Кодекс врачебной этики

Содержание:

Этика и деонтология в отношениях участников лечебного процесса

Отношения «медсестра — пациент»

Этические и деонтологические принципы в медицине предполагают выстраивание отношений с пациентом по следующим правилам:

  • В общении с больным медработник должен быть приветливым и выдержанным. Не допускается панибратство и фамильярность, нежелательна и излишняя официальность
  •  Медицинская сестра обращается к пациенту по имени и отчеству, на «Вы»
  • Перед процедурой, особенно если она болезненная и технически сложная, пациенту необходимо разъяснить ее суть, успокоить пациента, снять его излишнее напряжение
  • В присутствии пациента нельзя обсуждать других больных, их диагнозы, планы лечения, также не стоит обсуждать своих коллег
  • Запрещается в присутствии пациента подвергать сомнению его диагноз и правильность лечения

Отношения «медсестра — родственники пациента»

Этический кодекс медсестер затрагивает и вопрос общения с родными пациента. С ними также необходимо выстроить взаимодействие по следующим правилам:

  • Родственникам, которые ухаживают за пациентом, необходимо показывать правильность выполнения различных процедур
  • Следует проявлять тактичность, спокойствие и сдержанность
  • Разговор с родственниками пациентами должен строиться в пределах компетенции медсестры. Вопросы прогноза болезни, лечения и тому подобные обсуждать с родными может только врач
  • На вопросы родственников пациента следует отвечать неторопливо и спокойно

Отношения «медсестра — врач»

Этика и деонтология медицинской сестры содержит в себе также правила профессионального общения. Это общение с врачом, другими медицинскими сёстрами и санитарками. Как строить отношения с врачами:

  • Недопустимо проявление неуважения и грубости
  • Все назначения врача должны выполняться профессионально, четко и своевременно
  • Следует немедленно сообщать врачу обо всех внештатных ситуациях с пациентом (внезапное изменение состояния, поведения)

Отношения «медсестра — медсестра»

В профессиональной деятельности отношения медсестер друг с другом должны строиться со следующими особенностями:

  • следует проявлять уважение и вежливость
  • замечания по работе должны доводиться до сведения коллеги без пациентов
  • более опытные медсестры должны передавать свой опыт более молодым коллегам
  • в затруднительных ситуациях медсестры должны стремиться помогать друг другу

Отношения «медсестра — младший медперсонал»

  • Ненавязчивый и тактичный контроль работы санитаров и младших медицинских сестёр
  • Не допускается высокомерное и фамильярное отношение
  • Работа по принципу взаимоуважения
  • Запрещается делать замечания друг другу в присутствии других коллег и посетителей

Принципы этики и деонтологии младшего медицинского персонала

Младший медицинский персонал практически всегда состоит из людей, которые не обладают медицинским образованием, однако считаются медработниками. Соответственно деятельность таких специалистов имеет множество тонкостей и нюансов. И поведение младшего медицинского персонала также рассматривается в рамках медицинской этики и деонтологии.

Так, взаимоотношения младшего медперсонала с пациентами должны предусматривать сугубо выполнение обслуживающих процедур, без каких-либо комментариев и рекомендаций относительно лечения. Однако медперсонал такого уровня обязан оказывать консультативную помощь и помогать пациентам в рамках своих должностных обязанностей. Непосредственно с родственниками пациентам младший медперсонал контактирует минимально — и лишь в вопросах бытового обслуживания нужд самих пациентов.

Во взаимоотношениях с врачами и медсестрами представители младшего медперсонала должны вести себя уважительно и не допускать какого-либо осуждения или публичного обсуждения действий медработников более высокого звена. Также, они должны добросовестно выполнять свою работу и заботиться о пациентах, своевременно сообщая медсестрам или врачам о любых нестандартных ситуациях или критических состояниях больных, если стали свидетелями такового. При этом привлекать медсестер и врачей для помощи в осуществлении бытовых процедур санитарам не следует, равно как и излишне отвлекать их от профессиональной деятельности.

Моральные и профессиональные качества медсестры

Роль
медсестры в лечении пациента, особенно в больнице, трудно переоценить. Выдача
рецептов, уход за тяжелобольными людьми, проведение множества манипуляций,
некоторые из которых достаточно сложные — все это является прямой обязанностью
медперсонала. Медсестра также занимается осмотром пациента, подготовкой его к
различным хирургическим операциям, работой в операционной в качестве
анестезиолога или медсестры-операционистки и наблюдением за пациентом в
отделениях реанимации и интенсивной терапии. Все это предъявляет высокие
требования не только к знаниям и практическим навыкам медсестры, но и к ее
моральному облику, умению вести себя в коллективе при общении с пациентами и их
родственниками.

В
любое время и при любых обстоятельствах необходимо помнить, что человек обращается
за помощью к медицинскому работнику из-за порой очень серьезной катастрофы,
которая может привести к потере здоровья, инвалидности, а порой и к опасным для
жизни ситуациям. Только с полным сочувствием и пониманием ситуации пациента
может быть установлен реальный контакт между пациентом и медицинским
персоналом, который так необходим для успешного лечения. Пациент нуждается в
чуткости, моральной поддержке и тепле не меньше, а то и больше, чем в
лекарствах. Не случайно в недавнем прошлом сестер милосердия называли
«Сестрами милосердия»: Это отражало не только профессиональную, но и
моральную сторону их работы. Равнодушным, неуравновешенным людям, не способным
сочувствовать страдающему человеку, нельзя разрешать работать в медицинских
учреждениях. В общении с пациентом, в манипуляциях, которые часто бывают
неприятными и болезненными, медсестра должна отвлекать пациента от тяжелых
мыслей, вдохновлять его на то, чтобы быть энергичным и верить в выздоровление.

Пациенты
часто спрашивают у медсестер диагноз и прогноз. Ни при каких обстоятельствах
пациенты не должны быть информированы о наличии неизлечимого заболевания,
особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза, то всегда необходимо
выражать твердую веру в благоприятный исход. Вся информация, предоставляемая
медсестрой пациенту, должна быть согласована с врачом.

Отношения «медсестра — врач»:

  1. Грубость и неуважение в общении неприемлемы;
  2. Проводить медицинские приемы своевременно, четко и профессионально;
  3. Немедленно проинформируйте врача о любых внезапных изменениях в состоянии пациента;
  4. Если у вас есть сомнения по поводу тактичного исполнения предписаний врача, в отсутствие пациента следует обсудить все нюансы с врачом.

Отношения между медсестрами и медперсоналом:

  1. Грубое и неуважительное обращение с коллегами недопустимо;
  2. Комментарии должны быть сделаны с чуткостью и в отсутствие пациента;
  3. Опытные медсестры должны делиться своим опытом с молодыми людьми;
  4. В сложных ситуациях они должны помогать друг другу.

Отношения «медсестра — младшая медсестра»:

  1. Уважение друг к другу;
  2. Контролируйте медперсонал тактично и незаметно;
  3. Грубость, знакомство, высокомерие неприемлемы;
  4. Недопустимо делать комментарии в присутствии больных людей и посетителей.

Чем отличаются медицинская психология, этика и деонтология

Схожими с деонтологией понятиями считаются медицинская психология и медицинская этика. Однако, необходимо понимать, что несмотря на наличие множества сходных черт и особенностей — это все же различные определения, регламентирующие разные сферы медицинской и врачебной деятельности. Именно поэтому часто эти направления науки даже разделяются в качестве учебных дисциплин в медицинских университетах. Стоит рассмотреть особенности и нюансы, отличающие медицинскую психологию, деонтологию и этику:

  • Деонтология, как уже было описано ранее — это в первую очередь наука о практическом применении принципов медицинской и врачебной этики непосредственно при ведении своей профессиональной деятельности медицинскими работниками. Она сосредотачивается на создании детализированных и точных инструкций, при помощи которых и исполняются задачи, установленные в рамках медицинской и врачебной этики.
  • Медицинская этика — это общий свод моральных и нравственных ориентиров, принятых и установленных для врачей в определенном обществе. При этом следует также отличать глобальную медицинскую этику, рассматривающую здравоохранение в мире в целом, и врачебную этику — которая сосредотачивается на рассмотрении аспектов в первую очередь этичного поведения отдельных медицинских работников при ведении взаимоотношений.
  • Медицинская психология является разделом науки, который изучает различные аспекты психологических взаимоотношений медработников друг с другом, с пациентами и иными представителями общества, а также в целом рассматривает специфическую проблематику, с которой приходится сталкиваться медицинским работникам. Множество принципов медицинской психологии находят практическое отражение в деонтологии.

Как можно понять из вышеприведенного описания — все эти понятия являются взаимосвязанными друг с другом. Медицинская этика не могла бы быть реализована без деонтологии, точно так же, как деонтология не имела бы прямых моральных и нравственных ориентиров за отсутствием определенной этики. А без применения достижений и исследований в рамках медицинской психологии, практическое применение деонтологии также было бы осложнено или даже вовсе невозможно.

«Привыкание» пациента к кабинету и врачу

Предоставьте пациенту возможность рассказать о том, что его беспокоит – непосредственно о той проблеме, которая привела его в ваш кабинет и о возможных страхах, связанных с лечением. Задавая уточняющие вопросы, будьте максимально эмпатичны. Например: «Что вас беспокоит?», «Как вы добрались до нас? Быстро нашли?», «Утром пили горячие или холодные напитки?». Т.е. проявите вовлеченность в проблему пациента и создайте дружескую атмосферу парочкой ненавязчивых вопросов. Следите за комфортным расположением пациента в кресле, чтобы шея не затекала, голова не должна находиться между подголовником и креслом.

Тревожность человека в кресле во время осмотра и лечения снимают простые команды – «посмотрите влево/вправо/на цветы на подоконнике», «дышите глубже». Если пациент нервничает, предложите ему что-нибудь подержать, потеребить в руке: салфетку, инструмент и т.д. Это точно позволит снизить напряжение.

Перед началом лечения договоритесь об условных знаках, которыми будете пользоваться с больным, например, пациент закрывает глаза – значит, испытывает неприятные ощущения, делаем паузу. Такая договоренность придаст пациенту уверенность, что у него есть обратная связь. На протяжении всего приема/лечения обращайтесь к пациенту по имени и отчеству. Есть даже такой метод: сделать это 10 раз за прием – это очень располагает людей.

Правовое регулирование врачебной этики сейчас

В вопросах врачебной этики на текущий момент существует большое количество различных нормативно-правовых документов и актов. В частности, базовые принципы врачебной этики часто фиксируются в формате торжественных клятв. Так, еще в СССР была разработана «Клятва советского врача». И сейчас необходимость принесения «Клятвы врача» также прямо зафиксирована в законодательстве Российской Федерации в отношении всех медиков, получающих диплом о высшем образовании и врачебную акредитацию.

Клятва Гиппократа, вопреки распространенному заблуждению, не используется современными медиками в своем оригинальном виде, так как некоторые ее тезисы прямо противоречат современной общественной морали и общим запросам общества в сторону медицины.

Помимо локальных нормативных документов, устанавливаемых в отношении врачебной деятельности отдельными государствами, также часть принципов врачебной этики регламентируется международным законодательством, особенно в вопросах глобальной медицины. Более того — другие нормативы врачебной этики могут устанавливаться также и на микроуровне — на уровне отдельных лечебных учреждений, в которых предусматриваются дополнительные этические правила и принципы работы врачей.

В любом случае, современная врачебная этика практически всегда базируется на различных сочетаниях как базовых принципов, зафиксированных ещё Гиппократом, так и более поздних моделей Парацельса, деонтологии и современной биоэтики в том или ином виде. Причем в разных государствах или даже отдельных территориях в рамках одного и того же государства, могут действовать различные нормативы врачебной этики. Например, в США в отдельных штатах проведение абортов считается не просто нарушением врачебной этики, но и уголовно наказуемым деянием. В других же штатах, напротив — такие действия считаются полностью этичными.

Медицинская этика — что это такое

Понятие медицины как сферы деятельности, нуждающейся в выработке особых, специфических моральных и нравственных нормативов, зародилось ещё в античный период. Автором базовых принципов этики в медицине считается античный врач Гиппократ, который рассматривал медицину не только как прикладную науку, но и также с точки зрения человеческой морали.

Фактически, само понятие медицинской этики может иметь два основных значения:

  • Это наука, изучающая принципы развития медицины и ее значение в вопросах морали и нравственности. Такая наука носит название деонтологии или же медицинской деонтологии. Более подробно о деонтологии в медицине и юриспруденции можно прочитать в отдельной статье.
  • Это непосредственный комплекс морально-этических принципов, которым руководствуются врачи и другие деятели в сфере медицины, медицинской теории, науки и практике. Кроме этого, медицинская этика также касается вопросов биоэтики, фармацевтики и других направлений медицинской деятельности.

Необходимо понимать, что врачебная этика является одной из составляющих частей медицинской этики, но затрагивает лишь деятельность непосредственно медицинских работников. Сама же этика в медицине охватывает куда более широкий спектр деятельности, в том числе вопросы, связанные с научными исследованиями и экспериментами, биоэтикой и биомедициной. О врачебной этике, как о профессиональной этике медицинских работников можно прочитать в отдельной статье.

Этика в сфере медицины важна в том числе потому, от действий медперсонала зависят человеческие жизнь и здоровье. При этом медицина предусматривает часто необходимость нетривиальных моральных и нравственных решений с точки зрения общечеловеческой морали и этики, и именно поэтому она также обладает своей спецификой этических решений.

При этом не следует забывать также и о том, что медицинская этика может различаться в зависимости от конкретной страны и конкретного общества. Она адаптируется в том числе к моральным и нравственным принципам определенных регионов и государств. Именно поэтому врачебная этика в Швейцарии будет отличаться от российской или иранской. Однако ряд принципов биомедицинской этики имеют статус международных документов, регулирующих глобальные запреты на некоторые действия, которые могут затрагивать вопросы медицины и биоэтики в целом.

Биоэтика как продолжение идей медицинской этики

Идеи о биоэтике, как о новой методологии взаимоотношений врачей и пациентов, а также в целом общества и медицины, возникли в 70-е годы 20-го века. Необходимость рассмотрения медицины с точки зрения прав человека и интеграции в новую общественную мораль жестко конфликтовали с принципами классической деонтологии, стремящейся предоставить четкие и беспристрастные руководства в отношении деятельности врача.

Биоэтика стремится разрешить новые противоречия, которые неизбежно возникают в связи с развитием технологий и новых путей их применения в сфере медицины. Именно поэтому большинство вопросов, связанных с принципами биомедицинской этики не имеют четкого ответа и однозначного решения, так как они возникают вновь и вновь и каждый из них находится скорее в сфере учета нематериальных и не подлежащих оценке вопросов, а не в сфере сугубо материалистической концепции мировоззрения.

Именно поэтому большинство современных этических принципов в медицине стремятся использовать достижения и решения в сфере этики всех основных школ в том или ином виде, сохраняя наиболее важные в контексте общественной морали и нравственности принципы и обеспечивая поиск оптимального разрешения конфликтных ситуаций.

Медсестра и пациент

Профессия медсестры зародилась из женского стремления помочь больному или раненому человеку. В ее основе лежит принцип заботы о каждом пациенте, в независимости от его социального статуса, национальности или вероисповедания. Этот принцип в работе следует ставить превыше всего.

Медицинская сестра призвана ухаживать за пациентами, облегчать страдания или предотвращает их, а также помогать реабилитировать здоровье. Согласно этическому кодексу медсестер, им следует уважать права каждого человека на физическое и психическое здоровье, соблюдать принципы гуманности, качественно выполнять свою работу и соблюдать моральные принципы в отношениях с пациентами и коллегами.

Уважать человеческое достоинство пациента – необходимое условие работы в этой профессии. Согласно этике, медсестра не имеет права проявлять к больным высокомерие, пренебрежение или грубость, а также не должна навязывать им свою точку зрения по какому-либо вопросу. Она должна информировать пациента о его правах, состоянии здоровья, диагнозе и методе лечения.

Причинять боль пациенту допустимо только в одном случае – если это проводится в его интересах. Угрозы, касательно жизни человека недопустимы. Разглашение конфиденциальной информации о пациенте запрещена.

Правила и принципы биомедицинской этики

Общих принципов биомедицинской этики, особенно в отношении вопросов, связанных с необходимостью решения глобальных проблем — не существует. Более того, в рамках биомедицинской этики сейчас можно встретить практически диаметрально противоположные мнения об этичности или неэтичности различных медицинских действий и манипуляций. Конечно, в большинстве случаев на уровне врачей существуют определенные всеобщие принципы, которые в той или иной мере используются практически повсеместно. К ним можно отнести следующие базовые принципы:

  • Принцип непричинения вреда. Врач должен принимать решения исходя из необходимости вылечить больного, а значит — любой вред человеку, даже если он необходим, должен быть по возможности исключен и может наноситься только для обеспечения большего блага. В контексте современной биоэтики во многом является одним из основных конфликтных вопросов в контексте обсуждения эвтаназии и того, что является большим вредом для пациента.
  • Сохранение врачебной тайны. Врач получает широкий доступ к персональной информации, касающейся здоровья пациента, и он не должен никоим образом разглашать ее посторонним лицам без согласия самого больного. Однако и этот принцип критикуется многими врачами и теоретиками — например, сведения о пациенте могут помочь в проведении исследований, а разглашение информации — предупредить вспышку эпидемии или защитить общество.
  • Ограничение личной связи больного и пациента. Практически повсеместно интимные отношения между медицинским персоналом и пациентами считаются недопустимыми и неэтичными. В то же время широкий спектр исследований демонстрирует, что в определенной мере близкие взаимоотношения больного и врача могут помочь в выздоровлении первого. Однако, данная практика подвергается осуждению с точки зрения деонтологии.
  • Беспристрастность. Врач не должен обращать внимания на расу, вероисповедание, материальное состояние и иные характеристики своего пациента и обеспечивать всем качественное предоставление услуг на пределе своих усилий. В то же время даже этот вопрос является дискуссионным и в жизни многих врачей может случаться необходимость совершения выбора в пользу спасения одного человека ценой здоровья или жизни иного пациента.

Существует огромное количество иных принципов медицинской этики, которые менее распространены, в сравнении с вышеупомянутыми — и в их отношении дискуссии ведутся уже несколько столетий. Например, с одной стороны, информирование пациента о его состоянии здоровья может серьезно навредить последнему. С другой — предоставление ложных сведений и ложной надежды является также поступком, который может вызывать осуждение со стороны общества.

Учитывая наличие подобных спорных вопросов даже в рамках индивидуальных взаимодействий врача и пациента, вопросы глобального характера в сфере развития медицины являются ещё более сложными и комплексными и единых принципов биоэтики, которые бы были приняты подавляющим числом людей — просто не существует.

Ключевые вопросы современной биомедицинской этики

Основные конфликты и вопросы современной биомедицинской этики связаны как с получением новых знаний о строении человеческого организма, так и с достижением новых технологических возможностей по проведению различных медицинских действий и мероприятий. Кроме этого, ряд конфликтов находятся исключительно в нематериальной сфере, где невозможно установить истину сугубо по объективным показателям. Так, к самым известным и наиболее широко обсуждаемым современным проблема биомедицинской этики относят следующие вопросы:

  • Эвтаназия. Рассматривая добровольный уход человека из жизни, биоэтика отмечает наличие прямого конфликта. С одной стороны, помощь человеку в уходе из жизни — это однозначное причинение вреда с сугубо материалистической теории, если рассматривать жизнь как безусловное благо. С другой стороны, эвтаназия чаще всего рассматривается в качестве способа прекращения мучений неизлечимо больных людей, которые буквально вынуждены страдать из-за того, что врачи не могут прекратить их мучения. Сейчас эвтаназия разрешена лишь в немногих странах мира — по крайней мере как процедура прекращения жизнедеятельности. В то же время пассивная эвтаназия, например, в форме отключения от аппаратов жизнеобеспечения, является достаточно распространенной практически везде, особенно в случае зафиксированной смерти мозга пациента.
  • Аборты. Вопросы этичности проведения абортов включают в конфликт не только фундаментальные права в виде права на жизнь — в отношении плода и право на распоряжение собственным телом в отношении матери. Также, данный конфликт практически всегда вовлекает в себя религиозные и политические институты.
  • Трансплантация органов. Несмотря на то, что в большинстве стран мира трансплантация органов является в том или ином виде разрешенной процедурой — так было не всегда. Более того, даже сейчас трансплантация является дискутируемой темой, так как она может быть потенциально связана с огромным количеством смертельно опасных злоупотреблений. Кроме этого, отдельные вопросы касаются ксенотрансплантации — она может быть неприемлемой в контекстах различных культур, особенно в вопросах религии тех или иных народов.
  • Клонирование. Сейчас практически во всем мире действуют запреты на клонирование человека, в том числе в рамках международных документов, принятых ООН. В то же время дискутируется как полезность самого запрета, так и отдельные аспекты клонирования. Например, репродуктивное или терапевтическое клонирование, в рамках которого не создаются полноценные эмбрионы, а клонируются лишь определенные ткани.
  • Евгеника. Сейчас во многом подвергаются критике возможности по пренатальному определению пола ребенка и ряда иных сведений о плоде, что позволяет фактически осуществлять евгенический отбор еще не рожденных людей. И этот вопрос также рассматривается в качестве одной из основных проблем биомедицинской этики.
  • Клинические испытания. Еще один вопрос с точки зрения биомедицинской этики не имеющий однозначного ответа — это порядок проведения различных клинических испытаний тех или иных препаратов или методик, равно как и обратные аспекты этого процесса — необходимость преодоления множества бюрократических процедур вместо получения возможной жизненно необходимой помощи.

Этика и деонтология медицинской сестры и младшего медперсонала — что это

Деятельность медицинского персонала, не относящегося к врачам, не менее важна для современной российской системы здравоохранения. Более того — численность младшего и среднего медицинского персонала в Российской Федерации превышает количество врачей. А значит — эти работники оказывают значительное влияние на множество аспектов лечения и обслуживания пациентов

Именно поэтому врачебная этика в целом также уделяет особое внимание поведению и действиям медицинских сестер и младшего медицинского персонала, рассматривая основные принципы нравственных и моральных аспектов их деятельности и взаимоотношений как с пациентами, так и с иными лицами, участвующими во врачебном процессе

Под врачебной этикой при этом подразумевается комплекс моральных и нравственных норм и принципов, которым должен следовать каждый медицинский работник, не ограничиваясь исключительно представителями высшего медицинского персонала — врачами. Этичность в рамках медицины регулируется различными документами и способами, базируясь на разных принципах. Одним из основных и актуальных практически везде является принцип «не навреди», сформулированный ещё Гиппократом. Более подробно о врачебной этике можно прочитать в отдельной статье.

В свою очередь, деонтология в медицине — это дисциплина, которая рассматривает вопросы практического применения и реализации принципов врачебной этики с установлением четких рекомендаций по порядку действий для разных категорий медицинского персонала. И если врачебная этика все же в первую очередь рассматривает базовые принципы этичного взаимодействия с пациентами, то деонтология фиксирует четкие нормативы поведения для каждой категории медицинских работников, в том числе и в рамках различных направлений коммуникации внутри профессионального сообщества.

Необходимо понимать, что перечень прав и обязанностей медсестер и младшего медицинского персонала значительно отличается от прав и обязанностей непосредственно врача. И деонтология обязательно учитывает эти аспекты ведения деятельности такими работниками, обеспечивая эффективную деятельность всей системы здравоохранения.

Принципы врачебной этики и деонтологии

Несмотря на то, что во многом принципы врачебной этики могут быть неоднозначными и даже противоречащими друг другу, ряд базовых понятий являются актуальными практически во всех странах мира и в отношении всех категорий медицинских работников. К подобным основным принципам врачебной этики и деонтологии можно отнести следующие базовые правила и нормативы, которым должны следовать все врачи:

  • Принцип «не навреди». Это — один из самых базовых принципов врачебной этики, считающийся основным. Многие иные принципы являются фактическим его продолжением. Принцип непричинения вреда пациенту часто конфликтует с необходимостью проводить какие-либо потенциально рискованные или опасные медицинские манипуляции. Однако на деле он требует от врача быть лишь уверенным в том, что его действия не нанесут вреда пациенту, или же что без причинения определенного вреда ситуация будет протекать хуже, а средств для минимизации вреда нет.
  • Принцип «делай благо». Данный принцип частично был сформулирован Гиппократом и нашел продолжение в трудах Парацельса. Он требует от врача, чтобы тот всегда стремился улучшить состояние больного при проведении любых медицинских действий, был максимально заинтересован в благополучии пациента и прилагал все возможные усилия для достижения наилучшего результата от лечения.
  • Принцип справедливости. Врач не должен руководствоваться при лечении больных какими-то своими личными предпочтениями и допускать предвзятость. Данный принцип в первую очередь касается распределения ресурсов на пациентов справедливым образом. Выделение огромного количества средств и ресурсов на безнадежно больного человека при наличии потенциально излечимого пациента, которому тоже могут понадобиться эти ресурсы с врачебной точки зрения считается неэтичным.
  • Принцип соблюдения врачебного долга. Вопросы, связанные с понятием врачебного долга и необходимости его исполнения — прямой объект рассмотрения деонтологии. Врачебный долг подразумевает обязанность врача добросовестно исполнять свою работу и выполнять ее всегда, когда у него есть такая возможность, не отказываясь от предоставления помощи пациенту.
  • Принцип сохранения врачебной тайны. Необходимость сохранения врачебной тайны в рамках медицинской этики прямо закрепляется множеством различных положений и нюансов. Врач получает доступ к огромному количеству личной информации пациента, разглашение которой может ему навредить. Однако в некоторых ситуациях закон и медицинская этика допускают разглашение этой тайны — при необходимости предотвращения эпидемий или заражения третьих лиц.
  • Принцип информированности и согласия. Прежде чем приступать к проведению лечения врач должен получить согласие от пациента, либо, если пациент не может по объективным причинам принять такое решение — от его родственников или третьих лиц. Допускается с точки зрения врачебной этики и ведение операций без какого-либо согласия, если оно объективно не может быть получено по причине критического состояния пациента. При этом в вопросах информирования пациентов о прогнозах лечения и возможных последствиях в рамках биоэтики нет единого подхода. Так, некоторые теоретики в сфере врачебной этики считают, что врач не должен сообщать безнадежно больному человеку его диагноз, другие же напротив — подчеркивают первичность права пациента на получение правдивой информации.
  • Принцип недопущения интимной близости врача и пациента. Положение врача само по себе является покровительственным по отношению к пациентам, и использование его для достижения интимной близости с больным повсеместно считается неэтичным. Более того, медицинская этика зачастую осуждает наличие каких-либо интимных или романтических отношений в том числе и с бывшими пациентами врача, а также с их родственниками и близкими. При этом данный принцип обеспечивает также беспристрастность врача и защищает его психику от импульсивных и необдуманных решений, которые могут быть вызваны чувствами к пациенту.

Особенности медицинской этики и деонтологии во взаимоотношениях медработников

Крайне интересной является деонтология в том числе и в контексте взаимоотношения между различными категориями медицинских работников. Особые принципы деонтологии во взаимоотношениях между медработниками призваны сохранить вежливые, профессиональные и доверительные отношения в коллективе, обеспечивая при этом четкую иерархию больничной структуры и сохранение врачебного авторитета в глазах пациентов.

Поэтому любые конфликтные ситуации и споры между врачами как специалистами из числа высшего медицинского персонала не должны происходить на глазах у пациентов. Спорные ситуации должны рассматриваться коллегиально и со взаимным уважением друг к другу. Врач не должен обвинять другого врача в совершении врачебной ошибки, однако обязан указать на неточность в действиях и решениях коллеги, если таковые были замечены. При этом критика должна быть направлена не на личность другого врача, а на конкретные решения, принятые им и быть конструктивной, а не деструктивной.

Во взаимоотношениях со средним медицинским персоналом — медсестрами и фельдшерами врач должен осознавать свой статус и авторитет, независимо от возраста и стажа работы, однако не должен допускать фамильярности или какой-либо дискриминации других медработников. Контакты врача с младшим медицинским персоналом также должны происходить в уважительной обстановке, и врач не может требовать от таких работников выполнения каких-либо обязанностей за пределами их должностных инструкций.

В общении с административным персоналом врачу необходимо понимать, что он также состоит из медицинских работников, обладающих в том числе и управленческими правами и обязанностями. При этом врач обязан своевременно сообщать о любых конфликтных ситуациях и наличии потребности в определенных ресурсах, если они необходимы для осуществления профессиональной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector