Преференции по 44-фз: кто может ими воспользоваться?

Содержание:

Как изменили ограничения в закупках иностранной продукции

30.04.2020 на портале правовой информации появилось постановление правительства об ограничениях и условиях допусках в госзакупках по 44-ФЗ на 2020 год. Он включает машиностроительную продукцию по постановлению правительства №656 от 14.07.2014 с добавлением мебельной и деревообрабатывающей продукции по постановлению №1072 от 05.09.2017, продукции легкой промышленности по постановлению правительства №791 от 11.08.2014 и спортивного огнестрельного оружия и боеприпасов по постановлению правительства № 1119 от 20.09.2018. Добавили оборудование для пищевой промышленности, товары, содержащие алюминий, музыкальные инструменты, спорттовары, товары детской индустрии и строительные материалы.

Ограничения в рамках национального режима распространяются на услуги и работы, в составе которых предусмотрена закупка отдельных видов промтоваров, которые указаны в приложении.

Основной принцип для работы с ограничениями в рамках национального режима — «третий лишний». Он заключается в том, что заказчик отклоняет все заявки, в которых предлагают поставить отдельные виды иностранных товаров. Участвуют не менее 2 заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения или документации о закупке, в которых одновременно:

  • предлагают поставить отдельные виды товаров, страна происхождения которых только государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • не предлагают поставить один и тот же вид промтовара одного производителя или производителей, которые входят в одну группу лиц, соответствующую признакам по ст. 9 Федерального закона о защите конкуренции при сопоставлении этих заявок.

К участникам закупок ТРУ, которые указаны в позициях 3, 4, 8-15, 17, 18, 21, 23 раздела I приложения к постановлению, предъявляются дополнительные требования в виде использования при производстве таких товаров материалов или полуфабрикатов, которые указаны в позициях 1, 2, 5-7, 16, 19, 20, 22 раздела I приложения к постановлению, страна происхождения которых Россия или государство — член ЕАЭС.

ВАЖНО!

В названии документа указано, на продукцию из какой страны не распространяется национальный режим, — страны, которые входят в ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Продукция из этих государств не считается иностранной и не ограничивается в рамках национального режима.

Если заявка, в которой предлагается поставить иностранные товары, не отклоняется, применяются условия допуска в рамках национального режима по приказу №126н от 04.06.2018.

В п. 7 постановления указано, что страну происхождения отдельных видов товаров подтверждают:

  • сведения из реестра промышленной продукции;
  • сертификат СТ-1.

Основание для включения продукции в реестр российской продукции — заключение Минпромторга о подтверждении производства на территории России (постановление правительства №719 от 17.07.2015).

В п. 8 постановления указано, что документ, который подтверждает соблюдение ограничений в рамках национального режима и который предоставляется в составе заявки, — это указание (декларирование) участником закупки информации о стране происхождения ТРУ. Указывается и о предоставлении документа из пункта 7 постановления.

На этапе исполнения поставщик предоставляет выписку из реестра российской промышленной продукции из ГИСП или копию сертификата СТ-1, если в реестре нет продукции. А заказчикам, чтобы проконтролировать и провести мониторинг реализации постановления в рамках национального режима, придется выкладывать информацию о результатах закупки в течение 10 рабочих дней после заключения госконтракта или информацию о несостоявшейся закупке в ГИСП.

В п. 11 проекта постановления указано, что ограничения в рамках национального режима не применяются к позициям 244 и 245 раздела Х приложения, когда закупаются:

  • спортивное оружие, патроны, боеприпасы и детали для обеспечения нужд спорта высших достижений;
  • запчасти и детали к используемому оружию спортивному огнестрельному с нарезным стволом иностранного производства.

Это же постановление признает утратившими силу такие акты правительства:

  • №656 от 14.07.2014 о запретах в рамках национального режима отдельных видов зарубежных товаров машиностроения;
  • №791 от 11.08.2014 о запретах в рамках нацрежима продукции зарубежной легкой промышленности;
  • №1072 от 05.09.2017 о запретах в рамках национального режима зарубежной продукции мебельной и деревообрабатывающей промышленности;
  • №1119 от 20.09.2018 об ограничениях допуска в рамках нацрежима зарубежного оружия спортивного огнестрельного с нарезным стволом, патронов и боеприпасов прочих и их деталей.

Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Прежде чем мы перейдем к сути вопроса, давайте поймем, кто такие представители СМП и СОНКО, и какие требования к ним установлены.

Требования к представителям малого бизнеса прописаны в ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»:

  • В уставном капитале СМП доля РФ не должна превышать 25%, а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не относящимся к малому и среднему предпринимательству) в уставном капитале – не превышать 49%.
  • Среднее число рабочих кадров не должно быть больше 100 человек.
  • Выручка без НДС или балансовая стоимость активов – не более 800 млн. рублей. Такие критерии утверждены Постановлением Правительства РФ № 265 от 4 апреля 2016 г.

Требования к социальным НКО изложены в гл.II 7-ФЗ «О некоммерческих организациях. Согласно ст.31.1 7-ФЗ такие организации должны вести следующую деятельность:

  • предоставлять социальные услуги, помощь и защиту гражданам;
  • оказывать бесплатную или льготную юридическую поддержку гражданам и некоммерческим организациям и повышать правовую грамотность среди населения; отстаивать права и свободу человека и гражданина;
  • проводить медицинскую и социальную реабилитацию, социальную и трудовую реинтеграцию лиц, незаконно принимающих наркотические и психотропные препараты;
  • и т.д. (в нормативе перечислено 18 видов деятельности).

Перейдем непосредственно к преференциям для СМП и СОНКО по 44-ФЗ.

Объем закупок

Из совокупного годового объема закупок (СГОЗ), которые проводят заказчики, для СМП и СОНКО должно проводиться не менее 15% закупок, а начальная максимальная цена контракта (НМЦК) при этом должна быть не более 20 млн. руб. (ч.1 ст.30 44-ФЗ).

Важный момент! Участник, не являющийся представителем СМП или СОНКО, в таких торгах принимать участие не может.

В ст.7.30 КоАП РФ говорится об ответственности для заказчиков, которые нарушают порядок проведения процедур для этой категории участников. Несоблюдение норм законодательства грозит заказчикам штрафом – до 50 тыс. руб. (ч.11 ст.7.30 КоАП РФ).

СМП и СОНКО на субподряде

Согласно ч.5 ст.30 44-ФЗ поставщик, не являющийся представителем СМП или СОНКО, может участвовать в закупках, проводимых для этой категории участников:

  • если отдаст контракт на субподряд представителям СМП или СОНКО;
  • если возможность передачи контракта на субподряд заказчик указал в извещении.

Сокращенные сроки оплаты за выполненные обязательства

Если закупка ориентирована на СМП и СОНКО, то заказчик обязан прописать в контракте срок оплаты за исполненные обязательства – не более 15 рабочих дней с даты приемки (ч.8 ст.30 44-ФЗ). В закупках не для СМП и СОНКО сроки другие – 30 календарных дней.

Размер ОИК исчисляется из ценового предложения

Если в торгах победил представитель СМП или СОНКО, то сумма обеспечения исполнения контракта (ОИК), как простого, так и с учетом антидемпинговых мер, рассчитывается от суммы контракта, но не должна быть меньше размера аванса (ч.6 ст.96 44-ФЗ). В остальных закупках размер ОИК зависит от НМЦ контракта, а не от ценового предложения выигравшего участника.

Когда ОИК не предоставляется?

Победитель торгов, являющийся представителем СМП или СОНКО, не вносит ОИК (включая и антидемпинговые меры), если предоставит сведения о 3-х исполненных контрактах без штрафов и пеней за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом НМЦК проводимой закупки, указанная в извещении и закупочной документации, должна быть не ниже суммы этих 3-х контрактов (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).

Как понять, нужно ли Вам предоставлять ОИК заказчику? Для этого можно воспользоваться удобным онлайн калькулятором, который ускорит процесс подсчетов.

Выполните следующие действия:

  1. Перейдите по ссылке;
  2. В соответствующих разделах укажите ИНН и реестровый номер закупки, которую вы выиграли;
  3. Нажмите кнопку «Проверить»;
  4. Дождитесь, когда придет информация по исполненным контрактам;
  5. Вставьте полученную информацию на ЭТП при подписании контракта или отправьте заказчику произвольное письмо с указанием исполненных контрактов.

Уменьшенные размеры штрафов

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30 августа 2017 г., если поставщик-представитель СМП или СОНКО некачественно выполнил работы по контракту, то ему грозит штраф от 1 до 5 тыс. руб. от цены контракта (этапа).

Для остальных закупок штрафы значительно суровее (см. п.3 ПП РФ № 1042):

  • 10% для контрактов до 3 млн. руб.;
  • 5% – 3-50 млн. руб.;
  • 1% – 50-100 млн. руб.;
  • и т.д.

Ограничения допуска товаров в рамках национального режима

Ограничения действуют на:

  • продукты питания. Страна происхождения подтверждается декларацией или сертификатом СТ-1;
  • Страна происхождения подтверждается сертификатом СТ-1, заключением от Минпромторга; инвестиционным контрактом в зависимости от вида оборудования;
  • жизненно важные лекарства. Страна происхождения подтверждается сертификатом СТ-1 и заключением от Минпромторга;
  • медицинские изделия. Страна происхождения подтверждается сертификатом СТ-1; актом экспертизы о стоимости доли иностранного сырья в производстве; заключением Минпромторга;
  • некоторые промышленные товары, в том числе товары легкой промышленности. Страна происхождения подтверждается одним из документов: копия инвестиционного контракта с подписью ИП или юридического лица, акт экспертизы от ТПП, заключение от Минпромторга или СТ-1. Для товаров легкой промышленности достаточно декларации о происхождении товара в свободной форме.

Если заказчику поступило больше двух заявок с товарами из России или стран-участниц ЕАЭС разных производителей, он должен отклонить заявки с товарами иностранного происхождения.

Заказчик не обязан соглашаться на отечественные товары. Не каждое электро- и радиооборудование имеет подходящие для задач заказчика технические характеристики. В этом случае у него появляется право аргументировать отказ от применения национального режима и закупить товар иностранного производства.

В странах ЕАЭС часто не производят медицинское оборудование и лекарства для лечения специфических болезней

Таблица отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ

В России есть два федеральных закона, регулирующих отношения в сфере государственных закупок: 44-ФЗ и 223-ФЗ. В чём-то они схожи, но во многом отличаются.

По ним работает каждый, кто так или иначе имеет дело с поставкой товаров, оказанием услуг, проведением каких-либо работ для нужд государства или муниципалитета.

Что общего у 44-го и 223-го Федеральных законов

Оба закона призваны регулировать деятельность организаций и учреждений в сфере государственных закупок. Они дают понимание того, что относится к закупкам для государственных и муниципальных нужд, кто является участником взаимоотношений, какие у них права и обязанности.

  • В обоих случаях подрядчиками могут выступать любые физические или юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей. 
  • Перечень заказчиков по 223-му закону гораздо шире, чем по 44-му.

Так как при осуществлении государственных закупок используются бюджетные средства, то необходим строгий контроль за этими тратами. Поэтому:

  • В обоих случаях предусмотрена строгая отчетность по проведенным торгам. 
  • Форма и количество отчетов заметно отличаются. 
  • Заказчики обязаны их разместить на портале zakupki.gov.ru.

В том и другом случае проведение торгов планируется заранее, но срок планирования разный.

Обязательной процедурой является создание конкурсной комиссии для обоих законов.

44-й Федеральный закон и его особенности

Закупочную деятельность на основании этого закона осуществляют государственные и муниципальные бюджетные учреждения.

Проводить торги по этому закону можно только на 6 федеральных площадках.

Он жестко регулирует все процедуры, в том числе сроки каждого этапа.

Любые нарушения данного закона ведут к отмене проведенных торгов, наложению штрафных санкций на заказчиков и внесению подрядчиков в Реестр недобросовестных поставщиков, если нарушения были с их стороны.

Вместе с тем, закон гарантирует, что с победившим на торгах поставщиком будет заключен контракт, который оплатят. Условия контракта изменять запрещено.

223-й Федеральный закон и его особенности

Так как данным законодательным актом для проведения госзакупок пользуются организации, имеющие частичное участие государства (более 50% акций), естественные монополии, а также компании занимающиеся видами деятельности, подлежащими госрегулированию, этот закон не так жестко ограничивает их свободу.

Например, порядок проведения торгов прописывается в положении о закупках, которое разрабатывает сама организация-заказчик.

Размещать заказы можно на любой электронной торговой площадке, которых более 170.

В целом закон устанавливает только общие правила, а конкретные процедуры полностью закреплены в положении о закупках.

Сравнительная характеристика основных принципов законов

Для удобства основные принципы обоих законов расположены в сравнительной таблице:

Параметр 44-ФЗ 223-ФЗ
Заказчики Государственные и муниципальные бюджетные организации
  • организации с участием государства более 50%;
  • ресурсоснабжающие предприятия, деятельность которых регулируется государством;
  • естественные монополисты;
  • бюджетные компании при закупке на собственные деньги.
Процедуры по закупке проходят в виде
  • электронного аукциона;
  • запроса предложений;
  • запроса котировок;
  • открытого конкурса;
  • аукциона, имеющего закрытую форму;
  • открытого или закрытого конкурса с ограниченным участием;
  • многоэтапного конкурса;
  • заключения договора с единственным поставщиком в порядке статьи 93 рассматриваемого закона
  • конкурса;
  • аукциона;
  • в любой иной форме, предусмотренной собственным положением о закупках.
Разрешенные электронные торговые площадки Только 5 бесплатных площадок Любые площадки на усмотрение заказчика
Обеспечение, изменение и расторжение контракта Условия установлены законом Условия прописываются в положении о закупках
Сроки процедуры Установлены законом Устанавливаются заказчиком

Оба рассмотренных закона имеют, как преимущества, так и недостатки, но соблюдать их обязаны все организации, работающие с бюджетными деньгами.

Заявка на участие в электронном аукционе

Заявка на участие в ЭА состоит из 2-х частей (ч. 2 ст. 66 44-ФЗ). Первую часть принято называть «Форма 2», на ее оформление влияет предмет контракта, а также тот факт, включена ли в аукционную документацию проектная документация, указан ли товарный знак или иные персональные критерии.

К структуре первой части заявки установлены требования в соответствии с положениями ч. 3, 3.1, 4 ст. 66 44-ФЗ.

Содержание первой части заявки (ч. 3 ст. 66 44-ФЗ):

1) согласие участника на исполнение обязательств на утвержденных условиях и не подлежащих изменению после проведения электронного аукциона. Данное согласие дается на ЭТП путем выставления «галочки» в соответствующем окне, поэтому отдельно готовить документ с согласием не нужно;

2) при закупке товара, а также товара, в том числе поставляемого при выполнении работ (оказании услуг):

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные характеристики товара, и указание на товарный знак (при наличии). Данная информация вносится в заявку, если в аукционной документации отсутствует указание на ТЗн или ТЗн отличается от указанного заказчиком.

Важно самым внимательным образом оформлять первую часть заявки. Она является своеобразным инструментом, которым пользуются недобросовестные заказчики, чтобы продвинуть на исполнение контракта «своего» исполнителя

Отнеситесь серьезно к этому моменту, не допускайте ошибок и не давайте таким заказчикам оснований для отклонения вашей заявки.

В ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ говорится, что первая часть заявки должна содержать только согласие на выполнение контракта, если в закупочную документацию включена проектная документация в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.  Такое согласие дается с помощью функционала электронной площадки.

Содержание второй части заявки:

1) ФИО, адрес, контакты, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН) участника, учредителей, членов исполнительного органа;

2) соответствие участника требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника требованиям, указанным в п. 3 — 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Декларация подается на ЭТП, однако лучше подготовить отдельный файл с декларацией и включить его во вторую часть заявки;

3) копии документов о соответствии ТРУ требованиям законодательства РФ (если эти требования прописаны в аукционной документации).

Не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром;

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки (либо копия);

5) документы, подтверждающие право участника ЭА на получение преимуществ согласно ст. 28 и 29 44-ФЗ (если участник заявляет о получении таких преимуществ), или копии данных документов (Примечание: преимущества для учреждений и организаций уголовно-исполнительной сферы, а также организаций инвалидов);

6) документы, предусмотренные нормами закона, принятыми согласно ст. 14 44-ФЗ, в случае закупки ТРУ, на которые действуют данные нормативы, или копии таких документов.  (Примечание: если участник не подает эти документы, то заявка считается заявкой, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными поставщиками);

7) декларация о принадлежности участника к СМП или СОНКО, если заказчик установил ограничения согласно ч. 3 ст. 30 44-ФЗ (Примечание: декларация подается на ЭТП. Однако, лучше подготовить отдельный файл с ней и подать его вместе со второй частью заявки).

