Порядок участия в малых электронных закупках
Содержание:
- Новая классификация закупок по 223-ФЗ: что указываем в Положении о закупке
- Способы отбора поставщиков
- Госконтракт с физическим лицом
- Примеры закупок у единственного поставщика.
- Есть ли штрафы за невыполнение квоты?
- 6 заблуждений, по которым поставщики не хотят работать с госкорпорациями
- Разъяснения по теме
- Порядок проведения закупки
- Соответствующие реестры размещены:
- На кого распространяется закон 223-ФЗ
- Административная практика по ПП №2013
- Принципы 223-ФЗ
Новая классификация закупок по 223-ФЗ: что указываем в Положении о закупке
В законе нет полного перечня торговых и неторговых закупок. Но организатор все равно обязан перечислить в Положении о закупке (далее — ПЗ) обязательные виды по ч.2 ст.3.
В 223-ФЗ, измененном 31.12.2017 ФЗ № 505
, появляется новая классификация закупок.
- Конкурентные.
- проведение аукционом, конкурсом, запросом котировок и предложений в электронной форме, в закрытом и открытом виде (п.1 ч.3.1 ст.3);
- другими способами, которые удовлетворяют требованиям из ч.3 этой же статьи и есть в ПЗ.
- Неконкурентные.
Ранее только они вносились априори в ПЗ, остальные процедуры — на усмотрение организатора. Теперь обязательно включают — вышеперечисленные и запрос котировок, предложений. Среди неконкурентных — закупку у единственного подрядчика или поставщика.
Это не значит, что применять можно лишь эти виды. Каждый вправе прописать в своем ПЗ любые другие и их применять. Обязательные просто должны быть в документации.
Способы отбора поставщиков
Закупки по 223-ФЗ можно классифицировать по разным основаниям. С точки зрения количества участников, они разделяются на конкурентные и неконкурентные. С позиции доступности сведений о закупке для разных поставщиков различают открытые и закрытые закупки. По параметру способа проведения различают бумажные и электронные закупки.
На основании ч. 2 ст. 3 223-ФЗ заказчик должен предусмотреть в Положении о закупке конкурентные и неконкурентные способы отбора поставщиков. Отдельно указывается на особенности закупок, которые проводятся исключительно среди представителей малого бизнеса. Такие тендеры в рамках 223-ФЗ допускается проводить только в электронном формате.
Конкурентной закупкой по 223-ФЗ является такой формат отбора поставщика, при котором предполагается соревнование нескольких участников. Конкурентная закупка должна проводиться на следующих условиях:
- Сведения о ней размещается в ЕИС, и информация о закупке, а также закупочная документация становятся доступны неограниченному кругу лиц. Как вариант, заказчик сам может направить приглашение принять участие в закупке как минимум двум поставщикам, которые имеют возможность поставки товара, работы или услуги.
- Между участниками конкурентной закупки должна быть обеспечена конкуренция за право подписания договора.
- При описании объекта закупки заказчик должен учитывать определенные правила. Так, в описании предмета закупки необходимо учесть функциональные, технические и качественные характеристики. Заказчик не может устанавливать в данном разделе требования по товарным знакам, требования к товарам и прочее при условии, что не имеется иных вариантов для максимально точного и четкого описания предмета закупки. Если заказчик укажет в разделе с описанием конкретный товарный знак, то он дополнительно прописывает слова «или эквивалент». Заказчик вправе не указывать возможность поставки эквивалента при необходимости обеспечения совместимости товаров с используемым оборудованием, а также при закупках запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию, которые используются заказчиками в работе.
На основании 223-ФЗ заказчик может предусмотреть в своем положении любые способы конкурентных закупок, но среди них обязательно должны быть следующие:
- Конкурс и его разновидности: открытый конкурс, конкурс в электронном формате, закрытый конкурс.
- Аукцион: открытый аукцион, электронный аукцион, закрытый аукцион.
- Запрос котировок: запрос котировок в электронном и закрытом форматах.
- Запрос предложений: запрос предложений в электронном формате и закрытый запрос предложений.
В конкурсе побеждает участник, который предложил наилучшие условия исполнения контракта. Участники оцениваются по комплексу критериев, а не только на основании цены.
В запросе котировок побеждает участник с самой низкой ценой. Заказчик не должен разрабатывать документацию по закупкам в таких торгах.
По результатам запроса предложений побеждает участник, чье предложение удовлетворяет критериям закупки.
К неконкурентным видам относятся закупки у единственного поставщика, а также закупки, не соответствующие условиям проведения конкурентных закупок.
Закрытые закупки заказчик проводит в случаях, если в проекте договора содержится гостайна, или если решение о проведении закупки в закрытом формате было принято Правительством. В иных случаях закупка должна быть открытой.
Заказчики по 223-ФЗ должны составить перечень товаров, работ и услуг, которые они будут закупать у СМП в электронной форме. Такой перечень может устанавливать Правительство.
Госконтракт с физическим лицом
Руководствуясь положением п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ в текст договора вносятся обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юрлицу или физлицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если согласно законодательству РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.
Если контракт подписывается с физлицом в тексте обязательно нужно отразить условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физлицу, на размер налоговых платежей (НДФЛ — 13%), связанных с оплатой обязательств.
Так, заказчик оплачивает физлицу сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей. Сумма налога переводится заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физлицу (ст. 226 НК РФ).
Речь идет именно о размере выплат физическому лицу, а не уменьшении цены контракта.
Подведем итог из вышесказанного:
- закупки проводятся на общих для всех участников основаниях, независимо от налогового режима;
- при оплате работ заказчик обязан руководствоваться ценой, предложенной победителем и указанной в контракте;
- на условия контракта не влияет применяемый выигравшим участником «спецрежим»;
- заказчик не вправе вносить изменения в цену договора без согласования с исполнителем.
Судьи же не пришли к единому мнению по этому вопросу. Некоторые из них разделяют нашу точку зрения и выносят решения в пользу поставщиков на «упрощенке», другие – принимают сторону заказчика.
Примеры закупок у единственного поставщика.
Так или иначе, существующие правовые возможности устанавливать случаи закупки у единственного поставщика, имеющиеся либо у самих заказчиков, либо у их учредителей, ведут к тому, что наблюдается великое разнообразие этих закупок. Их можно разделить на следующие группы:
-
Закупка ТРУ, в отношении которых нет конкурентного рынка поставщиков. Примеры – закупка услуг естественных монополий, услуг водоснабжения, газоснабжения. К этой же группе можно отнести ситуацию, когда исключительными правами или возможностями в отношении поставки тех или иных ТРУ обладает только один поставщик (например, заключается договор с организатором конкретного мероприятия, участие в котором планирует принять заказчик, или с лицом, обладающим авторскими правами на предмет интеллектуальной собственности).
-
Закупка ТРУ, при которой требуется обеспечение совместимости таких ТРУ с уже используемыми заказчиком оборудованием, инструментами, транспортом, программным обеспечением и т. п. Сюда же можно отнести случай, когда заказчик проводит дополнительную закупку ТРУ к уже закупленным ТРУ.
-
Закупка ТРУ в результате признания той или иной конкурентной закупки несостоявшейся в связи с тем, что в закупке участвовал только один поставщик (подрядчик, исполнитель).
-
Закупка ТРУ, в которых у заказчика возникает срочная потребность, которую невозможно оперативно удовлетворить, используя конкурентные способы закупок.
-
Закупка ТРУ на ограниченную сумму (малая закупка, закупка малого объема и т. п.). Отметим, что понятие «малой закупки» у разных заказчиков может быть очень разным. Например, в приведенном выше примере у муниципальных учреждений и унитарных предприятий Хабаровска размер такой закупки составляет 0,5 – 1 млн руб., а, скажем, у МУП «Мирнинский молокозавод» (Республика Саха (Якутия)) он составляет 5 млн руб. Здесь «творчество» заказчиков может выражаться в самых разнообразных правилах – например, встречаются случаи, не оспариваемые ФАС, когда заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на любую сумму, но не чаще двух раз в календарный год. В целом же заказчик вправе самостоятельно в положении о закупке определить максимальную цену договора с единственным поставщиком, это тоже подтверждается практикой ФАС.
-
Закупка ТРУ в случае расторжения ранее заключенного договора по причине его неисполнения поставщиком и в условиях, когда у заказчика нет времени на проведение конкурентной закупки.
-
Прочие случаи, когда заказчик полагает наиболее удобным для себя проводить закупку тех или иных ТРУ у единственного поставщика. Такие закупки можно назвать «закупками у единственного поставщика исключительно ради удобства». И именно таких случаев наблюдается огромное множество. Отметим, что достаточно часто заказчики «разрешают себе» закупать у единственного поставщика те ТРУ, в отношении которых существует достаточно развитый конкурентный рынок поставщиков. В качестве примера можно назвать закупки банковских услуг, услуг мобильной связи, проектных работ, транспортных средств, спецодежды, офисного оборудования и вычислительной техники, рекламных услуг и т. д. Пока законодательство не накладывает на заказчиков в этом плане каких-либо ограничений, «вольница» заказчиков имеет здесь самый большой размах.
Например, на практике один из случаев закупки у ЕП – ситуация, когда поставщик закупаемых ТРУ является единственным поставщиком в данном регионе, а расходы заказчика, связанные с привлечением поставщиков из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным. Причины понятны, но если ФАС установит, что заказчик на основании этого пункта своего положения о закупке произвел закупку ТРУ, поставщики которых все-таки существуют в данном регионе во множественном числе, претензия к заказчику может иметь место на том основании, что он нарушает порядок осуществления закупок, установленный в его же собственном положении о закупке10.
Другой подобный пример – заказчик в своем положении о закупке установил, что закупка у единственного поставщика независимо от суммы закупки может осуществляться в случае, если предмет закупки имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика или какой-либо конкретный поставщик обладает исключительными правами в отношении предмета закупки и не существует никакой разумной альтернативы или замены, и по этой причине использование какого-либо другого способа закупки не представляется возможным. Однако при осуществлении такой закупки заказчик не смог обосновать перед ФАС и судами, что поставщик, с которым был заключен договор, действительно в отношении предмета закупки является единственным и неповторимым.
Есть ли штрафы за невыполнение квоты?
Прямой ответственности нет и, полагаем, что она не может быть установлена, так как причины не выполнения квоты не всегда зависят от заказчика. Например, заказчик в отчетном году не закупал квотируемые товары у единственного поставщика, а закупал исключительно через проведение конкурентных закупок, которые выигрывали поставщики с иностранным товаром.
Но это не значит, что ПП №2013 не нужно применять. По имеющейся информации, крупным заказчикам, в первую очередь хозяйственным обществам с долей государственного участия более 50% уже направлены директивы с требованием исполнять ПП №2013. Возможно, такие указания будут направлены и в адрес государственных компаний и государственных корпораций.
6 заблуждений, по которым поставщики не хотят работать с госкорпорациями
1. Управляемые закупки, в которых победитель определен заранее
Более крупные заказы по 223-ФЗ, казалось бы, означают, что здесь с большей вероятностью могут проявиться злоупотребления. Иногда и сами заказчики не хотят отдавать поставки в чужие руки и предпочитают работать с проверенными поставщиками. Но для этого им не нужно нарушать закон: у заказчика есть возможность обосновать и предусмотреть в положении о закупках приобретение товаров/работ/услуг у единственного поставщика, причем на неограниченные суммы.
Сам факт наличия тендера значит, что заказчик заинтересован в конкурентной процедуре. Следовательно, победитель заранее неизвестен – и есть смысл принять участие в торгах.
2. Слишком сложная документация
Отчасти это так. Требования к поставщику, технические условия заказчик разрабатывает самостоятельно и прописывает в Положении о закупках, поэтому для каждого тендера придется готовить свой пакет документов. Воспользоваться одними и теми же шаблонами, как в торгах по 44-ФЗ не получится.
Но есть и хорошие новости. С 2019 года многие государственные корпорации обязали поддерживать малый и средний бизнес, отдавая им до 20 % заказов. Закупки, ориентированные на эту категорию, имеют ограниченный перечень документов. Торги все чаще проводятся в электронном виде, и подавать бумажный вариант не нужно.
Все требования к закупкам публикуют вместе с заявкой, поэтому главное – внимательно их читать и ничего не упускать. Если сомневаетесь в своей компетенции, к разработке заявки и пакета документов всегда можно привлечь специалистов.
3. Только большие объемы поставок
Это заблуждение. Закупки по 223-ФЗ проводят не только «Роснефть» и «Росатом», но и муниципальные водоканалы, музыкальные школы, городские транспортные предприятия и т. п.
Открыв на сайте zakupki.gov.ru тендеры по 223-ФЗ, вы увидите и многомиллионные контракты, и лоты на несколько сотен тысяч рублей. Так что при желании свою нишу может найти каждый предприниматель.
4. Завышенные требования к поставщикам
Многие предприниматели не участвуют в торгах по 223-ФЗ, поскольку заранее уверены, что требования в них невыполнимы и подогнаны под «своего» участника. На самом деле они действительно строже, чем по 44-ФЗ, но не запредельные.
Главное отличие – в большинстве закупок к участникам предъявляются два вида требований:
обязательные – наличие лицензий и разрешений, отсутствие обременений, долгов по налогам и сборам, судимости за экономические преступления и т. п.;
квалификационные – опыт аналогичных поставок, наличие производственных площадей, квалифицированный персонал.
Квалификационные требования ограничивают участие в корпоративных тендерах начинающих предпринимателей. Для опытных и добросовестных игроков рынка они выполнимы.
5. Слишком сложные лоты
Еще одно заблуждение. Сложные лоты, связанные со строительством, закупкой оборудования, бывают и в бюджетных организациях. Чего только стоит поставка лекарств и медицинской техники!
Точно так же высокотехнологичные компании покупают не только оборудование для атомных станций и запчасти для поездов и самолетов, но и делают ремонты, приобретают мебель, канцтовары, моющие средства.
6. Невыполнимые обязательства
Многие поставщики считают, что госкорпорации заведомо завышают требования к закупкам, ставят невыполнимые сроки, чтобы потом не принимать товары/работы/услуги, облагать штрафами и пенями, отказываться платить по контракту.
На самом деле требования к закупке и условия поставки/выполнения работ не могут быть новостью для поставщика. Они прописаны в техническом задании, и если участник подал заявку на тендер, значит, согласился с ними. А санкции за нарушение контракта не менее жесткие и по 44-ФЗ.
Невнимательное изучение закупочной документации и переоценка своих возможностей – одна из частых ошибок участников тендера. О ней и многих других подробнее читайте в отдельной статье.
Как видите, работать с госкомпаниями можно, хотя и несколько сложнее, чем с бюджетными организациями. Если вы являетесь поставщиком по 44-ФЗ, но сомневаетесь в своих силах по 223-ФЗ, компания «Ценный Контракт» готова обеспечить юридическое сопровождение на всех этапах закупки.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
Неограниченная возможность закупать у единственного исполнителя неправомерна, т. к. влечет ограничение конкуренции | П. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением ФЗ-223, утвержденный президиумом Верховного суда от 16.05.2018 | Скачать |
Цели закупок отдельными видами юридических лиц не выполняются, если большая часть из них проводится у единственного исполнителя | Письмо Минфина от 19.04.2019 № 24-04-07/28730 | Скачать |
Ограничений по объему процедур или суммы договоров с едпоставщиком по ФЗ-223 не установлено | Письмо Минэкономразвития № Д28и-1224 от 13.03.2017 | Скачать |
Нельзя установить, что в одних случаях информация о закупке у единственного поставщика в электронном виде 223-ФЗ размещается в ЕИС, а в других нет. Например, в зависимости от предмета | Письмо Минфина № 24-04-05/3393 от 23.01.2019 | Скачать |
Порядок проведения закупки
Чтобы понять, как происходит сделка, нужно дать определение. Единственный поставщик по 44-ФЗ – единственный, кто подал заявку на участие в конкурсе, или единственный, чья заявка признана соответствующей закону и конкурсной документации. Это неконкурентный способ проведения госзаказа. Формальная процедура выбора не проводится.
Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ являются правом, а не обязанностью заказчика. Провести такую сделку можно просто и без особых трат. В этом её привлекательность! Но провести такую операцию можно при соблюдении определённых условий.
Контракт с единственным поставщиком осуществляется в следующем порядке:
- определить, существует ли потребность в предмете закупки. Ориентироваться нужно на нормы, прописанные в ст. 18 регламентируемого закона;
- подготовка конкурсной документации. Также необходимо подготовить обоснование выбора неконкурентного способа проведения закупок;
- размещение всей необходимой информации во всемирной паутине на электронной площадке, на которой будет происходить выбор подрядчика;
- если максимальная цена контакта не превышает 500 тысяч рублей, то заказчик размещает извещение. Сделать это необходимо не позднее чем в недельный срок перед тем, как будет закончен приём заявок на участие в закупках. Срок может быть более 5 рабочих дней, но не менее. Если сумма закупки не превышает ¼ млн. рублей, то допускается публикация извещения не менее чем за 4 календарных дня;
- все заявки, которые поданы в течение установленного периода, должны быть зарегистрированы;
- до тех пор, пока к информации не будет открыт доступ для всех участников, в обязанности заказчика входит сохранение её конфиденциальности. Открытый доступ ко всей информации появится в то время, которое обозначено в извещении. Все заявители должны присутствовать при этом. Обеспечить добросовестное уведомление всех заявителей должен заказчик. Кроме того, он обязан обеспечить аудиозапись того, как происходит открытие информации, которая содержится в заявках;
- контрольная проверка всех поданных заявок на соответствие. Если будет выявлен тот факт, что какая-либо из них не соответствует, она буде отклонена. Все условия соответствия прописываются в извещении;
- все действия, которые проводит госзаказчик, должны отражаться в сети на электронной площадке. На основании этих публикаций будет сформирован итоговый отчёт проведённого конкурса. Это необходимо для того, чтобы ФАС убедились в законности выбора единственного поставщика;
- подписание контракта, его регистрация в единой информационной системе;
- исполнение сделки. Итог также будет отражён в системе. Если по госзаказу не будут начислены штрафы или применены иные санкции, на него можно будет опираться в будущем (например, при формировании цен на предстоящие сделки), как на добросовестно исполненную сделку. Рейтинг подрядчика, который его исполнил, значительно поднимется среди конкурентов.
Рекомендации по закупке у единственного поставщика:
Преимущества
Заключая контракт с единственным поставщиком, госзаказчик должен помнить, что существуют положительные и отрицательные моменты такой сделки. Сильные стороны:
- если госзаказчик уже работал с этим поставщиком, выполнение предыдущих заказов прошло успешно, то увеличивается вероятность повторного заключения с ним госконтракта;
- риск нарушений закупки из-за технических сбоев сведён к минимуму;
- сама процедура проходит быстро, все её этапы сведены к минимуму во временном периоде. Если сравнивать с другими конкурентными способами выбора подрядчика, то экономия времени налицо;
- экономия ресурсов – трудовых, экономических, материальных.
Не стоит забывать о недостатках.
Недостатки
Слабая сторона закупок у единственного исполнителя:
- из-за снижения конкуренции риски получения некачественного результата велики. Нет возможности снизить цену, нет выбора подходящей цены, добиться улучшений условий выполнения контракта;
- велик риск дополнительных проверок от контролирующих органов. В частности, от ФАС. Велика вероятность того, что госзаказчика заподозрят в нецелевом расходовании средств из бюджета. Это чревато штрафами и внесением в реестр;
- если есть необходимость разделения одной большой закупки на несколько маленьких, то объём бумажного документооборота увеличивается в несколько раз. В Единую систему нужно ввести обязательную информацию в полном объёме.
Соответствующие реестры размещены:
– Реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ (далее – РПП) – https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/;
– Реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства – члена ЕАЭС, за исключением РФ (далее – РПП ЕАЭС) – https://gisp.gov.ru/pp616/pub/app_eaeu/search/;
– Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее – ЕРРРП) – https://gisp.gov.ru/documents/10546664/.
Правила квотирования, установленные ПП №2013 не применяются к договорам, заключенным до 01.01.2021г. (п.4 ПП №2013) и к закупкам, которые объявлены до 01.01.2021г., но договоры по которым заключены после 01.01.2021г. (п.3 ПП №2013).
На кого распространяется закон 223-ФЗ
Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:
- Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
- Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.
Административная практика по ПП №2013
Материалы административной практики по ПП №2013, которые доступны на данный момент, касаются неверного толкования заказчиками его норм, но, чаще всего, не относятся непосредственно к выполнению установленной ПП №2013 обязательной доли закупок российских товаров. Полагаем, что такие материалы появятся в 2022 году по результатам выполнения обязательной квоты за 2021 год.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021
Заказчик проводил закупку бульдозеров и составил техническое задание таким образом, что по техническим характеристикам документации о закупке соответствовал только один товар единственного китайского производителя. Комиссия УФАС установила, что минимальная доля закупок бульдозеров (ОКПД 28.92.21) российского происхождения по ПП №2013 в 2021 году составляет 90 процентов. Соответственно доля закупки соответствующего товара иностранного происхождения должна составлять не более 10 % от общества количества данного товара. В соответствии с планом закупок заказчика, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок, приобретение бульдозеров в 2021 году, за исключением оспариваемой закупки заказчиком не планируется. Комиссия УФАС признала заказчика нарушившим в т.ч. п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона №223-ФЗ и выдала заказчику предписание по устранению выявленных нарушений.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 февраля 2021 г. N 014/07/3-192/2021
Заказчик закупал фронтальный погрузчик, под требуемые технические характеристики из документации о закупке подходил только один товар единственного китайского производителя. Участник пожаловался на ограничение конкуренции заказчиком, выразившееся в намеренном ограничении участников закупки, лишении их возможности предложить погрузчики других производителей с аналогичными характеристиками. Участник указывал также на нарушение заказчиком ПП №2013, так как согласно прилагаемому перечню к данному постановлению, доля закупаемых фронтальных погрузчиков в 2021 г. должна быть не менее 50% (п. 161), а согласно плана закупки товаров, работ услуг заказчика, данное требование не соблюдается. Комиссия Якутского УФАС рассмотрев дело, приняла сторону заказчика и указала, что заказчик действовал в соответствии с Законом №223-ФЗ и своим положением о закупке. Минимальная доля закупок российских товаров по ПП №2013 устанавливается в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном году и вступает в силу с 01 января 2021 г. Согласно положениям ПП №2013 на дату подачи жалобы не определен годовой объем закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном 2021 году, так как отчетный период не истек.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 апреля 2021 г. N 077/07/00-5225/2021).
В данном решении рассмотрена ситуация, возникшая при закупке осветительного оборудования, включенного в ЕРРРП. Участник закупки пожаловался, что заказчик не установил в документации ограничение по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 и условия об отклонении всех заявок, содержащих предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств. УФАС признало жалобу необоснованной, отметив: «При проведении конкурентных закупок в соответствии с нормами Закона о закупках, спорное постановление (имеется в виду ПП №878) используется заказчиком в целях определения минимальной доли закупок товаров российского происхождения (постановление Правительства Российской Федерации от 03.01.2020 N 2013 “О минимальной доле закупок товаров российского происхождения”), при этом ограничения на участников закупки не накладываются, за исключением обязательного требования ко всем конкурентным процедурам, а именно декларации участником закупки в заявке наименования страны происхождения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”.
Принципы 223-ФЗ
Как было сказано выше, 223-ФЗ предоставляет заказчику возможность практически все определять самостоятельно. Однако правила, которые он устанавливает, не должны противоречить самому закону и его принципам. А они таковы:
- Информационная открытость. У любого заинтересованного лица должна быть возможность посмотреть, что и на каких основаниях приобретает заказчик данной закупки.
- Целевое и эффективное расходование денежных средств. Этот принцип означает, что не получится, например, приобретать товар у единственного поставщика по завышенным ценам, ведь такое расходование денежных средств не является эффективным.
- Поставщиком может стать любая организация или ИП. Указанный принцип устраняет сложности, с которыми раньше сталкивались малые компании, пытаясь заполучить контракт с госкорпорацией.
- Справедливость и отсутствие дискриминации в отношении участников. Это означает, что заказчики не должны допускать необоснованных ограничений конкуренции.
В связи с тем, что конкретных требований закон не устанавливает, его принципы из красивых слов превращаются в механизм, посредством которого участники могут отстоять свои права. Например, заказчик установил, что поставщиком по контракту не может быть компания с оборотом меньше 10 миллионов рублей. С одной стороны, 223-ФЗ не запрещает заказчику устанавливать собственные правила игры. С другой — указанное требование напрямую нарушает принципы закона об участии любого лица и равноправии участников. И на этом основании поставщик, который не может принять участие в закупке из-за малого оборота, имеет право обратиться в суд
Обратите внимание, что подобного рода претензии рассматривается именно судами, поскольку ФАС имеет право рассматривать жалобы только по вполне конкретным нарушениям Закона 223-ФЗ