Комитет по правам человека оон: статус, структура, компетенция

Содержание:

ДАЁТ ЛИ ГРАЖДАНСКАЯ КОМИССИЯ РЕКОМЕНДАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА?

ГКПЧ не дает рекомендаций медицинского или юридического характера. Однако Комиссия тесно сотрудничает
с юристами и врачами и поддерживает методы медицинского лечения, но не психиатрические практики. Любой
человек, считающий, что он «психически болен», должен обратиться к компетентному врачу непсихиатрического
профиля, поскольку многочисленные исследования показывают, что не выявленные и не подвергавшиеся
соответствующему лечению проблемы со здоровьем могут проявляться в форме «психиатрических» симптомов.
Во многих случаях после того как физическое состояние приведено в норму, симптомы психического
«расстройства» исчезают без следа.

ГКПЧ также настоятельно рекомендует, чтобы каждый, кто знает кого-либо, кто стал жертвой физического
или сексуального насилия со стороны психиатров, подал жалобу в правоохранительные органы.

Кто может подать жалобу?

Любое лицо может подать жалобу в Комитет против государства, которое удовлетворяет этим двум условиям (будучи участником договора и приняв компетенцию Комитета рассматривать индивидуальные жалобы), утверждая, что его права по соответствующему договору были нарушены. Не обязательно, чтобы жалобу готовил юрист, хотя юридическая консультация может улучшить качество представленных материалов. Однако имейте в виду, что правовая помощь не предоставляется в соответствии с процедурами. Можно также подать иск от имени другого лица при условии получения его письменного согласия (без требования в отношении его конкретной формы). В некоторых случаях можно возбудить дело без такого согласия, например, когда человек находится в тюрьме без доступа к внешнему миру или является жертвой насильственного исчезновения. В этих случаях заявитель должен четко объяснить, почему такое согласие не может быть предоставлено.

Скачать образцы жалоб

ПОЧЕМУ ГРАЖДАНСКАЯ КОМИССИЯ ВЫСТУПАЕТ ПРОТИВ НЕДОБРОВОЛЬНОЙ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ?

В каких только целях не используются законы о принудительной госпитализации! Их используют для
достижения финансовой выгоды, удовлетворения сексуальных желаний, политических целей и превосходства
бизнесе, для получения наследства и даже для сохранения государственной тайны. Эти законы нарушают
гражданские и конституционные права человека. Попав в больницу и будучи объявлен недееспособным, человек
может потерять право голоса, право водить машину, поступить на военную службу, контролировать свои финансы
и дела и даже просто работать по профессии. Жертвы также подвергаются разрушительному лечению, от
последствий которого они могут никогда не оправиться.

Представьте себе, какой бы это вызвало протест, если бы кто-то, выскочив на улицу, начал хватать граждан
из-за того, что ему не нравится, как они себя ведут, запирать их, накачивать психотропными препаратами и
подвергать электрошоку. Этот преступник попал бы под суд и его посадили бы за решётку на много лет. Но
поскольку это преступник — психиатр, его зверства прикрыты такими терминами, как «лечение», «забота о
психическом здоровье» или «удержание человека от причинения ущерба себе и другим», и при этом разрешены
законом. В результате, никакого внимания не придается тому факту, что миллионы людей ежегодно становятся
инвалидами в результате действий психиатров. Представьте себе альтернативу: больницы для душевнобольных
являются спокойными местами для отдыха. Людей не мучают наркотическими препаратами и шоками. Они могут
отдохнуть и получить надлежащую медицинскую помощь. Люди будут гораздо более открыты для помощи. Однако
за существующей системой, которая использует насильственные методы помещения людей в больницы, скрываются
плен и тюрьма, выдаваемые за защиту. Все принудительные практики психиатрического лечения должны быть
запрещены. Как и рабство, недобровольная госпитализация должна быть упразднена.

Причины образования комитета

Проблема свободы обеспечения жизненных интересов человека давно вышла за национальные рамки государств и все больше приобретает характер мировой проблемы.

Вторая мировая война причинила горе мировому сообществу. На международном уровне была создана Организация Объеденных Наций, возникновение которой потребовалось из-за страшного ущерба человечеству от фашизма. Основным и самым значимым событием для всех жителей мировых стран стало принятие Конвенции о защите прав человека, гарантирующее уважение его интересов и свободы. Основной международный юридический документ положил начало созданию законодательной базы правовой ответственности перед людьми мирового сообщества с обязанностью государств гарантировать соблюдение личных интересов граждан, проживающих на территории под их юрисдикцией.

В ООН разработаны два пакта о социальных, культурных, гражданских и политических свободах для каждого жителя нашей планеты, подписанные многими мировыми государствами. Главный международный закон закрепил принцип фундаментальных прав и свобод соблюдения интересов человека при любых обстоятельствах, особенно при вооруженных конфликтах. При возникновении чрезвычайных ситуаций допущения в ущемлении интересов людей частично возможны, но они не должны повлечь развитие дискриминации, нарушать основные принципы сохранения человеческой жизни и свободы. Пакты предусматривают гарантированное выполнение требований по сохранению благоприятных условий жизни граждан всех стран.
Российским государством подписаны международные законы Организации Объеденных Наций. Законные нормы мирового сообщества предусматривают создание на территории РФ структур органов власти на уровне межгосударственных отношений для рассмотрения жалоб о нарушении свобод граждан.

Контроль над обеспечением требований международных гарантий для россиян осуществляется Уполномоченным и Комиссией по правам человека. Они были специально созданы с целью защищать интересы людей и обеспечивать выполнение полномочий, гарантом которых выступает Президент РФ.

Европа

Греция

Комиссия по расследованию инцидентов на греческой границе

Комиссия по расследованию была учреждена 19 декабря 1946 года для проведения расследования в Греции, Албании, Болгарии и Югославии и выявления причин и характера предполагаемых случаев нарушения границы. Комиссия прекратила свою деятельность 15 сентября 1947 года.

Вспомогательная группа Комиссии по расследованию инцидентов на греческой границе

В связи с отъездом из Греции в Женеву Комиссии по расследованию инцидентов на греческой границе для подготовки доклада Совету Безопасности 29 апреля 1947 года в соответствии с резолюцией 23 (1947) от 18 апреля 1947 года была учреждена Вспомогательная группа Комиссии, в задачи которой входило пребывание в приграничном районе и выполнение функций, которые ей может поручить Комиссия. 15 сентября 1947 года вспомогательная группа и Комиссия одновременно прекратили свою деятельность.

Бывшая Югославия

Комитет ООН по правам человека

Комитет по правам человека является органом контроля за соблюдением Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г. резолюцией Генеральной ассамблеи ООН. Комитет основывает свою деятельность на ст. 28 Пакта.

Комитет состоит из 18 экспертов, избираемых в персональном качестве на четырёхлетний срок в соответствии с принципом справедливого географического представительства. Ежегодно он проводит три сессии (две в Женеве и одну в Нью- Йорке). Неправительственные организации и прочие наблюдатели не имеют права участвовать в работе Комитета в ходе сессии.

Комитет по правам человека представляет собой механизм контроля за тем, как государства соблюдают вытекающие из Пакта обязательства. Он также является органом, куда поступают от государств и отдельных лиц жалобы на нарушения зафиксированных в Пакте прав. Ст. 40 Пакта обязывает участвующие в нём государства представлять доклады о принимаемых ими мерах по соблюдению своих обязательств. Изучение этих докладов и принятие замечаний по ним образует собой первый уровень контрольной деятельности Комитета. Второй уровень этой деятельности обеспечивается ст. 41 Пакта, в соответствии с которой участвующее в Пакте государство может в любое время заявить, что оно признаёт компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения о том, что какое либо государство участник утверждает, что другое государство участник не выполняет своих обязательств по данному Пакту. Сообщения, предусматриваемые настоящей статьёй, могут приниматься и рассматриваться только в том случае, если они представлены государством участником, сделавшим заявление о признании для себя компетенции этого Комитета. Комитет не принимает никаких сообщений, если они касаются государства участника, не сделавшего такого заявления. Третий уровень состоит в принятии и рассмотрении жалоб от отдельных лиц, как это предусмотрено Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах. Этот пакт имеет два протокола. Когда говорят о защите прав человека по процедуре Факультативного (дополнительного) протокола, то имеется ввиду факультативный протокол № 1. Второй факультативный протокол предлагает государствам, ратифицировавшим его, отказаться от применения смертной казни. Протокол № 1 был принят одновременно с Пактом и даёт возможность отдельным лицам представлять Комитету сообщения о нарушениях предоставленных им Пактом прав.

Итак, согласно ст. 1 Первого Факультативного протокола к Пакту, Комитет может принимать и рассматривать письменные сообщения «от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения… государством участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте».

Однако по итогам рассмотрения Комитетом таких сообщений он принимает «соображения», сообщаемые за тем соответствующему государству участнику и лицу. То есть решения Комитета по правам человека не имеют силы судебных решений, обязательных для исполнения государствами участниками. Максимум, на что может рассчитывать жертва нарушения прав человека — это политическое воздействие на то или иное государство. Наконец, в том случае, если Европейский суд принимает решение в пользу жертвы нарушения прав человека, государство ответчик по делу обязано выплатить солидную денежную компенсацию такой жертве. К Комитету по правам человека данное положение не применимо. Из трёх названных процедур та, что закреплена в Факультативном протоколе, обеспечивает самый чёткий и непосредственный механизм защиты прав человека, причём этим механизмом могут пользоваться отдельные лица. В Факультативном протоколе оговорены условия представления жалоб, которые с тех пор неоднократно разъяснялись Комитетом. Обращаться в Комитет с жалобами могут лица которые утверждают, что какое-либо из прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты. Комитет рассматривает жалобы на закрытых заседаниях и с соблюдением требований конфиденциальности.

КАКОВА ПОЗИЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМИССИИ В ОТНОШЕНИИ ПСИХИАТРИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ?

Психиатрические препараты обычно назначаются в качестве «решения» для различных проблем. Но на самом
деле они лишь маскируют проблему и не дают человеку добраться до её истинного источника. ГКПЧ решительно
протестует против принудительных и разрушительных методик, используемых психиатрами. Психиатры даже не
упоминают об ужасных побочных эффектах применения своих препаратов, среди которых зависимость, истощение,
снижение полового влечения, дрожь, ночные кошмары, сильная раздражительность, а также буйное поведение или
склонность к суициду. Эти препараты зачастую наносят необратимый ущерб мозгу и нервной системе. И чтобы
компенсировать этот вред, часто требуется назначать дополнительные препараты.

И хотя эти психотропные препараты могут ослабить психологический дискомфорт и эмоциональную боль,
вызванную жизненными проблемами, они в то же время убивают само стремление жить, побуждающее человека
к поиску настоящих решений и улучшения.

В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ КОМИССИИ?

Тысячи людей ежегодно обращаются в ГКПЧ, чтобы сообщить о злоупотреблениях и преступлениях в психиатрии,
о неправомерном лишении свободы, мошенничестве, сексуальном насилии, бесчеловечном обращении и жутких
условиях в психиатрических учреждениях. ГКПЧ документирует все эти злоупотребления и преступления и
помогает людям донести сведения о них до соответствующих органов власти. Комиссия также проводит более
широкое расследование деятельности психиатров, например, мошенничество со страховками, высокий уровень
смертности в психиатрических учреждениях, незаслуженное навешивание на детей диагностических ярлыков типа
«ребенок с психическими отклонениями» и подсаживание на психиатрические препараты миллионов людей.

За последние десять лет расследования, проведённые ГКПЧ, привели к судебному преследованию тысяч
психиатров, психологов и работников сферы охраны психического здоровья. Это подтолкнуло законодателей и
страховые компании к тому, чтобы прекращать финансирование преступных психиатрических практик и проводить
законы о защите граждан от психиатрии.

Благодаря действиям ГКПЧ были спасены тысячи жертв психиатрии, восстановлены законные и гражданские
права пациентов, приняты законы о психиатрической помощи, ограничивающие произвольное применение
электрошока и психохирургии и запрещающие использование этих диких методик на детях, а в законодательство
были внесены изменения, в соответствии с которыми случаи половой агрессии психиатров в отношении пациентов
рассматриваются как уголовные преступления. Сотни людей, выживших после того как они побывали в руках
психиатров, получили компенсации на сумму в десятки миллионов долларов за понесённый ими ущерб.

Международные гарантии граждан

Большой скачок развития международного правового института человеческой цивилизации на протяжении 20 столетия был существенный. События прошлого века дали возможность определить и признать, что главной ценностью на нашей планете является человек.

Нормы Конституции главная основа для принятия законов, регулирующих правовые взаимодействия между гражданами внутри государства. Благодаря соблюдению законов власти государство гарантирует человеку обеспечение его прав и свобод.
Выполнение гарантии соблюдения интересов людей обеспечивается на двух уровнях: внутригосударственном и международном. Законодательные акты, классифицируют по их использованию. Законодательные акты делятся на две категории:

  • внутригосударственные;
  • международные.

Основные нормы Конституции государства не должны противоречить международному законодательству, если властью страны подписаны общенародные пакты и конвенции. Законы, определяющие отношения, взаимодействия граждан в обществе, исполнительной власти, судебных органов внутри страны не могут нарушать нормы, прописанные в Конституции.

Контроль над соблюдением норм законодательства выполняют судебные инстанции и другие контролирующие органы власти. Если на уровне внутригосударственных структур человек не может отстоять свои свободы и интересы, то он обращается в высшие инстанции власти, международный суд.

Договорные органы

Существует 9
основных международных договоров в области прав человека, наиболее поздний из которых — по насильственному исчезновению — вступил в силу 23 декабря 2010 г. С момента принятия Всеобщей Декларации прав человека в 1948 году все государства-члены ООН ратифицировали как минимум один договор в области прав человека, а 80 процентов государств – четыре и более.

В настоящее время существует 10 договорных органов, представляющих собой комитеты независимых экспертов. Девять из них наблюдают за выполнением государствами-участниками договоров ООН в области прав человека, в то время как десятый — Подкомитет по предупреждению пыток, учрежденный в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток, — проверяет места заключения в государствах-участниках Факультативного протокола.

Органы учреждены в соответствии с положениями договора, наблюдение за выполнением которого они ведут. УВКПЧ содействует договорным органам в согласовании их методов работы с установленными требованиями.

Существуют другие
структуры и учреждения ООН, занимающиеся поощрением​ и защитой прав человека.

Африка

Ангола

Комиссия была учреждена 20 сентября 1985 года с целью оценки ущерба, нанесенного в результате вторжения в Анголу южноафриканских сил.

Бурунди

Международная комиссия по расследованию в Бурунди была создана 28 августа 1995 года в целях установления фактов, связанных с убийством 21 октября 1993 года президента Бурунди и последовавших за этим массовых расправ и других серьезных актов насилия, вынесения рекомендаций в отношении применения мер правового, политического или административного характера для судебного преследования лиц, ответственных за совершение этих актов, и поддержки процесса национального примирения в Бурунди.

Руанда

Комиссия экспертов, учрежденная резолюцией 935 (1994) по Руанде

Комиссия экспертов по положению в Руанде была учреждена 1 июля 1994 года для изучения и анализа информации, полученной в результате расследований, и представления Генеральному секретарю своих выводов по поводу доказательств серьезных нарушений международного гуманитарного права, совершенных на территории Руанды, включая доказательства в отношении возможных актов геноцида, до подготовки окончательного доклада, который должен быть представлен в декабре 1994.

Сейшельские Острова

Комиссия была учреждена 15декабря 1981 года для расследования происхождения, подоплеки и финансирования агрессии, совершенной против Республики Сейшельские Острова 25 ноября 1981 года, а также определения масштабов и оценки экономического ущерба. Комиссия выполнила свой мандат в июле 1983 года.

Сомали

Специальная комиссия Совета Безопасности, учрежденная резолюцией 794 (1992) по Сомали

Специальная комиссия была учреждена 3 декабря 1992 года для информирования Совета Безопасности по вопросам осуществлении резолюции 794 (1992), санкционировавшей применение мер принудительного характера со стороны группы государств-членов в целях создания  безопасных  условий  для  проведения операций  по  оказанию  гуманитарной  помощи в Сомали.

Комиссия по расследованию, учрежденная резолюцией 885 (1993) по Сомали

Комиссия по расследованию в Сомали была учреждена 16 ноября 1993 года в целях расследования вооруженных нападений на персонал Операции Организации Объединенных Наций в Сомали (ЮНОСОМ II) 5 июня 1993 года.

Международная следственная комиссия по Дарфуру была учреждена 18 сентября 2004 года в целях расследования сообщений о нарушениях всеми сторонами норм международного гуманитарного права и прав человека в Дарфуре, установления фактов геноцида, а также выявления и привлечения к ответственности лиц, виновных в таких нарушениях.

Геноцид [ править ]

Комиссия ООН по правам человека (КПЧ) приняла ряд резолюций, касающихся геноцида : Решение 9 (XXXV) КПЧ; 1986/18; 1987/25; 1988/28; 1989/16; 1990/19; «Пятидесятая годовщина Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него», 1998/10; и «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него», 1999/67.

В 1978 году УВКБ ООН одобрило рекомендацию Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств широко распространить доклад Рухашянкико .

В августе 1992 года УВКБ ООН «полностью осудило [] концепцию и практику« этнической чистки »» в бывшей Югославии, но не назвало ее геноцидом. Резолюция Комиссии была одобрена вышестоящим органом УВКБ ООН — Экономическим и Социальным Советом ООН . В ноябре 1992 года УВКБ ООН «призвало [] все государства рассмотреть степень, в которой действия, совершенные в Боснии … и в Хорватии, представляют собой геноцид в соответствии с ».

По запросу Канады в мае 1994 года было созвано экстренное совещание для рассмотрения продолжающегося геноцида в Руанде. Рене Деньи-Сеги был назначен Специальным докладчиком, немедленно посетил Руанду и незамедлительно опубликовал доклад о масштабах геноцида.

Рассмотрение жалобы

Комитеты рассматривают каждое дело на закрытом заседании. Практика заключается в рассмотрении жалоб только на основе письменной информации, представленной заявителем и государством-участником. Соответственно, не существует практики получения устных представлений сторон или аудио-или аудиовизуальных доказательств (таких, как аудио-и видеофайлы). Комитеты также не выходят за рамки информации, представленной сторонами, и не стремятся к независимой проверке фактов.

В качестве общего правила и в целях ускорения процедуры комитеты рассматривают приемлемость жалобы совместно с существом дела. В этом случае применяется общая процедура, изложенная выше, то есть после получения и регистрации сообщения оно препровождается соответствующему государству-участнику, с тем чтобы оно имело возможность представить свои замечания в установленные сроки. Затем заявителю предоставляется возможность прокомментировать замечания государства-участника, после чего дело обычно готово для рассмотрения по существу Комитетом. Однако, бывают ситуации, когда Комитет принимает решение сначала рассмотреть приемлемость. В этом случае государству-участнику предлагается представить материалы по существу, если комитет признает жалобу приемлемой. В любом случае заявитель будет иметь возможность прокомментировать представления государства-участника по существу.

Как только Комитет принимает решение по данному делу, оно препровождается заявителю и государству-участнику одновременно. Один или несколько членов Комитета могут приложить к решению отдельное мнение, если они придут к выводу, отличному от заключения большинства, или, возможно, придут к такому же выводу, но по другим причинам. Текст любого окончательного решения по существу дела или решения о неприемлемости будет размещен на веб-сайте УВКПЧ в рамках решения Комитета.

История [ править ]

Элеонора Рузвельт на заседании Комиссии Организации Объединенных Наций по правам человека в Лейк-Саксесс, Нью-Йорк, 1947 год.

УВКБ ООН было создано в 1946 году ЭКОСОС и было одной из первых двух «Функциональных комиссий», созданных в рамках ранней структуры ООН (вторая — Комиссия по положению женщин ). Это был орган, созданный в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций (в частности, в соответствии со статьей 68 ) , подписанными всеми государствами-членами ООН .

Впервые оно собралось в январе 1947 года и учредило редакционный комитет Всеобщей декларации прав человека , принятой Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года.

Тело прошло две отдельные фазы. С 1947 по 1967 год он сосредоточился на продвижении прав человека и помощи государствам в разработке договоров, но не на расследовании или осуждении нарушителей. Это был период строгого соблюдения принципа суверенитета .

В 1967 году Комиссия приняла интервенционизм в качестве своей политики. Контекст этого десятилетия был деколонизацией Африки и Азии , и многие страны континента настаивали на более активной политике ООН по вопросам прав человека, особенно в свете массовых нарушений апартеида в Южной Африке . Новая политика означала, что Комиссия также будет расследовать нарушения и составлять отчеты о них.

Чтобы обеспечить лучшее выполнение этой новой политики, были внесены другие изменения. В 1970-х годах появилась возможность создания географически ориентированных рабочих групп. Эти группы будут специализироваться на расследовании нарушений в конкретном регионе или даже в отдельной стране, как в случае с Чили . С 80-х годов прошлого века были созданы тематические рабочие группы, специализирующиеся на конкретных типах злоупотреблений.

Однако ни одна из этих мер не смогла сделать Комиссию столь эффективной, как хотелось бы, в основном из-за присутствия нарушителей прав человека и политизации организации. В последующие годы, вплоть до своего исчезновения, КПЧ все больше дискредитировалась как среди активистов, так и среди правительств.

Комиссия провела свое последнее заседание в Женеве 27 марта 2006 г. и в том же году была заменена Советом ООН по правам человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector