Что должен уметь учитель?

Введение федеральной доплаты за классное руководство

В январе президент Владимир Путин в ходе оглашения ежегодного Послания Федеральному собранию заявил о необходимости введения специальной федеральной доплаты учителям за классное руководство. Правительство выполнило соответствующее поручение главы государства, поэтому изменения в ФЗ об образовании 2020 года включают в себя дополнительную выплату всем педагогам за классное руководство в размере 5 000 рублей.

ВАЖНО!

Новая доплата классным руководителям станет дополнительной к тем региональным выплатам, которые они уже получают. Глава государства подчеркнул, что отменять их местные власти не имеют права.

Минпросвещения в письме от 12.05. 2020 №ВБ-1011/08 пояснило, что осуществлять выплату ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство будут все российские школы, без исключения. Такое материальное стимулирование классных руководителей, как подчеркивают чиновники, не только побудит педагогов к осуществлению деятельности по классному руководству, но и обеспечит положительные изменения в качестве и эффективности этой деятельности. Финансировать ежемесячную выплату 5 000 рублей предполагается за счет средств федерального бюджета.

Аморальный проступок

Точное определение того, что представляет собой аморальный поступок учителя, в законодательстве отсутствует. Поэтому определение факта его совершения является в значительной степени субъективным. Тем не менее такое обвинение может служить основанием для увольнения.

Увольнение по данной статье очень сложно оспорить. Даже в случае, если будет организована комиссия, которая будет заниматься проверкой. Её состав и правила, которым она должна следовать при оценке ситуации нигде не регламентированы.

За что на самом деле увольняют учителей по статье «аморальное поведение», рассказывают в этом сюжете:

Другие снования увольнения учителя

В ст. 77 ТК РФ приведены общие основания для прекращения трудового договора с любым работником, в том числе и с учителем. Это:

  • инициатива самого работника;
  • соглашение обеих сторон;
  • инициатива работодателя.

Уволить учителя по последнему основанию довольно сложно, только при наличии следующих причин, которые перечислены в ст. 81 ТК РФ:

  • прогул;
  • сокращение численности штата школы или должностей;
  • ликвидация школы или ее реорганизация;
  • несоответствие занимаемой должности. Несоответствие может быть установлено только по итогам аттестации. В ст. 49 Федерального Закона от 29. 12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что аттестация проводится для подтверждения квалификации педработника. Но руководитель образовательного учреждения не обязан увольнять учителя. Он может направить его на курсы повышения квалификации, либо перевести на иную должность. Если учителя не устраивает ни один из вариантов, то трудовой договор с ним расторгается на основании п. 3 ст. 81 ТК РФ;
  • появление учителя на рабочем месте в состоянии алкогольного или другого вида опьянения. Этот факт должен быть зафиксирован медиком. Директор школы имеет право применить к учителю такой вид дисциплинарного взыскания как увольнение;
  • совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
  • совершения хищения на рабочем месте. Вина учителя должна быть доказана в судебном порядке. Поэтому директор должен вызвать сотрудников полиции. После проведения следственных мероприятий, дело будет передано в суд. Если суд докажет вину учителя, директор увольняет последнего в течение месяца после вынесения решения.

Не вправе делать

Следующие же действия учитель точно не вправе делать, о чём написано и в законе «Об Образовании», да и вообще отмечается как неправомерное действие.

  • оскорблять (для определённой категории детей даже такие невинные слова, как: «дурачок», «тупой», «глупый» и т.п. могли оставить травму, понизить самооценку, привести к жестокости со стороны других детей);
  • бить ребёнка (раньше можно было ударить и кулаком, и линейкой; считалось, что это даже и помогало. Спорить не буду, самой часто хотелось сделать что-то подобное, но приходилось сдерживаться, ничего хорошего из этого бы не вышло);
  • воздействовать на психику (такое редко, думаю, встречается, но оно гораздо опаснее, чем даже физическое; царапина или синяк заживут, а вот постоянные атаки на психику могут остаться чуть ли не на всю жизнь).

Стоит упомянуть ещё один пункт, о котором уже все родители знают

собирать деньги по собственной инициативе или по просьбе администрации школы (если в вашей школе собирают деньги и вы не знаете, что делать, то прочитайте эту статью). Сбор денег возможен только по поручению родителей (для удобства через детей).

А как у них

Хорошо, что в нашей школе ещё можно поругать и прикрикнуть. Это единственное, что ещё осталось учителям. Например, в Германии, учитель если поднимет голос, то он совершит чуть ли не преступление против личности и понесет за это ответственность. Там уж точно у учителя совершенно нет никаких прав, кроме того, чтобы пытаться учить и воспитывать. А дети там не спокойнее наших.

Права школьника

Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:

  1. Право на получение основного образования, о чем говорится и в статье № 43 Конституции Российской Федерации.
  2. Каждый ученик имеет право принимать участие в управлении школой.
  3. Школьник — это полноценная личность, которая заслуживает уважения как со стороны преподавательского коллектива, так и других сотрудников учреждения.
  4. Обучающийся имеет право знать свою отметку за письменные работы и устные ответы.
  5. Ученик может принимать участие в любых школьных и внешкольных мероприятиях, которые организовываются образовательным учреждением и которые соответствуют его возрастной категории.
  6. Школьник может добровольно участвовать в любой трудовой деятельности.
  7. , включенной в образовательную программу.
  8. Абсолютно каждый обучающийся вправе организовывать объединения, которые не противоречат школьному Уставу.
  9. Школьник вправе иметь свободное время между уроками и в каникулярный период.
  10. Каждый обучающийся имеет право на то, чтобы его выслушала администрация школы, педагоги и другие ученики.
  11. И в учебное время, и во внеклассной работе абсолютно каждый обучающийся вправе отстаивать свои принципы, взгляды, мировоззрение, понятия в тех случаях, когда возникает спорная или конфликтная ситуация.
  12. Обучающийся в любое время, независимо от обстоятельств, имеет возможность перейти в другое образовательное учреждение.
  13. Школьник вправе обучаться на дому, экстерном, а также досрочно сдать ОГЭ и ЕГЭ.
  14. Ученик имеет право высказывать свое мнение на уроке.
  15. Ребенок имеет право появится на уроке позже, предварительно предупредив учителя. Кроме того, при необходимости он имеет право покинуть учебную аудиторию во время урока, спросив разрешения у педагога.
  16. Школьник вправе исправить учителя, если второй оговорился, допустил неточность, касающуюся темы урока.
  17. По истечении урока школьник вправе покинуть учебную аудиторию.
  18. Ученик вправе обучаться в хорошо освещенных помещениях, где также должны соблюдаться чистота и порядок.
  19. Школьник имеет право рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права их детей в школе. В этих целях создаются родительские комитеты.

К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.

Как правильно написать жалобу на учителя?

По закону любое официальное обращение, в том числе жалоба, должно в обязательном порядке иметь следующие элементы:

  • Наименование организации, ФИО или должность лица, которому адресуется обращение.
  • ФИО автора письма.
  • Адрес для отправки ответа на жалобу.
  • Описание сути жалобы.
  • Подпись.
  • Дата.

При необходимости к жалобе прилагаются документы или другие материалы, подтверждающие изложенные в ней обстоятельства.

Если обращение направляется не по почте, а в виде электронного документа, в нем обязательно указываются:

  • ФИО отправителя.
  • Адрес электронной почты (если необходим ответ в электронной форме).
  • Почтовый адрес (когда требуется письменный ответ).

Приложения к такому обращению могут быть направлены в электронном виде или в письменном.

С учетом описанных выше требований законодательства и сложившейся практики текст жалобы можно условно разделить на три части:

  • Вступительная. Прежде всего составляется так называемая «шапка», содержащая реквизиты получателя и отправителя письма. Желательно указать свой контактный телефон, чтобы можно было связаться для уточнения изложенной в обращении информации. Далее указывается наименование документа, то есть «жалоба», но если назвать его по-другому, проблем не возникнет.
  • Основная. В этой части излагается суть жалобы. Следует упомянуть, чьи права нарушены и кто виновен в этом, а также описать обстоятельства дела. Указывается номер школы и ее место нахождения, ФИО педагога-нарушителя и объясняется, что именно он совершил. Описание должно быть подробным, но при этом следует конкретно описывать события, используя официальный стиль изложении и избегая эмоциональных оборотов. После описания обстоятельств обосновывается позиция заявителя и формулируются требования, например, привлечь виновного к ответственности или провести проверку.
  • Заключительная. В завершение необходимо составить список документов, которые прилагаются к жалобе, для подтверждения изложенных в ней обстоятельств, а также полномочий представителя ребенка. Имеет смысл перед подачей жалобы обратиться к детскому психологу. Это особенно актуально, если речь идет о нарушении прав ученика младших классов, поскольку для детей в этом возрасте свойственно много фантазировать и выдумывать или, наоборот, скрывать произошедшее. Специалист подтвердит, что ребенку причинили моральную травму, или выяснит, что нарушения на самом деле не было. Вывод психолога следует приложить к жалобе в качестве подтверждения требований. Кроме документов, могут быть использованы устные свидетельские показания, видео, фото, аудиозаписи и другие виды доказательств. После их перечисления заявитель ставит подпись и указывает дату.

Виды жалоб:

  • Индивидуальные – от имени одного лица.
  • Коллективные – подаются представителями нескольких детей, в отношении которых учителем допущены нарушения.

Жалоба на преподавателя — образец

В качестве пособия для тех, кто решил самостоятельно подготовить жалобу на действия учителя, не обращаясь к помощи юристов, предлагаем образец ее оформления.

Коллективная жалоба на учителя от родителей — образец

Не исключено, что работой педагога недовольны не только вы, но и другие родители. В этом случае стоит объединить усилия с представителями остальных пострадавших детей. Коллективная жалоба на учителя от родителей с большей вероятностью произведет желаемый эффект, чем индивидуальная.

Подготовка обращения от имени нескольких человек имеет некоторые особенности и связана с определенными сложностями:

  • Необходимо собрать сведения о каждом из заявителей и детей, права которых нарушены, и точно указать их в тексте жалобы. Допускается использование в шапке формулировки «от родителей учеников 2Б класса средней школы № 5 г. Ростова» и подобных.
  • Стоит в названии письма указать, что это именно коллективная жалоба.
  • Текст излагается от первого лица во множественном числе, то есть используются формулировки «мы», «нам» и т.д.
  • Все лица, от имени которых написана жалоба, должны ее подписать. Если ее подпишет только автор, то такое обращение не будет считаться коллективным.

Горячее питание для школьников начальных классов

01.09.2020 вступают в силу изменения в статье 37 закона об образовании, введенные ФЗ от 01.03.2020 №47-ФЗ, об обеспечении учеников начальной школы (с 1 по 4 класс) бесплатным горячим питанием не менее одного раза в день. Финансировать бесплатное горячее питание младшеклассников предполагается за счет бюджетов федерального, регионального и местного уровней и из других источников. Тем субъектам РФ, которые не смогут самостоятельно нести новые расходы, выделят субсидии из федерального бюджета на софинансирование организации и обеспечения бесплатным горячим питанием младших школьников.

В бесплатное меню каждого ученика 1—4 классов с 1 сентября должно входить:

  • минимум одно горячее блюдо;
  • один горячий напиток.

Для организации бесплатного горячего питания остальных школьников в государственных и муниципальных образовательных организациях предусмотрен переходный период с 01.09.2020 по 01.09.2023 год. На эти изменения выделили 21 млрд рублей.

Какие права имеет учитель в школе

Права ребенка и учителя в школе могут зависеть от условий образовательной программы, возраста воспитанников, требований учебного заведения и иных факторов. Ниже рассмотрим, как реализуются права учителя в школе по наиболее спорным вопросам, возникающим у родителей и учеников.

Имеет ли учитель право задерживать после звонка

Имеет ли учитель право задерживать после звонка и чем регламентируются такие правила? Продолжительность уроков устанавливается федеральными стандартами обучения и зависит от возраста учеников, особенностей предмета, режима работы школы и иных показателей. Как правило, урок длится не более 45 минут, после чего школьникам предоставляется время для отдыха.

Разовая задержка после урока не является существенным нарушением законных прав учеников. Однако систематические задержки свидетельствуют о ненадлежащей организации учебного процесса либо о злоупотреблении педагогом своими правами. По каждому факту нарушений можно подать жалобу на имя директора, а при отсутствии его реакции – в адрес уполномоченных органов.

Имеет ли право учитель бить ученика

Вне зависимости от поведения школьника педагогу запрещено:

  • применять физическую силу, выражать угрозу таких действий;
  • наносить удары любыми предметами или частями тела;
  • поощрять применение насилия со стороны других учеников.

Педагог обязан защищать каждого воспитанника своего класса и школы. Поэтому в обязанности учителей входит предотвращение и пресечение насильственных действий, драк или угроз. Если для предотвращения физического вреда другим ученикам педагог будет вынужден применить силу, обязательно проводится проверка обоснованности его действий. При расследовании будет устанавливаться адекватность и соразмерность действий, наличие реальной угрозы и иные факторы.

Доказанный факт насилия, побоев или иного физического воздействия является основанием для увольнения педагога. Кроме того, в зависимости от степени наступившего вреда будет рассматриваться вопрос о привлечении к уголовной или иной ответственности.

Имеет ли право учитель задерживать после уроков

Имеет ли право учитель задерживать после урока? Для точного ответа на этот вопрос, нужно руководствоваться положениями Устава школы и нормативных актов. Например, оставление после уроков будет правомерным, если это время предоставлено Уставом для дополнительных занятий или отработки отдельных программ. Однако по истечении общей продолжительности учебного дня принудительное оставление детей в школе не допускается.

Имеет ли право учитель отказаться от класса

Прикрепление педагогов к определенным классам носит условный характер и определяется спецификой обучения и руководства образовательным процессом. Имеет ли право учитель отказаться от класса по собственному желанию? В этом случае все зависит от внутренних положений школы. Если такой отказ не предусмотрен, действия педагога будут рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины. Руководство образовательного заведения может удовлетворить просьбу об отказе от класса, если это не сорвет образовательный процесс и отвечает интересам учеников и педагога.

Имеет ли право учитель занижать оценки

Оценка знаний должна носить объективный и достоверный характер вне зависимости от отношений учеников и педагога. Имеет ли право учитель занижать оценки, если школьник систематически нарушает дисциплину, мешает проведению уроков? Такие действия являются нарушением стандартов обучения, так как на оценку влияет только уровень знаний ученика и его подготовки к уроку, экзамену или иному виду проверки.

Уставом школы может предусматриваться специальное правило об отсутствии отрицательных отметок ученикам начальных классов. Закону это не противоречит, поэтому при ответе на вопрос, имеет ли право учитель ставить 2, нужно учитывать положения внутренних актов школы. При выявлении необъективности оценок родители вправе обратиться с жалобой к директору, потребовать дополнительную проверку знаний, в том числе с участием других педагогов.

Совет №4. Геройский

Каждый день мой кабинет принимает на уроках ровно 107 учеников. Это больше сотни пар ног и рук, которые обрывают мои цветы, запихивают чипсы и семечки за шкафы и многое-многое другое. И это за те несколько минут, пока я дежурю в столовой. Иногда моей логике не поддаются некоторые факты: как за три минуты можно сломать китайскую розу, которая росла в кабинете 12 лет? Зачем нужно отламывать угол от стенда? И куда его теперь, этот трофей? На память?

Источник фото: rich-baby.ru

Совет следующий: чтобы сохранить светлые воспоминания от школьной жизни, постарайтесь как можно больше вещей испортить в кабинетах, чтобы и учитель никогда не смог забыть такие геройские поступки.

Права и обязанности учащихся образовательных учреждений.

Учащийся имеет право на:

· Свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений; взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. · Свобода информации

· Свобода информации.

· Свобода мысли, совести и религии.

· Уважение человеческого достоинства.

· Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме.

· Обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям).

· Получение дополнительных платных образовательных услуг.

· Открытая оценка знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

· Заблаговременное уведомление о сроках и объеме контрольных работ в соответствии с графиком.

· Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

· Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

· Участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом.

· Льготы и материальная помощь в соответствии с действующими нормами.

· Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

· Создание различных общественных объединений, если они не противоречат Уставу школы.

· Использование права экстерната, домашнего обучения, досрочной сдачи экзаменов, индивидуальных образовательных программ, в 10-11 классе – индивидуального учебного плана. По заявлению родителей (лиц, их заменяющих) и решению педагогического совета.

· Открытое высказывание своего мнения о качестве образовательного процесса на Совете школы, Уполномоченному по правам участников образовательного процесса.

· Внесение предложений об изменениях в образовательной деятельности школы в утвержденном порядке.

· Использование для выступлений средства массовой информации школы — стенды: «информации», «школьная жизнь», издание газет.

· Право знать о проставленных ему оценках — как за устные, так и за письменные работы.

· Право на ходатайство о перенесении сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

· Право быть выслушанным.

Обязанности:

· соблюдать Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять внутреннего распорядка:

· Соблюдать расписание занятий (уроков, факультативов), не опаздывать и не пропускать занятий без уважительной причины;

· Соблюдать чистоту в школе и школьном дворе;

· Беречь школьное здание, оборудование, имущество;

· Бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений во время дежурства по классу, по школе;

· Соблюдать порядок и чистоту в столовой, раздевалках, туалете;

· Уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих;

· Принимать участие в коллективных творческих делах класса и школы;

· Учащийся приходит в школу за 10-15 минут до начала занятий, чистый и опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает свое рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

· Ученик обязан выполнять домашние задания.  Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.

· Нельзя без разрешения педагогов или медицинской сестры уходить из школы и с ее территории в урочное время.

· Выйти из школы можно, лишь предъявив записку от учителя, медицинского работника дежурному охраннику.

· В случае пропуска занятий до трех дней, учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. В случае пропуска занятий более трех дней, учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения.

· Учащийся школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие — младшим, мальчики — девочкам.

Куда жаловаться

Жалобу на преподавателя можно направить в такие инстанции:

  • Руководство учебного заведения.
  • Департамент образования (местный и региональный).
  • Министерство науки и высшего образования (Минобрнауки).
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ (Рособрандзор).
  • Прокуратура, правоохранительные органы, суд.

Руководство учебного заведения

Направить жалобу можно заведующему кафедрой, декану, ректору ВУЗа. Проще всего будет занести ее лично секретарю, но можно также отправить заказным письмом с уведомлением. В первом случае документ следует оформить в двух экземплярах: один вручить секретарю, на втором получить отметку о приеме с номером входящей корреспонденции.

В жалобе рекомендуется запросить ответ именно в письменном виде, чтобы в случае неудовлетворительного результата рассмотрения направлять его копию для обжалования в вышестоящие инстанции.

Если проблема касается взяточничества, руководство ВУЗа не праве принимать каких-либо решений. Ректор, как должностное лицо, обязан передать сведения о возможном нарушении в прокуратуру, сотрудники которой будут устанавливать факт нарушения закона.

Департамент образования

Если руководство ВУЗа не отреагировало должным образом на жалобу, следует обращаться в Департамент образования. Структура представлена на местном и региональном уровнях. На первом контролирующие функции в образовательной сфере возложены на комитет (отдел) местной администрации, куда и следует прежде всего жаловаться для более оперативного рассмотрения. Если результат рассмотрения окажется неудовлетворительным, следует обращаться в Департамент образования по субъекту.

К жалобе следует приложить копию направленного ранее обращения местный комитет и полученного ответа (если таковой был).

На территории г. Москва за функционирование системы образования (в том числе высшего) в интересах граждан отвечает Департамент образования и науки. Контакты:

  1. Адрес для писем: 129090, г. Москва, ул. Большая Спасская, д.15, стр. 1.
  2. Адрес общественной приемной: ул. Набережная Академика Туполева, д.15, корп. 4.
  3. Телефон горячей линии: 8 (495) 777-77-77.
  4. Электронная приемная на сайте Правительства Москвы: https://www.mos.ru/feedback/reception/ (предварительно выбрать в качестве получателя соответствующий Департамент).

Информация о регистрации обращений предоставляется по номеру +7 (495) 366-66-80.

Министерство образования

Жаловаться в Министерство науки и высшего образования РФ следует только после того, как проблему не удалось решить посредством обращения в другие инстанции. Иначе документ перенаправят на рассмотрение в нижестоящие органы в сфере управления образованием. Пожаловаться можно одним из способов:

  • Заказным письмом по адресу: 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11.
  • По телефону горячей линии: 8-800-222-55-71 (для звонков с 9:00 до 17:00 МСК).
  • Через электронную форму обращений: https://minobrnauki.gov.ru/ru/reception/appealnew/

Если будет установлена достоверность отраженных в обращении сведений, принимается решение о привлечении преподавателя к административной ответственности или передаче материалов в прокуратуру.

Рособрнадзор

К компетенции Рособрнадзора относится надзор и контроль учебных заведений страны, выявление и устранение нарушений в сфере образования. Кроме того, сюда можно пожаловаться на неудовлетворительную работу другого ведомства в сфере образования (к примеру, в случае игнорирования отправленных ранее обращений). Сделать это можно:

Прокуратура, полиция, суд

Применение физической силы, вымогание денег за возможность сдачи экзаменов, курсовых работ или нарушение других статей Уголовного кодекса РФ являются прямым основанием обратиться в прокуратуру или полицию (можно сразу в обе инстанции). В прокуратуру также можно жаловаться в случае игнорирования обращения другими инстанциями или затягивания сроков их рассмотрения.

К компетенции прокуратуры не относятся решения, касающиеся образовательного процесса (низкой квалификации педагогического работника, подачу устаревшего материала), поэтому подобные обращения следует направлять только в профильные инстанции.

В случае необходимости компенсации за моральный ущерб, причинение вреда здоровью, порчу вещей в результате действий преподавателя нужно обращаться в суд. К иску нужно приложить доказательства, подтверждающие обоснованность требования компенсации (к примеру, выписки из медкарты, квитанции об оплате медицинских услуг и пр.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector