В каких случаях закон не имеет обратной силы. поясняем юридический термин

Ситуация 5

Иностранный гражданин, студент одного из университетов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его в изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он иностранец, имеющий гражданство другой страны, по законам которой он и будет отвечать.

Решение:

В силу части 3 ст. 61 Конституции РФ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

Такую позицию представляет УК РФ в части 1 ст. 11, говоря, что лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ.

Однако, в соответствии с частью 4 данной статьи вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

В соответствии с п. 7 ППВС РФ в круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания.

К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

Таким образом, не являясь лицом, обладающим иммунитетом перед применением уголовного закона Российской Федерации, иностранный студент был задержан правоохранительными органами правомерно и подлежит привлечению к ответственности за кражу по ст. 158 УК РФ.

Закон обратной силы не имеет – как это понимать?

Сегодня законодательство России состоит из сотен, если не тысяч законов, кодексов и постановлений. Разобраться в них обычному человеку, не имеющему юридического образования порой невероятно сложно.

Еще сложнее разобраться в тех случаях, когда один и тот же закон менялся несколько раз (а наши депутаты очень любят чуть ли не каждый год менять тексты законов).

В этой ситуации многие не могут разобраться, что такое обратная сила закона, и почему большинство (но не все) юридических норм не имеют обратной силы.

И так, представим себе, что в какой-то момент Госдума примет закон, которым будет запрещено приобретение и употребление алкоголя. И те, кто нарушил этот закон будут наказываться штрафами. Допустим, этот закон будет принят 1 января 2019 года. Возникает вопрос, можно ли по этому закону наказать человека, который купил алкоголь 31 декабря?

В этом примере закон не будет иметь обратной силы, то есть наказывать человека можно только за те действия, которые он совершил уже после вступления закона в силу (то есть как минимум ни раньше дня его принятия). Почему так, догадаться несложно – ответственность за нарушение законодательства возможна только в том случае если человек знал (или должен был знать), что то, что он делает – запрещено.

Фактически, это и есть принцип того, что закон не имеет обратной силы. Эта норма закреплена и в Конституции РФ, и применяется в других законах. Однако, из этого правила бывают исключения. Во-первых, обратную силу имеет тот закон, которым ответственность (то есть наказание) отменяется или смягчается.

Это связано с тем, что смягчая или отменяя ответственность за какие-либо поступки, государство как бы говорит «это действие не такое уж и страшное, чтобы Вас за него наказывали», а потому справедливо в такой ситуации не наказывать за него всех, независимо от времени совершения действия.

Вторая возможность применения обратной силы в законе – если это отдельно прописано в самом тексте закона. Чаще всего так бывает, когда в обществе возникают какие-то новые формы отношений, которые до этого вообще никак не регулировались законом.

Одним из актуальных примеров таких отношений могут быть криптовалюты – так называемые «Биткоины», «Эфиры» и другие виртуальные деньги. Сегодня в законодательстве РФ оборот криптовалюты вообще никак не урегулирован, но тем не менее тысячи россиян ею пользуются, добывают, покупают и продают.

Таким образом, убирается неразбериха, которая возникла бы, если бы закон начал действовать только с момента его принятия.

https://youtube.com/watch?v=9lh1E7UJ4Gs

Однако, в большинстве случаев законы все же не имеют обратной силы и новые правовые нормы начинают действовать уже после принятия закона. Это касается, в том числе таких важных аспектов, как налоговое законодательство, уголовное и административное право.

Более того, некоторые законы содержат в себе нормы определяющие порядок их вступления в силу и содержащих определенный переходный период. К примеру, если государство планирует существенно поднять налоги, сборы или ввести какой-либо запрет, то разумным будет дать гражданам некоторое время (несколько месяцев или даже лет), на протяжении которых будут действовать старые нормы.

В таком случае, закон вступает в силу немедленно после его принятия, но считается, что на протяжении определенного времени нормы и правила регулируются еще старой его редакцией.

Это особенно важно в гражданско-правовых вопросах (в спорах между гражданами), поскольку в этом случае иногда сложно правильно понять, усиливает или облегчает ли ответственность какой-либо закон

В каких сферах права могут приниматься законы с обратной силой

Обратная сила закона позволяет улучшить судебную систему

Согласно общему принципу принятия законов с обратной силой, они должны быть направлены исключительно на улучшение процесса правоотношений для граждан РФ. Исходя из этого, ретроактивные законодательные положения могут быть применены во всех сферах права, если при этом не ухудшают положение дел для участников конкретных правоотношений.

Наиболее активно законы с обратной силы применяются в сфере . Так, например, принятие закона, по которому необходимо посадить в тюрьму всех людей за то, что они совершили год назад, но тогда это было не противозаконно — просто недопустимо.

А вот принять закон, по которому условия наказания будут смягчены для определенной группы подсудимых, вполне нормально. Естественно, законодатель грамотно составляет подобные законодательные правки, дабы права и подсудимых, и пострадавших находились в том равновесии, которое будет наиболее гуманно в конкретной ситуации.

В остальных сферах права: гражданской, гражданско-процессуальной, налоговой и так далее – закон зачастую обратной силы не имеет. Подобное явление связано, в первую очередь, с тем, что принятие ретроактивных законов сильно усложнит все правоотношения, начавшиеся до их принятия, и в целом усугубит положение дел для субъектов конкретного права.

С точки зрения юрисдикции такие ситуации трактуются на основании того, что в данных сферах права субъекты правоотношений полностью равны по своим обязанностям, свободам и правам, поэтому внедрять в такую систему законы с обратной силой – глупо.

Ситуация 2

Министерству юстиции было поручено правотворческим органом упорядочить действующие нормативно-правовые акты последних 5 лет без изменения их содержания в соответствующем собрании.

Решение:

Систематизация нормативных правовых актов представляет собой деятельность, направленную на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения; иными словами – это приведение законодательства в определенную систему .

Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д.

Современная юриспруденция использует в основном три вида (способа) систематизации :

  1. инкорпорация;
  2. консолидация;
  3. кодификация.
  • Инкорпорация – это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке — алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.
  • Консолидация – это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.
  • Кодификация – это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Рассмотрев каждый из способов систематизации, можно сделать вывод о том, что поручение правотворческого органа Министерству юстиции об упорядочении действующих НПА последних 5 лет без изменения их содержания в соответствующем собрании, является консолидацией по своей форме.

Сделанный вывод подтверждается приведенным ниже перечнем отличительных черт консолидации:

  1. представляет собой своеобразный правотворческий прием;
  2. проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;
  3. при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты.

Ситуация 6

На борту российского теплохода, совершающего круиз по Средиземному морю в территориальных водах Греции, гражданин Украины совершил кражу. Охарактеризуйте действие закона в пространстве.

Решение:

Часть 3 статьи 12 УК РФ предусматривает реальный и универсальный принципы действия уголовного закона в пространстве.

Согласно первому из них иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне ее пределов, преследуются по российскому уголовному закону, если это преступление было направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства и если иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие на территории РФ, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к ответственности в России.

В соответствии с универсальным принципом иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне ее пределов, несут ответственность по российскому уголовному законодательству в случаях, предусмотренных международным договором РФ, и если они не были осуждены за это деяние в иностранном государстве .

Этот принцип применяется к международным преступлениям и преступлениям международного характера, ответственность за которые в соответствии с принятыми Российской Федерацией обязательствами предусмотрена ее уголовным законодательством.

Таким образом, гражданин Украины будет нести ответственность по уголовному закону Российской Федерации, если он не будет осужден по закону другого государства.

Когда имеет

Согласна нормам ст. 45 ч.1 Конституции РФ равны права как лиц, находящихся под следствием, так и имеющих вынесенный обвинительный приговор.

Законодательством РФ предусмотрены случаи, в которых применяется обратная сила закона в уголовном праве.

К ним относятся:

  1. Принятие нового закона, устраняющего преступление по своей сути, то есть декриминализирующий его.
  2. Принятие нового закона, смягчающего наказание.
  3. Принятие нового закона, который улучшает положение уже осуждённых граждан.

В Уголовной практике РФ большое количество преступлений декриминализировано после принятия Уголовного кодекса РФ в 1996 году. Около 70 преступлений по кодексу РСФСР были отменены. Например, полностью исключено наказание за недонесение, нарушение государственной дисциплины цен, занятие запрещёнными видами индивидуальной деятельности и др.

В результате принятия нового нормативно-правового акта (НПА) деяние из преступного станет именоваться административным с применением санкций КоАП РФ, для несовершеннолетних изменится возраст уголовного преследования по конкретной статье, даётся корректива состава преступления.

Деяния могут исключаться из Особой части УК Российской Федерации и вноситься в Общую. Иногда происходит и обра́тный процесс. Если при переквалификации статьи наказание по ней предусмотрено в меньшем объёме, чем в ранее действующей редакции, речь идёт о частичной декриминализации.

Часто речь идёт и об уменьшении ответственности, что произошло с возможностью подвергнуть аресту несовершеннолетнего. Уменьшение числа лиц, которые не могут быть подвергнуты пожизненному заключению, становится основанием для смягчения приговора. Вновь принятые НПА часто устанавливают более мягкий режим содержания преступников в  колониях.

Чтобы понять, имеет ли обратную силу уголовный закон, необходимо изучить его новые редакции и действующие во время совершённого деяния. При выявлении факта изменения НПА, речь идёт о применении более мягкой статьи.

В силу статьи 10 Уголовного кодекса РФ данная сила уголовного закона распространяет своё действие на две категории граждан, имеющие общее качества:

  • лица, которые совершили преступление, но на момент вынесения вердикта изменилась норма права по инкриминируемой статье (простая обратная сила);
  • осуждённые, отбывающие наказание, чей приговор официально вступил в силу. В этом случае обратную силу закона можно назвать ревизионной.

В отношении каждой группы обратная сила закона действует со своими процессуальными особенностями.

Чтобы понять, имеет ли обратную силу каждый принятый уголовный закон, надо обратиться к истории его изменений. Изменившийся НПА предполагающий более серьёзную меру ответственности, не применяется к более ранним случаям.

Расследование преступления связано с уголовно-процессуальным законом. Статья 4 УПК РФ оговаривает, что дело подлежит рассмотрению по нормам, действующим в момент рассмотрения дела в суде. Однако многочисленные Определения Конституционного суда указывают, что все коллизии права должны решаться в пользу обвиняемого. На вопрос имеет ли уголовно-процессуальный закон в стране обратную силу в Определении от 10.07.2013 №270-О даётся разъяснение, что УК и УПК РФ взаимно связаны. Поэтому не исключается возможность придать обратную силу всем актам, улучшающим положение осуждённого. Полную версию определения Верховного суда можно просмотреть с использованием правовой системы Консультант.

Закон не имеет обратной силы — что это значит?

ФКЗ ФЗ вступают в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

2. Указы Президента — по истечении 7 дней с момента официального опубликования.

3. Постановления Правительства — по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

Законы Иркутской области вступают в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования, но, при этом любые НА субъекта, регламентирующие защиту прав и свобод человека и гражданина не могут вступать в силу ранее чем через 10 дней с момента официального опубликования.

Прекращение действия НА:

— срок истек;

— заменен спец.законом;

— если принят новый НПА равной или высшей юр.силы;

— если общественные отношения исчезли.

Исключения:

Обратная сила – это случай, когда НПА распространяет свое действие на отношения, которые возникли до момента вступления его в законную силу.

Придание закону обратной силы возможно в случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность (ст.54 К РФ).

Никогда не будет иметь обратной силы НА отягчающий наказание или вводящий новый состав правонарушения, а также законодательство о налогах и сборах.

Переживание закона – это фактическое действие НПА или отдельных его положений, утратившего юр.силу.

По общему правилу НА переживания не имеет.

Исключения:

1. НА применяется после прекращения действия к длящимся правоотношениям, которые возникли на момент его действия (Венчание-Церковный брак).

2. Если действие НА продлено специальным НА (Декрет суда №1).

Дата добавления: 2016-07-18; ;

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — применение закона к общественным отношениям, возникшим до вступления закона в силу.

По об­ще­му пра­ви­лу дей­ст­вие за­ко­на во вре­ме­ни на­чи­на­ет­ся с мо­мен­та всту­п­ле­ния его в си­лу (смотри в статье Опуб­ли­ко­ва­ние за­ко­на). Прин­цип дей­ст­вия обратной силы закона обу­слов­лен за­бо­той о пра­во­мер­ных ин­те­ре­сах уча­ст­ни­ков пра­во­от­но­ше­ний: за­кон, ухуд­шаю­щий по­ло­же­ние фи­зи­че­ских или юри­дических лиц — уча­ст­ни­ков пра­во­отно­ше­ний, не име­ет об­рат­ной си­лы, за­кон, улуч­шаю­щий их по­ло­же­ние, та­кую си­лу име­ет. В Рос­сии по­ло­же­ния об обратной силе закона за­кре­п­ле­ны в Кон­сти­ту­ции РФ. Ста­тья 54 гла­сит, что за­кон, ус­та­нав­ливаю­щий или отяг­чаю­щий от­вет­ст­вен­ность, об­рат­ной си­лы не име­ет. Ни­кто не мо­жет не­сти от­вет­ст­вен­ность за дея­ние, ко­то­рое в мо­мент его со­вер­ше­ния не при­зна­ва­лось пра­во­на­ру­ше­ни­ем. Ес­ли по­сле со­вер­ше­ния пра­во­на­ру­ше­ния от­вет­ст­вен­ность за не­го смяг­че­на или уст­ра­не­на, при­ме­ня­ет­ся но­вый за­кон.

Хо­тя в пра­во­вой док­три­не со­от­вет­ст­вую­щие по­ло­же­ния бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны уже в про­шлые ве­ка, в российском за­ко­но­да­тель­ст­ве при­ме­ни­тель­но к уго­лов­но­му пра­ву они ут­вер­ди­лись срав­ни­тель­но не­дав­но. Уго­лов­ные ко­дек­сы РСФСР 1922 и 1926 годов не со­дер­жа­ли та­ких пра­вил. Бо­лее то­го, в них при­зна­ва­лась об­рат­ная си­ла ка­ра­тель­но­го за­ко­на: го­во­ри­лось об от­вет­ст­вен­но­сти за борь­бу про­тив ра­бо­че­го клас­са и ре­во­люционного дви­же­ния при преж­нем цар­ском строе или на служ­бе у контр­ре­во­люционных пра­ви­тельств в го­ды Гражданской вой­ны 1917-1922 годов. По­ло­же­ние об об­рат­ной си­ле уго­лов­но­го за­ко­на впер­вые за­кре­п­ле­но в УК 1960 года. Дей­ствую­щий УК 1996 года ус­та­нав­ли­ва­ет, что уго­лов­ный за­кон, уст­ра­няю­щий пре­ступ­ность дея­ния, смяг­чаю­щий на­ка­за­ние или иным об­ра­зом улуч­шаю­щий по­ло­же­ние ли­ца, со­вер­шив­ше­го пре­сту­п­ле­ние, име­ет об­рат­ную си­лу, то есть рас­про­стра­ня­ет­ся на лиц, свер­шив­ших со­от­вет­ст­вую­щее дея­ние до всту­п­ле­ния та­ко­го за­ко­на в си­лу, в том числе от­бы­ваю­щих на­ка­за­ние или от­быв­ших на­ка­за­ние, но имею­щих су­ди­мость.

Какой уголовный закон имеет данную силу

Во второй части статьи 10 УК РФ прямо указывается на сокращения наказания, уже вынесенного судом, при изменении закона.

В общих чертах это выглядит так: А. Обвиняется в преступлении, за которое на момент деяния ему могли дать от 4 до 6 лет ограничения свободы. В процессе следственных мероприятий по вновь принятой редакции закона, ему возможно дать наказание от 2,5 до 9 лет. Суд, вынося решение, может снизить нижнюю планку до 2,5 лет, но верхний предел останется на уровне 6 лет.

Многочисленность жалоб осуждённых на неверное использование нормы права при пересмотре их дел, привело к вынесению Постановления Конституционного суда от 20 апреля 2006 № 4-П. Целью стала проверка соответствия Конституции РФ ч. 2 ст. 10 УК РФ. Учитывает часто встречающиеся, распространённые проблемы, общий вопрос которых связан с применением ч.1 ст. 10 УК РФ, даётся пояснение по её правоприменительной практике.

Какие уголовные законы страны имеют обратную силу для осуждённых граждан понять просто. Все приговоры подлежат пересмотру, если применённый в них статьи изменены в сторону улучшения положения осуждённого, уменьшения срока.

Заявитель обращается в суд общей юрисдикции. Суть обращение — приведение вынесенного приговора в соответствии с редакцией Уголовного закона, действующей в момент подачи обращения, а не в момент его вынесения. Однако вынося вердикт по делу, суд учитывает две стороны процесса. Ограничение свободы является мерой наказания, необходимой для восстановления справедливости и искупления вины. Наказание не может быть снижено настолько, что потеряет свой смысл.

Пересмотр дела в кассационном или апелляционном порядке приводит к обязательному исследованию судом вопроса принятия новой редакции статьи закона.

Она может проявляться в разных аспектах:

  • освобождать от наказания, так как преступление перестало быть уголовным. Происходит по определению суда. Подсудность определяется местом фактического пребывания лица. Инициатором выступают как сам осуждённый, так и прокурор, наблюдательная комиссия администрации исправительного учреждения;
  • освобождать от наказания по той причине, что отбытый срок лишения свободы выше, чем максимально возможный по указанной статье в новой редакции закона;
  • замена условий отбывания наказания на более щадящие, например, при введении понятия отсрочки в связи с наличием малолетнего ребёнка;
  • появление оснований для изменения меры ответственности с реального лишения свободы на иные;
  • расширение условий условно-досрочного освобождения;
  • сокращение срока судимости.

На практике решения суда оказываются сложными и непредсказуемыми. Наиболее остро вопрос возникает, если новая статья содержит как посыл к смягчению наказания, так и к его увеличению.

Комментарии юристов

Существующая практика и теория уголовного права неоднократно поднимала вопрос о сущности обратной силы закона. Особенно много комментариев вызвали ситуации, когда закон не отменяет наказание, но устанавливает иные меры для его отбывания. К примеру, до изменений некое преступление каралось сроком от двух до десяти лет. В новой редакции за то же преступление дается срок от трех до семи лет. Какую редакцию закона следует считать более мягкой?

Доктрина уголовного права приводит мнение, что более мягкий закон — это тот, в котором прописан более низкий минимальный срок отбывания наказания. Другие юристы считают, что мерить следует по максимальному сроку. Последнее мнение поддерживают все больше сторонников среди правоведов

Их аргументы сводятся к следующему: принимая во внимание все обстоятельства уголовного дела, суд может назначить наказание ниже оговоренного законом срока. Присудить же наказание более строгое, чем прописано в Уголовном кодексе, суд не может по определению

Таким образом на практике выполняется положение о том, что законы не имеют обратной силы, если они направлены на усиление меры наказания осужденного. Все варианты пересмотра наказаний для преступника должны базироваться на международных договорах и не иметь своей целью более сурово его наказывать, чем этого требует уголовное право.

Ситуация 3

Правительством одной из входящих в состав РФ республик было принято и опубликовано постановление о снижении цен на хлебобулочные и молочные изделия за счет дотаций. При проверке в одном из магазинов было установлено, что цены на эти продукты не снижены. Директор объяснил ситуацию тем, что после принятия постановления не прошло еще 10 дней, а значит, оно не вступило в силу, кроме того, в районном центре Н. цены также не были снижены (райцентр Н. в состав республики не входит).

Решение:

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Частью 8 ст. 23 ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» предусмотрено, что постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Таким образом, директор магазина не прав в своих рассуждениях о вступлении в силу постановлений Правительства Российской Федерации.

Также, упоминая райцентр Н., который не входит в состав республики, директор магазина не предусмотрел, что действие постановления распространяться на него не будет.

Для применения закона важно выяснить те пределы, в каких он действует. Всякий закон действует в пределах места, времени и распространяется на определенный круг лиц

В приведенной ситуации обозначены правила действия закона во времени и пространстве.

Так как под действием закона во времени подразумевается определенный момент его вступления в силу (т. е. когда его предписания становятся общеобязательными для соблюдения и применения) и момент, с которого этот закон теряет силу. Под действием же закона в пространстве понимаются территориальные пределы власти данного законодательного органа.

Комментарий к Ст. 54 Конституции Российской Федерации

1. Положения комментируемой статьи основаны на общепризнанных принципах справедливости и гуманизма, сформулированы в соответствии со ст. 11 Всеобщей декларации прав человека и ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах. Эти нормы служат важным средством обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, являясь неотъемлемым составным элементом правового статуса личности в Российской Федерации.

Возведение правовых норм о действии закона во времени в разряд конституционных (обладающих наивысшей силой) свидетельствует об их высокой значимости и ценности; они носят теперь всеобщий характер, распространяясь на все законы, устанавливающие юридическую ответственность граждан за правонарушения.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (499) 938-58-61 (Москва и МО)8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

Итак, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, подлежит применению лишь к тем правонарушениям, которые совершены после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия. Аналогичные указания содержатся в Уголовном кодексе РФ и Кодексе об административных правонарушениях РФ. Например, согласно ст. 10 УК РФ, закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Следовательно, лицо, совершившее деяние в то время, когда оно считалось правонарушением, не подлежит ответственности, а лицо, совершившее правонарушение, наказуемое по новому закону более строго, может быть привлечено к ответственности только по действовавшему в то время более мягкому закону.

Издание законов, устанавливающих или отягчающих ответственность, может быть вызвано необходимостью совершенствования мер охраны и защиты прав, свобод и законных интересов других граждан, усиления борьбы с правонарушениями и укрепления правопорядка. Разумеется, государство вправе принимать такие меры, но это не должно вести к ухудшению положения лица, совершившего деяние до издания более строгого закона. Гражданин может и должен знать и соблюдать требования действующего закона.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Данный конституционный принцип подчеркивает гуманность законодательства и стремление самого законодателя следовать принципу справедливости, а также полностью соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека (ч. 2 ст. 11) и Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 15).

Приведем несколько примеров из отраслевого законодательства, в котором нашла свое продолжение комментируемая конституционная норма.

В гражданском законодательстве: если после заключения договора принят закон, устанавливающий иные обязательные для сторон правила, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ст. 422 ГК РФ).

В налоговом законодательстве: акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В законодательстве об административных правонарушениях: закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ст. 1.7 КоАП РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector