Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в рф
Содержание:
- Как обратиться в комитет: пошаговая инструкция
- Способы защиты прав ребенка
- Post scriptum
- Основные и особые права ребёнка в РФ
- Куда смотрит школа
- Права и обязанности несовершеннолетних
- Какими правами обладает каждый ребенок?
- Комиссии по делам несовершеннолетних
- 6 способов написать жалобу или обращение детскому омбудсмену в России
- Правовая база социальной защиты детства
- Родители и иные граждане
Как обратиться в комитет: пошаговая инструкция
Обратиться к омбудсмену может любое лицо, гражданин РФ. Причем составить обращения вправе как взрослый человек, так и несовершеннолетний гражданин. Заявления составляются любыми лицами, которые обнаружили или подозревают факт нарушения прав ребенка. Это могут быть:
- учителя;
- соседи;
- знакомые семьи;
- представители организаций (детский сад, школа);
- должностные лица;
- врачи и многие другие.
Регламент предусматривает, что в первый раз заявитель должен обращаться в правоохранительные органы или непосредственно к представителям местной Администрации. Если же заявление осталось без ответа или гражданин не согласен с решением, он может обжаловать его любыми законными способами:
- Через вышестоящую инстанцию.
- Через суд.
- Через прокуратуру.
- Через Уполномоченного по правам ребенка и др.
Обращение на имя детского омбудсмена составляется в произвольной форме. Оно должно содержать:
- ФИО, контактные данные отправителя.
- Суть претензии.
- Дату, подпись.
К претензии можно приложить документы, видеозаписи, фото и другие материалы, которые связаны с инцидентом. Однако заявитель не обязан обосновывать свою позицию
– достаточно просто сообщить о факте нарушения прав ребенка. Также гражданину желательно прописать, какие именно меры он уже принял для защиты прав детей, куда обращался, какие ответы получил (приложить копии соответствующих документов).
Подать жалобу можно всеми доступными способами:
- Лично на приеме у Уполномоченного (информацию о приемных днях/часах нужно уточнять на сайте).
- По обычной или электронной почте.
- С помощью онлайн-обращения, в чате или на форуме (если такая возможность есть на сайте).
По регламенту Уполномоченный должен ответить на заявление в течение 30 календарных дней, в некоторых случаях срок увеличивается в связи с необходимостью проведения дополнительных проверок. Омбудсмен обязан организовать проверки всех описанных фактов. При необходимости для этого привлекаются должностные лица, правоохранительные органы, представители органов опеки и другие лица. По результату заявителю предоставляется ответ, который при необходимости можно обжаловать в судебном порядке.
Защищают различные организации, в том числе наделенные специальными полномочиями комитеты по . Такие органы выполняют разнообразные функции, направленные на организацию и поддержание мероприятий по защите прав детей.
В России такое учреждение существует, более того, в каждом регионе есть специальные отделы, которые занимаются работой с населением. Одной из основных задач такой организации является оказание помощи нуждающемуся ребенку и привлечение к ответственности людей, совершивших преступные деяния в отношении несовершеннолетнего.
В данной статье мы подробно рассмотрим аспекты работы такой организации и расскажем о том, куда обратиться в случае возникновения проблемной ситуации.
Данная организация осуществляет свою деятельность на государственном уровне и отвечает за исполнение всех положений , ранее принятой большинством государств. В состав комитета входят независимые эксперты, которые несут ответственность за правильное и своевременное исполнение своих обязанностей. Не реже трех раз за год в Женеве проводится специальные сессии, которые необходимы для правильной организации работы отдельных представительств организации по всему миру.
На территории РФ механизм был разработан в 1998 году, инициатором этого стал Минздравсоцразвития. Участие в разработке также принял Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Именно эта организация была призвана координировать внедрение каждой программы в интересах детей.
Способы защиты прав ребенка
В современных условиях все чаще в юридической практике всплывает понятие «жестокое обращение с детьми (в том числе из категории инвалидов и сирот) со стороны родителей или иных законных представителей. Именно поэтому способы, меры и проблемы защиты детей считаются одной из ключевых тем, которая имеет приоритет над другими вопросами, которые затрагивает социальная политика.
К сожалению, социальная политика государства имеет колоссальные проблемы, которые затрагивают собой защиту интересов сирот, инвалидов и несовершеннолетних детей, проживающих в неполной или асоциальной семье. В частности, как показывает практика, не осуществляется профилактическая работа по предотвращению злоупотребления родительскими правами со стороны родителей и иными законными представителями (это касается таких тем, в частности, как воспитание, образование, а также решение имущественных и жилищных вопросов). Зачастую субъект правоотношений нарушает права ребенка, не выполняет свои обязанности в семье, а также использует запрещенные меры и способы, направленные на воспитание чада. Поэтому исправить сложную ситуацию и решить все проблемы в семье становится крайне сложным.
Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы о том, что способы и меры по защите интересов сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних на территории РФ находятся не в оптимальном состоянии, несмотря на свое существование. В частности, в современном законодательстве до сих пор отсутствует четкое понятие, что можно понимать под защитой прав и интересов несовершеннолетних.
Если обратиться к практике, то органы ювенальной юстиции представляют собой один из самых действенных защитных механизмов детства, который имеет своих характерные особенности. Этот федеральный орган представляет собой систему правосудия, чье влияние в первую очередь имеет приоритет в сторону несовершеннолетних. Судебная система предполагает, что государство должно выступать в роли попечителя детей (сирот и инвалидов в том числе), что позволит защитить их не только от злоупотребления со стороны родителей, но и от вредного влияния со стороны общества.
Понятие ювенальная юстиция (судебная система) представляет собой федеральный механизм, который в первую очередь делает упор не на правонарушения, которые может осуществить субъект, а на внимание к личности правонарушителя. В частности, министерство направляет свои меры на защиту прав и воспитание детей (в частности, сирот и инвалидов), а также тех, кто рос в неблагополучной семье в плохих социальных и жилищных условиях. Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями
В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем
Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями. В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем.
Таким образом, способы и формы защиты прав ребенка, а также обязанности госорганов в данной сфере является одной из самых злободневных тем, которые должна решить социальная политика, в частности через официальные документы (НПА).
Post scriptum
Мнения общественности по новому детскому омбудсмену несколько разделились. Ярые споры, например, вызывает высказывание (от которого, кстати, уже сегодня отказывается Кузнецова) о приверженности Анны Юрьевны к спорной антинаучной теории — теогонии. Она настаивает на том, что каждый половой партнёр женщины оставляет в ее клетках «генетическую память», которая может оказать негативное влияние на последующих детей.
Анне Кузнецовой, сменившей Павла Астахова на посту детского омбудсмена, 34 года. Родилась в Пензе, там же получила среднее и высшее образование (2003 г. – диплом с отличием Пензенского педагогического института по специальности «психология»).
Замужем за священником Алексеем Кузнецовым с 2003 г. У них шестеро детей, последнему – 10 месяцев. Приход супруга нового омбудсмена находится в селе Уварово Иссинского района Пензенской области, при храме Воскресения Христова .
Самое важное
До последнего времени руководила пензенским исполкомом Общероссийского народного фронта (ОНФ). Сейчас возглавляет благотворительный фонд «Покров» (помощь тяжелобольным детям, поддержка нуждающихся, содействие усыновлению сирот). В этом году фонд «Покров» стал одним из операторов распределения президентских грантов в сумме на 420 млн руб. При фонде «Покров» проводит областной конкурс среди женских консультаций «В защиту жизни». Эта работа сохранила «около двухсот детей, матери которых изначально принимали решение об аборте», говорится в профиле фонда .
Кузнецова известна как жесткая и последовательная противница абортов. В ходе выступления на Международных рождественских чтениях в Москве в 2013 г. она даже признала желательным, чтобы руководители консультаций «выходили с плакатами против абортов». В 2009 г. на Медицинском портале Пензы вышла статья «Аборт: эволюционная катастрофа» , в которой процитировано утверждение Кузнецовой о том, что, согласно «сравнительно новой науке телегонии», «клетки матки обладают информационно-волновой памятью». По мнению Кузнецовой, «если у женщины было несколько партнеров, то велика вероятность рождения ослабленного ребенка из-за смешения информации. Особое влияние данный факт оказывает на нравственную основу будущего ребенка». Отметим, что концепция телегонии существовала в XIX веке и совершенно отвергается современной наукой.
Астахов в своем Instagram поздравил Кузнецову с назначением и пожелал ей Божьей помощи. «Анна Кузнецова назначена уполномоченным при президенте по правам ребенка. Это очень достойный человек и очень мудрый выбор президента. От души поздравляю Анну Юрьевну и желаю ей помощи Божьей на этом сложном поприще!» — написал он. Ее назначение приветствовала также член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), директор фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза).
Фотогалерея
Собеседник в Общественной палате сказал «Ведомостям», что на должность детского омбудсмена рассматривались четыре кандидатуры, в том числе сама Елизавета Глинка, актриса и соучредитель фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова и руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, но президент выбрал Анну Кузнецову: «Это довольно очевидная кандидатура, достаточно точно попадающая в образ и набор компетенций, необходимых для уполномоченного по правам ребенка».
Политолог Евгений Минченко считает, что «у Кузнецовой мало шансов понравиться столичному либеральному бомонду». «Из провинции, ОНФ, шесть детей, говорят, что замужем за священником. То есть традиционные ценности как они есть. А для путинского большинства — самое оно. Ну и опыт работы с детьми, работа в благотворительном фонде, удачное выступление на праймериз «Единой России» говорит в пользу нового детского омбудсмена», — говорит он.
Политолог Константин Калачев говорит, что «по фотографиям видно, как Кузнецова импонирует первым лицам». «В ней присутствуют те качества, которые импонируют высокому руководству: умная, харизматичная, в то же время скромная, лояльная, патриотичная, общественно активная. В то же время ее общественная активность не выходит за рамки, когда это воспринимается как вызов, она абсолютно системная – ОНФ, фонд «Покров», участие в праймериз «Единой России».
Калачев полагает, что ей удастся найти общий язык «и с патриотической, и с либеральной общественностью»: «Кто-то скажет про разрыв шаблона – жена священника, кто-то может сказать, что шесть детей может мешать выполнять обязанности. Единственное, что может поставить ей в вину либеральная общественность, – ее отношение с ОНФ и «Единой Россией», но по-другому карьера в нынешние времена и не делается».
Основные и особые права ребёнка в РФ
У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.
У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.
Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:
- Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
- Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
- Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
- Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
- Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.
Уполномоченный по правам ребенка в России наделен широкими полномочиями по их защите
Если какое-то из представленных и закреплённых прав не соблюдается, существуют уполномоченные органы, в которые можно обратить за защитой. Это:
- прокуратура – надзорный орган, осуществляющий надзор во многих областях российского законодательства;
- органы опеки – занимаются исключительно детьми, их проблемами, их защитой;
- суд;
- уполномоченный по делам несовершеннолетних на региональном уровне;
- уполномоченный по защите прав детей по всей стране.
Кто такой уполномоченный по правам ребенка? Это человек, имеющий определённые полномочия, направленные на защиту интересов и прав всех детей, рождённых в РФ и имеющих российское гражданство.
Куда смотрит школа
— А куда ребёнок мог бы пойти в трудной ситуации в семье? В какие-то приюты?
— У нас есть такие приюты. В Алтуфьеве, например. Большой и очень хороший приют.
Также по теме
Жившую с рождения в московской клинике девочку забрали из медцентра
Девочку, которая с рождения жила в перинатальном центре в Москве, забрали из медучреждения. Об этом сообщила детский омбудсмен столицы…
— И как дети туда попадают?
— Каждого ребёнка окружают важные взрослые. И это не только его родители. Большую часть своего времени ребёнок проводит в образовательном учреждении
И, как правило, о сложной жизненной ситуации, в которую попал ребёнок, мы узнаём через важного взрослого из сферы образования. Это может быть не только классный руководитель, но и школьный психолог, социальный педагог или педагог допобразования
— Работа классного руководителя включает в себя какой-то контроль за семейной ситуацией?
— Она включает в себя многое, но единого регламента взаимодействия всех классных руководителей с органами опеки и попечительства, КДН (Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. — RT), другими социальными институтами не существует. Обычно учителя просто берут на себя ответственность и занимаются ребёнком так, как им подсказывает их опыт.
— А может, и хорошо, что регламента нет, что всё решается по-человечески?
— Одно дело, когда это твоя обязанность, а другое дело — твоё желание. Один пример приведу. Первое сентября, дети приходят в первый раз в дошкольное учреждение. Детям по четыре года — мальчик и девочка. Это первый их день в детском саду. Сад работает до семи. В восемь вечера мне звонит ответственная за детей и говорит: «Ольга Владимировна, двоих детей не забрали. Мама не берёт трубку. Что делать?» Регламент есть: вызвать полицию, отдать ей детей и отвезти в приют! Четырёхлетних детей. В первый день, как они пошли в сад. Мы забрали малышей домой и стали искать маму. Она нашлась в полчетвёртого утра. Не пьяная, но видно, что пьющая. А дети, кстати, даже не заволновались, когда их привезли в чужой дом, — просто поели и спать легли. Значит, часто бывают в такой ситуации. Нужен регламент, который бы позволил школе сообщать социальной системе города о том, что ребёнок в беде.
— А почему не было регламентов до этого? Руки не доходили?
— У нас много социальных институтов, которые работают с детьми. Но они занимаются каждый своим делом. Должна быть точка сборки. Вот может ребёнок пройти мимо медучреждения? Думаете, нет? А очень часто такое бывает. Например, у вас есть семейный доктор, поэтому вы не ставите ребёнка ни на какой учёт в поликлинике. Всё, он прошёл мимо государственных медиков. А мимо образования не проходит ни один ребёнок. Даже если вы находитесь на семейном образовании, вы обязаны прийти в школу и написать заявление. Поэтому роль образования невероятно важна. В законе написано, что вы обязаны ребёнка отдать в школу. Там не написано, что вы обязаны его прививать, прикреплять обязательно к государственной поликлинике, — это право. А образование — это обязанность. Поэтому такая система сейчас создаётся на базе Московской электронной школы. Появилось специальное приложение «Классный помощник». Оно проходит апробацию в пилотных школах.
Права и обязанности несовершеннолетних
Семейное право > Несовершеннолетние дети > Права и обязанности несовершеннолетних
В обыденном общественном сознании закрепился тезис о том, что ребенок в силу недееспособности серьезно ограничен в правах и его действия в рамках правового поля минимизированы.
Тезис этот отчасти ошибочный, так как права и обязанности несовершеннолетних детей детей допускают участие данной категории граждан в актах гражданского права — ребенок не только является субъектом права, но и в отдельных случаях инициировать акты взаимодействия с другими лицами и организациями в рамках правового поля.
Правовое регулирование прав несовершеннолетних должно акцентировать внимание на четырех направлениях:
- обспечение полноценной социализации ребенка: право на семейное воспитание, жилье, начальное образование;
- участие ребенка в актах гражданского права: экономические, жилищные, трудовые права;
- обязанности несовершеннолетних детей перед родителями;
- ответственность ребенка за правонарушения и преступления.
Личные и имущественные права регулируются не только федеральным законодательством, но и международными актами, ратифицированными Россией.
Источники права несовершеннолетних
Перечень нормативных сводов, регламентирующих права, обязанности и ответственность лиц до 18 лет:
- конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка — международный закон о защите прав несовершеннолетних детей;
- Конституция;
- Трудовой, Семейный и Гражданский кодексы;
- Федеральные законы РФ: «Об образовании», «Об опеке и попечительстве», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Данные документы и своды являются базовыми для разработки и ратификации нормативных документов на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Основные права несовершеннолетних
Приведем в виде таблицы перечень прав, которыми обладает лицо, не достигшее 18-летнего возраста.
Возрастная группа | Права ребенка | Обязанности | Ответственность |
С рождения |
|
|
|
С 6 лет |
|
|
|
С 8 лет | |||
С 10 лет |
|
||
С 14 лет |
|
|
|
С 15 лет | |||
С 16 лет |
|
||
С 17 лет |
Это перечень прав, доступных для молодого человека до 18 лет. Основная часть гражданских прав появляется с 14 до 18 лет.
При наступлении совершеннолетия он сможет полностью реализовывать свои права.
Какими правами обладает каждый ребенок?
С рождения дети становятся гражданами Российской Федерации и имеют определенные права. В силу возраста маленькие граждане не могут защитить и обеспечить себя самостоятельно, ответственность лежит на их родителях и законных представителях. Законодательные акты, направленные на защиту несовершеннолетнего: Конституция России, федеральные законы «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Об опеке и попечительстве», «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации», статьи Семейного кодекса, международная «Конвенция о правах ребенка» (рекомендуем прочитать: ).
Детьми считаются лица, которые не достигли совершеннолетия. Помимо основных прав граждан РФ законодательством предусмотрен ряд особых «детских» прав. Права, которыми владеет ребенок с момента рождения, представлены в таблице.
Комиссии по делам несовершеннолетних
Такие комиссии тоже относятся к организациям, защищающим права ребенка, поэтому по вопросам правонарушений стоит обратиться сначала туда. На комиссии по делам несовершеннолетних возложены следующие задачи:
- защита прав и интересов несовершеннолетних;
- борьба с беспризорностью и вызвавшими ее причинами;
- решение вопросов, связанных с обучением, содержанием несовершеннолетних, а также с медицинским и социальным обслуживанием;
- контроль за работой органов и комитетов по правам ребенка;
- решение проблем с правонарушениями у несовершеннолетних.
Кроме обязанностей, у отделов такого рода есть следующие полномочия:
- координирование работы отделов и комитетов, занимающихся делами несовершеннолетних;
- разработка кодексов и документов касательно области их деятельности;
- участие в мероприятиях, призванных сократить количество преступлений среди несовершеннолетних и поднять уровень их жизни;
- проведение проверки семей;
- решение вопросов о переводе в другую школу или исключении из них;
- ведение постоянного учета маленьких граждан разных категорий, особенно нуждающихся, сирот или социально-опасных.
6 способов написать жалобу или обращение детскому омбудсмену в России
Подать жалобу детскому омбудсмену можно такими способами:
- Письмом по почте. Оформлять лучше заказное письмо, тогда вы получите уведомление и подтверждение, что письмо дошло до Института уполномоченного.
- Электронным письмом. На официальном сайте уполномоченного имеется возможность подать обращение или жалобу через простую анкетную форму. Для подачи необходимо ввести свои личные, адресные и контактные данные, а также текст вашего обращения.
- Отправить жалобу по факсу.
- Придя на прием к уполномоченному лично. Жалобу все равно следует подать в письменной форме. Записаться стоит заранее.
- Отправить обращение по электронной почте, на e-mail.
- Написав обращение через социальные сети, лично на страницу уполномоченного.
Это — все способы, которыми вы можете воспользоваться.
Юристы рекомендуют подавать жалобы в письменном виде, так как вам обязательно должны будут ответить, причем письменно.
А вот электронные способы подачи, безусловно, удобны, но присутствует риск неправильной отсылки сообщений.
Если вы являетесь начинающим пользователем ПК, то лучше воспользоваться старыми способами, без привлечения компьютерных технологий.
Правовая база социальной защиты детства
Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.
Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ. ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. И з документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей) и Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.). Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.
Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.
Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.
Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг. на основе федеральных программ и указов Президента РФ.
В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»). В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». Все они объединены в единую целевую программу «Дети России», рассчитанную на 2003-2006 гг.
Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.
Родители и иные граждане
Защита прав ребенка осуществляется в первую очередь его отцом и матерью. Однако в обществе имеют место ситуации, когда данные функции возлагаются на органы попечительства и опеки. Такое возможно, если установлены противоречия между интересами детей и родителей, если последние лишены своих прав, являются ограниченно-дееспособными вследствие злоупотребления спиртным. Социальная защита прав детей обеспечивается должностными лицами и прочими гражданами. Если им становится известно о вероятной угрозе здоровью, жизни, ущемлении свобод, фактах жестокого обращения с малолетним, они обязаны сообщить об этом в орган попечительства и опеки. При получении этих сведений последний должен принять меры по устранению этих явлений.