Социальная поддержка сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Содержание:

Виды социального сиротства

Отдельно можно выделить такое явление как скрытое социальное сиротство. При этом дети могут проживать в семье, однако по факту остаются безнадзорными, поскольку родители не проявляют интереса к их жизни, не занимаются воспитанием. Часто такие дети становятся беспризорниками, занимаются бродяжничеством.

Все несовершеннолетние, лишенные родительского попечения, подлежат семейному устройству. Однако чаще всего сделать это быстро не удается. Государственная система предусматривает различные типы специализированных учреждений, рассчитанные на определенный возраст детей, учитывающие наличие у них заболеваний или длительность пребывания.

Если ученик ВУЗа или проф.учреждения не закончил обучение, но ему исполнилось 23 года, за ним остается право на финансовую поддержку со стороны государства и никто не имеет права его отменить. Вплоть до последнего курса обучения осиротевшие (лишенные родительского попечения) студенты имеют право на денежную поддержку государства.

Идеальным вариантом является распределение малышей в семью или в детские дома, проживание в которых максимально напоминает жизнь в семейном кругу. Когда малолетнего усыновляют (удочеряют), его права приравниваются к правам родного ребенка. Кроме того, он может поменять свою фамилию на фамилию новых родителей, получить новое имя. Новая семья обязуется ухаживать за ребенком, воспитывать, защищать и обучать, как родного.

Порядок и сроки выплаты. Подать заявление можно в любое время после смерти кормильца. Лучше сделать это в течение 12 месяцев — только в этом случае выплатят деньги за все время с момента смерти кормильца. Пенсию назначат с месяца, в котором обратились за ней.

  1. По уходу за ребенком до полутора лет — 40% от среднего заработка. В 2021 году минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком — 3277,45 Р , за вторым и последующими детьми — 6554,89 Р . Максимальный размер — 26 152,27 Р .
  2. По уходу за ребенком от полутора до трех лет — 50 Р .
  3. По уходу за ребенком до трех лет, если отец ребенка служит по призыву. Размер в 2021 году — 11 863,27 Р .
  4. Дополнительную поддержку, например, путинские выплаты. Размер — величина прожиточного минимума на ребенка в регионе.

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав,

ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Вас может заинтересовать :: Коап Рф В Отношении Инвалидов

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Кто имеет право на получение льгот и выплат

Дети, оставшиеся без родителей, социально уязвимы и нуждаются в защите со стороны государства. Сиротам сложно социализироваться, найти свое место, создать семью. Прежде всего это связано с материальными проблемами – такие дети обычно находятся на полном обеспечении государства в соответствующих учреждениях, а после достижения 18-летнего возраста фактически остаются без любых средств к существованию. Поэтому меры дополнительной социальной защиты и поддержки детей-сирот со стороны государства очень важны.

В России законодательный статус детей-сирот, а также основные меры их социальной защиты приведены в Федеральном законе от 12.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения». Частично меры поддержки реализуются на федеральном уровне, но большая их часть находится в зоне ответственности региональных властей.

«Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ»Скачивайте и знакомьтесь с полным текстом закона

В соответствии с законом, к числу сирот относят такие категории:

  • непосредственно дети-сироты – в возрасте до 18 лет, у которых умерли родители (или единственный родитель);
  • дети, оставшиеся без попечения родителей – в возрасте до 18 лет, родители которых лишены родительских прав, ограничены в них, признаны без вести пропавшими, умершими или недееспособными, отбывают наказание в местах лишения свободы, уклоняются от воспитания детей, либо вообще неизвестны.

Дополнительно оговариваются права на дополнительные виды социальной поддержки для детей-сирот и лишенных родительского попечения в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе потерявшие родителей в период обучения.

На меры социальной поддержки и защиты могут претендовать дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 18 лет (до 23 лет, если проходят обучение). Но на получение жилья имеют право сироты старше 18 лет в случае, если встанут в очередь до достижения 23 лет.

Согласно законодательству дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей могут находиться на полном государственном обеспечении:

  • в организациях для детей-сирот – детские дома, дома-интернаты и т.д.;
  • под опекой и попечительством – назначенные государством лица являются опекунами или попечителями сироты;
  • в приемных семьях – дети передаются на воспитание приемным родителям.

При любой из перечисленных форм дети-сироты могут претендовать на получение от государства определенной помощи и поддержки.

Процедура оформления и необходимые документы

Статус ребенка-сироты обычно не нужно подтверждать – это удостоверяется свидетельством о рождении и свидетельствами о смерти родителей. В случаях, когда родители лишены родительских прав и в аналогичных ситуациях нужно предоставлять соответствующий документ.

Оформление пенсий по потере кормильца осуществляется в управлении Пенсионного фонда РФ по месту жительства сироты им самим или его представителем (в зависимости от возраста). Условия и порядок оформления пенсии представлены в статье.

Для оформления выплат (единовременных и ежемесячных), которые полагаются детям-сиротам, нужно обращаться в отдел социальной защиты населения местной администрации. Чтобы оформить выплату при прекращении попечительства (достижение 18 лет) нужно предоставить основные документы:

1 Паспорт
2 Заявление
3 справку из органа опеки (о том, что сирота находился на попечении, в соответствующем учреждении) или копию договора между органом опеки и приемной семьей

Чтобы оформить единовременную выплату выпускнику, нужно кроме указанных выше документов предоставить такие:

1 аттестат о получении общего образования (или заверенную копию)
2 если сирота пошел учиться дальше – справку о зачислении в образовательную организацию
3 если сирота трудоустроился – трудовую книжку или заверенную копию
4 если сирота не учится и не работает – соответствующий документ (справка об инвалидности, справка из военкомата и т.д.)

Порядок предоставления выплат, как и их перечень, может отличаться в разных регионах, поэтому для уточнения нужно обратиться в отдел социальной защиты населения.

Самый же важный вопрос касается порядка обеспечения жильем детей-сирот. Как отмечалось выше, претендовать на бесплатное жилье от государства могут дети-сироты, которые не имеют своего жилья (в том числе наследуемого от родителей) либо жилая площадь меньше установленного норматива

Важно, что обратиться за выделением жилья дети-сироты могут только с 18 до 23 лет

Поскольку в большинстве субъектов РФ нет возможности выделить жилье сразу, следует встать в очередь на его получение. Для этого необходимо обратиться в местную администрацию и подать следующие документы:

1 Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
2 выписку из домовой книги по месту фактической регистрации заявителя
3 справку из подразделения Росреестра, БТИ или иного соответствующего органа о наличии или отсутствии недвижимого имущества в собственности
4 документ, подтверждающий статус ребенка-сироты – свидетельство о смерти родителей, решение суда о лишении их родительских прав и т.д.

Дополнительно подаются документы об устройстве ребенка-сироты под надзор в специализированную организацию, под опеку и т.д. Если у заявителя уже есть жилье или право на определенную долю жилплощади, нужно предоставить акт обследования жилищных условий.

После рассмотрения представленных документов и вынесения решения о наличии у сироты права на бесплатное жилье, ему либо сразу предоставляется жилье, либо он заносится в очередь и ожидает выделения жилья (зачастую не один год).

Получив жилье, его можно использовать только для проживания – квадратные метры предоставляются на условиях социального найма, поэтому продать или обменять полученное жилье нельзя.

Остальные виды социальной помощи детям-сиротам предоставляются по заявлению в отдел социальной защиты населения (компенсационные выплаты), либо предоставляются непосредственно по месту учебы или работы сироты.

Учет детей, воспитываемых без родителей

На органы по опеке возлагается функция по ведению учета детей, воспитываемых без родителей. Если известны случаи злостного уклонения от воспитания ребенка или насильственные действия в отношении ребенка, органы опеки поставят вопрос о лишении родителей прав.

Для каждого ребенка избираются конкретные меры по его устройству, исходя из тех обстоятельств, по которым ребенок воспитывался самостоятельно. Помимо органов опеки, иными должностными лицами не допускается выполнение функций по контролю за воспитанием детей.

Органы опеки как привило, находятся в составе региональных органов или муниципалитетов. За бездействия со стороны органов опеки в отношении детей, воспитываемых без родителей, могут применяться меры государственного принуждения в отношении уполномоченных должностных лиц. Это может выражаться в возбуждении дел о халатности или злоупотребления полномочиями.

Возможные пути решения проблемы

Определение социальных сирот в закрытые детские учреждения никоим образом не обеспечит детям гармоничное развитие.

Выходом может стать только профилактика социального сиротства — применение ряда мер, направленных на помощь семье в трудной ситуации

Дело в том что большинству кризисных семей достаточна относительно небольшая помощь, ведь под угрозой изъятия находятся не только дети деградирующих родителей-алкоголиков — пристальное внимание органов опеки и попечительства направлено и семьи, чей достаток не позволяет обеспечить своим детям достойное, по мнению ведомства, существование

Проверки стоящих на учете семей, в том числе, “по звонку бдительных граждан”, выявляют различные недочеты. Одной семье необходим ремонт комнаты, другой — обустройство рабочего места для учебы ребенка или же куртка на зиму. У некоторых детей родители не могут работать по причине тяжелой болезни, и определенные финансовые вливания могли бы помочь взрослым вернуться в прежнее дееспособное состояние и полноценно приступить к исполнению родительских обязанностей. Многие из этих проблем вполне решаемы для среднестатистических семей, но являются непреодолимыми для тех, кому едва хватает денег на еду.

Практика показывает, что в большинстве случаев можно спасти семью от распада, отказав ей материальную поддержку. Но государственные ведомства этим не занимаются, поэтому поддержка необходима извне. Именно поэтому невозможно переоценить помощь, которую оказывают таким семьям благотворительные фонды. При содействии неравнодушных людей удается в относительно короткие сроки собирать нужные суммы.

Это парадоксально, но является фактом в современных реалиях: отремонтированная комната или регулярная помощь с продуктами отделяют ребенка от детского дома и насильственного расставания с небогатыми, но любящими родителями. Участие в подобных программах позволяет сохранить семьи и уберечь детей от страшной участи быть насильственно помещенными в государственные учреждения при живых родителях.

Льготы для детей-сирот во время учебы в вузе

В соответствии со статьей 6 закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке», дети-сироты, успешно поступившие в вуз на бюджет, имеют право на полное государственное обеспечение.

Это значит, что университет или институт бесплатно предоставит им (или компенсирует затраты на):

  • питание;
  • комплект одежды, обуви и мягкого инвентаря;
  • проживание в общежитии или возмещение платы за него;
  • медицинское обслуживание;
  • проезд на общественном транспорте;
  • проезд до места жительства и обратно в вуз — один раз в год.

Помимо этого, государство гарантирует детям-сиротам дополнительные выплаты:

  • социальная стипендия — ежемесячно, вне зависимости от успеваемости;
  • пособие на покупку учебников и письменных принадлежностей — ежегодно;
  • единовременное пособие (не меньше 500 рублей) — после выпуска из вуза (при условии, что это пособие НЕ выплатили, когда сирота закончил школу или колледж).

Точная сумма дополнительных выплат зависит от вуза:

Размеры выплат, которые студентам-сиротам гарантирует РГГУ в 2020/21 учебном году

Государство устанавливает возрастной порог, после которого у студентов из числа детей-сирот пропадает право на все социальные льготы, связанные с образованием, — 23 года. Однако сирота останется на полном государственном обеспечении (а значит, продолжит получать и социальную стипендию, и пособие на учебники) до окончания вуза — даже если он/она будет старше 23 лет на тот момент. 

Кто получает статус

Дети, лишившиеся родителей по воле судьбы или случая, попадают под государственную защиту и признаются слабо защищенными категориями граждан, поскольку значительно возрастает риск нарушения их гражданских, конституционных и иных прав действиями третьих лиц.

Закон устанавливает основания, при наличии которых ребенок получает статус сироты или считается оставшимся без попечения родителей. Указанные категории несколько отличаются, но по большому счету влекут одни и те же правовые преференции и льготы.

Осиротевшими признаются дети, чьи законные представители (родители):

  1. Скончались;
  2. Погибли;
  3. По вердикту суда объявлены умершими;
  4. Пропали без вести;

Оставшимся без попечения родителей считается ребенок, чьи законные представители:

  • Утратили родительские права;
  • Имеют опасное заболевание, препятствующее совместному проживанию с ребенком;
  • В результате медицинского освидетельствования признаны недееспособными;
  • Имеют проблемы с законом и находятся в розыске;
  • Пребывают в местах лишения свободы.

Чтобы обеспечить ребенку должное развитие и правильную социальную среду, после закрепления за ним статуса сироты, ему (одно из перечисленных):

  1. назначается опекун или попечитель (первый из названных – если ребенок младше 14 лет, второй – если возраст подопечного от 14 до 18 лет) из числа близких родственников;
  2. направляют в специализированное учреждение –детский дом для последующего проживания с вероятностью поиска новой семьи.

Дети младшего возраста и не достигшие совершеннолетия, имея статус сироты, получают государственные преференции:

  • выплата социальной пенсии или пособия по утрате кормильца (последнее только при наличии у погибших(его) родителя(ей) страхового стажа);
  • льготное питание при учебном заведении;
  • право на помощь в натуральном виде: одежда, обувь, канцелярские принадлежности, необходимое оборудование;
  • решение жилищных проблем (предоставление места в общежитии при ВУЗе, выделение социального жилья для постоянного проживания, помощь в оплате арендуемой жилплощади);
  • предоставление бюджетного места или квоты при получении среднего или высшего образования;
  • выплата единовременного пособия в размере до 24 тыс. рублей;
  • бесплатное пользование муниципальным общественным транспортом;
  • выделение путевок в летний лагерь или на санаторно-курортное лечение (при наличии каких-либо заболеваний);
  • повышенные стипендиальные выплаты (величина стипендии осиротевших детей может быть выше базовой на 50%).
  • Возможность получения 100% заработной платы в период прохождения практики на производстве, которая обязательна по программе профильного обучения.

Максимальный период предоставления большинства из указанных льгот – до наступления совершеннолетия ребенка-сироты, однако есть исключительные основания, наличие которых продлевает срок действия преференций – если осиротевшее лицо после окончания школы начинает профильное обучение по очной форме и не достигло 23-летнего возраста.

Российская ситуация

Законодательство

  • Положение 38 Конституции РФ регулирует государственную защиту материнства, детства и семьи.
  • Федеральный закон № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 года «Об опеке и попечительстве» определяет основные положения семейного или иного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Статья Семейного кодекса № 145 «Об опеке и попечительстве» от 1995 года содержит описание порядка установления опеки и попечительства над детьми. В 2008 году к ней были внесены поправки, уточняющие права детей, а также обязанности опекунов и попечителей.
  • Федеральный закон от 21.12.1996 № 159 определяет принципы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Статьи 29-41 и 155 Гражданского кодекса регулируют основные аспекты содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая устройство детей в государственные организации, патронаж над воспитанниками, обязанности опекунов и попечителей.

Современность

Солдат кормит ребёнка, у которого убили мать. 1 октября 1943 года

Согласно данным 2018 года, в сиротских учреждениях проживало около 70 000 детей. Из них только 40 000 было зарегистрировано в федеральном банке по усыновлению (ФБД), потому что около 40 % сирот находились под опекой родителей, не лишённых родительских прав. Примерно 82 % от проживающих в детских домах составляют подростки. По состоянию на май 2019 года в ФБД числится 47 000 детей-сирот. Однако официальная статистика не включает данные о детях, временно находящихся на попечении государства по заявлению родителей. Такие дети не попадают в базу из-за временного характера заявлений, которые подразумевают, что родители заберут детей из государственных учреждений. Однако зачастую родители таких детей не возвращаются за ними. Более того, детей, достигших 18-летия также удаляют из базы данных в год совершеннолетия, поэтому их не учитывает статистика.

В ряде регионов с высоким уровнем религиозности, феномен социального сиротства практически отсутствует. В число таких субъектов входят республики Северо-Кавказского федерального округа (Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская и Чечня), Калмыкия, Татарстан. Самыми неблагополучными регионами по масштабам социального сиротства являются Еврейская автономная область и Магаданская область. За все годы расчёта рейтинга (с 2014 по 2019-й) ситуация в данных двух регионах остается самой сложной.

Профилактика отказов

На 2019 год системная программа по профилактике отказов от детей развита слабо, несмотря на государственную политику сохранения семьи, которая ведётся с 2012 года. Профилактикой занимаются как государственные структуры, так и благотворительные фонды. Основные направления — замещающая забота о детях, интеграция детей, реабилитация «кризисных» семей, профилактика ранних отказов.

Профилактика отказов от новорождённых детей проводится на нескольких уровнях. Социальные организации пытаются выявить беременных женщин с высоким риском отказа от ребёнка. Как правило, в эту группу попадают представители среднего социально-экономического класса, в том числе и женщины-мигрантки с разрушенными социальными связями, а также девушки младше 18 лет. Чаще всего отказываются от детей женщины среднего возраста (25—35 лет) в трудной жизненной ситуации, которые уже имеют одного или двух детей. Задача организаций предотвратить отказ, оказывая психологическую помощь.

На Органы опеки и попечительства (ООП) возложены следующие функции профилактики социального сиротства и работы с неблагополучными семьями:

  • Раннее выявление таких семей через информацию от детских садов, школ, участковых полицейских и врачей.
  • Реабилитация, в ходе которой сотрудники опеки должны помогать семьям в трудных жизненных ситуациях посредством психологической и материальной помощи.
  • Просветительская и разъяснительная работа с родителями, которая включает в себя распространение информации об изъятии ребёнка из семьи.

Льготы, пособия и другие выплаты

Сироты получают пенсию. Она делится на трудовую и социальную. Первая рассчитывается по стажу работы одного из родителей, а вторая устанавливается правительством региона.

Если отец и мать лишены своих прав в отношении ребенка, то по решению суда назначаются алименты.

Органами власти на местах также назначаются выплаты. Так, например, для граждан Москвы, относящихся к этой группе, установлена разовая материальная помощь в размере 30000 руб., а также ежемесячная помощь в размере 10000 руб.

Многие субъекты страны представляют право безвозмездно посещать музеи, зоопарки, различные выставки, кружки и секции, зачисляться вне очереди в детские сады. Плата также не взымается.

Поддержите наш проект « Станция вместе — каникулы в тёплой компании»

64. При поступлении в Минобрнауки России заявления гражданина Российской Федерации в произвольной форме о дальнейшем поиске ребенка (детей), соответствующего(их) его пожеланиям, в случае отсутствия сведений о таком ребенке (детях) в федеральном банке данных о детях специалист не реже одного раза в месяц письменно (посредством почтовой связи, либо факсимильной связи, либо электронной почты) уведомляет гражданина о поступлении в федеральный банк данных о детях новых анкет детей, содержащих сведения, которые соответствуют его пожеланиям, по установленной форме, или об отсутствии таких сведений.

Панель быстрого запуска

  • ГлавнаяВыбранный в данный момент
  • Структура

    • Министерство
    • Коллегия министерства
    • Совещательные органы и комиссии
    • Подведомственные организации
    • Органы управления образованием
    • Кадровое обеспечение
    • Общественный совет
  • Проекты

    • Национальные проекты
    • Проектная деятельность
    • Десятилетие детства
    • Год науки и технологий
  • Документы

    • Нормативные правовые акты
    • Административные регламенты
    • Государственная программа, дорожная карта
    • Информационная безопасность
    • Учредительный контроль
    • Антимонопольный комплаенс
    • Бюджетный учет и отчетность
  • Противодействие коррупции

    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Деятельность

    • Социализация детей и молодёжи
    • Система оценки качества образования
    • Государственная итоговая аттестация
    • Независимая система оценки качества деятельности образовательных организаций
    • Аттестация руководящих и педагогических работников
    • Международное и межрегиональное сотрудничество
    • Планы, показатели, отчеты
    • Реализация Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ
    • Финансовый контроль за деятельностью ОУ
    • Государственные закупки
    • Гражданская оборона
    • Противодействие терроризму и экстремизму
    • Эффективный контракт
    • Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста
    • Согласование назначения должностных лиц местных администраций
    • Организация питания
  • Государственный контроль (надзор) в образовании

    • Надзор и контроль
    • Лицензирование
    • Проверки, результаты проверок
    • Подтверждение документов об образовании
    • Государственная аккредитация
    • Профилактика нарушений
    • ФИС ФРДО
    • Автошколы
    • Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики
  • Пресс-служба
  • Обратная связь

    • Личный прием граждан
    • Обращения и запросы
    • Телефонный справочник
    • Информация о правоохранительных и контрольно-надзорных органах
    • Вопросы организации обучения прибывших с Украины
    • Об оказании содействия гражданам в случае международного похищения детей
  • Образовательный портал Республики Марий Эл
  • Открытые данные
  • Оценка условий труда

Юридические консультации для детей сирот

Консультация профессионала всегда будет кстати. Но есть вопросы, в которых сложно разобраться без квалифицированной помощи. В случае детей, лишившихся опеки родителей, это ситуации:

  • с жильем — часто ребенка лишают его законного права на свою жилплощадь.
  • материальные выплаты со стороны лишенных прав родителей — часть средств должна накапливаться на банковском счету ребенка.
  • снижение оплаты коммунальных платежей.

Юристы регулярно консультируют детей-сирот и их опекунов. Бесплатная юридическая помощь сиротам предоставляется по телефону. Потому не нужно тратить средства и приезжать к нам в офис. Обратиться к нам могут опекуны или сам ребенок, при достижении возраста 14 лет.

Номер для звонка указан на сайте. Ждем Вашего обращения.

Стоимость юридических услуг

Первичная юридическая консультация по вопросам льгот для детей сирот
Обжалование через в суд незаконного отказа в предоставлении льгот
Составление заявлений и сбор документов для оформления льгот детям сиротам

Помощь детям, оставшимся без попечения родителей

  • человек получает право на дополнительные социальные льготы;
  • возможность защиты личных интересов от неправомерных действий матери/отца;
  • исключение претензий в будущем на получение алиментов с ребенка.

Инициировать получение статуса льготника могут сами дети, близкие родственники детей, представители образовательных/медицинских учреждений, в которых временно содержатся дети, органы опеки и попечительства, а также прокурор.

Льготы и пособия

  • сбор подтверждающих документов;
  • обращение в Пенсионный фонд с целью получения денежных выплат;
  • подача документов в органы социальной защиты, если необходимо получение привилегий в материальном виде.

Порядок оказания поддержки зависит от возраста льготника, состояния здоровья и занятости, а также от присвоенного статуса сироты или ребенка, лишенного родительского попечения.

Правила предоставления пособия:

  • если родитель погиб, но на момент своей смерти накопил необходимый минимальный трудовой стаж, то льготник сможет получать комплексное ежемесячное обеспечение, состоящее из пенсии и дополнительных социальных надбавок;
  • при отсутствии у умершего родителя трудового стажа, ребенок сможет рассчитывать на пенсию по утрате кормильца;
  • граничный срок предоставления денежных выплат — совершеннолетие, но этот период может продлеваться до 23 лет, если несовершеннолетний продолжает обучение на очной форме или проходит службу в армии по призыву.

Социальная поддержка

  1. Оказание нематериальной поддержки, которая заключается в гарантии образовательных преференций (внеочередной прием в ряды студентов, бесплатное питание), гарантии права на полноценное трудоустройство или бесплатное медицинское обслуживание. То есть это список привилегий, которые не исчисляются денежным эквивалентом;
  2. Материальные преференции, включающие денежные пособия, предоставление жилья и земельных участков, а также скидок и отмены некоторых категорий выплат.

Задача льгот — гарантировать справедливый доступ ко всем сферам социальной жизни, гарантируя получение образования. Возможность поиска работы, личностного развития с целью формирования в будущем полноценной ячейки общества.

Светлана ЮрьевнаАГАПИТОВА

Граждане, среднедушевой доход семей которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге для получения направления на предоставление бесплатной юридической помощи обращаются в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства,

по месту пребывания или по месту последней регистрации в Санкт-Петербурге (для граждан без определенного места жительства) и представляют следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • документы, содержащие данные органов регистрационного учета (справка о регистрации по месту жительства граждан (форма 9), или справка о регистрации по месту пребывания граждан (форма 3), или решение суда об установлении места жительства или места пребывания);
  • для граждан без определенного места жительства- справка о постановке на учет, выданная Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства»
  • справка о размере доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) за последние три календарных месяца, предшествующих месяцу обращения гражданина.

Судебная практика в отношении предоставления жилья в пользу детей-сирот

Статистика по делам говорит о том, что исковые заявления сирот на получения жилья в основной своей массе удовлетворяются

Важно правильно обосновать соответствующий социальный статус

Помимо прочего, суды обращают внимание на то, включен ли человек, оставшийся без родителей в список, сформированный местным органом власти. Если нет, то в требованиях, скорее всего, будет отказано

Далее логично привести несколько примеров из судебной практики. Они помогут отстоять заинтересованным лицам свои интересы.

В суд к местной районной администрации обратился прокурор в интересах девочки, оставшейся без попечения родителей. Он попросил предоставить ей благоустроенное помещение на основе договора о спец найме исходя из предусмотренных норм.

В иске было отмечено, что мать и отец ребенка лишены своих родительских прав, на данный момент над ним установлена опека, и он прописан у пожилой бабушки. Кроме того, девушка включена в список лиц, которые должны быть на законных основаниях обеспечены жильем.

Представитель администрации признал право гражданки на жилое помещение.

Однако при этом было отмечено, что на текущий момент на исполнении находятся несколько аналогичных судебных решений. При этом, в бюджете отсутствуют средства для полноценного решения возникшей жилищной проблемы.

Красносельский районный суд Костромской области в своем решении от 27.09.2018 г. по делу № 2-342/2018 требования прокурора поддержал.

Судья отметила, что предоставление подходящего жилого помещения детям-сиротам и приравненным к ним лицам должно осуществляться немедленно после их обращения. Отсутствие финансирования обеспечения жильем из средств бюджета не является основанием для отказа.

Необходимо предварительно встать на учет для получения жилья

Показательное дело рассмотрел Ворошиловский районный суд Волгограда.

С заявлением обратился уже взрослый гражданин с просьбой включить его в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях для детей-сирот. В иске он объяснил, что мать отказалась забирать его из детского дома, а об отце он не знает.

Кроме того, ему на длительное время был назначен официальный опекун, который не позаботился о решении проблемных жилищных вопросов. Поэтому истец считает, что он вправе претендовать на жилую площадь, предоставляемую сиротам и людям, оставшимся в жизни без родительского попечения.

Ответчик, уполномоченный орган местной власти, против адресованного к нему иска возражал. Адвокат отметил, что инициатор обращения в суд не подавал документы, полагающиеся для предоставления жилья.

В результате решением от 29.10.2018 г., дела № 2-2255/2018 в иске полностью отказано.

Ориентация на местное законодательство

Региональные власти РФ вправе устанавливать свои особенности предоставления мест для последующего проживания детей-сирот и лиц, приравненных к ним. В связи с этим суды должны принимать в расчет региональные правовые акты.

Примером может стать решение Шадринского районного суда Курганской области от 07.09.2018 года по делу № 2-1041/2018. В нем суд удовлетворил иск прокурора, предъявленный от имени гражданки, оставшейся без попечения собственных родителей.

Местная администрация против требований возражала со ссылкой на то, что существует очередность по рассматриваемой категории лиц. Однако суд эти доводы отклонил.

Он обязал ответчика предоставить девушке жилое помещение с общей площадью не менее 15 квадратных метров. Именно такие нормы действуют в Курганской области для сирот.

Очередности для сирот не существует

Зачастую местные органы власти, отказывая в помощи, ссылаются на перечень детей-сирот, которые на самом деле нуждаются в улучшении условий проживания.

Однако суды однозначно стоят на той позиции, что данный список не равносилен традиционной квартирной очереди.

В качестве иллюстрации можно привести решение Илимпийского районного суда Краснодарского края от 07.09.2018 г. по делу № 2-221/2018 года. Он удовлетворил иск прокурора, предъявленный в интересах сироты.

Судья указала, что формирование официального списка для цели предоставления жилья не означает установления порядковой очереди на него.

Кроме того, в решение отмечено, что отсутствие финансирования не должно влиять на механизм надлежащего обеспечения жилплощадью.

Права на медобслуживание и трудовую деятельность

Для детей, живущих без опеки родителей, любые медицинские услуги и препараты бесплатны. Операции проводятся за счет государства. Также они могут посещать спортивно-оздоровительные лагеря или санаторно-курортные заведения, если к этому есть соответствующие показания.

После окончания учебного процесса гражданин, росший без родителей, может встать на учет в центр занятости и получать среднюю по региону заработную плату на протяжении полугода. Если предприятие, на котором он трудился, ликвидируется, то его бывший работодатель обязан оплатить для него курсы по повышению квалификации.

Преференции несовершеннолетним, оставшимся без опеки

Получение льгот возможно до достижения совершеннолетия. Если ребенок проходит обучение, возраст повышается до 23 лет.

Обязательна выплата пенсии. Она может быть:

  • трудовой. Если лишенный прав родитель работает, из его заработка вычитается процент на содержание чада.
  • социальная. В случае если у родителей нет трудового стажа, размер выплат начисляется государством. Платежи идут из федерального бюджета.

При поступлении в высшее учебное рассматриваемая категория абитуриентов имеет льготы. В процессе учебы ребенку выплачивается постоянная стипендия в завышенном эквиваленте. Ее наличие не зависит от результатов сессии. Государство обеспечивает студента-льготника:

  • необходимыми учебниками, одеждой, обувью;
  • отсутствием платы за подготовительные курсы;
  • 100% зарплатой, при прохождении практики.

На поступление в магистратуру рассмотренные преференции не распространяются. Часто таких тонкостей не знает ни ребенок, ни его опекун. В результате поступление превращается в сложный, а иногда, невозможный процесс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector