Министерство экономического развитияроссийской федерации
Содержание:
- Сколько всего фри зон в мире, и где они располагаются?
- Об объективной связи доходов (расходов) с деятельностью налогоплательщика в ОЭЗ
- О резидентах ОЭЗ и ставках налога на прибыль для них
- Требования к резидентам
- Размещение с комфортом
- Меню категорий
- Понятие
- Европа
- Правовой статус резидента особой экономической зоны в Российской Федерации *
- ФЗ об особых экономических зонах
- Понятие свободной экономической зоны
Сколько всего фри зон в мире, и где они располагаются?
В настоящее время существует несколько сотен фри зон по всему миру. Регион БВСА (Ближний Восток и Северная Африка) имеет немалую популярность среди инвесторов во фри зоны. В 17 странах БВСА насчитывается около 73 свободных зон.
Теперь давайте рассмотрим наиболее популярные фри зоны мира.
DMCC (ОАЭ)
DMCC считается наиболее популярной фри зоной Дубая. Она располагается недалеко от фешенебельного района Dubai Marina.
DMCC приняла стратегию умного города в 2016 году и стала первой фри зоной в мире, которая предложила своим членам возможности электронной подписи. Уже зарегистрировано более 8000 фирм. DMCC ежемесячно регистрирует около 200 новых компаний.
В целом, на территории ОАЭ действует 37 фри зон. Ежегодно ОАЭ привлекает более 10 млрд долларов США прямых инвестиций. Предпринимателей привлекает благоприятное для бизнеса законодательство и налоговая среда государства.
Танжер-Мед (Марокко)
Инвесторов в Танжер-Мед привлекает доступ к морским путям через Гибралтарский пролив, который отделяет Марокко всего на 14 км от Европы. Планируется открыть вторую фри зону в Айн-Дайла — Танжер, которая будет иметь площадь 1200 гектаров и промышленную направленность. Она дополнит существующую ЗСТ производственной и логистической деятельностью.
СЭЗ «Парк инновационных технологий» (Казахстан)
ОЭЗ расположена всего в 28 км от Алматы на юге Казахстана. В ней зарегистрировано более 180 компаний. Инвесторы могут воспользоваться льготными налоговыми ставками, включая 0% налога на имущество и корпоративный доход, социального и земельного налога
Особое внимание уделяется инновационным компаниям, стартапам и, в частности, малому и среднему бизнесу, на долю которых приходится 100% арендаторов
ОЭЗ Катовице (Польша)
Более 63 000 человек работают в ОЭЗ Катовице, которая расположена примерно в 80 км к западу от Кракова на юге Польши. В настоящее время она расширила свою территорию на 269 гектаров, большинство из которых расположены в небольших городах и предназначены для привлечения малых и средних предприятий.
Франка де Богота (Колумбия)
Более четверти компаний в колумбийской ЗСТ Франка де Богота являются транснациональными корпорациями крупных иностранных инвесторов, таких как немецкая логистическая компания DHL, британский телекоммуникационный гигант BT и коммуникационный центр из Испании Telefónica. Колумбийская фри зона предлагает внутреннюю транспортную сеть, программы мобильности и удобства, такие как медицинский центр, стоматологии, салоны красоты и круглосуточный магазин для 30 000 сотрудников местных компаний.
Исследование ОЭСР показало, что фри зоны предоставляют многочисленные преимущества для бизнеса, но слабо регулируемая ЗСТ также привлекательна для лиц, занимающихся незаконной и преступной деятельностью, такой как торговля контрафактными товарами, контрабанда, отмывание денег.
Согласно этому исследованию, каждая дополнительн появившаяся ЗСТ в экономике связана с увеличением стоимости экспорта контрабанды на 6,9%. Увеличение на 1% количества фирм, работающих в СЭЗах, приводит к росту контрабанды на 0,29% и 0,21% соответственно.
Наряду с нарушением товарных знаков и авторских прав, контрафактные и пиратские товары влекут за собой риски для здоровья и безопасности, потерю доходов для компаний и правительств. Ранее ОЭСР выяснила, что 2,5% импортных товаров во всем мире и 5% импорта Европейского Союза являются подделками.
Подбор счетов
Бесплатная консультация
по подбору зарубежных счетов для предпринимате-
лей от экспертов по работе с международными
банками и счетами для нерезидентовс опытом 20+ лет.
по подбору зарубежных счетов для предпринимателей от экспертов по работе с международными
банками и счетами для нерезидентов
с опытом 20+ лет.
Об объективной связи доходов (расходов) с деятельностью налогоплательщика в ОЭЗ
Основной причиной налоговых споров между ИФНС и резидентами ОЭЗ является вопрос о соблюдении условия для применения пониженной ставки налога. По мнению налоговиков, ряд доходов (расходов) не относится к производственной деятельности, что служит основанием для доначисления налога на прибыль по общеустановленной ставке.
Для наглядности в качестве примера приведем налоговый спор, который рассматривался Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 02.11.2017 № 306-КГ17-9355 по делу № А55-12793/2016.
Организация являлась участником соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности в ОЭЗ, созданной на территории Ставропольского района Самарской области. С целью исполнения указанного соглашения организацией были заключены международные контракты, для произведения платежей по которым была приобретена валюта (евро).
В связи с приобретением иностранной валюты был получен внереализационный доход в виде курсовых разниц.
В ходе налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что общество неправомерно применило ставку 0 % в части налога на прибыль в отношении названного дохода от курсовых разниц, так как в рассматриваемой ситуации не соблюдаются условия применения пониженной ставки налога, указанные в Законе Самарской области № 187-ГД и ст. 2, 3, 9, 10 Федерального закона № 116-ФЗ, поскольку полученные доходы не относятся к производственной деятельности. Это послужило основанием для доначисления налога на прибыль по ставке 20 %.
Суды трех инстанций поддержали налоговый орган в том, что под деятельностью, осуществляемой на территории ОЭЗ, понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров, а также технико-внедренческая деятельность, в силу чего доход от курсовых разниц облагается по общеустановленной налоговой ставке.
Судебная коллегия по экономическим спорам пришла к противоположному выводу и, применив во взаимосвязи положения п. 1 ст. 10 и п. 1 ст. 12 Федерального закона № 116-ФЗ, указала следующее.
Сформированный судами первых трех инстанций подход при рассмотрении указанного дела приводит к невозможности применения пониженной налоговой ставки резидентами промышленно-производственной ОЭЗ на стадии осуществления инвестиций и к ограничению области применения пониженной ставки налога только прибылью от реализации товаров (работ, услуг), что не вытекает из положений НК РФ, Федерального закона № 116-ФЗ и не соответствует целям поощрения, государственной поддержки инвестиций.
Судами установлено, что иностранная валюта приобретена обществом в размере, соответствующем общей величине авансовых платежей, необходимость произведения которых предусмотрена контрактами, заключенными с иностранными поставщиками оборудования, необходимого для исполнения соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности в ОЭЗ. Фактическое использование иностранной валюты на указанные цели налоговым органом не оспаривалось.
С учетом связи внереализационных доходов в виде курсовых разниц с осуществлением обществом реальной экономической (инвестиционной) деятельности в качестве резидента особой экономической зоны Судебная коллегия пришла к выводу, что в отношении налоговой базы по названным доходам организацией могла быть применена пониженная ставка по налогу на прибыль.
О резидентах ОЭЗ и ставках налога на прибыль для них
Особой экономической зоной является часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ).
На основании ч. 1 ст. 9 указанного закона резидентом промышленно-производственной ОЭЗ признается коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), которая:
-
зарегистрировалась в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ;
-
заключила с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной ОЭЗ в порядке и на условиях, предусмотренных названным законом.
Исходя из ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ резидент промышленно-производственной ОЭЗ осуществляет в данной зоне:
-
промышленно-производственную деятельность (производство и (или) переработку товаров (продукции) и их реализацию);
-
деятельность по логистике (оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров).
Согласно НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 20 %, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Для организаций – резидентов ОЭЗ законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная ставка налога на прибыль (не выше 13,5 %), подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ.
Условие для применения этой ставки – ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами этой территории.
Требования к резидентам
Существуют определенные требования к резидентам ОЭЗ, а это значит, что не всем компаниям предоставится возможность воспользоваться особым положением резидента с прилагающимися льготами и преференциями
Чтобы войти в состав представителей особой экономической зоны, нужно принять во внимание следующие положения:
-
Кандидат должен заниматься деятельностью, подходящей к сфере выбранной ОЭЗ.
-
У заявителя не должно быть филиалов за пределами особой экономической зоны.
-
Установленный минимум инвестиций. (Например, компания портовой ОЭЗ должна внести деньги в капитальное строительство не меньше 120-400 млн. рублей (исходя из категории проекта), из этой суммы 40 млн руб. перечисляются после заключения соглашения в течение 3 лет)
-
Необходимо зарегистрироваться в муниципальном образовании, входящем в состав представительства.
В настоящее время планируется упростить процедуру приема новых представителей, а это значит, что в будущем не придётся долго ждать, чтобы запустить деятельность своей компании на территории ОЭЗ.
Размещение с комфортом
На территории ОЭЗ можно арендовать готовое помещение или построить собственный завод с нуля. В «Алабушево», например, доступны площади как по типу brownfield (с уже имеющимися постройками), так и greenfield (свободные от строений земельные участки). А в Печатниках есть только brownfield-площади.
Независимо от того, какую площадку выберет новый резидент, его обеспечат всеми необходимыми коммуникациями для запуска производства.
Учитывается на площадках ОЭЗ и специфика работы компаний. Например, для развития производств микроэлектроники и фармацевтики инвесторы могут арендовать специальные помещения. В воздухе так называемых чистых комнат поддерживается заданный размер и количество частиц пыли, микроорганизмов, аэрозольных элементов и химических паров на кубический метр. В таких помещениях можно контролировать влажность, давление и температуру.
Меню категорий
- Поддержка креативных «индустрий» 2021 года
- Поддержка социального бизнеса с 2021 года
- Поможем получить льготные государственные деньги малому бизнесу, НЕ попавшему в список
- Создание инфраструктуры за счет бюджета региона ППРФ 1704, 1705
- Субсидии промышленности 2021 ППРФ 194
- Государственно-частное партнерство ГЧП и МЧП, концессии
- NEW! Как в кризис развивать промышленный парк? Как выстраивать взаимоотношения УК и резидентов?
- Антикризисные меры при убытках от самоизоляции
- Какие меры поддержки возможны для Вашего бизнеса (проекта)?
- Кто относится к малому бизнесу?
- Где взять недорогие деньги? субсидии, льготы
- Поддержка малого и среднего бизнеса в моногородах
- Земельные участки в аренду без проведения торгов
- Поддержка УК и резидентов промышленных площадок и индустриальных парков
- Инвестиционная инфраструктура Республики Татарстан
- Льготы и преференции для УК и резидентов особых экономических зон (ОЭЗ)
- Вопросы и ответы по налоговым и таможенным льготам резидентам ОЭЗ
- Льготы и преференции резидентам ОЭЗ
- Налоговые льготы резидентов СЭЗ Республики Крым
- Налоговые льготы специфичные по типам ОЭЗ
- ОЭЗ ППТ «Доброград-1» Владимирская область
- ОЭЗ Татарстана Иннополис Алабуга
- Общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы
- Отчет счетной палаты ОЭЗ апрель 2020
- Отчет счетной палаты технопарки март 2021
- Таможенные льготы резидентам ОЭЗ
- Льготы резидентам ОЭЗ
- Стать резидентом ОЭЗ
- Создание региональных особых экономических зон (ОЭЗ РУ)
- Статус резидента ОЭЗ «Иннополис»
- Статус резидента ОЭЗ Алабуга
- Вопросы и ответы по законодательству ОЭЗ
- Льготы резидентам ОЭЗ ППТ Алга Башкортостан
- На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:
- На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:
- ОЭЗ Калининградская область
- ОЭЗ ППТ АлмА особая экономическая зона промышленно-производственного типа «АлмА»
- Особые экономические зоны виды
- Полный список ОЭЗ, ТОР, ТОСЭР
- Процедура входа в ОЭЗ ППТ Алабуга ОЭЗ ТВТ Иннполис
- Реестр особых экономических зон ОЭЗ, свободных экономических зон (СЭЗ) в России. Обновляемый полный реестр СЭЗ, ОЭЗ России
- СЭЗ Крым и город Севастополь
- Таможенные льготы ОЭЗ
- Преференции и льготы УК и резидентам территорий опережающего развития (ТОР)
- Льготы по налогам для региональных инвестиционных проектов РИП
- Помощь микро-бизнесу от государства
- Поддержка экспорта и международной деятельности компании
- СПИК 2: Специальный инвестиционный контракт для инвестора
- СЗПК Субсидии налоговые льготы по соглашению о защите капиталовложений 67-ФЗ
- Нефинансовые и финансовые меры повышения производительности труда
- Субсидии и гранты на развитие изобретательства и инноваций
- ПРОЧИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ЛЬГОТЫ СУБСИДИИ 2019-2024 годы в РТ и РФ
- Компенсация затрат франчайзи СМСП Москвы
- Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»
- Финансовая поддержка субъектов МСП
- Национальный проект Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
- Отмененные программы, дейстовавшие ранее
- Правила распределения субсидий МЭР РФ регионам на поддержку МСП с 2017 года
- Аренда муниципальных зданий по нулевой ставке
- Программы поддержки отечественной промышленности
- Программы Фонда развития промышленности
- Субсидии промышленности Минпромторга РФ (свод)
- Программа Энергосбережение 2014-2020 годы
- Поддержка социального предпринимательства до 2021 года
- Бесплатные услуги РЦК по технологическому и рыночному «выращиванию»
- Какие еще льготы и преференции предусмотрены для малых и средних предприятий
- Краткий путеводитель по программам поддержки бизнеса
- Межмуниципальное взаимодействие. Агломерации
- Меры поддержки промышленности и цифровизации производства
- Программы поддержки с сайта Фонда развития моногородов ФРМ
- Создание регионального центра компетенций по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ
Понятие
На данных территориях созданы условия, облегчающие ведение бизнеса, предоставляются налоговые, таможенные, административные льготы и финансовая поддержка. Осуществлять предпринимательскую деятельность могут как граждане РФ, так и иностранные бизнесмены, готовые инвестировать в российскую экономику.
Первые попытки создать специализированные территории в России были предприняты в 1994 году, но это привело к несоответствиям с действующим законодательством, и проекты были свернуты. Полноценное развитие ОЭЗ в нашей стране началось с 2005 года, принят первый Федеральный закон об особенных экономических зонах.
Важно не путать это понятие с зоной свободной торговли. К последней относятся изолированные территории, на которых ведется торговля без таможенных пошлин
ОЭЗ подразумевают не только торговлю, но и производство, оказание услуг на особых условиях и не всегда или не в полной мере освобождаются от таможенных сборов.
Европа
(Член Европейского Союза )
- Линц (порт на реке Дунай )
- Вена (порт на реке Дунай )
(Член Европейского Союза )
- Риека , 1723 г.
- Задар , 1922-1947 (Porto Franco della città di Zara)
(Член Европейского Союза )
Свободный порт Копенгагена ( Københavns Frihavn ), Копенгаген
Финляндия
(Член Европейского Союза )
- Свободная зона Лаппеенранты ( Lappeenrannan Vapaa-alue )
- Фрипорт Ханко ( Хангон Вапаасатама )
(Член Европейского Союза )
Свободная зона Ле Вердон — Порт-де- Бордо ( Zone franche du Verdon — Порт-де-Бордо )
Германия
(член Европейского Союза )
- Фрипорт Бремерхафен ( Freihafen Bremerhaven )
- Фрипорт Куксхафен ( Freihafen Cuxhaven ), с 1896 г.
- Фрипорт Деггендорф ( Freihafen Deggendorf ), с 1989 г.
- Свободный порт Дуйсбурга ( Freihafen Duisburg ), с 1989 г.
- Шпайхерштадт , Гамбург
(Часть Соединенного Королевства)
Порт Гибралтара
Греция
(Член Европейского Союза )
- Свободная зона Эвроса (Дебзос)
- Свободная зона Ираклиона
- Свободная зона Пирей
- Свободная зона Салоников
(Член Европейского Союза )
- Порт Корк Свободный порт
- Свободная зона Шеннон (1959 — 2003)
Италия
(член Европейского Союза )
- Валле-д’Аоста
- Кампионе д’Италия
- Ливиньо
- Ливорно , 1675–1860 гг.
- Порт Триеста
- Свободная зона Венеции ( Порто-Франко-ди-Венеция )
(Член Европейского Союза )
- Свободный порт Риги
- Свободный порт Вентспилс
Литва
- Акменская свободная экономическая зона
- Каунасская свободная экономическая зона
- Кедайняйская свободная экономическая зона
- Клайпедская свободная экономическая зона
- Свободная экономическая зона Мариямполе
- Паневежская свободная экономическая зона
- Шяуляйская свободная экономическая зона
(член Европейского Союза )
Мальта Фрипорт
Португалия
(член Европейского Союза )
- Зона свободной торговли Мадейры , в которую входят следующие налоговые льготы:
- Свободная индустриальная зона Канисал
- Международный бизнес-центр Мадейры
- Международный судовой регистр Мадейры
(член Европейского Союза )
Порт Констанца , январь 2007 г.
Россия
- Находка
- Одесса , Русско-турецкая война, 1768–1774 гг. Во время правления Екатерины Великой ее указом 1794 года в Черноморском регионе были основаны несколько новых городов, в том числе Одесса. С 1819 по 1858 год Одесса была свободным торговым портом. Это был также самый важный торговый порт во времена Советского Союза.
- Владивосток , 1861–1909, 2015 ( Свободный порт Владивосток )
Сербия
По состоянию на сентябрь 2017 года в Сербии насчитывается 14 свободных экономических зон; эти:
- Свободная зона Апатин
- Свободная зона FAS — Крагуевац
- Свободная зона Крушевац
- Свободная зона Ниш — Юг
- Свободная зона Нови-Сад
- Свободная зона Пирот
- Свободная зона Прибой
- Свободная зона Шабац
- Свободная зона Смедерево
- Свободная зона Суботица
- Свободная зона Свилайнац
- Свободная зона Ужице
- Свободная зона Вранье
- Свободная зона Зренянин
Испания
(член Европейского Союза )
- Свободная зона Барселоны ( Zona franca de Barcelona )
- Свободная зона Кадиса ( Zona franca de Cádiz )
- Свободная зона Виго ( Zona franca de Vigo )
- Свободная зона Лас-Пальмас-де-Гран-Канария ( Zona franca de Las Palmas de Gran Canaria )
- Свободная зона Санта-Крус-де-Тенерифе ( Zona franca de Tenerife )
- ( Сеута и Мелилья не являются свободными портами или свободными зонами, потому что они являются частью Испании, но не являются частью Европейского союза в отношении таможенных и акцизных сборов)
Швеция
(член Европейского Союза )
- Свободный порт Марстранд , 18 век
- Сен-Бартелеми , 1785–1878 гг.
- Стокгольм фрихамн, 1919–1995
- Фрихамнен, Гетеборг, 1922-
Швейцария
- Женевский фрипорт, Ла Прайль, Женева
-
Свободный порт женевского международного аэропорта Куантрен, Женева
- Magazzini Generali con Punto Franco SA, Кьяссо и Стабио, свободный порт и таможенный склад, Кьяссо
- PESA — Port-Franc et Entrepôts de Lausanne-Chavornay SA, свободный порт и таможенный склад, Chavornay (Vaud)
- SEV — Société des Entrepôts Vevey SA, свободный порт и таможенный склад, Веве
(член Европейского Союза)
- Свободная зона Лимассола
- Свободная зона Ларнаки
Украина
- Свободный порт и свободная экономическая зона Одесса
- 1819–1858
- Одесский морской торговый порт , 1 января 2000 г. на 25 лет.
Великобритания
- Свободная зона Ливерпуля
- Свободная зона аэропорта Прествик
- Свободная зона Саутгемптона
- Свободная зона Тилбери
- Свободная зона порта Ширнесс
- Свободная зона Тиссайд
Правовой статус резидента особой экономической зоны в Российской Федерации *
Данный термин является оценочной категорией, законодательством же не установлено критериев существенности. В связи с этим на практике возможны споры и разногласия по поводу того, что считать существенным, а что нет.
Подытоживая сказанное, следует отметить, что механизм формирования правового статуса резидентов ОЭЗ включает два этапа. Первый этап связан с фактом государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности (общий правовой статус), второй — с процессом расширения и обогащения статуса посредством осуществления процедуры заключения соглашения об осуществлении экономической деятельности на территории ОЭЗ и включения субъектов предпринимательской деятельности в реестр резидентов ОЭЗ (специальный правовой статус). Фактически речь идет о двойном порядке регистрации резидентов ОЭЗ в отличие от иных субъектов предпринимательского права.
Правовой статус резидентов особых экономических зон — правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, установленное в соответствии с законодательством об особых экономических зонах, в условиях особого режима экономической деятельности на территории особой экономической зоны, связанное со специальным административным механизмом приобретения, реализующимся через специальную правоспособность, ограничения, запреты и гарантии, систему льготного налогообложения и таможенных преференций.
ФЗ об особых экономических зонах
Территории опережающего социально-экономического развития созданы не так давно. Главным регулирующим законодательным актом в области создания и управления территориями служит Федеральный закон об ОЭЗ. Идею такого экономического проекта выразил 12 декабря 2013 года президент России.
В результате уже спустя 1 года, 29 декабря 2014 года появился закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» в России. Этот новый статус территории позволяет осуществлять коммерческую деятельность с многочисленными льготами.
Такой подход к равномерному развитию страны пользуется широкой популярностью в мире. В разных странах делают такие же проекты, слегка модернизируя их под конкретные условия. Учитывая огромные размеры России, территории нужны для развития все отраслей хозяйства. В мировой практике создание таких зон, обладающих экономическими привилегиями, получило название «китайский путь».
Согласно действующему законодательству, резиденты территории получают доступ к следующим видам льгот:
- Снижение налога на прибыль до 5% на первые 5 лет. В дальнейшем компания также платит гораздо меньшие налоги, в сравнении с остальной страной.
- Возможно освобождение от таких налогов, как платеж на землю, налог на имущество.
- Социальные взносы снижаются до 7,6%.
- На практике реализуется формат свободной таможенной территории.
- Льготные условия развития инфраструктуры и подключения к существующей системе коммуникаций.
- Возможность упрощенного привлечения и приема на работу иностранных граждан и открытия новых рабочих мест для квалифицированного персонала.
- На территории применяются особые санитарно-технические правила, которые разработаны на основании ведущих международных правил.
- Индивидуально разработанный регламент пользования землей.
- Особые правила госконтроля и надзора за осуществлением хозяйственной деятельности.
- Широкий спектр специальных государственных услуг.
Для открытия и развития ТОЭР создана специальная законодательная база, которая регламентирует множество экономических процессов, которые могут происходит на территории опережающего развития.
В процессе работ были изменены и дополнены несколько Кодексов, в том числе Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный. Были скорректированы федеральные законы в субъектах федерации. Внесены изменения в экологическое законодательство и прочие законодательные акты.
Тщательно проработанная нормативно-правовая база позволяет однозначно и оперативно решать любые возникающие спросы и систематизировать работу субъектов в пределах ТОЭР.
Понятие свободной экономической зоны
Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.
Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.
СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей
Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.
Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.
Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.
Цели создания СЭЗ
Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.
Цели создания свободных экономических зон:
- привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
- обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
- развитие регионов, городов и связей между ними;
- развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
- наращивание экспортных мощностей;
- увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
- импортозамещение;
- апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.
Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.
Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:
- минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
- снятие административных барьеров;
- выход на новые рынки;
- возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
- возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.
Льготы в особых экономических зонах
СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:
- более выгодная налоговая ставка;
- освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
- снижение или снятие таможенных платежей;
- упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
- готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
- упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).
Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.
ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции