Антидемпинговые меры по 44- фз в 2020 и 2021 году
Содержание:
- Как применяются антидемпинговые меры в госзакупках
- Меры противостояния демпингу
- Дополнительные антидемпинговые меры
- Разновидности
- На каком этапе предоставляется информация о добросовестности?
- Как определить демпинг?
- Суть статьи 37 Закона № 44-ФЗ
- Информация подтверждающая добросовестность по 44-ФЗ
- Что такое специальная защитная мера?
Как применяются антидемпинговые меры в госзакупках
Антидемпинговые меры — это одна из специальных норм, которые предусмотрены 44-ФЗ, направленная на защиту заказчиков и поставщиков от недобросовестной конкуренции. Заказчики обязаны применять антидемпинговые меры к участникам торгов, если они перешли разумную грань снижения цены на торгах. Рассмотрим, когда и как они применяются по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Антидемпинговые меры применяются при осуществлении закупок, которые проводятся конкурентными способами. Их цель — не допустить демпинга, т. е. искусственного снижения итоговой цены контракта на 25 % и более. Такие скидки чреваты ограничением конкуренции недобросовестными участниками, а также риском для заказчиков получить некачественный товар или услугу.
Конечно, бывают случаи, когда сбить цену даже ниже себестоимости могут и честные поставщики, например, ради выхода на рынок. Так они рассчитывают на перспективную работу. Но, как показывает практика, чаще такие схемы направлены именно на устранение конкурентов.
В качестве предупредительных мер победитель тендера либо предоставляет повышенное обеспечение исполнения контракта, либо доказательство добросовестности. В некоторых случаях от него могут потребовать обосновать итоговую стоимость.
Различия в 44-ФЗ и 223-ФЗ
Ст. 37 44-ФЗ антидемпинговые меры требует применять для конкурсов и аукционов, если в результате их проведения НМЦК уменьшается на 25 % и более.
При проведении конкурса документы, подтверждающие добросовестность, прикладываются к заявке. Комиссия заказчика проверяет их и в случае обнаружения недостоверной информации отклоняет участника.
Если демпинг проявился во время аукциона, победитель должен подтвердить честные намерения документами, приложив их к подписанному контракту. В противном случае он может попасть в реестр недобросовестных поставщиков.
Если выбирается повышенное обеспечение, участник обязан предъявить его перед заключением контракта.
2 223-ФЗ наделяет Положение о закупках правом регламентировать всю закупочную деятельность заказчика, включая и подготовительные этапы.
Отсюда можно сделать вывод, что заказчик имеет право внести свои правила относительно борьбы с демпингом. Они могут быть такими же, как в законе о контрактной системе, либо отличаться.
Как применяются
Когда применяются антидемпинговые меры 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза, по сравнению с указанным в документации, если НМЦК выше 15 млн руб.
С 01.01.2019 уточнили правила применения антидемпинговых мер при начальной максимальной цене контракта до 15 млн руб. Толкование ст. 37 44-ФЗ перестало быть двояким.
С этого года антидемпинговые меры применяются следующим образом: это или обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, или обеспечение его исполнения в «стандартном» однократном размере вместе со сведениями о добросовестности.
Важно отметить, что при закупке через конкурс научных, конструкторских или технологических работ заказчик может оценивать заявки с нормальным снижением (до 25 %) по одним критериям, а с демпинговым — по другим (ч. 7 и 8 ст. 37)
37).
Если приобретаются продукты питания, топливо, предметы для экстренной и скорой медицинской помощи, то участник с демпинговым предложением обязан предоставить заказчику обоснование цены. Для этих целей можно использовать:
- Гарантийное письмо от производителя продукции.
- Документальное подтверждение наличия товара.
- Другие бумаги, подтверждающие возможность осуществить поставку
В 29.03.
2019 опубликовали законопроект, который обязывает заказчика прописать в госконтракте условие о запрете перечислять аванс, если такой контракт подписывается с участником закупки, который предложил цену на 25 и более процентов ниже НМЦК. Так планируют сократить случаи искусственного и необоснованного занижения цен недобросовестными участниками закупок, которые не планируют выполнять обязательства, чтобы исключить получение аванса такими участниками.
Ответственность
За отсутствие информации об антидемпинговых мерах оштрафуют, по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП, на 3000 рублей. Должностное лицо накажут за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, о проведении запроса предложений, за определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Когда антидемпинговые меры не применяются
К исключениям из правила о применении антидемпинговых мер можно отнести несколько ситуаций. Не принимайте такие меры в следующих случаях:
Меры противостояния демпингу
На рынке демпинг единодушно признан незаконной мерой. Поэтому страны вводят антидемпинговые пошлины. А правообладатели могут ввести свои антидемпинговые меры. Яркий и недавний пример — США ввели специальные пошлины на импорт стали. Если для РФ ставка составила 6%, для Индии — всего 4%, то для Китая Вашингтон установил пошлину в размере 200%! Причем для российской «Северстали» пошлина не была введена, ведь ее участие в демпинге не было подтверждено.
На уровне нашего государства был принят закон 44-ФЗ, который призван обезопасить заказчиков от недобросовестных исполнителей. В законе есть антидемпинговые меры.
Ранее, когда действовал 94-ФЗ, победитель аукциона, предложивший самую низкую цену, зачастую исчезал после получения предоплаты. Теперь всем поставщикам нужно подтверждать свою порядочность.
Однако главный критерий победы в аукционе — низкая цена — остался. Правда, если наименьшая предложенная стоимость ниже первоначальной более чем на 25%, принимаются следующие меры:
- При стоимости контракта выше 15 миллионов рублей его обеспечение увеличивается в полтора раза.
- Такая же мера может быть принята в случае, если цена контракта меньше 15 миллионов рублей. Но в этом случае чаще всего от поставщика требуется подтвердить свою компетентность, доказать порядочность, предоставить уже выполненные аналогичные контракты.
Обосновывать стоимость контракта поставщик обязан, если речь идет о поставке нефтепродуктов, продовольствия, медикаментов (кроме ЖНВЛП). Если обоснования не были предоставлены, компания вносится в РНП в качестве недобросовестного поставщика.
Отметим, что статья 37 данного закона, конечно, снизила риски государственных закупок, но полностью их не устранила. До сих пор есть случаи судебных разбирательств, невыполненных контрактов, низкого качества предоставленных услуг.
В области IT против демпинга есть свои меры. В этой сфере приняты рекомендуемые цены, ниже которых опускаться не следует.
Важно
В рознице IT-услуги и товары продаются по строго регламентированным ценам. Однако, если последняя версия продукта уже снята с производства, начинает устаревать, ее реализуют по демпинговой цене, торгуют «в ноль».. Если IT-компания нарушила регламент и снизила стоимость продукта, к ней могут применить следующие меры:
Если IT-компания нарушила регламент и снизила стоимость продукта, к ней могут применить следующие меры:
- Оштрафовать в 10, 30 и даже 100-кратном размере от суммы нарушения.
- Лишить права продавать продукт.
- Лишить статуса партнера.
Отметим, что в IT-сфере есть такое понятие, как «за прайс». Это тоже вид демпинга, когда разработчик может снизить стоимость продукта для ведущего, статусного клиента. Например, проведена крупная поставка антивирусного обеспечения для офисов известной корпорации. Цена контракта может быть снижена на 30%, что весьма существенно для IT-рынка.
Дополнительные антидемпинговые меры
В некоторых случаях оно не используется, и снижение ценового предложения на 25% от НМЦК считается нормой. Рассмотрим данные ситуации.
В данном случае необходимо предоставить обоснование ценового предложения с помощью гарантийного письма от производителя, документации, свидетельствующей о наличии товара, и другого подтверждения возможности осуществить поставку. В закупках по таким условиях в большинстве случаях участвуют продукты питания, жизненно важные лекарственные средства, топливо, предметы для скорой медицинской помощи.
Если заказчик не указал в контракте об особом проведении демпинговых мер, то они применяются на общих основаниях согласно законодательству РФ.
Каких-либо специальных требований к обоснованию ценового предложения, а также оснований по отклонению обоснования комиссией заказчика Федеральным законом №44 не предусмотрено. Поэтому четкой регламентации составления обоснования нет, оно предоставляется в свободной форме.
Важно знать, что отстранение участника от закупки может быть только по одной причине – отсутствие обоснования
Разновидности
Могут быть разные виды демпинга. В частности, в развитых странах отмечаются стоимостной и ценовой демпинг.
- Ценовой демпинг. Соотнесение цены продаж на внешнем и внутреннем рынках. Если для чужих цена оказывается дешевле, это будет ценовой демпинг.
- Затратный демпинг. Соотнесение цены продажи на внешнем рынке с производственными затратами. Затратный демпинг – когда продажа чужим ведется ниже себестоимости.
- Оптовый демпинг. Предлагается крупная партия ценных бумаг либо товаров без должного учета фактора цены и спроса на продукцию.
Монопольный демпинг. Встречается данный демпинг, когда предприятию либо группе предприятий в своей стране удалось стать монополистом, предлагая более низкие цены на товары по сравнению со своими предложениями на внутреннем рынке.
Совет! Но при такой политике предполагается защита национального банка, чтобы на внутреннем рынке продаваемый товар не вытеснили зарубежные товары по более оправданным ценам.
Технологический демпинг – обеспечиваются более низкие цены за счет лучшей производительности компании, достигнутой передовой технологией.
Социальный демпинг. Используется такой демпинг, чтобы определить ценовые выгоды, полученные страной-экспортером за счет чрезвычайно низких производственных издержек – с учетом низкого социального развития и уровня жизни.
Спорадический демпинг. Распродажа в виде международного «сейла» — ценовой либо себестоимостный демпинг. Предназначен для сокращения неликвидных запасов товаров. Такой демпинг является кратковременным.
Учитывая рыночное происхождение данного демпинга, не происходит нарушение рыночных процессов, без применения антидемпинговых мер и разорения конкурентов.
Преднамеренный демпинг. Может предназначаться для вытеснения конкурентов, отвоевывая их долю рынка, устанавливая монопольные цены.
Постоянный демпинг. Является длительной, систематической и постоянной распродажей для ценового демпинга. Отличительная особенность такого демпинга – меньшие издержки.
Возможно варьирование цен, в том числе на внешнем рынке менее домашней цены. Такой демпинг имеет рыночное происхождение, что не приводит к нарушениям рыночных процессов, хотя конкуренты могут пострадать.
Внимание! Обратный демпинг. Цены на экспорт завышаются в сравнении с внутренним рынком
Считается крайне редким явлением, обычно из-за непредвиденных колебаний валют.
Взаимный демпинг. Данный демпинг предполагает встречную торговлю между двумя государствами одинаковым товаром по заниженным ценам. Редкое явление – при высокой монополизации определенного товара на внутреннем рынке.
«Разбойничий» демпинг. Основан на длительной, постоянной и систематической распродаже ради «себестоимостного» демпинга. Предназначен для разорения конкурентов, избавляясь от них.
Характеризуется продажей продукции в убыток для себя вначале, чтобы использовать полученный монополистический статус для повышения тарифов в дальнейшем.
Скрытый демпинг. Компании не всегда предлагают свою продукцию менее себестоимости с целью недобросовестной конкуренции либо повышения продаж. В частности, можно отметить сделки с признаками уменьшения налогооблагаемой базы.
Часто импортеры решают продавать продукцию по меньшей цене в сравнении со счетом экспортера. Такая схема используется при налоговой оптимизации. Но участники подобных сделок должны быть друг в друге уверены.
Эпизодичный демпинг. Считается самым востребованным и распространенным демпингом – с целью продаж излишних товарных запасов по равным ценам.
Важно! К примеру, когда уровень производства превышает емкость внутреннего рынка – компания должна для себя определить, отказаться от части мощностей производства либо же вести продажи по заниженным ценам. Во втором случае ставка компании приходится на привлечение дополнительных потребителей для расширения целевой аудитории
Во втором случае ставка компании приходится на привлечение дополнительных потребителей для расширения целевой аудитории.
Для таких распродаж используются различные маркетинговые решения – указание товара на ценнике, дегустация, выкладка продукции на самых заметных местах и др.
У магазинов распространен демпинг по основному товару, компенсируя это за счет большей цены дополнительных услуг либо смежных продуктов.
К демпинговым продажам могут приводить также факторы, регламентируемые 40 НК РФ, во время сезонных либо других колебаний спроса, с возможной утратой потребительских качеств товаров после окончания срока годности.
На каком этапе предоставляется информация о добросовестности?
Все зависит от того, какой способ определения поставщика заказчик использует при проведении закупки
Таблица 2:
Условие |
При проведении электронного аукциона (ч.5 ст.37 Закона 44-ФЗ) |
При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме (ч.5 ст.37 Закона 44-ФЗ) |
При проведении всех видов конкурса, в том числе закрытого (ч.4 ст.37 Закона 44-ФЗ) |
Этап предоставления информации |
При направлении заказчику подписанного проекта контракта |
При направлении заказчику подписанного проекта контракта |
В составе заявки на участие в закупке. |
Кто проверяет информацию |
Комиссия по осуществлению закупок |
Комиссия по осуществлению закупок |
Комиссия по осуществлению закупок |
Если информация отсутствует |
Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. |
Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. |
Заявку по этой причине отклонять нельзя. Контракт с участником закупки заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке. |
Если информация недостоверна |
Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. |
Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. |
Заявка участника должна быть отклонена. |
Как оформляется решение |
Решение оформляется протоколом, который размещается заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. |
Решение оформляется протоколом, который размещается заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. |
Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. |
Следует помнить, что Закон 44-ФЗ устанавливает еще один случай, когда участник закупки может подтвердить свою добросовестность – это случай, прописанный в ч.8.1 ст.96 Закона 44-ФЗ (правило введено только с 1 апреля 2020 г.). Так, если проводится закупка среди субъектов малого предпринимательства или социально-ориентированных некоммерческих организаций (п.1 ч.1 ст.30 Закона 44-ФЗ), участник закупки, с которым заключается контракт, освобождается от предоставления и обеспечения исполнения контракта (в том числе с учетом антидемпинговых мер), и обеспечения гарантийных обязательств. Но только в случае, если он предоставит информацию из реестра контрактов, свидетельствующую о его «добросовестности»
При этом, обратите внимание, что слово «добросовестность» в этой норме закона уже не используется (поэтому указываем его в кавычках). Однако требования к информации практически те же, что мы ранее разобрали в статье, но с тремя важными отличиями:
1) Правопреемство в предыдущих контрактах уже не учитывается (для сравнения см. п.2 Таблицы 1). Например, при слиянии юридических лиц, контракты которые были исполнены такими юридическими лицами до слияния, не могут учитываться в качестве подтверждения «добросовестности».
2) Установлены совершенно иные требования к цене предыдущих контрактов. Так, сумма цен трех предыдущих контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки (в закупке «без объема» по ч.24 ст.22 Закона 44-ФЗ – не менее максимального значения цены контракта) (для сравнения см. п.8 Таблицы 1). При проведении совместных конкурсов или аукционов участник закупки освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления информации об исполненных трех контрактов, сумма цен которых должна составлять не менее суммы НМЦК каждого заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (письма Минфина России от 13.08.2020 N 24-03-08/71272, от 03.09.2020 N 24-03-08/77364).
3) Информация о трех контрактах предоставляется участником закупки исключительно до заключения контракта в случаях, установленных Законом 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.
Если закупка проводится заказчиком на общих основаниях без специальных преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально-ориентированным организациям, то данная норма уже не действует, даже если победителем в закупке является субъект малого предпринимательства.
Подобрать ОКПД2
Как определить демпинг?
Товар является реализованным с использованием демпинга тогда, когда его цена при экспорте меньше нормальной стоимости. Норму устанавливают по сделкам купли-продажи по подобной продукции. Ущерб, нанесенный экономике, устанавливается на основе анализа объема товара, продаваемого с применением демпинга. Также учитывается цена такого же продукта, производимого национальными компаниями.
На расследование может уйти около 6-12 месяцев. Если был установлен факт демпинга, то устанавливается антидемпинговая пошлина. Применяют ее не ранее 2 месяцев с момента расследования. Ставка способна возместить убытки экономике. Действует пошлина 4 месяца. По заявлению экспортеров период продлевается до 6 месяцев.
Суть статьи 37 Закона № 44-ФЗ
Так, 37 статья 44-ФЗ предусматривает:
если начальная цена контракта выше 15 млн. рублей, участнику закупки придется предоставить обеспечение в повышенном размере (в полтора раза больше указанного в документации о проведении конкурса или аукциона). Если предусматривается выплата аванса, то размер обеспечения должен быть не менее аванса;
если начальная цена контракта 15 млн. рублей и менее, то участнику закупочных процедур дается выбор – либо предоставление обеспечения в более высоком размере (какой указывался выше), либо документальное подтверждение заказчику своей добросовестности.
Со случаем, когда цена контракта более 15 млн. рублей, все более-менее понятно – участник закупки предоставляет либо банковскую гарантию, либо денежные средства в обеспечение в более высоком размере. А часть статьи, предусматривающая предоставление информации о добросовестности участника закупки, иногда вызывает на практике вопросы применения. 37 статья 44-ФЗ четко оговаривает, какую именно информацию из реестра следует предоставлять (о каких именно исполненных контрактах и в какие сроки). Таким образом, заказчиком производится отбор участников, желающих поиграть не по правилам. Т.е. если компания снижает цену ниже установленного порога, заказчик в соответствии с антидемпинговыми процедурами должен иметь возможность убедиться, что участник закупки выполнял контракты без штрафных санкций, что он может выполнить взятые на себя обязательства и по данному заказу. Таким образом, снижаются риски столкновения заказчика с недобросовестными фирмами, использующими демпинг в своих интересах.
Информация подтверждающая добросовестность по 44-ФЗ
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, по Закону 44-ФЗ (ч.3 ст.37) относятся ранее исполненные участником закупки контракты, для которых выполняются следующие условия
Таблица 1:
№ |
Требования к информации |
Показатель |
Пояснения |
1 |
Вид информации |
Информация из Реестра контрактов, заключенных заказчиками |
|
2 |
Количество контрактов |
3 контракта |
Участник закупки сам выбирает исполненные им контракты, которыми он будет подтверждать свою добросовестность. Если участником закупки представлено менее 3 контрактов, то считается, что информация не представлена. Если участником закупки представлено более 3 контрактов, то заказчик выбирает из них не менее 3-х, соответствующих требованиям. С учетом правопреемства (ст.58 ГК РФ).
|
3 |
Предмет контрактов |
Любой |
Предмет предыдущего контракта может отличаться от предмета контракта, который заключается по итогам торгов. Например, закупается мебель, а предметом предыдущего контракта может быть выполнение работ по текущему ремонту. |
4 |
Заказчик по контрактам |
Любой |
Предыдущие контракты могут быть заключены либо заказчиком в данной закупке, либо любым другим заказчиком по Закону 44-ФЗ. |
5 |
Период исполнения контрактов |
В течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке. То есть последний документ о приемке по предыдущему контракту (например, акт) должен быть подписан в течение указанного срока. |
|
6 |
Статус контракта |
Все 3 контракта должны быть исполнены |
|
7 |
Требование к контрактам |
Каждый из 3-х контрактов должен быть исполнен без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Заказчик должен учитывать только неустойку, сведения о которой включены реестр контрактов (см. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 N 11АП-16648/20 по делу N А72-7492/2020). |
|
8 |
Цена предыдущего контракта |
Цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем 20% НМЦК |
Если заказчик проводит закупку «без объема» по ч.24 ст.22 Закона 44-ФЗ, то цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем 20% максимального значения цены контракта. |
Обратите внимание, если заказчиком в торгах не установлено требование об обеспечении исполнения контракта, то участник закупки, с которым заключается контракт, вправе не предоставлять указанную информацию (письмо Минфина России от 14.08.2020 N 24-03-08/71598). Соответственно, в таких закупках при демпинге заказчик не может проверять добросовестность участника закупки
Что такое специальная защитная мера?
Специальная защитная мера – это мера, применяемая к товару в случае, если по результатам расследования, проведенного уполномоченным органом, установлено, что импорт данного товара в страну осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб или создает угрозу причинения серьезного ущерба отечественной отрасли экономики.
Цель специальной защитной меры состоит в том, чтобы дать промышленности возможность адаптироваться к изменившимся условиям. Для этого с помощью меры уменьшаются объемы импортной продукции на внутреннем рынке, чтобы отечественная отрасль могла осуществить необходимые изменения с целью экономического приспособления.
Специальные защитные меры применяются в форме специальной пошлины или в форме количественных ограничений (квот). При этом квота не должна сокращать количество импорта ниже уровня предыдущего периода, за который, как правило, принимается средний импорт за последние три представительных года, если только не будет четкого обоснования необходимости установления иного уровня для предотвращения или устранения серьезного ущерба.
1. Антидемпинговые меры
Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать 5 лет с даты ее введения. Срок действия меры может быть продлен, если уполномоченный орган, проведет пересмотр действующей меры (как правило на основании заявления национальной отрасли промышленности) и придет к заключению, что прекращение действия пошлины приведет к продолжению или возобновлению демпинга и ущерба.
Срок применения предварительной антидемпинговой меры ограничивается периодом, не превышающим четырех месяцев, или, в исключительных случаях, не превышающим шести месяцев.
Подробнее об антидемпинговых мерах.
2. Компенсационные меры
Срок действия любой окончательной компенсационной пошлины не должен превышать 5 лет с даты ее введения. Срок действия меры может быть продлен, если уполномоченный орган проведет пересмотр действующей меры (как правило на основании заявления национальной отрасли промышленности) и придет к заключению, что прекращение действия пошлины приведет к продолжению или возобновлению субсидирования и ущерба.
В ходе компенсационного расследования возможно применение предварительной компенсационной меры, которая, как и предварительная антидемпинговая мера не применяется ранее, чем через 60 дней с даты инициирования расследования.
Срок применения предварительной компенсационной меры ограничивается периодом, не превышающим четырех месяцев.
Подробнее о субсидиях и компенсационных мерах*
3. Специальные защитные меры
Срок действия специальной защитной меры не должен превышать 4 года. Срок действия меры может быть продлен при условии, что компетентные органы импортирующей страны установили, что данная защитная мера продолжает быть необходимой для предотвращения или устранения серьезного ущерба, и что имеется свидетельство того, что данная отрасль производства находится в процессе экономического приспособления. Однако, общий период применения специальной защитной меры, включая период применения предварительной меры, период начального применения и любого ее продления, не должен превышать восьми лет.
Предварительные специальные защитные меры могут применяться в критических обстоятельствах, когда отсрочка нанесла бы ущерб, который будет трудно устранить, при наличии очевидных свидетельств того, что возросший импорт нанес или угрожает нанести серьезный ущерб. Срок действия предварительной меры не должен превышать 200 дней.
Подробнее о специальных защитных мерах*
* Примечание: переход по гиперссылкам должен осуществляться на страницы «Субсидии и компенсационные меры» и «Специальные защитные меры» подраздела «Виды ограничительных мер во внешней торговле» раздела «Международные правила торговли» Портала внешнеэкономической информации Минэкономразвития России.