Основы закупки по закону 223-фз для новичков

Содержание:

Спортивное оружие и боеприпасы

Постановление № 1119 от 20 сентября 2018 года.

Закупать боеприпасы и спортивное оружие нужно по правилу «третий лишний». То есть если поданы 2 закупки с товаром из ЕАЭС разных производителей, иностранный товар нужно отклонить. Не применяют это правило при закупках:

  • которые проводятся за границей;
  • товаров для спорта высших достижений (олимпийской сборной и т. д.);
  • запчастей и комплектующих к уже имеющемуся оружию.

В качестве подтверждающих документов можно представить:

  • сертификат СТ-1, полученный в Торгово-промышленной палате;
  • заключение Минпромторга о том, что в России нужный товар не производится.

Расторгнутый или частично исполненный контракт может подтвердить опыт участника закупки

В качестве подтверждения опыта выполнения работ участники закупки должны представить в составе заявки следующие документы:

  • копию исполненного контракта (договора);
  • копию акта (актов) выполненных работ, подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора);
  • копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Во время проведения аукциона предложение о цене контракта подавали 2 участника закупки.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона, обе заявки были отклонены. По мнению комиссии по закупкам, участники не предоставили в составе заявки документы, подтверждающие опыт выполнения работ.

Один из участников закупки (далее — заявитель) не согласился с мнением комиссии по закупкам и обратился в УФАС с жалобой на действия комиссии.

По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение о признании заявки заявителя не соответствующей требованиям документации об аукционе и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

На заседании комиссии УФАС представители заказчика пояснили, что контракт, представленный в составе заявки заявителя, не может использоваться в качестве подтверждения опыта выполнения работ, поскольку такой контракт был расторгнут по соглашению сторон (далее — Соглашение о расторжении).

Однако, по мнению заявителя, в составе заявки представлены необходимые документы и сведения, подтверждающие опыт выполнения работ.

Проводя внеплановую проверку, комиссия УФАС установила следующее:

1) Заявка заявителя, поданная на участие в аукционе, содержит в том числе:

  • копию договора, заключенного между заказчиком и заявителем на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту «Строительство новых корпусов школы-интерната» с ценой контракта в размере, превышающем 30% НМЦК;
  • копии актов о приемке выполненных работ по объекту в размере, превышающем 30% НМЦК;
  • копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

2) Согласно пункту Соглашения о расторжении заявителем выполнены, а заказчиком оплачены работы на сумму в размере, превышающем 30% НМЦК.

3) Кроме того, по Соглашению о расторжении (цитата), «Генеральный подрядчик гарантирует, что выполненные им на момент подписания настоящего соглашения работы по Объекту соответствуют условиям Контракта, действующим техническим регламентам, строительным нормам и правилам, проектной документации, и с момента подписания настоящего соглашения несет ответственность в соответствии с разделом 14 Контракта за обнаруженные, в том числе в пределах гарантийного срока, недостатки выполненных работ».

Таким образом, комиссия УФАС пришла к выводу, что заявителем в составе заявки представлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающий соответствие заявителя дополнительным требованиям, установленным согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Жалоба заявителя была признана обоснованной (Решение ФАС России от 07.09.2020 по делу № 20/44/105/1521).

Вывод эксперта

Работы по контракту, представленному участником закупки в качестве документа, подтверждающего опыт выполнения работ, выполнены на минимально установленную сумму. Факт выполнения таких работ подтверждают акты выполненных работ и акт ввода объекта в эксплуатацию, которые также представлены в составе заявки на участие в аукционе. Кроме того, такие работы приняты без нареканий и оплачены заказчиком.

Несмотря на то что впоследствии контракт был расторгнут по соглашению сторон, такой контракт подтверждает опыт выполнения работ.

Кроме того, по мнению УФАС России, предоставление копии исполненного, но еще не оплаченного контракта не является основанием для отклонения заявки (Решение ФАС России от 07.09.2020 по делу № 20/44/105/1521). Как указывает УФАС, если участник закупки предоставил копию контракта на минимальную сумму, установленную Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, и копии актов выполненных работ на соответствующую сумму, такая заявка отклонению не подлежит.

Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем «Кодекс»/»Техэксперт»

Акуленко Ольгой Владимировной

Читать весь ответ

Порядок проведения закупки по 223-ФЗ

1. Подготовка извещения (ч.9 ст.4) и документации (ч.10 ст.4) о проведении закупки.

Содержат требования к заявке, которая должна состоять из одной/двух частей и ценового предложения.Заявка в конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из двух частей и ценового предложения.Первая часть заявки содержит описание товара, работы, услуги. Не допускается указание сведений об участнике.  Вторая часть заявки содержит сведения об участнике, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям, об окончательном предложении и др.Заявка в запросе котировок состоит из одной части и ценового предложения.

1.1. Сроки размещения извещения и документации в ЕИС.

  • Конкурс  – не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
  • Аукцион — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
  • Запрос котировок — не менее чем за 5 рабочих  дней до дня истечения срока подачи заявок.
  • Запрос предложений — не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

1.2. Сроки размещения извещения и документации в ЕИС для МСП (ст.3.4)

  • Конкурс – если НМЦК <= 30млн.руб. — не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок; если НМЦК > 30 млн.руб — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;
  • Аукцион – если НМЦК <= 30млн.руб. — не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок; если НМЦК > 30 млн.руб. — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;
  • Запрос предложений – НМЦК <= 15млн.руб. — не менее чем за 5 рабочих дней до даты окончания подачи заявок;
  •  Запрос котировок – НМЦК <= 7млн.руб. — не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок.

1.3. Обеспечение заявок

  • Если НМЦК < 5млн.руб. – не требуется;
  • Если НМЦК > 5млн.руб. – согласно положения о закупке.

Возврат обеспечения заявки на участие в закупке не производится в случаях: 1) уклонение или отказ от заключения договора; 2) непредоставление или предоставление с нарушением условий обеспечения исполнения договора.

2. Запрос о даче разъяснений извещения / документации о закупке.

Разъяснение дается в течение 3 рабочих дней, если поступил не позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок, размещение в ЕИС.

3. Отмена конкурентной закупки.

В любое время до окончания срока подачи заявок. Информации об отмене закупки размещается в ЕИС в день принятия решения.

4. Определение поставщика

Заказчик создает комиссию для определения поставщика.

Отмена определения поставщика после истечения времени отмены закупки до заключения договора возможна в случае обстоятельств непреодолимой силы.

По результатам определения поставщика составляются протоколы этапов закупки и итоговый протокол. Последний протокол этапа не составляется – размещается итоговый протокол.

Протокол этапа закупки содержит: 1) дата подписания протокола; 2)количество заявок; 3) результаты рассмотрения заявок – количество отклоненных заявок их основания отклонений; 4) результаты оценки заявок с указанием итогового решения комиссии и присвоении значения по каждому из критериев оценки; 5) причины несостоявшийся закупки; 6) иные сведения согласно положения.

Протокол итоговый содержит: 1) дата подписания протокола; 2) количество заявок;3) дата и время регистрации; 4) порядковые номера заявок в порядке уменьшения степени выгодности + ценовые предложения (при одинаковых- лучшее то, которое поступило ранее); 5) результаты рассмотрения заявок + количество отклоненных заявок  с основаниями отклонения; 6) результаты оценки заявок; 7) причины  несостоявшейся закупки; 8) иные сведения согласно положения.

5. Заключение договора.

Не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. В случае необходимости одобрения органом управления или обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты одобрения или решения.

Информация о заключении договора должна быть внесена в реестр договора и информации в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня заключения (в т.ч. с ЕП, стоимость которого превышает размеры ч.15 ст.4).

Исполнение, Изменение, Расторжение договора подлежит размещению в ЕИС в течение 10 дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

Обеспечение исполнения договора в новой редакции 223-ФЗ не предусмотрено. Этот вопрос решается на усмотрение заказчика и  устанавливается положением о закупке. Как правило, размер обеспечения устанавливается в размере от 5 до 30% от начальной максимальной цены. В случае снижения начальной максимальной цены договора размер обеспечения увеличивается в 1,5 раза или требуется предоставление документов о добросовестности участника.

Как применять ПП №2014 при проведении закупок

  1. Особенности формирования технического задания. 

При описании объекта закупки, осуществляемой для выполнения минимальной доли закупок российских товаров, необходимо указывать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики российских товаров, в том числе включенные в КТРУ. 

  1. Особенности расчета и обоснования НМЦК 

При определении идентичных и однородных товаров заказчик вправе учитывать только товары из ЕАЭС (в том числе включенные в Реестр российской промышленной продукции, Реестр евразийской промышленной продукции, Единый реестр российской радиоэлектронной продукции), а  также включенные в КТРУ характеристики (при наличии) соответствующих товаров.

Применяя метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), заказчик направляет запрос информации о цене субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (ГИСП). 

Министерство промышленности и торговли РФ в письме от 2 марта 2021 г. N15387/12 разъяснило, что «…в случае недостаточности сведений о субъектах деятельности в сфере промышленности, включенных в ГИСП, заказчик вправе дополнительно запросить для обоснования НМЦК недостающую ценовую информацию у иных участников рынка, осуществляющих производство товара, являющегося предметом закупки, либо использовать информацию о ценах товара, содержащихся в единой информационной системе в сфере закупок, по исполненным контрактам, по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных такими контрактами». 

Из вышеуказанных разъяснений Минпромторга следует, что, если заказчик по запросам,  ценовой информации, направленным производителям, включенным в ГИСП, не получил достаточной информации, для расчета НМЦК по ПП №2014 он имеет право: 

  1. запросить ценовую информацию у иных производителей, не включенных в ГИСП, и использовать ее для расчета НМЦК; 
  2. пользоваться ценовой информацией из реестра контрактов ЕИС по исполненным контрактам, по которым не взыскивались неустойки. 

На сайте ГИСП (https://gisp.gov.ru/nmck/) Минпромторг РФ предлагает заказчикам в случае отсутствия достаточного количества компаний для определения НМЦК (менее 3-х) или отсутствия сведений об организациях в ГИСП:

– зафиксировать, что нужная информация отсутствует или представлена не в полном объеме (сделать скриншот из ГИСП) в целях предоставления обоснования для отчета о невыполнении установленной минимальной доли;

– направить в Минпромторг России информацию об отсутствии необходимых сведений в ГИСП (Metod@minprom.gov.ru).

Полагаем, что заказчик в этом случае также имеет право разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС (п.3.7.2.Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013г. №567) и пользоваться при расчете НМЦК предоставленной ценовой информацией от любого лица, ответившего на запрос.    

Формирование лотов

Согласно п. 2 (2) Постановления N 102 не могут быть предметом одного контракта (лота) медицинские изделия, включенные в Перечень N 1 и не включенные в него, а также медицинские изделия, включенные в Перечень N 2 и не включенные в него. При этом некоторые медицинские изделия включены как в Перечень N 1, так и в Перечень N 2. Применение ограничений допуска при закупке медицинских изделий, включенных как в Перечень N 1, так и в Перечень N 2, вызывает множество вопросов. Рассмотрим порядок формирования лотов для таких случаев в контексте правоприменительной практики.

Во-первых, следует ли выделять медицинские изделия, включенные как в Перечень N 1, так и в Перечень N 2, в отдельную закупку? Правоприменительная практика по этому вопросу крайне противоречива.

Так, ряд антимонопольных органов признают неправомерными действия заказчиков, объединяющих в один лот медицинские изделия, включенные в Перечень N 1, часть из которых включена в Перечень N 2 <6>. Противоположная позиция обосновывается тем, что все закупаемые медицинские изделия включены в Перечень N 1 (даже если какие-то из них входят и в Перечень N 2), что указывает на правомерность действий заказчика <7>.

<6> Решения Курского УФАС России от 08.11.2017 по делу N 277/2017, Ставропольского УФАС России от 31.10.2017 N РЗ-1980/2017.<7> Решения Нижегородского УФАС России от 24.10.2017 N 2229-ФАС52-КТ-64-09/10-17 (702-ЛС), Омского УФАС от 27.10.2017 N 03-10.1/289-2017.

Позиция автора заключается в том, что заказчик должен проводить закупку таких медицинских изделий отдельно от тех, которые включены только в Перечень N 1, и тех, которые включены только в Перечень N 2. В качестве обоснования обратимся к тексту п. 2 (2) Постановления N 102, обязывающего заказчиков к исполнению обоих требований, изложенных в норме (раздельная закупка медицинских изделий, включенных как в Перечень N 1, так и в Перечень N 2), без возможности альтернативного выбора. Следовательно, закупая медицинские изделия, включенные в оба перечня, вместе с медицинскими изделиями, входящими только в Перечень N 1, заказчик нарушает положения Постановления N 967, а также права организации, включенной в Реестр поставщиков, предусмотренный Постановлением N 967. А при закупке медицинских изделий, включенных в оба перечня, вместе с медицинскими изделиями из Перечня N 2, нарушаются права участников закупки, не включенных в указанный Реестр поставщиков.

Второй вопрос заключается в следующем: необходимо ли при осуществлении закупки медицинских изделий, включенных в оба перечня, требовать от участников закупки предоставления сертификата формы СТ-1 для подтверждения страны происхождения?

Ответить на данный вопрос следует положительно. При осуществлении закупок таких медицинских изделий применению подлежат положения как пункта 2, так и пункта 2 (1.1) Постановления N 102. Следовательно, заказчик обязан установить требование о предоставлении документа, подтверждающего страну происхождения товара.

Указанное требование не нарушает и права организации, включенной в Реестр поставщиков, поскольку согласно п. 4 Правил отбора организаций, утвержденных Постановлением N 967, у такой организации должны быть в наличии действующие сертификаты формы СТ-1 (не менее 7 РУ), которые она предъявляет для включения в Реестр поставщиков. Более того, в соответствии с п. 3 Правил отбора организаций условием реализации комплексного проекта является выполнение условия об определении на 01.11.2023 всех входящих в Перечень N 2 медицинских изделий происходящими из России. Иными словами, права и законные интересы организации, включенной в Реестр поставщиков, не могут быть нарушены рассматриваемым требованием.

Шаг 8. Торги

Вот и наступил этап, ради которого все затевалось — проведение самого аукциона. В назначенный день и час все участники заходят в аукционный зал ЭТП и начинают торги, то есть подают свои ценовые предложения. Аукцион проводится на понижение цены, то есть лучшую позицию занимает тот участник, который предложил наименьшую стоимость контракта. Если в течение 10 минут после последнего предложения никто не сделает нового, аукцион будет завершен.

В процессе первых торгов у поставщиков, как правило, возникает немало вопросов. Лучше заранее познакомиться с информацией для участников, которая размещена на площадках, и тогда процесс не вызовет трудностей.

Публикация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Шаг 3. Получение электронной подписи

Участие в торгах невозможно без получения электронной подписи (ЭЦП). Причем она понадобится уже на этапе подключения к торговым площадкам. ЭЦП — это набор файлов на USB-устройстве — токене. Получить ее можно в любом удостоверяющем центре. ЭЦП выдается на конкретное лицо — представителя организации или предпринимателя — и полностью аналогична его собственноручной подписи.

Почему важно определиться с площадкой до получения ЭЦП? От этого зависит, какую именно подпись выбрать. Существуют такие, которые работают на большинстве площадок, но они стоят дороже

Если планируется участвовать только в государственных торгах (по 44-ФЗ), то можно ограничиться подписью для федеральных площадок. Также существуют подписи, которые предназначены только для тех или иных конкретных ЭТП.

Когда цифровая подпись получена, пришло время настроить свое рабочее место. Сертификат подписи и специальное ПО для его использования нужно установить на компьютер, с которого будет производиться участие в торгах. Подробные инструкции обычно даются вместе с ЭЦП.

Шаг 5. Поиск закупок

С процессом поиска в ЕИС вы должны были познакомиться еще на этапе анализа. При поиске торгов для участия подход тот же. В поисковой строке можно указывать наименование объекта закупки, код по ОКПД2, любые ключевые слова, которые как-то могут характеризовать товар или услугу. Закупки можно отсортировать по региону, закону, в соответствии с которым они проводятся, по уровню цен, по этапу проведения и так далее. Все это возможно в разделе «Расширенный поиск». Таким образом, можно будет найти закупки, условия которых максимально соответствуют интересам участника.

Расширенный поиск в ЕИС

Когда процедуры отобраны, нужно познакомиться с общей информацией о каждой из них. Здесь поставщика должны интересовать преимущественно такие вопросы:

  1. На какой ЭТП она проводится. Нужно удостовериться, что аккредитация на этой площадке пройдена.
  2. Дата начала и окончания приема заявок. Следует убедиться, что хватит время на вдумчивое ознакомление с закупочной документацией и подготовку заявки.
  3. Какова сумма обеспечения заявки. Это сумма, которая блокируется на ЭТП при подаче заявки. Она служит залогом того, что поставщик имеет серьезные намерения участвовать в процедуре. Впоследствии при любом исходе (кроме уклонения победителя от подписания контракта) эта сумма будет возвращена.
  4. Какова сумма обеспечения исполнения контракта. Как и обеспечение заявки, это залог, но теперь уже на случай, что выигравший закупку поставщик добросовестно исполнит условия контракта.
  5. Какие ограничения или преференции есть в закупке в части состава исполнителей. Например, некоторые закупки по 44-ФЗ предназначаются специально для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а по 223-ФЗ — для субъектов среднего и малого предпринимательства. Существуют также иные преференции и ограничения.

После ознакомления с общей информацией о закупке следует перейти к изучению документации

Особое внимание уделяется техническому заданию (ТЗ), где описаны конкретные характеристики объекта закупки и предъявляемые к нему требования. Это поможет поставщику реально оценить свои возможности по исполнению контракта

Упомянутые выше ошибки и неточности в закупочной документации могут быть допущены специально. Иногда представитель заказчика сговаривается с поставщиком и предпринимает действия для увеличения его шанса на победу. При этом преследуются собственные корыстные интересы. Чаще всего конкурентное преимущество «своего» поставщика обеспечивается через запутывание условий закупочной документации в надежде на то, что другие участники не смогут или не захотят в ней разобраться. Таким образом искусственно ограничивается конкуренция, что является нарушением законодательства.

Шаг 1. Анализ

На первом этапе придется провести подготовительную работу. Необходимо проанализировать сферу, в которой компания осуществляет деятельность, на предмет закупок. Вся необходимая для анализа информация есть в единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Эти данные открыты и бесплатны.

Будет полезно сразу посмотреть, как выглядит закупочная документация, а также изучить, какие требования обычно предъявляются к участникам в конкретной сфере. Возможно, будут нужны какие-то дополнительные документы — допуски, лицензии и так далее. Все это поможет сделать вывод о том, сможет ли компания поставить нужные заказчику товары или услуги.

В результате анализа будущий участник закупок должен ответить на вопросы:

  1. Каков объем рынка закупок в его сфере?
  2. Насколько высока на нем конкуренция?
  3. Кто является основными конкурентами, как часто они подают заявки и выигрывают тендеры?
  4. Каков разброс стоимости контрактов? Другими словами, сколько примерно можно на этом заработать?

Далее делаются такие выводы:

  • целесообразно ли принимать участие в закупках;
  • будет ли организация участвовать исключительно в государственных торгах (по 44-ФЗ) или также в корпоративных (по 223-ФЗ);
  • в каких регионах искать тендеры.

Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Прежде чем мы перейдем к сути вопроса, давайте поймем, кто такие представители СМП и СОНКО, и какие требования к ним установлены.

Требования к представителям малого бизнеса прописаны в ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»:

  • В уставном капитале СМП доля РФ не должна превышать 25%, а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не относящимся к малому и среднему предпринимательству) в уставном капитале – не превышать 49%.
  • Среднее число рабочих кадров не должно быть больше 100 человек.
  • Выручка без НДС или балансовая стоимость активов — не более 800 млн. рублей. Такие критерии утверждены Постановлением Правительства РФ № 265 от 4 апреля 2016 г.

Требования к социальным НКО изложены в гл.II 7-ФЗ «О некоммерческих организациях. Согласно ст.31.1 7-ФЗ такие организации должны вести следующую деятельность:

  • предоставлять социальные услуги, помощь и защиту гражданам;
  • оказывать бесплатную или льготную юридическую поддержку гражданам и некоммерческим организациям и повышать правовую грамотность среди населения; отстаивать права и свободу человека и гражданина;
  • проводить медицинскую и социальную реабилитацию, социальную и трудовую реинтеграцию лиц, незаконно принимающих наркотические и психотропные препараты;
  • и т.д. (в нормативе перечислено 18 видов деятельности).

Перейдем непосредственно к преференциям для СМП и СОНКО по 44-ФЗ.

Объем закупок

Из совокупного годового объема закупок (СГОЗ), которые проводят заказчики, для СМП и СОНКО должно проводиться не менее 15% закупок, а начальная максимальная цена контракта (НМЦК) при этом должна быть не более 20 млн. руб. (ч.1 ст.30 44-ФЗ).

Важный момент! Участник, не являющийся представителем СМП или СОНКО, в таких торгах принимать участие не может.

В ст.7.30 КоАП РФ говорится об ответственности для заказчиков, которые нарушают порядок проведения процедур для этой категории участников. Несоблюдение норм законодательства грозит заказчикам штрафом – до 50 тыс. руб. (ч.11 ст.7.30 КоАП РФ).

СМП и СОНКО на субподряде

Согласно ч.5 ст.30 44-ФЗ поставщик, не являющийся представителем СМП или СОНКО, может участвовать в закупках, проводимых для этой категории участников:

  • если отдаст контракт на субподряд представителям СМП или СОНКО;
  • если возможность передачи контракта на субподряд заказчик указал в извещении.

Сокращенные сроки оплаты за выполненные обязательства

Если закупка ориентирована на СМП и СОНКО, то заказчик обязан прописать в контракте срок оплаты за исполненные обязательства – не более 15 рабочих дней с даты приемки (ч.8 ст.30 44-ФЗ). В закупках не для СМП и СОНКО сроки другие — 30 календарных дней.

Размер ОИК исчисляется из ценового предложения

Если в торгах победил представитель СМП или СОНКО, то сумма обеспечения исполнения контракта (ОИК), как простого, так и с учетом антидемпинговых мер, рассчитывается от суммы контракта, но не должна быть меньше размера аванса (ч.6 ст.96 44-ФЗ). В остальных закупках размер ОИК зависит от НМЦ контракта, а не от ценового предложения выигравшего участника.

Когда ОИК не предоставляется?

Победитель торгов, являющийся представителем СМП или СОНКО, не вносит ОИК (включая и антидемпинговые меры), если предоставит сведения о 3-х исполненных контрактах без штрафов и пеней за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом НМЦК проводимой закупки, указанная в извещении и закупочной документации, должна быть не ниже суммы этих 3-х контрактов (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).

Как понять, нужно ли Вам предоставлять ОИК заказчику? Для этого можно воспользоваться удобным онлайн калькулятором, который ускорит процесс подсчетов.

Выполните следующие действия:

  1. Перейдите по ссылке;
  2. В соответствующих разделах укажите ИНН и реестровый номер закупки, которую вы выиграли;
  3. Нажмите кнопку «Проверить»;
  4. Дождитесь, когда придет информация по исполненным контрактам;
  5. Вставьте полученную информацию на ЭТП при подписании контракта или отправьте заказчику произвольное письмо с указанием исполненных контрактов.

Уменьшенные размеры штрафов

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30 августа 2017 г., если поставщик-представитель СМП или СОНКО некачественно выполнил работы по контракту, то ему грозит штраф от 1 до 5 тыс. руб. от цены контракта (этапа).

Для остальных закупок штрафы значительно суровее (см. п.3 ПП РФ № 1042):

  • 10% для контрактов до 3 млн. руб.;
  • 5% — 3-50 млн. руб.;
  • 1% — 50-100 млн. руб.;
  • и т.д.

Шаг 11. Обеспечение исполнения контракта

Во многих случаях заказчики предусматривают внесение обеспечения исполнения контракта (ОИК). Это финансовая страховка на случай, если поставщик не исполнит условия контракта в полном объеме и в заявленные сроки либо поставленный товар (услуга) не будет соответствовать требованиям.

Внести ОИК можно двумя способами:

  • перевести на счет заказчика денежные средства;
  • предоставить банковскую гарантию.

Обеспечение исполнения контракта — это сумма в размере 5-30% от НМЦК. Она повышается в полтора раза, если в ходе торгов цена снизилась более чем на четверть от первоначальной.

В случае нарушения поставщиком условий контракта или их неисполнения заказчик может удержать сумму обеспечения полностью или частично в зависимости от понесенного им ущерба.

Кто может быть участником тендера

Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках. Что вам делать дальше?

Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.

Поставщик — это лицо:

  • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
  • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
  • без судимостей (если речь идет о юридическом лице — судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
  • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
  • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
  • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
  • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать.

Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.

Ну а если вы подходите под все требования заказчика — пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.

Шаг 12. Подписание контракта

Когда обеспечение переведено (или оформлена гарантия банка), можно подписывать контракт. Делается это при помощи электронной подписи прямо на ЭТП. К контракту прилагается документ, свидетельствующий о внесении поставщиком обеспечения его исполнения.

Важно понимать, что отказаться от подписания контракта поставщик не может без негативных для себя последствий. А они таковы:

  • потеря обеспечения заявки — эти средства будут переведены заказчику;
  • включение в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Вот почему важно еще до подачи заявки тщательно изучить документацию и проект контракта. Такие же последствия наступят, если поставщик не успеет подписать контракт в установленный срок или не внесет обеспечение его исполнения

В этом случае его признают уклонившимся от подписания контракта

Такие же последствия наступят, если поставщик не успеет подписать контракт в установленный срок или не внесет обеспечение его исполнения. В этом случае его признают уклонившимся от подписания контракта.

Подписанный контракт направляется заказчику. После того как он поставит свою подпись, контракт будет считаться заключенным. Теперь дело за поставщиком — он должен добросовестно исполнить свои обязательства.

О проблемах, с которыми сталкиваются поставщики в закупках:

Комиссия заказчика якобы голосует по соответствию каждой (первой части) заявки. На практике никаких голосований нет, решение принимает ключевое лицо заказчика (контрактный управляющий).

Отклонение может быть обжаловано, но на аукцион отстранённый участник скорее всего не успеет, возможно итоги аукциона будут отменены ФАС или торги будут продолжены с включением незаконно отстранённых.

Товар холодильник, начало
показатель Заказчику понравился товар: Заказчик пишет в требованиях участник пишет в предложении
1. Товарный знак Samsung * товарный знак Aristonстрана происхождения — РФ

1. Прямое упоминание товарного знака (производителя, бренда, фирмы) разрешено*** заказчикам для закупок услуг/работ с использованием этого товара. «Покраска стен краской TIKKURILLA или эквивалент»

Но подобное указание никоим образом не снимает обязанностей описывать этот товар в показателях, то есть указывать, чем же именно хороша эта краска (в цифрах)и каким минимально допустимым её свойствам должны соответствовать её эквиваленты (аналоги, конкуренты). Упоминание товарного знака запрещено для прямой поставки товаров, «закупка краски водоэмульсионной», «закупка холодильника».

***Кроме приведённых ниже исключений заказчику очень хорошо бы завести привычку никогда не указывать брендов в ТЗ, а сосредоточиться на разборе их технических характеристик. 

Исключения (там где можно и нужно указывать «фирму»): — запасные части или расходные материалы, совместимость которых обусловлена документацией уже используемых заказчиком изделий (картриджи для орг.техники и зап.части для авто являются уникальными в этом смысле видами закупок, т.к. в них законно требовать один единственный бренд-оригинал); 

— если не имеется другого способа обеспечить точное описание характеристик (ага, та самая виолончель Amati за 2 млрд. долларов)) Кроме шуточек, звучание уникальных инструментов действительно нельзя измерить в цифре, поэтому можно писать «Страдивари».

Товар холодильник
показатель Заказчику понравился товар: Заказчик пишет в требованиях участник пишет в согласии
1. Товарный знак Samsung ничего не пишет товарный знак Aristonстрана происхождения — РФ
2. объём 200л не менее 200л 245 литров
3. количество камер 2 2 2
4. класс энергопотребления  А не ниже А А
5. кол-во рабочих циклов  более 20 000 более 20 000 более 20 000
6. температурный режим  от -10 до +5 не хуже чем от -10 до +5  от -15 до +8

2. В большинстве случаев участник должен конкретизировать все формулировки типа «минимум, максимум , менее, более, свыше, от, до»итп в соответствии с показателями товара планируемого к поставке/использованию.

3. Если заказчику не нужен холодильник с более чем двумя камерами, то и не нужно расширять этот показатель.

4. Если детально разобраться в показателе, то мы узнаем что существуют классы «А+», «А super-eco» итп

5. Конкретизировать неизмеряемые показатели невозможно: никто не может точно сказать сколько циклов отработает холодильник, поэтому в спецификации холодильника указаны формулировки «более-менее «, показатель используется в диапазонах и их можно и нужно указывать в требованиях заказчика и предложении поставщика.

Примеры приведены ради примера, в реальности все бытовые холодильники годятся среднестатистическому заказчику, никаких показателей кроме объёма и количества камер описывать не потребуется.

Упаковка (фасовка) товара — это тоже качественная характеристика, она также может быть затребована. Пример «молоко». Может быть фасовано в пакеты, а может доставляться в бидонах. С точки зрения участника молоко в пакетах во-первых: дороже, а во-вторых: не у всех производителей есть фасовочные линии, а значит это что? 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector