Санпин: расписание в школе 2021
Содержание:
- Нормы образовательного процесса
- Требования ГОСТ 30494-2011:
- Нормативы по СанПин для школы.
- Требования СП 2.4.3648-20 (действует с 01.01.2021):
- Новые СанПины в 2020 году
- Количество уроков в школьном расписании.
- Постановление согласно закону
- Требования СанПин к уборке в школе.
- Изменения в требованиях
- Основные положения
- Нормативы СанПиН для детских садиков в 2021 году
- Что учитывают при составлении расписания в школе: основные критерии.
- Гигиенические требования к режиму образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях
Нормы образовательного процесса
Требования СанПиН в дополнительном образовании затрагивают и сам процесс обучения:
- Занятия должны проводиться в дневное время суток (начинаясь при этом не ранее 8 утра и заканчиваясь не позже 8 вечера). Для лиц старше 16 лет допускается возможность обучения до 21.00.
- Обучение может проводиться в индивидуальном и групповом формате.
- Длительность внешкольных занятий в учебные дни – три академических часа, в выходные и на время каникул — четыре.
- Спустя 30-45 минут работы с теорией должны проводиться десятиминутные перерывы.
Согласно нормам СанПиН для дополнительного образования от 2015 года владельцы организаций имеют право самостоятельно устанавливать продолжительность занятий и перерывов между ними, определять объемы аудиторной нагрузки и количество академических часов. Это хорошая новость для руководителей кружков по искусству и спортивных секций, поскольку 45 минут для одного занятия порой бывает недостаточно.
Требования ГОСТ 30494-2011:
Особых требования для зданий школ в данном ГОСТ 30494 нет, но есть общие требования для общественных и административных зданий.
Согласно п.4.4 и таблице 3 ГОСТ 30494-2011 оптимальная и допустимая нормативная температура воздуха в обслуживаемой зоне общественных и административных зданий должна лежать в пределах:
В холодный период года:
- помещения 1-й категории (помещения, в которых люди в положении лежа или сидя находятся в состоянии покоя и отдыха): оптимальная 20-22°С, допустимая 18-24°С;
- помещения 2-й категории (помещения, в которых люди заняты умственным трудом, учебой): оптимальная 19-21°С, допустимая 18-23°С;
- помещения 3а категории (помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении сидя без уличной одежды): оптимальная 20-21°С, допустимая 19-23°С;
- помещения 3б категории (помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении сидя в уличной одежде): оптимальная 14-16°С, допустимая 12-17°С;
- помещения 3в категории (помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении стоя без уличной одежды): оптимальная 18-20°С, допустимая 16-22°С;
- помещения 4-й категории (помещения для занятий подвижными видами спорта): оптимальная 17-19°С, допустимая 15-21°С;
- помещения 5-й категории (помещения, в которых люди находятся в полураздетом виде (раздевалки, процедурные кабинеты, кабинеты врачей и т.п.)): оптимальная 20-22°С, допустимая 20-24°С;
- помещения 6-й категории (помещения с временным пребыванием людей (вестибюли, гардеробные, коридоры, лестницы, санузлы, курительные, кладовые)): оптимальная 16-18°С, допустимая 14-20°С;
- Ванные, душевые: оптимальная 24-26°С, допустимая 18-28°С;
В теплый период года:
Помещения с постоянным пребыванием людей (помещение, в котором люди находятся не менее 2 ч непрерывно или 6 ч суммарно в течение суток): оптимальная 23-25°С, допустимая 18-28°С.
Согласно п.4.6 при обеспечении показателей микроклимата в различных точках обслуживаемой зоны допускается перепад температуры воздуха не более 2°С для оптимальных показателей и 3°С — для допустимых.
В соответствии с п.4.7 в общественных зданиях согласно нормативно-техническим документам (СП 60.13330.2016 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003) в холодный период года в нерабочее время допускается снижать показатели микроклимата, принимая температуру воздуха ниже нормируемой, но не ниже:
12°С — в помещениях общественных, административных и бытовых.
Нормируемая температура должна быть обеспечена к началу использования.
Нормативы по СанПин для школы.
Если вышеупомянутые правила являются базой, на которую следует опираться, составляя расписание, то требования СанПина необходимо выполнять в точности.
Если они будут нарушены, школа может заплатить штраф. Контрольную работы в случае необходимости можно поставить на субботу или понедельник, физкультуру можно провести в начале дня.
Не может же вся школа заниматься спортом в одном зале одновременно. Есть и другие причины отступления от правил.
Например, когда ученики массово болеют ОРЗ и гриппом, занятия отменяют. А после карантина приходится навёрстывать упущенное.
Занятия могут проводиться более интенсивно, нагружаются и первые, и последние дни недели, чтобы успеть пройти материал.
Также отсутствие преподавателей периодически заставляет изменять расписание, отклоняясь от намеченных правил.
Часы могут быть сокращены ввиду сокращения учебного времени по определённым обстоятельствам, но увеличение недопустимо.
Требования СП 2.4.3648-20 (действует с 01.01.2021):
п.2.7. Микроклимат, отопление и вентиляция в объектах должны
соответствовать следующим требованиям:
п.2.7.1. Здания оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений.
В помещениях обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов.
В воздухе не допускается превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, определенных требованиями гигиенических нормативов.
Не допускается использование переносных отопительных приборов с
инфракрасным излучением.
п.2.7.2. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года (за исключением детских игровых комнат, размещаемых в торгово-развлекательных и культурно досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения).
Проветривание в присутствии детей не проводится.
п.2.7.3. Контроль температуры воздуха во всех помещениях, предназначенных для пребывания детей и молодежи осуществляется Организацией с помощью термометров.
п.2.7.4. Помещения, где установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги дополнительно обеспечиваются местной системой вытяжной вентиляции.
Каждая группа помещений (производственные, складские, санитарно бытовые) оборудуется раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением.
Обследование технического состояния системы вентиляции (ревизия, очистка и контроль эффективности) проводится перед вводом здания в эксплуатацию, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.
п.2.7.5. Ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, безвредных для здоровья детей.
Ограждения из древесно-стружечных плит к использованию не
допускаются.
Новые СанПины в 2020 году
В 2020 году не появилось новых СанПинов, но произошли некоторых изменения в их нормах.
Самыми важными из них являются:
- образовательное учреждение должно быть расположено в жилом квартале;
- предметы мебели (парты, стулья) должны быть подобраны в соответствии с ростом и возрастом учеников, а также промаркированы соответствующим цветом;
- мебель, меньшая по размеру, должна стоять в передних рядах, большая – в задних;
- школа обязательно должна иметь системы отопления и вентилирования;
- для проведения контроля над температурным режимом в каждом классе обязательно следует установить термометр;
- обязательным является наличие природных и электрических источников освещения.
Последнему требованию в санитарных требованиях уделяется много внимания. Для того чтобы уроки проходили в комфортных условиях, установлены требования к освещению помещений. Такие показатели измеряются в люксах.
В среднем для комфортной работы требуется около 300-500 люксов. Для актовых и спортзалов достаточно будет 200 люкс, для мест рекреации – 150 люкс. Для проверки уровня освещения существует специальное оборудование.
Нормы СанПин касаются не только гигиенических правил, но и самой организации процесса трудовой деятельности или обучения. Строго регламентируется организация и протекания процесса обучения.
Некоторые правки были внесены в СанПин, который касается организации работы в детском садике:
- Если ранее нормы запрещали проветривать помещение, если в нем находятся дети, то сейчас позволяется открывать окна в одностороннем порядке даже, если в группе пребывают воспитанники. Но позволяется это делать только в том случае, если погода жаркая и нет ветра.
- В старых требованиях не было распределено количество еды для каждого возраста. Сегодня установлен порядок увеличения количества пищи в зависимости от возрастной категории ребенка.
- Ранее температурный режим был установлен на отметке до 19 градусов в спальне, до 22 – в игровой комнате. Теперь эти показатели увеличены.
Также в текущем году произошли изменения касательно подбора мебели для малышей. Теперь каждый ребенок должен иметь свой набор необходимых мебельных принадлежностей. Также не рекомендуется использовать кровати в два яруса.
Количество уроков в школьном расписании.
Так же нельзя увеличивать часы внеурочных занятий для
учеников: в неделю их может быть не больше 10.
Количество уроков у школьников:
- Учащиеся 8-11 классов не могут получать более 8 уроков в день.
- Для 5-7 классов норма составляет 7 и менее уроков в день.
- 2-4 классы ограничивают 5 уроками ежедневно. Допустимо проводить один раз в неделю 6 уроков. Но тогда одним из них должна быть физкультура.
- Также и для первоклашек. Но у них проводят до 4 уроков ежедневно. 5 уроков один раз в неделю выходит, с учётом физкультуры.
Существуют и другие, общие правила, которые обязаны соблюдать педагоги при составлении расписания:
- Перемена не может длиться больше 30 минут.
- Не желательно соединять попарно сложные предметы. Это способствует повышенной умственной нагрузке. Исключение составляют уроки труда, которые, как правило, ставят попарно.
- Также допускается сдваивать уроки в 9-11 классе, чтобы школьники готовились к экзаменам, и постепенно привыкали к парам, которые ждут их в колледжах и вузах.
- Нормой считается проведение 3 уроков физкультуры в неделю для каждого класса.
- СанПиН регламентирует допустимое время занятий у мониторов.
- Для 1-2 классов это не более 20 минут в день. А для 7-11 время составляет 35 минут. За этим должны следить педагоги.
- Не допускается перегружать любой из дней недели сложными предметами. СанПиН измеряет сложность каждого предмета в баллах. Это учитывают, составляя расписание.
- Согласно СанПиН, расписание в начальной школе составляется, также, с учётом бальной системы сложности занятий, и обязательно включает перерывы для первоклашек. Допустимо назначать им дополнительные каникулы.
Loading…
Taking too long?
Reload document
|
Open in new tab
Эти требования чётко прописаны в нормативной документации.
В документе описаны требования к температурным режимам в помещениях, и другие важные моменты.
Постановление согласно закону
Новые санитарные нормы вступили в силу во второй половине 2014 года. С этого времени старые правила утратили свое действие. Организация режима проведения учебной деятельности в учреждениях дополнительного образования контролируется СанПин 2.4.4.3172-14.
Исполнение санитарных правил является обязательным для всех без исключения граждан, ИП и юридических лиц, если их деятельность связана с созданием проекта, строительством, ремонтом или использованием зданий, в которых происходит деятельность дополнительных образовательных учреждений.
Данные нормы не касаются тех построек, которые только находятся на стадии проектирования или ремонта и только планируется их ввод в эксплуатацию. Те здания, которые были построены и сданы в использование ранее, эксплуатируются в соответствии с теми правилами, которые действовали на момент постройки.
Ответственным за соблюдение санитарных норм в учреждении является его непосредственный руководитель.
Он должен брать на себя такие обязанности:
- присутствие в учреждении правил СанПин и сообщение их сути всеем сотрудникам организации;
- составление внутренних документов в соответствии с санитарными нормами;
- исполнение всех требований СанПин сотрудниками учреждения;
- создание условий, которые необходимы для выполнения санитарных требований сотрудниками;
- заключение трудового контракта с теми лицами, которые прошли медицинское обследование и допущены к выполнению того или иного вида деятельности;
- каждый сотрудник организации имеет медицинскую книжку и периодически проходит медицинское обследование;
- проводить мероприятия по дезинфекции помещений.
С каждым годом создается все больше современных методик преподавания, что требует формирования новых санитарных норм и правил.
Требования СанПин к уборке в школе.
Данный вопрос регламентирован СанПиН 2.4.2.2821-10. Правила предполагают постоянный контроль за чистотой в помещениях, где для обучающихся проводят занятия.
К основным требованиям стоит отнести:
- Ежедневная влажная уборка
классов и вспомогательных площадей с применением моющих средств. Зоны отдыха,
столовые, вестибюли обрабатываются по завершении каждой из перемен. - Уборка производится только
теми средствами, что имеют сертификаты безопасности и рекомендованы для
обработки зон в образовательных организациях. - Раствор, при помощи
которого производится помывка, разводится перед применением. - Для хранения специальных
моющих средств выделяется отдельное помещение, недоступное для школьников и
посторонних лиц. - В период эпидемии и
повышенном риске распространения инфекций администрацией разрабатываются дополнительные
мероприятия, согласованные с уполномоченными госорганами.
Обозначенные выше правила позволяют обеспечить безопасные условия пребывания несовершеннолетних в учреждении.
Помимо этого, нормы должны стать основой для разработки внутренней документации организациями.
Изменения в требованиях
В 2020 году вступили в силу новые требования, которые касаются мест работы. Как следствие, старые нормативы утратили свою силу. В основном это документы, которые касались гигиенических требований к устройству трудового места, а также предельных норм электромагнитных полей в условиях производственной деятельности.
Нововведенные нормы касаются климата внутри производственного помещения. К примеру, если на улице температура воздуха не превышает 10 градусов, то оптимальным показателем внутри помещения будет 22-23 градуса по Цельсию.
Если же необходимо проведения работ, для которых необходимо тратить небольшое количество энергии, то допускается температурный режим до 16 градусов. Также в правилах прописаны максимально допустимые нормы теплового воздействия на сотрудника, который работает с оборудованием, нагретым до 600 градусов.
Другие изменения касаются уровня шума, вибраций и электромагнитных полей.
Также в СанПин присутствуют требования:
- по освещению места трудовой деятельности;
- по подбору рабочей одежды;
- о средствах личной защиты персонала;
- какая должна быть максимальная продолжительность рабочего времени в том или ином случае и пр.
Требования для школы и детских садиков отличаются своей спецификой, но правила освещения и температурного режима являются основными и в этой сфере.
Основные положения
Санитарные нормы устанавливают требования по обустройству и организации режима работы образовательных учреждений, в том числе тех, где обучаются дети с ограниченными возможностями. Такие правила действуют на все учреждений, которые предоставляют дополнительное образование по программам разного направления.
Санитарные нормы требуют, чтобы уровень шума и вибрации на объектах дополнительного образования не превышали допустимых значений, поэтому в этих целях проводятся шумоизоляционные мероприятия. Это касается тех помещений, которые встроены в жилые здания, или находятся в непосредственной близости от них.
Действующее законодательство возлагает ответственность и контроль над выполнением этих норм на государственные органы санитарно-эпидемиологического надзора. В соответствие с выдвигаемыми требованиями, сотрудники учреждения дополнительного образования обязаны периодически проходить обязательное медицинское обследование.
Во время приема на работу сотрудники образовательных организаций проходят специальную гигиеническую подготовку и аттестацию. После такая подготовка происходит периодически, но не реже, чем раз в 12 месяцев. У работников подобных учреждений должны быть сделаны все соответствующие прививки (в соответствии с календарем профилактических прививок).
Нормативы СанПиН для детских садиков в 2021 году
Дошкольное учреждение, а проще, детский сад, обязан работать с соблюдением установленных норм и правил. Требования определены главным санитарным врачом РФ в Постановлении от 15 мая 2013 года №26. Действующий СанПиН выпущен под номером 2.4.1.3049-13. Указанные нормативы предписаны для дошкольных учреждений всех форм собственности, то есть как для муниципальных, так и частных детских садов за исключением групп, находящихся в квартирах.
В таблице представлены сведенья только о комбинированных группах и компенсирующих (деятельность которых связана с воспитанием малышей с психическими или физическими расстройствами). Что касается групп только со здоровыми малышами, то их численность зависит от размеров помещений и возможностей организации эффективного процесса обучения.
В случае подозрения на заболевания несовершеннолетнему измеряется температура. После каждого использования необходимо обрабатывать термометры. Обработанные градусники хранятся отдельно от использованных. Обрабатываемое оборудование должно быть недоступно для детей.
- Работники образовательных организаций должны вакцинироваться согласно национальному календарю прививок, проходить медицинские осмотры, иметь личную медицинскую книжку.
- Образовательная организация должна в течение 2 часов проинформировать территориальные органы исполнительной власти, если в учебном заведении появились групповые инфекционные заболевания. А потом незамедлительно начать выполнять профилактические мероприятия.
- Воспитатели и (или) медицинские работники должны ежедневно устраивать утренний прием детей, на котором необходимо опрашивать родителей о состоянии здоровья детей, а также проводить бесконтактную термометрию. Заболевшие воспитанники, а также дети с подозрением на наличие инфекционного заболевания, не должны допускаться к посещению.
- Здания образовательных учреждений должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения.
- В учебных учреждениях запрещено использовать инфракрасные обогреватели.
- Работники дошкольных организаций должны мыть все игрушки ежедневно в конце дня. Те, что нельзя мочить, нельзя давать детям в руки, но можно использовать при необходимости в качестве демонстрационного материала. А кукольную одежду нужно стирать по мере загрязнения и проглаживать.
- Запрещено проветривать помещения в присутствии учеников.
- После болезни дети будут допускаться к посещению только при наличии медицинской справки.
- Если дети учатся в две смены, то их расписание должно соответствовать постановлению. В первую смену учатся первый класс, пятый класс, старшая школа и классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Во вторую — все остальные.
- Если дети находятся в образовательных организациях более 4 часов, их должны обеспечить горячим питанием.
- Нельзя проводить более одного экзамена в день.
- Время ожидания экзамена в классах не должно превышать 30 минут.
- При продолжительности экзамена от 4 часов и более обучающиеся обеспечиваются питанием.
- Питьевой режим должен быть организован независимо от продолжительности экзамена.
- Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х календарных дней. Однако есть уточнение:
«При проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) по предметам по выбору участников ЕГЭ допускается их проведение через день», — говорится в постановлении.
Фото: Shutterstock / Manu Padilla
Что учитывают при составлении расписания в школе: основные критерии.
Как правило, составлением расписания занимается завуч. Эта
задача должна отражать все требования нормативных документов, которые служат
точкой опоры в распределении предметов.
Что учитывают при составлении расписания:
- Необходимое количество часов по каждому предмету
для каждого класса. - Равномерное распределение часов у педагогов.
- Биоритмы учащихся.
- Возраст учащихся, и допустимую максимальную
дневную нагрузку. - Дополнительные занятия.
Помимо необходимости распределить уроки между классами по достаточному для усвоения материала количеству часов, важно учитывать биоритмы учеников. Все помнят из школы, что самые сложные предметы и контрольные работы всегда приходились на середину недели
Есть и другие закономерности
Все помнят из школы, что самые сложные предметы и контрольные работы всегда приходились на середину недели. Есть и другие закономерности.
Сложные предметы в расписании.
Требования к сложным предметам в расписании школы:
Наибольшая активность по дням недели приходится
на вторник и среду. В четверг ученики уже начинают уставать, в этот день
нагрузка снижается. В понедельник дети ещё не «раскачались» после выходного.
Суббота всегда была самым коротким и лёгким днём.
Активность среди дня также приходится на второй
и третий уроки. Это время примерно с 10 до 12 часов дня. На эти часы учителям
лучше всего назначать контрольные работы. А при составлении расписания в эти
часы ставят наиболее сложные предметы.
Физкультуру ставят чаще всего ближе к последним
урокам
После физкультуры не рекомендуют проводить сложные контрольные работы,
поскольку внимание детей будет расфокусировано. Уроки, не требующие серьёзного умственного
напряжения, ставят на понедельник, пятницу или субботу
Это труды, музыка.
Учитывается и дополнительная нагрузка: работа кружков, внеурочных занятий по предметам, подготовка к экзаменам.
Большинство подобных требований регламентирует СанПиН.
Гигиенические требования к режиму образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях
В целях предупреждения снижения работоспособности и повышенной утомляемости, сохранения оптимального уровня работоспособностидетей во время учебного процесса необходимо соблюдать гигиенические требования к режиму образовательного процесса.
Требования к режиму образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях установлены в разделе Xсанитарно-эпидемиологических правил и нормативовСанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Особое внимание в указанном нормативном акте уделяется режиму образовательного процесса детей первого класса. В соответствии cСанПиН 2.4.2.2821-10 учебные занятия для первоклашек проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий
Кроме того, для обучающихся целесообразна организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут. Для посещающих группу продленного дня рекомендуется организация дневного сна (не менее 1 часа), трехразового питания и прогулок.
Образовательную недельную нагрузку в течение учебной недели необходимо равномерно распределить. Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять для обучающихся:1-х классов – не более 4 уроков и 1 день в неделю – 5 уроков (за счет урока физической культуры); 2-4-х классов – не более 5 уроков и 1 раз в неделю – 6 уроков (за счет урока физической культуры) при 6-дневной учебной неделе; 5-6-х классов – не более 6 уроков; 7-11-х классов – не более 7 уроков.
Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводиться на 2-м уроке; 2-4-х классов – 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов – на 2-4-м уроках.
В начальных классах проведение сдвоенных уроков запрещено.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.
Расписание уроков следует составлять отдельно для обязательных и факультативных занятий с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов согласно вышеуказанных санитарных правил. Факультативные занятия необходимо планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Также следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.В течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.
Продолжительность перемен между уроками не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.