Срок службы аккумулятора и как продлить
Содержание:
- Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля?
- Сколько составляет?
- Законодательство
- Как продлить ресурс автомобильного аккумулятора
- Вопрос к производителю
- Влияние на срок службы технологий и качества изготовления АКБ.
- Инструкция по применению
- Есть ли смысл жаловаться на продавца за продажу некачественного товара
Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля?
1. Правильный выбор
При выборе новой аккумуляторной батареи обратите внимание на ее характеристики: емкость, пусковой ток, размер. Эти параметры указаны в документации на автомобиль
Перед покупкой нужно посмотреть на дату выпуска, чем свежее аккумулятор, тем дольше он прослужит. Проверьте герметичность корпуса, при любых подтеках от покупки нужно отказываться, сколь ни привлекательной будет цена. Токовыводщие контактны и ручка тоже должны быть новыми.
2. Удаление лишних предметов
При продаже батарея запаковывается в целлофан, могут применяться другие материалы. Перед установкой все это обязательно удалите, то же сделайте с защитными колпачками. К примеру, оставшийся полиэтилен накапливает лишнюю влагу и грязь, это приводит к ускоренному саморазряду аккумулятора.
3. Исправность сопутствующего оборудования
Здесь нужно обратить внимание на исправность двух главных узлов, работающих с аккумуляторной батареей – стартера и генератора. Стартер – это первое что включается при запуске двигателя, проворачивая его при помощи электроэнергии
Он берет ее непосредственно от аккумулятора, в летнее время требуется ток 100-200 А, в зависимости от модели и типа двигателя, в зимнее время этот показатель возрастает. Если стартер неисправен, он может брать большие токи, которые не обеспечит батарея. Иногда стартер заклинивает, и водителю кажется, что аккумулятор разрядился. Для проверки состояния стартера применяют токовые клещи для постоянного тока.
После запуска двигателя его потребности в электроэнергии обеспечивает генератор, который одновременно заряжает аккумулятор. При этом нормативное напряжение находится в пределах от 12,2 до 13,2 В. Если напряжение ниже, происходит хронический недозаряд батареи, провоцирующий сульфатацию пластин. В результате снижается токоотдача и емкость, уменьшается срок службы батареи. Если значение напряжения выше, то наблюдается перезарядка, электролит кипит, активная масса начинает оплывать, что резко снижает срок эксплуатации аккумулятора. Напряжение измеряется вольтметром на клеммах аккумуляторной батареи при включенном двигателе. В некоторых моделях в систему интегрированы схемы, снижающие напряжение на аккумуляторе после его полной зарядки, что позволяет снизить его износ.
Важный параметр – утечка тока. Она связана с потребителями, подключенными к электрической системе автомобиля. Например, система сигнализации работает при выключенном двигателе, и если она неисправна, то потребляет ток свыше номинала, что приводит к ускоренному разряду
Особенно осторожно нужно относиться в автозвуку, мощные аудиосистемы быстро разряжают аккумулятор и после такого «концерта» он иногда не способен провернуть двигатель. Чрезмерный частый разряд приводит к сульфатации пластин и снижает срок службы аккумулятора
Чтобы проверить, есть ли утечка, требуется отсоединить минусовую клемму от провода и в разрыв поставить амперметр. Его значение не должно превышать 0,04 А.
4. Периодическая очистка
При активной эксплуатации на аккумулятор попадает пыль, грязь, жидкости, проводящие электрический ток. В результате образуется пленка, способствующая его саморазряду. Особенно это заметно, когда он снимается с машины и все равно быстро разряжается. Чтобы этого не случалось, аккумулятор требуется периодически протирать раствором обычной пищевой соды, которая нейтрализует кислотные частицы на его поверхности.
5. Плохой контакт
Чтобы продлить срок службы аккумулятора машины, требуется следить за состоянием токовыводящих контактов. Поэтому их нужно периодически зачищать, чтобы не требовалось преодолевать излишнее сопротивление. Для этого подойдет металлическая щетка, наждачка или специальный чистик.
6. Своевременное обслуживание
Под обслуживанием аккумулятора понимают периодическую подзарядку и доливку дистиллированной воды. Это нужно делать ежегодно весной и осенью, после сильного разряда, поломки генератора и перед дальними поездками. Плотность электролита применяется при комнатной температуре около 20°С. Если она ниже 1,27 г/см³, требуется срочная подзарядка. При доливке дистиллированной воды нужно быть аккуратным, чтобы в него не попала грязь или пыль
Важно знать, что замена электролита никак не повлияет на увеличение срока службы аккумуляторной батареи. Электролит можно добавлять только при заливке сухозаряженного аккумулятора или в тех случаях, когда он пролился в результате каких-то манипуляций
Сколько составляет?
Срок годности источников энергии обусловлен естественной потерей заряда электролитом. Кроме того, срок годности зависит от:
- типа батарейки;
- качества используемых при производстве материалов;
- условий эксплуатации и хранения.
Для гальванических элементов одинакового типа у разных производителей срок годности будет одинаковый (с незначительным отклонением).
Щелочные (алкалиновые)
Электроды у щелочных батареек выполнены из марганца или цинка, электролитом выступает гидроксид калия. Срок годности таких источников питания составляет пять лет, после чего они постепенно теряют емкость. В отличие от солевых аналогов они практически никогда не текут.
К достоинствам щелочных элементов относятся:
- высокий КПД;
- устойчивость к низким температурам;
- доступная цена.
К недостаткам источников питания такого типа относятся:
- значительный вес;
- невозможность восстановления.
Гальванические изделия применяют в устройствах с высоким уровнем энергопотребления:
- электробритвах;
- диктофонах;
- плеерах;
- мощных фонарях;
- фотовспышках.
Солевые
В солевых батарейках используются электроды из цинка или марганца, которые соединяются солевым раствором. Обычно в качестве электролита выступает хлорид аммония.
- Если изделие находится в оптимальных условиях, то производители гарантируют сохранение заявленных ими характеристик в течение двух лет.
- Если хранение осуществлялось при низких температурах, то заряд нередко исчезает еще до начала эксплуатации.
Недостатки солевых элементов:
- неустойчивость к температурным перепадам;
- часто к концу срока службы протекают.
Основное достоинство – низкая цена.
Применять их целесообразно в устройствах с низким энергопотреблением:
- весы;
- будильники;
- пульты ДУ;
- часы и пр.
Серебряно-цинковые
В серебряно-цинковых источниках питания в качестве анода выступает цинк, катода – серебро. Электролитом является калийный или натриевый раствор. Главное достоинство таких изделий – длительный, до 15 лет, срок годности.
Другие преимущества:
- невысокие параметры саморазряда;
- устойчивость к высоким разрядным токам;
- стойкость к внешним воздействиям;
- высокие показатели удельной энергии.
Существенный недостаток – высокая стоимость.
Применяются батарейки данного типа как источники питания устройств, требующих стабильного рабочего напряжения и высокую плотность энергии на единицу объема:
- медаппаратура;
- лазерные указки;
- детские игрушки;
- материнские платы ПК;
- сенсорные зажигалки и т. д.
Воздушно-цинковые
Особый тип батареек, в которых катодом выступает окружающий кислород. Благодаря последнему внутри элемента размещается большее количество цинкового порошка, что придает изделию большую энергоемкость. Последнее является основным достоинством батареек этого типа.
Для возникновения химической реакции на стороне с положительным зарядом есть несколько отверстий, через которые поступает воздух. Цинк окисляется, в результате чего генерируется ток.
Чтобы предотвратить преждевременное поступление кислорода, отверстия при изготовлении покрывают пленкой. После ее снятия батарейка начинает работать вне зависимости от того, находится она в приборе или нет. В этом состоит существенный недостаток элементов питания воздушно-цинкового типа.
Срок годности таких источников тока составляет два года при условии сохранения защитной пленки. Применяются они в слуховых аппаратах.
Пальчиковые аккумуляторные (литиевые)
Основной составляющей элементов питания данного вида является литий, анодом выступают различные материалы. Современные технологии позволили продлить срок годности литиевых батареек до 10 лет, некоторые производители заявляют о 12 годах, по истечении которых начинается потеря емкости. Если условия хранения были неблагоприятными, то слабеть батарейки начинают гораздо раньше.
Применяются изделия в условиях значительных нагрузок:
- музаппаратура;
- военная, авиационная промышленность;
- фотовспышки и пр.
К преимуществам литиевых батареек относят:
- незначительный саморазряд;
- длительный срок годности;
- выдаваемое ими постоянное напряжение;
- небольшие размер и вес;
- устойчивость к низким температурам.
Недостатки:
- высокая стоимость;
- склонность к воспламенению.
Законодательство
Аккумуляторы не вечны и время от времени их приходится менять.
Однако существует гарантированный срок эксплуатации, в течение которого батарея должна работать бесперебойно.
В большинстве случаев производители устанавливают его в пределах от 3 до 5 лет.
По закону (пункт 1 статьи 5 Закона «О защите прав потребителей») сроком службы изделия признаётся период времени со дня производства до момента, после которого оно становится непригодным для последующей эксплуатации.
На протяжении всего этого времени продавец несёт ответственность перед потребителем.
Если в течение гарантийного срока эксплуатации потребитель обнаружил недостатки, мешающие бесперебойной работе и/или влияющие на безопасность работы АКБ, то он имеет право требовать вернуть аккумулятору работоспособность за счёт производителя.
При этом важно, чтобы поломка появилась не по вине автолюбителя. Т
е. потребитель соблюдал рекомендации по эксплуатации, но изделие всё равно не работает.
Это правило установлено в 18 и 19 статьях закона «О защите прав потребителей».
Как продлить ресурс автомобильного аккумулятора
Вне зависимости от марки, модели и даже типа АКБ, его срок службы можно увеличить, если придерживаться следующих рекомендаций:
- если вы точно знаете, что батарея разряжена, не эксплуатируйте её, особенно зимой, когда пуск мотора сильно затруднён – вы рискуете полностью посадить источник питания, а глубокого разряда не любит ни один тип аккумуляторов, особенно – кислотно-свинцовые разновидности;
- не пренебрегайте подзарядкой аккумулятора. Хотя это правило нужно соблюдать в любое время года, особенно актуальным оно является зимой, когда не только мотор, но и аккумулятор вынужден работать в особо тяжёлых условиях. Если вы практикуете длительные поездки (не менее 10 км.), то подзаряжаться батарея должна и во время движения. Но если её ресурс уже порядком исчерпан (ёмкость упала относительно номинальной на 20% и более), то, скорее всего, для восстановления нормального уровня заряда потребуется использование внешнего зарядного устройства;
- во время пуска всегда выжимайте сцепление – это существенно облегчит стартеру задачу прокручивания коленвала, а значит, и нагрузка на аккумулятор будет относительно небольшой. Учитывая, сколько раз вы осуществляете пуск мотора за день, неделю, месяц и год, нетрудно понять, что таким способом вы можете заметно увеличить ресурс батареи.
Совет предназначен только для авто с механической коробкой. Если вы заводите двигатель, когда машина стоит на уклоне, обязательно затяните стояночный тормоз.
привычка долго крутить стартер – весьма вредная. Многие неопытные водители полагают, что если силовой агрегат сразу не завёлся, то стоить покрутить чуть дольше, и он обязательно заведётся. Практика показывает, что это не всегда так. Но в любом случае прокручивать стартер нужно не более 5 секунд. Мотор не завёлся – выждите секунд 30, и повторите попытку, а так не более четырёх раз. Не помогло – ищите проблему в моторном отсеке;
зимой, когда столбик термометра опускается намного ниже нулевой отметки, страдает, как мы уже отмечали, не только мотор. Аккумулятор тоже нуждается в разогреве, чтобы дать старт «замороженным» химическим реакциям. Для этого перед пуском включите дальний свет фар секунд на 20, максимум 30. На ёмкости это скажется минимально, а при пуске батарее потребуется меньше времени;
регулярно проводите профилактический осмотр АКБ. Оценивайте состояние клеммных узлов, оцените, не болтается ли аккумулятор из-за ослабления креплений, не имеется ли на его корпусе трещин, сколов, потёков и следов. Если мелкие проблемы имеются – не затягивайте с их решением. Например, треснутую клемму лучше заменить незамедлительно, если батарея шатается – тут же затяните крепление. Окислившиеся клеммы нужно почистить, и чтобы предотвратить этот процесс в будущем, смазать их специальным составом. Всё это мелочи, которые могут вылиться в преждевременный выход из строя источника питания;
если АКБ обслуживаемого типа – периодически проверяйте уровень электролита. Он должен покрывать пластины на 15-20 мм., и если его меньше – долейте электролит, после чего желательно измерить его плотность и при необходимости поставить батарею на подзарядку. Помните, что если электроды оголятся, немедленно начнётся процесс сульфатации пластин и их разрушения (осыпания). Долго такой аккумулятор не проходит;
если автомобиль эксплуатируется в северных широтах, продлить срок службы аккумулятора поможет термокейс, но только модель с подогревом – иначе пользы от этого девайса не будет;
следите за суммарным энергопотреблением установленного в автомобиле электрооборудования. Бесконтрольное добавление новых потребителей (а у современного автомобилиста соблазн очень велик!) может привести к тому, что мощности генератора будет не хватать для их питания, и тогда часть электроэнергии будет браться от АКБ
А значит, она будет недозаряжаться, что грозит глубоким разрядом;
важно следить за состоянием стартера. Он тоже не вечный, а если этот узел заедает, работает не в полную силу, то и аккумулятору придётся тратить больше энергии, что, конечно же, снижает его ресурс.
И ещё один важный совет. Если вы планируете поставить машину на длительное хранение (свыше недели), желательно отсоединить клеммы от выводов АКБ. А если авто простояло свыше месяца, не поленитесь подзарядить аккумулятор, особенно в холодное время года.
Хотя рекомендаций немало, они просты и для запоминания, и для исполнения. Если вы будете их придерживаться, то сможете гарантированно продлить срок работы аккумулятора автомобиля как минимум до уровня среднего значения для конкретной модели.
Вопрос к производителю
Когда приходит время отправить под списание старую батарею, а износ электролита достаточно велик, автомобилист задается одним и тем же вопросом: какую батарею приобрести, и какими критериями она должна обладать?
Конечно же, важно, чтобы со временем батарея подвергалась минимальному износу, а влияние различных негативных факторов, будь то влажность, перепад температур или длительный простой, было наименьшим. Но не всегда понятно, на какие цифры стоит ориентироваться, и сколько должен составлять срок годности АКБ до ее полного износа
Время неумолимо, и каждая аккумуляторная батарея постепенно подвергается износу, а срок ее годности постоянно уменьшается. Считается, что хватает батареи при особенно редких поездках и столь же редкой подзарядке всего на один год. Но на самом деле многие факторы, будь то срок службы, интенсивность износа и время прихода в полную негодность батареи, зависят от качества ее изготовления.
Сколько бы ни приходилось рассуждать, чтобы подтвердить слова фактами, можно провести небольшой самостоятельный эксперимент и выяснить, сколько времени живет аккумуляторная батарея от различных производителей, каков ее срок годности, по истечении которого настает ее полная непригодность для использования на легковом или грузовом автомобиле.
Что же можно увидеть, взяв более дорогой аккумулятор, произведенный за границей и представляющий вполне законный интерес со стороны владельцев авто? Безусловно, обращают внимание на срок годности — период, по истечении которого батарея уже не «живет» и подвергается списанию. Что же можно увидеть, взглянув на официальную документацию? В ней черным по белому написано, что списание полностью исправной батареи рекомендуется производить по истечении 4–5 лет после начала эксплуатации
В некоторых случаях срок годности до полного списания достигает 7 лет, что для отечественного производителя по-прежнему остается недостижимой цифрой.
Влияние на срок службы технологий и качества изготовления АКБ.
Прогрессивные технологии, современные материалы и контроль качества на производстве действительно могут значительно увеличить срок службы батарей.
Известные качеством продукции бренды предлагают продукцию, для которой срок службы 5-7 лет вполне реален. Чаще всего, это необслуживаемые аккумуляторы с гарантийным сроком 2-4 года.
В большом количестве на рынке присутствуют батареи, которые служат до 3-х лет. Качество их изготовления уступает лучшим образцам, да и гарантию их производители дают не более чем на 6-2 месяцев.
Различаются они не только технологиями и материалами. Соответствующую разницу модно увидеть и в ценах. Но стремление сэкономить нередко оборачивается большими затратами в дальнейшем.
Кроме качества и технологий на срок службы аккумулятора оказывают влияние множество других факторов:
- Конструкция и исполнение;
- Температура;
- Состояние электрооборудования автомобиля;
- Режим движения;
- Фиксация батареи на посадочном месте и др.
Исполнение и конструкция.
Приобретение обсуживаемой АКБ дает автомобилисту возможность точнее контролировать состояние и свободу действий при обслуживании. Пи этом требуется строгое соблюдение правил и регламентов – упущенный владельцем момент для добавления электролита или коррекции его плотности может обернуться полным выходом батареи из строя.
В этом отношении необслуживаемый аккумулятор проще и надежнее, что отражается и на длительности эксплуатации.
Температура.
Отклонения в температурных режимах как в строну низких, так и в сторону высоких температур негативно влияют на состояние АКБ.
При низких температурах снижается емкость батареи, возрастают токовые нагрузки при пуске холодного (с загустевшей смазкой) двигателя. Это приводит к быстрому разряду и неполному заряду от генератора и возрастанию интенсивности сульфатации. Кроме потери подвижности ионов существует риск (при сильных морозах) частичного или полного замерзания электролита и коробления или повреждения пластин.
В летний период, при высоких температурах под капотом процессы кристаллизации сульфатов идут быстрее. Кроме того, при возрастании температуры интенсивнее развивается коррозия. Вместе с тем, заметить негативные моменты становится сложнее – даже при просадке заряда на 50% АБ вполне справляется с пуском силового агрегата.
Состояние электрооборудования.
Для эксплуатации аккумулятора особенно важны:
- Состояние генератора. При работе в номинальном режиме поддерживается нормальный уровень заряда АБ, требуется периодический (в зависимости от сезона) дозаряд от внешнего ЗУ. При проблемах с генератором возможен глубокий разряд, ускоренная сульфатация и уменьшение срока службы аккумулятора.
- Работа реле регулятора. Исправное состояние гарантирует отсутствие перезаряда, что позволяет рассчитывать на длительную службу батареи.
Заряд при повышенном напряжении представляет опасность не меньшую, чем глубокий разряд. В процессе происходит активный электролиз воды с выделением водорода и кислорода. В результате снижается уровень электролита (не полностью покрытые пластины усилен корродируют и выходят из строя) и повышается его плотность.
Не менее важно и стояние остального оборудования и проводки. Появление токов утечки, подключение потребителей, работающих в моменты, когда заряд не происходит (например, сигнализаций и магнитол) пвышает вероятность глубокого разряда и сокращения срока жизни АБ
Режим движения.
Эксплуатация автомобиля в городском цикле снижает длительность эксплуатации АКБ. Запуск двигателя для кроткой поездки – самый тяжелый режим. За счет больших пусковых токов батарея разряжается, а за время поездки генератор не успевает восстановить заряд. В перспективе подобные недозаряды приводят к глубокому разряду и ускоренной сульфатации.
Крепление аккумулятора.
Надежная фиксация АБ на посадочном месте убережет от сдвигов при выполнении маневров и снизит вибрационные механические нагрузки. Это исключает возможность внешнего короткого замыкания и существенно снижает вероятность внутреннего.
Инструкция по применению
Длительность службы во многом зависит от соблюдения правил эксплуатации. Можно приобрести батарею высочайшего качества от известного бренда, потратить немалые средства, но столкнуться с необходимостью замены уже через полгода. В ряде случаев виной всему будет выступать брак, но чаще всего причина кроется в грубых нарушениях инструкций по применению. Чтобы срок эксплуатации аккумулятора автомобиля соответствовал гарантийному или превосходил его, стоит запомнить несколько правил:
- Переворачивать устройство категорически запрещается.
- Исправно работающая батарея нуждается в периодическом замере уровня заряда. Лучше всего проводить периодический контроль раз в 2−3 месяца. Для получения наиболее информативной картины необходимо измерять напряжение с включенным и выключенным двигателем. Если устройство не выдает заявленные значения, стоит обратиться в сервисный центр для установления причин. Если удается выявить неполадку на раннем сроке, то можно избежать более серьезных последствий.
- Любая модель аккумулятора теряет воду из электролита. Скорость потери может быть разной. Она зависит от качества материалов, возраста АКБ, условий эксплуатации. Проводить замер уровня воды рекомендуется раз 3−4 месяца. Ресурс аккумулятора автомобиля можно продлить, если своевременно доливать дистиллированную жидкость в нужном количестве. В качестве подсказки на устройствах расположены специальные отметки.
- Некоторые владельцы практически не пользуются машиной в зимнее время. Если существует необходимость оставить средство передвижения в гараже на длительный срок, то стоит отсоединить клеммы. В противном случае произойдет полная разрядка АКБ, завести автомобиль будет невозможно. Кроме того, ситуация, когда уровень заряда опускается до 0, крайне негативно влияет на состояние устройства.
- Оценить состояние батареи можно по цвету электролита. В нормальном состоянии жидкость должна быть прозрачной. Присутствие темных оттенков говорит о коротком замыкании в каких-либо банках.
Есть ли смысл жаловаться на продавца за продажу некачественного товара
Не всегда сотрудники торговых точек соглашаются на возврат дефектного аккумулятора. Часто говорят о том, что при первом пуске устройства при проверке его работы, батарея была исправной.
Рекомендуем: Датчик давления в шинах: описание, неисправности, виды, фото
В таком случае они обязаны забрать бракованное устройство и отправить его на экспертизу, которая будет производиться за их счёт.
Возврат должен быть проведён в течение недели, а при проверке качества – 20 дней.
Для удобства покупателей им предлагается аналогичный товар на безвозмездное пользование на время ремонта или экспертизы устройства.
При выявлении поломки батареи в результате её неправильной эксплуатации, возврат товара не осуществляется, а покупатель ещё и оплачивает проведение экспертизы.
Продавец не всегда может определить качество проданного аккумулятора визуально. Поэтому не стоит его винить в продаже дефектного товара. А вот написать претензию покупателю нужно в обязательном порядке.
Если же претензия не была удовлетворена, стоит обратиться в суд, выдвинув соответствующие требования.