Как узнать участников электронного аукциона? + 3 законных способа выявления потенциальных конкурентов

Содержание:

Как искать с помощью специальных сервисов

В рунете есть ресурсы, которые дают доступ к информации о юридических и физических лицах, включая их победы в тендерных продажах. Здесь можно получить следующие данные:

  • узнать официальные данные о компании или предпринимателе;
  • отследить существенные факты, влияющие на финансовые риски выбранных контрагентов;
  • получить информацию о планируемой ликвидации, реорганизации компании, в том числе путем миграции в другой регион;
  • узнать о задолженностях и заложенном имуществе контрагента, его участии в судебных процессах, закупках, контрактах, зарегистрированных товарных знаках и о многом другом;
  • выявить аффилированность (взаимосвязи) между организациями и физическими лицами;
  • оценить финансовое положение компании;
  • обезопасить себя от сделок с фиктивными компаниями (фирмами-однодневками).

Этап участия

На этой стадии и побеждают в тендерах. Если вы хотите узнать, как выиграть тендер на строительство, то придется разобраться, чем отличаются процедуры, а также подготовить заявку на участие. Например, в открытых закупках на строительные услуги могут
участвовать все, а в закрытых можно победить, только если заказчик пригласит вас поучаствовать.

А вот разницу по форме проведения различных процедур мы раскрыли в таблице ниже.

Открытые Конкурентные Электронные

С 01.01.2019 все закупки в рамках 44-ФЗ проходят в электронном виде в обязательном порядке.

По 223-ФЗ только закупки среди СМП. Остальные могут быть и бумажные.

Бумажные
  • обеспечение деятельности заказчика за рубежом (ст. 75, 111.1);
  • оказание экстренной, неотложной скорой медицинской помощи (ст. 76);
  • оказание гуманитарной помощи, ликвидация последствий природных, техногенных чрезвычайных ситуаций (ст. 80, 82); закрытые процедуры (ст. 84);
  • приобретение у единственного поставщика (ст. 93);
  • заказы по решению Правительства РФ (ст. 111).
Неконкурентные Закупки у единственного поставщика (ст. 93).
Закрытые По приглашению.

Только заявку не допустят до торгов, если она не соответствует требованиям документации. Правильно заполнить заявку это основная работа на пути к выигрышу в тендере. О том, как грамотно ее
подготовить, мы рассказали в статье «Как заполнить характеристики при
подаче заявки».

Рекомендуем составлять заявку так, как требует заказчик. Учитывайте все инструкции и рекомендации, которые он размещает, даже если они носят рекомендательный характер. Некоторые участники оформляют заявку так, как им удобно. Не делайте так, не
усложняйте заказчику процесс проверки информации, которая изложена в заявке. Такие заявки комиссия заказчика проверяет внимательнее, соответственно, шансов, что они пропустят какие-то ошибки,
просто нет. А значит, и ваши шансы на допуск к участию и победу ниже.

Не прикладывайте к заявке документы и сведения, которые заказчик не требует. Чем больше бумаг, тем больше вероятность ошибиться или отправить документы с противоречиями!

Базовый комплект документов для победы в госзакупках:

  1. Заявка.
  2. Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  3. Копия паспорта.
  4. СНИЛС.
  5. Учредительные документы (устав с изменениями и дополнениями).
  6. Решение о создании ООО.
  7. Приказ о назначении генерального директора.
  8. Решение об одобрении крупной сделки.
  9. Лицензии, выписка СРО, сертификаты.
  10. Доверенность.

После того, как разобрались с ответом на вопрос, как выиграть тендер на услуги по 44-ФЗ или 223-ФЗ, не возникнет проблем.

Таран

В арсенале недобросовестных поставщиков есть схема “Таран”, которой так часто любят пугать начинающих поставщиков. Подробно об этой схеме я рассказывал здесь. 

Основная задача участников, которые сбивают цену — отвлечь внимание конкурентов, быстро сбить цену, чтобы им не выгодно было подавать ценовые предложения в ходе электронного аукциона. В итоге в аукционе побеждает “нужный” участник с минимальной ценой, а заявки “вспомогательных участников” благополучно отклоняются по итогам рассмотрения 2-х частей заявок

То есть те участники, которые активно сбивали цену, изначально не планировали заключать контракт с Заказчиком. 

Где искать тендеры на строительство и ремонт?

Начну, пожалуй, с самого банального вопроса — “Где искать тендеры по данному направлению?”. Все тендеры условно можно разделить на 3 вида: государственные (по 44-ФЗ), корпоративные (по 223-ФЗ) и коммерческие

Сайт ЕИС абсолютно бесплатный, поэтому платить за информацию вам ничего не придется. Здесь ваша главная задача — разобраться с поисковыми фильтрами и правильно их настроить.

Что же касается коммерческих тендеров, то здесь ситуация обстоит немного сложнее. И сложность эта заключается в том, что информация о таких тендерах размещается на различных коммерческих электронных площадках, корпоративных сайтах и в прочих средствах массовой информации. Таких сайтов и площадок насчитывается несколько тысяч (!). Поэтому искать такие закупки в ручном режиме крайне затруднительно. И здесь на помощь приходят различные поисковые агрегаторы или сервисы по поиску тендеров. Новички ошибочно называют их биржами тендеров на строительство.

В настоящее время на рынке существует около 10-15 крупных поисковых агрегаторов. Это Тендерплан, TenderWIN, Seldon и так далее… Перечислять их все в данной статье я не вижу смысла. Введите в поисковой строке Яндекса или Google фразу “Поиск тендеров” или “Сервисы по поиску тендеров” и вы без труда их найдете. 

. По нашему мнению, это один из лучших поисковиков в соотношении цена-удобство-функционал. Кстати, этим же сервисом пользуются и многие наши коллеги по цеху. Но, как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные, поэтому можете протестировать несколько сервисов и выбрать тот, что больше вам подойдет. Тем более, что у каждого сервиса есть пробный бесплатный период.

Помимо этого, информацию о проведении небольших строительных (ремонтных) работ до 300-600 тыс. рублей можно искать на сайтах электронных магазинов малых закупок: ЕАТ Березка, Портал поставщиков Москвы, ОТС-market и т.д. Кстати, конкуренция в электронных магазинах малых закупок пока еще значительно ниже, чем на электронных площадках. Поэтому имейте это в виду. 

. Информация об этих тендерах также размещается на сайте — zakupki.gov.ru. 

Итак, для того чтобы искать информацию о государственных и корпоративных тендерах вам вполне хватит сайта ЕИС. Плюс вы сможете дополнительно мониторить сайты электронных магазинов. А вот если планируете участвовать в коммерческих тендерах, то без поискового сервиса вам не обойтись. Хотя поиск тендеров это далеко не все, что может дать вам такой сервис. Также в нем обязательно должен быть модуль аналитики, который позволит вам делать анализ рынка, Заказчиков и ваших конкурентов.

, на котором показан перечень источников для поиска тендеров. 

Как видите, здесь есть поиск тендеров по 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ 615, коммерческих тендеров и малых закупок в электронных магазинах. 

Всю работу по поиску нужных вам тендеров можно выполнять в одном месте, что очень удобно.

Случайный “минус”

Экономическая ситуация в мире нестабильна и курс валют периодически лихорадит. А поскольку стоимость многих товаров очень сильно завязана на стоимость доллара/евро, то можно попасть в очень неприятную ситуацию. Что случилось не так давно, когда доллар резко подорожал и прибыльные контракты резко превратились в убыточные. От этого никто не застрахован, но лучше всегда держать руку на пульсе.

Многие поставщики в таких ситуациях спрашивают меня, как лучше поступить: “Отказаться от исполнения контракта или выполнить его в минус?”. Если откажетесь от контракта, то рискуете потерять обеспечение, попасть в РНП и на 2 года лишиться возможности принимать участие в тендерах. Поэтому взвешивайте все “за” и “против”. Чаще всего дешевле исполнить контракт в минус, чем 2 года сидеть на скамейке запасных. Кто-то, даже будучи в РНП, умудряется работать под флагом других компаний, но эта схема подходит не для всех. 

Сколько можно заработать, и для кого подходит

Согласно пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ-44, участвовать в госзакупках могут:

  1. Юридические лица.
  2. Любое физическое лицо, а также зарегистрированные индивидуальные предприниматели.

Ограничения, связанные с деятельностью самозанятых, оговорены в Законе № 422-ФЗ от 27.11.2018 года (законе «О самозанятых»). Из него следует, что самозанятые граждане не могут продавать подакцизные товары, заниматься перепродажей товаров и оказывать услуги по договору поручения, комиссии либо агентскому договору.

То есть это такое же физическое лицо, которое может принимать участие в госзакупках на выполнение работ и оказание услуг.

Сравним условия участия в тендерах для обеих категорий:

Критерии сравнения Физические лица Юридические лица и ИП
Формат участия Оказание услуг, несложный ремонт, аренда помещений, продажа недвижимости Поставки различных категорий товаров и услуг
Предоставление услуг на постоянной основе Оказывать услуги на постоянной основе запрещено Нет ограничения на количество поставок товаров одному заказчику
Кто платит налоги Налоговым агентом выступает заказчик Юрлица платят налоги самостоятельно
Ограничение на участие Недоступны закупки, где нужна лицензия, закупки для субъектов малого предпринимательства, а также тендеры, где нужен допуск СРО Нет ограничений на участие. Участвовать не могут только лица, зарегистрированные в оффшорных зонах
Максимальная сумма закупки Допускаются к госзакупкам до 1,5 млн. рублей Ограничения по сумме не установлены

Помимо федеральных электронных площадок, на которых проводятся госзакупки в электронной форме, существуют и электронные магазины малых закупок. На этих площадках заказчики проводят прямые закупки на суммы до 300-600 тыс. рублей. Соответственно, у участников закупок есть возможность размещать в этих электронных магазинах свои оферты. А заказчики могут заключить прямой договор с участником, у которого будет нужный товар (работа, услуга) по лучшей цене.

Участие в закупках на постоянной основе для физических лиц невыгодно. Кроме вышеперечисленных ограничений, к физлицам применяется налог НДФЛ 13%. Этот налог удерживается заказчиком при оплате по контракту.

На руки физлицо получит сумму, уменьшенную на размер НДФЛ и отчисления в ПФ и ФОМС. Если сравнивать участие физлица и юрлица, то по «упрощенке» предприниматель оплатил 6% от полученной прибыли, а физлицо – 13%, плюс еще отчисления, которые удержались по контракту.

Заказчик услуги выступает налоговым агентом в отношении физических лиц и граждан-нерезидентов РФ (п.2 ч.13 ст. 34 «Об уменьшении суммы платы заказчику физическому лицу…»).

У юрлиц- и ИП-резидентов РФ уменьшение оплаты не производится. Они платят налоги в бюджет самостоятельно.

Для закрепления информации посмотрите видео:

Сколько можно заработать?

Ст. 14.1 УК РФ и ч.1 ст. 171 УК РФ регулируют законность деятельности предпринимателей, а также порядок участия в госзакупках, количество тендеров, в которых может участвовать физлицо или юридическое лицо.

С помощью тендеров закупаются разные категории товаров для самых разных объектов: школ, детских садов, больниц, строящихся дорог.

Для обоснования начальной максимальной цены контракта заказчики могут использовать несколько методов:

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
  2. Нормативный метод.
  3. Тарифный метод.
  4. Проектно-сметный метод.
  5. Затратный метод.

Самым распространенным является метод сопоставимых рыночных цен.

Участвовать в тендерах можно веерно, то есть подавать заявки сразу в несколько ниш, где не требуется получение лицензии, а суть участия сводится к поставке товаров. В среднем маржинальность колеблется в пределах 15-30%.

Поищите заявки по нужным вам направлениям. Вносите в строку поиска все ключевые слова, которые могут использоваться заказчиками в описании объекта закупки. Так вы поймете, есть ли спрос на ваши товары, работы или услуги.

Ознакомьтесь с информацией, как часто проходят закупки, на какие суммы, кто выигрывает в тендерах. Это поможет вам проанализировать рынок, оценить доходность участия в закупках.

Анализировать рынок можно как по всей территории РФ, так и в конкретном регионе. Начинающие участники тендеров обычно выбирают региональные закупки в силу отсутствия опыта поставок товаров в другие регионы.

Если у вас редкая категория товаров или услуг, шансы заработать на закупках невелики. Нужно рассматривать смежные ниши, которые будут перспективны в плане заработка.

Голый расчет

Есть организации, которые выигрывают тендеры в минус для того, чтобы экономить потом. Как, спросите вы? Сейчас расскажу…

В 44-ФЗ при участии в конкурсах и аукционах при снижении участником начальной (максимальной) цены контракта на 25 и более процентов включаются антидемпинговые меры. Согласно ст. 37 участник при таком снижении цены должен предоставить Заказчику, либо увеличенное в 1,5 раза обеспечение исполнения контракта, либо подтвердить свою добросовестность с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в стандартном размере.

Добросовестность можно подтвердить сведениями из реестра контрактов о 3-х исполненных контрактах по 44-ФЗ за последние 3 года до даты проведения закупки, которые были исполнены без штрафов и пеней. При этом цена одного из таких контрактов должна быть не менее чем 20% НМЦК закупки, по которой участник планирует заключать контракт.

Таким образом, при снижении НМЦК на 25 и более процентов участник может обходиться стандартным, а не увеличенным обеспечением исполнения контракта.

А вот если участник относится к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально-ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) и закупка проводится Заказчиком среди данных участников, то можно и вовсе обойтись без предоставления обеспечения исполнения контракта. Об этом сказано в ч.8.1 ст.96 44-ФЗ. 

Здесь также, как и с антидемпинговыми мерами участнику необходимо предоставить информацию из реестра контрактов о 3-х исполненных без применения штрафных санкций контрактов за последние 3 года до проведения закупки. Главное, чтобы сумма цен этих контрактов была не менее НМЦК закупки, в которой победил участник.

Ну и еще один плюс от заключения “минусовых” контрактов — это наработка опыта. Это прежде всего относится к новичкам госзаказа и вновь созданным ООО/ИП. Банки неохотно дают банковские гарантии и займы таким организациям и предпринимателям. Поэтому они выигрывают несколько тендеров, для того чтобы потом было проще привлекать денежные средства и получать банковские гарантии.

Шаг 2. Оформление ЭЦП и регистрация в ЕИС

Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме электронного аукциона на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП).

В

ст. 5 44-ФЗ

указано, что в закупках используется усиленная квалифицированная электронная подпись.

ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры. Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить. Для получения ключа подают заявку в удостоверяющий центр и предоставляют комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.

С 2020 года инструкция, как зарегистрироваться на электронных площадках для участия в тендерах, сводится к регистрации в ЕИС. После попадания в реестр участников закупок аккредитация на площадках происходит автоматически. Пошаговую инструкцию по регистрации в ЕИС найдете в статье

«Как поставщику зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция»

С 2020 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:

  1. АО «ЕЭТП».
  2. РТС-тендер.
  3. ЗАО «Сбербанк-АСТ».
  4. АГЗРТ.
  5. АО «РАД».
  6. ЭТП НЭП.
  7. ЭТП «ГПБ».
  8. ТЭК-Торг.

Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — АСТ «ГОЗ».

Для малых закупок до 600 000 рублей по п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ у единственного поставщика разработали специальные платформы. Мы подготовили пошаговые инструкции, как работать в электронных магазинах по 44-ФЗ, таких как ЕАТ «Березка», портал поставщиков г. Москвы.

Множество источников размещения информации о закупках

На данный момент, существует великое множество площадок, платформ и источников информации по открытым тендерам. При этом, везде разный интерфейс и не везде представлены все актуальные торги.

Множество источников информации увеличивают количество времени, затрачиваемое на поиск. Интересные торги можно найти не только на сайте ЕИС, но и на коммерческих площадках. Интерфейс каждой из них уникален, а критерии для поиска тендеров зачастую ограничены названием тендера, заказчиком и типом проводимой процедуры. Часто нет возможности ограничить поиск даже по региону. Осуществляя поиск вручную, придется мониторить десятки ЭТП, каждую по отдельности.

Также, на всех первоисточниках есть ограничения на большое количество запросов по ключевым словам без возможности их сохранения. Приходится каждое слово вводить по отдельности и изучать выдачу. О затраченном времени и отсутствии фильтрации и говорить не стоит.

Несмотря на все разнообразие платных систем по поиску и управления тендерами, проблемы не решаются и список ограничений в работе выглядит следующим образом:

  • ограничения по количеству обращений из-за риска большой нагрузки на сервер и замедления его работы;
  • ограничение по регионам (существуют доплаты за выбор нескольких регионов);
  • ограничение на количество ключевых слов в запросе;
  • ограничения на обновление информации (раз в день, раз в четыре часа и др.).

Тендерплан предлагает отслеживать торги со всех основных ЭТП в одном месте, не затрачивая время на отдельный поиск на каждой площадке.

Как проверить

Определяем, насколько заказчик добросовестный

Самое первое, что нужно сделать — получить на заказчика выписку из реестра юридических лиц. Для этого можно воспользоваться сервисом от налоговой службы egrul.nalog.ru. Выписка поможет понять, когда зарегистрирован заказчик и что собой представляет. Является ли он частью крупной корпорации или это небольшая самостоятельная структура, которая к тому же и организована совсем недавно?

Оцениваем историю закупок

Также полезно посмотреть, были ли у заказчика другие тендеры или это его первая закупка. Получить эту информацию можно из ЕИС или через функционал электронной площадки. Если у заказчика есть история закупок, крайне полезно ее проанализировать.

Следует обратить внимание на то, чем заканчивались объявленные тендеры. Каков процент закупок не доводится до конца, как часто отклоняются заявки и по каким поводам, кто в итоге становится победителем?. Также будет нелишним посмотреть, часто ли контролирующие органы выносят заказчику предписания или отменяют его процедуры

Это может свидетельствовать о его добросовестности в части исполнения требований закона

Также будет нелишним посмотреть, часто ли контролирующие органы выносят заказчику предписания или отменяют его процедуры. Это может свидетельствовать о его добросовестности в части исполнения требований закона.

Поставщикам важно помнить, что заказчик по 44-ФЗ обязан заключить контракт с победителем торгов. Избежать этого он может только при наличии веских оснований

Обычно это происходит, если поставщик ошибся с внесением обеспечения или сам не подписал контракт в установленный срок.

Но дело в том, что нередко заказчик предпочел бы по тем или иным соображениям работать со своим поставщиком и вовсе не горит желанием заключать контракт с победителем. В таком случае он будет всячески стремиться уклониться от подписания контракта и использовать для этого все возможные способы. И в первую очередь — ошибки, которые допустит неопытный поставщик. Другими словами, если у выбранного заказчика много незаключенных по итогам закупок контрактов, это должно насторожить поставщика.

Проверяем, всегда ли заказчик платит

Целью любой закупки для поставщика является получение дохода, поэтому целесообразно проверить заказчика и со стороны оплаты. Можно воспользоваться ресурсом kad.arbitr.ru — это база данных по арбитражным делам. Если заказчик является фигурантом многих разбирательств, связанных с неоплатой выполненных договоров, то вряд ли стоит с ним работать.

Попав в такую ситуацию, придется обращаться в контролирующие органы. Но гораздо надежнее выяснить все заранее.

Обращаемся к контрагентам

Хороший способ узнать больше о заказчике — поговорить с теми, кто с ним уже имел дело. Можно найти исполнителей по прошлым закупкам в ЕИС или на ЭТП и связаться с ними. Понятно, что отвечать они не обязаны, но шанс есть.

Если рассматривается коммерческий тендер, целесообразно при наличии возможности получить от заказчика некоторые документы:

  • устав, свидетельство о госрегистрации и постановке на налоговый учет, протокол собрания или решение единственного участника о назначении руководителя, приказы о назначении директора и главного бухгалтера;
  • данные о предмете и условиях договора, о сумме сделки, о сроке исполнения обязательств.

Заявка на участие в электронном аукционе

Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из 2-х частей. Первая часть заявки не должна содержать абсолютно никакой информации об участнике, то есть Заказчик не должен знать от кого поступила та или иная заявка. У каждой заявки есть лишь номер, присвоенный оператором электронной площадки. Заказчик получает сведения об участниках аукциона, только лишь в момент получения вторых частей заявок от оператора.

Согласно требованиям ч. 15 ст. 66 44-ФЗ оператор электронной площадки ОБЯЗАН обеспечить конфиденциальность информации об участниках электронного аукциона, подавших заявки на участие в таком аукционе, и информации, содержащейся в первой и второй частях данной заявки до размещения на электронной площадке протокола проведения такого аукциона. За нарушение указанного требования оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Но, как говорится, спрос рождает предложение. Человеческий фактор ещё никто не отменял, поэтому не редки случаи, когда операторы электронных площадок попросту “сливают” за вознаграждение информацию об участниках, подавших заявки на аукцион. Эта информация может сообщаться как Заказчику, так и непосредственно одному или нескольким участникам. Более того, в некоторых “ветках” форумов (не буду называть каких, при желании вы сами их найдете) форумчане оставляют свои координаты и открыто заявляют о возможности поделиться подобной информацией.

НМЦК что это такое в госзакупках?

НМЦК это еще одна аббревиатура, которая регулярно встречается в сфере госзакупок и расшифровывается она, как начальная (максимальная) цена контракта. То есть это то предельное количество денег, которые заказчик готов потратить на приобретение нужного ему товара, работы или услуги. При этом в самой закупочной документации заказчики указывают не только эту цену, но и обоснование данной цены.

Вопросы определения НМЦК регулируются ст.22 44-ФЗ и Приказом МЭР № 567 от 02.10.2013 г.

Для определения начальной (максимальной) цены контракта заказчики пользуются 5-ю методами:1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);2) нормативный метод;3) тарифный метод;4) проектно-сметный метод;5) затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка является приоритетным.

Суть этого метода заключается в установлении НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Более подробно про НМЦК и ее обоснование можно почитать здесь.

Веские поводы узнать, кто одержал победу

Приток капитала

Ныне мероприятия по подбору поставщиков и подрядчиков устраивают, как государственные структуры, так и муниципальные, частные и акционерные общества. Победа в одном из таких тендеров означает для компании подписание крупного контракта и значительный приток капитала. Для рынка существует и еще одно значение:

  1. Победителем всегда становится тот, кто смог представить себя в наиболее выгодном свете;
  2. Чьи условия оказались оптимальными;
  3. Предприятие-победитель – эталон для всех, кто желает в следующий раз одержать победу и сорвать крупный куш;
  4. Если тендер проводился в вашей сфере деятельности, то знание итога имеет колоссальное значение для аналитики и разработки маркетинговой стратегии.

Все это становится подоплекой для изучения вопроса. И узнать, кто получил контракт, не только участникам конкурса, но фирмам, предлагающим аналогичные услуги. Тендер медиа – интернет-издательство, которое предоставляет полную информацию о победителях конкурсов в госзакупках и частной сфере, а также статистику и аналитику, которая будет вам полезна для глубокого изучения рынка и конкурентов.

Как выиграть коммерческий тендер

Тендерные продажи это один из самых эффективных способов снизить цену. Это доказала практика госзакупок. Поэтому коммерческие компании все чаще проводят тендеры для обеспечения своей деятельности. Такие тендеры отличаются
индивидуальным подходом и свободой в проведении. Коммерческие структуры могут ориентироваться на собственные внутренние документы, которые учитывают специфику бизнеса, и при организации тендера
ставят об этом в известность потенциальных поставщиков в конкурсной документации. Коммерческие тендеры отличаются от государственных огромным разбросом цен в предложениях претендентов, а также
отсутствием специальных законов, которые регулируют такие коммерческие тендеры. Заказчики связаны лишь нормами Гражданского кодекса и закона о защите конкуренции № 135-ФЗ.

Остальные отличия государственных тендеров и коммерческих мы отразили в таблице.

Госзакупки Коммерческий тендер
Способы и порядок проведения закупок Все алгоритмы установлены законом о контрактной системе. Устанавливаются заказчиком в регламенте проведения закупок.
Свобода конкуренции Заказчик обеспечивает возможность поставить аналог товара,
который соответствует всем запросам заказчика.
Заказчик вправе потребовать конкретный товар.
Требования к участникам Прописаны в статье 31 44-ФЗ, а также Постановлении Правительства № 99 от 04.02.2015. Устанавливаются заказчиком.
Критерии оценки заявок Установлены в Постановлении № 1085 от 28.11.2013. Устанавливаются заказчиком.
Электронные торговые площадки

Список утвержден Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018:

  1. Система торгов Сбербанк-АСТ.
  2. Единая электронная торговая площадка.
  3. Общероссийская система электронной торговли.
  4. Электронная площадка России.
  5. Национальная электронная площадка.
  6. Всероссийская универсальная площадка.
  7. Федеральная электронная площадка ТЭК-Торг.
  8. Электронная торговая площадка ГПБ.
  9. Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа.
Любые торговые платформы на усмотрение заказчика.

Базовый комплект документов, который нужен для победы в коммерческом тендере

Базовый пакет документов, необходимый для участия в торгах:

  • заявка, которая заверена руководителем бизнеса;
  • заявление с презентацией компании;
  • опись документов, которые передаются;
  • копии учредительной документации юрлица и устава;
  • свидетельства о госрегистрации;
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (срок давности не более 15 дней);
  • список лиц, которые представляют компанию;
  • копия приказа о возложении обязанностей на главного бухгалтера;
  • справка об отсутствии задолженностей по налогам и сборам;
  • налоговая отчетность компании, которая заверена налоговым инспектором, за три предшествующих отчетных периода.

Какие законные способы определения потенциальных участников аукциона существуют?

С незаконным способом получения информации об участниках аукциона (подкупом оператора электронной площадки) мы разобрались. Теперь давайте поговорим о доступных законных способах, которые позволят вам спрогнозировать потенциальных участников того или иного аукциона.

Первый способ. Узнать количество потенциальных участников аукциона

До 1 июля 2018 года при подаче заявки на аукцион, ей присваивался порядковый номер. Если заявке участника присваивался, например, 4 номер, то он понимал, что помимо него есть еще 3-и потенциальных претендента на этот контракт. Поэтому многие участники старались подать свою заявку за несколько часов до окончания срока подачи заявок, чтобы приблизительно определить количество потенциальных участников.

Что давала участнику такая информация? По сути лишь одно, если участников много, то наверняка на самих торгах будет идти ожесточенная борьба за контракт и, как правило, НМЦК будет сильно снижена. Поэтому в большинстве случаев участие в таком аукционе не целесообразно. Но есть одно НО, которое всегда нужно учитывать — в любом правиле есть исключения. Не факт, что все участники, подавшие заявки, будут допущены до самой процедуры участия в аукционе. Не факт, что все участники будут демпинговать. И, наконец, всегда есть вероятность, что некоторые участники могут быть отклонены Заказчиком по итогам рассмотрения вторых частей заявок.

Однако с 1 июля 2018 года ситуация коренным образом изменилась. Теперь заявкам участников присваивают не порядковые номера, а идентификационные (ч. 9 ст. 66 44-ФЗ). Например, вы подали заявку и ей присвоили номер 5367, второй заявке присвоили номер 15, а третьей — 647. Таким образом, определить сколько всего было подано заявок на аукцион не предоставляется возможным. Поэтому в настоящее время данный способ утратил свою актуальность. Однако есть способы гораздо эффективнее, и о них мы поговорим ниже.

Второй способ. Ручной анализ аналогичных закупок Заказчика за определенный период

Этот способ позволяет с определенной долей вероятности спрогнозировать, какие поставщики будут принимать участие в том или ином аукционе. Для этого вам необходимо зайти на сайт — www.zakupki.gov.ru. И выполнить анализ завершенных аукционов, воспользовавшись инструментом расширенного поиска.

В открывшейся форме необходимо заполнить поля в соответствии с критериями поиска. Как правило, это:

  • номер ФЗ — 44-ФЗ;
  • способ определения поставщика — электронный аукцион;
  • Дата размещения информации — указывается нужный временной интервал;
  • Федеральный округ Заказчика — указывается нужный;
  • Субъект РФ Заказчика — указывается нужный;
  • Этап закупки — процедура завершена;
  • Район/город — указывается при необходимости;
  • Адрес электронной площадки — указывается при необходимости;
  • Коды ОКПД2 — указываются нужные.

После этого производится анализ завершенных электронных аукционов, в частности протоколов подведения итогов.

Помимо этого также необходимо выполнить анализ заключенных контрактов по отдельно взятому Заказчику. Зная наименование Заказчика и его ИНН можно найти информацию о заключенных им контрактах с победителями прошлых закупок, аналогичных той, в которой вы планируете принять участие. Эта информация находится на сайте www.zakupki.gov.ru в разделе «Реестр контрактов 44-ФЗ». Этот раздел находится на главной странице сайта во вкладке «Контракты и договоры».

Этот способ достаточно долгий и трудоемкий, однако при отсутствии в арсенале участника платных аналитических инструментов он является единственно возможным.

Третий способ. Программный анализ аналогичных закупок Заказчика за определенный период

На этом моя небольшая статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы, или вы хотите поделиться своим личным опытом по данной теме, то оставляйте свои комментарии ниже.

Как узнать победителя тендера на госзакупках?

Если вам нужно узнать, кто стал победителем тендера на госзакупках, то сделать это очень просто.

Шаг 1. Вам нужно зайти на сайт ЕИС и в строке быстрого поиска ввести реестровый номер закупки, при условии, что он вам известен.

Например, закупка с реестровым номером 0188300004520000084.

Шаг 2. В отразившейся карточке закупки вам нужно нажать по реестровому номеру, чтобы открыть развернутую информацию по закупке.

Шаг 3. Далее вам нужно перейти во вкладку “Результаты определения поставщика”.

И в этой вкладке вы найдете информацию о победителе и его ценовом предложении. 

При желании вы также можете скачать на свой компьютер протокол подведения итогов. Либо по ИНН победителя узнать обо всех закупках, в которых он стал победителем. Сделать это можно с помощью реестра контрактов, ссылка на данный реестр находится на главной странице сайта ЕИС.

Существующие риски

При подготовке коммерческой сделки в бизнес-среде принято проверять будущего контрагента. Актуально это и при участии в тендерах. Безусловно, если заказчиком выступает государственная компания или корпорация, бюджетное учреждение или унитарное предприятие, риски поставщиков снижаются. Заказчики, которые обязаны руководствоваться законом 44-ФЗ или 223-ФЗ, не могут являться однодневками, созданными с целью махинаций. Но свои риски есть и при работе с ними. В основном это связано с несвоевременной оплатой, хотя в законодательстве о закупках и определены максимальные сроки.

Что же касается заказчиков из сектора коммерческих закупок, то здесь полный набор рисков. Вплоть до банального обмана, когда компания объявляет интересный тендер, получает обеспечение на свой расчетный счет, а потом исчезает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector