Что делать, если соседи по участку перекрывают проезд к дому?

Содержание:

Обязанность по содержанию придомовых территорий

По общему правилу, содержать свое имущество и уплачивать налоги за него обязан собственник. Существенных исключений из этого правила нет: если участок, прилегающий к многоквартирному дому, не сформирован и считается принадлежащим государственному или муниципальному образованию – его содержат за счет бюджетных средств; если же он считается общим имуществом собственников помещений дома – источником средств на его содержание являются их платежи. То есть пока органы власти бездействуют и не формируют прилегающий к дому земельный участок, собственники помещений экономят на тратах, связанных с его содержанием, например на уборке, ремонте дорог, элементов благоустройства и проч.

Вместе с тем большинство домов сейчас находится в управлении «традиционных» управляющих компаний – по существу, государственных или муниципальных. Независимо от того, кто считается собственником придомового участка, – как правило, его содержит та же управляющая компания. Отличаются только правовые и экономические основания, по которым УК тратит средства на содержание участка: если земля государственная, компания получает за это плату из государственного или муниципального бюджета; если земля передана собственникам, на эти нужды должны использоваться деньги, уплаченные владельцами помещений в качестве жилищно-коммунальных платежей. Однако в силу некоторых причин, связанных с социальной политикой государства, размер платы, вносимой жителями за жилищные услуги, зачастую не зависит от формы собственности на прилегающую к дому землю: обладатели «своей» доли у дома платят столько же, сколько и жители, ожидающие ее выделения.

При существующем разнообразии оснований, по которым разные организации могут оказаться обязанными содержать прилегающую к дому территорию, одним из немногочисленных способов выявить ответственное за нее лицо может оказаться обращение к местному органу власти. Он должен быть осведомлен: если в его ведении находится участок – кому он поручил его содержание; если нет – какая организация управляет домом и обязана содержать землю, ставшую общим имуществом собственников помещений.

Кардинально иной может быть ситуация у владельцев квартир в домах, которыми управляют частные компании, товарищества собственников жилья или жилищные кооперативы. Эти управляющие организации вынуждены планировать свои сметы ‒ а значит, и размер взносов с каждого метра помещения в доме – таким образом, чтобы обеспечить содержание не только здания, но и участка около него. Владельцы квартир в таких домах могут прочувствовать ощутимость трат на содержание собственной придомовой территории. Впрочем, в подобном случае больший размер платежей должен компенсироваться возможностью более действенного контроля за содержанием территории и эффективными механизмами воздействия на свою управляющую организацию.

(Можно ли не оплачивать ЖКУ, если управляющая компания не занимается содержанием дома, обязательно ли уплачивать взносы на капремонт и как оспорить решение общего собрания – читайте в статье «О чем спорят управляющие компании и жильцы?». Как жильцам отстаивать свои права в споре с УК об отключении воды, отопления или электричества, уборке придомовой территории, оплате коммунальных услуг и о решении общего собрания собственников – читайте в статье «Управляющая компания vs жильцы».)

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 299-ФЗ “О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (документ не вступил в силу)

5 июля 2021

Принят Государственной Думой 15 июня 2021 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

Статья 1

В пункте 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; 2008, N 30, ст. 3597; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4235; 2017, N 27, ст. 3940; 2019, N 52, ст. 7795) слова «а также зданиями» заменить словом «зданиями», дополнить словами «, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности».

Статья 2

Абзац второй пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2005, N 30, ст. 3098; 2014, N 26, ст. 3377; 2016, N 27, ст. 4287; 2018, N 1, ст. 31; 2021, N 15, ст. 2446) после слов «недвижимого имущества» дополнить словами «(за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности)».

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2249; 2006, N 50, ст. 5279; 2013, N 52, ст. 7011) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 6 после слов «земельный участок,» дополнить словами «жилой дом,»;

2) статью 11 дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:

«4. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка. Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд.

5. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.».

Статья 4

Часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4294; 2017, N 31, ст. 4766, 4796, 4829; 2018, N 10, ст. 1437; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; 2019, N 31, ст. 4426; 2020, N 29, ст. 4512; N 50, ст. 8049; 2021, N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064) после слов «населенного пункта,» дополнить словами «для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности,».

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

2 июля 2021 года

№ 299-ФЗ

Могут ли отказать, как и когда можно оспорить отказ?

Правообладатель земельного участка, в отношении которого заинтересованное лицо желает установить свои ограниченные права, может отказать в предоставлении таких прав путем отказа в подписи соглашения о сервитуте. У сторон также могут возникнуть различного характера разногласия по какому-либо пункту договора.

При возникновении подобных ситуаций спор об установлении сервитута может быть передан для разрешения в судебную инстанцию. В дальнейшем сервитут на земельный участок или другую недвижимость будет зарегистрирован в ЕГРП на основании судебного решения.

При подаче искового заявления в суд необходимо правильно составить прошение об установлении сервитута.

К примеру, собственник земельного участка, по которому проведены линии электропередач, подал в суд исковое заявление к владельцу коммуникаций о требовании заключить сервитутный договор.

Федеральный суд признал требования истца законными в связи с наличием реальных фактов ограничения в пользовании земельным участком.

Однако в иске было отказано, так как законодательство не содержит норм, на основании которых можно принудить владельца коммуникаций заключить сервитутный договор.

В исковом заявлении собственник земельного участка должен обратиться с просьбой не о заключении договора о сервитуте, а об устранении препятствий в использовании участка. Именно такая формулировка будет являться юридически правильной и только в таком случае владелец линий электропередач будет вынужден заключить договор о сервитуте.

Таким образом, при подаче искового заявления об установлении сервитута в судебном порядке необходимо предоставлять достаточно серьезные основания и доказательства того, что установление сервитута реально необходимо. Кроме того, в законе должны быть нормы, опираясь на которые в точной формулировке, можно защитить собственные права.

Как заставить администрацию сделать дорогу к земельному участку в населенном пункте?

Подъездные пути к вновь образованным участкам должны оборудовать местные власти. Особенно, если такие земли не прилегают к дорогам общего пользования. Процедура организации подъезда к участку зависит от многих нюансов, и главный из них – кому принадлежит земля между дорогой общего пользования и наделом.

Чтобы понять, как будет происходить прокладка подъезда к территории, нужно ознакомиться с межевым планом. В нем указывают особенности обеспечения доступа к участку:

  1. Через земли гос. собственности;
  2. По участкам общего пользования;
  3. В качестве сервитута по частным наделам.

Изучив процедуру создания дороги к участку через муниципалитет, многие решают построить ее самостоятельно, на собственные средства. Но делать это не рекомендуется, иначе подъездные пути признают самовольной постройкой.

Если администрация населенного пункта не спешит прокладывать дорогу к наделу, собственнику нужно самому инициировать процедуру. Перед этим следует:

  • проверить, нанесен ли участок на кадастровую карту;
  • к какому муниципальному образованию он относится;
  • оформлены ли права на землю надлежащим образом;
  • узнать, в чьей собственности находится земля под дорогой;
  • определить возможность строительства подъезда к наделу.

Затем надо обратиться в местную администрацию, к которой относится ваш земельный участок, с заявлением. В нем нужно попросить начать проектирование и строительство автомобильной дороги. Ходатайство подается на имя главы администрации

В нем важно сослаться на необходимость подъездных путей:

  • не может проехать строительная техника;
  • вы планируете круглогодично проживать здесь;
  • другие дороги отсутствуют или закрыты.

Обычно на подобные обращения отвечают отказом. Либо нет денег в бюджете поселения, либо земля под дорогой принадлежит частному лицу, либо по иным причинам. На такой ответ следует подать претензию, где указывают ссылки на законы и основания, подтверждающие необходимость прокладки дороги или возможность ее строительства. Снова отказали – обращайтесь в суд. Чтобы просьбу точно утвердили, проконсультируйтесь с профильными юристами Геобюро по данному вопросу.

Как сделать ремонт проезда между участками ИЖС?

Необходимо определить, к какой категории относится проезд между участками ИЖС. Является ли он техническим проходом или относится к территории общего пользования, либо принадлежит муниципалитету или частному лицу. В зависимости от того, на балансе у какой организации или лица стоит проезд между наделами, составляется и план ремонта.

Узнать принадлежность земли можно, изучив кадастровую карту. Как правило, территория относится к муниципалитету, а потому за организацией ремонтных работ надо обращаться в администрацию:

  • составляется заявление;
  • к нему прикрепляют документы на участок;
  • добавляют фотографии плохой дороги;
  • ждут ответа и принимают другие меры.

Если в ремонте откажут, либо проигнорируют обращение, проблема решается в суде. В заявлении нужно указать:

  • адреса и координаты участков;
  • какие недостатки есть у проезда;
  • почему это мешает им пользоваться;
  • ссылки на ГОСТ и законы;
  • требование о ремонте дороги.

Бывает и так, что проезд между участками ИЖС принадлежит частному лицу

В этом случае важно определить, как зарегистрирован данный проезд: как отдельный участок или дорога. Если по документам это дорога, то за ремонтом следует обращаться к владельцу

Но процедура эта очень запутанная и требует юридической подготовки.

Когда проезд является частью смежных участков, т.е. принадлежит их собственникам, то вопрос о ремонте решается составлением соглашения. В нем оговаривают условия работ, смету и поиск подрядчика. Приведением проезда в надлежащее состояние будет заниматься лицензированная организация.

Проще всего отремонтировать проезд, принадлежащий администрации населенного пункта. В этом случае достаточно подать заявление – остальное берут на себя представители муниципалитета. Но здесь высок риск отказа или отписки о недостаточном финансировании. Поэтому, даже в таком случае потребуется помощь квалифицированного юриста.

Что такое уточнение границ земельного участка?

До 2007 года многие собственники земли не проводили процедуру межевания. Учет земельных участков носил декларативный характер. Это привело к возникновению спорных ситуаций между соседями.

Специалисты Росреестра рекомендуют владельцам таких наделов уточнить его границы. Процедура позволит защитить интересы землевладельцев. При регистрации в ЕГРН закрепляется конфигурация и площадь участка. Уточнение границ надела осуществляется в соответствии со ст. 42 ФЗ №218.

В Приказе Минэкономразвития №90 прописаны нормы, которые должны соблюдаться при проведении процедуры.

Можно выделить несколько оснований для проведения межевания:

  • Владелец участка написал заявление.
  • Межевание необходимо при рассмотрении земельных споров между соседями в суде.
  • Выявлены ошибки при определении границ смежных наделов.

Кадастровый инженер описывает недочеты и указывает в документе меры по их устранению.

Как узаконить самозахват земельного участка: пошаговая инструкция

Как узаконить самозахват земельного участка? Законом предусмотрено оформление в собственность самозахваченной земли. Но для этого необходимо следовать инструкции, которая поможет правильно, не нарушая нормы закона, оформить право. Это следующие действия:

  • нужно выяснить, кто имеет законное право на данный надел;
  • затем нужно провести межевание, заново установить границы участка, и получить новый кадастровый паспорт;
  • на основании полученных документов уже можно регистрировать законное право.

Шаг первый: устанавливаем правообладателя

Как оформить самозахват земли? Для того чтобы получить сведения о собственнике конкретного участка, необходимо сделать официальный запрос в государственные органы, которые могут иметь информацию. Это:

  • в Росреестр;
  • в местную администрацию в архитектурный или земельный отдел.

Через некоторое время поступит официальный ответ о собственнике участка. Если он принадлежит местным властям или садовому (дачному) товариществу, то необходимо написать заявление о выделении этого участка для использования конкретному лицу. 

Для того чтобы получить право пользования от государства, необходимо будет выиграть аукцион. Если же участок находится в частном владении, то нужно вступать в переговоры относительно отчуждения права собственности.

При проведении аукциона есть реальная возможность несколько увеличить площадь земли, и провести оформление самозхвата территории общего пользования довольно быстро и достаточно дёшево – всего 15% от кадастровой стоимости за кВ. м.

Если же сведений о том, кто является правообладателем на данный надел, нет, то необходимо обратиться к местным властям и подать запрос о том, чтобы они поставили землю на кадастр. Только по прошествие года с момента постановки на учёт, земля перейдёт в собственность муниципалитета. Только теперь можно обращаться за предоставлением права пользования.

Для того чтобы получить право пользования, необходимо написать заявление, а к нему приложить:

  • план геодезии;
  • план БТИ;
  • акт о владении участком;
  • кадастровый паспорт.

Если ответ будет положительный, то пользователь имеет право выкупить его у муниципалитета.

Шаг второй: проводим межевание границ и получаем новый кадастровый паспорт

Межевание – это неотъемлемая часть оформления участка в собственность. Мероприятие это недешевое, но провести его нужно для того чтобы законно обозначить границы надела. Данное мероприятие позволит вести переговоры с соседями относительно границ в мировом порядке.

Нужно обратиться в геодезическую компанию для того чтобы приехал специалист с документами, поставил межи и закрепил границы. Теперь можно оформить новый кадастровый паспорт. Для этого необходимо подготовить следующие документы:

  • свой паспорт;
  • документы участок, которые станут подтверждением того, что заявитель имеет право пользоваться землёй;
  • межевой и геодезический планы;
  • заявление на получение нового паспорта;
  • документ, подтверждающий, что заявитель заплатил пошлину.

Если проблем нет, то паспорт будет готов через 20 дней после подачи заявления. Если будут замечания, они будут оформлены в письменном виде, и регистратор даст срок на их устранение.

Заключительный этап: регистрация права

Как оформить самозахват земли в собственность? После того, как новый кадастровый паспорт будет на руках у заявителя, он может подавать документы на регистрацию права собственности. Для этого необходимо обратиться в отделение Росреестра по месту нахождения участка. Обращение происходит через МФЦ. Для этого необходимо подготовить следующие документы:

  • само заявление;
  • паспорт заявителя;
  • новый кадастровый паспорт;
  • соглашение, на основании которого у заявителя возникло право пользования землёй;
  • квитанция, подтверждающая, что заявитель заплатил пошлину за регистрацию права.

Когда документы будут приняты, заявителю выдадут на руки бумагу, в которой будет указана дата получения выписки о регистрации права. Если на участке есть самовольные постройки, то после получения права на землю, необходимо получить право на каждую их них. Для этого нужно подготовить все вышеуказанные документы, плюс документы на каждое строение, и квитанцию об оплате пошлины.

Основания для отмены или прекращения сервитута на проезд к участку

Как правило, договор о сервитуте заключается на неопределенный срок, однако можно заключить соглашение и на определенный период. Как только определенный в договоре срок истечет, право ограниченного пользования перестанет действовать.

Основаниями для могут быть:

  • Перестали существовать основания, которые инициировали установление сервитута (статья 276 Гражданского кодекса РФ);
  • В судебном порядке доказана невозможность использования участка по из-за появившегося обременения (статья 276 Гражданского кодекса РФ);
  • Хозяин земельного участка имеет право требовать от органа государственной власти или местной администрации, установившей сервитут, выкупа такого участка, компенсации понесенных убытков либо предоставления другого равноценного участка земли;
  • Физическая ликвидация участка;
  • Изъятие земельного участка из гражданского оборота;
  • Если собственник обремененного объекта недвижимости становится владельцем такого обременения, то есть сервитута;
  • Прекратил свое действие нормативный акт, установивший сервитут.

Какова ширина подъездного пути к земельному участку, если он окружен с трех сторон другими зем.участками. Сначала мне сказали что ширина дороги подъездной составляет 5 метров, затем 4 метра. Так какова же на самом деле ширина дороги к земельному участку и какими нормами она определяется?

Ответ эксперта

Характеристика прав собственников земельных участков будет неполной, если не коснуться вопроса о праве доступа собственника на свой собственный участок. Прямо такого права законодательно не закреплено. Право доступа на свой участок существует только в том случае, если реально к уже существующему земельному участку есть подход, проезд или подъезд. В иных ситуациях этот вопрос решается путем установления сервитута. Существующие проезд и проход к земельному участку являются его неотъемлемой частью. В соответствии с Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 105, в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним (п. 4). Согласно ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, обязательным условием разделения земельного участка на несколько участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17 февраля 2003 г., земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом — в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проезда (шириной не менее 3,5 м). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.

Оформление в собственность — пошаговая инструкция

Следует отметить, что поправки в земельное законодательство с введением главы IV позволяют перераспределить к своим участкам земли муниципального или государственного фонда при соблюдении ряда условий и на основании соглашения между сторонами. Таким образом, узаконить самозахваченную землю вполне возможно. Но речь идет не об огромных территориях, а только о небольших участках, чтобы в результате получился надел до установленных предельных размеров.

Пошагово процедуру узаконивания земельной прирезки можно обозначить следующим алгоритмом:

1. Установить собственника – правообладателя захваченной земли.

Существует несколько способов:

  1. Бесплатный — не требующим финансовых вложений, является получение информации на публичной кадастровой карте.
  2. Платный — заказать выписку из ЕГРН.
  3. Запрос в муниципальные органы.

Далее в зависимости от формы собственности ситуация разрешаются в следующем порядке:

  • в случае принадлежности участка в муниципальной и государственной собственности необходимо направить заявление в администрацию о предоставлении его в собственность. Тогда орган власти обязан соблюсти всю процедуру, включающую объявление о проведении аукциона, его проведение, заключение договора и выкуп имущества.
  • если, участок в частной собственности. Тогда возможно сделать попытки разыскать хозяина и выкупить бесхозную землю.
  • сложнее обстоят дела, когда эта территория еще не прошла государственную регистрацию, т.е. собственник не определен. В этом случае следует обратиться в администрацию по месту нахождения земли, чтобы инициировать процедуру межевания и поставить ее на кадастровый учет. Затем возможно заключить с администрацией договор аренды и впоследствии выкупить надел.

2. Межевание границ увеличенного на захваченную территорию участка и получение кадастровой выписки.

Предварительно потребуется согласовать границы с соседями и убедиться, что они не будут препятствовать процедуре межевания.

Как отмежевать земельный участок, рассказываем в этой статье.

3. Регистрация права собственности на вновь образованный участок.

Все данные о сформированных правах на недвижимость находятся в Едином реестре, который ведет Росреестр.

Выписка выдается на основании следующих документов:

  • удостоверение личности гражданина;
  • документы на право распоряжения, владения и пользования участком;
  • межевой и геодезический план;
  • документ об оплате госпошлины.

Регистратор принимает документы в обработку, а на руки заявителю выдает расписку о принятии и назначает дату получения выписки. Результатом государственной регистрации является выписка из ЕГРН с именем собственника в соответствующей графе.

Обязанности владельца

В каждом регионе могут быть свои нормы по отношению к земле, которая находится за забором частного земельного участка. Чаще всего под придомовой территорией подразумевается земля на расстоянии полутора-двух метров от ограждения участка. Владельцы наделов имеют некоторые обязанности по отношению к придомовой территории:

Их силами должна проводится уборка прилегающей территории, расположенной рядом с ограждением. Чистится снег зимой, опавшие листья осенью.
Необходимо следить, чтобы такая прилегающая территория не захламлялась

Это важно не только с эстетической точки зрения. Хлам может помешать подъезду к участку машин МЧС, других служб.
Если на данной территории расположены коммуникации, нужно следить за их сохранностью и безопасностью.

Обычно такая территория остается без ограждений, чтобы ею могли при необходимости пользоваться и другие жители населенного пункта, соседи. Но даже при отсутсвии ограждения на некоторое расстояние от забора нужно убирать территорию, следить за ее состоянием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector