия по реабилитации начинают проводиться с первого дня болезни или полученной травмы, проводятся до достижения результата.
  • Мероприятия, направленные на абилитациию, иногда могут начаться с наблюдения за состоянием будущей мамы и последующим выхаживанием ребенка уже с момента рождения.

Абилитация направлена на предоставление возможности ребенку вести тот образ жизни, который по максимуму приближен к обычному. Под «обычным» в этом случае подразумевается жизнь, которая была бы у ребенка без функциональных ограничений.

Основная задача как абилитации, так и реабилитации – преодоление состояния патологии у людей, чьи возможности значительно ограничены, их успешная адаптация и социализация в обществе, возможность устроиться в профессии и личной жизни.

Разница в абилитации и реабилитации ребёнка инвалида

Для ребёнка инвалида существует особенность в проведения реабилитации, или же абилитации. Нет разницы, какая методика будет применяться, главное начать ее применение, как можно раньше.

Для ребенка нет большой разницы, применять реабилитацию, или же абилитацию.

Если в вашей местности нет специалистов по абилитации, тогда восстановительные мероприятия проводят врачи-реабилитологи.

Главное, чтобы была оказана своевременная помощь и не упущено время.

Применяемые мероприятия:

  • Медицинская ориентация на восстановление функций — массажи, ЛФК, применение лечения в санаторных условиях;
  • Бытовая ориентация — научить ребёнка обслуживать себя на бытовом уровне;
  • Психологическая адаптация — работа с психологами и занятия на обучение поведения в социуме и возможность самому ребенку наладить общение в обществе;
  • Социокультурная ориентация — это эстетическое развитие детей-инвалидов. Разрабатываются культурные программы с посещением музеев, концертов, а также развлекательных и развивающих детских центров.

Распространенность

Аттестационные квалификации существуют или существовали в:

  • Бельгия (франкоязычная часть: Agrégation de l’enseignement supérieur , до 2010 г.)
  • Бразилия ( livre-docência )
  • Франция ( Habilitation à diriger des recherches , «аккредитация для наблюдения за исследованиями», сокращенно HDR)
  • Швейцария (PD и / или Dr. habil.)
  • Германия (Priv.-Doz. И / или Dr. habil.)
  • Люксембург ( autorisation à diriger des recherches , «разрешение на надзор за исследованиями» или ADR)
  • Польша (dr hab., Doktor habilitowany)
  • Австрия (ранее Univ.-Doz., Теперь Priv.-Doz.)
  • Египет (العالمية limiyya / Al-Azhar)
  • Дания (д-р мед. / Науч. / Фил.)
  • Италия (Abilitazione Scientifica nazionale, с 2012 г.)
  • Болгария (доцент)
  • Португалия (Agregação)
  • Румыния (abilitare)
  • Чехия (док., Доцент)
  • Финляндия (Dosentti / Docent)
  • Сербия (доцент)
  • Словакия (доцент)
  • Швеция (доцент)
  • Венгрия (Dr. habil.)
  • Латвия (Dr. habil.)
  • Словения (доцент)
  • Греция (υφηγεσία, υφηγητής), упразднена в 1983 г.
  • Армения, Азербайджан, Литва (Habil. Dr .; в настоящее время отменено и больше не присваивается, но те, кто получил степень ранее, будут использовать ее на всю жизнь)
  • Молдова
  • Беларусь ( Доктар навук , acinka : Doktar navuk )
  • Россия, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Украина ( Доктор наук — Доктор наук, доктор наук)

Разница между реабилитацией и абилитацией инвалида

Инвалиды по причине состояния здоровья относятся к социально незащищённой категории, а это подразумевает, что государство должно оказывать им содействие с помощью финансового обеспечения, лечения и реализации специальных программ. В последнем случае речь идёт об абилитации и реабилитации.

Абилитация представляет собой лечебно-педагогические процедуры, способствующие не только устранению реакций патологического характера у детей, но и предупреждению нарушений в организме. В целом абилитация направлена на формирование отсутствовавших у инвалидов способностей к различным видам деятельности (бытовые, общественные, профессиональные и тд). Её главная цель — содействовать развитию или обретению не сформированных умений.

Что касается реабилитации, её программа — это сумма мероприятий по поддержке гражданина с ОВЗ. После прохождения курса инвалид может решать бытовые задачи, трудиться, исходя из текущих физических возможностей. Реабилитация подразумевает восстановление навыков, функций и реализуется поэтапно с периодичностью во времени независимо от тяжести недуга, начиная с первых дней инвалидизации.

Цели и задачи данных мероприятий

В соответствии со ст. 9 ФЗ N 181 от 24.11.1995 года под реабилитацией понимается система и процесс, которые способствуют частичному или полному восстановлению способностей, ранее утерянных инвалидом к общественной, бытовой, профессиональной или трудовой деятельности.

Под абилитацией понимается процесс формирования новых способностей, которые ранее отсутствовали к ведению трудовой, общественной, образовательной и бытовой деятельности.

Целью осуществления реабилитации является восстановление навыков, которые были утрачены в связи с наступлением стойкого ограничения здоровья с учетом специфики перенесенной лицом травмы.

К задачам реабилитации относят:

  1. Повышение скорости выздоровления;
  2. Улучшение вариантов исхода полученных травм в результате болезни;
  3. Сохранение жизни инвалида;
  4. Предупреждение возможности появления инвалидности или облегчение её проявлений;
  5. Возвращение человека в различные сферы жизнедеятельности;
  6. Восстановление профессиональных навыков.

Целью абилитации является приобретение инвалидами таких навыков, которых ранее у них не было, для их интеграции в обществе.

Между понятиями реабилитация и абилитация есть существенная разница. Как правило, процедуры по абилитации проводятся детям, сразу после рождения и выявления у них нарушения здоровья, для того, чтобы приобретенные в процессе абилитации навыки можно было использовать в жизни. Реабилитация же, как правило, проводится для того, чтобы навыки, утраченные в результате болезни или травмы, восстановить.

Последние изменения

В проекте бюджета на 2018 год было отведено  29,3 млрд руб. на приобретение техсредств реабилитации для инвалидов. Также планируется расширить предусмотренный список ТСР общим объемом до 900 млн руб.

Государственная программа «Доступная среда» продлевается до 2025 г. В 2019 г. ее ключевым аспектом стала реабилитация. Реализация начнется с 2021 г. В 2021 г. федеральное финансовое содействие предоставили 18 субъектам РФ.

Деньги выделят на условиях софинансирования для:

  • закупки оборудования в реабилитационные центры,
  • обучения специалистов,
  • разработки ИС.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Реабилитация инвалидов

Абилитация для детей с ограниченными возможностями здоровья

Процесс абилитации наиболее актуален для детей раннего возраста, имеющим какие-либо отклонения в развитии. Если ребенок рождается с ограничениями по здоровью, то это значит, что он будет отставать от сверстников и не сможет самостоятельно развить необходимые для нормальной жизни функциональные способности.

Целью абилитации является не только стремление модифицировать или лечить умственные или физические отклонения, но и обучить ребенка достижению целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, а также адаптировать окружающую среду для компенсации функций, отсутствующих у ребенка с инвалидностью.

Если абилитация начата поздно, она может оказаться трудновыполнимой и малоэффективной. Это может произойти в случаях, когда, например, дети с грубой задержкой речевого развития или церебральным параличом, начинают получать соответствующую помощь в возрасте семи-девяти, а то и более, лет. Мероприятия по абилитации могут начинаться уже с мониторинга состояния будущей мамы и выхаживания ребенка, рожденного с отклонениями в развитии. А начинать проводить комплекс лечебных, логопедических, педагогических и других абилитационных мероприятий нужно уже на первом году жизни ребенка.

Главными задачами как абилитации, так и реабилитации является оказание помощи людям с инвалидностью в более успешной социализации, устройстве личной и профессиональной жизни и приобретении материальной независимости.

В России создана целая сеть абилитационных центров для инвалидов детства, в которых оказываются все виды помощи и реализуются программы абилитации для детей с двигательными, слуховыми, зрительными нарушениями, позволяющими в полной мере реализовать потенциал малышей.

Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.

2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.

4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий — их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

Программы для инвалидов

Индивидуальная

Индивидуальная программа реабилитации подразумевает проведение процедур и мер, которые включают в себя:

  1. Формы мер, направленных на восстановление утраченных функций;
  2. Сроки реализации этих мер;
  3. Виды необходимой помощи инвалиду;
  4. Объемы оказываемой помощи.

Она предполагает проведение следующих мероприятий:

  1. Медицинские (терапия, хирургия, санаторно-курортное лечение, получение технических средств);
  2. Социальные (юридическая помощь, консультирование, психологическая и культурная поддержка семей, в которой есть инвалид, обучение, проведение социальной реабилитации, физической);
  3. Профессиональные (консультирование о доступных формах труда, рекомендации о возможных противопоказаниях, ориентация, переобучение, техническое содействие при обучении или переобучении);
  4. Психолого-педагогические (дошкольное воспитание, обучение, предоставление технических средств для обучения, корректировка).

Это интересно: Сдача в аренду жилого помещения физическим лицом

Реализации индивидуальной реабилитации осуществляется только по согласию инвалида.

Программа индивидуальной абилитации включает в себя следующие меры:

  1. Восстановительные (реконструктивная медицинская помощь, протезирование, ортезирование);
  2. Профессиональные (оказание помощи при устройстве на работу, меры адаптации на новом рабочем месте);
  3. Физкультурно-оздоровительные (привлечение к культурно-массовым мероприятиям, участие в соревнованиях);
  4. Социальные (предоставление возможностей к самореализации, оказание помощи в процессе поступления в высшие учебные заведения, налаживание социальных контактов).

Комплексная

Комплексная реабилитация – такой процесс, в котором участвуют специалисты разных направлений для восстановления умений и навыков, приобретенных ранее.

Направления комплексной реабилитации:

  1. Просветительское – реализация программ, направленных на изменение отношения общества к проблеме инвалидности, а также реализация программ, направленных на социализацию инвалидов в обществе и изменение их отношение к нему;
  2. Досуговое – создание программ по удовлетворению духовных и физических потребностей;
  3. Коррекционное – целью является устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности, связанных с инвалидностью;
  4. Познавательное – выявление у и инвалидов желания к образованию, труду, общественной деятельности;
  5. Эмоционально-эстетическое – формирование знаний у инвалидов к желанию освоения мира.

Медицинская

Медицинская реабилитация – комплекс процедур, направленных на снижение степени выраженности ограничения в процессе жизнедеятельности у инвалидов.

Выделяют следующие виды медицинской реабилитации:

  1. Общая (применение препаратов, которые назначаются лечащим врачом, амбулаторное наблюдение);
  2. Специализированная (помощь в специализированных лечебных учреждениях, осуществление протезирования, проведение операций).

К медицинской абилитации относят:

  1. Протезирование;
  2. Отрезирование;
  3. Реконструктивную хирургию.

Социальная

Социальная реабилитация – это совокупность процедур и различных мер, которые определяют общественный режим и режим семейно-бытовых отношений с учётом потребностей самого инвалида.

Она представляет собой два раздела:

  1. Социально–средовая ориентация представляет комплекс мер, которые помогают выявлению наиболее развитых умений инвалида, и на основе этих умений подбирается наиболее осуществимая семейная и общественная деятельность;
  2. Социально-бытовая абилитация представляет собой комплекс мер, с помощью которых выбирается наиболее оптимальный режим общественной деятельности и семейной жизни.

Социально-бытовая адаптация включает:

  1. Осуществление консультирования инвалида;
  2. Специализированное обучение инвалида и членов его семьи;
  3. Обучение процедурам самообслуживания;
  4. Приспособление помещения, где проживает лицо с ограниченными возможностями, к его нормальной жизни и способности обслуживания;

Социально-средовая ориентация представляет собой процедуру:

  • получения навыков общения, обучение социальной независимости, приобретения умений по осуществлению рекреационных мероприятий;
  • оказания помощи при разрешении личных проблем;
  • психологической поддержки семьи.

Назначение и задачи психологической реабилитации

Любые изменения в привычном ходе жизни вызывают стресс. Если эти изменения достаточно серьезны, у человека развивается депрессия, он отказывается принимать новые условия жизни, не верит в возможность вернуться к норме.

  • Главная задача психологической помощи при реабилитации – вернуть пациенту веру в себя, эмоциональную стабильность, исключить агрессивную реакцию на изменившиеся условия.
  • Если возвращение к обычной жизни невозможно (болезнь, травма привела к инвалидности), психолог помогает адаптироваться к новым жизненным условиям, понять, что инвалидность – не повод отказываться от привычных дел, общения.
  • Еще одна задача реабилитации – предотвращение возникновения глубоких психических нарушений. Если такое нарушение уже развилось, психотерапевт разрабатывает программу лечения.

Решение этих задач возможно только при тщательном изучении всей истории болезни, факторов, повлиявших на ситуацию, анализа состояния пациента в разные периоды болезни, доминирующих чувств и переживаний.

На психологическое состояние больного влияют следующие факторы:

  • сила болезненных ощущений – чем более сильную боль испытывает пациент, тем сильнее страдает его психика;
  • длительность болезни, количество дней на постельном режиме, количество дней, проведенных в стационаре – с увеличением срока увеличивается возможность развития психических изменений;
  • группа инвалидности и ее особенности – возможность наступления тяжелого психологического состояния увеличивается, если врачи говорят, что группа не позволяет продолжать карьеру на прежнем месте;
  • реакция близких на изменение состояния пациента – если родственники показывают жалость, часто возникают разговоры о болезни, психическое состояние пациента ухудшается;
  • реакция рабочего коллектива на возвращение человека к прежней работе – разговоры о том, что из-за инвалидности одного страдает работа всего коллектива, особенно часто заставляет человека замкнуться в себе, отказаться от работы.

При разработке программы психологической реабилитации важно отследить все эти факторы и устранить любое негативное влияние на психоэмоциональное состояние больного. Успех реабилитации во многом зависит от поддержки всех окружающих – от медперсонала до сослуживцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector