Расчет земельного налога — формула
Содержание:
- Письмо Федеральной налоговой службы от 21 февраля 2020 г. N БС-4-21/3081@ “О налоговой ставке при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения”
- Комментарий
- Найдено научных статей по теме — 15
- Земельный налог
- Земельный налог
- Земельный налог физических лиц
- Сложные вопросы уплаты земельного налога
- Земельный налог: изменения в 2015-2016 гг
- Методика расчета ставок земельного налога
- Земельный налог при доверительном управлении
- Земельный налог для обособленных подразделений
- Подходы к формированию модели земельного налога
- Пути повышения поступлений по земельному налогу
- Проблемы земельного налогообложения в г. Улан-Удэ
- Налоговые ставки по земельному налогу
- Уплата земельного налога, сроки и особенности
- Основные способы расчета
- Земельный налог в 2020 году для юридических лиц
- Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно
- Объекты, попадающие под земельное налогообложение в 2018 году
- Нормативная цена земли
- Льготы
- Освобождение от земельного налога пенсионеров — основания для получения и оформление льготы
- Условия пересчета налога
Письмо Федеральной налоговой службы от 21 февраля 2020 г. N БС-4-21/3081@ “О налоговой ставке при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения”
2 марта 2020
Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение о порядке определения налоговой ставки по земельному налогу в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, и рекомендует учитывать позицию Минфина России, изложенную в письме от 16.07.2014 N 03-05-04-02/34879 (далее — Письмо).
Письмо содержит следующие разъяснения.
На основании абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Как следует из данной нормы, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3 процента. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка производится по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель в размере, не превышающем 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.
В отношении применения налоговой ставки при исчислении земельного налога по земельным участкам, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, переданным в аренду организации, использующей данные земельные участки для сельскохозяйственного производства, обращаем внимание на позицию судебных органов (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.04.2013 по делу N А41-27239/12), согласно которой при надлежащем землепользовании арендатора (для целей сельскохозяйственного производства) организация-налогоплательщик (арендодатель) имеет право на применение пониженной налоговой ставки в отношении земельного участка — предмета аренды. По указанному вопросу рекомендуем также учитывать разъяснения Минфина России (письмо от 08.08.2006 N 03-06-02-04/119), согласно которым в случае если земельный участок в составе зоны сельскохозяйственного использования в поселениях, в отношении которого в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, связанный с сельскохозяйственным производством, передан в аренду организации, использующей его для сельскохозяйственного производства, то организация-арендодатель при исчислении земельного налога вправе применить налоговую ставку, установленную представительными органами муниципальных образований в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса
По указанному вопросу рекомендуем также учитывать разъяснения Минфина России (письмо от 08.08.2006 N 03-06-02-04/119), согласно которым в случае если земельный участок в составе зоны сельскохозяйственного использования в поселениях, в отношении которого в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, связанный с сельскохозяйственным производством, передан в аренду организации, использующей его для сельскохозяйственного производства, то организация-арендодатель при исчислении земельного налога вправе применить налоговую ставку, установленную представительными органами муниципальных образований в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса.
Действительныйгосударственный советникРоссийской Федерации2 класса | С.Л. Бондарчук |
Комментарий
Земельный налог — это местный налог, которым облагаются земельные участки. Земельный налог регулируется главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Земельный налог вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами местных органов власти и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 1 ст. 387 НК РФ).
Устанавливая налог, местные органы власти определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций местные органы власти устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога местные органы власти могут также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).
Налогоплательщики
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).
Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог
(п. 1 ст. 389 НК РФ):
Не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ):
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
4) земельные участки из состава земель лесного фонда
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
6) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налоговая база
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков
(ст. 390 НК РФ).
Налоговый период
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
(ст. 393 НК РФ).
Порядок исчисления налога
Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу
регулируется статьей 396 НК РФ.
Порядок и сроки уплаты налога
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу регулируется статьей 397 НК РФ.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.
Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Найдено научных статей по теме — 15
Земельный налог
Авдеев В. В.
В статье рассмотрены следующие вопросы: уплата земельного налога и регистрация права на земельный участок, уплата земельного налога при постоянном (бессрочном) пользовании земельным участком, земельный налог в отношении земельного
Земельный налог
Авдеев В. В.
Бюджетные учреждения, также как и коммерческие организации, признаются плательщиками земельного налога. Автор подробно рассказывает об исчислении и уплате земельного налога.
Земельный налог физических лиц
Семенихин В. В.
В статье рассмотрено, в каком порядке уплачивают земельный налог физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, какие предусмотрены льготы и ответственность за неуплату земельного налога.
Сложные вопросы уплаты земельного налога
Родюшкин С. П., Семенюк А. А.
В статье рассмотрено приводит ли перевод кадастровой стоимости на забалансовый счет к отмене неуплаты земельного налога, а также как отразить земельный участок под зданием, закрепленный за казенным учреждением в безвозмездное поль
Земельный налог: изменения в 2015-2016 гг
Нам М.А., Буга А.В., Звягина Е.М.
В статье анализируются основные изменения и их последствия в исчислении земельного налога в 2015-2016 гг., внесенные соответствующими федеральными законами в налоговое законодательство.
Методика расчета ставок земельного налога
Алтухова Надежда Викторовна, Шпырко Ольга Алексеевна
В статье исследуется практика взимания земельного налога в Российской Федерации. Приведена классификация земельных участков для целей налогообложения, которая предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации.
Земельный налог при доверительном управлении
Авдеев В. В.
Несоблюдение формы договора доверительного управления имуществом или требования о регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление влечет недействительность договора.
Земельный налог для обособленных подразделений
Семенихин В. В.
Организации нередко в целях расширения своей деятельности создают обособленные подразделения, которые могут располагаться не только в месте нахождения головной организации, но и в других городах.
Подходы к формированию модели земельного налога
Березин М.Ю.
В статье рассмотрены особенности межбюджетного распределения доходов от взимания земельного налога до 2005 г.
Пути повышения поступлений по земельному налогу
Бартанов Евгений Алексеевич
Исследована роль земельного налога в структуре налоговых доходов местных бюджетов страны, подчеркнута актуальность поиска путей повышения поступлений по земельному налогу.
Проблемы земельного налогообложения в г. Улан-Удэ
Кокорина Анна Андреевна
Рассматривается история развития земельного налогообложения. Отражены основные исторические моменты, начиная с Древних времен по настоящее время.
Налоговые ставки по земельному налогу
Ставки земельного налога определяют органы власти муниципальных образований, и закрепляются правовыми нормативными актами, однако они не могут быль более:
0,3 % от величины кадастровой стоимости следующих категорий участков:
- сельскохозяйственных;
- жилого фонда;
- подсобных хозяйств и садовых товариществ.
1,5 % от величины кадастровой стоимости для остальных земельных участков.
Налоговые льготы
Законодательство РФ предусматривает налоговую льготу в виде уменьшения облагаемой земельным налогом стоимости земельного имущества в размере 10000 рублей для нескольких категорий населения:
- Героев СССР и РФ;
- инвалидов с детства, инвалидов I группы инвалидности, II группы, присвоенной до 01.01.2004 года;
- участников Великой Отечественной войны, а также остальных боевых действий;
- лиц, получивших воздействие радиации.
Согласно 395 статье НК РФ от обязанности начислять и уплачивать в бюджет земельный налог освобождаются:
- бюджетные учреждения Министерства юстиции РФ;
- религиозные организации;
- общественные организации.
Снижение налоговой базы осуществляется на основании подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком в ФНС по адресу принадлежащего ему имущества.
Уплата земельного налога, сроки и особенности
Вносить налоговые платежи граждане должны ежегодно до первого декабря. При этом платят они не за текущий, а за предыдущий год. К примеру, платеж за 2020 год нужно внести в 2021. Если земля находилась во владении лица не целый год, то расчет производится исходя из числа тех месяцев, в котором участок уже был.
Для организаций могут устанавливаться иные сроки уплаты налоговых платежей. Кроме того, для них предусматриваются авансовые платежи по этому налогу. Местные власти могут самостоятельно определять сроки внесения таких платежей в течение года, а также окончательной суммы.
Обычно авансы взимаются поквартально. Не исключена возможность освобождения организаций от необходимости внесения авансовых платежей. Организации обязаны предоставлять в налоговую декларации по указанному налогу.
Основные способы расчета
Земельный налог представляет собой обязательный сбор в местный бюджет, который устанавливается в отношении некоторых категорий собственников земельных участков. Как и в отношении большинства остальных видов налога, рассматриваемый можно рассчитать при помощи следующих основных способов:
Вручную
В этом случае плательщик производит все расчеты самостоятельно, без использования каких-либо специальных средств (разве что только калькулятора). Делается это по установленной формуле и в соответствии с данными, которые должны иметься у плательщика.
Такой способ является довольно длительным и сложным, а также предполагает риск совершения ошибок.
При помощи онлайн-калькулятора
В этом случае расчеты осуществляются автоматически, при помощи специальных
интернеткатегории
В последнем случае ставка будет выбрана автоматически.
Кроме этого, в режиме онлайн можно не только рассчитать необходимую к уплате сумму, но и сформировать на ее основании платежный документ (платежное поручение). В частности, такая функция доступна в специальном разделе на официальном сайте ФНС.
Ниже представлен удобный онлайн-калькулятор, который поможет вам определить размер налога:
Земельный налог в 2020 году для юридических лиц
Правовые акты, регулирующие порядок налогообложения
Налоговый платеж за землю юридическими лицами оплачивается по месту нахождения участка, то есть в местный бюджет. Соответственно, правила, по которым рассчитывается налог на землю в 2020 году для юридических лиц, устанавливаются не только НК РФ, но и законами, издаваемыми местными органами власти. В главе 31 НК РФ прописаны общие правила налогового администрирования:
Местные власти наделены правом устанавливать дифференцированную ставку платежа и сроки его перечисления.
В соответствии со статьями 30 и 32 НК РФ, взимаются налоги на строения на земельном участке 2020: они облагаются налогом на имущество. Введение иных сборов пока не планируется, что неоднократно разъяснял Минфин (письмо от 27.06.2018 № 03-05-06-01/44126).
Сроки оплаты
Законодательные акты муниципалитетов устанавливают сроки уплаты земельного налога в 2020 году для организаций. Они не должны быть ранее даты предоставления налоговой декларации. Пунктом 3 статьи 398 установлено, что декларация предоставляется организациями в ИФНС не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
Платеж может перечисляться организацией один раз в год либо местный закон вправе предусмотреть авансовые платежи по земельному налогу 2020 для юридических лиц. Чтобы узнать, в какие сроки уплачивается налоговый сбор в вашем регионе, необходимо обратиться к законодательству муниципального образования.
годового платежа
авансовых платежей
Санкт-Петербург
617-105 от 23.11.2012
10.02.2020
Последний день месяца, следующего за расчетным кварталом
Москва
74 от 24.11.2004
01.02.2020
Последний день месяца, следующего за расчетным кварталом
Севастополь
81-ЗС от 26.11.2014
01.02.2020
Последний день месяца, следующего за расчетным кварталом
Ставки 2020
Ставки, как и сроки перечисления, устанавливаются местными властями. Они вправе устанавливать дифференцированные ставки для разных видов деятельности или статуса организации. Но ставка земельного налога в 2020 году для юридических лиц не может превышать те, которые установлены в статье 394 НК РФ. Для организаций:
- 0,3% — для участков сельхозназначения, жилищного фонда, земель ЖКХ, личных подсобных хозяйств, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5% — в отношении иных участков.
Также могут быть местным законодательствам установлены налоговые льготы.
0,01
Жилищный фонд, инфраструктура ЖКХ
Рыбное хозяйство, стоянки транспортаДля личного подсобного, дачного хозяйства0,05
Для объектов образования, соцобеспечения, физкультуры и спорта, учреждений здравоохранения
Гаражей: многоэтажных, подземных, гаражных кооперативовСады, скверы, парки, пляжиВетучреждения0,1
Объекты культуры и искусства, религиозные объекты
Сельскохозяйственного назначения0,5
Для оздоровительных целей
Для рекреационных целей, размещение аттракционов, аквапарковСтоянки индивидуального легкового автотранспорта1,5
Прочие
Как рассчитать земельный налог в 2020 году
Налоговый платеж за землю рассчитывается исходя из кадастровой стоимости. Налоговая база определяется в отношении каждого участка исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, за который производится расчет (статья 391 НК РФ). Изменение стоимости в течение года не влияет на расчет налогового платежа. Производя расчет земельного налога в 2020 году для юридических лиц, используйте формулу:
Чтобы определить размер авансового платежа, необходимо посчитать сумму к уплате за год и умножить ее на ¼.
Юридическое лицо определяет налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости. Для этого воспользуйтесь открытыми данными, размещенными на сервисе «Публичная кадастровая карта». Поиск участка удобнее всего производить по кадастровому номеру. По результатам поиска будут получены следующие сведения об участке:
- адрес места нахождения;
- площадь;
- кадастровая стоимость;
- назначение.
На официальном сайте Роскадастра размещен калькулятор земельного налога 2020, который рассчитает сумму, основываясь на кадастровом номере объекта недвижимости.
Отчетность
Предоставляется отчетность один раз в год. Срок — до 01.02.2020. Сдать ее необходимо в ИФНС по месту нахождения земельного участка.
Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно
До 2020 года налогоплательщики-организации вычисляли сумму земельного налога самостоятельно. Налог за 2020 год и более поздние периоды рассчитывают как организации, так и инспекторы. ИФНС направляет в адрес компании сообщение, где указана ставка, сумма к уплате и другие сведения. В случае несогласия компания вправе оформить пояснения и приложить к ним документы (например, о льготе), а налоговики обязаны их рассмотреть.
Индивидуальные предприниматели и физлица без статуса ИП уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.
Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.
На практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему, введена обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физлиц, не исполнивших указанную обязанность, могут оштрафовать в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.
Объекты, попадающие под земельное налогообложение в 2018 году
Объектами обложения этим налогом признаны земельные участки, находящиеся на территории Российской Федерации, где данный вид налога внедряется нормативными актами, утвержденными региональными властями. Причем эти земли должны быть собственностью граждан или организаций.К основным объектам налогообложения относятся следующие земли сельскохозяйственного, рекреационного и промышленного предназначения:
- участки для сельскохозяйственной деятельности организаций;
- участки, принадлежавшие дачным сообществам и отдельным гражданам, приобретенные с целью вести подсобное хозяйство;
- объекты, обеспечивающие деятельность промышленных предприятий. Сюда же относятся участки, под постройки сооружений, обеспечивающих работу организаций;
- доли фонда лесных и водных территорий, которыми владеют учреждения и граждане в частности;
- земли туристических и оздоровительных зон, также, если на них расположены пансионаты и базы отдыха и другие строения.
Не облагаются этим налогом участки, представляющие собственность государства, снятые с оборота в согласии с российским законодательством, представляющие историческую и природную ценность для страны, и участки, отпущенные под возведение многоквартирных домов.
Нормативная цена земли
Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Понятие «нормативная цена земли» установлено для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.
Порядок определения нормативной цены земли регулируется постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли». Нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.
Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25%. Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка.
показать содержание
Льготы
Они устанавливаются как в отношении групп лиц и учреждений, так и в отношении отдельных граждан (ст. 395 НК РФ). Льготы предоставляют предприятиям, находящимся на балансе муниципального или государственного бюджета. А так же:
- религиозным организациям;
- обществам инвалидов.
Отдельные граждане, получившие инвалидность, в том числе – при ликвидации радиоактивных и иных последствий ЧС, или участвовавшие в боевых действиях, освобождены от его уплаты. В их число входят лица, имеющие высшие награды.
Местное законодательство предусматривает субсидию для некоторых малоимущих категорий и слоёв населения, которое имеет льготу, установленную в процентном отношении к общей налоговой сумме.
Подробнее о льготах можно узнать из наших статей:
- Платят ли пенсионеры ЗН и как его уменьшить? Особенности для военных пенсионеров
- Как узнать у кого есть льготы?
Освобождение от земельного налога пенсионеров — основания для получения и оформление льготы
Обязательный платеж – земельный налог – взимается с граждан, имеющих в собственности участки земли. Для пенсионеров есть определенные льготы, которые позволяют быть освобожденными от оплаты такого налога или платить сбор по меньшей налоговой ставке.
Кто освобождается от уплаты земельного налога
Согласно Налоговому кодексу (ч. II, глава 31) к плательщикам данного налогового сбора отнесены предприятия и физические лица, имеющие землю на правах собственности, постоянного пользования либо пожизненного владения по наследству. Участки, находящиеся в безвозмездном пользования или во владении по договору аренды, исключены из объекта налоговой базы.
В соответствие со ст. 395 НК от указанного налога полностью освобождены граждане – коренные малочисленные народности (общины) Севера страны, Сибири, Дальнего Востока. Освобождение действует по земле, используемой жителями для хозяйствования и промысловой добычи, т.е. при продолжении ими традиционного уклада жизни.
Изменения в законодательстве с 1 января 2019 года
В конце прошлого года начал действовать закон от 28.12.2017 №436-ФЗ и освобождение от земельного налога пенсионеров осуществляется с 2019 года уже с учетом нововведений.
Освобождение от налога на землю пенсионеров распространяется на лиц пенсионного возраста, которые получают:
- пенсию, назначенную по пенсионному законодательству;
- пожизненное содержание по закону – для мужчин от 60 лет/женщинам от 55 лет;
- содержание по потере кормильца;
- досрочную пенсию (учителя, медработники);
- пенсию и продолжающие при этом работать.
Сколько соток земли не облагается налогом
Прежней редакцией НК у отдельных групп граждан было право на фиксированный вычет в 10000 р. из налоговой базы по земельному объекту на одной муниципальной территории. Это следующие категории россиян:
- Герои СССР, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы;
- инвалиды I и II групп;
- дети-инвалиды;
- инвалиды с детства;
- ветераны, инвалиды Великой Отечественной войны, других боевых действий;
- лица, пострадавшие при аварии на ПО «Маяк», испытаниях на Семипалатинском полигоне, чернобыльцы;
- участники испытательных операций ядерного и термоядерного оружия, аварий на ядерных установках военных объектов;
- получившие/перенесшие лучевую болезнь либо получившие инвалидность при ядерных испытаниях, работах и учениях.
Для указанных граждан обязательный платеж, как и земельный налог для пенсионеров, формируется с учетом уменьшения уже не на сумму в 10 тыс. р., а на кадастровую стоимость шести соток земли. При владении несколькими участками налоговой льготой по новому принципу можно воспользоваться по одному объекту на выбор самого плательщика.
Формула расчета для пенсионеров
База складывается из кадастровой стоимости участка земли. Для пенсионера с учетом льготирования исчисление осуществляется по формуле: Н=Ст*(КС – Лт), где:
- Н – земельный налог. При принадлежности земли нескольким долевым собственникам налог рассчитывается для каждого плательщика пропорционально его доле.
- Ст – ставка в процентах для региона, устанавливаемая местным муниципалитетом в пределах коэффициента:
- 0,3% для сельскохозяйственных земель, участков личного подсобного хозяйства, животноводства, садово-огородных и дачных;
- 1,5% для прочих земельных владений (под индивидуальное жилищное строительство).
- КС – кадастровая стоимость, определяемая на 1 января либо на дату кадастровой постановки участка, приобретенного в текущем году.
- Лт – вычет стоимости по шести соткам участка пенсионера по данным Росреестра. Власти Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя могут дополнительно устанавливать свои льготы.
Порядок оформления льготы
Новый вычет пенсионеры получают уже за 2017 год. В переходный период необходимо было подать специальное письменное уведомление, известив ФНС о выбранном объекте для применения льготы в срок до 01.06.2018. Для налогообложения в последующих периодах для подачи извещения действует срок до 1 ноября.
Если пенсионер не успел заявить о своем льготном праве и выборе земельного объекта, без льготы гражданин не остается. Налоговая посчитает освобождение в шесть соток по участку с самым большим сбором. В случае самостоятельной подачи заявления решение считается окончательным, т.е. после 1 ноября изменить выбор уже нельзя.
Условия пересчета налога
На протяжении 10 суток после получения сообщения о налоге на земельный участок, человек имеет право предоставить в налоговую пояснения либо другие документы. Различные бумаги могут подробнее объяснить правильность личного исчисления, полноту оплаты. Специальные справки помогут доказать, почему была применена сниженная налоговая ставка, льготы либо имеется факт освобождения от оплаты.
Налоговый орган имеет право рассматривать пояснения на протяжении одного месяца. Данный срок может продлиться еще на 1 месяц, если у чиновников возникает необходимость получения дополнительной информации или подтверждающих документов.
В аналогичный срок плательщика налогов должны проинформировать о результатах рассмотрения его документации. Если будет выяснено, что предыдущий расчет налоговой был неверен – субъекту направят новое сообщение с уточнениями по сумме. Такой процесс займет еще 10 дней с момента составления. В итоговом сообщении о необходимой сумме земельного налога для работающего населения и пенсионеров будет обновленная информация, а предыдущее стоит считать недействительным.
Если в конце проведенной перепроверки налоговая выявит недоимку, то гражданину либо организации будет направлено требование об уплате налогов. Подобные действия следует совершить в строго установленный срок. По законодательству он составляет не более 3 месяцев (также допускается срок в 1 год, если у гражданина обнаружена минимальная недоплата – менее 500 рублей).
Чтобы защитить права граждан, допускается прямое обращение в налоговые органы за соответствующей выпиской на любом этапе разбирательства. Орган обязан представить документы, которые подтверждают особенности формирования сообщения. На их основе гражданин имеет право обжаловать действия (либо бездействие) налоговой по факту рассмотрения предоставленных ним пояснительных бумаг и документации. Такие действия возможны, если не была проведена тщательная проверка справок, которые связаны с уточнением общей суммы налога.
Мнение эксперта
Елена Бондаренко
Высшее юридическое образование Специализация: недвижимость, трудовое и семейное право
Об эксперте
Многие граждане интересуются, есть ли налоговые льготы по земельному налогу для многодетных семей (например, при наличии 3 и более детей). Согласно нормативным актам, представители муниципальных органов власти могут устанавливать особые льготы, специфику и общий порядок их использования. Именно местные чиновники устанавливают размеры необлагаемой налогом суммы для конкретных категорий населения. Чтобы получить подробные сведения об установленных льготах в конкретном регионе можно посмотреть официальные ресурсы городского управления.
С 2020 года законодательством предусмотрены некоторые изменения в оплате земельного налога. Они касаются объектов налогообложения и особенностей сообщения информации. Конкретные ставки по тарифам и льготы для разных категорий граждан стоит уточнять в органах муниципальной власти своего региона.