Работа ликвидационной комиссии юридического лица

8 шаг. Отчитаться по налогам, уволенным сотрудникам и снять с учёта кассу

В течение месяца с момента утверждения ликвидационного баланса и до подачи документов в налоговую на закрытие, сдайте в фонды отчёты по уволенным сотрудникам:

  • СЗВ-Стаж в ПФР на всех сотрудников, которые работали у вас в течение года ликвидации,
  • СЗВ-М, если в течение последнего месяца ликвидации в ООО были сотрудники по трудовым и гражданско-правовым договорам,
  • СЗВ-ТД за кадровые события, например, за увольнения,
  • расчёт по страховым взносам в налоговую,
  • 4-ФСС в фонд социального страхования.

Также сдайте налоговую отчётность — закон не устанавливает сроки, но нужно это сделать до перехода к последнему этапу.

  • декларацию по УСН
  • 6-НДФЛ.

Снять кассу с учёта в налоговой можно несколькими способами: подать заявление в инспекции, на портале ФНС или в личном кабинете оператора фискальных данных (ОФД). Срок подачи заявления законодательно не ограничен. 

Ответственность ликвидационной комиссии

При ликвидации предприятий возникает имущественная ответственность:

  • самого предприятия;
  • учредителей (участников) или собственника;
  • должностных лиц предприятия;
  • ликвидационной комиссии;
  • кредиторов предприятия.

Для решения вопроса об ответственности ликвидационной комиссии необходимо сначала определиться с ее правовым статусом.

Отнесение ликвидационной комиссии к органам управления юридического лица прямо вытекает из действующего законодательства (п. 3 ст. 62 ГК).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Так как полномочия ликвидационной комиссии и единоличного ликвидатора по закону равны, это дает основания предположить, что комиссия является коллективным органом управления, а ее председатель выполняет лишь организационно-представительские функции.

Для представления интересов ликвидируемого юридического лица член ликвидационной комиссии или ее председатель должны иметь протокол общего собрания учредителей (решение суда) об утверждении состава комиссии и протокол о предоставлении конкретному лицу тех или иных полномочий. Даже совпадение в одном лице бывшего руководителя предприятия и председателя ликвидационной комиссии не дает оснований считать, что председатель комиссии обладает какими-либо самостоятельными полномочиями.

Члены ликвидационной комиссии, являясь по смыслу п. 3 ст. 56 ГК РФ, «другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания», должны в соответствии с этой нормой солидарно нести субсидиарную ответственность. Только если член ликвидационной комиссии докажет отсутствие вины (не голосовал или голосовал против по конкретному вопросу), он может быть освобожден от привлечения к имущественной ответственности.

Очередность расчетов с кредиторами при банкротстве

Все требования кредиторов ликвидируемого путем банкротства должника разделяются на две категории: текущие и очередные, – при этом текущие платежи имеют приоритет. Как отмечалось ранее, с 01.09.2014 для добровольной ликвидации также введено понятие текущих платежей.

Под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве). Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (п. 2 ст. 5 Закона о банкротстве).

Согласно ст. 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

  • впервую очередь – требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с Законом о банкротстве является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
  • вовторую очередь – требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве;
  • в третью очередь – требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
  • вчетвертую очередь – требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда, а также расчеты по иным установленным Законом о банкротстве требованиям;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.

После расчетов с кредиторами третьей очереди производятся расчеты с кредиторами по удовлетворению требований по сделке, признанной недействительной на основании п. 2 ст. 61.2 и п. 3 ст. 61.3 Закона о банкротстве.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога в порядке, установленном ст. 138 Закона о банкротстве.

Другой комментарий к статье 62 ГК РФ

1. Ликвидация юридического лица представляет собой сложную и зачастую длительную процедуру, затрагивающую интересы третьих лиц и поэтому требующую открытости и гласности. Ее первым этапом является соответствующая отметка в реестре юридических лиц, открытом для всех заинтересованных субъектов. Обязанность письменно уведомить регистрирующий орган о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, возложена п. 1 комментируемой статьи на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о ликвидации. Арбитражный суд разъяснил, что п. 1 ст. 62 ГК не распространяется на судебные органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица. Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их регистрацию (п. 11 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50). Таким образом, всякий вступающий в отношения с контрагентом или состоящий с ним в отношениях имеет возможность узнать о начатой процедуре ликвидации.

2. Лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, практически в любом случае назначаются ликвидационная комиссия или ликвидатор, которые действуют в соответствии с правилами ст. 63, 64 ГК. Суд, принявший решение о ликвидации, вправе возложить ее на учредителей (участников) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами (абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК), а если в установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора сам (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). В качестве ликвидатора не может быть назначен государственный или муниципальный орган, по иску которого принято решение о ликвидации (п. 9 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

Специальными законами устанавливаются особые требования к формированию ликвидационных комиссий, в частности, когда учредителем либо участником юридического лица является государство или муниципальное образование. Так, в отношении государственных унитарных предприятий см. п. 21 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утв. Указом Президента РФ от 02.06.94 N 1114 «О продаже государственных предприятий-должников»; в отношении акционерных обществ с участием государственного или муниципального капитала — п. 4 ст. 21 Закона об акционерных обществах.

3. К ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62), кроме тех, которые согласно прямому предписанию закона закреплены за учредителями или участниками данного лица, например утверждение ликвидационных балансов. В этих пределах ликвидационная комиссия заменяет органы юридического лица, и соответственно в силу ст. 854 ГК любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению комиссии. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции (п. 12 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

Задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности юридического лица в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников.

Решение ликвидационной комиссии

Принимаемые в рамках проведения процесса ликвидации общества с ограниченной ответственностью решения ликвидационной комиссии должны быть надлежащим образом оформлены, а при их принятии должна реализовываться определенная процедура, гарантирующая их действительность. Обеспечение ликвидации возложено законодательством, как ранее отмечалось, на комиссию. По итогам заседания принимается соответствующее его тематике решение.

Ликвидационная комиссия решает все вопросы на своих заседаниях, собираемых по мере необходимости. В ходе заседаний ведется протокол, в котором описываются вопросы повестки дня, состав комиссии, явка её участников. Заседания могут проводиться в очной или заочной форме.

Из состава комиссии избираются председатель и секретарь. Факт избрания фиксируется в протоколе. Указанные лица должны быть избраны большинством голосов от общего числа лиц, входящих в состав комиссии, на первом после определения персонального состава заседании. Ликвидационная комиссия имеет правовую возможность в какое угодно время произвести переизбрание своего председателя и секретаря в порядке, аналогичном упомянутому выше.

Председатель комиссии осуществляет её созыв и проводит заседания, а также организует текущую деятельность данной структуры. Кроме того, он является лицом, уполномоченным действовать от имени ликвидационной комиссии без доверенности и представлять её в отношениях с кредиторами, должниками фирмы и другими третьими лицами.

Секретарь является лицом, ответственным за ведение протоколов заседаний и доведение до адресатов резолюций ликвидационной комиссии по всем рассматриваемым ей вопросам. При голосовании каждый из членов комиссии выступает носителем одного голоса.

Решения утверждаются простым большинством голосов, при помощи поименного голосования или простым поднятием руки, присутствующих на заседании представителей состава.

Документы, исходящие от лица ликвидационной комиссии, подписываются ее председателем.

Порядок принятия комиссией решений традиционно описывается в Положении о рассматриваемой структуре, которая утверждается волеобразующим органом управления компании (общее собрание участников).

Если решение занимает несколько листов, оно должно быть прошито. На сшивке должно быть указано количество листов, входящих в документ и должна стоять печать организации и подпись председателя.

←Предыдущий шаг                  Следующий шаг→

Чем занимается ликвидатор

Ликвидатором (или председателем комиссии) не назначают кого угодно, ведь только он отвечает за всю процедуру закрытия компании.

Понятно, что этот человек должен быть знаком с правом, разбираться в тонкостях предприятия, иметь навыки ведения деловых переговоров. Ему придется общаться с должниками, работниками компании, контролирующими органами. В самом начале закрытия к ликвидатору переходят все руководящие функции, кроме тех, что распределены между сотрудниками и учредителями. Доверенность ему не требуется.

  • планировать мероприятия по закрытию ООО;
  • публиковать в СМИ сообщения о том, что компания прекратила свою работу;
  • проводить учет собственности и долговых обязательств;
  • извещать кредиторов;
  • сообщать работникам компании об увольнении в ближайшее время.

Если по всем экономическим показателям ООО претендует на банкротство, ликвидатору нужно провести эту процедуру.

Инструкция по ликвидации

Процесс ликвидации обособленных структур регламентируется статьей 61 ГК РФ. Упразднение подразделения осуществляется на основании статьи 23 НК РФ. Ликвидация – это достаточно простая процедура. Рассмотрим все ее этапы:

  1. Утверждение решения. Решение об упразднении могут принимать только уполномоченные структуры: учредитель или совет лиц, учредивших субъект. Выполняется созыв собрания. Повесткой мероприятия является вопрос о закрытии, а также о внесении корректировок в учредительную документацию.
  2. Формирование комиссии. Работа по закрытию осуществляется ликвидационной комиссией. Однако закон не обязывает работодателя созывать комиссию при упразднении филиала. Можно не делать этого, если филиал совсем маленький. Однако наличие комиссии – это удобно, прежде всего, для работодателя. Она позволяет распределить обязанности, что обеспечивает эффективность работы. Рекомендуется включить в комиссию специалистов из юридического, аудиторского, финансового отдела. Участники несут ответственность за управление ликвидацией. На комиссию возлагается обязанность по инвентаризации активов, погашению обязательств, по расчетам с сотрудниками. Участники передают имущество филиала в центральный офис. Они сверяют документацию, собирают информацию об оплаченных налогах, готовят бумаги для соответствующих служб.
  3. Внесение корректировок в Устав. Участникам комиссии необходимо подать все нужные бумаги в налоговую.
  4. Закрытие счетов. После того как банковские счета будут закрыты, в течение недели нужно направить соответствующее оповещения в налоговую.

Работодателю рекомендуется соблюдать указанный порядок, так как в обратном случае могут возникнуть вопросы со стороны контролирующих органов.

Начало процедуры

Первый шаг – отправка уведомления о закрытии в налоговую. В частности, нужно составить заявление, приложив к нему решение собрания. Установлены сроки закрытия:

  • 2 месяца с даты принятия решения собранием.
  • 3 месяца, если в рамках процедуры нужно уволить трудящихся.

К заявлению нужно приложить эти документы:

  • Протокол собрания с решением об упразднении или решение суда.
  • Бумагу, в которой прописаны полномочия представителя компании.

Одного заявления для инициирования процедуры закрытия недостаточно.

Формирование комиссии

Состав комиссии определяется или акционерами, или учредителями. Ее участники не имеют права совершать действия по закрытию до момента своего утверждения. Рассмотрим полномочия комиссии:

  • Размещение объявления о закрытии в СМИ.
  • Инвентаризация собственности.
  • Уведомление трудящихся о будущем расторжении соглашений.
  • Увольнение с последующим осуществлением расчетов.
  • Рассмотрение требований кредиторов и погашение имеющих задолженностей.
  • Если средств на погашение долгов не хватает, распродается имущество филиала. Полученные средства направляются на погашение обязательств.
  • Направление уведомлений о проведении мероприятия во все нужные структуры.
  • Подготовка бумаг для их последующего направления в центральный офис.
  • Уничтожение печати.
  • Закрытие расчетных счетов.
  • Обособленная структура снимается с учета.
  • Получение свидетельства, в котором прописаны корректировки, внесенные в ЕГРЮЛ.
  • Направление уведомлений кредиторам и контрагентам.

Уведомлять о ликвидации нужно ФСС, ФНС, ФОМС, ПФ. Обязанность по отправке соответствующих сведений возлагается на ЮЛ. Банковские структуры, кредиторы и прочие лица, в свою очередь, уведомляются представителями комиссии.

Увольнение трудящихся

Увольнение трудящихся при ликвидации регулируется статьей 81 ТК РФ. Если в городе закрывается только один субъект, однако остаются другие филиалы, работникам нужно предложить перевод с сохранением должности и зарплаты. Если другого филиала нет, работодатель несет эти обязанности:

  • За 2 месяца до закрытия нужно направить сотруднику уведомление о готовящейся ликвидации. Человека требуется ознакомить с документом под роспись.
  • В дату расторжения трудовых договоров сотрудникам нужно выплатить зарплату за отработанный период. Также необходимо начислить отпускные.
  • В течение 2 месяцев работникам выплачивается компенсация в объеме среднемесячной зарплаты.

Если сотрудник устроится на новую работу раньше двух месяцев, работодатель имеет право прекратить выплату компенсации.

Смена ликвидатора

Действующий ликвидатор в некоторых случаях может быть заменен, и на его место назначен другой человек в следующих случаях:

  1. Ликвидатор, назначенный судом, затянул сроки, указанные в судебном решении, компания не закрыта до определенной судьями даты. Сроки могут быть продлены также по суду, с одновременной заменой ответственного лица (либо без замены).
  2. Ликвидатор добровольно расторгает заключенный с компанией договор на выполнение своих обязанностей. Условие о возможности расторжения должно быть прописано заранее. Подобное может произойти, если ликвидируемая фирма «проблемная» — имеет крупные долги, тяжбы с контрагентами, если ликвидатор ограничен во времени либо оказался недостаточно компетентен.
  3. Собрание принимает решение о замене ликвидатора, если гражданин недобросовестно исполняет процедуру ликвидации, например, затягивает ее умышленно. Протокол собрания – основание для смещения ответственного ликвидатора и передачи его функций другому лицу.

Поскольку на период ликвидации ликвидатор получает все права руководителя ООО, по мнению ФНС, его замена оформляется аналогично – с использованием ф. Р14001. ФЗ №129 «О госрегистрации юрлиц» (ст. 17-2) не требует дополнительно прилагать к нему решение о смене ответственного лица, но на местах чиновники часто требуют протокол как подтверждающий документ.

Итог

  1. Ликвидация ООО проходит под руководством председателя ликвидационной комиссии или ликвидатора.
  2. Граждане, занимающиеся ликвидацией компании, должны обладать высоким уровнем правовой и экономической компетенции, ответственности.
  3. Ликвидаторы несут полную, в том числе и личную имущественную, ответственность за процесс ликвидации.
  4. Законодательство не содержит четких рамок, ограничивающих назначение ликвидаторов собранием ООО. Ликвидатор может быть также назначен судом.
  5. Полномочия ликвидатора могут быть прекращены, если он некомпетентен, сам изъявил такое желание либо умышленно вредит компании в процессе ликвидации. Единственный учредитель может выступать в роли ликвидатора своего ООО.

Права и обязанности ликвидатора

Согласно нормам действующего законодательства ликвидатор наделён большим перечнем прав и обязанностей. После вступления в должность специалист берёт на себя управление предприятием, получая полномочия руководства. Несмотряна внушительные права, его обязанности также обширны. Далее, рассмотрим основные обязанности:

  • После начала процесса закрытия компании ликвидатор обязанразместить в «Вестнике госрегистрации» публикацию. Это необходимо сделать для оповещения заимодателей, которые могут в течение двух месяцев заявить свои претензии к юридическому лицу.
  • Специалист обязан заранее оповестить штат организации о предстоящем закрытии фирмы и сокращении работников.
  • Ответственное лицо занимается составлением плана упразднения фирмы с чётким соблюдением установленных сроков и правил.
  • Ликвидатор отвечает за проведение инвентаризации активов и задолженностей.
  • Уполномоченное лицо обязано организовать своевременное погашение существующих на момент упразднения задолженностей предприятия.
  • При нехватке денежных средств и активов фирмы на удовлетворение претензий заимодателей ликвидатор обязан оформить заявление в суд опризнании юрлица банкротом.
  • Специалист должен своевременно составитьпромежуточныйи ликвидационный баланс общества.
  • Ликвидатор отвечает за оформление и предоставление документации в налоговую службу.
  • Уполномоченное лицо обязано оплатитьгоспошлинуи получить свидетельство после окончания процедуры.

Ликвидатор может нести следующую ответственность:

Субсидиарную, по вновь выявленным долгам

Например, у ликвидируемого общества появились признаки финансовой несостоятельности. Ликвидатор должен в 10-дневный срок уведомить об этом суд. Если он этого не сделает, то может нести вышеуказанную ответственность

Уголовную, в соответствии со ст. 195 УК РФ

Такая ответственность может наступить в том случае, если ликвидатор скрывает какие-либо сведения об имуществе ликвидируемого ООО, скрывает документы, в том числе и бухгалтерские

 Административная ввиде штрафа

Такая ответственность применяется к ликвидатору, если он не отслеживает правильность выполнения всех шагов по ликвидации. Штрафы ликвидатору назначаются довольно крупные – от 100 тысяч до 150 тысяч рублей

Чтобы избежать какой-либо ответственности, ликвидатор должен грамотно составлять все бумаги и быть внимательным при приёмке имущества от генерального директора. Принимаемую от бывшего руководства документацию также нужно тщательно проверять.

Далее подробнее о каждом виде ответственности.

Информирование кредиторов о ликвидации юридического лица

Кроме того, на председателя комиссии возлагается обязанность следить за соответствием процедуры, реализуемой его подчиненными, действующему законодательству. Так, в частности, статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет перечень шагов, которые должны быть предприняты органом, ответственным за организацию юридической процедуры, с целью прекращения предприятием своей деятельности. Так, первым значимым шагом в этом направлении должно стать информирование кредиторов организации о том, что она прекращает свою работу. Смысл этого шага заключается в том, чтобы дать им возможность для предъявления имеющихся у них финансовых претензий в период, пока компания еще существует и способна их выполнить. Исходя из этой установки, комиссия осуществляет работу в этом направлении.

Необходимым компонентом такой работы, в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, является публикация в средствах массовой информации, определенных действующим законодательством для этих целей, . Кроме того, такое сообщение должно содержать исчерпывающую информацию, позволяющую идентифицировать данное учреждение всем контрагентам, когда-либо имевшим с ней дело: она включает полное и краткое наименования компании, ее идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный номер (ОГРН), под которым она внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, и другую информацию.

Кроме того, такое сообщение должно содержать описание порядка предъявления кредиторами финансовых претензий и сроков их предъявления. При определении этих сроков следует помнить, что Гражданский кодекс Российской Федерации предоставляет компании самостоятельно определить период времени, в течение которого будут приниматься финансовые претензии от контрагентов, однако пункт 1 статьи 63 ГК РФ требует, чтобы этот срок составлял не менее двух месяцев.

Составив объявление, соответствующее требованиям действующего законодательства, председатель действующей ликвидационной комиссии направляет подписанную им заявку в средство массовой информации, в котором оно должно быть опубликовано

Важно учитывать, что конкретные средства массовой информации, подлежащие использованию для компании, определяются действующим законодательством. Так, в соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы № САЭ-3-09/355@ от 16 июня 2006 года “Об обеспечении публикации и изданий сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации”, сведения о прекращении деятельности коммерческих компаний по решению учредителя или учредителей подлежат опубликованию в журнале “Вестник государственной регистрации”

Помимо организации такой публикации, в полномочия председателя ликвидационной комиссии входит принятие других возможных мер, которые могут способствовать розыску кредиторов, перед которыми компания, прекращающая свою деятельность, имеет непогашенные обязательства. В частности, ему следует организовать внимательное изучение его подчиненными финансовой документации этой компании. В случае выявления непогашенных задолженностей кредиторам следует направить им письменные уведомления, содержание которых должно быть аналогично сообщению, опубликованному в журнале “Вестник государственной регистрации”. В частности, в таком письме должно содержаться уведомление о порядке предъявления финансовых претензий к компании и сроке, в течение которого такие претензии могут быть предъявлены. Согласно сложившейся практике, подобные информационные сообщения направляются в форме письма с уведомлением о вручении и подписываются председателем ликвидационной комиссии.

Роль ликвидационной комиссии

Если владельцы предприятия приняли решение его ликвидировать, они должны установить ликвидационную комиссию. Необходимо подать данную информацию в ИФНС для внесения записи в госреестр.

Назначение и состав

Орган, выносящий решение о ликвидации компании, должен назначить состав ликвидационной комиссии. Это могут сделать сами учредители предприятия, его акционеры, а также суд, вынесший решение о прекращении работы организации. Все особенности формирования комиссии обычно указаны в Уставе предприятия.

Точный образец требований к составу и численности комиссии согласно действующему законодательству не предусмотрен. Этот вопрос решает собрание учредителей. Члены комиссии  могут назначаться судом. Во главе комиссии находится председатель.

В состав такой комиссии могут войти непосредственно руководители фирмы, ее учредители или работники. Ее председатель становится инициатором прекращения работы компании. Такие полномочия обычно выполняет генеральный директор данной организации.

Полномочия

Учредитель ликвидируемого предприятия обязан оформить соответствующий приказ, подтверждающий решение о прекращении функционирования компании. В нем должны быть обозначены сроки ее ликвидации и прочие организационные вопросы, связанные с деятельностью, формированием и назначением членов комиссии.

Чаще всего на должность председателя выбирают сотрудника компании, который имеет полное представление обо всех особенностях ее функционирования.

При ликвидации предприятия ответственность возникает у:

  • самого предприятия;
  • его собственников;
  • его руководителей;
  • ликвидационной комиссии;
  • кредиторов, перед которыми у фирмы есть долги.

Такой протокол необходим и в том случае, если председателем комиссии становится генеральный директор предприятия. На всех членов комиссии накладывается субсидиарная ответственность.

Функции

Ликвидатор в дальнейшем будет осуществлять всю необходимую для проведения процедуры ликвидации работу.

В его обязанности входит подписание всей возможной документации, регулирование работы всех участников комиссии, а также:

  • Постановка в известность органов регистрации о решении прекратить деятельность предприятия для исключения его из реестра юридических лиц.
  • Размещение в печатных средствах массовой информации заметки о планируемой ликвидации фирмы. В ней необходимо обозначить сроки и порядок принятия заявлений от кредиторов для погашения задолженностей. Минимальный срок в этом случае составляет 2 месяца.
  • Вручение письменных уведомлений кредиторам о планируемой ликвидации фирмы лично в руки.
  • Подготовка ликвидационного баланса в установленные сроки. Должна быть указана информация о дебиторских и кредиторских задолженностях, сведения о материальных и нематериальных активах и пассивах фирмы. Необходимо обозначить решения о том, как минимизировать имеющиеся долги.
  • Принятие соответствующих решений по увольнению сотрудников.
  • Если необходимо, ликвидационная комиссия проводит процедуру реализации имущества компании за счет публичных торгов. Это необходимо для ликвидации долговых обязательств перед кредиторами.
  • Формирование итогового ликвидационного баланса после удовлетворения всех требований кредиторов. Этот баланс должен передавать конечное финансовое состояние фирмы.
  • Сверка расчетов со всеми организациями и налоговыми органами.
  • Если все необходимые выплаты произведены, а финансовые средства еще остались, то они распределяются между учредителями предприятия.
  • Необходимо подать заявление в ИФНС для завершения процедуры ликвидации. Налоговые органы фиксируют факт ликвидации в ЕГРЮЛ.

После предоставления налоговыми органами официального свидетельства о ликвидации компании, она считается ликвидированной, и комиссия прекращает свою работу.

Ликвидация ИП с долгами законодательством разрешена, но при этом долги все же необходимо будет выплатить уже в статусе физического лица.

Порядок действий при ликвидации предприятия детально рассмотрен здесь.

Оплата налогов при распределении имущества

Имущество, полученное в результате ликвидации фирмы, можно считать доходами. НК РФ считает, что любые объекты, получаемые в денежной или натуральной форме, относятся к объектам налогообложения, если обратное прямо не установлено законом.

Доход будет считаться по стоимости получаемого имущества. Например, после распределения долей участник общества получил в собственность имущество на общую сумму в триста тысяч рублей. Соответственно, именно на эту сумму он получил прибыль.

Сумму налогообложения можно уменьшить, если ранее приобреталась доля в обществе. Прибыль фактически уменьшается на сумму приобретения.

Последствия нарушения порядка действий при увольнении директора

Даже если директора предупредили об увольнении по сокращению, он имеет право уволиться по другим основаниям:

  1. По собственному желанию, подав соответствующее заявление.
  2. По соглашению сторон.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Обычно порядок увольнения руководителя прописывается в уставных документах предприятия.

Категория нарушителя

Административное наказание
Должностное лицо Предупреждение или штраф 1000-5000 рублей.
Юридическое лицо Штраф 30000-50000 рублей
При повторном нарушении
Должностное лицо Штраф 10000-20000 рублей или дисквалификация на 1-3 года
Юридическое лицо

Штраф 50000-70000 рублей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector