Что делать родителям, если ребенка гнобят в школе, а что делать не стоит

Содержание:

Что делать ребенку, которого гнобят в школе

Родителям нужно посоветовать детям, не реагировать на провокации, не обижаться на задевания, не проявлять агрессию. Ребенок должен ответить обидчику спокойно и достойно. Если его обвинили в том, чего он не делал, то ему необходимо твердо отрицать свою вину, и не «рассасывать» конфликт. В некоторых случаях лучше молчать, нежели оправдываться: агрессор потеряет интерес к тому, кто на него не реагирует.

Ребенку не следует плакать, если ему дали прозвище. Часто в школе дразнят тех, кто носит очки. Дети обижаются, если их называют «очкариками». В этом случае посоветуйте ребенку: если тебя дразнят «очкариком», скажи «Ты верно заметил, я ношу очки». Обидчик попросту будет сбит с толку, потому как его «объект унижений» не бесится, не плачет, не отвечает ему тем самым.

Чтобы не стать жертвой буллинга, ребенок должен завоевать авторитет в классе. Самый простой способ — преуспевать в учебе, спорте, в увлечениях, заниматься хобби, которое вызовет интерес у сверстников

Важно найти соратников, ребят, которые держат нейтралитет. Если в классе появились друзья, значит ребенок не униженный, а самый обычный

Как понять, что в школе ребенка обижают?

  • Порой детская безжалостность не имеет границ. В интернете полно жутких видеороликов, в которых дети избивают одноклассника и снимают это на видео. Издевательства в школе лишают ребенка уверенности в себе, ломают его психику и нередко представляют угрозу физическому здоровью. Все чаще в наше время мы сталкиваемся с таким понятием, как буллинг.
  • Буллинг – это систематическое намеренное давление на одного из членов коллектива. При буллинге явно прослеживается неравенство сил агрессора и жертвы. Это террор в любом виде: психологическом или физическом.
  • В силу разных причин далеко не все дети рассказывают родителям, что стали предметом «травли» в своем классе. Многие упорно отказываются говорить на данную тему. Особенно часто молчат в подобных ситуациях мальчики. Как же понять родителям, что их чадо стало объектом буллинга?


БуллингЕсть ряд признаков, которые помогают понять что ребенка обижают в школе:

  • Нежелание идти в учебное заведение. Данное обстоятельство также может выражаться в частых опозданиях в школу и даже прогулах уроков. Это, пожалуй, один из главных признаков того, что в школе у ребенка проблемы. При этом он зачастую отказывается объяснить причины, а просто ищет любой повод, лишь бы остаться дома симулирует недомогание, ссылается на другие дела и пр.
  • Внезапное снижение успеваемости. Дети могут приносить плохие оценки не потому, что не хотят учиться, а потому что в коллективе им плохо.
  • Появившиеся заикание, нервный тик, нарушения сна и аппетита являются свидетельством подавленного эмоционального состояния малыша.


Смена настроения

Раздражительность и даже агрессивное поведение по возвращению из школы. Ребенок, который подвергается издевательствам со стороны сверстников, нередко вымещает свой негатив на домочадцах.
Вы стали замечать, что личные вещи вашего малыша испорчены: обрисованы тетради и книги, порван дневник, сломан пенал и пр.
Ребенок часто возвращается после школы в грязной и порванной одежде, с синяками и ссадинами. Это может быть подтверждением того, что его бьют

Обратите внимание, если ваш малыш при этом хвастается, что смог постоять за себя, то речь о буллинге не идет, так как в данном случае отсутствуют глубокие скрытые переживания. Но если ребенок молчит и не говорит, откуда у него синяки, это тревожный звонок для родителей.
Ребенок не рассказывает никаких интересных историй о жизни класса, не делится тем, что произошло в течение дня

У него нет друзей в классе.

Ребенок постоянно ходит грустный и подавленный, стал плаксивым и чрезвычайно обидчивым.

Предотвращение буллинга: как помочь себе самоcтоятельно

Бывает, ситуации в которых подросток сам вызывает негативное отношение к себе. Это ни в коем случае не оправдывает агрессора. Но исправить ситуацию в таком случае подростку нужно попытаться, начав с себя.

Если проблемой является плохая успеваемость — нужно уделить учебе больше времени и приложить больше усилий. Это поможет избежать насмешек сверстников, и позволит закончить школу с хорошими результатами. Пропуска занятий — тоже касается.
От части физических недостатков вполне можно избавиться. Могут потребоваться, просто занятия спортом (фитнесом или танцами). Это поможет избавиться от лишнего веса, сделать красивой осанку, нарастить мышцы – и просто стать выносливее, увереннее в себе!
Если то и дело возникают прыщи – проконсультироваться можно у косметолога и диетолога

Специалисты обязательно помогут найти средства по уходу, подберут безопасную диету и расскажут, как правильно замаскировать проблемные участки кожи.
Также стоит задуматься о своем стиле
Не нужно одеваться в школу экстравагантно, привлекая к себе насмешки и чрезмерное внимание.
Девушкам не рекомендуется носить в школу короткие юбки и прозрачные топы, такая одежда для школы не подходит и может послужить причиной сексуальных действий к себе.
Важно научиться всегда соблюдать личную гигиену – это необходимо для здоровья и приятного общения в коллективе.

Подготовиться к обороне

О ситуациях, которые отчасти могли быть спровоцированы самими подростками, мы уже поговорили. Но как быть, когда ненависть связана с физическими особенностями, которые невозможно исправить, хорошей учебой или иными успехами?

Важно научиться защищаться! Освоить базовый и необходимый набор оборонительных приемов не очень сложно

  • Физическим методам обороны обучают в спортивных секциях. Для этого подойдут следующие виды спорта: самбо «самозащита без оружия»; кекусинкай-карате; кикбоксинг; джиу-джитсу и т.п.
  • А для противостояния психологическому давлению можно прочесть несколько тематических книг, записаться на прием к специалисту.

Словесная травля

Способов справиться со словесной травлей есть несколько:

Игнорировать нападающего. Цель словесного буллинга – унизить, подорвать самолюбие. Если слова обидчика не задевают жертву, то противнику становится не интересно, его силы иссякают.
Часто нападающий действует вместе с более слабыми сторонниками

Если удается выставить лидера на посмешище, то его авторитет ослабнет и нападки пройдут
Важно – всегда сохранять вежливость! Разговор в агрессивной форме может привести к физической травле, которая намного опаснее.
Иногда лучше вовремя уйти из помещения. Это позволит ослабить позицию обидчика, и даст время справиться со своими эмоциями.
Нельзя поддаваться на провокации

Никогда не стоит делать то, что считаешь не нужным, когда тебя подстрекают.

Физические издевательства

  • Основное правило – любыми путями всегда избегать драк.
  • По крайней мере, до тех пор, пока нет возможности защититься.
  • Нельзя стесняться, попросить родителей/родственников встретить из школы или позвонить в определенное время. Если их присутствие может навредить, можно сделать так, чтобы они оставались незаметными.

Если ситуация вышла из-под контроля, тогда придется вступать в бой. Бить — со всей яростью, вкладывая в удары всю силу. Получая достойный отпор, обидчик, чаще всего, отступает и оставляет в покое свою жертву– навсегда или на время.

Сексуальное насилие

Девушкам важно запомнить и объяснить, что ОПАСНО оставаться одной с парнем или компанией мужчин, если возникает даже маленькое в их добропорядочности и намерениях. Особенного внимания заслуживает ситуация, в которой отношения с парнями были конфликтными, а потом резко наладились

Лучше предупредить неприятности!

Если опасность почувствовалась уже на встрече, главное постараться незаметно уйти. Обидчики могут попытать помешать это сделать, тогда нужно создавать как можно больше шума – кричать, звать на помощь. Это поможет отпугнуть нападающих.
Нельзя умалчивать о происшествии

Ситуация может повторяться.
Важно рассказать родителям, попросить помощи.

Как сделать так, чтобы ребенок не стал жертвой буллинга

Рекомендации Аллы Баркан в книге «28 законов воспитания. Как желательно и не желательно поступать родителям»:

  • отыскать себе друга среди одноклассников, а еще лучше несколько настоящих друзей
  • научиться уважать мнение одноклассников, находить с ними общий язык
  • не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками, научиться проигрывать и уступать, признавать свою неправоту
  • не задираться, не зазнаваться
  • не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода
  • не хвастаться — ни своими успехами, ни своими гаджетами, ни родителями
  • не демонстрировать свою элитарность
  • не ябедничать
  • не подлизываться к учителям
  • не действовать наперекор решениям класса, если они не противоречат нравственным нормам
  • не демонстрировать свою физическую силу
  • не показывать свою слабость
  • не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами
  • использовать свои таланты на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились им, а не завидовали ему.

Очень часто бывает, что все старания не дают желаемого результата.  Стоит ещё раз обсудить ситуацию с родителями. Скорее всего, просто нужно сменить класс или школу. Пугают перемены? Но наверняка в новом месте можно найти достойных друзей. Просто люди, с которыми должен общаться сейчас, не способны понимать других, сочувствовать, просто быть порядочными людьми.

Нельзя замыкаться в себе. В подобную ситуацию попадают сотни людей ежедневно во всём мире. Как доказательство – книги и фильмы, в которых разбираются подобные ситуации. Самый популярный из них – «Чучело» Ролан Быков, американские картины «Костолом», «Молчание до гроба» и другие. Стоит посмотреть их. Вероятно там найдутся и практические советы, и моральная поддержка, и надежда на то, что выход есть всегда.

Адаптация к школе: основные трудности

Не хочу учиться в школе

30 способов узнать как прошел день ребенка в школе

Мне нравится1Не нравится1

Каким может быть буллинг

  1. Насилие может принимать физическое и психологическую формы.
  2. Физическое насилие принимает силовую форму (побои, избиения) или проявляется в порче имущества.
  3. Психологическое насилие – это более коварный метод, влияющий на моральное и эмоциональное состояние человека. Коллектив может воздействовать на психику подростка обзываниями, унижениями в словесной форме, бойкотами, запугиваниями и угрозами в течение длительного времени.
  4. В настоящее время широкое распространение получил — кибербуллинг, травля ведется посредством интернета.
  5. Отдельно выделяется сексуальное насилие, где имеет место принуждение к совершению каких-либо действий сексуального характера. Объектом насилия, как показывает практика, становятся не только подростки, но и дети. Опасность может исходить как со стороны одноклассников, так и взрослых.

Короткометражный фильм на тему буллинг в школе. Это трогательное видео, при просмотре которого до слез жаль человека на которого началась настоящая травля. Это ужасно, но такие истории происходят в почти в каждом классе. Ведь в любом классе находится тот, кто ведет себя не как все. И коллектив, как правило, воспринимает это в штыки. Наша история про мальчика, который просто сказал правду, но одноклассники восприняли это совсем иначе и начались издевательства в школе:

«В травле страдают все»

– Травля – это насилие. Она может появиться по многим причинам, но это всегда болезнь коллектива, определенной социальной группы. Почему болезнь? Потому что в этой ситуации страдают все.

► Какой она бывает?

Можно выделить физическое и психологическое насилие, которые иногда плавно перетекают друг в друга. Разделение на буллинг (травля одним человеком другого) и моббинг (травля группой лиц), по-моему, довольно условно, потому что травля всегда болезненна, в ней всегда есть жертва, агрессор и свидетели. Последние могут не просто наблюдать за происходящим, но и включаться в насилие по разным мотивам: из страха самим стать жертвой, высказать свое мнение и защитить человека и т.д.

► Кто обычно становится жертвой?

Самое интересное, что жертвой может оказаться любой. Недавно у российских коллег я встретила такую аналогию: если не мыть руки, есть вероятность получить какую-то болезнь, так же и с травлей – если в коллективе используют «грязные» методы общения, есть вероятность возникновения насилия.

Чаще всего жертвой становится человек, который не способен к противостоянию: он лишен способности выражать здоровую злость в ответ на травмирующие действия, либо он сам их вытесняет – сознательно или нет. В любом случае агрессор выбирает человека, за счет которого можно самоутверждаться.

Также часто жертвой становится человек, который отличается от большинства: ребенок с рыжими волосами и веснушками, с очень полным или очень худощавым телосложением, тот, кто лучше или хуже остальных выполняет определенные действия и т.п.

► А кто начинает травлю?

Здесь тоже работает совокупность факторов. Среди детей это может быть ребенок, в семье которого слишком высокий уровень напряжения, где он сам жертва. Это может быть младший ребенок, на которого очень влияют старшие дети: из-за того, что он не может противостоять негативу дома, все напряжение выливается в коллективе одногодок.

Так же и взрослый может проявлять агрессию к другим просто потому, что дома не всё в порядке, или потому что он с детства наблюдал модель общения, в которой насилие было нормой.

Причин может быть много. Нам проще делить мир на черное и белое, говорить, что агрессор плохой, а жертва хорошая. Но это разделение условно, ведь в этом страдают все. За агрессией чаще всего тоже стоит какая-то боль или страх быть непринятым, но это не так просто рассмотреть.

► Зачем вообще одному человеку издеваться над другим?

Возможно, чтобы ощутить собственное превосходство либо чтобы компенсировать внутреннюю ущербность, необходимость постоянно подтверждать свою силу и значимость.

► Но ведь больно всем, почему появляются те, кто обижает других?

Агрессора всегда выделяет вытесняемое чувство собственной уязвимости. Эти люди не готовы встретиться с ней, и проявление силы для них становится единственным способом этого избежать.

Вы наверняка слышали про Стэнфордский тюремный эксперимент, проведенный в 1971 году. Группу здоровых и психологически устойчивых людей разделили на «заключенных» и «охранников», смотрели, как они будут взаимодействовать друг с другом. В итоге эксперимент закончили раньше времени, когда он перестал быть просто «игрой».

Это очень хорошая иллюстрация того, что в каждом человеке скрыт потенциал к агрессии и злости, который может проявиться в определенных условиях: просто кто-то больше подвержен этому, а кто-то меньше.

► Но есть же те, кому просто нравится издеваться над другими?

У этого поведения может быть очень много причин. Чаще всего ею становится взросление в дисфункциональной семье, где насилие было нормой. Есть и просто психопаты, которых, увы, никак не исправить.

► Может ли быть травля внутри семьи?

Есть такой феномен – роль «козла отпущения» в семье. Это не совсем про травлю, скорее про навешивание ярлыка «не такой, как мы». В этой роли может быть и ребенок, на которого все сбрасывают напряжение, потому что он не соответствует представлениям и ожиданиям, и взрослый, который не разделяет общесемейные ценности, который делает все не так, как остальные: например, для семьи важен критерий социального успеха, а этот человек не может либо не хочет быть отличником или начальником.

Каким должно быть поведение родителей, если ребенка обижают в школе?

Я хорошо представляю, какая буря эмоций накрыла вас, когда вы об этом узнали. Поэтому предлагаю такой алгоритм действий:

Первый шаг. Возьмите себя в руки, эмоции в этом случае плохой советчик.

Не нагружайте ребенка дополнительно своими негативными чувствами, ему и своих переживаний хватает. Если вам нужно время, чтобы овладеть собой, возьмите его и действуйте рационально.

Чтобы не «нарубить дров» на этом этапе, внимательно изучите, как НЕ надо поддерживать детей в моей статье: «3 ошибки, как не надо поддерживать ребенка»

Второй шаг. Поговорите откровенно со своим школьником.

Сначала скажите ему о том, что вы ему сочувствуете, поддерживаете и обязательно поможете. Подробно расспросите ребенка, кто его обижает, каким образом, как часто. Это поможет составить план ваших последующих действий.

Третий шаг. Никогда не говорите ребенку, что он сам виноват.

Нередко бывает, что учителя осуждают жалобщиков, и дети боятся оказаться ябедами. И даже, когда им реально нужна помощь взрослого, они молчат и терпят, соблюдая этот сомнительный «кодекс чести». 

Объясните своему ребенку, что он может и всегда должен пожаловаться на тех, кто его обижает в школе. Это не значит, что он «ябеда», ничего зазорного в этом нет. Вы тоже просите кого-нибудь помочь, если не можете справиться с чем-то самостоятельно. Таким образом вы поддержите контакт с ребенком, ваши доверительные отношения – залог того, что о конфликтных ситуациях вы будете узнавать первой.

Четвертый шаг. Формируйте модель уверенного поведения.

Я уверена, что прежде всего нужно воспитать в своем ребенке чувство уверенности и умение постоять за себя, тогда у него больше шансов не стать жертвой агрессора. 

Желаемый результат можно получить, если обидчику младшего школьного возраста твердо сказать: «Прекрати! Еще раз так сделаешь, я скажу маме, а она позвонит твоим родителям!» или «Имей ввиду, еще раз будет такое, скажу учительнице!» Но, пригрозив обидчику, надо довести дело до конца. Если он не одумается, нужно обязательно сообщить об этом родителям и учительнице.

Предлагаю выступить в ролях «режиссера» и «актера», это хороший способ выработать нужные навыки:

  1. Простое упражнение: посмотри, какой цвет глаз у этого человека? Прямой уверенный взгляд не раз поможет вашему ребенку и во взрослой жизни.
  2. Тренируйте мимику перед зеркалом. Пусть ребенок сделает сердитое и веселое, печальное и смелое лицо. Спросите у него, каким будет выражение его лица, когда он станет говорить с другом, а какое с обидчиком?
  3. Расскажите ребенку, что поднятая голова, уверенное выражение лица, прямой взгляд, твердый голос бывают гораздо важнее, чем те слова, которые он будет говорить нападчику.
  4. И тем не менее в конфликтной ситуации нет времени на экспромты, поэтому сделайте домашние заготовки. Придумайте несколько фраз, которые ваш ребенок может сказать своему обидчику. И не забудьте, прежде, чем показать спектакль зрителям, режиссер много репетирует с актером!

В моем детстве распространенным ответом тем, кто дразнился, было: «кто обзывается, тот сам так называется».

Важно, чтобы реплика не была оскорбительной, потому что это может только раззадорить буллера. Что называется, дальше – больше

Во все времена надежным щитом было предупреждение – «Я скажу старшему брату, (папе, дяде). Знаешь, кто он? Боксер! Он тебе даст!» Возможно, кто-то из соседских детей постарше учится в вашей школе. Попросите этого старшеклассника несколько раз на переменах зайти в класс вашего ребенка и спросить: «Ну, как ты тут? Никто не обижает? Если что, я рядом».

Шаг пятый. Хвалите ребенка за успехи.

Если ему удалось мирно отстоять себя, похвалите его. Если нет – продолжайте тренировки.

Если это не помогло, надо идти в школу.

Ребенок теряет свои школьные вещи или одежду

Может случиться так, что ваш ребенок теряет свои школьные материалы или личные вещи. Дети, которые издеваются, используют эту систему как способ запугать слабых детей. Дети потом могут спрашивать о деньгах только для того, чтобы дать их агрессору,Шантаж типичен для запугивающих детей.

Специалисты по психологическому насилию и домогательству объясняют, что самый частый тип страданий от детей школы психологический. По этой причине большинство симптомов болезни психосоматические.Психосоматические симптомы – ваш ребенок может проявлять различные физические симптомы, даже если домогательство физическое.

Наиболее распространенными из этих признаков являются:

Боль после пробуждения;Головокружение и головная боль;Проблемы с пищеварением и потеря аппетита;Тремор и сердцебиение;Расстройство сна;Изменение успеваемости в школе;От издевательства дети могут потерять интерес к школьной работе, концентрации и внимания.

«Могут быть серьезные последствия»

► Если не решить проблему с травлей, что будет с моей психикой?

Это очень сильный удар по самооценке, это подкашивает опоры, выбивает почву из-под ног и забирает веру в то, что вы можете что-то сделать. 

Последствия могут быть разными и достаточно серьезными. У человека может сформироваться избегающее поведение и полная неуверенность в себе. Это про неготовность встречаться с трудностями, стремление вести более замкнутый образ жизни. Может проявиться и повышенным уровнем тревоги, депрессией и особой чувствительностью во взаимоотношениях.

Не прожитые в тот период эмоции могут закапсулироваться в человеке. Психологическая травма устроена так, что она будет искать выходы, и человек может  неосознанно попадать в ситуации, где есть риск получить такую же травму: деспотичным партнером, авторитарным руководителем, коллегой-агрессором. Освобождать эти непрожитые эмоции нужно с психологом или психотерапевтом.

► Что хуже: психологическая или физическая травля?

На мой взгляд, они одинаково травматичны. Много факторов, которые влияют на восприятие: чувствительность человека, наличие слабых сторон, выносливость и т.д. Но физическая травля более наказуема, хотя бы тем же уголовным кодексом: жертва может зафиксировать побои или ущерб, нанесенный имуществу.

► Бывает ли так, что травля не заметна для жертвы и агрессора?

Иногда травля не сразу становится заметной, потому что жертва не чувствует, что ее границы нарушают: человек не сразу понимает свои эмоции, не видит обесценивания. Мы в целом – общество, довольно травмированное советским периодом, когда личные границы ничего не значили, когда коллектив был выше личности, когда все были заняты построением общего дела и не брали в расчет эмоции отдельного человека.

Более того, порой жертва склонна к чувству вины, к мыслям о том, что с ней самой что-то не так: человек берет на себя излишнюю ответственность за действия других.

В случае с агрессором такое бывает, но реже. Иногда он избегает ответственности за свои поступки, обесценивает свой вклад и называет происходящее игрой. Например, в школьном коллективе назвать вещи своими именами порой может только взрослый человек, учитель.

► Как понять, что я агрессор, если сам этого не замечаю?

Я не верю в то, что человек не замечает этого, он просто не хочет брать на себя ответственность. Да, часто жертва действительно пытается не показывать, что ей больно, иногда даже пытается смеяться вместе с агрессором. Но вам же никто не мешает спросить у человека, что он чувствует после ваших слов и не перегибаете ли вы палку.

Хотелось бы пожелать читателям быть уверенными в себе взрослыми с осознанной моральной позицией и хорошим контактом с детьми – этого вполне достаточно, чтобы выразить свое отношение к травле и противостоять этой проблеме.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Еще по этой теме:

Стесняюсь спросить: «Как не забеременеть, не предохраняясь?» Важные вопросы о контрацепции

Стесняюсь спросить: «Ходить без лифчика полезнее?» Маммолог отвечает на важные вопросы про грудь

Стесняюсь спросить: «Почему у меня усы, если я девушка?» Трихолог – о нежелательной растительности и о том, как с ней бороться

Чем помочь ребенку?

Травля в школе это тот случай, когда навредить легко, а помочь сложно. Естественная реакция родителей в ситуации, когда они узнают, что над их ребенком издеваются в школе, это немедленно отправиться к учителю, директору или домой к обидчикам самолично наводить порядок и восстанавливать справедливость. Понять этот душевный порыв можно, однако жертве после такой помощи становится еще хуже. Взрослые не могут повсюду водить ребенка за ручку, и рано или поздно ему все равно приходится остаться один на один со своими обидчиками, жаждущими отомстить за причиненные неприятности. Таким образом реализуется старый добрый педагогический прием «наказание коллективом», причем в роли наказанного опять оказывается жертва! Поэтому напрямую вмешиваться в ситуацию стоит только тогда, когда речь идет о физическом насилии и серьезной угрозе жизни и здоровью.

Противоположный родительский стиль поведения – не вмешиваться и позволить ребенку самому учиться налаживать контакт со сверстниками и находить выход из конфликтных ситуаций. Этот несомненно мудрый и дальновидный воспитательный подход прекрасно работает, когда дело касается банальных детских конфликтов. Однако систематическая травля означает, что ситуация вышла из под контроля, и собственных внутренних ресурсов ребенку недостаточно для ее решения. Издевательства в школе ничему не учат и не закаляют характер. Наоборот, они часто становятся причиной тяжелейшей психологической травы, усугубляют тревожность и неуверенность в себе, формируют психологию жертвы.

Так как же остановить травлю в школе? Важно научить ребенка защищать себя и отстаивать свои права. Будет полезно подробно разобрать ситуацию, обсудить, как надо реагировать на те или иные действия обидчиков, может быть, даже разыграть сценку в лицах. Еще лучше, если этим займетесь не вы, а профессиональный психолог

Важна и физическая подготовка, способность дать сдачи. А потому будет нелишней – как для мальчика, так и для девочки – какая-нибудь спортивная секция, где ребенок сможет приобрести навыки самообороны

Еще лучше, если этим займетесь не вы, а профессиональный психолог. Важна и физическая подготовка, способность дать сдачи. А потому будет нелишней – как для мальчика, так и для девочки – какая-нибудь спортивная секция, где ребенок сможет приобрести навыки самообороны.

Драться или сдаться?

Регулярно в Интернете появляются новые видео с издевательствами школьников над кем-то из сверстников. Вот один из последних роликов: в поселковой школе Наро-Фоминского района Подмосковья дети на перемене напали на одноклассника. От насмешек, тычков и плевков перешли к избиению руками и ногами, пока мальчишка с плачем не убежал. Таких «кино» в Сети полно.

«Ситуация травли возможна в классе, где есть два рода особых детей. Одни — потенциальные преследователи — ищут, на ком испробовать свою власть, этим детям свойственен повышенный уровень агрессивности, — говорит Елена Женодарова, руководитель школьного отдела Центра по работе с подростками «Перекрёсток» МГППУ.

— Другие — потенциальные жерт­вы, существенно не отличающиеся внешне дети, но которые ведут себя или общаются с другими по-особенному. Они быстро теряют контроль над ситуацией, кто-то сразу пугается, плачет, кричит, впадает в беспомощную злость. Безответность жертвы усиливает агрессию. Обычно эти дети тревожны, имеют низкую самооценку, порой недостаточное развитие интеллектуальных умений и навыков общения».

Как правильно подготовить ребёнка к школе? 7 советов родителям →

Статья по теме

Как бороться с подростковой агрессией

Как семьи, школы и общественность могут помочь

К счастью, школы, родители и сами дети начинают очень серьезно относиться к проблеме издевательств. Многие сообщества предлагают помощь в борьбе с задирами. Многие школы принимают меры против издевательств.

Когда семьи узнают о проблеме издевательств в школе, они начинают вмешиваться и разбираться. Вы — лучшая защита ребенка от издевательств, но Вы не одиноки. Не стесняйтесь привлекать учителей и пользоваться помощью специалистов.

Проблема издевательств — это ответственность, которая лежит на всех: на задирах, жертвах и наблюдателях. Проблема не будет устранена, пока каждый не приложит свои усилия.

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон. 

Что делать родителям   

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее. 

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок

Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

В «Домашней школе Фоксфорда» справиться со сложной ситуацией может помочь профессиональный психолог. Любой ученик и родитель может получить бесплатную консультацию в течение учебного года. 

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

  • «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее. 

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания

Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах

Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает. 

Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.  

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество. 
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне). 
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней. 
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.  

Причины травли подростка в школе – почему именно вашего ребенка бьют, унижают и т.д.?

Травля в школе – это не просто временное безобидное явление, которое ребенок может перетерпеть.

Травля опасна серьезными последствиями, среди которых не просто потеря сна, обретение комплексов и падение самооценки ребенка, но гораздо более опасные – психические срывы и даже попытки суицида.

И — не обязательно, чтобы травля была физической. Гораздо более изощренными и разрушительными становятся именно психологические атаки.

Ни один ребенок не забудет травли. И не каждый из тех, кто травлю прошел, перенесет ее без последствий. Поэтому, чтобы наши дети, взрослея, не бегали по школам с автоматами в попытках отомстить обидчикам (как нередко показывают сегодня в новостях), нужно быть внимательными к ним не просто сегодня, а практически еще вчера.

Ребёнка обижают в школе — что делать?

Кто в группе риска, и в чем основные причина травли?

Куда обратиться, если вам кажется, что ребенка унижает учитель?

В первую очередь специалисты советуют выяснить, является ли такое поведение нормой для учителя. Допускает ли он оскорбления в адрес других учеников или «повезло» только вашему? 

Если хамское поведение вообще характерно для данного педагога, нелишним будет собрать подписи с  других родителей. Это уже не субъективное мнение одного человека, а коллективная жалоба. Она, безусловно, имеет больший вес. 

Но и в том случае, если оскорблениям подвергается только ваш ребенок, это нельзя оставлять безнаказанным. 

Есть два мнения о том, что должен делать родитель, который считает, что его ребенка оскорбляет учитель. Разница состоит в том, есть смысл беседовать с педагогом-хамом или нужно обращаться сразу к директору. 

Те, кто уверен, что «профилактическая» беседа может решить проблему, упирают на здравый смысл учителя. Видя, что родители в курсе того, что происходит в школе с ребенком, он будет осторожней в выражениях. Кроме того, нельзя исключать возможность, что он прекрасно относится к ребенку/детям, и просто не понимает, что своими неловкими фразами оскорбляет их. Ваше замечание поможет ему скорректировать поведение.

Сторонники жестких мер уверены: хамство педагога не пройдет после разговора с родителями, а, может и усилится. Такие люди не должны работать с детьми, их нужно «воспитывать», а лучше сразу увольнять. 

Ни в коем случае не начинайте разговор на повышенных тонах. Если имело место недоразумение, ваша агрессивность будет совершенно неуместна. А если вы имеете дело с профессиональным хамом – не стоит играть на его поле. 

Думается, с учителем пообщаться все же стоит. В любом случае полезно будет услышать и его позицию – хотя бы для того, чтобы подготовить контраргументы. Для беседы на другом, более высоком уровне. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector