Cервитут на земельный участок

Алгоритм установления публичного сервитута на земельный участок

Заинтересованные лица обращаются в администрацию с уведомлением о необходимости использования части территории ЗУ. Заявление пишется на имя главы городского (сельского) исполкома. В нём должны содержаться сведения:

  1. О заявителе, с указанием должности и места работы. Если заявителя представляет группа лиц, обозначить её структуру, по смыслу проявленной инициативы.
  2. Об участке, к которому проявлен интерес, с указанием адреса, места расположения и иных доступных сведений.
  3. Причины, по которым лица ходатайствуют о пользовании указанной территорией.
  4. Обоснования, согласно которым вопрос не решается иным путём.

В заключение ставится дата, подпись заявителя с расшифровкой. Если обращается должностное лицо, подпись скрепляется печатью предприятия (компании). Когда инициаторами выступает группа лиц, каждый участник ставит подпись и расшифровку фамилии – собственноручно.

Предварительно, до обращения в административные органы, заявителю требуется обратиться к собственнику с предложением о составлении соглашения. Если соглашение об установлении сервитута будет составлено, его следует приложить к заявлению. Если нет – об этом следует оповестить администрацию в письменном виде.

Принятое заявление рассматривается в пределах 5 дней, после чего – принимается в производство или отклоняется, с письменным указанием причин. После принятия в производство, в отдел, уполномоченный на проведение работ в заданном массиве, приглашается собственник надела. Он оповещается о необходимости ограничения участка и причинах, повлекших данное действие.

Глава исполкома обязан предложить собственнику разрешить вопрос об обременении его надела путём составления соглашения.

Следует понимать, что в соразмерной степени владелец ЗУ терпит ущерб. Соответственно, власти зачастую предлагают встречные уступки. Если владелец надела не возражает, он составляет соглашение, где изъявляет согласие на использование части земельного надела. Соглашение отражает момент начала взаимодействия между исполкомом и владельцем. При условии его не согласия – составляется официальное уведомление об отказе.

Документы собираются в пакет, который передаётся в специальный земельный отдел для ознакомления. Назначаются общественные слушания и указывается их дата. На слушаниях могут присутствовать заинтересованные стороны, с имеющимися у них аргументами. При положительном развитии тенденций, комиссия выносит положительное заключение, принятое на слушаниях.

Рекомендуем также ознакомиться с правом на бессрочное пользование ЗУ и прочитать алгоритм получения такого права.

При признании необходимости обременения, но при отказе собственника, комиссия может принять решение о передаче дела в суд. Тогда публичный сервитут будет установлен в судебном порядке. После принятия решения по согласованию или по решению суда, имеющуюся документацию требуется зарегистрировать в Росреестре.

Теперь вы знакомы с порядком установления публичного сервитута, но что делать если вдруг вы нашли ошибку в записях?

В чем смысл данного обременения?

Допустим, вы занимаетесь постройкой чего-либо в лесу. Для этого вам требуется постоянный подъезд строительной техники, подключения энергии, газа и воды. Однако это возможно лишь через территорию соседей.

Тогда вы можете установить с ними договор. Ваш сосед может позволить вам использовать его территорию в ваших целях, но, конечно, имеет полное право запросить с вас соответствующую оплату.

Это и называется процедурой установления лесного сервитута.

Основное их назначение– определить порядок и возможность использования лесных угодий, вам не принадлежащих. Поэтому сервитуты различаются, каждый из них может иметь различные цели и пути их реализации.

Сюда относят:

  • определение порядка проезда и прохода по соседним лесным территориям;
  • возможность прокладки линий электропередач;
  • прокладка газопровода;
  • развитие сетей дорожных коммуникаций – прокладка новых дорог и расширение (или удлинение) старых;
  • обеспечение коммуникации;
  • наладка водоснабжение, мелиорации;
  • любые другие изменения, которые модифицируют лесной участок и не могут быть достигнуты без заключения сервитута.

Понятие и виды сервитутов.

26.12.2018 11:32

Геленджикский отдел

Сервитут — ограниченное право пользования чужой вещью. 

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.  
           В соответствии с п.4 ст.44  Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.  
          Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
          В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.  В случае установления публичного сервитута на земельный участок в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.  
         Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута. К заявлению может прилагаться кадастровый паспорт, земельного участка.
          Частный сервитут — сервитут устанавливаемый по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего земельного участка.
-Срочный сервитут — сервитут, устанавливаемый на определенный срок.
-Постоянный «бессрочный сервитут» — сервитут, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой сервитут.
          Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута. Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.
         Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).
       

Как установить частный сервитут

право собственности на участок

Данный тип обременения устанавливается через заключение между лицами соглашения либо при наличии спора – через суд. Цели соглашения могут быть следующие:

  • обеспечение возможности проезда и передвижения по участку. Например, соседний участок не имеет подъезда, так как окружён водоёмом или непроходимой местностью, но используется для ведения сельского хозяйства. Сосед должен обеспечить не только проход, но и проезд сельскохозяйственной техники;
  • установление доступа к земле для прокладки и последующего обслуживания коммуникаций. Это могут быть трубы для водоснабжения, электрические кабели и так далее;
  • удовлетворение иных потребностей, так или иначе связанных с осуществлением права собственности.

Требовать установления сервитута может лицо с любыми правами на участок, в том числе арендатор, а вот обращаться он должен только к собственнику участка, касательно которого обременение будет устанавливаться.

Чаще всего обременение устанавливается на соседний участок, но в исключительных случаях может касаться и земли, располагающейся рядом с соседними.

Порядок установления обременения следующий:

  1. Заинтересованное лицо обращается к собственнику для переговоров об установлении сервитута. Переговоры могут носить как устный, так и письменный характер.
  2. Стороны заключают соглашение. Документ должен отражать все необходимые данные, начиная от реквизитов сторон и заканчивая размером компенсационных выплат.
  3. Соглашение регистрируется в Росреестре.

Скачать соглашение об установлении сервитута на земельный участок (образец)

Независимо от вида сервитута, без государственной регистрации ограничение не будет считаться установленным, так как любая сделка с недвижимостью регистрируется именно в таком порядке. Однако, нотариальное удостоверение не обязательно.

Если договориться не удалось

Заявление подаётся по месту нахождения земельного участка. Иск обязательно должен содержать следующую информацию:

  • реквизиты всех сторон, включая суд;
  • наименование заявления;
  • подтверждение наличие прав заявителя на участок;
  • подтверждение необходимости установления ограничения (наличие препятствий для пользования участком и доказательства этого) и возможные условия ограничения;
  • просьба к суду об установлении ограничения;
  • список приложений.

Скачать исковое заявление об установлении сервитута на земельный участок (образец)

Чаще всего сервитут устанавливается с определением компенсационной выплаты. Её размер рассчитывается в каждом случае индивидуально, в зависимости от обстоятельств.

К исковому заявлению нужно приложить:

  • документ, подтверждающий личность заявителя, например, паспорт;
  • документы, подтверждающие право на землю, например, выписка из ЕГРН, договор аренды и так далее;
  • кадастровый план;
  • выписка из ЕГРН, содержащая сведения о владельце соседнего участка;
  • расчёт предлагаемой компенсации, если он указывается;
  • доверенность, если от заявителя выступает иное лицо;
  • другие документы, подтверждающие правовую позицию заявителя.

Суд в ходе рассмотрения иска определит возможность и необходимость установления обременения. Для этого заявителю придется доказать, что иначе воспользоваться своим правом он не сможет или иной порядок существенно это усложнит.

После получения на руки судебного решения об установлении сервитута, нужно будет получить его заверенную копию и обратиться с ней в отделение Росреестра для проведения государственной регистрации обременения.

Видео по теме

Земельный кодекс Российской Федерации

Вид:

Федеральный закон (Россия)

Номер:

136-ФЗ

Принятие:

Государственной Думой 28 сентября 2001

Одобрение:

Советом Федерации 10 октября 2001

Подписание:

Президентом РФ 25 октября 2001

Вступление в силу:

30 октября 2001

Первая публикация:

«Собрание законодательства РФ» №44 от 29 октября 2001; «Российская газета» №211, №212 от 30 октября 2001

Действующая редакция:

от 23 июля 2013

Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником земельного права в России.

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Структура Земельного кодекса

Земельный кодекс Российской Федерации состоит из 18 глав (общей сложностью 103 статьи):

  1. Охрана Собственность на землю
  2. (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (земельный сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками
  3. Возникновение прав на землю
  4. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков
  5. Прекращение и ограничение прав на землю
  6. Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  7. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров
  8. Плата за землю и оценка земли
  9. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр
  10. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль)
  11. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
  12. Земли сельскохозяйственного назначения
  13. Земли населённых пунктов
  14. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
  15. Земли особо охраняемых территорий и объектов
  16. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса

Объектом земельных правоотношений является земля. В законодательстве земля рассматривается в нескольких аспектах:

  1. Земля как природный объект (важнейшая составная часть природы);
  2. Земля как природный ресурс (определённая совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которая используется обществом для удовлетворения своих потребностей);
  3. Как недвижимое имущество;
  4. Как объект права собственности и иных прав.

Образец

  • Договор об установлении земельного сервитута
  • Соглашение об установлении сервитута

Есть несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание при составлении документа

  • Обязательно описание того, какое именно обременение накладывается на тот или иной участок. Надо при этом указывать и на границы земли, для которой это необходимо.
  • Отдельно определяются условия, на которых используется земля. Это необходимо для полной защиты прав владельца.
  • Должен присутствовать пункт, посвящённый оплате участка, сроком перечисления денежных средств. Иначе не получится компенсировать неудобства, связанные с обременением.
  • Права и обязанности обеих сторон сделки так же должны быть установлены. Это касается и мер ответственности на случай, если соглашение по сервитуту нарушается.
  • На плане местности указывается, где именно располагается участок.
  • Сама земля требует подробного описания места расположения, указания информации по площади.
  • Без номера по кадастровому учёту соглашение вообще невозможно будет заключить.
  • Сделка может быть бессрочной, либо срочной.
  • Наконец, обязательно присутствие реквизитов каждой из сторон.

Здесь требуется установить стороны, участвующие в заключении соглашения о взаимном использовании земельного участка и дать кадастровые и технические характеристики ЗУ. В основной части соглашения следует подробно, но лаконично и юридически корректно описать:

  • какая площадь участка ограничивается;
  • её местоположение на участке;
  • какие работы планируется проводить;
  • какие объекты располагать;
  • срок использования;
  • условия возвращения и досрочного прекращения.

Стороны указывают значимые для них правовые моменты, во избежание развития конфликта, а также для соблюдения всех обязанностей в соглашении об установлении сервитута. Предусмотреть всё необходимое требуется заведомо, чтобы впоследствии осталось только следовать достигнутым договорённостям, не выходя за их рамки. Если речь идёт о крупных объёмах работ, целесообразно составить проект планирования территории ограничения.

Сервитут подлежит государственной регистрации как вид сделки между лицами, поэтому готовый текст подписывается сторонами и требует регистрации в Росреестре.

Если ЗУ не в собственности, а в аренде у администрации или в праве постоянного (бессрочного) пользования (алгоритм получения описан здесь) – соглашение прилагается к заявлениям сторон, которые подаются в администрацию по месту расположения ЗУ. Так же требуется предъявить свидетельство о собственности на участок. Администрация рассматривает их не более 30 дней и выносит решение. Вынесенное положительное решение становится основанием для дальнейших действий. Отказ можно оспорить в суде, а в случае технических ошибок – исправить их и подать заявления повторно.

Государственная регистрация сервитутов проводится после получения выписки из решения административной комиссии. Для собственника достаточно составления соглашения. Стороны подходят к окну регистратора в местном отделении кадастра и картографии или в многофункциональном центре и подают документы, подтверждающие:

  1. личность сторон;
  2. принадлежность участка стороне соглашения;
  3. разрешение администрации об установлении сервитута.

Документы принимаются под расписку, где указывается дата выдачи регистрации сервитута. Обычно она составляет 21 рабочий день. Все действия, которые проводятся в администрации, не требуют оплаты.

Если стороны затрудняются составить соглашение самостоятельно, им требуется обратиться к юристу. Составление соглашения укладывается в сумму от 5 до 10 тысяч рублей, в зависимости от региона проживания и квалификации специалиста.

Письмо Минфина России от 27 ноября 2020 г. N 02-04-10/104872 Об отражении в бюджетном учете доходов от платы за сервитут

29 января 2021

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо (далее — Запрос) и сообщает следующее.

Согласно пункту 5 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 6 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Для учета доходов, раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о доходах, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, применяется федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 N 32н (далее — СГС «Доходы»).

Пунктом 4 СГС «Доходы» определен закрытый перечень видов доходов, к которым не применяется данный стандарт. В указанном перечне отсутствуют доходы от предоставления земельных участков в сервитут. Учитывая, что в результате установления сервитута одна сторона получает право ограниченного пользования соседним участком (увеличение полезного потенциала активов), а другая сторона — экономическую выгоду в виде полученных денежных средств (плата за пользование участком), данная операция относится к обменным операциям, которые порождают доходы для одной из сторон.

Из экономической сущности отношений, отражение в бюджетном учете доходов от платы за сервитут осуществляется согласно положениям СГС «Доходы» и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета.

Согласно обычаям делового оборота обременение земельных участков сервитутом, как правило, не ограничивается календарным годом.

В соответствии с пунктом 7 СГС «Доходы» доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов.

Следует отметить, финансовые отношения, возникающие по договорам аренды и сервитута, весьма схожи.

Положениями пункта 24 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» закреплено, что при передаче объекта учета операционной аренды пользователю (арендатору) в бюджетном учете признаются расчеты по доходам от собственности в сумме дебиторской задолженности по арендным обязательствам пользователя (арендатора) за весь срок пользования объектом учета аренды в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов от предоставления права пользования активом.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.10.2020 N 246н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» начисление доходов будущих периодов от предоставления права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) согласно заключенным соглашениям (на всю сумму платежей, указанных в соглашении) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020523560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» и кредиту счета 040140123 «Доходы будущих периодов от платежей при пользовании природными ресурсами».

Начисление доходов будущих периодов осуществляется в разрезе контрагентов, правовых оснований (в том числе договоров, соглашений, определений арбитражного суда о принятии иска к производству).

Одновременно сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступность всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства. Интернет-адрес сайта — http//www.minfin.ru.

Заместитель Директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

______________________________

* Находится на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Виды сервитута и их отличия

В зависимости от статуса сторон устанавливаются те или иные виды сервитута. Сторонами процедуры являются:

  1. Обладатель сервитута — лицо, получившее в пользование часть ЗУ. В договоре определяется как Пользователь.
  2. Держатель сервитута — лицо, участком которого уполномочен пользоваться обладатель сервитута. Определяется как Собственник.

Вид обременения зависит от того, кем является обладатель сервитута. Он может действовать:

  • в собственных имущественных интересах как физическое или юридическое лицо;
  • в интересах граждан населённого пункта как должностное лицо, представитель администрации.

Принято выделять две основных его разновидности: частный и публичный. Каждая разновидность может различаться по формам образования.

Частный сервитут

Частный сервитут устанавливается в индивидуальном порядке путём соглашения между частными лицами либо между владельцем ЗУ и организацией, проводящей специальные работы или установившей на участке свой объект. В отдельных случаях назначается решением суда.

Такое взаимодействие напоминает совместное владение участком или аренду его части. Но эти формы права нельзя путать, по сути они совершенно различны. В случае обременения всегда выявляется причинно-следственная связь между потребностью одного лица и возможностью её удовлетворения другим.

В остальном сервитут может иметь особенности, связанные с сопутствующими обстоятельствами, а также различаться по форме:

  • в соответствии с категорией земель и их целевым назначением, например, промышленным и сельскохозяйственным;
  • по виду обременения. Например, устанавливается ли сервитут на какой-либо срок или является бессрочным;
  • получает ли собственник за него оплату или нет.

Может возникнуть вопрос, связанный со смыслом добровольного безвозмездного обременения. На первый взгляд это кажется невыгодным для собственника ЗУ. Но ответ прост: зачастую при обработке земель симбиоз интересов собственников может привести к взаимовыгодному сотрудничеству. Например, один владелец участка установил на своей земле водоём. Но чтобы не занимать слишком большую территорию своего надела, он может договориться о том, что его соседи предоставляют ему в пользование часть своих земель безвозмездно, взамен чего получают право пользоваться водоёмом. Таких примеров можно привести достаточно много. Главное, чтобы такие действия и договорённости оформлялись официально, тогда впоследствии не возникнет споров и разногласий, если сменится владелец участка или появятся новые непредусмотренные обстоятельства.

Публичный сервитут

Публичный сервитут отличается тем, что устанавливается по инициативе граждан населённого пункта, обратившихся в местную администрацию с соответствующим ходатайством. Или по усмотрению самой администрации. В отличие от частного обременения, публичная форма может устанавливаться только специальной административной комиссией на открытых публичных слушаниях. По результатам этих слушаний, оформленных протоколом, принимается решение об обременении.

Различается публичный сервитут по следующим формам:

  1. Когда установлен на землях поселений, он называется городским (поселковым).
  2. Если устанавливается в земельных массивах сельхозназначения для прогона скота, прохода к воде и по идентичным причинам, которые невозможно решить без обременения, называется предиальным.

По преимуществу публичный вид пользования участком не предусматривает оплату. Так как он не устанавливается без нужды, и здесь задействованы интересы населения, которому требуется пользоваться частью территории собственника. Например, если территория завода огорожена забором, что лишает граждан тропинки вдоль него, или тротуара возле проезжей части. Такая ситуация может возникнуть и при приватизации рекреационных зон за счёт их перевода в другую категорию, что может лишить население зон отдыха, сквера или парка.

Решение вопроса по публичному сервитуту проходит на слушаниях

Однако по требованию землевладельца оплата может предоставляться в том случае, если после назначения обременения существенно усложнилось пользование землёй. Оплата может поступать от администрации по её решению, принятому на публичных слушаниях. Но п. 7 статьи 23 ЗК РФ, который регулировал установление такой оплаты, утратил силу с 1.04.2015. Поэтому администрация может отказать в оплате. В этом случае оплата может устанавливаться, если собственник выдвинул исковое требование и его удовлетворил суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector