Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих: порядок привлечения к ответственности
Содержание:
- Сроки привлечения к дисциплинарной ответственности
- Служебная дисциплина на рабочем месте
- Административная ответственность государственных гражданских служащих
- Основания для привлечения к ответственности
- Виды наказаний
- Нюансы использования материальной ответственности
- Виды дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих
- Кто относится к государственным служащим
- Дисциплинарная ответственность гражданских государственных служащих — основания
- Виды ответственности
- По каким основаниям государственный служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности?
- Нормативное регулирование
- Правила наложения взыскания
- Уголовные дела
- Что это такое
- АКТ об отказе предоставить объяснения
- Заключение
Сроки привлечения к дисциплинарной ответственности
В Законе даны точные сроки, в течение которых нарушитель может быть привлечен к наказанию, а также длительность наказания.
Срок привлечения к наказанию составляет:
- 1 месяц со дня обнаружения свершения проступка (в этот срок не включают: болезнь; временную нетрудоспособность; отпускное время; время служебной проверки)
- 6 месяцев с момента совершения проступка. Если нарушение было обнаружено во время проведения проверки, то срок увеличивается до 2-х лет.
Срок действия наказания
один год.
Если в течение года нарушителю больше не выносились дисциплинарные взыскания, то ранее взыскание тоже аннулируется. Это может произойти и ранее, чем через год:
- по письменной просьбе провинившегося;
- на основании ходатайства непосредственного начальника;
- по инициативе работодателя
Служебная дисциплина на рабочем месте
Различные виды дисциплинарных взысканий стимулируют к грамотной работе госслужащих, ответственному подходу при принятии решений, которые входят в их компетенцию. Также они призывают к соблюдению норм общественного порядка и к дисциплине.
Служебная дисциплина регламентируется статьей 56. С точки зрения законодателей, это – обязательное условие для эффективного труда. Распорядок дня, перерывы на обед обсуждаются на уровне руководства и профсоюзных объединений, если таковые имеются, и закрепляются нормативными актами.
Формы поощрения определяются самостоятельно представителем нанимателя (работодателя) и могут выглядеть следующим образом:
- Награждение Благодарственной грамотой и выплата единовременного поощрения;
- Присвоение почетных званий;
- Награждение знаками отличия, орденами, медалями;
- Вручение ценного подарка;
- Иные формы поощрения.
Поощрения и награждения имеют психологический мотив, побуждают к положительным эмоциям. В тоже самое время, дисциплинарные виды ответственности говорят об обратном. Работодатель как бы косвенно сообщает, что он не доволен работой работника, его должностными и личностными характеристиками.
Меры наказания в случае неуплаты штрафа. Читать статью, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет. Как получить лизинг? Подробнее тут.
Административная ответственность государственных гражданских служащих
Служащий привлекается к административной ответственности в случае, когда его административное правонарушение связано со служебной деятельностью, то есть когда служащий не реализовал и реализовал должным образом свои служебные полномочия, нарушив, тем самым, пава личности, организации.
В качестве основания административной ответственности служащего выступает совершение предусмотренного федеральным или региональным административным законодательством в качестве запрещенных виновных противоправных действий бездействия.
Необходимо отметить, что совершение служащим противоправного деяния может повлечь одновременно и административную, и дисциплинарную ответственность: административная – наступит за правонарушение, предусмотренное административным законодательством, дисциплинарная – за нарушение служебной дисциплины и пр.
Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Основания для привлечения к ответственности
Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на
государственного служащего дисциплинарного взыскания. Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей. Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.
Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:
- повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
- утрата доверия к госслужащему;
- прогул без уважительной причины;
- намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
- нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
- лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
- принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
- совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
- однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
- появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
- разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
- совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).
По решению руководителя по этим основаниям виновного можно либо уволить, либо наказать при помощи других видов дисциплинарных взысканий.
Виды наказаний
Порядок наложения взысканий, а также их детальный перечень регулируется нормами специального законодательства, о котором было указано выше.
На основании данных правовых актов, на работников могут быть наложены следующие дисциплинарные наказания.
- Замечание. Это самое простейшее наказание, которое объявляется непосредственным руководителем сотрудника.
- Выговор. Это более строгое наказание, которое также выносится непосредственным или вышестоящим руководителем служащего.
- Неполное служебное соответствие занимаемой должности. Если в период действия этого наказание, человек совершит другой дисциплинарный проступок, есть все основания для его увольнения со службы.
- Освобождение от занимаемой должности. Это наказание может быть вынесено только тем начальником (руководителем), которому дано право принимать человека на данную должность.
- Увольнение с гражданской службы на основании проступков, предусмотренных пунктом 2, подпунктами «а» – «г», п.п. 3,5,6 частью 1 статьи 37 ФЗ № 79. Уволить с должности по таким основаниям также имеет право начальник, подписывающий приказ о принятии на работу.
Читайте так же: Дисциплинарное взыскание в виде выговора
Нюансы использования материальной ответственности
Наказание для служащих может назначаться в рамках материальной ответственности. В этом случае гражданину придется возместить убытки, возникшие у государственного учреждения в результате его незаконных действий. Даже если нарушитель напишет заявление на увольнение, он все равно по закону должен возместить урон.
К материальной ответственности служащие привлекаются по следующим причинам:
- выявляется недостаток имущества, принадлежащего предприятию, а также имеются доказательства того, что оно было уничтожено или украдено конкретным гражданином;
- приведение материальных ценностей в неудовлетворительное состояние неправильными действиями;
- трата государственных средств на личные цели.
Размер компенсации, которая должна перечисляться служащим, зависит от стоимости поврежденного или утерянного имущества. Учитываются расходы, связанные с транспортировкой, установкой и наладкой нового оборудования. Материальная ответственность может быть не только полной, но и частичной.
Виды дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих
Дисциплинарная ответственность включает в себя самый распространенный вид взыскания — замечание (и даже для него может оформляться соответствующий приказ). К нему можно отнести:
- нарушение правил трудового распорядка,
- неисполнение своих трудовых функций государственным служащим.
Основополагающий термин – «соответствие занимаемой должности», к его критериям можно отнести:
- высокий уровень знаний своих служебных обязанностей и их надлежащее исполнение,
- инициативность,
- организованность и ряд других положительных качеств среди коллег,
- способность к руководству,
- высокая самокритичность и самоотдача,
- состояние здоровья должно соответствовать занимаемой должности.
Особым видом взыскания дисциплинарного характера является увольнение с государственной гражданской службы (или отстранение от исполнения обязанностей на определенный срок: детали сроков действия такого взыскания здесь). К нему можно отнести:
- неисполнение служащем своих должностных обязанностей без уважительных причин;
- допущенное служащим грубое нарушение;
- отсутствие на служебном месте более 4 часов без имеющихся уважительных причин;
- несение должностных обязанностей в состоянии алкогольного опьянения;
- разглашение информации относящейся к государственной тайне;
- совершение хищения по месту работы.
Работодатель руководствуясь ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации имеет право привлечь нарушителя к ответственности за совершенную оплошность, при невыполнении работником своих служебных обязанностей без наличия на то уважительных причин.
Чтобы избежать этого, необходимо четко соблюдать свои должностные обязанности и не нарушать распорядок труда. Все это прописано в трудовом договоре сотрудника, поэтому обязанности не указанные в документе, но требуемые начальником могут быть оспорены.
К нарушениям можно отнести: отсутствие на рабочем месте без уважительных причин, нарушение внутреннего распоряжения руководителя. Соответствующие виды дисциплинарных взысканий приведены здесь.
При привлечении к наказанию работодатель обязан соблюдать сроки, прописанные в Трудовом Кодексе. Отмена примененных мер происходит при нарушении сроков привлечения к ответственности.
Нарушения, выявленные в результате ревизии, проверки имеют свой срок давности привлечения виновного лица к наказанию. В таком случае срок составляет 2 года.
В эти сроки нельзя включать:
- отпуск,
- больничный,
- срок о принятии решения по материалам проверки.
Несогласие работника с предъявляемым обвинением оставляет за ним право обратится в суд или трудовую инспекцию. Но нельзя забывать о сроках давности привлечения служащего к наказанию. Следует помнить, что за один проступок наказать несколько раз и вынести несколько приказов нельзы — это тарушение Трудового Кодекса РФ.
Первое, что должен сделать руководитель согласно ст. 193 Трудового кодекса – потребовать нарушителя представить письменное объяснение содеянному. В основном виновный от такой практики отказывается, но это не освобождает его от совершенного деяния.
К ответу возможно привлечь по материалам проведенной служебной проверки в срок одного месяца со дня установления факта дисциплинарного правонарушения и не позже полугода с момента его совершения.
После проверки и установления нарушения, работодатель подписывает указ, согласно которому нарушителю объявляется замечание, выговор или же сразу увольнение, когда речь идет о совершении проступка особо серьезного.
Ели нарушитель отказывается ставить подпись под приказом, от наказания это его не освобождает, так как в момент ознакомления присутствуют свидетели, готовые подтвердить правильность процедуры в суде, если ответчик решить подать жалобу на начальника за незаконное увольнение.
Государственный гражданский служащий как и гражданин отвечает перед законом за деяние административного характера. Наказания за проступки данного характера прописаны в КоАП РФ. Так же в КоАП есть статья 2.4 предусмотренная для государственных служащих совершивших административное нарушение. Законом строго разграничивается ответственность административная и дисциплинарная.
Рассмотрим их отличия:
- Государственный служащий привлекается к дисциплинарному наказанию в порядке служебной подчиненности, исполнение осуществляется исполнительной властью, назначенной Президентом Российской Федерации или судами;
- Административная ответственность имеет несколько иные меры воздействия на нарушителя нежели дисциплинарная: предупреждение, пресечение, взыскание.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Кто относится к государственным служащим
Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.
Такая служба накладывает ряд ограничений, например, госслужащие не могут публично высказываться и давать оценку деятельности государственных органов, если это не входит в их служебные обязанности.
Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):
Руководители | Главы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно. |
Помощники (советники) | Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства. |
Специалисты | Люди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций. |
Обеспечивающие специалисты | Сотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов. |
Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.
Дисциплинарная ответственность гражданских государственных служащих — основания
Понятие и признаки дисциплинарной ответственности государственных служащих четко определены в Федеральном Законе от 2004 года № 79.
Дисциплинарная ответственность – это карательные санкции, наступающие за совершение какого-либо правонарушения. Основания – это то, за что наступают негативные последствия. Основанием привлечения госслужащих к наказанию всегда является совершение ими дисциплинарного проступка.
Проступки могут быть разными:
- Невыполнение своих должностных обязанностей;
- Выполнение обязанностей не должным образом;
- Опоздание на службу;
- Прогул;
- Появление на службе в нетрезвом виде;
- Предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах и имуществе как своих, так и в отношении членов семьи;
- Противоправные действия коррупционной направленности;
- Административные правонарушения;
- Многие другие.
Структура самого правонарушения должна включать в себя вину работника, действие либо бездействие, а также наступление негативных последствий.
Например, судебный пристав-исполнитель проспал и явился на службу на 2 часа позднее начала рабочего дня, в результате чего на приеме образовалась огромная очередь людей. На лицо наличие негативного последствия, бездействие и вина самого сотрудника.
Виды дисциплинарной ответственности государственных служащих
Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих заключаются: во-первых, в установлении новых видов взысканий, во-вторых, в особой процедуре их наложения.
Статья 57 ФЗ устанавливает такие виды взысканий, как объявление замечания, выговора, предупреждение о неполном должностном соответствии и самое серьезное – увольнение. Увольнение наступает при совершении тяжелых проступков работниками, все они подробно описаны в статье 37 Федерального Закона.
За совершение одного нарушения наниматель несет только одно наказание, дважды наказать за один проступок не правомерно.
Применение иных видов взысканий, не прописанных в нормативно-правовом акте — невозможно.
Порядок привлечения служащих к дисциплинарной ответственности
Структура дисциплинарной ответственности государственного служащего включает в себя:
- Вину нарушителя;
- Действие либо бездействие как основная часть;
- Обстоятельства случившегося;
- Негативные последствия.
Все составные части неразрывно связано друг с другом и должны иметь следственную часть, т.е. последствия наступать в результате самого противоправного деяния.
Как только руководителю государственного органа стало известно о совершении нанимателем проступка, от него отбирается объяснение. При отказе оформляется акт. Во всех случаях проводится проверка с исследованием всех обстоятельств случившегося. По результатам расследования констатируется вывод о виновности или невиновности, после чего издается приказ о наложении взыскания. В течение пяти дней работник получает копию такого приказа. В случае если работник с решением о наказании не согласен, он может его обжаловать.
Таким образом, обязательное проведение проверки по факту совершения проступка нанимателем является сущностным отличием по сравнению с иной трудовой деятельностью, когда достаточно всего лишь отобрать объяснение.
Срок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих
Общий срок наложения взыскания равен одному месяцу с момента получения информации о нем. Этот срок продливается при болезни или отпуске нанимателя, но в любом случае не может быть больше полугода.
Исключение составляет факт, когда проступок выявлен по результатам ревизии, — в таком случае срок составляет два года.
В случае, когда информация о нарушении поступила позднее указанных сроков, принято говорить, что истекла его давность.
Виды ответственности
В статье 57 Федерального закона описывается 4 вида дисциплинарных взысканий, налагаемых на госслужащих. Сюда входят:
- Замечание;
- Выговор;
- Предупреждение о неполном должностном соответствии;
- Увольнение.
Для обывателей неясна грань между выговором/ замечанием и предупреждением/увольнением. Кажется, что эти меры наказания дублируют друг друга. Но законодатель четко определяет, что указанные «дисциплинарки» располагаются в списке от меньшей меры ответственности до более крупных и судьбоносных мероприятий.
С одной стороны, замечание рассматривается как скорее устное порицание. С другой стороны, выговор по статье не посулишь даже своему врагу.
Если нарушивший должностную инструкцию, трудовой договор и иные Правила отказывается в даче пояснений, то об этом факте составляется акт.
Предупреждение о неполном должностном соответствии – это угроза к увольнению. Как правило, работник «при исполнении» предупреждается в том, что он будет понижен по должности.
Увольнение как один из видов дисциплинарной ответственности налагается в тех случаях, когда нарушение спровоцировало конфликт интересов, полное искажение данных, ошибки-расхождения в документах на 20 и более процентов, искажающие достоверные данные.
Увольнение из-за нарушения должностных инструкций производится по нескольким основаниям (статьям):
По п.2 ч. 1 статьи 37 | Неоднократное неисполнение поручений руководителя + должностное взыскание, наложенное ранее |
По пп. а-г п. 3 ч. 1 статьи 37 | · Прогул – отсутствие на рабочем месте в течение продолжительного срока; · Явка на работу в состоянии алкогольного и иного отравления;
· Хищение государственного имущества, в том числе на работе; · Разглашение государственной тайны; · Нарушение правил охраны труда, которое повлекло несчастный случай. |
П п.5 и п. 6 ч. 1 статьи 37 | · Нанесение ущерба имуществу государственного органа; · Для «руководителей» однократное нарушение своих трудовых обязанностей. |
По каким основаниям государственный служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности?
Наличие веских оснований всегда будет являться главным критерием для последующего установления мер дисциплинарной ответственности в отношении государственного служащего. Эти основания, в свою очередь, всегда выражаются в определенных нарушениях, которые совершаются сотрудником. К наиболее распространенным из них можно отнести следующие:
- Повторное игнорирование сотрудником возложенных на него должностных обязанностей. В соответствии с существующими правилами абсолютно каждый работник, включая и государственных служащих, обязан исполнять свои обязательства надлежащим образом, качественно и внимательно. Если работодатель в первый раз замечает неисполнение либо некачественное исполнение сотрудником его обязательств, он вправе вынести замечание или выговор. Однако, в случае повторения такой ситуации, у работодателя появится законное право на осуществление увольнения служащего в одностороннем порядке.
- Прогул служащего при отсутствии на это уважительных причин. Даже в том случае, если такой прогул был совершен сотрудником в первый раз, у работодателя сразу же будет иметься законное право на принятие решения об увольнении.
- Принятие служащим необдуманного решения, которое принесло ущерб организации.
- Появление государственного служащего на своем рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения либо под воздействием иных наркотических препаратов. Такое поведение сотрудника представляет собой серьезное нарушение установленных дисциплинарных норм. Следовательно, в данном случае работодатель сможет сразу же уволить сотрудника.
- Совершение государственным служащим имущественной кражи в организации и т.д.
Вне зависимости от конкретного вида дисциплинарного нарушения, которое было совершено подчиненным, работодатель должен отнестись с максимальной внимательностью к проведению самой процедуры увольнения. Решение руководителя должно быть подкреплено ссылками на соответствующие статьи закона. Более того, сам факт совершения сотрудником дисциплинарного нарушения также должен быть зафиксирован в официальном порядке. Для этого руководителем учреждения может быть создана специальная комиссия для проведения внутреннего расследования произошедшего.
Нормативное регулирование
Особенности прохождения Федеральной и муниципальной службы регулируется несколькими нормативными актами.
- Трудовой кодекс. Он устанавливает общий порядок оформления трудовых отношений (принятие и увольнение на службу).
- ФЗ № 58 от 27.05.2003 года о системе государственной службы в РФ. Этот нормативный акт является специальным законом, который дает понятие такой деятельности, определяет правовое положение лиц, проходящих такую службу и виды дисциплинарных наказаний, которые могут быть наложены на служащих. На основании этого правового акта, в РФ существуют следующие виды службы – гражданская государственная, военная и правоохранительная.
- ФЗ № 79 от 27.07.2004 года о гражданской государственной службе в РФ. Это также специальный нормативный акт, который конкретно регулирует все правоотношения, возникающие при осуществлении трудовой деятельности в органах РФ, а также муниципалитета.
Отдельное внимание необходимо обратить на существующую судебную практику. Из различных пленумов Верховного Суда РФ, решений других инстанций, можно получить информацию о правовом порядке наложения наказаний на отдельные категории служащих. Нужно запомнить, что человеку, выполняющему функции государственных органов категорически запрещено заниматься предпринимательской деятельностью и иметь другие доходы, кроме заработной платы
Законом допускается только возможность получать такими работниками гонорары за преподавательскую деятельность
Нужно запомнить, что человеку, выполняющему функции государственных органов категорически запрещено заниматься предпринимательской деятельностью и иметь другие доходы, кроме заработной платы. Законом допускается только возможность получать такими работниками гонорары за преподавательскую деятельность.
Правила наложения взыскания
При наложении взыскания требуется соблюдать определенный порядок. Без этого наказание юридически будет считаться незаконным, даже если формально его применение справедливо. Процедура регламентирована ст. 58 ФЗ №79 и в целом совпадает с аналогичной процедурой для других категорий сотрудников, описанных в ст. 193 ТК РФ. Однако здесь есть свои специфические нюансы, относящиеся главным образом к расследованию инцидента.
Статья 58 ФЗ №79 — Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания
- До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
- Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
- При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
- Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
- Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
- Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
- Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
- Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1 — 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
- Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.
Когда стало известно о проступке, подпадающем под дисциплинарную ответственность, со служащего требуют письменную объяснительную. Отказ дать пояснения не является препятствием для последующего наложения взыскания, но должен быть зафиксирован отдельным актом.
Объяснительная записка госслужащего (образец)
Далее необходимо провести служебную проверку (ст. 59 ФЗ №79). По ее результатам комиссия составляет заключение, в котором указывается необходимость применения дисциплинарного взыскания.
Комментарий специалиста
Колесникова Анна
Юрист
При наложении дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть проступка и обстоятельства его совершения, степень вины служащего и то, как он раньше выполнял свои обязанности.
Применять санкции можно не позднее месяца со дня обнаружения проступка. В это время не входит период, когда виновный сотрудник находился в отпуске, на больничном или отсутствовал по иным уважительным причинам. Также не учитывается время, необходимое для служебной проверки.
Максимальный период, в течение которого к виновному можно применить дисциплинарные санкции – полгода со дня совершения проступка. Таким образом, если факт правонарушения всплывет через семь месяцев, привлечь к ответственности за него нельзя. Исключение – нарушения, выявленные в результате финансовой или аудиторской проверки. Срок давности по ним – два года. Если по результатам нарушения возбуждено уголовное дело, на время расследования срок давности также приостанавливается.
Уголовные дела
Уголовная ответственность – это крайние меры. Госслужащие могут проходить по уголовному делу как наравне с другими гражданами РФ, так и с учетом особенностей своей должности. То есть, если человек занимает определенную должность, его ждет гораздо более серьезное наказание за определенные поступки, нежели рядового гражданина.
Обычно уголовная ответственность грозит за такие проступки:
- Превышение полномочий и злоупотребление ими;
- Непредставление сведений высшим инстанциям;
- Присвоение полномочий;
- Незаконное ведение бизнеса;
- Взяточничество;
- Подлог;
- Халатное отношение.
Как вы могли убедиться, для государственных служащих предусмотрено немало рычагов воздействия. Главное – знать их, чтобы избежать наказания или наоборот, чтобы использовать данную информацию в своих целях.
Что это такое
Дисциплинарные взыскания– это мероприятия по наказанию провинившегося лица, с которым заключен служебный контракт или трудовой договор. Дисциплинарное взыскание выносится в том случае, если суть вины доказана и очевидна для представителя нанимателя.
Термин «дисциплинарное взыскание» описан в Трудовом Кодексе. Согласно статье 192 существует три вида должностных порицаний:
- Замечание;
- Выговор;
- Увольнение.
Для обоснованности действий работодателя нужно доказать вину нарушителя дисциплины. Если эти факты задокументированы, то начинается процедура объявления взыскания.
Дисциплинарные взыскания государственных служащих явно не отличаются от общепринятых. Правда, к ТК РФ здесь учитывается Закон о государственной службе № 79-ФЗ. Данный регламент увеличивает меры ответственности служащего в несколько раз.
АКТ об отказе предоставить объяснения
г. Нижний Новгород 30 марта 2012 г.
Мною, главным специалистом правового отдела Шатиной О.Н., в присутствии заместителя руководителя Орловой В.В. и начальника отдела бюджетного учета — главного бухгалтера Журовой Е.Д. составлен настоящий акт о том, что 30.03.2012 главный специалист правового отдела Занозина А.И. отказалась давать объяснения о причинах отсутствия на административной комиссии в 11.00 27.03.2012.
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru
Причину, по которой отказалась давать объяснения, не сообщила.
Содержание акта подтверждаем личными подписями:ОрловаЗаместитель руководителя ------ /Орлова В.В./ШатинаГлавный специалист ------ /Шатина О.Н./Начальник отдела бюджетного учета - Журоваглавный бухгалтер ------ /Журова Е.Д./
От ознакомления с актом Занозина А.И. отказалась.
ОрловаЗаместитель руководителя ------ /Орлова В.В./ШатинаГлавный специалист ------ /Шатина О.Н./Начальник отдела бюджетного учета - Журоваглавный бухгалтер ------ /Журова Е.Д./
Акт об отказе в даче объяснения может быть составлен и комиссией, которая проводит служебную проверку, и приобщен к материалам проверки.
Заключение
Нужно запомнить, что государственные служащие имеют право оспорить наложенное взыскание вышестоящему начальнику, либо в суде, в порядке административного производства.
Государственные служащие имеют особый правовой статус, так как они наделены властными полномочиями и являются представителями органов Федеральных и муниципальных властей. Они привлекаются к общей (на основании норм Трудового кодекса), и специальной (на основании ФЗ № 79 и 58) дисциплинарной ответственности.
Читайте так же: Особенности увольнение муниципального и госслужащего с гражданской службы по собственному желанию