Когда оператор ЭТП может вернуть заявку:

1) заявка нарушает требования ч. 6 ст. 24.1 44-ФЗ (документы не подписаны электронной подписью);

2) один кандидат направил более одной заявки на участие, не отозвав предыдущие заявки;

3) заявка от участника поступила после истечения срока подачи заявок;

4) заявка нарушает нормы ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ (до конца регистрации участника в ЕИС остается менее 3-х месяцев);

5) участник, ответственные или уполномоченные лица числятся в РНП;

6) в реестре участников закупок отсутствуют электронные документы (или их копии), утвержденные Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 г. согласно ч. 3 ст. 31 44-ФЗ, либо несоответствие таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении ЭА в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 44-ФЗ.

Ближайшие изменения нацрежима в 2020 году

Собрали в таблицу предложения регулятора, которые опубликованы в феврале 2020 года.

Что меняется Как реализуют Скачать проект изменений
Установят минимальную долю закупок у отечественных производителей

Ст. 14 44-ФЗ дополнят п. 7 о праве правительства утвердить минимальную долю закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар российского происхождения, от общего годового объема закупаемых ТРУ, порядок выполнения этой минимальной доли, сферы госзакупок и перечень товаров по национальному режиму по 44-ФЗ (российского происхождения). В этот список планируют включить работы и услуги.

В законе о контрактной системе появится ст. 30.1 об особенностях закупок продукции российского происхождения. В ч. 1 этой статьи указано, что для выполнения минимальной доли закупок заказчик вправе в извещении или закупочной документации установить ограничения для иностранных товаров. А в закупках у единственного поставщика по ч. 1 ст. 93 44-ФЗ заказчики вправе установить в контракте обязанность поставщика выполнить минимальную долю закупок.

Если по окончанию срока подачи заявок не подано ни одной с предложением поставить продукцию российского происхождения, заказчик обязан:

  1. Продлить срок подачи заявок ‎на первоначальный установленный заказчиком период приема предложений.
  2. Признать, что закупка не состоялась.

Если после продления не подано ни одной заявки с предложением поставить продукцию российского происхождения, заказчик вправе отменить ограничение на поставку иностранного товара и продлить срок подачи заявок на первоначальный период приема предложений

Скачать законопроект о квотах в 44-ФЗ
Утвердят особенности формирования НМЦК В рамках ч. 3 ст. 30.1 44-ФЗ правительству предоставят полномочия утвердить особенности формирования НМЦК для выполнения минимальной доли закупок на основе характеристик продукции российского происхождения, которые накопились в ЕИС.
Введут новый отчет По итогам года заказчикам придется составлять отчет об объеме закупок товара российского происхождения ‎и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, публиковать такой отчет в ЕИС. Если заказчик не выполнит минимальную доли закупок, ему вместе с отчетом придется разместить обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок
Новые правила описания товаров российского происхождения

В ч. 1 ст. 33 44-ФЗ добавят пункт 9. В этом пункте закрепят, что заказчик при описании объекта закупки, закупаемого ‎по ч. 7 ст. 14 закона о контрактной системе, указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики ТРУ российского происхождения, работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется изделие российского происхождения, на основании сведений из ЕИС

Новые правила в условиях допуска иностранных товаров по приказу Минфина № 126н от 04.06.2018 Планируют утвердить изменения в приказ №126н и предусмотреть установление преференции в размере 20% для машин и оборудования при реализации национальных проектов (программ) Скачать проект изменений в приказ Минфина №126н от 04.06.2018

А ФАС анонсировала, что планирует распространить условия допуска по приказу №126н на все ТРУ, запреты применять в исключительных случаях, а ограничения использовать по принципу «третий лишний». Еще антимонопольный орган планирует утвердить единый список документов для подтверждения страны происхождения.

Нацрежим на практике

Применение запрета

Предмет закупки заказчика входит в группу № 1. Действие запрета не будет распространяться, если участник приложит к заявке один из трех документов:

  1. Копию специнвестконтракта, которую заверил руководитель организации — участницы такого контракта.
  2. Акт экспертизы, подтверждающий, что предложенный товар удовлетворяет требованиям из постановления № 719 от 17 июля 2015 года (выдается Торгово-промышленной палатой).
  3. Сертификат по форме СТ-1, подтверждающий российское или приравненное к нему происхождении товара.

Таким образом, к участию в закупке допущены два участника – № 1 и № 2.

Применение ограничения

Выше мы упоминали о том, что ограничение — это правило «Третий лишний». Суть в том, что все заявки с иностранными товарами отклоняются в том случае, если есть как минимум две заявки (в отдельных случаях — одна заявка) с товаром из РФ или ЕАЭС (в некоторых случаях допускаются только товары из России). Причем эти заявки должны содержать предложения разных производителей.

Допустим, заказчику нужно закупить лекарственный препарат из списка жизненно важных (распоряжение Правительства от 23.10.2017 № 2323-р). Здесь вступает в работу постановление № 1289. Оно требует, чтобы поставщики подтвердили происхождение препарата, приложив ко второй части заявки сертификата СТ-1.

В этом случае заказчик должен «включить» ограничение из постановления № 1289. Ему следует отклонить заявку участника № 2, поскольку она содержит препарат иностранного производства. Заявку участника № 4 также нужно отклонить, поскольку он не приложил сертификат. Таким образом, к участию допущены два поставщика.

Применение условий допуска

С условиями допуска из приказа Минэкономразвития № 155 все не так просто. Во-первых, приказ распространяется на самые разные товары, начиная с овощей и заканчивая мебелью. Тогда как «запретные» и «ограничительные» постановления имеют узкую направленность. Во-вторых, для каждого вида процедуры правила предоставление ценовой преференции работают по-своему. Это видно из Схемы 2.

Схема 2. Предоставление ценовой преференции в связи с национальным режимом

Преференции нет

Конкурс, Запрос котировок, Запрос предложений

Аукцион

В закупки только часть товара включена в перечень из приказа № 155

Закупка признана несостоявшейся

Все заявки содержат предложения поставки иностранного товара

Стоимость товаров из РФ или ЕАЭС в заявке составляет
менее 50%

Стоимость товаров из РФ или ЕАЭС в заявке победителя составляет
более 50%

Также существуют случаи, когда преференции из приказа № 155 не предоставляются (см. Схему 2).

Рассмотрим закупку госмедучреждением медицинских изделий, попадающих под приказ № 155. Закупка проводится через аукцион, начальная цена — 98 000 рублей. Поставщики в качестве подтверждения происхождения изделий должны приложить декларацию.

Как быть, если предметом одной закупки являются технологически и функционально связанные между собой товары, одна часть которых включена в перечень, утвержденный ПП РФ № 649 либо ПП РФ № 341, а другая часть – нет?

Ответ:

Приведем пример такой ситуации: ПП РФ № 649 распространяется на коды ОКПД2 31.09.12.121 «Кровати деревянные для взрослых» и 31.09.12.124 «Тумбы деревянные для спальни», тогда как такие близкие по содержанию коды, как 31.09.12.122 «Кровати деревянные для детей» и 31.09.12.123 «Шкафы деревянные для спальни» под действие ПП РФ № 649 не подпадают.

В разъяснениях, направленных письмами от 02.10.2015 № Д28и-2924, от 07.12.2015 № Д28и-3549, Минэкономразвития подчеркивает, что заказчик не обязан специально формировать объект закупки исключительно для УПУИС / ОИ, однако в целях реализации порядка предоставления преимуществ УПУИС / ОИ рекомендует формировать объект закупки в рамках одной процедуры закупки, состоящий только из товаров, включенных в перечень ТРУ, утвержденный ПП РФ № 649 либо ПП РФ № 341.

Действительно, формируя «смешанный» объект закупки, заказчик оказывается в безвыходной ситуации, когда любое его действие приведет к совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ:

• если заказчик установит в извещении и документации о закупке преимущества для УПУИС или ОИ, это будет незаконно в отношении товаров, которые не подпадают под действие ПП РФ № 649 либо ПП РФ № 341;

Преференция: что это значит по 44 ФЗ

В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.

Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.

В ст. 14 Закона о контрактной системе (N 44-ФЗ)
введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказМинэкономразвития от 25.03.2014 .

На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:

  • конкурсе;
  • аукционе;
  • запросе котировок;
  • запросе предложений.

На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:

  • конкурсных заявок;
  • заявок на запрос котировок;
  • окончательных решений при запросе предложений.

Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене. В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.

Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.

При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.

Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.

Преимущества и недостатки национального режима

Обычно считается желательным национальный режим. Однако так бывает не всегда. Теоретически эта концепция позволяет государству эффективно лишать иностранцев любых прав или собственности, которых это государство также лишает своих собственных граждан.

Например, предположим, что у государства есть закон, разрешающий экспроприировать собственность. При национальном режиме на иностранную фирму технически по-прежнему распространяется действие закона об экспроприации.

Или, скажем, законы штата гласят, что замужняя женщина не может путешествовать без разрешения мужа; Согласно концепции национального режима, замужней женщине-иностранке, путешествующей или проживающей в этом государстве, потребуется разрешение мужа на поездку, даже если оно ей не понадобится в стране ее происхождения. Однако, в зависимости от страны, могут существовать другие законы, которые могут ограничивать национальный режим только дополнительными выгодами.

Хотя исторически правительства, особенно в развивающихся странах, использовали национальный режим для оправдания экспроприации, эти вопросы обычно решаются посредством контрактов или договоров.

Принцип, противоположный национальному режиму, – это принцип минимального стандарта правосудия, который предоставит иностранным гражданам доступ к судебному процессу и защите основных прав, независимо от того, что им разрешено в соответствии с доктриной национального режима.

Преференции: особые условия допуска

Какие преференции и особые условия применять при закупках иностранных товаров по 44-ФЗ

Если закупаете объекты из , то обязаны поддержать поставщиков продукции из ЕАЭС и соблюсти правила допуска к закупке заявок с импортными товарами. Порядок допуска зависит от способа закупки, а условия пропишите в извещении. Таково требование приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155.

 

Для целей приказа № 155 заявка с иностранной продукцией – предложение участника, в котором по стоимости иностранной продукции не меньше 50 процентов. При этом допустимы «смешанные лоты», когда в закупке и продукция из перечня, и не включенная в него. Требуйте в составе заявки декларацию о стране происхождения.

Подробнее читайте в рекомендации «Когда предоставлять преференции участникам».

Также важно:

Какие условия допуска действуют для конкурса, запроса котировок и запроса предложений.

Какие условия допуска действуют для аукциона.

Когда применять преференции не нужно.

Что указать в документации.

Как применять ПП №2014 при проведении закупок

  1. Особенности формирования технического задания. 

При описании объекта закупки, осуществляемой для выполнения минимальной доли закупок российских товаров, необходимо указывать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики российских товаров, в том числе включенные в КТРУ. 

  1. Особенности расчета и обоснования НМЦК 

При определении идентичных и однородных товаров заказчик вправе учитывать только товары из ЕАЭС (в том числе включенные в Реестр российской промышленной продукции, Реестр евразийской промышленной продукции, Единый реестр российской радиоэлектронной продукции), а  также включенные в КТРУ характеристики (при наличии) соответствующих товаров.

Применяя метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), заказчик направляет запрос информации о цене субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (ГИСП). 

Министерство промышленности и торговли РФ в письме от 2 марта 2021 г. N15387/12 разъяснило, что «…в случае недостаточности сведений о субъектах деятельности в сфере промышленности, включенных в ГИСП, заказчик вправе дополнительно запросить для обоснования НМЦК недостающую ценовую информацию у иных участников рынка, осуществляющих производство товара, являющегося предметом закупки, либо использовать информацию о ценах товара, содержащихся в единой информационной системе в сфере закупок, по исполненным контрактам, по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных такими контрактами». 

Из вышеуказанных разъяснений Минпромторга следует, что, если заказчик по запросам,  ценовой информации, направленным производителям, включенным в ГИСП, не получил достаточной информации, для расчета НМЦК по ПП №2014 он имеет право: 

  1. запросить ценовую информацию у иных производителей, не включенных в ГИСП, и использовать ее для расчета НМЦК; 
  2. пользоваться ценовой информацией из реестра контрактов ЕИС по исполненным контрактам, по которым не взыскивались неустойки. 

На сайте ГИСП (https://gisp.gov.ru/nmck/) Минпромторг РФ предлагает заказчикам в случае отсутствия достаточного количества компаний для определения НМЦК (менее 3-х) или отсутствия сведений об организациях в ГИСП:

– зафиксировать, что нужная информация отсутствует или представлена не в полном объеме (сделать скриншот из ГИСП) в целях предоставления обоснования для отчета о невыполнении установленной минимальной доли;

– направить в Минпромторг России информацию об отсутствии необходимых сведений в ГИСП (Metod@minprom.gov.ru).

Полагаем, что заказчик в этом случае также имеет право разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС (п.3.7.2.Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013г. №567) и пользоваться при расчете НМЦК предоставленной ценовой информацией от любого лица, ответившего на запрос.    

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector