Представителей каких народов россии осталось меньше всего?

Бегущая с оленями

Когда мы думаем о Таймыре, то в первую очередь обычно вспоминаем бескрайнюю тундру, пронизанный ветрами Норильск, незамерзающий порт Дудинка и промышленный гигант «Норникель». Но люди на этой на первой взгляд неприветливой земле живут еще со времен неолита. В первую очередь это самодийские народы — энцы, ненцы, нганасаны. Есть и сравнительно молодой этнос долганов — потомков якутов, эвенков, энцев и русских крестьян. Но самые древние и одновременно самые северные из коренных народов полуострова — это нганасаны, которые ведут свое происхождение от первобытных охотников. Нганасаны, или как они себя называют «ня» (т.е. «товарищ»), жили охотой и собирательством вплоть до XIX в., когда они освоили оленеводство. По сей день этот коренной народ сохраняет свой уникальный язык, обычаи, костюмы и жилища. 

«Экосфере» удалось поговорить с главой общины нганасан Валерией Болговой и обсудить те вызовы, с которыми малочисленному народу приходится сталкиваться в мире изменения климата, крупной промышленности и вынужденной ассимиляции.

Валерия Болгова. Фото: facebook.com/soyz.nganasan

Валерия очень устает, ведь в сутках всего 24 часа, а за день нужно успеть так много. Как главе общины нганасан в Норильске ей приходится быть в курсе всех проблем региона — будь то разлив солярки, запрет на рыболовство или нашествие жуков-короедов. 

Нельзя забывать и о других задачах — полным ходом идет подготовка к Международной выставке «Сокровища Севера. Мастера и художники России», которая должна состояться в Москве 23-27 сентября. Кроме того, у Валерии есть свой магазин-музей национальной одежды и сувениров «Ня танса» (что означает «нганасанская семья»). 

По ее словам, в последние годы природа Таймыра меняется неуловимо быстро. Взять хотя бы жуков-короедов, которых раньше в регионе не было. 

«Не знаю, с природой что-то происходит. Человек все губит, — говорит Валерия, — в этом году гнуса очень много, никогда такого не было. Потом полчища жуков откуда-то взялись, видать, леса горят или он с древесинной сюда попадает. Этот жук, он природу-то губит: у нас дерево через дерево зеленое, оранжевое, зеленое, оранжевое…»

фото: pixabay.com

Из-за глобального потепления некоторые виды мигрируют в местности, расположенные гораздо севернее их традиционного ареала обитания. Такие чуждые растения, насекомые и животные могут сильно навредить сложившимся экосистемам и разрушить их баланс. Кроме того, они часто становятся источником новых для жителей Арктики заболеваний. 

Но даже это не самое страшное для нганасан, живущих, как и другие коренные народы, традиционными промыслами. Без добычи оленя и ловли рыбы люди на Таймыре могут просто лишиться главного источника существования.

«Дождь тоже в этом году очень редко был. Сухо совсем, торфяники горели. Рыбы, самое главное, нет. И с оленем что-то происходило в этом году. Фотографии присылали из поселков отдаленных, он там через переправу на реке туда-сюда мотылялся. Подавили много телят, важенок (самка оленя — ред.). Какое-то все… не апокалипсис, конечно, но что-то неладное», — сетует Валерия. 

Здесь тоже не обошлось без влияния глобального потепления. У рыб меняется время нереста, они могут просто не приспособиться к более теплым водам и более раннему ледоходу. Традиционные пути миграции оленей становятся непроходимыми из-за таяния вечной мерзлоты — животные просто не понимают, куда им идти. 

Скорость изменений означает, что даже за одно лето знакомая тундра может превратиться в чуждый и полный новых опасностей ландшафт. 

Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

  • Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
  • Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
  • Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
  • Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
  • Бортничество, пчеловодство.
  • Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
  • Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
  • Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
  • Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
  • Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
  • Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
  • Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Сдерживающие факторы устойчивого развития

Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5—2 раза превышает средний по Российской Федерации.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоёмов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение.

6 ноября 2019 года по требованию Минюста РФ Мосгорсуд ликвидировал правозащитную организацию Центр содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦСКМНС). Минюст заявил, что центр «неоднократно нарушал законодательство» об НКО. Глава центра Родион Суляндзига связывает претензии с тем, что представители НКО неоднократно рассказывали «на международных площадках» о проблемах коренных жителей Арктики (включая конфликт между коренными народами Арктики и российскими нефтяниками).

Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом.

Зачем нужно включаться в этот список?

Раз существует список, в него можно попасть, в него можно записаться. Если ты не входишь в этот список, то у тебя не будет каких-то льгот. О льготах, как правило, говорят: «Они записались туда, потому что хотят льгот». Льготы, конечно, какие-то есть, если ты о них знаешь и можешь ими воспользоваться. Часть людей не знает, что они есть. Это льготы на медицинское обслуживание, на получение дров (актуально в деревнях), это может быть льготное поступление твоих детей в университет, есть еще какой-то список этих льгот

Но это на самом деле не самое важное. Есть такой момент: тебе хочется жить на своей земле, и другой земли у тебя нет

Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то с тобой будут обращаться как со всеми, хотя ты и так гражданин Российской Федерации. Тогда у тебя не будет дополнительных рычагов в плане защиты территории, на которой ты и твои предки жили, охотились, ловили рыбу, занимались тем традиционным образом жизни, который для тебя очень важен.

Почему очень важен? Иногда со смехом, иногда без смеха говорят: «Ну что с него взять? Даже если он «белый воротничок», наступает время путины или собирать шишки в тайге, он уходит в тайгу собирать шишки или в путину, пропадает в море и занимается добычей рыбы». Человек работает в офисе, но он не может без этого. Здесь рассказывают со смехом или даже пренебрежением. Если мы окажемся, скажем, на территории США, тогда мы просто обнаружим, что уважающие себя компании будут на это время предоставлять человеку отпуск, потому что они понимают, что он без этого не может, и не потому, что это его прихоть, что он хочет на рыбалку, как любой из нас может захотеть на выходные куда-то поехать отдохнуть. Нет, это что-то сидит в крови, что гонит человека из офиса обратно в тайгу, на земли своих предков.

Если у тебя нет возможности дополнительно защитить эту землю, то могут произойти разные сложные жизненные ситуации. Не секрет, что территория проживания малых коренных народов Севера обильна полезными ископаемыми. Это может быть все что угодно: золото, уран, ртуть, нефть, газ, уголь. И эти люди живут на землях, которые представляются очень важными с точки зрения стратегического развития государства.

Звёздная ночь в снегу

– Я – рождённая в яранге (традиционное жилище чукчей и некоторых других северных народов – Прим. ред.) и очень любознательна с самых ранних лет, поэтому хорошо знаю наш быт, культуру, обычаи и нравы.

Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Юлия Алексеевна, уже на нескольких праздничных площадках вы исполнили авторский танец с копьём. Выглядит захватывающе. Как придумали номер?

Юлия Обертынская: Искусство танца много значит для меня, и, честно говоря, мне обидно, что многие национальные танцы исполняют сегодня неправильно

У нас важно каждое движение. А если используете бубен – будьте подобны скрипачу с инструментом

В каждом танце своя история, которую может отражать мимика, горловое пение, играющая кухлянка. Чтобы людям было приятно смотреть, нужно уметь двигаться.

Мой новый номер – это родовой танец с копьём, передающийся из поколения в поколение. Потому что я – представительница воинственного племени. Помню, как такой танец исполняла моя тётя. А в этом номере я рассказываю целую историю, связанную с оленями – святыми животными для нас, дарящими и пищу, и одежду, и жилище.

– То есть, вас с детства воспитывали как представительницу воинственного племени.

Статья по теме

По зову предков. Будни городской девушки в тундре с оленеводами

Вообще, тема воспитания является одной из самых любимых для меня, ведь с ней связано много интересного. Скажем, когда женщина беременна, кто-то из её родственников или соседей обязательно видит сон о том, как давно ушедший из жизни человек навещает ярангу. Это означает, что новорождённый получит душу этого покойного. Согласно поверьям, каждая душа может переродиться таким образом не больше пяти раз.

Новорождённого кормят материнским молоком до тех пор, пока он сам не откажется. Более того, до семи лет ему разрешают вести себя как угодно, объясняя только истины о том, что нельзя брать чужое и так далее. Это считается личным отрезком времени, отведённым человеку – и если он хочет играть всю ночь, значит, может это делать. Уже после этого периода начинается жёсткое воспитание. Я очень хорошо это знаю, потому что прошла через эту жизнь.

Родовой танец с копьём передаётся из поколения в поколение. Фото: Из личного архива

– Можете поделиться каким-нибудь воспоминанием?

– Да, всё взросление хорошо помню. Вы только представьте, как на замёрзшей земле при температуре до минус 40 в юрте лежат берёзовые веточки, а сверху постелены две шкуры, на которых голенький ребёнок. Вот такими мы были закалёнными, связанными с природой. Но всё шло только на пользу.

Помню, как во время кочёвок мы в детстве с братом отстали от взрослых, но совсем не испугались. Ночью вырыли снег и расположились, любуясь звёздами, а на третий день догнали своих. Мы – дети тундры, и даже родители о нас не волновались, потому что правильно воспитали.

Кайтагцы (7)

Еще одна коренная народность Дагестана – кайтагцы. По своему быту, обычаям и культуре они близки к даргинцам. Сведения об этом народе можно встретить в арабских источниках, относящихся к 9 веку. В Средние века кайтагцы вошли в состав Кайтагского уцмийства, а в начале 19 века стали частью Российской империи. Традиционно представители народа занимались скотоводством и земледелием. В 1926 году при переписи населения численность кайтагцев составляла более 14 тысяч, однако в 2010 году к этой народности себя причислили лишь семь человек. По неофициальным данным, себя считают кайтагцами около 25 тысяч человек, но в переписи записываются даргинцами, субэтносом которых являются.

Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

  • Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
  • Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
  • Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
  • Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
  • Бортничество, пчеловодство.
  • Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
  • Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
  • Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
  • Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
  • Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
  • Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
  • Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Сдерживающие факторы устойчивого развития

Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5—2 раза превышает средний по Российской Федерации.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоёмов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение.

6 ноября 2019 года по требованию Минюста РФ Мосгорсуд ликвидировал правозащитную организацию Центр содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦСКМНС). Минюст заявил, что центр «неоднократно нарушал законодательство» об НКО. Глава центра Родион Суляндзига связывает претензии с тем, что представители НКО неоднократно рассказывали «на международных площадках» о проблемах коренных жителей Арктики (включая конфликт между коренными народами Арктики и российскими нефтяниками).

Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом.

Климатические особенности

Климатические особенности и геологические условия местности существенно влияют на расселение и общий уклад жизни людей. Согласно комплексной оценке природных условий России, четвертая часть территории России является не очень благоприятной для жизни человека.

Самый суровый климат в северной части России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь приспособились жить коряки, алеуты, чукчи, эскимосы, манси, нанайцы и др. Это коренные народы севера, но малочисленные — менее 50 тысяч человек в каждой этногруппе. Расселившись на территории своих предков, они придерживаются своих традиций — кочевничают, занимаются оленеводством, охотой, рыбной ловлей, ремесленной работой. С давних времен северные народности владеют искусством мезенской росписи и резьбой по кости.

Промышленное освоение месторождений и ресурсов Севера существенно поставило под угрозу исчезновения некоторые этносы. На территории Севера живут также якуты и коми, общее число которых свыше 400 тысяч человек.

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ Н А Н А Й Ц Е В

Традиционный костюм нанайцев — халат с запахивающейся направо полой, узкие и короткие штаны и ноговицы (деталь одежды типа гетр). Женщины под халат надевали нагрудник с металлическими подвесками. Зимнюю обувь (её носили поверх меховых или кожаных чулок) делали из рыбьей кожи, а летнюю — из кабаньей. В холода носили меховые шапки с наушниками, а в тёплое время года — берестяные шляпы. Женские головные уборы, особенно зимние, отличались от мужских: надевали или стёганую шапку на вате наподобие шлема и с шишечкой на макушке, или фетровые шапки в форме колпака с отогнутыми вверх краями.

Своеобразным был костюм охотника на соболя. Самые оригинальные его детали — богато вышитая шапочка с наушниками, увенчанная собольим или беличьим хвостом, и передник, украшенный разноцветными нашивками из материи.

Мужчины переняли от соседей-мань чжуров обычай брить переднюю часть го ловы от виска до виска, а остальные во лосы заплетали в косу. Женщины, по примеру маньчжурок, заплетали две косы и укладывали их вокруг головы.

Коренные народы Дальнего Востока России

Коренные народы, проживающие сегодня на Дальнем Востоке, довольно малочисленны, многие их представители находятся на грани вымирания. Есть и такие, которые давно исчезли. Отличаются этносы этих земель особой культурой, которая обусловлена суровыми условиями жизни. Их внешность относится к монголоидной расе северных территорий, отличить их друг от друга достаточно проблематично. Отметим, что многие из этносов ДВ не имеют территориальных автономных образований.

В Дальневосточный край входят Хабаровская и Магаданская области, Чукотский округ, Якутия и Еврейская автономная область. В Приморье – Камчатский край, Сахалин, Приморский край, регионы, имеющие прямой выход к морям.

Список народов Дальнего Востока: 

алеуты (унганы), кереки, долганы,, негидальцы, коряки, нанайцы (гольды), юкагиры (одулы), ительмены (камчадалы), нивхи, ороки, тазы, орочи, ульчи, чукчи, чуванцы (этели), эвены (тунгусы-ламуты), эскимосы (инуиты), юкагиры (одулы).

Жилище ненцев

Как и их предки, современные представители ненецких племён строят чумы. Они представляют собой конусообразное строение, основой которого служат жерди (их должно быть ровно сорок штук). Поверх жердей укладываются оленьи шкуры, которые оберегают обитателей чума от мороза и ветра. Для покрытия оного чума в зимнее время потребуются шкуры 65-70 оленей.

Для ненцев чум – не просто жилище, где можно согреться, поесть и отдохнуть. Это – миниатюрная Вселенная, что принадлежит каждой семье. В чуме существует старинный принцип размещения вещей, порядок, который нельзя нарушать. Ненцы верят, что гармония в чуме помогает обрести мир и с окружающей действительностью.

Кроме того, по форме чума можно определить достаток семейства. Если вы увидите остроконечное строение, можете быть уверены: в нём живёт небогатая семья. У самых состоятельных ненецких родов чумы имеют тупоконечную форму.

Внутри чума у ненцев / Роберт Талипов / rgo.ru

Перечень малочисленных народов Севера

Согласно утверждённому Правительством Российской Федерации перечню коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к таким народам относятся (разбивка по языковым группам по родному языку, сортировка по численности народа в России согласно переписи 2010):

Тунгусо-маньчжурские языки

  • Эвенки (37 131)
  • Эвены (21 830)
  • Нанайцы (11 671)
  • Ульчи (2765)
  • Удэгейцы (1453)
  • Негидальцы (522)
  • Орочи (596)
  • Ороки (295)

Всего: 76 263 человека

Ханты перед чумом вблизи озера Нумто

  • Ханты (30 943)
  • Манси (12 269)
  • Вепсы (5936)
  • Саамы (1771)

Всего: 50 919 человек

  • Ненцы (44 640)
  • Селькупы (3649)
  • Нганасаны (862)
  • Энцы (227)

Всего: 49 378 человек

Тюркские языки

  • Шорцы (12 888)
  • Долганы (7885)
  • Тувинцы-тоджинцы (4442)
  • Теленгиты (3712)
  • Сойоты (3608)
  • Кумандинцы (2900)
  • Телеуты (2643)
  • Тубалары (1965)
  • Челканцы (1181)
  • Тофалары (761)
  • Чулымцы (355)

Всего: 42 340 человек

Палеоазиатские языки

  • Чукчи (15 908)
  • Коряки (7953)
  • Нивхи (4466)
  • Ительмены (3193)
  • Эскимосы (1738)
  • Юкагиры (1597)
  • Кеты (1219)
  • Чуванцы (1002)
  • Алеуты (482)
  • Кереки (4)

Всего: 37 562 человека

Сино-тибетские языки

Тазы (274)

Алюторцы (алютор. alutal’u) — этническая группа из числа официального списка коренных малочисленных народов Севера России. В 2010 году фактически прекратила своё существование как отдельный народ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector