Не только европейский суд: как обращения в оон влияют на свободу собраний
Содержание:
- Содержание и форма жалобы
- Брифинги
- жалоба в еспч: суть и критерии
- Договорные органы
- Предмет жалобы
- Поводы для жалоб
- Пределы вмешательства государства в осуществление прав
- Почему юридические лица не обращаются с жалобами в ЕСПЧ
- Рассмотрение жалобы
- Куда и как отправить
- Комитет ООН по правам человека
- Сколько получают счастливчики
- Кто может подать жалобу?
Содержание и форма жалобы
Жалоба должна содержать следующие данные:
1. личные данные: фамилию, имя, гражданство, профессию, дату и место рождения, адрес;
2. указание на государство, против которого подается жалоба;
3. содержание обвинений;
4. статьи Пакта, которые, по мнению заявителя, были нарушены;
5. предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.
К жалобе следует приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на родном языке и написана от руки. В связи с тем, что официальными языками Комитета являются английский и французский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контрольную процедуру.
Брифинги
Мы в соцсетях:
adalkz2019 https://www.instagram.com/adalkz2019/
@qadyrqasyet1
@qadyrqasyet
PA Dignity https://t.me/PAdignity
YouTube https://www.youtube.com/channel/UCEZO40uT00KqQaqiIrHK0rw
Лекторий «ВОРС» Публичные лекции
НАЧИНАЕМ лекторий «ВОРС» из 15 серий, и первая публичная лекция стартует уже в следующий четверг — 22 октября в 10:00 ч. на площадке zoom.
ВОРС – значит:
- наше дело– Воодушевлять,
- лектора – Обучать,
- ваше — Реализовать,
- государства — Соблюдать.
ПРОВЕДЕННЫЕ ЛЕКЦИИ
Начало в 10 ч. до 12:30 ч.
Анонс 1 лекции: https://kkassiyet.wordpress.com/2020/10/16/lectionpodoprigora221020
№ | Дата | Тема и сслыка на лекцию | Лектор | Ссылки |
---|---|---|---|---|
1 | 22.10.2020 | Свобода мысли, совести и религии | Р.А. Подопригорад.ю.н., профессор | |
2 | 04.11.2020 | Свобода мирных собраний | Е.А. Жовтис, к.т.н. | |
3 | 12.11.2020 | Право на недискриминацию | Е.А. Жовтис, к.т.н. | |
4 | 19.11.2020 | Право на жизнь | Е.А. Жовтис, к.т.н. | |
5 | 26.11.2020 | Права заключенных | С.Р. Ковлягина, адвокатМ.Т. | |
6 | 30.11.2020 | Право на защиту от пыток: принцип невысылки в страну, где лицу грозят пытки | Габдуалиев, к.ю.н | |
7 | 10.12.2020 | Права женщин: защита от дискриминации в сфере труда и др. | М.Х. Хасенов, PhD | |
8 | 18.12.2020 | Права мигрантов | Д.А.Дживага | |
9 | 24.12.2020 | Свобода от пыток и право на личную свободу: запрет произвольного содержания в психиатрической больнице, запрет принудительного задержания и госпитализации в психиатрическое учреждение | Е.А. Жовтис, к.т.н. | |
10 | 24.03.2021 | Права лиц с инвалидностью | В. Алаев | |
11 | 28.04.2021 | Право на эффективные средства правовой защиты | А.Н. Ибраева | |
жалоба в еспч: суть и критерии
Прежде чем рассматривать порядок обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо отметить, что ЕСПЧ принимает индивидуальные жалобы от заявителей и рассматривает дела с рядом определенных особенностей, в частности, рассматривает жалобы на нарушение требований Конвенции и своим решением лишь устанавливается, было ли допущено такое нарушение. Европейский Суд не является высшей инстанцией судебной системы государства-участника Конвенции, в связи с чем не может отменять решение, вынесенное государственным органом или судом Российской Федерации как участника Конвенции, или направлять его на новое рассмотрение. В то же время Суд может присудить выплату материальной компенсации и возмещение всех расходов и издержек со стороны государства в пользу заявителя.
Таким образом, предметом жалобы в ЕСПЧ могут быть только те права и свободы, которые гарантированы Европейской Конвенцией по правам человека и Протоколами к ней. По сравнению с Конституцией РФ перечень таких прав и свобод весьма ограничен. Кроме того, жалоба может быть подана только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Европейской Конвенции конкретной страной (5 мая 1998 г. для РФ).
Индивидуальные жалобы Европейским Судом по правам человека в соответствии со ст. 34 Конвенции принимаются от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Жалобы против частных лиц Европейским Судом к рассмотрению не принимаются.
Индивидуальная жалоба подается только по поводу действий (бездействия), решений органов государственной власти и должностных лиц
Заявителю не обязательно являться гражданином государства-участника Конвенции, важно, чтобы именно таким государством были нарушены гарантируемые Конвенцией права заявителя. Также по отношению к физическим лицам не требуется достижения определенного возраста или дееспособности для обращения c жалобой в ЕСПЧ
Что касается юридических лиц, они должны быть независимы от государства. В том же случае, если юридическое лицо в то или иной мере зависит от государства, в целях принятия на рассмотрение жалобы Европейским Судом необходимо учитывать, насколько это существенно.
Кроме того, чтобы жалоба была принята к рассмотрению Европейским судом по правам человека, заявитель должен обладать статусом жертвы. При подаче заявления группой лиц каждый заявитель должен обладать статусом жертвы.
В практике Европейского суда встречаются три типа жертвы. Как правило, заявителем является непосредственная жертва, т.е. лицо, группа частных лиц, собственно чьи права и были нарушены со стороны государства-участника Конвенции. В определенных случаях Европейским Судом рассматриваются также дела, по которым жертва может быть косвенной и потенциальной. Косвенной жертвой является заявитель, чье право нарушено вследствие нарушения прав другого. Как правило, это родственники пострадавших, когда сами пострадавшие не могут подать жалобу лично или когда во время разбирательства умирает заявитель.
Потенциальной жертвой является лицо, у которого есть реальные основания полагать, что со стороны государства были допущены нарушения его прав, предоставляемых Европейской Конвенцией. При этом заявителем должны быть приведены косвенные доказательства, указывающие на допущение такого нарушения со стороны государственных органов, должностных лиц. Кроме того, в определенных случаях с жалобой в Суд может обратиться лицо, у которого есть все основания полагать, что его права в будущем будут нарушены, и это повлечет за собой непоправимый для заявителя ущерб.
Еще одним условием принятия жалобы Европейским Судом к рассмотрению является исчерпание всех внутренних средств правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу (п.1 ст. 35 Конвенции). В своих решениях ЕСПЧ уточнил, что такие средства защиты должны быть эффективны, доступны и целесообразны. Для Российской Федерации шестимесячный срок начинает течь с момента вступления в силу решения по делу суда апелляционной инстанции. Срок подачи жалобы восстановлению не подлежит. Повторная подача жалобы возможна лишь в том случае, если при первоначальной подаче жалобы не были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. В тех же случаях, когда дело не доходит до суда, шестимесячный срок начинает течь, когда исчерпаны все эффективные средства защиты.
Договорные органы
Существует 9
основных международных договоров в области прав человека, наиболее поздний из которых — по насильственному исчезновению — вступил в силу 23 декабря 2010 г. С момента принятия Всеобщей Декларации прав человека в 1948 году все государства-члены ООН ратифицировали как минимум один договор в области прав человека, а 80 процентов государств – четыре и более.
В настоящее время существует 10 договорных органов, представляющих собой комитеты независимых экспертов. Девять из них наблюдают за выполнением государствами-участниками договоров ООН в области прав человека, в то время как десятый — Подкомитет по предупреждению пыток, учрежденный в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток, — проверяет места заключения в государствах-участниках Факультативного протокола.
Органы учреждены в соответствии с положениями договора, наблюдение за выполнением которого они ведут. УВКПЧ содействует договорным органам в согласовании их методов работы с установленными требованиями.
Существуют другие
структуры и учреждения ООН, занимающиеся поощрением и защитой прав человека.
Предмет жалобы
Жалоба может касаться только индивидуального решения, вынесенного государственным органом, которое — по мнению данного лица — нарушает его права человека, гарантированные в Пакте. Это может быть, например, решение административного органа, прокурора, судебное решение и т.п.
Жалоба не может касаться содержания закона или другого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не имеет права проверять соответствие внутреннего законодательства положениям Пакта.
Жалоба не может вноситься в интересах общественности, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные обвинения в плохом обращении с заключенными, о погрешностях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения определенных прав человека в отношении конкретного лица.
Комитет по правам человека не рассматривает жалоб на физические лица, предпринимателей, общества, кооперативы, ассоциации и т.п. В этом КПЧ ООН схож с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ).
Жалоба может касаться только решений государственных органов, которые были приняты после 1991 года, т.е. после вступления в силу Факультативного протокола. Т.е. пострадавшие от нарушений их прав во второй «чеченской кампании», исчерпав внутренние средства правовой защиты в РФ, могут обращаться в КПЧ ООН. В совершенно исключительных случаях Комитет может принять жалобу на решение, вынесенное до этой даты (1991 г.), если нарушение прав человека продолжается.
В качестве примера можно привести случаи нарушений прав граждан, помещенных с карательной целью в психиатрические больницы в РСФСР до 1991 г., но продолжавших находиться в ПБ после 1991 г. Так, Санкт-Петербургской Гражданской комиссией по правам человека в прошлом был задокументирован случай г-на Б-нова, пожилого гражданина РФ, который помещался с карательной целью в РФ многократно, провел начало 90-ых годов в психбольницах. После последней выписки из ПБ более туда (уже в РФ) он не попадал.
Права человека, которые могут быть предметом жалобы
Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте .
Это нижеследующие права:
- Право на жизнь (ст. 6).
- Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).
На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишенные свободы (на нее могут ссылаться и лица, госпитализированные в психиатрические стационары).
- Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9).
- Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).
- Право на свободное передвижение по территории государства и выбора местожительства, а также право покидать любую страну (ст. 12).
- Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).
- Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.
- Принцип презумпции невиновности и запрещение обратной силы уголовного законодательства (ст. 15).
- Защита личной и семейной жизни, неприкосновенности жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17).
- Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).
- Свобода слова (ст. 19).
- Запрещение пропаганды расовой, национальной или религиозной ненависти (ст. 20).
- Право на мирные собрания (ст. 21).
- Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).
- Права супругов и семьи (ст. 23).
- Права ребенка (ст. 24).
- Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).
- Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинством (ст. 27).
- Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)
Прежде чем написать жалобу, следует внимательно ознакомиться с соответствующей статьей, обращая особое внимание на степень подробности положений и допускаемые ограничения. Комитет не принимает жалоб, касающихся нарушения прав человека, не провозглашенных в Пакте. Нельзя, например, ссылаться на право па труд или право на образование.
Поводы для жалоб
Каждый из органов ООН имеет свою компетенцию, в рамках которой в него могут быть поданы жалобы. Так, существует Комитет по правам инвалидам, по защите от пыток и т. д. КПЧ также имеет строго ограниченный круг рассматриваемых вопросов. Направлять туда жалобы стоит, если заявитель считает, что государство нарушило его гражданские и политические права. Это может быть нарушение права на следующее:
- жизнь, свободу или личную неприкосновенность;
- свободу передвижения;
- выбор местожительства;
- справедливый суд;
- свободу мысли и совести;
- свободу вероисповедания и выражения собственного мнения;
- свободу собраний и ассоциаций;
- участие в ведении государственных дел;
- голосование и избрание на выборах;
- равенство перед законом;
- равноправие мужчин и женщин.
Жалоба подается от лица гражданина ко всему государству в целом, а не к конкретному физическому или юридическому лицу.
Пределы вмешательства государства в осуществление прав
Часть 2 статьи 8 Европейской Конвенции устанавливает недопустимость вмешательства государства в реализацию права уважения семейной, личной жизни, жилища и корреспонденции. Но одновременно определяет и случаи, когда такое вмешательство допустимо:
- Если это предусмотрено национальным законом.
- Если вмешательство необходимо в демократическом обществе.
- И такая необходимость – в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния государства, для предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или нравственности либо для защиты прав и свобод других лиц.
Как правило, если взять жалобы в адрес РФ, вмешательство признается ЕСПЧ недопустимым из-за отсутствия третьего условия – целей, которые оправдывают вмешательство, а также соразмерности вмешательства и этих целей. Правда, и заявителям приходится очень сложно: доказать наличие всех трех условий, а особенно последнего – трудная задача.
Рассматривая обоснованность жалобы, ЕСПЧ анализирует:
- Имело ли место нарушение прав, закрепленных статьей 8 Конвенции.
- Было ли вмешательство допустимым (разрешенным) национальным законодательством.
- Преследовало ли вмешательство законную цель и осуществлялось ли оно по правилам, установленным национальным законодательством.
- Являлось ли вмешательство необходимым как это понимается в демократическом обществе – для вмешательства были весомые причины, и оно соответствовало признаку соразмерности (нарушение права можно оправдать целями нарушения).
- Соответствуют ли цели вмешательства тем целям, что перечислены в части 2 статьи 8 Конвенции.
К оценки допустимости и недопустимости вмешательства ЕСПЧ подходит неоднозначно – каждое дело анализируется индивидуально, с учетом всех обстоятельств, и со временем мнение Суда по некоторым вопросам меняется в сторону более гибкого или, напротив, более строгого, консервативного подхода.
*****
Нарушения статьи 8 Европейской конвенции, как правило, сочетаются с нарушениями других норм и крайне редко фигурируют сами по себе. Кроме того, при даче квалификации необходимо очень внимательно анализировать обстоятельства дела – не исключено, что действия властей могут попасть под нарушения иного плана, и это позволит получить более серьезную компенсацию. Что касается российской действительности, основные жалобы последнего времени о нарушениях статьи 8 Конвенции связаны с ужесточением государственного контроля за распространением информации и общением в интернет-пространстве. Однако традиционными для российских граждан являются жалобы на действия оперативных сотрудников в рамках ОРМ, связанные с прослушиванием разговоров, проведением скрытого наблюдения, фото- и видеофиксации.
(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ
Почему юридические лица не обращаются с жалобами в ЕСПЧ
Основные причины – незнание о самой возможности обратиться в ЕСПЧ, а при наличии знания – непонимание, как это можно сделать, да и нужно ли в сложившейся ситуации. Но есть и другие причины.
Обращение заявителей и рассмотрение жалоб в ЕСПЧ – крайне сложные процедуры. При этом если проанализировать российский рынок юридических услуг этого направления, лишь единицы адвокатов, юристов и их объединений готовы качественно обслуживать организации по вопросу отстаивания их прав в международных судах.
Без профильной юридической помощи юристам вашей компании потребуется самостоятельно:
- разобраться в нюансах Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
- изучить прецедентную практику ЕСПЧ, на которой основываются судебные решения;
- найти в практике ЕСПЧ судебные решения соответствующие ситуации, жалобе и указать их в формуляре.
Отсутствие должного уровня юридической поддержки или ее недоступность (финансовая, территориальная, прочая) бизнес воспринимает как барьер на пути обращения в международные судебные инстанции. Большинство намерений остаются только намерениями после рассмотрения целесообразности и нецелесообразности обращения в Европейский суд.
К счастью, сегодня можно найти юристов или адвокатов, которые специализируются на сопровождении организаций при обращении в ЕСПЧ. Вопрос – в желании. Единственное, что нужно сделать компании – это соблюсти базовые условия для обращения (исчерпание внутренних средств правовой защиты) и преодолеть сложности следующего характера:
- Обжалование в ЕСПЧ предполагает прохождение нескольких стадий обжалования на уровне национальной судебной системы. При этом, обращаясь в суд первой инстанции по какому-либо коммерческому или иному спору, мало кто из представителей организаций задумывается о вероятности обращения в будущем в ЕСПЧ. Аналогичная ситуация и на стадиях апелляции и кассации. Результат – невозможность или неумение определить и выполнить действия, необходимые для обращения в ЕСПЧ и признания жалобы приемлемой. Это, в свою очередь, влечет пропуск срока обжалования, а в целом – неготовность к процессу.
- Процедура обжалования в российских судах – дело долгое, с неизвестной перспективой. По гражданским (ГПК), арбитражным (АПК) и административным (КАС) делам, жалобу в ЕСПЧ можно подавать после кассационного определения ВС РФ. Дойти до этой стадии способны не многие юридические лица. Но и жалоба в Европейский суд – небыстрый процесс. Очередь на рассмотрение растянута на несколько лет, поэтому терпение – важный элемент в успешной защите своих прав.
Рассмотрение жалобы
Комитеты рассматривают каждое дело на закрытом заседании. Практика заключается в рассмотрении жалоб только на основе письменной информации, представленной заявителем и государством-участником. Соответственно, не существует практики получения устных представлений сторон или аудио-или аудиовизуальных доказательств (таких, как аудио-и видеофайлы). Комитеты также не выходят за рамки информации, представленной сторонами, и не стремятся к независимой проверке фактов.
В качестве общего правила и в целях ускорения процедуры комитеты рассматривают приемлемость жалобы совместно с существом дела. В этом случае применяется общая процедура, изложенная выше, то есть после получения и регистрации сообщения оно препровождается соответствующему государству-участнику, с тем чтобы оно имело возможность представить свои замечания в установленные сроки. Затем заявителю предоставляется возможность прокомментировать замечания государства-участника, после чего дело обычно готово для рассмотрения по существу Комитетом. Однако, бывают ситуации, когда Комитет принимает решение сначала рассмотреть приемлемость. В этом случае государству-участнику предлагается представить материалы по существу, если комитет признает жалобу приемлемой. В любом случае заявитель будет иметь возможность прокомментировать представления государства-участника по существу.
Как только Комитет принимает решение по данному делу, оно препровождается заявителю и государству-участнику одновременно. Один или несколько членов Комитета могут приложить к решению отдельное мнение, если они придут к выводу, отличному от заключения большинства, или, возможно, придут к такому же выводу, но по другим причинам. Текст любого окончательного решения по существу дела или решения о неприемлемости будет размещен на веб-сайте УВКПЧ в рамках решения Комитета.
Куда и как отправить
Жалоба может быть направлена в КПЧ по электронной почте или почтовым отправлением.
- в форме обращения Генеральному секретарю ООН излагается проблема;
- к письму прикрепляются файлы с электронными копиями документов;
- в разделе «Общие вопросы и комментарии» выбирается тема послания;
- указывается адрес своей электронной почты.
Бумажное письмо отправляется по адресу:
The United Nations Works Programs
Department of Public Information
Письмо лучше отправлять авиапочтой, вложив в него пустой оплаченный конверт с обратным адресом заявителя. Так ответ придет быстрее. На стандартное рассмотрение отводится два месяца.
Источник статьи: http://zakonguru.com/situacii/zhaloba-v-oon.html
Комитет ООН по правам человека
Комитет по правам человека является органом контроля за соблюдением Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г. резолюцией Генеральной ассамблеи ООН. Комитет основывает свою деятельность на ст. 28 Пакта.
Комитет состоит из 18 экспертов, избираемых в персональном качестве на четырёхлетний срок в соответствии с принципом справедливого географического представительства. Ежегодно он проводит три сессии (две в Женеве и одну в Нью- Йорке). Неправительственные организации и прочие наблюдатели не имеют права участвовать в работе Комитета в ходе сессии.
Комитет по правам человека представляет собой механизм контроля за тем, как государства соблюдают вытекающие из Пакта обязательства. Он также является органом, куда поступают от государств и отдельных лиц жалобы на нарушения зафиксированных в Пакте прав. Ст. 40 Пакта обязывает участвующие в нём государства представлять доклады о принимаемых ими мерах по соблюдению своих обязательств. Изучение этих докладов и принятие замечаний по ним образует собой первый уровень контрольной деятельности Комитета. Второй уровень этой деятельности обеспечивается ст. 41 Пакта, в соответствии с которой участвующее в Пакте государство может в любое время заявить, что оно признаёт компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения о том, что какое либо государство участник утверждает, что другое государство участник не выполняет своих обязательств по данному Пакту. Сообщения, предусматриваемые настоящей статьёй, могут приниматься и рассматриваться только в том случае, если они представлены государством участником, сделавшим заявление о признании для себя компетенции этого Комитета. Комитет не принимает никаких сообщений, если они касаются государства участника, не сделавшего такого заявления. Третий уровень состоит в принятии и рассмотрении жалоб от отдельных лиц, как это предусмотрено Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах. Этот пакт имеет два протокола. Когда говорят о защите прав человека по процедуре Факультативного (дополнительного) протокола, то имеется ввиду факультативный протокол № 1. Второй факультативный протокол предлагает государствам, ратифицировавшим его, отказаться от применения смертной казни. Протокол № 1 был принят одновременно с Пактом и даёт возможность отдельным лицам представлять Комитету сообщения о нарушениях предоставленных им Пактом прав.
Итак, согласно ст. 1 Первого Факультативного протокола к Пакту, Комитет может принимать и рассматривать письменные сообщения «от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения… государством участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте».
Однако по итогам рассмотрения Комитетом таких сообщений он принимает «соображения», сообщаемые за тем соответствующему государству участнику и лицу. То есть решения Комитета по правам человека не имеют силы судебных решений, обязательных для исполнения государствами участниками. Максимум, на что может рассчитывать жертва нарушения прав человека — это политическое воздействие на то или иное государство. Наконец, в том случае, если Европейский суд принимает решение в пользу жертвы нарушения прав человека, государство ответчик по делу обязано выплатить солидную денежную компенсацию такой жертве. К Комитету по правам человека данное положение не применимо. Из трёх названных процедур та, что закреплена в Факультативном протоколе, обеспечивает самый чёткий и непосредственный механизм защиты прав человека, причём этим механизмом могут пользоваться отдельные лица. В Факультативном протоколе оговорены условия представления жалоб, которые с тех пор неоднократно разъяснялись Комитетом. Обращаться в Комитет с жалобами могут лица которые утверждают, что какое-либо из прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты. Комитет рассматривает жалобы на закрытых заседаниях и с соблюдением требований конфиденциальности.
Сколько получают счастливчики
ООН предлагает привлекательный пакет вознаграждения с конкурентоспособной оплатой труда и льготами. Уровень дохода специалистов, набираемых на международной основе, определяется с учетом наиболее высокой зарплаты в национальной гражданской службе.
Итоговая сумма вознаграждения в категориях Р-1 – Р-7/D-2 формируется с учетом трех факторов:
- базовая ставка, установленная по международной шкале;
- количество иждивенцев;
- стоимость жизни в стране работы.
Оклад, предлагаемый при открытии вакансии, включает ставку и доплату за иждивенцев (детей и пр.). Он одинаков, независимо от того, в какой стране будет работать сотрудник.
Таблица 4. Международная ставка специалистов
Уровень | База в год | |
$ | млн руб. | |
P-1, 2, 3 | 37 000–80 000 | 2,4–5,2 |
P-4, 5 | 67 000–106 000 | 4,4–6,9 |
P-6/D-1 –
P-7/D-2 |
95 000–123 000 | 6,2–8 |
Поскольку принцип ООН — обеспечение одинаковой покупательской способности для всех сотрудников с идентичным уровнем оклада, независимо от места работы, применяется дополнительная корректирующая надбавка. Это официально установленный и постоянно пересматриваемый процент от базы. Например, для Женевы этот коэффициент — 65,7%.
Рассмотрим на примере: оклад на вакансию категории Р-5 в Швейцарии составляет $ 90 000, или 5,9 млн руб. Надбавка: 90 000 * 0,657 = $ 59 130. Итого: заработная плата − $ 149 130, или 9,7 млн руб. в год.
Для сравнения! Средняя зарплата в Швейцарии − около 5 млн руб. в год.
Тот же принцип распространяется и на сотрудников категории «Полевая служба», только база несколько ниже.
Таблица 5. Основная ставка
Уровень | Оклад (год) | |
$ | млн руб. | |
FS-1, 2, 3 | 31 000–54 000 | 2–3,5 |
FS-4, 5 | 44 000–68 000 | 2,9–4,4 |
FS-6, 7 | 56 000–90 000 | 3,6–5,9 |
Базы сотрудников категорий обслуживания и национальных специалистов определяются по местной шкале. Соответственно, в каждой стране она своя.
Важен и еще один момент: с зарплаты ООН не платится подоходный налог, в каком бы государстве не осуществлялась работа. При всех типах трудоустройства, за исключением стажировки, работники обеспечиваются:
- полной медицинской страховкой;
- пенсионными отчислениями;
- дополнительными социальными гарантиями;
- компенсацией на оплату аренды жилья, обучения детей в школе, расходов на переезд;
- надбавка за трудные условия жизни, если переезд семьи невозможен, а также за работу в особо опасных местах (плюс дополнительные дни для отдыха);
- подъемные, в случае смены страны или города службы;
- отпуск 30 дней.
График зависит от должности, категории и офиса. Для многих специальностей предусмотрены командировки.
Кто может подать жалобу?
Любое лицо может подать жалобу в Комитет против государства, которое удовлетворяет этим двум условиям (будучи участником договора и приняв компетенцию Комитета рассматривать индивидуальные жалобы), утверждая, что его права по соответствующему договору были нарушены. Не обязательно, чтобы жалобу готовил юрист, хотя юридическая консультация может улучшить качество представленных материалов. Однако имейте в виду, что правовая помощь не предоставляется в соответствии с процедурами. Можно также подать иск от имени другого лица при условии получения его письменного согласия (без требования в отношении его конкретной формы). В некоторых случаях можно возбудить дело без такого согласия, например, когда человек находится в тюрьме без доступа к внешнему миру или является жертвой насильственного исчезновения. В этих случаях заявитель должен четко объяснить, почему такое согласие не может быть предоставлено.