Как заработать на тендерах и госзакупках с нуля: краткое руководство для новичков
Содержание:
- Как стать заказчиком
- Шаг 4. Открытие спецсчета
- Что такое магазин закупок малого объема?
- Цели создания и основные виды деятельности отдела закупок
- Сколько можно заработать, и для кого подходит
- Регистрация в ЕРУЗ ЕИС: Чек-лист
- Основной функционал
- Проведение закупок по 44-ФЗ
- Шаг 6. Подписание контракта
- Этапы электронного аукциона
- Главное отличие
- Какие особенности учесть заказчику при закупке малого объема по Закону № 223-ФЗ
- В каких закупках участвовать дешевле?
- Книга “Госзакупки для “чайников””: что это и для кого?
Как стать заказчиком
Размещать заказы на Госзакупках могут государственные и муниципальные организации, работающие по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В таблице размещен список всех учреждений, допускаемых до регистрации в качестве заказчика.
Регистрируются на сайте госзакупок только заказчики услуг/товаров. Чтобы участник мог подавать заявки, ему необходимо состоять в сводном реестре организаций. В нем заказчик формирует идентификационный код и происходит автоматическая регистрация на портале.
После этого нужно авторизоваться. Необходимо учитывать, что для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ регистрация разная. Если компания желает работать по обоим направлениям, то ей необходимо регистрироваться дважды.
Авторизация по 44-ФЗ
На главной странице выбрать «Личный кабинет участника» и во всплывшем окне нажать на ЛК 44-ФЗ.
Выбрать один из вариантов:
Появится информационное сообщение:
В нем говорится, что на основании сводного реестра вы зашли под руководителем организации. Для работы в ЕИС и участия в торгах необходимо в личном кабинете госзакупок назначить администратора вашей организации, то есть уполномоченное лицо.
В открывшейся анкете внесите данные руководителя.
- Фамилия, имя, отчество.
- Должность, как по Уставу.
- Контактный телефон.
- Адрес электронной почты.
- Назначьте полномочия, выбрав из списка предложенных.
Руководитель компании должен назначить администратора, то есть человека, который будет заниматься закупками. На главной странице личного кабинета нужно пройти по «Зарегистрировать нового пользователя».
Откроется анкета, в которой обязательно заполнить все поля:
- Фамилия, имя, отчество.
- Должность согласно штатному расписанию.
- Контактный телефон.
- Персональная электронная почта.
- Адрес электронной почты организации, куда будут поступать уведомления от ЕИС.
- Подгрузить сертификат пользователя.
Программа проводит сверку прикрепленного сертификата и по окончании поставить свою ЭЦП для подтверждения.
На указанный адрес электронной почты поступит письмо, в котором содержится уникальный логин и пароль для входа в ЕИС.
Авторизация по 223-ФЗ
В этом варианте регистрация будет проводиться через портал Госуслуг. Руководитель компании проходит на портале ЕСИА регистрацию организации. Для этого понадобится получить в любом удостоверяющем центре квалифицированную ЭЦП. Ознакомиться перечнем УЦ можно на этой странице: https://e-trust.gosuslugi.ru/CA.
- Регистрация юридического лица на ЕСИА:
- Заполнить форму, где указать тип организации.
- Ввести данные: тип госоргана, местонахождение организации, ОКТМО, вышестоящее ведомство.
Пока вышестоящая организация не подтвердит принадлежность вашей компании к ней, будет указан статус: юридическое лицо.
Шаг 4. Открытие спецсчета
Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками, принятыми в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.
В 2020 году открывают отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, с него же списывают и плату за победу. Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Читайте об этом в статье «Как открыть спецсчет: самая подробная инструкция» или смотрите видео.
Что такое магазин закупок малого объема?
Автоматизированная система «электронные магазины малых закупок» — это бесплатный сервис для повышения эффективности и прозрачности проведения небольших заказов.
Данная высокотехнологичная система доступна для внедрения вне зависимости от уровня заказчика, будь то региональный уровень, муниципальный или просто конкретная организация.
Зaкaзчики впрaве выбрaть неконкурентный способ определения исполнителя и провести закупку у единственного постaвщика по 44-ФЗ или 223-ФЗ. Зaкупка будет считаться мaлой, если НМЦ контрaктa – до 600 тыс. руб. (а для закупок по п.28 ч.1 ст.93 44-ФЗ до млн. руб.). Согласно ч.15 ст.4 223-ФЗ к мaлым зaкупкaм относятся те, чья сумма не выходит за пределы 500 тыс. руб. (при условии, что годовaя прибыль зaкaзчика – более 5 млрд. руб.).
Aвтомaтизация таких мероприятий обеспечивается с помощью функционaлa специализировaнных плaтформ, которые являются частью механизма упрaвления госзaкупками.
Сервисы рaботают по принципу электронного мaгaзинa, где отобрaнные постaвщики публикуют прaйс-листы и получaют контрaкты по упрощенному aлгоритму.
В Москве существует электронный магазин ЕАИСТ – Единая автоматизированная система торгов, куда направляют свои заявки организации, подведомственные московским властям. Данная подсистема является частью «Портала поставщиков». Компании, желающие поставлять свои товары или оказывать услуги должны зарегистрироваться на портале.
Цели создания и основные виды деятельности отдела закупок
На основании сложившейся практики применения указанных выше федеральных нормативных актов можно выделить следующие цели создания отделов закупок внутри различных видов государственных и муниципальных заказчиков:
- осуществление различных конкурентных и неконкурентных закупочных мероприятий для заключения наиболее выгодных контрактов в рамках удовлетворения нужд государственных и муниципальных заказчиков;
- проведение мероприятий, направленных на улучшение исполнения ранее заключенных контрактов и договоров (в том числе посредством заключения дополнительных соглашений об улучшении условий исполнения ранее возникших обязательств по исполнению контракта или договора контрагентом заказчика);
- формирование механизма прозрачного проведения конкурентных и неконкурентных процедур, а также реализация принципов такого механизма с целью исключения рисков коррупционной составляющей, а также рисков нарушения законодательства о защите конкуренции;
- предотвращение действий, целью которых является нарушение действующего законодательства не только в сфере закупок, но и в других сферах, в том числе в экономической.
Для того чтобы указанные выше цели реализовывались без нарушений действующих норм федерального закупочного законодательства, отдел закупок (либо единоличные сотрудники, занимающие соответствующие должности) выполняет следующие действия:
- готовит в соответствии с установленными потребностями заказчика и размещает в Единой информационной системе в сфере закупок планы-графики осуществления закупок. В силу того, что потребности заказчика могут регулярно меняться, на плечи отдела закупок ложится также обязанность по обязательной корректировке сформированного плана-графика закупок и размещение информации о таких изменениях в указанной информационной системе;
- размещение на всех официальных сайтах, в первую очередь, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, информации о тех закупочных мероприятиях, которые планируется проводить. Размещаются отделом закупок не только извещения о проводимых закупках, но также и документации к ним, а также протоколы, отражающие каждое действие заказчика в рамках проводимой закупки;
- подготовка перечня потенциальных участников, разработка приглашений к участию для них в случае проведения закрытых тендерных процедур и подготовка для передачи таким участникам всей необходимой для ознакомления документации по такой закупке;
- проведение закупочной процедуры до момента заключения контракта с определенным победителем такой процедуры. Однако проводить такую закупочную или тендерную процедуру отдел закупок государственного или муниципального заказчика может только в том случае, если проведение такой процедуры позволяет функционал самого подразделения;
- в рамках осуществления претензионной работы государственного или муниципального заказчика – проведение работы по подготовке документов для ведения такой претензионной работы;
- в рамках своих функциональных обязанностей специалисты отдела закупок принимают участие в мероприятиях по обжалованию проведенных закупочных процедур, а также по результатам таких процедур;
- проведение консультативных мероприятий по вопросам функционирования рынка, а также по вопросам взаимодействия с потенциальными исполнителями по контрактам и договорам для определения возможностей организации различных видов закупочных процедур, направленных на удовлетворение нужд государственных и муниципальных заказчиков.
Сколько можно заработать, и для кого подходит
Согласно пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ-44, участвовать в госзакупках могут:
- Юридические лица.
- Любое физическое лицо, а также зарегистрированные индивидуальные предприниматели.
Ограничения, связанные с деятельностью самозанятых, оговорены в Законе № 422-ФЗ от 27.11.2018 года (законе «О самозанятых»). Из него следует, что самозанятые граждане не могут продавать подакцизные товары, заниматься перепродажей товаров и оказывать услуги по договору поручения, комиссии либо агентскому договору.
То есть это такое же физическое лицо, которое может принимать участие в госзакупках на выполнение работ и оказание услуг.
Сравним условия участия в тендерах для обеих категорий:
Критерии сравнения | Физические лица | Юридические лица и ИП |
Формат участия | Оказание услуг, несложный ремонт, аренда помещений, продажа недвижимости | Поставки различных категорий товаров и услуг |
Предоставление услуг на постоянной основе | Оказывать услуги на постоянной основе запрещено | Нет ограничения на количество поставок товаров одному заказчику |
Кто платит налоги | Налоговым агентом выступает заказчик | Юрлица платят налоги самостоятельно |
Ограничение на участие | Недоступны закупки, где нужна лицензия, закупки для субъектов малого предпринимательства, а также тендеры, где нужен допуск СРО | Нет ограничений на участие. Участвовать не могут только лица, зарегистрированные в оффшорных зонах |
Максимальная сумма закупки | Допускаются к госзакупкам до 1,5 млн. рублей | Ограничения по сумме не установлены |
Помимо федеральных электронных площадок, на которых проводятся госзакупки в электронной форме, существуют и электронные магазины малых закупок. На этих площадках заказчики проводят прямые закупки на суммы до 300-600 тыс. рублей. Соответственно, у участников закупок есть возможность размещать в этих электронных магазинах свои оферты. А заказчики могут заключить прямой договор с участником, у которого будет нужный товар (работа, услуга) по лучшей цене.
Участие в закупках на постоянной основе для физических лиц невыгодно. Кроме вышеперечисленных ограничений, к физлицам применяется налог НДФЛ 13%. Этот налог удерживается заказчиком при оплате по контракту.
На руки физлицо получит сумму, уменьшенную на размер НДФЛ и отчисления в ПФ и ФОМС. Если сравнивать участие физлица и юрлица, то по «упрощенке» предприниматель оплатил 6% от полученной прибыли, а физлицо – 13%, плюс еще отчисления, которые удержались по контракту.
Заказчик услуги выступает налоговым агентом в отношении физических лиц и граждан-нерезидентов РФ (п.2 ч.13 ст. 34 «Об уменьшении суммы платы заказчику физическому лицу…»).
У юрлиц- и ИП-резидентов РФ уменьшение оплаты не производится. Они платят налоги в бюджет самостоятельно.
Для закрепления информации посмотрите видео:
Сколько можно заработать?
Ст. 14.1 УК РФ и ч.1 ст. 171 УК РФ регулируют законность деятельности предпринимателей, а также порядок участия в госзакупках, количество тендеров, в которых может участвовать физлицо или юридическое лицо.
С помощью тендеров закупаются разные категории товаров для самых разных объектов: школ, детских садов, больниц, строящихся дорог.
Для обоснования начальной максимальной цены контракта заказчики могут использовать несколько методов:
- Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
- Нормативный метод.
- Тарифный метод.
- Проектно-сметный метод.
- Затратный метод.
Самым распространенным является метод сопоставимых рыночных цен.
Участвовать в тендерах можно веерно, то есть подавать заявки сразу в несколько ниш, где не требуется получение лицензии, а суть участия сводится к поставке товаров. В среднем маржинальность колеблется в пределах 15-30%.
Поищите заявки по нужным вам направлениям. Вносите в строку поиска все ключевые слова, которые могут использоваться заказчиками в описании объекта закупки. Так вы поймете, есть ли спрос на ваши товары, работы или услуги.
Ознакомьтесь с информацией, как часто проходят закупки, на какие суммы, кто выигрывает в тендерах. Это поможет вам проанализировать рынок, оценить доходность участия в закупках.
Анализировать рынок можно как по всей территории РФ, так и в конкретном регионе. Начинающие участники тендеров обычно выбирают региональные закупки в силу отсутствия опыта поставок товаров в другие регионы.
Если у вас редкая категория товаров или услуг, шансы заработать на закупках невелики. Нужно рассматривать смежные ниши, которые будут перспективны в плане заработка.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС: Чек-лист
- на имя руководителя компании.
- Учредительные документы юрлица или ИП. Полный перечень документов в следующем списке
- Запас времени — 3-16 дней до необходимой закупки.
Полный перечень документов для юридического лица:
- Выписка из ЕГРЮЛ
- КПП и дата постановки на учет в налоговой (документы о госрегистрации юрлица для иностранного участника*)
- ОГРН – (Основной государственный регистрационный номер)
- ФИО, должность, ИНН и паспортные данные лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юрлица.
- ОКВЭД
- Копии учредительных документов
- Решение об одобрении крупной сделки с максимальными параметрами одной сделки.
- Документы, подтверждающие полномочия физлица на регистрацию в ЕИС (для иностранных лиц, которых нет в ЕГРЮЛ и госреестре аккредитованных филиалов и представительств иностранных юрлиц*)
Полный перечень документов для физического лица:
- Выписка из ЕГРИП
- Дата регистрации ИП и постановки на учет в налоговой (документы о госрегистрации ИП для иностранного участника*)
- ОГРП
- Данные из паспорта или других документов, удостоверяющих личность ИП.
Основной функционал
Рассмотрим функционал автоматизированной информационной системы для таких заказов на примере малых закупок на РТС для заказчиков из Ростовской области. В сервисе можно работать как с электронной подписью, так и без нее. Мероприятия проводятся по двум схемам: при помощи заявок заказчиков или опубликованных участниками прайс-листов. Контроль за всеми этапами и соблюдением параметров лежит на заказчиках, также они готовят соответствующую отчетность по осуществлению процедур.
Для поставщика плюсами электронных магазинов является то, что за работу на них не нужно платить и весь процесс достаточно прост. Также к преимуществам платформ для поставщиков можно отнести:
- возможность просматривать информацию о небольших закупках;
- поиск заказчиков по товарным характеристикам (можно подписаться на бесплатные оповещения по выбранным фильтрам);
- подача заявки на участие в отборе будущего исполнителя;
- простое размещение своего предложения.
Контракт заключается с помощью функционала цифровой площадки или письменно вне сервиса, а затем информация размещается в открытом доступе.
Проведение закупок по 44-ФЗ
Далее подробнее рассмотрим, как правильно осуществлять все этапы закупочной деятельности. Однако, перед началом работы в этой области, рекомендуется подробнее ознакомиться с данной нишей. Проверьте, насколько ваши товары и услуги востребованы государством. Если наблюдается потенциальный спрос, тогда немедленно приступайте к следующим шагам.
Подготовка необходимых документов
В первую очередь необходимо подготовить все обязательные документы:
- Уставные документы компании.
- Если для организации обязательно участие в СРО, то также необходимо Свидетельство СРО.
- Лицензию на осуществление деятельности, если таковая подлежит лицензированию.
- Подтвержденное решение об осуществлении крупной сделки.
- Подтверждающие правомочия генерального директора документы.
Помимо вышеперечисленных документов, будете готовы предоставить документы, подтверждающие отсутствие задолженностей по налогам и сборам. Также могут быть затребованы подтверждение квалификации сотрудников и копии выполненных актов и договоров.
Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке
Большинство торгов имеют электронный характер. То есть проводятся на специальных электронных площадках. Соответственно от участника требуется прохождение аккредитации на такой площадки. Для заключения таких договоров необходимо сделать электронную цифровую подпись. На флешке, которая по сути и является подписью, находится особый код-ключ, подтверждающий правомочия лица, заключающего сделку. Выдача их возможна только специальными организациями. Те в свою очередь проходят аккредитацию у Министерства связи и становятся удостоверяющими центрами. Очевидно, что данная услуга не предоставляется бесплатно. Кроме того, ее необходимо приобретать ежегодно. Стоить пользование ЭЦП будет около 5000 рублей. Для получения ключа нужно подать пакет документов в удостоверяющий центр вместе с заявкой и ждать в течение пары дней.
Более подробную инструкцию можно найти на любой из 6 электронных площадок, работающих с 44 ФЗ в 2019 году. Там же представлен список необходимых для конкретной площадки документов и сроки аккредитации. Обычно они не превышают 5 рабочих дней. В этот период платформа проверяет компанию и принимает решение об аккредитации. К слову, получать ее нужно заново каждые 3 года.
Подготовка и подача заявки для участия
Потенциальный участник торгов на госзакупки должен предоставить полный пакет документов, соответствующий всем требованиям. Подать его можно в электронной или бумажной форме. Это и будет считаться заявкой участника торгов. Весь пакет должен содержать актуальную и достоверную информацию. Также понадобится заверение уполномоченного лица участка. При бумажной подаче необходимо сшить документы, пронумеровать и отправить заказчику. Электронная подача осуществляется посредством электронной площадки
Заявки, поданные позже установленного срока, не допускаются к торгам, а значит важно сделать это вовремя. Если заявка предусматривает под собой обеспечение, то участник должен перевести необходимую сумму заказчику, в иных случаях допускается перевод денежных средств оператору площадки
Результаты тендера можно увидеть на ЕИС.
Подписание контракта
Победа в тендере еще не означает конец работы с документацией. После проведения электронных торгов заказчик обязан отправить проект контракта в течение 5 календарных дней. Исполнитель также получает 5 дней после получения проекта на ознакомление с контрактом
Важно изучить все разделы, чтобы не упустить важные детали. Особенно стоит изучить разделы, касающиеся сроков исполнения и оплаты, также изучите раздел штрафных санкций
Бывает, что возникают несогласия сторон по некоторым пунктам договора, тогда формулируются правки. Следующим шагом в данной ситуации является протокол разногласий. Отправить его можно всего один раз, так что нужно внимательно отнестись к этому вопросу. Однако, не стоит забывать, что на подписание контракта выделяется не более 20 календарных дней, а значит нельзя затягивать. Отсчет идет с момента публикации результатов аукциона на ЕИС.
Шаг 6. Подписание контракта
После победы работа с документами не закончена.
Заказчик должен направить проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 5 календарных дней. У победителя есть 5 дней, чтобы ознакомиться с проектом
Обратите внимание на разделы:
- сроки исполнения;
- штрафные санкции.
Если нужно внести правки, один раз можно отправить . Такое право предусмотрено в ст. 83.2 44-ФЗ.
Видео: пошаговая инструкция участия в госзакупках и тендерах
Сегодня все вопросы, связанные с размещением государственного заказа, регламентирует Закон о контрактной системе — 44-ФЗ.
Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. К закупкам не допустят только тех, кто зарегистрирован в офшорных зонах. Перечень этих зон регулярно обновляется Минфином. На начало 2019 года в этот список входило 42 государства.
Разберем подробнее, какие варианты размещения заказа предусмотрены для заказчика в контрактной системе, а также в каких он сам может принять участие.
Этапы электронного аукциона
2.Пройти аккредитацию участников
Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.
Для юридических лиц это:
- выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
- копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
- доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
- решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.
Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.
3.Обеспечить заявку на участие
Обеспечение заявки – это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде банковской гарантии, а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.
Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:
- заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
- по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
- вторая часть заявки признана несоответствующей;
- с участником был заключен контракт по его заявке.
Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.
4.Подать заявку на участие
Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.
Вторая часть заявки включает в себя:
- ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
- документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
- копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
- документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
- декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот – отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.
5.Участие в электронных торгах
В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:
- Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% — 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
- Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.
6. Подписание контракта с победителем аукциона
Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.
Главное отличие
Правила проведения госзакупок описаны в законодательстве детальнее.
В законе 44-ФЗ, в рамках которого работают госзаказчики, подробно описаны:
- требования к структуре заявки поставщика;
- перечень документов, которые должен предоставить поставщик для подтверждения квалификации;
- дополнительные требования к поставщику, когда он участвует в специализированных закупках. Например, если заказчик закупает товары или услуги для организации детского отдыха;
- срок и порядок подписания договора.
В коммерческих закупках такой детализации нет, но это не значит, что в этой сфере нет законодательного контроля. Её регулируют статья 28 Гражданского кодекса и “Закон о защите конкуренции”. В этих документах закреплены общие правила проведения любой закупки. Плюс для любых торгов существует одинаковая процедура судебного обжалования.
Какие особенности учесть заказчику при закупке малого объема по Закону № 223-ФЗ
1. Какие закупки признаются закупками малого объема по Закону № 223-ФЗ
По общему правилу закупкой малого объема для заказчика по Закону № 223-ФЗ считается закупка, цена которой не превышает 100 тыс. руб. Однако если ваша выручка за прошлый финансовый год превысила 5 млрд, в текущем году малой для вас будет закупка, цена которой не превышает 500 тыс. руб. (п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Объем выручки определяйте на основании данных бухгалтерской отчетности.
2. Как провести закупку малого объема по Закону № 223-ФЗ
Порядок закупки малого объема зависит от того, каким способом ее проводить.
Чаще всего их осуществляют путем закупки у единственного поставщика. Чтобы закупить таким способом, закрепите в своем положении условие о том, что малый объем закупки является основанием для закупки у единственного поставщика. Самостоятельно решите, включать ли малую закупку в план, размещать ли извещение в ЕИС и направлять ли сведения в реестр договоров. Закон № 223-ФЗ не содержит специальных требований и разрешает заказчикам в этих вопросах руководствоваться положением о закупке (п. 1 ч. 15 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ п. 4 Правил формирования плана закупки, п. 3 Правил ведения реестра договоров).
Вопрос дробления закупок Законом № 223-ФЗ не регулируется. Вы можете закупать одноименные товары, работы или услуги несколькими мелкими закупками за определенный период, если это не запрещено вашим положением о закупке (см. Письмо Минэкономразвития России от 15.06.2016 № ОГ-Д28-7314). Однако не следует злоупотреблять данным правом, это может привести к необоснованному ограничению конкуренции. Не заключайте несколько договоров до 100 (500) тыс. руб., если одновременно соблюдаются два условия:
1) вы приобретаете одноименную продукцию или совершаете ряд взаимосвязанных сделок в течение непродолжительного периода времени (например, в одном месяце заключили три договора на косметический ремонт в трех кабинетах вашего офиса);
2) общая стоимость одноименных товаров, работ, услуг или взаимосвязанных сделок превышает ту предельную сумму, свыше которой в соответствии с вашим положением вы должны проводить конкурентные процедуры.
Такие закупки могут признать нарушением ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ, а договоры недействительными по иску контролирующих органов или заинтересованных поставщиков.
Малую закупку конкурентным способом проводите в порядке, предусмотренном вашим положением для конкурентных процедур. Включать такую закупку в план также не обязательно, однако рекомендуем это сделать, чтобы соблюсти принцип информационной открытости. В остальном Закон № 223-ФЗ не делает исключений для мелких конкурентных закупок, соблюдайте общие требования к содержанию извещения, документации и порядку проведения конкурентных процедур.
3. Надо ли отчитываться о закупках малого объема и включать их в реестр договоров
Информацию о закупках малого объема необходимо включать в ежемесячный отчет о количестве и общей стоимости заключенных договоров. Разместите отчет в ЕИС не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Учтите, что в отчет нужно включить информацию обо всех без исключения мелких закупках, в том числе об оплатах по счетам без заключения договора, мелких покупках за наличный расчет (см. Письмо Минэкономразвития России от 15.06.2016 № Д28и-1489).
В реестр договоров информацию о малых закупках направляйте, только если это предусмотрено вашим положением о закупке. Но если в ходе исполнения вы изменили договор и стоимость закупки превысила 100 (500) тыс. руб., сведения о таком договоре необходимо направить в реестр (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ).
В каких закупках участвовать дешевле?
Как правило, дешевле участвовать в коммерческих закупках. Основные расходы поставщиков связаны с необходимостью внести обеспечение заявки на время торгов, а затем в случае победы — обеспечения исполнения контракта.
Коммерческие заказчики не всегда просят обеспечение заявки, а если и просят, то меньше, чем в госзакупках. По закону 44-ФЗ госзаказчик обязан требовать такое обеспечение.
То же самое с обеспечением контракта. В коммерческих закупках оно меньше, а в некоторых случаях может быть использовано авансирование. Если заказчик закупает специфическое оборудование, то может заранее перечислить часть денег поставщику за него.
В госзаказе авансирование возможно, но за счет поставщика. В любом случае поставщик сначала вносит обеспечение контракта в виде денег на счет заказчика.
Книга “Госзакупки для “чайников””: что это и для кого?
Если Вы долго искали литературу по госзакупкам для чайников, в которой бы сложные моменты были рассказаны простым языком, то Вы ее нашли. Некоторое время назад я написал книгу для начинающих участников госзакупок, которая называется “Госзакупки для “чайников”. Это абсолютно бесплатная книга, которую скачали и прочитали уже более 10000 человек.
Что это за книга и для кого? Книга об участии в государственных закупках для начинающих специалистов, менеджеров и руководителей всех уровней, которые решили самостоятельно разобраться в данной сфере. В книге содержится фундаментальная информация по госзакупкам, которая позволит Вам оттолкнуться и начать двигаться дальше
Получить эту книгу, Вы сможете здесь.
На этом у меня сегодня все. Надеюсь, информация была для Вас полезной. Все вопросы по теме пишите ниже, я с радостью на них отвечу.