Порядок и условия регистрации безработных граждан в рф в 2020 году
Содержание:
- Пошаговая инструкция регистрации
- Обязательность индивидуального трудового договора
- Определение, порядок и условия признания безработным
- Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 апреля 2021 г. № 16-1/ООГ-2387 О назначении выплаты пособия по безработице
- Кратко об особенностях назначения
- Как получить статус безработного в центре занятости
- Условия
- Важно знать!
Пошаговая инструкция регистрации
С целью официальной регистрации безработным человек должен предпринять следующие шаги:
- Первый этап. Обращение в ближайший центр, занимающийся вопросами занятости, для получения информации о состоянии регионального рынка труда и возможности получения услуг по реализуемым мероприятиям занятости.
- Второй этап. Регистрация гражданина в учреждении службы занятости с целью подбора работы. Такая регистрация доступна всем, независимо от места жительства и пребывания в Российской Федерации.
- Третий этап. Регистрация гражданина безработным, которой подлежит тот, кто поставлен на учет в поисках работы в службе занятости. В отношении него не позднее 11 дня со дня предъявления пакета документов принимается решение (издается приказ руководителя ЦЗН) о присвоении статуса безработного.
В процессе обращения в Службу занятости обязательным является предъявление следующих документов:
- паспорта или заменяющего его документа;
- индивидуальной программы реабилитации (для инвалидов).
Кроме того, гражданин может сразу предъявить документы, необходимые для регистрации безработным:
- документы о квалификации, специальности (дипломы, свидетельства, удостоверения, сертификаты);
- трудовую книжку, гражданско-правовые договоры с актами об их исполнении, контракты и другие документы, подтверждающие периоды работы;
- справку, содержащую информацию о среднем заработке за последние три месяца трудовой деятельности, выдаваемую работодателем;
- документы, которые подтверждают прекращение трудовой или иной деятельности (например, свидетельство о завершении работы в качестве предпринимателя);
- документы, позволяющие отнести человека к категории людей, испытывающих затруднения в поиске работы (статья 5 Закона о занятости): кто освобожден из исправительных учреждений;
- люди предпенсионного возраста (осталось 2 года до наступления права на получение пенсии);
- одинокие и многодетные родители, имеющие на воспитании детей с инвалидностью или несовершеннолетних;
- беженцы и переселенцы;
- граждане после военной службы и члены семьи бывших военнослужащих;
- люди, подвергшиеся воздействию радиационных катастроф, а также несовершеннолетние граждане (14-18 лет) и молодые люди 18-20 лет со средним профессиональным образованием, ранее не приступавшие к труду.
Для постановки на регистрационный учет тех, кто не имеет квалификации, специальности и опыта работы, достаточно иметь паспорт и аттестат (или другой документ об окончании школы).
Молодые люди, закончившие учебные заведения с получением квалификации, специальности и не имеющие стажа трудовой деятельности, кроме паспорта должны представить документ о профессиональном образовании.
Если гражданин занимался самостоятельным поиском работы (факт увольнения зафиксирован более года тому назад), справка с места работы с указанием среднего заработка не требуется, она теряет свою актуальность.
Людям, уволенным в связи с сокращением либо по причине ликвидации организации, необходимо предъявлять на биржу труда стандартный перечень документов, однако необходимо помнить, что срок обращения в центр занятости не должен превышать 2 недели (14 календарных дней) с даты увольнения. Несоблюдение данного периода не позволит гражданину получить справку из центра занятости о своевременной регистрации, которая нужна для предъявления работодателю в случае отсутствия факта трудоустройства для начисления бывшему сотруднику среднемесячного заработка за третий после увольнения месяц. В случае превышения 14-дневного периода после увольнения право обращения на биржу труда для получения статуса безработного сохраняется.
Обязательность индивидуального трудового договора
Трудовой договор должен быть заключен индивидуально с каждым работником, нельзя обойтись при приеме на работу только приказом или записью в трудовой книжке. В реальности нередко складываются такие ситуации, когда работник фактически работает в рамках трудовых отношений, но трудовой договор с ним не заключен. Такая ситуация является прямым нарушением трудового законодательства.
Согласно ст. 67 ТК РФ при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня начала работы. Если трудовой договор не был оформлен письменно, то он все равно считается заключенным с того дня, когда работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя.
Если же складывается ситуация, когда работник фактически работает в рамках трудовых отношений без заключения трудового договора, а работодатель уверяет, что знать не знает об этом, и отказывается признать отношения с этим работником трудовыми, то работнику все равно должно быть оплачено фактически отработанное им время или выполненная работа. Ответственность за это нарушение (вплоть до уголовной) несет лицо, которое фактически допустило работника к работе без ведома работодателя.
Конечно, ни для кого не секрет, что в России большое число людей работают неофициально. В прошлом году Правительство не досчиталось на официальном рынке труда 20 млн. трудоспособных граждан. Разумеется, эти люди имеют источники доходов, и не все из них являются незаконными предпринимателями. Значительная часть из них – это как раз нелегальные работники, за которых работодатели не платят страховые взносы и не удерживают с них подоходный налог. Государству проще решить эту проблему через привлечение к ответственности работодателей, поэтому очень вероятно, что трудовое законодательство будет и дальше ужесточаться.
С 1 января 2015 года статья 5.27 КоАП РФ об ответственности за нарушение трудового законодательства действует в новой редакции, согласно которой уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа:
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
- на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
- на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Определение, порядок и условия признания безработным
Как отмечают специалисты, трудовое право уделяет большое значение урегулированию и решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Исходя из законодательно закрепленного определения, можно выделить следующие условия признания граждан безработными:
- достижение 16 летнего возраста;
- отсутствие работы и заработка;
- регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
- отсутствие подходящей работы;
- поиск работы самим безработным и готовность приступить к ней.
Как отмечают А. Долгова и И. Жукова, безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, достигшие 16 летнего возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ не назначена трудовая пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет. Не относятся к трудоспособным граждане, являющиеся инвалидами 1-ой группы.
Безработным может быть признан только гражданин, не имеющий работы и заработка. Статус безработного не присваивается гражданам, занимающимся деятельностью, указанной в ст. 2 Закона о занятости, то есть, работающим по трудовому, гражданско-правовому, авторскому договору, в кооперативе на основании членства, обучающимся на очном отделении в профессиональном учебном заведении и т. д.
В качестве заработка не учитывается выплата выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций либо с военной службы в связи с ликвидацией, сокращением численности и штата.
Однако не считаются безработными лица:
- не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по старости (возрасту), в том числе досрочно, либо получающие пенсию за выслугу лет;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу – в случае двух отказов от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы;
- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в службу занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный службой занятости для регистрации их в качестве безработных;
- осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения свободы;
- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
По мнению В.А. Павленкова, готовность приступить к работе — такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.
Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 10 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы; для впервые ищущих и не имеющих профессии — паспорта и документа об образовании.
Таким образом, государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д. Федеральная служба занятости выступает посредником между безработными и работодателями, а основанием возникновения правоотношений между государственной службой занятости и безработным является решение службы занятости о признании гражданина безработным.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 апреля 2021 г. № 16-1/ООГ-2387 О назначении выплаты пособия по безработице
1 июня 2021
Департамент занятости населения и трудовой миграции, рассмотрев обращение, сообщает, что Минтруду России не предоставлено право давать разъяснения о применении законодательства в сфере занятости населения и, соответственно, данное письмо не является официальным разъяснением действующего законодательства и нормативным правовым актом.
Также ввиду отсутствия в обращении конкретной информации подготовить ответ по существу поставленных вопросов не представляется возможным.
Вместе с тем отмечаем следующее.
Выплата пособия по безработице может быть осуществлена только в случае признания гражданина безработным в установленном порядке.
Для признанных в установленном порядке безработными граждан, осуществлявших трудовую деятельность, и граждан, осуществлявших иную приносящую трудовой доход (вознаграждение) деятельность, Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости населения) дифференцированы условия, размеры и сроки выплаты пособия по безработице в зависимости от того, к какой категории занятых граждан они относились до постановки их органами службы занятости на регистрационный учет в качестве безработных — к работавшим по трудовому договору (проходившим службу) либо к иным категориям.
Формируя правовой статус лица, работающего по трудовому договору, федеральный законодатель основывается на признании того, что труд такого лица организуется, применяется и управляется в интересах работодателя, который обязан обеспечить право работника на (своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимума оплаты труда. В силу данного обстоятельства работник представляет в трудовом правоотношении экономически более слабую сторону, что предопределяет обязанность Российской Федерации как социального государства обеспечивать надлежащую защиту его прав и законных интересов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2010 г. №11-П).
В этой связи законодатель наиболее высокую степень социальной поддержки безработных граждан в виде выплаты пособия по безработице предоставляет гражданам, уволенным по причинам, не связанным с виновными действиями, в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, т.е. гражданам, обратившимся в целях поиска работы в органы службы занятости в короткие сроки после увольнения.
При обращении в органы службы занятости после прекращения осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, которая регулируется нормами гражданского законодательства, такой гражданин не может быть отнесен к категории уволенных, так как не состоял в трудовых отношениях с работодателем, а самостоятельно обеспечивал себя работой.
Таким образом, по нашему мнению, гражданам, прекратившим иную приносящую доход (вознаграждение) деятельность, органы службы занятости назначают пособие по безработице, руководствуясь пунктом 1 статьи 34 Закона о занятости населения, относя данный случай к иным случаям (т.е. пособие по безработице начисляется в размере его минимальной величины).
Следует отметить, что вопросы о размерах пособия по безработице неоднократно рассматривались Конституционным Судом Российской Федерации и нормы Закона о занятости населения, регулирующие выплату пособия по безработице, в системе действующего правового регулирования нарушающими конституционные права граждан не признаны.
Одновременно сообщаем, что согласно статье 7.1 Закона о занятости населения осуществление социальных выплат, в том числе пособия по безработице, гражданам, признанным в установленном порядке безработными, является полномочием Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В этой связи за получением конкретной информации по вопросу размера причитающегося пособия по безработице Вы можете обратиться в осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором Вы проживаете и в ведении которого находятся государственные учреждения службы занятости населения (центры занятости населения) по месту Вашего жительства.
Директордепартамента занятости населенияи трудовой миграции Минтруда | М.В. Кирсанов |
Кратко об особенностях назначения
С целью признания лица безработным, нужно обратиться в службу занятости со следующими документами: паспорт, СНИЛС, ИНН, документ об образовании, трудовая книжка и справка о заработной плате (при их наличии).
Кому назначат минимальную сумму?
Если такое решение было принято, то безработному будет выплачиваться пособие, размер которого устанавливается исходя из некоторых условий. Пособие в минимальном размере 850 рублей будет назначено следующим категориям граждан:
-
Желающим трудоустроиться впервые (для ранее не работавших граждан).
- Желающим трудоустроиться после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев).
- Лицу, уволенному по любым причинам, если оно в течение последних 12 месяцев имело оплачиваемую работу менее 26 календарных недель.
- Лицу, уволенному по причине нарушения трудовой дисциплины или по другим виновным действиям.
- Лицам, после отчисления с обучения за виновные действия, куда они были направлены от службы занятости.
Кто может получить максимум?
В случаях, когда гражданин РФ ищет работу после недавнего увольнения или в течение последних 12 месяцев имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, размер пособия будет рассчитываться и назначаться исходя из его средней заработной платы по предыдущему месту работы. Для этого в службу занятости нужно предоставить справку о зарплате за три последних месяца работы (о том, как оформить справку о среднем заработке, говорится здесь).
Пособие будет назначено сроком на один год, в первые три месяца выплачивается в размере 75% от среднего заработка, следующие 4 месяца — 60% от среднего заработка, а оставшиеся 5 месяцев — 45%.
Максимальная сумма пособия не может превышать 4900 рублей, даже если по справке о заработной плате было рассчитано большее значение.
О том, какое пособие по безработице будет выплачиваться человеку, уволившемуся по собственному желанию или по соглашению сторон, рассказано в нашем материале.
О сроках и порядке выплат
Период выплаты пособия устанавливается сроком на 12 месяцев (они могут идти не последовательно) в течение 18 календарных месяцев. Пособие или материальная помощь со стороны службы занятости выплачивается ежемесячно, с первого дня присвоения гражданину статуса безработного, при условии, что он регулярно проходит перерегистрацию в установленные сроки.
Процедура перерегистрации не может происходить более двух раз в месяц. К выплате подлежит пособие по безработице, увеличенное на районный коэффициент.
Период, в котором гражданин признан безработным и получает от государства соответствующее пособие, засчитывается в общий трудовой стаж, но не увеличивает размер пенсии, т. к. отчисления в Пенсионный фонд не производятся. Более полную информацию о том, входит ли в трудовой стаж период получения пособия по безработице или нет, вы можете найти в отдельной статье.
Об условиях, сроках и порядке выплаты пособия по безработице более подробно рассказывает наша статья.
Как получить статус безработного в центре занятости
Несмотря на достаточно прозрачное регулирование данного вопроса действующим законодательством и большое количество дополнительных гарантий, которые предоставляет государство безработным гражданам, о том, как получить статус безработного в центре занятости знает не каждый. Порядок и условия признания гражданина безработным являются достаточно простыми и изложить их можно в следующей пошаговой инструкции:
- Необходимо собрать пакет документов, требуемый центром занятости для постановления на учет. Данный пакет является достаточно большим, а отсутствие любого из необходимых документов приведет к отказу в предоставлении статуса безработного.
- Визит на биржу труда в государственный центр или службу занятости. Данный этап требует в обязательном порядке личного визита – представитель человека или иное лицо не может его заменить даже при наличии генеральной доверенности. Направлять документы почтой также недопустимо.
- Заполнение анкеты. В центре занятости, лицо, претендующее на статус безработного должно заполнить анкету с указанием желаемого размера заработной платы и должности.
- После подачи документов, если в течение десяти дней гражданин не будет трудоустроен и у службы занятости не возникнет оснований для предоставления отказа, то ему будет предоставлен статус безработного со всеми основными предусмотренными законодательством гарантиями.
Перечень документов для постановки на учет в центре занятости является следующим:
- Паспорт или иной, удостоверяющий личность в соответствии с требованиями законодательства документ, в том числе удостоверение беженца.
- Заявление на постановку на учет. Получить бланк такого заявления можно в центре занятости, или заполнить его самостоятельно предварительно.
- Трудовая книжка. Данный документ обязателен для лиц, которые ранее были трудоустроены. Если документы подаются лицом, ранее нигде не работавшим, то трудовая книжка не является необходимой.
- Справка о среднемесячном заработке для центра занятости. Данная справка должна быть получена в бухгалтерии по последнему месту работы. При этом необходимо не путать её со справкой о доходах по форме 2-НДФЛ – данный документ не принимается центром занятости. При этом справка о доходах не требуется для тех, кто работал менее 26 недель в течение предшествующего подаче документов календарного года.
- Документы об образовании. Предоставление документов, подтверждающих уровень образования не является обязательным, однако поможет подобрать подходящую специальность.
- Выписка лицевого счета. Данный документ необходим для получения лицами с правовым статусом безработного пособия по безработице.
- Свидетельство о ликвидации ИП. Бывшие индивидуальные предприниматели должны также предоставить в центр занятости свидетельство о прекращении предпринимательской деятельности.
- Индивидуальная программа реабилитации. Если в центр занятости на учет становится инвалид, помимо вышеозначенных документов он также обязан предоставить индивидуальную программу реабилитации, так как именно на её основании будет подбираться подходящая по медицинским показаниям должность.
Условия
Для получения рассматриваемого статуса человеку требуется зарегистрироваться в ЦЗН. Целью регистрации является поиск новой организации для работы. Человек с помощью центров подыскивает работу. Приступить к труду он может в любой момент. Чтобы признать лицо безработным, нужно учитывать условия:
- достижение определенной возрастной группы (16 лет);
- в соответствии с законом не назначены пенсионные выплаты;
- человек признан инвалидом первой группы.
Закон указывает, что некоторые лица не получают статус неработающего. Компетентный орган принимает решение относительно признания граждан безработными. Обратиться нужно по месту, где зарегистрирован заявитель. Сотрудникам центров занятости отводиться одиннадцать дней на вынесение решения. Отсчет начинается, когда человеком представлена необходимая документация сотрудникам ЦЗН. Бумаги подтверждают:
- личность человека;
- то, что гражданин не работает;
- размер среднего заработка, получаемого по прежнему месту работы;
- наличие квалификации.
При отсутствии у лица специальности – он приносит в органы занятости документацию, посредством которой подтверждается личность заявителя и уровень образования. Для получения надбавок требуется представить бумаги, подтверждающие совместное проживание с иждивенцами. Если гражданином представлена документация, включающая ложные данные относительно прекращения трудовых отношений и размера заработка – статус не присваивается. Не устанавливается ответственность за предоставление такой информации в ЦЗН.
Предоставляется два варианта для трудоустройства. Среди них гражданин выбирает, куда пойти работать. Подходит этот вариант, оценивается по критериям:
- По профессии. Работа должна отвечать проф.пригодности гражданина. Учету подлежит уровень его подготовки. Для определения этого фактора сотрудники ЦЗН изучают документацию, отражающую образование и опыт работы человека.
- Имущественный. Работа, которая предложена гражданину, должна соответствовать условиям, которые разработаны в организации, где он трудился. Это в том числе касается зарплаты. Вне зависимости от того, какой заработок имел человек, подходящей считается оплата на уровне минимума, установленного в субъекте.
Работа может предоставляться временная или постоянная. Это не скажется на получении указанного статуса.
Важно знать!
Следует отметить, что веской причиной для отказа в наделении гражданина статусом безработного служит, конечно же, начисление ему пенсионных выплат по федеральному законодательству. Интересно то, что получение пенсий по региональному законодательству не является значимым обстоятельством для отказа в процедуре регистрации человека как безработного. Основанием же для подобного отказа в соответствии с пунктом третьим статьи третьей приведенного выше Закона служит непосредственно отказ индивида на протяжении десяти дней с момента регистрации в соответствующих государственных органах для поиска подходящего места работы от двух вариантов подходящего трудоустройства (в том числе и в отношении работ временного характера)
Важно дополнить, что в случае людей, которые впервые ищут работу и ранее не осуществляли трудовой деятельности ранее, актуален отказ от получения подготовки профессиональной направленности или же от предложенной государством оплачиваемой работы (сюда же относится и работа временного характера). Необходимым условием является то, что индивиду запрещено предлагать одну и ту же работу либо профессиональную подготовку, соответствующую одной и той же профессии, дважды
Перечисленные выше разновидности отказа человека говорят также об исключении его желания воспользоваться правом трудоустройства или обучения. Таким образом, не возникает и корреспондирующей по этому праву обязанности в плане признания индивида безработным. В ряд оснований для отказа в наделении гражданина статусом безработного необходимо отнести и неявку в государственные органы службы занятости без уважительной на то причины в течение десяти дней непосредственно с момента регистрации для того, чтобы государство могло предложить данному человеку подходящее место работы. Кроме того, сюда же следует отнести и неявку в установленный соответствующими государственными органами срок для произведения процедуры регистрации индивида как безработного.
Сложно не заметить, что отказ того или иного лица от явки в государственные органы по занятости населения без уважительной причины в случае наличия двух вариантов в отношении подходящего места работы приравнивается к абсолютному отсутствию желания с его стороны осуществлять право непосредственно на трудоустройство. Именно поэтому применение данной причины для отказа в наделении гражданина статусом безработного ни в коем случае не противоречит соответствующему правовому термину, хоть и неявка на процедуру регистрации гражданина как безработного в случае отсутствия вариантов в плане подходящего места работы не вытекает из правового термина безработного индивида как причина для отказа в наделении его соответствующим статусом
Важно дополнить, что права и свободы личности, в том числе касательно области занятости, не ограничиваются посредством процессуального законодательства исключительно по формальным соображениям