Исследовательский проект “права и обязанности несовершеннолетних”

Всё о правах родителей при разводе и не состоявших в браке: можно ли обязать бывшую жену привозить ребёнка

Отказать в предоставлении сведений указанные организации могут лишь на том основании, что они могут причинить вред ребенку. Но если выяснится, что отказ был необоснованным, то суд отменит его.
Общаться с ребенком. К такому соглашению родители должны прийти обоюдно. Но не всегда им получается договориться мирно. В таком случае порядок общения определяет суд. Отец, который после развода проживает отдельно, может подать иск, а мать имеет право заявить об ограничении общения.

Когда имеет место ограничение?

  • один из родителей угрожает ребенку, жестоко обращается с ним или применяет в его отношении насилие;
  • встречи могут угрожать жизни и здоровью ребенка;
  • отец или мать имеют наркотическую или алкогольную зависимость;
  • один из родителей уклоняется от исполнения своих обязанностей в отношении ребенка;
  • обратная ситуация – злоупотребление родительскими правами.

Не состоящие в браке, несовершеннолетние родители в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет.

В соответствии со статьями 63, 64 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Равные ли права у обоих родителей:

Во время совместного проживания родители имели равные права и обязанности по отношению к своим детям. В случае раздельного проживания права принадлежали только родителю, проживавшему с ребенком. При наличии спора между родителями мо вопросу воспитания детей решающее значение придавалось мнению отца….

https://youtube.com/watch?v=1noRVZ95khw

Лишение родительских прав – это крайняя мера, на которую суд пойдет, если на то имеются веские основания: отказ от выполнения родительских обязанностей, подтверждение факта, что длительное время на детей не платились деньги.

Суть такова, жили — неформальный брак, сожительство. Родилась дочь, сделали отцовство, прописан ребёнок по месту жительства отца, мать гражданка другой страны постоянного места жительства нет. В данный момент вместе не проживаем, мать ребёнка берёт к себе, но приходит время (очередь) быть с ребёнком, мать ( ребёнка) с трудом и заморочками отдаёт дочь, пугает службой опеки. У ребёнка Российское гражданство, фамилия отца. Помогите пожалуйста разобраться в ситуации.

Как осуществляются права отца на ребенка в случае развода?

Следует помнить о том, какие права имеет отец на своего ребенка после развода. Потому как некоторые недобросовестные люди могут воспользоваться незнанием и попытаться самовольно прекратить встречи с ребенком, отомстив этим бывшему супругу. Как уже говорилось, в подобной ситуации положено сразу же обращаться в судебный орган, если отец рассчитывает на свидания с родными детьми. Тогда уже придётся определить порядок общения непосредственно по решению суда.

При возникновении разногласий между родителями и детьми закон остается на стороне последних, устанавливая запрет на родительское представительство. Кому передать эту функцию – решают органы опеки и попечительства.

Общие сведения

Российские правовые нормы регулируются тремя документами:

  1. «Декларацией о правах ребенка» Генеральной Ассамблеей ООН.
  2. Конституцией РФ.
  3. Семейным Кодексом.
  4. Федеральным Законом №124 от 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  5. Законами об образовании, о здоровье и о социальной защите детей-инвалидов.

Обратите внимание: все три закона относятся к несовершеннолетним детям до восемнадцати лет, если они не достигли совершеннолетия раньше, например, выйдя замуж или открыв свое дело.

Первый документ прописывает наиболее общие положения и состоит из десяти принципов:

  1. Подростку не может быть отказано в соблюдении указанных в бумагах прав из-за его расы, социального положения, религии и других условий.
  2. Он не должен подвергаться притеснению и дискриминации, вне зависимости от причины.
  3. Малыш с рождения имеет право на имя и фамилию, а также на гражданство.
  4. Он должен быть обеспечен всем необходимым: жильем, пищей и медицинской помощью. Аналогичными возможностями обладает его мать во время беременности и в период ухода за детьми.
  5. По возможности он обязан расти в семье, в любви и понимании. Дети, оставшиеся без отца и матери, находятся на особом попечении государства, многодетным семьям власть оказывает помощь.
  6. Малолетний может претендовать на защиту своих интересов, ему должны быть предоставлены благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития.
  7. Подростку-инвалиду обязаны предоставить особые условия, в соответствии с его физическими и умственными возможностями.
  8. Несовершеннолетний имеет привилегии на получение бесплатного начального образования, всестороннего и полного. Оно должно способствовать воспитанию полноценного члена общества.
  9. Государство обязано предоставить детям защиту от жестокости и эксплуатации: они не должны работать в ущерб здоровью, развитию или учебе, не должны продаваться или подвергаться жестокому обращению.
  10. В случае опасности малолетних нужно спасать в числе первых.

Декларация действует по всему миру, законы, принятые в Росправсии, также соответствуют ей.

Имущественные права детей и обязанности родителей

Возможно, имущественные права не являются са­мыми важными в жизни ребенка, но они составляют базу его личных прав. 

    Рассмотрим имущественные права под­робнее.

   1. Право ребенка на личное имуще­ство. Личной собственностью ребенка считается имущество:

 •полученное в дар (например, ро­дители в день рождения сына подарили ему компьютер);

 •унаследованное (например, после смерти дедушки осталась хорошая науч­ная библиотека, и он завещал ее внуку с надеждой, что тот станет продолжателем его дела);

 •приобретенное на средства ребенка (например, на заработанные в летние ка­никулы деньги ребенок купил видеомаг­нитофон);

 •в виде полученных ребенком дохо­дов от собственной деятельности (зара­ботная плата, стипендия, доходы от пред­принимательской деятельности).

   Кто же распоряжается имуществом ребенка в семье, где зачастую так размы­ты понятия «твое» и «мое»? Существую­щие правила на этот счет таковы:

  а)имущество, которым ребенок в силу своего возраста может пользоваться самостоятельно, не имеющее значительной ценности, находится у него во владении, пользовании и распоряжении (напри-мер, 7-летний ребенок вправе сам обменять наклейки на жевательную резинку и наоборот);

 б)имуществом ребенка до 14 лет, которое не попадает в эту категорию, распоряжаются родители (например, тот же 7-летний ребенок, которому подарили компьютер и который сам успешно играет на нем в различные компьютерные игры, не может самостоятельно разрешить своимдрузьям взять его поиграть домой, поскольку эта сложная вещь может сломаться, а платить за ремонт придется родителям);

 в)миуществом детей от 14 до 18 лет может распоряжаться сам несовершеннолетний, но с согласия родителей. Например, заработав деньги на видеомагнитофон, несовершенолетний должен вопрос о его покупке согласовать с родителями.

    2. Право ребёнка получать содержание от своих родителей. Содержание детей — понятие комплексное и включает в себя предоставление ребёнку питания, одежды, покупку игрушек, книг, других предметов потребления. Обязанность содержать своих несовершеннолетних детей, проживающих вместе с родителями, включает и предоставление детям владения и пользования жилым домом, квартирой,, предметами домашнего обихода и обстановки. Однако это вовсе не означает, что родители обязаны, наряду с предоставлением ребёнку возможности пользоваться имуществом, нести одновременно дополнительные обязанности по поддержанию этого имущества в порядке. Ребёеку следует разделить с родителями это бремя (помыть посуду, пол и др.)

   3. Право на алименты  возникает, если родители не содержат своих детей. Сколько денежных средств необходимо для содержания ребёнка, родители могут определить по соглашению. Если родителям не удалось договориться, то размер алиментов определяется по закону: на одного ребёнка — 25% заработка, на двух детей — 33,3%, на трёх и более — 50%.

    Надо отметить, что родители, достойно выполнявшие свой долг по содержанию и воспитанию детей, в старости также могут расчитывать на заботу и поддержку своих детей. Если совершеннолетние дети не делают это добровольно, то закон предусматривает взыскание с них алиментов на своих родителей, которые стали нетрудоспособными и не имеют достаточных средств для жизни.

ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права детей в семье. При этом дети рассматриваются как самостоятельные участники отношений с отцом и матерью, другими родственниками. Здесь все положения приведены в соответствии в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, участником которой является Россия.

Основные права ребенка по СК РФ:

право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)

Это право включает:

право знать своих родителей (ст. 7 Конвенции о правах ребенка);

права на заботу со стороны своих родителей, предполагающее удовлетворение родителями жизненно важных интересов и потребностей ребенка, уважение его человеческого достоинства;

право на совместное проживание с родителями другого государства (п. 2 ст. 20 Конвенции о правах ребенка);

право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право на общение с родителями вытекает из права жить и воспитываться в семье. а право общаться с другими родственниками (в основном проживающими отдельно) является важнейшим правом, обеспечивающим полноценное развитие ребенка, приобретением им навыков общения с другими членами общества и адекватного восприятия окружающих;

право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ). Защита прав и интересов может осуществляться самим ребенком или его представителями. Несовершеннолетний, признанный в установленном порядке полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право сам защищать свои права и интересы, а несовершеннолетний, не обладающий полной дееспособностью до достижения совершеннолетия, также может самостоятельно защищать свои права в случае невыполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и образованию ребенка, а равно в случае их жестокого обращения с ним или иного злоупотребления родительскими правами. Во всех иных случаях защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних осуществляют родители, усыновители, приемные родители, опекуны, попечители, а предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки, попечительства и прокуратура;

право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ). Закрепление этого права в СК РФ подчеркивает, что ребенок является личностью и его мнением надо считаться. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Поэтому ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы. Закон не указывает возраста, по достижении которого ребенок обладает этим правом, а только указывает, что обязан учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, если это не противоречит его интересам. В ст

12 Конвенции о правах ребенкаговориться, что взглядам ребенка уделяется внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. При такой трактовке судья может быть нарушено органом государственной власти, которой призван это право защищать;

право на имя, отчество и фамилию (ст

58 СК РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, а при отсутствии такого соглашения – по указанию органа опеки и попечительства, данного непосредственно органу загса. Отчество присваивается по имени отца, если иное присвоение отчества не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилиями родителей, ему по соглашению родителей присваивается фамилия одного из них, а при отсутствии соглашения разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Имущественные права детей установлены ст. 60 СК РФ, при этом следует помнить, что права собственности на имущество своих родителей ребенок не имеет, как и родители – на имущество ребенка. СК РФ впервые законодательно закрепил положение, согласно которому несовершеннолетние дети могут сами заиметь своих детей и принимать участие в их воспитании, а по достижении 16 лет самостоятельно осуществлять родительские права в отношении своих детей. После появления ребенка связи со своими родителями не утрачивают и в праве рассчитывать на их поддержку как законных представителей их интересов. До достижения несовершеннолетними родителями 16-летнего возраста рожденному ими ребенку органом опеки и попечительства может быть назначен опекун, который будет осуществлять воспитание ребенка, не являться этих родителей (п. 2 ст.62 СК РФ).

Права детей в разном возрасте

Главный нормативный акт, посвященный этой теме, это Семейный кодекс РФ. Есть и другие законы о правах несовершеннолетних. Вот какими законами регулируются права и обязанности несовершеннолетних в России:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс России;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ»;
  • Федеральный закон №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Федеральный закон №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Федеральный закон №49 «Об опеке и попечительстве».

Все дети в России имеют возможность:

  • расти в семье;
  • воспитываться своими родителями, а при их отсутствии — опекунами, попечителями, а в крайнем случае и специализированными детскими учреждениями;
  • знать, кто его родители;
  • жить вместе с биологическими родителями и получать от них должную заботу. Единственное исключение — если это противоречит интересам ребенка и тем более ставит его здоровье и жизнь под угрозу;
  • общаться с кровными родственниками;
  • пользоваться правом на уважение;
  • получать всестороннее развитие;
  • получать защиту;
  • выражать свое мнение;
  • иметь фамилию, имя и отчество, а при желании — изменить их;
  • снабжаться средствами на жизнь. Сюда же входит право на личные доходы.

Подробно все права и обязанности несовершеннолетних в РФ описаны в главе 11 Семейного кодекса России. Все эти возможности ребенок получает с рождения.

С 6-летнего возраста он получает еще и право на:

  • мелкие бытовые сделки;
  • посещение школы;
  • самостоятельное распоряжение карманными деньгами;
  • получение подарков.

С 8 лет добавляется возможность участвовать в детском общественном объединении.

С 10-летнего возраста им предоставляется свобода давать согласие на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 Семейного кодекса России), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 Семейного кодекса России). С этого возраста учитывается его мнение по всем семейным вопросам, которые затрагивают его жизнь. И он получает возможность заслушания в процессе административного либо судебного разбирательства.

С 14 лет граждане вправе:

  • самостоятельно обращаться в суд;
  • получать паспорта;
  • работать с согласия одного из родителей не дольше 4 часов в свободное от учебы время;
  • открывать банковские вклады.

После 16-го дня рождения появляется возможность:

  • работать до 36 часов в неделю;
  • учиться на водительское удостоверение;
  • при особых обстоятельствах — вступать в брак;
  • пройти процедуру эмансипации: получить полную дееспособность.

Возможностей у ребенка с ходом времени становится все больше. Вот для чего нужны права и обязанности подростка:

  • плавно подготовить его к взрослой жизни;
  • научить справляться сначала с малым кругом обязательств и свобод, затем расширяя его;
  • обеспечить безопасность и хорошие условия жизни;
  • гарантировать получение образования;
  • наделить его правом самостоятельно регулировать некоторые аспекты своей жизни.

Обязанности ребенка

Обязательства детей основополагаются на этических и моральных нормах, часть которых отражена в Конституции Р.Ф.

До 6-ти летнего возраста у малолетних нет обязанностей. По мере взросления, появляются обязательства:

Получить обязательное среднее образование. Дальнейшее обучение выбирается гражданином самостоятельно по его усмотрению и желанию

Соблюдать правила, установленные в учебном заведении, к которым относятся:  следование определенному распорядку дня; посещение уроков; уважительное отношение к старшим, независимо от статуса и рода их трудовой деятельности; соблюдение техники безопасности в помещении и на территории школы; бережное отношение к имуществу, принадлежащему учебному заведению; выполнение домашних заданий, внимание словам учителя во время урока; требование не нарушать дисциплину во время учебного часа и перемены. Выполнять посильные семейные обязанности, установленные родителями или законными представителями

Слушаться отца с матерью, за исключением моментов, когда послушание нарушает , несет угрозу его здоровью и жизни. Заботиться о членах семьи. Вести себя соответственно этическим правилам пребывая в местах общего пользования. Достигнув 14-ти лет получить паспорт гражданина РФ. Вовремя встать на воинский учет. Уважительно относиться к правам и законным интересам других лиц. Не нарушать порядок, закрепленный в законодательных актах государства. При совершении противоправных поступков к несовершеннолетнему должны быть применены меры административной (с 16 лет) и уголовной (с 14-ти лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений) ответственности. Устроившись работать на предприятие строго соблюдать трудовой распорядок организации, и положения ТК.

Незнание законов не освобождает ребенка от наказания. Правовое и культурное воспитание в семье и учебном заведении проводят родственники, педагоги, законные представители.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

«Права и обязанности детей в семье»

Слайд 2

Текст слайда:

Кто вас, детки, крепко любит, Кто вас нежно так голубит, Не смыкая ночью глаз, Всё заботится о вас?

Слайд 3

Текст слайда:

Дорогая Мама

Слайд 4

Текст слайда:

Кто починит табуретку,На машине подвезёт,В дневнике моём отметкиЗнает все наперечёт?

Слайд 5

Текст слайда:

папа

Слайд 6

Текст слайда:

Кто всё штопает и вяжет?Кто поможет и подскажет?Раньше всех всегда встаёт?Кто печет оладушки?Это наши…

Слайд 7

Текст слайда:

бабушки

Слайд 8

Слайд 9

Текст слайда:

Славный дедушка, родной,
Самый добрый, дорогой,
Очень любим мы тебя мы тебя,
Я и вся моя родня!

Слайд 10

Текст слайда:

семья

Слайд 11

Текст слайда:

Семья-это…

Слайд 12

Текст слайда:

Семья-это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови).Члены семьи связаны общим бытом, взаимопомощью, заботой и ответственностью.

Слайд 13

Текст слайда:

Слайд 14

Текст слайда:

Тема:

«Права и обязанности детей в семье»

Слайд 15

Текст слайда:

Из словаря Ожегова: «Право — охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять».

Права ребёнка в семье.1.Право на жизнь.2 Право на фамилию, имя, отчество.3.Право жить с родителями.4.Право на труд и отдых.5.Право на необходимый уровень жизни.6.Право на безопасное существование, на защиту от насилия.7Право на образование.8.Право разговаривать на своём языке, исповедовать свою религию, пользоваться своей культурой.9.Право участвовать в играх и развлечениях.10.Право свободно выражать своё мнение, встречаться со сверстниками для выражения своих взглядов и т.д.

Слайд 16

Текст слайда:

Слайд 17

Текст слайда:

Из словаря Ожегова: «КОНСТИТУЦИЯ- Основной закон государства,

определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан»

Слайд 18

Слайд 19

Текст слайда:

(Декларация (высказывание)-это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы).

Слайд 20

Текст слайда:

Конвенция(договор, соглашение) — это соглашение по специальному вопросу,
обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть
подписали договор.

Слайд 21

Текст слайда:

Слайд 22

Текст слайда:

Из словаря Ожегова: «ОБЯЗАННОСТЬ-это круг действий, возложенных на кого-нибудь. и безусловных для выполнения».

Обязанности ребенка в семье.1.Помогать по дому.2.Заботиться о старших.3.Заботиться о младших.4.Хорошо учиться.5.Стараться не огорчать своих родных.6.Быть вежливым в общении со своими родными и т. д.

Слайд 23

Текст слайда:

Слайд 24

Текст слайда:

Берегите своих родных, старайтесь никогда не огорчать их, придерживайтесь следующих правил:

-люби свою семью;-храни честь своей семьи;-будь внимательным и чутким;-дари родителям радость;-старайся найти и выполнить дело, которое принесёт пользу и радость членам твоей семьи;-помни индийскую мудрость: «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей».

Слайд 25

Текст слайда:

Берегите близких и родных, В жизни мало счастья так бывает, Но его бы не было без них.

Обязанности родителей

Обязанности родителей делятся на две большие категории:

  • имущественные
  • личные

Остановимся подробнее на каждой из них.

Имущественные

К имущественным обязанностям родителей перед детьми принято относить обязанности по управлению делами и имуществом детей, не достигших 18 лет и нетрудоспособных совершеннолетних детей. До того, как ребенку исполнится 14 лет, родители имеют право проводить имущественные сделки от его имени и представлять его интересы.

При этом родители не имеют права, не заручившись согласием органов опеки и попечительства:

  • продавать или закладывать имущество несовершеннолетнего
  • от имени ребенка отказываться о т наследства
  • отказываться от дарения
  • настаивать на разделе имущества, принадлежащему ребенку
  • совершать иные сделки, противоречащие интересам несовершеннолетнего

Родители или иные законные представители обязаны бережно относится к управлению имуществом, стараться сохранять его размер, а при возможности – преумножать его.

Если средства на содержание детей не вносятся добровольно – они могут быть взысканы в судебном порядке. Наличие у совершеннолетних, но нетрудоспособных детей дохода в виде пенсий, стипендий или пособий, не лишает их права на получения денежного содержания от родителей.

Личные

К личным неимущественным правам относят:

  • определение имени, отчества и фамилии
  • определение гражданства
  • определение оптимального мест для дальнейшего проживания. Если родители не могут мирно договориться о месте проживания, интересы несовершеннолетнего защищает суд
  • ведение воспитательной деятельности, а также осуществление ухода и надзора за детьми. Родители обязаны достойно заботиться о физическом, нравственном и духовном развитии ребенка. Все возникающие вопросы относительно воспитательного процесса должны решаться родителями по взаимному согласию
  • представительство интересов детей от их имени без специальных полномочий
  • обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних детей

Права и интересы малолетних детей

Права детей определены в рамках Конвенции о правах ребенка в 1989 году. В соответствии с ее положениями, к правам детей относят:

  • На жизнь
  • На собственное имя
  • На получение гражданства
  • На получение сведений о своих родителях, и заботу и неразлучение
  • На получение образования
  • На изучение русского языка
  • Знание культурных особенностей мира и религии
  • Отдых и досуг

Кроме того, каждый имеет право:

  • высказывать свою точку зрения и отстаивать мнение
  • мыслить свободно, без привязки к религии и прочим ассоциациям
  • иметь доступ к передаче и обмену информацией

Права и обязанности ребенка в семье

В семье ребёнок должен выполнять такие обязанности:

  • слушаться родителей либо опекунов;
  • осуществлять посильную помощь по домашнему хозяйству, поддержанию чистоты дома;
  • помогать нуждающимся в помощи родственникам: пожилым бабушкам и дедушкам, маленьким братьям и сёстрам и т. д.

Что касается прав детей в семье, любой ребенок имеет неотъемлемое право жить и воспитываться в семье, получать внимание и заботу, уважительное отношение, возможность развития личности.

Если у ребенка нет родителей, то за его интересы несет ответственность государство, а именно органы опеки.

Права ребенка в приемной семье

Ребёнок, который воспитывается в приемной семье, имеет следующие права:

  • на получение денежных пособий: алиментов, пенсий и других соцвыплат;
  • на общение со своими родственниками (при согласии приемных родителей);
  • ;
  • на льготы при поступлении в ВУЗы;
  • на получение повышенной стипендии;
  • на закрепленное жильё или гарантию предоставления жилья;
  • на гарантию права собственности на землю, ранее предоставленную его родителям.

Право на общение с родителями и другими близкими людьми

Любой несовершеннолетний имеет право общаться со всеми своими родственниками, членами своей семьи.

В любой ситуации, в том числе и в случае развода родителей, запрещено препятствовать общению ребенка с кем-либо из родственников.

Запретить это общение вправе только суд в случае веских оснований (например, лишения родительских прав).

Право на защиту

Несовершеннолетние лица, согласно ст. 56 Семейного кодекса, имеют право на защиту прав и интересов. Как правило, такую защиту осуществляют родители, опекуны либо органы попечительства и опеки, в некоторых случаях – суд.

При нарушении прав, в том числе при ненадлежащем выполнении родителями их обязательств, дети имеют право самостоятельно обратиться за помощью в орган опеки, а с 14 лет и в суд.

Граждане, которым стал известен факт нарушения прав ребенка, угрозы его жизни и здоровью должны сообщить об этом в местный орган попечительства.

Право выражать мнение

Согласно ст. 57 Семейного кодекса, несовершеннолетний имеет право при решении любого вопроса, затрагивающего так или иначе его интересы, выражать собственное мнение, а также быть заслушанным судом при проведении судебных разбирательств (с десятилетнего возраста).

Право на фамилию, имя и отчество

Это право есть абсолютно у каждого человека. По соглашению родителей ребенок получает благозвучное имя, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ и не противоречит национальным обычаям.

Фамилия присваивается ребенку по фамилии родителей. При разных фамилиях родителей ребенок получает по соглашению родителей либо фамилию отца, либо фамилию матери, либо двойную фамилию, образованную путем присоединения друг к другу фамилий отца и матери в любой последовательности.

Если же отец неизвестен, мать вправе оставить графу об отце пустой, тогда указывается фамилия матери, а отчество присваивается с ее слов.

Изменение имени или фамилии

Один из родителей может поменять фамилию или имя своему ребенку. Это делается с согласия второго родителя, органа опеки, а также самого ребёнка, если ему уже есть десять лет.

Одобрение второго родителя не требуется, если такой родитель лишен родительских прав, является недееспособным, пропавшим без вести, не принимает участие в воспитании.

Таким образом, дети имеют права, которые обязано защищать государство, и обязанности, которые основываются, в первую очередь, на нормах морали.

Предложения по устранению нарушений прав и интересов ребенка

Комплекс мероприятий по устранению нарушений прав и интересов ребенка и развитию дружественного к нему правосудия представила заместитель начальника отдела методического обеспечения судов общей юрисдикции Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при ВС РФ Лариса Водопьянова. Она указала, что необходимо учитывать принцип специализации судей, рассматривающих уголовные или гражданские дела и материалы с участием несовершеннолетних. При этом опыт рассмотрения указанных дел судьями, специализирующимися по вынесению решений по данной категории дел, уже успешно применяется в Липецкой области. Со своей стороны судебный департамент при ВС РФ организовывает курсы повышения квалификации для судей. Помимо этого Лариса Водопьянова предложила ввести в уголовный и гражданский процесс такого участника, как помощник судьи с функциями социального работника, который будет обобщать судебную практику рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних, проводить примирительные процедуры между потерпевшим и подсудимым и составлять карты социального сопровождения правонарушителя как основы его реабилитационной программы. Помощник судьи с привлечением специалистов органов опеки и попечительства будет изучать ситуацию в семье, условия жизни, уровень его психического развития и иные особенности его личности, ближайшее окружение, и полученную информацию занесет в карту.

Лариса Водопьянова подчеркнула, что необходимо проводить психолого-педагогическое исследование по всем гражданским делам, связанным с воспитанием детей. Ее мнение дополнил заведующий лабораторией судебной психологии ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, профессор, доктор психологических наук Фарит Сафуанов, указав на необходимость проведения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по спорам между родителями о воспитании детей. Свою позицию он обосновал тем, что серьезные психологические проблемы наблюдаются у 20-25% детей, переживших развод у родителей, а именно: невротические реакции, страхи и нарушения поведения. Если при расторжении брака или раздельном проживании родителей вопрос о месте проживания детей не разрешен между родителями, то решение принимает суд с учетом привязанностей ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, его возраста и других факторов (). В связи с этим Фарит Сафуанов подчеркнул, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, соответственно, в рамках комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы можно выявить индивидуально-психологические особенности ребенка и уровень его психического развития. По мнению эксперта, данная экспертиза может быть назначена и в отношении родителей, что позволит выявить возможные психические расстройства каждого из родителей, и даже истинную цель предъявления иска. Ольга Токарева добавила, что заслушивание мнения ребенка в ходе судебного процесса, достигшего возраста 10 лет, не должно быть формальным и определяться не указанным возрастом (), а его зрелостью, возможностью формулировать свои самостоятельные взгляды, независимые от влияния, например, одного из родителей или третьих лиц – бабушек или дедушек. Эксперт отметила, что необходимо создать соответствующие условия, средства и механизмы с привлечением специалистов для получения истинного мнения ребенка.

Право и правовой статус подростка

По «Толковому словарю современного русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова: «Право — это совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством». Соблюдение этих норм обеспечивается принудительной силой государства.

Юридическое право дифференцировано по отраслям: семейное, гражданское, уголовное и другие.

Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Правовой статус ребенка — его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.

Что молодые люди знают о своих правах, ответственности перед законом? Известный французский писатель Оноре де Бальзак о. Замечание это актуально и по сей день, особенно по отношению к молодежи. Далеко не каждый ребенок может сказать, как он в случае необходимости защитит себя от чьих-либо неправомерных действий.

Впервые подросток рассматривается не как объект правовой деятельности, за которого все решают взрослые, но и как субъект, имеющий собственные интересы и взгляды.

Многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта правопослушного поведения, правовой компетентности.

Рассмотрим несколько определений «прав человека»:

С. Сироткин в своей работе «Старшеклассникам о праве и правах человека» ссылается на следующее определение «прав человека» – это признаваемые обществом и международным сообществом определённые реальные социальные возможности для отдельных лиц, их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях».

«Право – внешняя свобода, представленная и ограниченная нормой».

Данные определения отражают главную суть: права человека – инструмент, который позволяет противостоять давлению, насилию и это механизм, который не позволяет государству «проглотить» каждого отдельного человека.

Мы можем сказать, что права человека – это способ разрешения неизбежно возникающих в обществе конфликтов, это те правила отношений, которые обязательны и для государства и для отдельной личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector