Подходящая и неподходящая работа

Подходящая работа

Однако при предоставлении перечисленным гражданам подходящей работы не учитываются их профессиональные навыки, а также условия последнего места работы. С очевидностью возникает вопрос о соответствии перечисленных ограничений прав граждан требованиям ст. 19, 55 Конституции РФ, решение которого относится к подведомственности Конституционного Суда РФ.

Подходящая работа

1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:

  • впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев, а также более трех лет не работавших;

обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

  • она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
  • условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы). Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее — прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

В статье 4 Закона о занятости населения дается определение подходящей и неподходящей работы. В соответствии со статьей 4 подходящая работа должна соответствовать профессиональной пригодности работника, состоянию его здоровья, транспортной доступности рабочего места и условиям последнего места работы. На основании статьи 4 работа считается неподходящей, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина, условия труда не соответствуют нормам, а зарплата – меньше среднего по сравнению с заработком по последнему месту работы.

Когда гражданин обращается за помощью в трудоустройстве, он желает получить работу, которая соответствует профессии или специальности, полученной гражданином.

Также предоставляемая работа должно подходить отвечать требованиям общедоступности, состоянию здоровья. Иначе гражданин имеет полное право отказаться от такой работы, а служба занятости должна начать поиск другой подходящей работы.

В этой статье:

министерства труда и социального развития Краснодарского края

Информация для граждан, обратившихся в службу занятости

Федеральным законом № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», которые вступили в силу с 1 января 2021 года.

Пункт 5 статьи 31 Закона о занятости населения (условия и сроки выплаты пособия по безработице) и пункт 1 статьи 32 Закона о занятости населения (условия продления сроков выплаты пособия по безработице) с 1 января 2021 года утратили силу. Кроме того, с 1 января 2021 года согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2021 года № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год»

  • минимальная величина пособия по безработице для граждан, признанных в установленном порядке безработными, установлена в размере – 1500 рублей, максимальная величина пособия по безработице, за исключением граждан предпенсиооного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34_2 Закона о занятости населения – 8000 рублей;
  • минимальная величина пособия по безработице для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34_2Закона о занятости населения – 1500 рублей, максимальная величина пособия по безработице – 11280 рублей.

Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель; гражданам не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия) начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель (пункт 1 статьи 30 Закона о занятости населения). То есть период выплаты пособия по безработице данным гражданам, не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев:

  • в первые три месяца – 75 % от их среднемесячного заработка;
  • в следующие три месяца – 60 % указанного заработка.

При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента (пункт 1 статьи 33 Закона о занятости населения). Гражданам впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель; гражданам не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, пособие по безработице начисляется в минимальном размере (пункт 2 статьи 30 Закона о занятости населения). Период выплаты пособия по безработице в минимальном размере не может превышать три месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев (пункт 4 статьи 31 Закона о занятости населения). 2) Гражданину, которому выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин, или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, или отказом от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению) и который не трудоустроен после снятия с учета в органах службы занятости, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице не назначается до истечения указанного периода (пункт 5_1 статьи 31 Закона о занятости населения).

Причины для отказа в приеме на работу по ТК РФ

Согласно статье 64 ТК РФ, работодатель обязан четко аргументировать причину отказа в приеме на работу, иначе отклонение кандидата может быть оспорено в суде.

Законодательно выделяются следующие причины отказа в трудоустройстве:

  1. Несоответствие образования, опыта работы и вида осуществляемой деятельности.
  2. Прием на работу несовершеннолетнего гражданина без согласия родителей или опекунов.
  3. Работник имеет ограничения по психическому здоровью.
  4. Наличие судимости и иных ограничений, установленных судом, которые несовместимы с некоторыми должностями и местами работы.
  5. Работа в крайне тяжелых условиях для несовершеннолетних граждан, беременных или многодетных женщин, пожилых и людей с ограничениями по здоровью.
  6. Соискатель государственной службы не владеет русским языком.
  7. Лицам с иностранным гражданством не разрешается приступать к работе, связанной с государственной тайной.
  8. Если есть судебное ограничение на выполнение трудовых обязанностей.
  9. В трудовой книжке стоит отметка о дисквалификации работника.
  10. Если пакет документов для приема был составлен неправильно/неполно.

Также в ТК РФ прописаны иные обстоятельства, когда работнику не могут отказать в приеме:

  • если он был приглашен в порядке перевода от другого работодателя, причем приглашение оформлено документально;
  • если кандидат был избран на конкурсной основе по замещению должности.

Важный нюанс – при переводе из другой организации работник в обязательном порядке должен отработать испытательный срок или пройти профессиональное испытание (ст. 70 ТК РФ).

Нужно ли работодателю оформлять отказ в письменной форме?

Если причины, по которым соискателю отказано в приеме на работу, законны, оформлять этот факт нужно в письменном виде. При этом описание должности должно находиться в открытом доступе, чтобы соискатели сразу знали, какая специальность и опыт требуются.

Если профкачества соискателя не соответствуют требованиям, письменный отказ должен составляться руководителем предприятия. Чаще всего его не формируют «в обычном порядке», а подготавливают по требованию соискателя.

В общем виде, отказ должен состоять из таких пунктов:

  1. После «шапки» с указанием всех данных об организации руководитель проставляет регистрационный номер документа.
  2. В основной части необходимо аргументировать причину отказа, сославшись на соответствующий пункт, часть или статью ТК РФ.
  3. Позже руководитель обязан заверить документ печатью и личной подписью.

Отказ изготавливается в одном экземпляре, при необходимости с него могут быть сняты копии.

Примеры формулировок

Стандартные формулировки при написании отказа должны иметь ссылки на нормативные документы и сохранять официально-деловую стилистику, утвержденную законодательством для документации.

Если причина унифицирована (наличие судимости, недостаток стажа или несовершеннолетний возраст), причину можно указывать максимально кратко, но в любом случае после в круглых или квадратных скобках приписывать статью ТК РФ, в котором закреплен факт невозможности трудоустройства при имеющемся ограничении или сложившихся обстоятельствах.

Лексика при написании должна быть корректной. Обращаться к соискателю нужно в уважительной форме.

Не будет лишним соблюсти деловую этику и в заключение пожелать работнику скорого разрешения ситуации.

Одна из наиболее часто встречающихся формулировок:

Определение, порядок и условия признания безработным

Как отмечают специалисты, трудовое право уделяет большое значение урегулированию и решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Исходя из законодательно закрепленного определения, можно выделить следующие условия признания граждан безработными:

  • достижение 16 летнего возраста;
  • отсутствие работы и заработка;
  • регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • отсутствие подходящей работы;
  • поиск работы самим безработным и готовность приступить к ней.

Как отмечают А. Долгова и И. Жукова, безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, достигшие 16 летнего возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ не назначена трудовая пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет. Не относятся к трудоспособным граждане, являющиеся инвалидами 1-ой группы.

Безработным может быть признан только гражданин, не имеющий работы и заработка. Статус безработного не присваивается гражданам, занимающимся деятельностью, указанной в ст. 2 Закона о занятости, то есть, работающим по трудовому, гражданско-правовому, авторскому договору, в кооперативе на основании членства, обучающимся на очном отделении в профессиональном учебном заведении и т. д.

В качестве заработка не учитывается выплата выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций либо с военной службы в связи с ликвидацией, сокращением численности и штата.

Однако не считаются безработными лица:

  • не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по старости (возрасту), в том числе досрочно, либо получающие пенсию за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу – в случае двух отказов от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в службу занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный службой занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

По мнению В.А. Павленкова, готовность приступить к работе — такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 10 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы; для впервые ищущих и не имеющих профессии — паспорта и документа об образовании.

Таким образом, государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д. Федеральная служба занятости выступает посредником между безработными и работодателями, а основанием возникновения правоотношений между государственной службой занятости и безработным является решение службы занятости о признании гражданина безработным.

Этап третий: начинаем экономить

Можно на время кризиса отказаться от бокала вина по пятницам, французского сыра и испанских апельсинов, перейдя на гречку с курицей и квас. Однако нельзя отказаться от платежей за коммунальные услуги и кредиты. Впрочем, можно решить и эту проблему.

Кредитные каникулы как лёгкая передышка

Они полагаются тем, кто потерял доход или он сократился более, чем на 30% по сравнению с предыдущим годом. Кредитные каникулы — это не прощение долга, а его отсрочка на срок до 6 месяцев. Это надо понимать, ведь если последний платёж по кредиту в сентябре 2020 года, то после кредитных каникул он отодвинется на март 2021. Это отпуск за свой счёт.

Кредитные каникулы — не лекарство от финансовых болезней. Фото: smartmoney.one

Если доход действительно упал настолько, что невозможно платить кредит, то кредитные каникулы станут подспорьем. В остальных случаях не стоит продлевать срок кредита.

Реструктуризация — не путать с каникулами

Не надо путать кредитные каникулы и реструктуризацию. В первом случае, как описано выше, даётся отсрочка на оплату. Платежи, которые надо было вносить сейчас, переносятся на конец срока.

Реструктуризация — изменение условий договора: процентной ставки, срока, суммы, типа оплаты и прочего. Если банк предлагает увеличить сумму займа, процент и всё это растянуть плюсом на десять лет — это не кредитные каникулы, а реструктуризация, причём не в пользу заёмщика.

Реструктуризация поможет, если новая процентная ставка значительно отличается от старой, а до окончания кредита осталось ещё много времени. Иначе получится так, что банк возьмёт остаток суммы и снова начнёт начислять на них проценты.

Реструктуризация не отсрочит платежи, а изменит их.

Субсидия на оплату ЖКХ может вообще обнулить коммунальные платежи

Полагается тем, кто тратит на оплату квитанций больше установленного в регионе порога. На федеральном уровне это значение 22%, но во многих субъектах оно ниже. Например, в Москве — 10%. Если житель столицы зарабатывает 70 000 рублей, а на оплату коммунальных услуг тратит 8 000, то он имеет право на субсидию, поскольку это больше, чем 10% от дохода. Если раньше не было права на это пособие, то с падением дохода оно появится.

Субсидией ЖКХ можно покрытть до 100% расходов на оплату коммунальных услуг. Фото: zen. yandex.ru

Сложность в том, что для получения пособия надо собрать справки о доходах всех членов семьи, а в некоторых регионах ещё понадобится справка из управляющей компании об отсутствии задолженности и справка из фонда капитального ремонта. В условиях карантина их невозможно получить. Подать заявление удалённо тоже получится не в каждом регионе. Например, Москва и Санкт-Петербург принимают электронное заявление, а Киров — нет.

Надо иметь в виду, что такую выплату можно получить. Её максимальный размер — 100% от платежей за коммунальные услуги. Как только карантин будет снят, и организации заработают в обычном режиме, можно обращаться за получением. Это тоже станет подспорьем.

Если же субсидия уже назначена, и истекает срок выплат, то в связи с карантином он будет продлён до 1 октября.

Неустойки за просрочки ЖКХ не будет

Если ситуация с деньгами настолько плоха, что нечем оплачивать квартиру, то можно не беспокоиться — штрафов и пени за просрочку не будет, коммунальные услуги тоже не отключат.

Однако это крайняя мера. После того, как всё закончится, придётся заплатить, а за это время накопится порядочная сумма.

Не знаешь чем заняться? Оформляй налоговый вычет   

Вынужденная безработица и карантин заставляют сидеть дома. Если нечем заняться, то пришло время изучить, что это такое и как получать.

Налоговый вычет полагается тем, кто в прошлом году официально работал, и из его зарплаты удерживался НДФЛ 13%, а также были совершены важные траты: на лечение, обучение, покупку недвижимости.

Подать декларацию на вычет можно в электронном виде через личный кабинете на сайте ФНС. Понадобятся подтверждающие документы. Например, справка из банка или образовательного учреждения. Но их можно получить в электронном виде.

С помощью налогового вычета можно вернуть 13% от суммы трат, но не больше установленного лимита. Например, за лечение и обучение — 15 600.

Три месяца идёт проверка декларации и месяц перечисление. За счёт налогового вычета быстро не обогатишься. Зато, когда перестанут платить пособие в размере МРОТ, придут деньги от налоговой.

Россияне и работа: сложные отношения

Пандемия коронавируса ударила по рынку труда во всем мире, в том числе и в России. Так, Росстат в апреле-июне насчитал почти 4,5 миллиона безработных, но по неофициальным данным еще больше россиян так или иначе страдали от скрытых форм безработицы (например, предприятие простаивало или работники были в отпуске за свой счет). Суммарно проблема отсутствия работы актуальна примерно для 10 миллионов человек.

В то же время найти новую работу стало сложнее – многие предприятия закрылись или временно приостановили свою деятельность, а огромная армия безработных внесла дисбаланс на рынок труда. При этом еще и до пандемии многие работали не по своей профессии, и рынок труда далек от своего нормального состояния.

Государство гарантирует соискателям работы не очень много вариантов:

  • помощь в поиске работы – только среди тех вакансий, которые подают работодатели;
  • пособие по безработице – даже при большом стаже будет не больше МРОТ;
  • помощь в открытии своего дела – не лучший вариант, когда есть риск новых ограничений в экономике;
  • психологическая помощь и социальная адаптация к рынку труда – это точно поможет не каждому.

Тем не менее, число зарегистрированных безработных выросло с 730 тысяч в феврале до 3,6 миллионов к началу осени, и почти все приходили в центры занятости только ради пособия. По данным опроса, который провел HeadHunter, оказалось – из всех, кто становился на учет как безработный, только 6% соискателей смогли найти работу благодаря центру занятости.

Центр занятости не может помочь по разным причинам: там в данный момент отсутствуют вакансии даже по востребованным направлениям, по некоторым профессиям вакансий может не быть вообще никогда, а даже если они и есть – предложенная зарплата будет совершенно нерыночной. И особенно неэффективность служб занятости стала очевидна именно в пандемию, когда соотношение спроса и предложения на рабочую силу было не в пользу соискателей работы.

Кстати, работодатели и сами жаловались на тех, кого присылают центры занятости в пандемию – большинство из них, хоть и готовы работать даже за не самые большие деньги, но по каким-то причинам не стремятся закрепиться на рабочем месте – они или проваливают собеседования, или увольняются вскоре после трудоустройства.

Но как же среднестатистический россиянин ищет работу? Об этом можно судить по результатам исследований. Например, центр НАФИ дает такие данные:

  • ищут работу через знакомых – таких большинство в категории среднего возраста (61%);
  • используют сайты с объявлениями («Авито», «Работа.ру» или HeadHunter);
  • обращаются на прошлые места работы;
  • ищут работу по объявлениям в печатной прессе;
  • обращаются в кадровые агентства или центры занятости.

Как правило, более молодые соискатели работы предпочитают цифровые каналы поиска, люди постарше надеются на знакомых или на традиционные способы найти работу. А в сложившихся условиях около половины работающих россиян ищут еще и подработку – как правило, работу охранника, курьера или продавца.

Однако мы все же ищем работу – и дальше расскажем, что для этого нужно.

Образец о приеме на работу в РФ иностранного гражданина

Для иностранных граждан предусмотрен другой порядок. В обязанность работодателя входит уведомление органов ГУВМ МВД о трудоустройстве на предприятие граждан других государств. Уведомлять следует не только о заключении договоров, но и об их расторжении.

Прежде чем заключать трудовой договор, необходимо проверить статус иностранца – патент, РВП или ВНЖ. На основании этих документов происходит официальное и легальное трудоустройство.

Пример

Гендиректору УП «Основа плюс»

Доржинскому Н.В.

От гражданина Узбекистана

Ахмалиева Ахмат Оглы Рустамовича

Заявление

Прошу Вас зачислить меня в штат УП «Основа плюс» на должность дворника с 01.03.2021 года. Документы, подтверждающие законный статус пребывания в России, прилагаю.

Подпись (расшифровка)

20.02.2021 года

Обучение в центре занятости

Биржа труда предлагает безработному гражданину получить бесплатное обучение, чтобы повысить квалификацию или получить профессию. Спектр довольно широкий: свыше 50-ти специальностей. Экономические и рабочие профессии являются наиболее приоритетными.


Длительность обучения зависит от выбранной специальности и может составлять от 1 месяца до 6 месяцев. Для начала необходимо написать заявление и собрать пакет документов.

На время обучения пособие не приостанавливается. Однако в случае отчисления или прерывания обучения, выплаты могут прекратиться.

Курсы способствуют овладению новых профессий, возможности трудоустроиться на выгодных условиях по заинтересовавшейся вакансии. Кроме этого, гражданин может получить дополнительные знания и навыки.

Если лицо не заинтересовано в обучении, возможен отказ без потери пособия. Однако отказ возможен в первые 3 месяца с момента постановки на учет. Позже – пособие приостанавливается в срок на 3 месяца. Такие условия касаются граждан, не имеющих профессионального образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector