Организация питания в образовательном учреждении

Содержание:

Как пополнить счет без регистрации и входа?

Есть также несколько способов оплаты услуг Аксиомы через терминалы.

Оплата через терминалы Аксиомы

  1. Выбрать пункт «Пополнение» на стартовом экране.
  2. Выбрать пункт «Горячее питание» или «Буфет».
  3. Ввести личный счёт ученика.
  4. Проверить корректность данных.
  5. Внести деньги и нажать «Оплатить».

Оплата через терминалы Сбербанка

Оплачивать можно как картой, так и наличными. При оплате наличными нужно убедиться, что автомат их принимает.

  1. Начать работу с терминалом и выбрать «Оплата услуг», затем «Образование».
  2. Выбрать пункт «Школы».
  3. Выбрать «Общеобразовательные».
  4. В зависимости от того, что именно оплачивается, выбрать «Аксиома — Школьное питание (Горячее питание)» или «Аксиома — Школьное питание (Буфет)».
  5. Оплатить услугу.

Помимо Сбербанка платежи принимают Синергия, НВК, Открытие, QIWI, Экономбанк.

Оплата питания Аксиома

Один из самых животрепещущих вопросов — цена. Стоимость питания устанавливает школа. Мы узнали, сколько стоит завтрак, обед и полдник в некоторых городах, где введена система Аксиома:

Город Завтрак, руб./день Обед, руб./день Полдник, руб./день
Нижний Новгород 54 66 28
Москва 50 86
Магнитогорск 35
Уфа 55 65 22

Некоторые школы позволяют ребёнку один раз поесть в долг. Информацию об этом стоит уточнить у классного руководителя. Особенность организации питания через Аксиому в том, что деньги снимаются со счёта каждый день. Т.е. можно класть необходимую сумму ежедневно, но можно и внести плату за месяц — как будет удобнее родителю.

Некоторые школы просят предупреждать, если ребёнок не придёт в школу или, наоборот, придёт после болезни и продолжит питаться. Таким образом школа может точно рассчитать все расходы на питание.

Помимо горячего питания, можно вносить деньги на покупку еды в столовой. В этом видео можно посмотреть, как происходит покупка с помощью карточки в буфетах:

Как составлять меню?

  • На завтрак советуют дать 300 г основного блюда, например, каши, запеканки, сырников, макарон, мюсли. К нему предложите 200 мл напитка – чая, какао, цикория.
  • В обед советуют есть овощной салат или другую закуску в количестве до 100 г, первое блюдо в объеме до 300 мл, второе блюдо в количестве до 300 г (оно включает мясо или рыбу, а также гарнир) и напиток объемом до 200 мл.
  • Полдник может включать запеченные либо свежие фрукты, чай, кефир, молоко или другой напиток с печеньем или домашней выпечкой. Рекомендуемый объем напитка для полдника – 200 мл, количество фруктов – 100 г, выпечки – до 100 г.
  • Последний прием пищи включает 300 г основного блюда и 200 мл напитка. На ужин стоит приготовить ребенку легкое белковое блюдо, например, из творога. Также для ужина хорошо подходят блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц или рыбы.
  • К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150 г пшеничного хлеба и до 75 г ржаного.

Основные пункты положения

1. Положение и приказы устанавливаются каждым образовательным учреждением на неопределенный срок и распространяются на всех учащихся.

2. Положением гарантируется высокое качество и безопасность питания для школьника, а также удовлетворение основных потребностей его организма.

3. В каждом образовательном учреждении должен быть организован пищевой блок (столовая, буфет) для полноценного питания учащихся.

4. Рацион и режим питания должен разрабатываться согласно всем эпидемиологическим требованиям.

5. Гигиенические показатели продуктов должным соответствовать нормам Санитарно-Эпидемиологической Станции.

6. Горячее питание организовывается для каждого класса с учетом учебного режима школьников. Столы в пищевом блоке заранее накрываются.

7. Контроль питания в школе осуществляется уполномоченным лицом (лицами).

Рекомендации по организации процесса изложены в приказе об организации питания в школе, который утвердили в 2012 году Минздравсоцразвития и Минобрнауки России.

Порядок доступа и осуществление родительского контроля за организацией питания

ПОРЯДОК проведения мероприятий по родительскому контролю за организацию горячего питания обучающихся в МАОУ СШ № 137, а также доступа родителей (законных представителей) обучающихся в помещение для приема пищи (школьную столовую)

Чек-лист проверки качества организации питания (участники мониторинга родители (законные представители)):

 сентябрь         октябрь        ноябрь         декабрь         январь         февраль             март           июнь 
  

Министерство образования Красноярского края 

+7 (391) 221-03-12  Время:с понедельникапо пятницу с 9.00 до 18.00 
Главное управление образования администрации города Красноярска  263-81-54

ТО Свердловского района 

261-68-13

Центр питания

234-75-64
Приемная школы:ответственныйКнязева Надежда Константиновна 269-26-12

Основы здорового питания

Обучающая программа по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды (дефицит микро- и макронутриентов, климатические условия)

Памятка для детей ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ «Профилактика йодного дефицита»

Обучающая программа по вопросам здорового питания для детей школьного возраста

Рекомендации как правильно хранить продукты 

Основные правила здорового питания

Правила кулинарной обработки и гигиенические правила приема пищи

_________________________________________________________________

Повышение квалификации
Директор школы Духно Елена Анатольевна и ответственный по питанию заместитель директора Князева Надежда Константиновна в рамках федерального проекта «Управление общественного здоровья» национального проекта «Демография» прошли обучение по санитарно-просветительской программе «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»

 
С чего надо начинать свой завтрак? Какой режим дня подходит для первоклассника? Сколько часов надо спать, чтобы быть здоровым?
В начальной школе прошли Уроки здоровья для 1х и 2х классов. Опытные педиатры из Центра здоровья выступили перед ребятами и рассказали обо всем, что касается детского здоровья. Очень важные вещи теперь знают и могут вам рассказать ученики 1а, 1в, 2а, 2д классов. 

В рамках акции проекта «Здоровое будущее» активисты движения «Волонтеры-медики» в 4-х, 7-х и 9-х классах провели акцию «Здоровое питание – активное долголетие». Цель акции: формирование потребности в здоровом питании, активном образе жизни у школьников.

  

Организация питания учащихся в школе

Ситуации по предоставлению компенсаций бывают разными и рассматривается индивидуально. В получении могут отказать при предоставлении неполного пакета документов. В этом случае стоит повторить процедуру, вновь обратиться в органы социальной защиты со всеми необходимыми документами и ожидать положительного решения.

Льготное питание доступно разным категориям учащихся школ. Компенсацию за учеников получают родители, но сначала нужно изучить вопрос о назначении льгот для конкретной области. Скидки на пищу или предоставление питания в школе полностью станут существенным финансовым подспорьем при сложном материальном положении семьи.

  1. Оформление и получение компенсации на питание беременным
  2. Предоставление денежной компенсации за капремонт
  3. Порядок выплаты денежной компенсации при ликвидации организации

Для особых категорий учеников предусмотрены следующие разновидности льгот:

  • олностью безвозмездное питание (за счет бюджетных средств);
  • завтрак;
  • завтра и обед;
  • частичная компенсация комплексного обеда (размер скидки устанавливается региональными законами).

К СВЕДЕНИЮ. Назначение той или иной льготы зависит от норм местного законодательства и количества денег, выделяемых из бюджета.

Все документы нужно сдавать вместе с заявлением непосредственно в школу.

Кормить школьника по льготной схеме начинают только со следующего месяца после подачи пакета документов в образовательное учреждение.

При обращении в октябре, льгота начнет действовать с ноября, в ноябре – с декабря и т.д. Чтобы ребенок мог бесплатно питаться с сентября, документы следует предоставить в конце предыдущего учебного года.

Важно! При подаче заявления в середине учебного года школа может попытаться отказать в предоставлении льготы. Однако такой отказ не является правомерным! В этом случае администрация учебного заявления должна походатайствовать у министерства образования о выделении денег из резервного фонда

Однако такой отказ не является правомерным! В этом случае администрация учебного заявления должна походатайствовать у министерства образования о выделении денег из резервного фонда.

Независимо от причины, послужившей основанием для обращения, в школу нужно предоставить:

  1. Заявление.
  2. Свидетельство о рождении ребенка (+ копия).
  3. Паспорта родителей (+ копии).

В зависимости от категории обращения дополнительно предоставляются дополнительные документы:

Категория Документы Замечания
Многодетные семьи Удостоверение, подтверждающий статус многодетности В некоторых регионах его выдача не предусмотрена
Малоимущие Справка о доходах

Справка из биржи труда (при отсутствии официальной работы)

Доход, указанный в справке, должен быть меньше существующего прожиточного минимума
Дети, лишенные родительской заботы Решение суда об установлении опеки (лишении родительских прав)
Сироты Справки о смерти родителей
Дети-инвалиды и дети, имеющие инвалидов-родителей Справки, подтверждающие инвалидность Льгота распространяется только на инвалидов 1 и 2 групп
Потерявшие кормильца Справка о смерти
Дети ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС Свидетельства ликвидатора или справку, удостоверяющая вред, полученный от катастрофы ЧАЭС

Разведенные матери-одиночки должны принести справку о размере получаемых алиментов (на основе данных по последним 3-м месяцам).

Если отец уклоняется от выплаты алиментов, нужно обратиться к судебному приставу за соответствующей справкой.

Помимо вышеуказанных документов, школа может запросить дополнительные:

  • справка о совокупном доходе семьи;
  • подтверждение от органов соцзащиты, что школьник не получает льгот и компенсаций.

Бразилия

Бразильский завтрак отличается достаточно большим объемом порций. Также в его состав входят особенные продукты, характерные для жителей Южной Америки. Так, школьный завтрак содержит в себе бразильский рис с бобами, несколько видов салатов, цельнозерновой хлеб и традиционный жареный банан.

Горячее питания в образовательных учреждениях должно быть полноценным и сбалансированным, а также полезным, чтобы как можно меньшее количество школьников получало такие серьезные заболевания, как гастрит, панкреатит, гастродуоденит, хеликобактериоз или даже язва

Ведь в школьные годы важно оставаться здоровым, активным и способным получать качественное образование. Именно поэтому организация питания детей в школе является основой формирования интеллектуального потенциала учащихся и здорового образа жизни

Организация питания в детских палаточных лагерях

В новых СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отдельно выделены требования к организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении детских туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях (п. 8.7). В частности, установлено:

1) должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены;

2) независимо от формы питания на территории детского лагеря палаточного типа должна выделяться кухонная зона. Кухонная зона должна включать место для хранения, приготовления пищи, костровое место или полевую кухню, место для приема пищи, место для мытья рук. Места для приготовления и приема пищи должны быть оборудованы под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли;

3) в детских лагерях палаточного типа суточные пробы от всех приготовленных блюд и кулинарных изделий должны оставляться на хранение на 48 часов в холодильнике/в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 °C до +6 °C;

4) пищу необходимо готовить на каждый прием и реализовать не позднее 2 часов с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается;

5) количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех участников массовых мероприятий (при раздельном приготовлении пищи по группам – одновременное питание всех членов группы);

6) дети могут быть допущены к дежурству по кухне, в том числе к отдельным видам работ по подготовке пищевой продукции (чистке и резке сырых овощей, нарезке хлеба), к сервировке и уборке столов, мытью посуды под присмотром взрослых. Во время дежурства на кухне дети и взрослые должны работать в фартуках и головных уборах (косынках, шапочках).

* * *

Новые санитарные правила к организации общественного питания (СанПиН 2.3/2.4.3590-20) приняты в рамках реализации поставленной Президентом РФ цели сохранения здоровья нации, определенной Указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и федеральным проектом «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография», а также поручений Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих установление с 1 января 2021 года актуализированных обязательных требований.

При разработке таких правил учтен принцип укрупнения и кодификации требований, что привело к их сокращению в 5 раз, по сравнению с ранее действовавшими профильными СанПиН, при неизменном сохранении обязательных для предотвращения риска для жизни и здоровья санитарно-эпидемиологических требований.

Новые СанПиН разработаны с учетом риск-ориентированного подхода, новейших технологий и современных видов упаковки и сырья, используемых предприятиями общественного питания в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, исключено дублирование требований других нормативных документов.

Особое место в новом документе занимают требования к организации детского питания. Им посвящена самая объемная гл. VIII санитарных правил.

В целях реализации новых СанПиН Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21).

Помимо указанных документов, при организации питания детей образовательным учреждениям также следует учитывать:

  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20) (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);

  • Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций (МР 2.4.0179-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020);

  • Методические рекомендации в части родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях (МР 2.4.0180-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).

Как это поможет экономике?

Федеральный бюджет с 1 сентября впервые включится в систему школьного питания, и это может дать новые возможности не только для семей с детьми, но и для отечественной экономики. Так, по некоторым оценкам, сельскохозяйственные производители будут получать каждый год до 130 миллиардов рублей дополнительной выручки от новой программы. Правда, эта цифра вызывает вопросы: каждый школьник будет получать либо завтрак, либо обед – и это даст лишь половину. А учитывая, насколько высоки сопутствующие расходы поставщиков питания, до аграриев дойдет совсем небольшая часть этой суммы.

Есть и другая сторона вопроса: часть школ все еще не готова включиться в программу по причине несоответствия требованиям к техническому оснащению пищеблоков. В части школ его уже заменили, но для других это может стать проблемой.

Как говорит Анатолий Фомин, закупать оборудование будут у отечественных производителей, которые вряд ли справятся с нагрузкой, если все школы начнут одновременно размещать заказы:

Правда, программа планировалась до того, как рубль значительно подешевел к доллару – хоть оборудование планируется закупать отечественное, на его стоимость все равно влияет курс доллара. Кроме того, на планы может серьезно повлиять распространение коронавируса. Так, в Китае длительное время не работали многие производства, теперь они закрываются по всей Европе. Из-за нехватки импортных комплектующих и роста цен на них производителям пищевого оборудования придется, вероятно, поднимать цены на свою продукцию.

Как все в итоге сложится – зависит от поддержки государством производителей оборудования. Если им предоставят льготы в сложный период, помогут наладить производство с учетом возросшего спроса, частично отменят внешнеторговые ограничения, младших школьников удастся обеспечить бесплатным питанием в установленный срок.

Оплата школьного питания

В большинстве случаев, если у школы нет индивидуальных договоренностей с процессинговым центром, питание отпускается только при положительном балансе карты. В некоторых школах и садиках, возможно питание в долг.

В личном кабинете ПЦ «Аксиома»

Основной и рекомендуемый способ пополнения счета школьного питания “Аксиома” —  через личный кабинет. После авторизации, под выбранным лицевым счетом, нажмите кнопку “Пополнить”

Выберите баланс, который Вы будете пополнять. Это может быть горячее питание, буфет или другие услуги, которые в Вашей школе пополняются через школьную карту.

Подтвердите предварительную форму и внесите данные платежной карты (номер, срок действия, CVC код), с которой будет списана сумма.

Без входа в личный кабинет

Для облегчения оплаты школьного питания “Аксиома”, можно воспользоваться функцией “Оплата без верификации”, представленной на официальном сайте. В данном случае нужно внимательно без ошибок ввести лицевой номер ребёнка и оплачиваемую сумму и далее произвести оплату картой, как из личного кабинета.

Оплата без регистрации будет удобна, если по какой-либо причине вы не можете войти в личный кабинет, забыли пароль, нет доступа к мобильному телефону.

Терминалы в фойе школы или детского сада

В каждом учебном заведении, сотрудничающим с оператором оплаты школьного питания «Аксиома» устанавливаются фирменные терминалы. Оплата похожа на оплату без регистрации на сайте, но в качестве платежного средства выступают наличные деньги.

Для пополнения счета, нажмите на главном экране “Пополнить”, выберите вид пополняемой услуги питания, вбейте номер счета ученика, внесите деньги в купюроприемник и подтвердите платеж кнопкой “Оплатить”

Сбербанк Онлайн

В личном кабинете, самого популярного банка в РФ, Сбербанк Онлайн, можно в несколько кликов:

Во вкладке “Переводы и платежи”, в разделе “Образование” выберите “Вузы, школы, колледжи”.

С помощью поисковой строки введите “Аксиома” или номер расчетного счета 40702810010010000644, в графе получателя должно стоять “Аксиома школьное питание”

Выберите карту, с которой будет произведена оплата, вид платежа — горячее питание или буфет и лицевой счет ученика.

После нажатия кнопки “Продолжить” проверьте введенные данные и подтвердите платеж. Если у Вас несколько детей, то в поле лицевого счета, можете ввести номер Вашего мобильного телефона. В этом случае оплаченная сумма будет поровну распределена между лицевыми счетами детей, прикрепленных в Вашем личном кабинете.

Банковские терминалы

Пополнение счета школьного питания “Аксиома”, кроме как через личный кабинет, можно произвести через сети таких терминалов:

  • Сбербанк;
  • Синергия;
  • YDR;
  • Открытие;
  • QIWI;
  • Эконом банк;
  • и т.д.

При оплате через терминал Сбербанка нужно произвести следующие действия:

  • Выберите: “Оплата услуг — Образование — Школы — Аксиома школьное питание”;
  • Введите сумму оплаты и лицевой счет;
  • Внесите необходимую сумму в купюроприемник и нажмите “Оплатить”.

По реквизитам через любой банк

Реквизиты для оплаты через кассу любого банка и любой интернет-банк:

  • ИНН: 5259082659
  • КПП: 525901001
  • Расчетный счет: 40702810010010000644 в ПАО «Саровбизнесбанк» БИК 042202718 к/сч 30101810422020000718

Требования к меню

Согласно п. 8.1.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в организации, в которой осуществляется питание детей, должно разрабатываться меню. Меню должно утверждаться руководителем организации.

Меню должно разрабатываться на период не менее двух недель (с учетом режима организации) для каждой возрастной группы детей (рекомендуемый образец приведен в приложении 8 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20). В палаточных лагерях для детей допускается разработка меню на период до 7 дней.

Питание детей должно осуществляться в соответствии с утвержденным меню.

Меню допускается корректировать с учетом климатогеографических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения, при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания детей основных пищевых веществ.

Для дополнительного обогащения рациона питания детей микронутриентами в эндемичных по недостатку отдельных микроэлементов регионах в меню должна использоваться специализированная пищевая продукция промышленного выпуска, обогащенная витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки промышленного выпуска. Витаминные напитки должны готовиться в соответствии с прилагаемыми инструкциями непосредственно перед раздачей. Замена витаминизации блюд выдачей детям поливитаминных препаратов не допускается. В целях профилактики йододефицитных состояний у детей должна использоваться соль поваренная пищевая йодированная при приготовлении блюд и кулинарных изделий (п. 8.1.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Ежедневное меню основного (организованного) питания на сутки для всех возрастных групп детей с указанием наименования приема пищи, наименования блюда, массы порции, калорийности порции должно размещаться в доступных для родителей и детей местах (в обеденном зале, холле, групповой ячейке). Аналогичные требования предъявляются к размещению меню дополнительного питания (для обучающихся общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования) (п. 8.1.7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Принципы питания

  1. Пища должна соответствовать возрастным нормам. Количество основных веществ указано в приложении 10 СанПин 2.3/2.4.3590-20.
  2. При составлении рациона учитывают социальные, климатические, территориальные и другие особенности. Новые нормативы учитывают возможность замены блюд. Дефицит веществ компенсируется применением разрешенных биологически активных веществ и витаминов.
  3. Для учащихся, нуждающихся в диетическом питании согласно указаниям лечащего врача, составляется особое меню.
  4. Нужно исключить из рациона детей продукты, запрещенные к употреблению.

Для учреждений профессионального образования

включают в рацион молоко и продукты из него, т.к

это источник кальция, необходимого для роста костей;
также обязательно наличие в подростковом меню мяса и рыбы как материалов для роста мышц;
важно увеличить на 10% калорийность блюд для занимающихся в спортивных секциях и других категорий учащихся с повышенной физической нагрузкой;
необходимо сократить количество сахара, сладкой сдобы для предотвращения угревой сыпи.

Для общеобразовательных учреждений

  1. Необходимо включать в меню белковую пищу: мясные продукты, творог, молоко, яйца.
  2. В рационе учащихся 30% жиров должны иметь растительное происхождение.
  3. В состав пищи включаются пищевые волокна. Их должно быть не менее 10-20 г в сутки. Это сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, мука, бобовые, овощи.
  4. Еда должна быть многообразной, насыщенной витаминами и микроэлементами, сбалансированной по составу. Нельзя одни и те же блюда давать несколько дней подряд.
  5. Для детей, посещающих группу продленного дня, организовывают 2-4-разовое питание.
  6. В тех районах, где недостает какого-либо вещества, пищу школьников обогащают путем дополнительного введения нутриентов.
  7. Для приготовления блюд детского питания используют только йодированную соль.

Обед в школе.

Потребности ребенка-школьника

6-9 лет

10-13 лет

14-17 лет

Потребность в энергии (в ккал на 1 кг веса)

80 (в среднем 2300 ккал в сутки)

75 (в среднем 2500-2700 ккал в сутки)

65 (в среднем 2600-3000 ккал в сутки)

Потребность в белках (г в день)

80-90

90-100

100-110

Потребность в жирах (г в день)

80

85-95

90-100

Потребность в углеводах (г в день)

320-260

360-400

400-440

Творог

50 г

50 г

60 г

Мясо

140 г

170 г

200-220 г

Молоко и молочные продукты

500 мл

500 мл

500-600 мл

Яйца

1 штука

1 штука

1 штука

10-15 г

10-15 г

10-15 г

Рыба

50 г

50 г

60-70 г

Сахар и сладости

70 г

80 г

80-100 г

Хлебобулочные изделия

225 г

300 г

300-400 г

Из них ржаной хлеб

75 г

100 г

100-150 г

Мука

25 г

30 г

30-35 г

Крупы, макароны и бобовые

35-45 г

50 г

50-60 г

Овощи

275-300 г

300 г

320-350 г

Картофель

200 г

250 г

250-300 г

Фрукты сырые

150-300 г

150-300 г

150-300 г

Фрукты сушеные

15 г

20 г

20-25 г

Сливочное масло

25 г

30 г

30-40 г

Растительное масло

10 г

15 г

15-20 г

Витамины

Вещества 7-10 лет 11-13, мальчики 11-13, девочки 14-17, юноши 14-17, девушки
С, мг 60 70 70 70 70
А, мкг 700 1000 800 1000 800
Е, мг 10 12 10 15 12
D, мкг 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
В1, мг 1,2 1,4 1,3 1,5 1,3
В2, мг 1,4 1,7 1,5 1,8 1,5
В6, мг 1,6 1,8 1,6 2 1,6
РР, мг 15 18 17 20 17
Фолат, мкг 200 200 200 200 200
В12, мкг 2 3 3 3 3

Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг.

Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.

Продукты Возраст школьника
7-10 лет 11-13 лет 14-17 лет Юноши 14-17 лет Девушки
Хлеб пшеничный 150 200 250 200
Хлеб ржаной 70 100 150 100
Мука пшеничная 25 30 35 30
Крупы, бобовые, макаронные изделия 45 50 60 50
Картофель 200 250 300 250
Овощи разные 275 300 350 320
Фрукты свежие 150-300 150-300 150-300 150-300
Фрукты сухие 15 20 25 20
Сахар 60 65 80 65
Кондитерские изделия 10 15 20 15
Масло сливочное 25 30 40 30
Масло растительное 10 15 20 15
Яйцо, шт. 1 1 1 1
Молоко, КМПр 500 500 600 500
Творог 40 45 60 60
Сметана 10 10 20 15
Сыр 10 10 20 15
Мясо, птица, колбасы 140 170 220 200
Рыба 40 50 70 60

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены.

Первая смена

  • 7.30 — 8.00 Завтрак дома
  • 10.00 — 11.00 Горячий завтрак в школе
  • 12.00 — 13.00 Обед дома или в школе
  • 19.00 — 19.30 Ужин дома

Вторая смена

  • 8.00 — 8.30 Завтрак дома
  • 12.30 — 13.00 Обед дома (перед уходом в школу)
  • 16.00 — 16.30 Горячее питание в школе
  • 19.30 — 20.00 Ужин дома

При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования:

  1. Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.
  2. Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста.
  3. Необходимо соблюдение режима питания — завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).
  4. Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).

К сожалению, выполнения всех требований современной школой ждать не приходится. Кроме того, совершенно не представляется возможным учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении дети и их родители должны сделать сами.

Особенности составления рациона для школьника

Государственные учебные заведения мало внимания уделяют тому, какое дети получают питание. Школа в понимании большинства чиновников – место, где ребятам должны давать знания, а не следить за их рационом. К сожалению, даже сегодня многие из них не понимают, что правильное питание для детей школьного возраста – основа их нормального развития.

Хорошая организация школьного питания ведет к улучшению показателей уровня здоровья детей.

Основные рекомендации

Пищевые привычки надо формировать еще в дошкольном возрасте. Если ученик будет знать, что ему можно, от чего лучше отказаться, в пользу какого блюда сделать свой выбор, проблем будет меньше.

Здоровое питание школьника основывается на таких моментах:

  • надо определить суточную потребность ученика в калориях, белках, жирах, углеводах, витаминах и минералах. Эти моменты зависят не только от возраста и пола ребят, а еще комплекции, степени активности, сезона, особенностей климата. Далее следует оценить, в какой степени эти показатели перекрываются школьной едой. Исходя из этого, надо сделать упор на остальные приемы пищи, компенсировав за их счет недостающее;
  • схему питания нужно систематически пересматривать по мере взросления школьника, изменения его режима дня, степени нагрузок;
  • школьный возраст – не лучшее время для пищевых экспериментов. Лучше формировать меню на основе привычных для ребенка продуктов. В рацион должны входить: хлеб, крупы, бобы, макароны, овощи, фрукты, мясо, рыба, сыр, яйца, растительные масла, кисломолочные изделия.

Питание при обучении в первую смену

Рациональное питание школьника должно строиться с учетом его учебного графика. Если занятия проходят в первую половину дня, то подойдет легкий, но питательный завтрак. Не стоит давать ребенку тяжелые блюда, которые больше подходят для обеда, иначе он будет чувствовать себя сонным. В такой ситуации питание детей в школе лучше ограничить вторым завтраком, подав дома полноценный и плотный обед. За этим последуют полдник и ужин.

Питание при обучении во вторую смену

В случае со второй сменой меню для школьника должно быть немного другим. Завтрак может быть легким, но он обязателен. За этим следует второй завтрак, по плотности слегка уступающий первому приему пищи. До отхода ученика в школу его рекомендуется накормить обедом – сытным, но не тяжелым и не слишком объемным. Полдник даже в школе сложно испортить, он должен представлять собой легкий перекус. Ужин состоится уже дома, и здесь главное не перекормить ребенка. Ему может казаться, что он сильно голоден, но при соблюдении перечисленных до этого правил это ощущение будет обманчивым.

Несколько полезных рецептов

Рыбные зразы с творогом

Кусочки рыбного филе (250 г) немного отбейте и посолите. Творог (25 г) смешайте с зеленью и солью. Положите немного творога на каждый кусок рыбного филе, сверните рулетиком и обваляйте в муке, а потом во взбитом яйце. Немного обжарьте на сковороде, а потом поставьте зразы в духовку, чтобы довести их до готовности.

Рассольник

Почистите, нашинкуйте, а затем пассеруйте одну морковь и одну луковицу, пока они не приобретут желтый цвет. Добавьте томатную пасту (2 ч. л.), готовьте еще 2-3 минуты, затем снимите с огня. Почистите три картофелины, нарежьте на дольки и отварите до полуготовности. Добавьте к картофелю пассерованные овощи, нарезанный маленькими кубиками один соленый огурец и щепотку соли. Варите суп до готовности на маленьком огне, а перед подачей в каждую тарелку положите чайную ложку сметаны, которую посыпьте нарезанной зеленью.

Заливные шарики из мяса

Возьмите полкило мяса с костями и сварите, добавив в воду четверть корня сельдерея и четверть корня петрушки. Бульон слейте в отдельную емкость, а мясо измельчите на мясорубке вместе с поджаренной на масле луковицей. Добавьте к получившемуся фаршу сметану (2 ст. л.), растертое сливочное масло (3 ст. л.), перец и соль. Сделайте небольшие шарики. К бульону добавьте предварительно подготовленный желатин (10 г). Залейте шарики бульоном и оставьте застывать. Можно добавить к шарикам нарезанную отварную морковь и сваренные куриные яйца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector