Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках по 44-фз и 223-фз

Содержание:

Утром деньги

Правительство принимает меры и для сокращения сроков оплаты госзаказа. В сентябре этого года было подписано постановление, сокращающее до 15 дней максимальные сроки оплаты и по 228-ФЗ. Документ вступает в силу 1 января 2020 года и будет распространяться на все вновь заключаемые контракты.

Напомним, что в настоящий момент максимальный срок оплаты поставленных в рамках закупок товаров, работ и услуг субъектами малого и среднего предпринимательства не должен превышать 15 дней по 44-ФЗ и 30 дней — по 228-ФЗ.

Однако поставщики от МСП нередко сталкиваются с несвоевременной оплатой выполненных ими обязательств. Заказчики нарушают ее сроки либо предусматривают такие условия, когда поставщик вынужден месяцами ждать денежных средств.

Отсрочка оплаты в 60, 90 дней либо отказ принимать уже исполненные работы или поставленные товары — серьезная проблема для бизнеса, отмечает уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Свою роль в решении проблемы несвоевременной оплаты может сыграть и введение системы эскроу-счетов по аналогии с уже действующей в долевом строительстве, считает Борис Титов. С инициативой введения схемы расчета, когда заказчик заранее перечисляет полную сумму контракта на специальный эскроу-счет, а исполнитель (малое предприятие) получает доступ к этому счету после выполнения всех работ, выступает аппарат уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей.

По мнению Минэкономразвития, введение нового финансового инструмента в форме счетов эскроу не решит проблему ненадлежащего исполнения обязательств заказчика по оплате в рамках заключенных договоров.

При этом данная система существенно усложнит участие в закупочной процедуре как поставщика, так и заказчика, а также может привести к снижению уровня доступа поставщиков к закупкам.

Рассмотрение вопроса о внедрении счетов эскроу в сфере закупок, считают в ведомстве, возможно после анализа правоприменительной практики данного механизма в сфере долевого строительства.

Спецсчета

Применение спецсчета в закупках — новшество и для торгов по 223-ФЗ, и для государственных закупок. На следующей схеме показано, в каких случаях они применяются.

Закупки по 44-ФЗ Закупки по 223-ФЗ для МСП Закупки по 223-ФЗ (прочие)
Применяются, если установлено обеспечение заявки Не применяются

В обычных закупках по 223-ФЗ, которые проводятся не на площадках из закрытого перечня, применять спецсчета для обеспечения заявки не нужно. А вот в торгах для МСП обеспечение должно блокироваться на специальном счете в обязательном порядке, если оно установлено. Если у поставщика нет спецсчета, то принять участие в закупке с обеспечением он не сможет.

Если проводится закупка без обеспечения, то для участия в ней наличие спецсчета необязательно. Таким образом, если организация или ИП участвует только в недорогих закупках по 223-ФЗ, то и спецсчет ему не нужен.

В более дорогих закупках заказчик может установить обеспечение, но если процедура проводится для МСП, то его размер не должен превышать 2% от начальной цены договора.

Уполномоченные банки

Специальный счет открывается уполномоченным банком и представляет собой, по сути, обычный счет, к которому составлено дополнительное соглашение. В нем говорится, в частности, о том, что банк по запросу ЭТП в одностороннем порядке будет блокировать денежные средства в обеспечение заявки, а также списывать плату за участие в закупке.

Однако на декабрь 2018 года были заключены еще не все соглашения. Поэтому перед выбором кредитной организации следует посетить сайт нужной площадки и посмотреть, с какими банками она точно наладила взаимодействие.

Также стоит обратить внимание на тарифы банков — в отличие от платы за участие в закупках, они не оговариваются. То есть банки устанавливают плату за обслуживание спецсчетов на свое усмотрение

Обычно это 50-250 рублей за операцию. На остаток денежных средств на спецсчете банки начисляют символические проценты.

Блокировка обеспечения на спецсчете

Процесс блокировки обеспечения заявки такой:

  1. После окончания срока подачи заявок оператор направляет в банк информацию об участниках и денежные средства, которые должны быть заблокированным на их спецсчетах.
  2. Банк блокирует эти денежные средства и передает информацию об этом обратно на ЭТП.
  3. Если денежных средств недостаточно либо операции по спецсчету приостановлены (в случаях, определенных в законодательстве), блокировка обеспечения осуществлена не будет. Банк должен сообщить об этом оператору, а тот — вернуть заявку участнику. Это должно произойти в течение часа с момента окончания срока подачи заявок.

Можно ли обеспечить заявку банковской гарантией?

Закон 223-ФЗ допускает предоставление банковской гарантии в качестве обеспечения заявки, но на практике есть проблема.

Механизм информационного взаимодействия при обеспечении заявки БГ прописан только для торгов по закону 44-ФЗ. Вместе с заявкой участник направляет оператору информацию о номере записи о банковской гарантии из соответствующего реестра. Затем оператор взаимодействует с реестром и проверяет банковскую гарантию. Далее он передает уникальный номер БГ заказчику вместе со второй частью заявки.

Вероятно, такой же механизм должен будет применяться и в процедурах для МСП, осуществляемых по 223-ФЗ. Однако пока он еще не заработал, ведь в закупках по 44-ФЗ обеспечить заявку БГ можно будет лишь с июля 2019 года.

В итоге пока непонятно, как заказчикам принимать БГ у субъектов малого предпринимательства. С одной стороны, в законе закреплено право поставщиков самостоятельно выбирать способ обеспечения. И ограничивать его в этом праве нельзя. С другой стороны, непонятно, как это реализовать с учетом проведения торгов на ЭТП. Возможно, последуют разъяснения регулятора, но, вероятнее всего, до второй половины текущего года применять гарантию в торгах для МСП будет проблематично.

Каких закупок касается квотирование?

Непосредственно ПП №2013 не содержит ссылок на Постановление Правительства РФ от  16  сентября 2016 г. N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”, которое применяется только в конкурентных закупках и, следовательно, никак не ограничивает способы  определения поставщика. Таким образом, ПП №2013 применяется при любых способах закупки: и при конкурентных закупках, и при закупках у единственного поставщика. Вывод о том, что заказчики выполняют минимальную долю закупок отечественной продукции, в том числе путем осуществления конкурентных и неконкурентных закупок подтвердил Минфин РФ в письме от 15 января 2021 г. N 24-03-07/1390.

Как заключить договор в результате закупки среди СМП

Договор заключают только в электронной форме с помощью функционала ЭТП. Уполномоченные представители покупателя и победителя должны подписать его усиленной квалифицированной электронной подписью.

При возникновении споров по отдельным положениям договора участник может направить заказчику протокол разногласий через ЭТП. После рассмотрения такого протокола покупатель может либо выслать поставщику измененный проект договора, либо предоставить мотивированный отказ от внесения правок.

Договор заключают на основании:

  1. Извещения (приглашения).
  2. Документации.
  3. Заявки участника.
  4. Проекта договора.

Положение о закупке в рамках 223-ФЗ

Основным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика в рамках 223-ФЗ, является Положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2 223-ФЗ), где подробно прописан порядок и все этапы осуществления закупок, начиная от планирования и заканчивая заключением договора, и его исполнением. Положение подлежит публикации в ЕИС в течение 15-ти дней после утверждения.

Положение о закупке конкретного заказчика содержит в том числе:

  1. Термины и определения.
  2. Общие положения.
  3. Сферу применения.
  4. Принципы закупок.
  5. Способы закупок (конкурентные и неконкурентные).
  6. Порядок проведения закупок (конкурентные и неконкурентные).
  7. Особенности проведения закупок у субъектов МСП.
  8. Требования и условия к участникам закупки.
  9. Содержание извещения и документации о закупке.
  10. Условия применения и порядок проведения отдельных видов закупок.
  11. Порядок заключения, исполнения, расторжения договора.
  12. Особенности проведения закупок при предоставлении преференций.
  13. И другие существенные условия, необходимые для проведения закупок и реализации принципов и целей 223-ФЗ.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

Заявка на участие в электронном аукционе

Заявка на участие в ЭА состоит из 2-х частей (ч. 2 ст. 66 44-ФЗ). Первую часть принято называть «Форма 2», на ее оформление влияет предмет контракта, а также тот факт, включена ли в аукционную документацию проектная документация, указан ли товарный знак или иные персональные критерии.

К структуре первой части заявки установлены требования в соответствии с положениями ч. 3, 3.1, 4 ст. 66 44-ФЗ.

Содержание первой части заявки (ч. 3 ст. 66 44-ФЗ):

1) согласие участника на исполнение обязательств на утвержденных условиях и не подлежащих изменению после проведения электронного аукциона. Данное согласие дается на ЭТП путем выставления «галочки» в соответствующем окне, поэтому отдельно готовить документ с согласием не нужно;

2) при закупке товара, а также товара, в том числе поставляемого при выполнении работ (оказании услуг):

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные характеристики товара, и указание на товарный знак (при наличии). Данная информация вносится в заявку, если в аукционной документации отсутствует указание на ТЗн или ТЗн отличается от указанного заказчиком.

Важно самым внимательным образом оформлять первую часть заявки. Она является своеобразным инструментом, которым пользуются недобросовестные заказчики, чтобы продвинуть на исполнение контракта «своего» исполнителя

Отнеситесь серьезно к этому моменту, не допускайте ошибок и не давайте таким заказчикам оснований для отклонения вашей заявки.

В ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ говорится, что первая часть заявки должна содержать только согласие на выполнение контракта, если в закупочную документацию включена проектная документация в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.  Такое согласие дается с помощью функционала электронной площадки.

Содержание второй части заявки:

1) ФИО, адрес, контакты, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН) участника, учредителей, членов исполнительного органа;

2) соответствие участника требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника требованиям, указанным в п. 3 — 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Декларация подается на ЭТП, однако лучше подготовить отдельный файл с декларацией и включить его во вторую часть заявки;

3) копии документов о соответствии ТРУ требованиям законодательства РФ (если эти требования прописаны в аукционной документации).

Не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром;

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки (либо копия);

5) документы, подтверждающие право участника ЭА на получение преимуществ согласно ст. 28 и 29 44-ФЗ (если участник заявляет о получении таких преимуществ), или копии данных документов (Примечание: преимущества для учреждений и организаций уголовно-исполнительной сферы, а также организаций инвалидов);

6) документы, предусмотренные нормами закона, принятыми согласно ст. 14 44-ФЗ, в случае закупки ТРУ, на которые действуют данные нормативы, или копии таких документов.  (Примечание: если участник не подает эти документы, то заявка считается заявкой, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными поставщиками);

7) декларация о принадлежности участника к СМП или СОНКО, если заказчик установил ограничения согласно ч. 3 ст. 30 44-ФЗ (Примечание: декларация подается на ЭТП. Однако, лучше подготовить отдельный файл с ней и подать его вместе со второй частью заявки).

Когда оператор ЭТП может вернуть заявку:

1) заявка нарушает требования ч. 6 ст. 24.1 44-ФЗ (документы не подписаны электронной подписью);

2) один кандидат направил более одной заявки на участие, не отозвав предыдущие заявки;

3) заявка от участника поступила после истечения срока подачи заявок;

4) заявка нарушает нормы ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ (до конца регистрации участника в ЕИС остается менее 3-х месяцев);

5) участник, ответственные или уполномоченные лица числятся в РНП;

6) в реестре участников закупок отсутствуют электронные документы (или их копии), утвержденные Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 г. согласно ч. 3 ст. 31 44-ФЗ, либо несоответствие таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении ЭА в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 44-ФЗ.

Основные документы закупочного процесса по 223-ФЗ

  1. Положение о закупках: публикуется на неопределенный срок, не может противоречить законодательству, обязательно соблюдаются принципы 223-ФЗ и 135-ФЗ. Содержит базовые нормы, регулирующие закупки организации на всех этапах этого процесса — от планирования, до заключения договора и приемки товаров, работ, услуг. Именно в положении о закупках определяются возможные способы закупки, как конкурентные, так и неконкурентные, а также случаи их использования, что находит свое отражение в плане закупок, закупочных процедурах.
  2. План закупок: по общему правилу публикуется на календарный год, содержит базовые параметры каждой будущей закупки, при этом закупочная документация противоречить им не может.

План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается на срок от 5-ти до 7-ми лет. План закупки у СМП размещается на срок не менее чем 3 года.

  1. Извещение о закупке: действует на время проведения конкретной закупки, не может противоречить ее параметрам, заданных планом, и содержит резюмированное описание условий, которые раскрываются в документации о закупке (при наличии).
  2. Документация о закупке (в т.ч. конкурсная документация, аукционная документация и т.п.). Действует на время проведения конкретной закупки. Комплект документов формируется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую и достаточную информацию для участия в ней, а также об условиях договора, заключаемого по результатам закупки, в том числе:

    • требования к качеству, техническим характеристикам и функциональным характеристикам продукции, требования к условиям поставки и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика
    • требования к содержанию, форме, оформлению, составу, сроку действия заявки на участие в конкурентной закупке, инструкцию по ее подготовке
    • требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик
    • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
    • сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора
    • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги
    • формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о конкурентной закупке
    • описание предмета конкурентной закупки в соответствии с ч.6.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ и настоящим Положением
    • предмет закупки с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, когда невозможно определить количество товара, конкретный объем работ, услуг
    • и другие существенные условия, определенные Положением о закупке заказчика
  3. Закупочные протоколы (в т.ч. протокол подведения итогов закупки): фиксируют основные этапы и результат закупки. Не могут противоречить условиям закупочной документации. Итоговый протокол фиксирует также предложение победителя закупки, который становятся частью заключаемого договора.
  4. Договор по итогам проведения закупки: фиксирует соглашение сторон об объеме их взаимных обязанностей в рамках поставки товаров, работ или услуг. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее, чем через 10 дней и не позднее, чем через 20 дней с даты публикации итогового протокола. Договор не может противоречить условиям закупочной документации и предложению победителя закупки (если эти условия уточняются по итогам преддоговорных переговоров, то результаты таких переговоров также публикуются).
  5. Иные документы в ходе исполнения договора, в том числе дополнительные соглашения об изменениях условий, расторжении договора, др.

Заходим в отчеты заказчика

В личном кабинете заказчика предусмотрен функционал по формированию отчетности. В меню командных действий личного кабинета пользователь может увидеть соответствующую группу — «Отчеты». В блоке можно составлять как отчетность заказчиков, так и отчетность организаций (функция доступна только тем организациям, для которых установлено право по составлению отчетности в ЕИС).

Для того чтобы начать работу с отчетностью, необходимо выбрать «Отчеты организации», после чего откроется страница для выбора необходимого регистра.

Готовое решение: как составить и разместить отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО

Все заказчики обязаны отчитаться об объеме закупок у СМП и СОНКО. Они должны это делать до 1 апреля следующего года.

Оформить отчет лучше сразу в электронном виде через личный кабинет в ЕИС. Это сэкономит время, поскольку часть информации будет внесена автоматически.

В отчет нужно внести достоверные сведения. Так, если вы неправильно определите объем оплат по контрактам или неверно внесете их реестровые номера, то вас оштрафуют.

Датой составления отчета будет дата его размещения в ЕИС. Поэтому, даже если вы составите отчет, но разместите его с опозданием, вас могут оштрафовать на 15 тыс. руб. Если же вы вовсе не разместите отчет, штраф составит 50 тыс. руб.

Формируем отчет

Подробнее расскажем, как по шагам сформировать отчетности об объеме закупок у СМП и СОНКО в личном кабинете заказчика в ЕИС. Пользователь выбирает действие «Формирование информации об отчете заказчика», затем определяет тип отчетности в соответствующем поле и выбирает выписки об объемах закупок у СМП и СОНКО. Теперь необходимо сформировать сведения о заказах у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, заполнив вкладки с общей информацией, данными о заключенных контрактах и объемах закупок.

Во вкладке «Общая информация» заполняются все необходимые сведения, а также выбирается отчетный год и прикрепляется сам документ.

После внесения всех данных пользователь нажимает «Далее» и переходит на вкладку «Информация о заключенных контрактах».

Здесь нужно выбрать надлежащие контракты из реестра в каждом разделе. Для этого нажимаем значок поиска и в поисковой форме вводим реквизиты искомого документа. При этом в каждом разделе в поисковой форме устанавливаются статусы поставщика, которые недоступны для редактирования.

После того как пользователь нашел и выбрал надлежащие соглашения, они отобразятся в разделе в виде специальных гиперссылок. Каждый контракт обозначается своим реестровым номером. Для того чтобы просмотреть сведения о контракте в его карточке, нужно перейти по соответствующей гиперссылке. При необходимости контракты можно удалить из раздела, нажав на значок удаления.

Пользователь также может автоматически заполнить сведения раздела из реестра контрактов. Для этого нужно выбрать команду «Заполнить на основании данных из реестра контрактов» и подтвердить свои действия во всплывающем уведомлении.

При автоматическом заполнении в разделе указываются сведения о реестровых записях, номерах, датах заключения, ценах соглашений и о наименовании поставщиков. При этом в случае автозаполнения информация всегда будет актуальной, так как доступна функция обновления в соответствии с текущими данными из перечня. При изменении отчетного периода в документ подтянется обновленная информация.

После формирования сведений во второй вкладке пользователь нажимает «Далее» и переходит на вкладку «Информация об объеме закупок».

В данном разделе также доступна функция автозаполнения. Необходимо выбрать команду «Заполнить на основании выбранных номеров реестровых записей из реестра контрактов и сведений о размещенных закупках» и подтвердить действие в открывшемся уведомлении.

Все сведения будут автоматически заполняться и обновляться в соответствии с актуальными реестровыми данными.

После заполнения всех разделов необходимо сохранить проект отчета о закупках у СМП и СОНКО и проверить его на нарушения.

Публикуем отчет об объемах закупок у СМП и СОНКО

Для того чтобы опубликовать документ, необходимо выбрать действие «Разместить».

Далее откроется сообщение системы о подтверждении размещения. При согласовании пользователем будет доступна печатная форма отчетности. Необходимо подтвердить согласие заказчика на подписание сведений и прикрепленных регистров, после чего нажать «Подписать и разместить».

После того как документация о закупках у СМП и СОНКО будет опубликована, ее можно будет просмотреть в перечне отчетов организации-заказчика.

Как устранить ошибки при публикации, узнайте в статье «Как устранить ошибки при публикации в ЕИС отчета по СМП».

Госзакупки у СМП и СОНКО по 44-ФЗ, преференции

Законом о контрактной системе (ФЗ-44, ст. 27) предусматриваются ряд льгот отдельным категориям участников закупок, в частности, социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) и субъектам малого предпринимательства (СМП).

К субъектам малого предпринимательства согласно ФЗ-209 от 24.07.2007 относят юридических лиц, отвечающих нескольким условиям:

  • число сотрудников до 100 человек;
  • до 800 млн. руб. доход за истекший год;
  • в уставном капитале не допускается участие государственных, муниципальных органов, общественных организаций, фондов, свыше ¼ части (25%);
  • не более 49% долей принадлежит другим компаниям (юрлицам), в том числе иностранным.

С 2021 года общероссийский реестр малых и средних предприятий (МСП) ведется налоговыми органами РФ.

Некоммерческие организации (СОНКО) создаются согласно ФЗ-7 от 1996г. в целях соцподдержки граждан, благотворительной, культурной, просветительской и иной деятельности, не предусматривающей получение прибыли. Цели деятельности подтверждаются учредительными и уставными документами.

Преимущества для малого бизнеса

Часть 1 статьи 30 ФЗ-44 определяет, что не менее 15% от совокупной величины финансирования (СГОЗ), утвержденного на текущий финансовый год, и предназначенного для оплаты контрактов заказчика (объема закупок) следует размещать у СМП и СОНКО

В указанный объем не входят лишь закупки, специально перечисленные ч.1.1 ст. 30 ФЗ-44 (для безопасности/обороны страны, услуги по кредитованию, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), заключаемые по ч. 1 ст. 93 ФЗ-44, в атомной энергетике, и проводимые закрытыми способами).

От оставшегося объема финансирования минимум 15% конкурсных процедур необходимо провести специально для малого предпринимательства и некоммерческих организаций. При закупках у СМП/СОНКО следует иметь в виду несколько нюансов:

  • верхний предел объема таких закупок не ограничен;
  • по решению заказчика он для выполнения объема вправе проводить и закрытые процедуры, и другие, предусмотренные ч.1.1 ст.30 закупки (за исключением закупок у единственного поставщика).

За недостижение установленного уровня закупок в 15% установлена административная ответственность по ч.11 статьи 7.30 КоАП РФ — штраф на должностное лицо заказчика в размере 50 тыс. руб.

Как осуществляются закупки у малого бизнеса

Государственный или муниципальный заказчик часть своих нужд обязан обеспечить за счет контрактов с малыми предприятиями или некоммерческими организациями, делая это следующими способами:

  • Проведением закупок (конкурсов, аукционов, котировок) специально для указанных лиц. При этом начальная цена контракта не должна превышать 20 млн. руб., размер обеспечения заявки участника — не более 2% от начальной цены закупки. Документация должна содержать условие о допуске к участию только СМП и СОНКО. После выполнения обязательств поставщиком/исполнителем/подрядчиком оплата ему должна быть перечислена не позже 15 дней.
  • Указав в закупочной документации обязанность победителя привлечь к исполнению контракта соисполнителей из числа малого бизнеса (конкретный процент от цены контракта, но не менее 5%).

Если закупка проводится среди СМП/СОНКО, участник закупки в составе заявки декларирует свою принадлежность к этим субъектам. Форма такой декларации не утверждена, и составляется произвольно. Если организация уже включена в единый реестр малых и средних субъектов, можно представить выписку из него. СОНКО заполняют декларацию с указанием вида деятельности, поскольку преимущества законом предусмотрены не для всех.

Важно помнить, что за предоставление недостоверной информации, контракт с победителем может быть расторгнут по решению заказчика. Преимущества малому бизнесу и некоммерческим организациям, установленные в сфере госзакупок, дополняют собой налоговые и иные льготы и выступают мерой поддержки государством этого сегмента экономики Российской Федерации

Преимущества малому бизнесу и некоммерческим организациям, установленные в сфере госзакупок, дополняют собой налоговые и иные льготы и выступают мерой поддержки государством этого сегмента экономики Российской Федерации.

4.8333333333333 Рейтинг 4.83 (3 Голосов)

Порядок проведения закупок в соответствии с перечнем для СМП

Для того чтобы иметь возможность проводить заказы по 223-ФЗ, в том числе и у МСП, заказчик должен разместить в ЕИС свое положение о закупках (подп. «б» ч. 4 Положения). В свою очередь, чтобы осуществить закупку у СМ и СП, ему необходимо опубликовать реестр закупаемых у субъектов малого предпринимательства товаров (п. 8 Положения).

Все заказы у СМ и СП осуществляются только в соответствии с опубликованными положениями о закупках (подп. «б» ч. 4 Положения).

В том случае, если реестр был размещен, то при закупке ТРУ из данного реестра рассматриваются заявки только тех участников, которые относятся к СМ и СП. Заявки, поданные иными юридическими лицами, к рассмотрению не принимаются.

Если же организация-заказчик устанавливает требование об участии в тендере только СМП и предоставляет таким участникам определенные преференции, она имеет возможность на такое ограничение количества участников заказа, только если приобретает ТРУ из реестра для субъектов малого предпринимательства.

Заказчик не вправе ограничивать количество потенциальных участников торгов в иных случаях. Это подтверждается как 223-ФЗ, так и ПП РФ № 1352.

Допускается ряд исключений из реестра ТРУ для СМП. Если в списке присутствуют ТРУ, объединяющие несколько позиций ОКДП2, при этом госзаказчик не все из них планирует закупить у субъектов МСП, то в реестровом документе можно оформить сноску, в которой будут указаны те позиции, которые организация исключает из своего списка ТРУ.

Существует также ряд случаев, при которых при приобретении ТРУ из перечня можно заключить контракт не с СМП по окончании срока приема заявок (п. 21 Положения):

  1. Если по итогам процедуры СМ и СП не подали ни одной заявки на участие в тендере.
  2. Если все заявки, поданные субъектами МСП, отозваны либо признаны несоответствующими требованиям закупочной документации.
  3. Если субъекты МСП подали лишь одну заявку, и она признана несоответствующей требованиям ЗД.
  4. Если заказчик, опираясь на положение о закупках, принял решение о том, что контракт не будет заключен.

Заказчик

Если говорить простыми словами, осуществлять закупки по 223-ФЗ обязаны следующие субъекты:

  • госкорпорации (Роскосмос, Росатом и другие);
  • госкомпании (Роснефть, Сбербанк и другие);
  • субъекты естественных монополий (РЖД, Газпром, Почта России);
  • организации, осуществляющие деятельность в сфере коммуникационного снабжения, а также обслуживания коммунальных отходов;
  • ГУПы и МУПы;
  • автономные учреждения и хозяйственные общества с долей государственного участия более 50%, в том числе с долей участия дочерних предприятий госкорпораций более 50%;
  • бюджетные учреждения в случае получения ими грантов, собственных доходов или выполнения госконтрактов.

Заключение контракта

Итак, итоговый протокол опубликован в ЕИС. Через 10 дней (не ранее) контракт может быть заключен (ч. 9 ст. 83.2).

В течение 5 дней после публикации итогового протокола в ЕИС заказчик направляет в ЕИС и на ЭТП неподписанный проект договора.

После этого в течение 5 дней исполнитель подписывает проект контракта электронной подписью и размещает его в ЕИС вместе с подтверждением оплаты ОИК.

Однако при возникновении разногласий по проекту договора, победитель размещает в ЕИС подписанный электронной подписью протокол разногласий. В протоколе разногласий он отражает свои замечания по положениям контракта, ссылаясь на соответствующие пункты.

У заказчика есть 3 рабочих дня, чтобы учесть замечания и доработать проект контракта, либо повторно опубликовать его в ЕИС. При этом заказчик готовит отдельный документ с указанием причин отказа.

После размещения в ЕИС доработанного проекта контракта или исходного проекта с отдельным документом о причинах отказа, победитель в течение 3 рабочих дней размещает в ЕИС подписанный проект контракта и подтверждение перечисления ОИК.

В течение 3 рабочих дней заказчик подписывает электронной подписью контракт и размещает его в ЕИС. После этого контракт будет заключен.

Когда победитель ЭА считается уклонившимся от заключения контракта:

  1. В назначенные сроки победитель не подписал проект контракта (ст. 83.2 44-ФЗ);
  2. Победитель не направил заказчику протокол разногласий в течение 5 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта;
  3. Победитель не выполнил антидемпинговые требования согласно ст. 37 44-ФЗ (в случае снижения цены контракта на 25% и более от НМЦК).

Антидемпинговые требования

Если участник победил в электронном аукционе, предложив цену сниженную на 25% и более от НМЦК, то он должен предоставить:

  • ОИК в соответствии с ч. 1 ст. 37 44-ФЗ (если НМЦК более 15 млн. руб.); ОИК в соответствии с ч. 1 ст. 37 44ФЗ или информацию, указанную в ч. 2 ст. 37 44-ФЗ, с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в закупочной документации (если НМЦК не превышает 15 млн. руб.);
  • обоснование цены контракта согласно ч. 9 ст. 37 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения.

Таким образом, участие в электронном аукционе имеет свои особенности. В сложностях и нюансах следует тщательно разобраться, еще раз внимательно полистать 44-ФЗ. Надеемся, что статья была полезной не только для новичков, но и для опытных поставщиков, а наши советы помогут избежать ошибок и уменьшат риски вашего участия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector