Статья 19. сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
Содержание:
Пример самоуправства
- Возврат долгов. Гражданин А одолжил определенную сумму гражданину Б. При этом в оговоренные сроки займ не был возвращен займодателю. В свою очередь, гражданин А решает самостоятельно вернуть себе свои средства путем самовольного захвата какого-либо имущественного объекта должника. Соответственно, он нарушает закон, совершая неправомерные действия по отношению к гражданину Б. Кроме того, к самоуправству можно отнести весьма распространенные случаи шантажа, «выбивания» долга и т. д.
- Самострой. Несмотря на то, что самострой рассматривается во многих юридических актах и документах, в некоторых случаях дела, связанные с таким нарушением, проходят, как самоуправство. Например, на незаконной территории была возведена постройка. При этом владелец участка, на котором размещался строительный объект, решает самостоятельно разобраться с этим вопросом. Он нанимает специальную технику и сносит здание. При этом оба лица нарушили закон: лицо, построившее объект, проходит по статье о самострое, а лицо, которое прибегло к его разрушению – по статье по самоуправству.
Определение термина
Определения статьи 19.1 Административного кодекса поясняют, причем однозначно, что
самоуправство – самовольные действия какого-либо гражданина или организации на основании своих предполагаемых или фактических прав.
Не больше и не меньше. Кроме того, в статье подчеркивается, что подобные действия могут квалифицироваться, как самоуправство по КоАП, только в случае отсутствия факта нанесения значительного вреда другим гражданам или организациям.
Таким образом, самоуправством в чистом виде является совершенное деяние, повлекшее за собой нарушение каких-либо нормативов или определенного законом порядка действий
Причем, совершенно неважно, умышленно ли было совершено правонарушение, или по незнанию. Главное, чтобы подобное деяние было официально установлено
Примерами «из жизни» могут служить такие случаи, как, например, самовольное размежевание дачного участка или земельного надела, перепланировка жилища в многоквартирном доме или возведение построек на муниципальной территории.
Начало гарантии
Срок гарантии начинает течь со дня изготовления в единственном случае: если невозможно установить дату продажи. Во всех остальных случаях срок гарантии начинается с момента фактического перехода товара покупателю либо позже. Если купленная вещь ещё не функциональна, потому что ввиду сложности продавец должен установить и настроить её для использования, срок гарантии пойдёт с того дня, когда установку и настройку произведут. Если товар отправлялся покупателю по почте или курьером, то срок гарантии течёт со дня, когда товар реально перешёл в руки покупателя. И, наконец, если товар сезонный (например, обувь) гарантийный срок начинает течь со дня наступления сезона для использования данного товара.
Таким образом, момент начала гарантийного срока может откладываться на разное время.
- До момента вручения вещи покупателю.
- До установки и настройки, для которой требуется квалификация продавца/производителя.
- До наступления сезона использования вещи.
Другой комментарий к статье 19 ГК РФ
1. Право на имя относится к личным неотчуждаемым правам граждан. Имя, отчество и фамилия индивидуализируют личность. Согласно Конвенции о правах ребенка «ребенок приобретает право на имя с момента рождения».
2. В ст. 58 Семейного кодекса установлено, что имя ребенку дается по соглашению родителей. Родители вправе дать ребенку любое имя, которое они пожелают. Отчество ребенку присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Субъекты Российской Федерации могут установить, что присвоение отчества на их территории не обязательно и осуществляется по желанию родителей ребенка, если это соответствует их национальной традиции. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей, а когда они носят разные фамилии — по соглашению между ними, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. Разногласия между родителями по поводу имени или фамилии ребенка разрешаются органами опеки и попечительства.
Если отцовство ребенка не установлено в предусмотренном законом порядке, то имя ребенку дается по указанию матери, отчество — по имени лица, записанного в свидетельстве о рождении ребенка в качестве его отца, а фамилия — по фамилии матери.
Имя, отчество и фамилия регистрируются в органах загса в соответствии с правилами, установленными Законом об актах гражданского состояния.
3. Все гражданские права человек приобретает под собственным именем. Авторы творческих произведений науки, литературы, искусства и смежных прав могут использовать для индивидуализации вымышленное имя (псевдоним), которое не должно повторять имя другого лица. Автор вправе использовать или разрешать использовать свое произведение анонимно (ст. 15 Закона об авторском праве).
4. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи гражданин вправе взять другое имя в порядке, установленном законом. Семейный кодекс предусматривает возможность изменить фамилию при вступлении в брак (п. 1 ст. 32), расторжении брака (п. 3 ст. 32), признании его недействительным (п. 5 ст. 30), усыновлении (ст. 134), установлении отцовства (ст. 51). До достижения ребенком возраста 14 лет органы опеки и попечительства по совместной просьбе родителей вправе, исходя из интересов ребенка, изменить его имя, а также фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 Семейного кодекса). Такая просьба может быть вызвана неудачным сочетанием имени и отчества, трудностями произношения или другими причинами. После достижения ребенком 10 лет на это необходимо его согласие.
При раздельном проживании родителей тот из них, с которым ребенок проживает постоянно, вправе просить о присвоении ребенку своей фамилии (добрачной, по второму браку). Вопрос решается органами опеки и попечительства исходя из интересов ребенка и с его согласия, если он достиг 10-летнего возраста.
В других случаях имя может быть изменено на основании ст. 58 — 63 Закона об актах гражданского состояния.
На новое имя гражданину выдается свидетельство; соответствующие изменения вносятся в актовую запись о рождении и другие документы; подлежит замене паспорт. Все права и обязанности, приобретенные гражданином под прежним именем, сохраняют силу. Закон требует уведомить о новом имени органы внутренних дел по месту жительства заявителя и возлагает на граждан обязанность уведомить об этом своих кредиторов и должников. В противном случае риск негативных последствий, в частности, при несвоевременном исполнении обязательства несет гражданин, переменивший имя.
5. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции гражданин вправе защищать свое «доброе имя», что чаще всего связано с защитой чести, достоинства и деловой репутации (см. ст. 150, 152 и коммент. к ним). Подлежит возмещению вред, причиненный гражданину неправомерным использованием его имени, в частности для незаконного приобретения прав (см. ст. 151 и коммент. к ней).
Комментарий к статье 19.2. КоАП РФ:
1. Комментируемая статья предусматривает ответственность как граждан, так и должностных лиц, устанавливает административные наказания за нарушение мер по сохранности имущества, принимаемые уполномоченными должностными лицами.
Возможность применения уполномоченными должностными лицами в качестве таких мер опечатывания (опломбирования) помещений, предметов предусматривается в ряде законодательных и иных нормативных правовых актов РФ. В частности, ст. 74 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ устанавливает обязанность грузоотправителя опломбировать загруженные трюмы судов, контейнеры с грузами. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза, прибывшего в порт назначения в исправных грузовых помещениях с исправными пломбами отправителя.
Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп.) устанавливается, что пустые переносные и стационарные ящики для голосования опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются). Федеральный закон от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (с изм. и доп.) предусматривает право должностных лиц органов государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением опечатывать помещения постоянного или временного хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции из них, рабочих мест, транспортных средств в случаях выявления нарушений установленного порядка получения, расходования, учета и хранения этих ценностей, сбора их лома и отходов.
2. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с установлением порядка деятельности уполномоченных должностных лиц по сохранности материальных ценностей и их права опечатывать (опломбировывать) места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей.
3. Объективную сторону комментируемого правонарушения составляет действие, повлекшее умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом с целью сохранности имущества, недопущения его дальнейшего использования, в том числе и в связи с арестом имущества и во избежание иных отрицательных последствий. Как правило, при опечатывании (опломбировании) применяются номерные печати и пломбиры, позволяющие идентифицировать соответствующее должностное лицо.
Действие данной статьи не распространяется на специальные составы административных правонарушений, предусматривающие административные наказания за нарушения пломб при транспортных перевозках (ч. 2 ст. 11.15) и при уничтожении, повреждении, утрате либо изменении средств идентификации, примененных таможенным органом (ст. 16.11).
Следует учитывать, что уничтожение, повреждение печатей, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, квалифицируются как преступление (ч. 1 ст. 325 УК РФ).
4. Субъект данного административного правонарушения — физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, либо должностное лицо.
С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется прямым умыслом (ч. 1 ст. 2.2)
Оно не может быть совершено по неосторожности
5. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
ФАС
Можно написать в Федеральную Антимонопольную Службу. Но нужно понимать, что этот орган власти не решает всех подряд вопросов потребителей
В контексте этой статьи следует обратить внимание на одну сферу их деятельности — надзор за тарифами. Речь идет о соответствии размеров взимаемых платежей уровню, установленному законодательными актами, в сфере коммунальных услуг, услуг связи, медикаментов, транспорта железнодорожного и авиа и т.д
Поэтому в случае обращения не по компетенции, нужно быть готовым к тому, что вам либо вернуть ответ с предложением обратиться надлежащий орган, либо перешлют его по назначению. Срок для переадресации установлен в 7 дней, об этом факте заявитель уведомляется письменно.
Прокуратура
Можно обратиться за помощью к прокурору. Этот орган власти является также надзорным, его сотрудники обладают полномочиями возбуждать административные дела. Но в силу того, что круг нарушений, по которым возможно привлечение к ответственности непосредственно прокурором, ограничен, чаще происходит переадресация в иные структуры.
Так, например, надзорным органом сфере страхования является ЦБ, в соответствии со ст. 30 Закона No 4015-1 от 27.11.1992.
Суд
Последней инстанцией, призванной защитить потребителя, если не помогли остальные, считается суд. Иск будет рассматривать суд общей юрисдикции. При сумме требований менее 50 тысяч — мировой, более — районный. Выбрать район можно любой, на усмотрение заявителя. Он может быть установлен по территории проживания истца, регистрации ответчика или по месту заключения договора. От оплаты госпошлины пострадавшие потребители освобождаются.
Требования, предъявляемые к исковому заявлению даны в ст. 131 ГПК. В документе следует указать:
наименование органа судебной власти, куда направляется обращение;
данные и координаты всех участвующих в деле сторон. Если происходило обращение в надзорный орган, то его следует указать в качестве третьего лица;
в шапке следует прописать сумму требований, так сотрудникам суда будет проще определиться верно ли выбрана подсудность;
в тексте иска подробно описываются обстоятельства дела, шаги, которые были предприняты для урегулирования конфликта до обращения к судье;
расписывается по пунктам что и в каких размерах истец желает получить с ответчика;
просьба к суду. Следует прописать под номерами все свои пожелания, начиная с главного требования: расторгнуть договор, признать пункт недействительным, затем каждому желанию отдельный абзац;
подпись и дата
Отсутствие этих данных приведут к приостановлению рассмотрения дела, поэтому следует обратить на него внимание.
Что можно требовать? Как было уже сказано, логичнее сначала расторгнуть договор или признать пункт недействительным, так как именно этот факт приведет к определенным последствиям. Затем требуются средства, которые были перечислены в адрес исполнителя.
По правилам ст. 16 ЗПП, если продавец заставил приобрести покупателя товар или услугу, то он должен возместить ему убытки. В понятие убыток, в соответствии со ст. 15 ГК входят средства, что пришлось потратить покупателю на восстановление своего права или придется потратить, цена утраченных вещей, размер доходов, которые мог бы получить пострадавший в обычной ситуации.
Кроме того, нарушителю потребуется выплатить компенсацию морального вреда. А также заплатить штраф за добавление к основному договору неправомерных услуг, за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя.
Иск подлежит рассмотрению в течение 2 месяцев с момента обращения. Если и эта инстанция не удовлетворила потребителя, то решение можно обжаловать в суде апелляционной инстанции.
Заключение
Законом предоставлено право потребителю заключать только те сделки, в которых он действительно заинтересован. Исключения составляют лишь случаи, когда приобретений услуги является обязательной. Если это право нарушено, то для соблюдения досудебного этапа урегулирования конфликта потребуется попробовать договориться с нарушителем. Можно обратиться за защитой в надзорные органы власти, а если это не помогло, следует идти в суд.
Баланс интересов предпринимателя и потребителя
Замена минимального срока гарантии на максимальный срок подачи претензий обеспечила баланс прав и интересов между предпринимателями и потребителями. Основой обеспечения потребительских запросов в рыночной экономике является конкуренция. Предприниматель, обманывающий ожидания клиентов, теряет репутацию и выбывает с рынка как неконкурентоспособный. Установление минимального срока гарантии, с одной стороны, лучше обеспечило бы права потребителя, с другой стороны, отмена этой нормы не отменила закона конкуренции. Многие производители и продавцы с высокой репутацией устанавливают гарантийные сроки, т.к. доверие потребителя приносит им больший доход, нежели мелкое жульничество с продажей брака. Согласно требованиям закона они указывают сроки на упаковке или на самих товарах.
Оставленный законодателем срок предъявления претензий на товар до двух лет в общем случае и до десяти лет при отсутствии срока службы и выявлении существенных недостатков даёт потребителю дополнительную защиту от недобросовестного предпринимателя, который готов в ущерб своей деловой репутации уклоняться от требований потребителя о ремонте, чтобы сэкономить на гарантийных расходах.
Законодательство о защите прав потребителей в целом является отраслью гражданского права правовой системы Российской Федерации. Оно устанавливает особый статус потребителя как слабозащищённого участника гражданско-правовых отношений, который не может на равных спорить с профессиональным участником рынка – продавцом или производителем. Однако те вопросы, которые не урегулированы потребительским законодательством, в общем случае решаются согласно Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ). В частности, это относится к обязанности покупателя доказывать, что недостатки в товаре уже имели место до покупки. Это обязанность параллельно рассмотренному закону продублирована и в ГК РФ (статья 476). Однако, в ст.475 ГК РФ на продавца возлагается обязанность указать покупателю недостатки товара. Это вполне логично, т. к. покупатель видит вещь в первый раз, а продавец хорошо её знает.
Поскольку закон «О защите прав потребителей» носит дополняющий характер по отношению к Гражданскому кодексу, привилегии потребителя не отменяют общих прав, установленных в ГК, и обязанность указать на недостатки товара сохраняется и в отношениях продавца с потребителем-гражданином. На практике же всё не так однозначно. В целях защиты продавца и производителя от необоснованных претензий суд может потребовать от покупателя доказательств ответственности предпринимателя. Собственно, и закон вводит для покупателя обязанность доказывания вины продавца, если претензия подаётся по истечении гарантийного срока, либо срока службы.
Для установления причин возникновения недостатка может понадобиться экспертиза. Зачастую производители проводят свою внутреннюю экспертизу в сервисных центрах. Таким образом, оценка причины в споре сторон зависит от одной стороны. Если у покупателя нет доверия к результатам полученной экспертизы, он может заказать независимую.
Гарантийные сроки не снимают с потребителя обязанности эксплуатировать купленную вещь согласно её предназначению.
В законе существует понятие нормального износа, который неизбежно происходит с любой вещью в процессе эксплуатации. Этот износ не является недостатком. Также не является недостатком поломка вещи, которую потребитель пытался эксплуатировать в условиях более сложных, нежели обозначил производитель. Образно говоря, если на деревообрабатывающем станке пытаться обработать металл, то поломка станка не будет являться гарантийным случаем, так как сам потребитель нарушил условия эксплуатации.
Итак, продавец обязан:
- предупредить покупателя о недостатках;
- устранить недостатки, о которых он не предупреждал.
В то же время, покупатель обязан:
- не использовать вещь вопреки инструкции;
- при предъявлении претензии уложиться в срок гарантии;
- при превышении срока гарантии, но в пределах срока предъявления претензий, доказать изначальный дефект.
Комментарий к статье 19.4 КоАП РФ
1. Объектом данного административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного контроля (надзора). Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» определяет государственный надзор как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Однако понятие государственного надзора нецелесообразно ограничивать данным определением, так как положения вышеуказанного Закона не применяются к отношениям, связанным с проведением: налогового контроля; валютного контроля; бюджетного контроля и т.д. Поэтому данное понятие государственного надзора не является исчерпывающим и может изменяться применительно к различным видам надзора.
Объектом данного правонарушения выступают только те общественные отношения, которые требуют взаимодействия органов надзора (контроля) и поднадзорных субъектов.
2. Объективную сторону части 1 статьи 19.4 составляет неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.
Неповиновение выражается в открытом отказе поднадзорного субъекта исполнить распоряжения или требования должностного лица, осуществляющего государственный надзор. Воспрепятствование состоит в создании препятствий для осуществления должностными лицами своих обязанностей.
Законность распоряжений или требований заключается в том, что как государственный орган, так и должностное лицо, действующее от его имени, должно обладать компетенцией на проведение надзорных мероприятий. И эта компетенция должна быть четко закреплена в нормативных актах.
3. Объективная сторона части 2 статьи 19.4 состоит в невыполнении законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна.
Федеральный закон от 14 декабря 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» определяет континентальный шельф как морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Федеральный закон от 11 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» определяет исключительную экономическую зону как морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным указанным Федеральным законом, международными договорами и нормами международного права.
Полномочия по охране континентального шельфа и исключительной экономической зоны должны быть закреплены в нормативных актах, содержащих компетенцию органов государственной власти.
4. Объективная сторона части 3 статьи 19.4 выражается в воспрепятствовании доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю.
5. Объективная сторона части 4 статьи 19.4 состоит в невыполнении требований должностного лица органа, уполномоченного в области экспортного контроля, а равно в воспрепятствовании осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей
6. Субъектами правонарушений по части 1 выступают граждане и должностные лица, по части 2 — должностные лица, по части 3 — должностные и юридические лица, по части 4 — должностные и юридические лица.
7. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные статьей 19.4, совершаются умышленно.
8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 19.4, рассматриваются судьями, дела, предусмотренные частью 2, рассматриваются пограничными органами. В данный момент функции пограничных органов осуществляются ФСБ России.
9. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, на которые возложен государственный надзор (контроль).
Другой комментарий к статье 19.12 КоАП РФ
1. Объектом посягательства рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления в исправительных учреждениях и местах содержания под стражей, а также здоровье осужденных, подозреваемых, обвиняемых.
УИК РФ и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты содержат перечень предметов, веществ или продуктов питания, хранение и использование которых осужденным, подозреваемым и обвиняемым запрещено.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в передаче или попытке передачи любым способом предметов, веществ или продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми.
К запрещенным к передаче лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания, предметам относятся: предметы, изделия и вещества, изъятые из гражданского оборота, все виды оружия, боеприпасы, транспортные средства, взрывчатые, отравляющие, пожароопасные и радиоактивные вещества, зажигалки, деньги, ценные вещи, ценные бумаги, валюта зарубежных стран, оптические приборы, наручные и карманные часы (в тюрьмах), продукты питания, требующие тепловую обработку (кроме чая и кофе, сухого молока, пищевых концентратов быстрого приготовления, не требующих кипячения или варки), продукты домашнего консервирования, дрожжи, все виды алкогольных напитков, пиво, духи, одеколон и иные изделия на спиртовой основе, наркотические средства, психотропные токсические и сильнодействующие вещества, их аналоги и без медицинских показаний лекарственные вещества, предметы медицинского назначения, электронно-вычислительные машины, пишущие машинки, множительные аппараты и др. оргтехника, ножи, опасные бритвы, лезвия для безопасных бритв, колюще-режущие предметы, конструктивно схожие с холодным оружием, топоры, молотки и другой инструмент, игральные карты, фотоаппараты, фотоматериалы, химикаты, кинокамеры, видео-, аудиотехника (кроме телевизионных приемников, радиоприемников), средства связи и комплектующие к ним, обеспечивающие работу, любые документы, кроме документов установленного образца, удостоверяющих личность осужденного, копий приговоров и определений судов, ответов по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанций на сданные для хранения деньги, вещи, ценности, топографические карты, компасы, литература по топографии, единоборствам, служебному собаководству, устройству оружия, военная и другая форменная одежда, принадлежности к ней, одежда, головные уборы и обувь, кроме тапочек, спортивных костюмов и спортивной обуви неустановленных образцов, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, чернила, тушь, шариковые и гелиевые стержни, за исключением синего и черного цветов, краски, копировальная бумага, порнографические материалы, предметы, электробытовые приборы (за исключением электробритв, бытовых электрокипятильников заводского исполнения), вещи и предметы, продукты питания, полученные либо приобретенные в порядке, не установленном Уголовно-исполнительным Кодексом РФ и правилами внутреннего распорядка.
Полный Перечень запрещенных предметов приведен в приложении к Приказу Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 N 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».
2. Субъектами подобного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.
С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное данной статьей, может быть совершено только умышленно. Во многих случаях такого рода правонарушения совершаются с корыстной целью.
Изъятые запрещенные предметы, изделия или вещества, предназначенные для незаконной передачи, подлежат конфискации.