Семья: что это такое

Содержание:

Психологический климат семьи

Психологический климат — это характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который возникает из настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Хорошая эмоциональная атмосфера семьи обеспечивает стабильность брака.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений. Он создается и может меняться. Каждый член семьи создает этот климат и от этих усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. И как долго продлится брак.

Для благоприятного психологического климата характерны: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В такой семье каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, а к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи оказывается под угрозой.

Преимущества, полагающиеся неполным семьям в 2020 году

С учетом того, что некоторые решения о предоставлении помощи людям льготной категории, принимаются на региональном уровне, с учетом особенностей субъекта, получатели могут рассчитывать на преференции в сфере социального законодательства, здравоохранении, образовании, трудовых отношений.

Что положено одиноким женщинам с детьми

Когда мать остается одна с несовершеннолетним, на нее ложится огромный груз ответственности за его благополучие, воспитание, поддержание здоровья, обеспечение его всем необходимым для развития. В связи с этим она может рассчитывать:

  • на пенсионные выплаты на лицевой счет ребенка, если отец умер, либо признан умершим по судебному решению;
  • в случае развода, законный представитель несовершеннолетнего вправе взыскать алименты, чтобы дети могли полноценно питаться, одеваться, организовывать досуг и другие, необходимые для них мероприятия;
  • пособия на ребенка, выдающиеся в размере 40 процентов от общей заработной платы, за 2 предшествующих года официальной трудовой деятельности (рассчитывается в индивидуальном порядке);
  • скидку 50% на оплату услуг ЖКХ;
  • выплату стипендии, если она обучается очно.

Эти меры поддержки могут присутствовать в определенных регионах и отсутствовать в других территориях, для уточнения информации о получении можно обращаться в учреждения, ответственные за их предоставление (органы социальной защиты, работодателю, образовательные учреждения).

На что имеют право дети из неполной семьи без матери

Воспитанием детей занимаются не только матери, в некоторых случаях, отец также может остаться единственным законным представителем несовершеннолетнего. Дети в этой ситуации имеют право:

  • на питание в бесплатном режиме в дошкольном учреждении и с частичной оплатой в школе;
  • реализацию скидок на посещение детского сада и получение места вне очереди;
  • получение определенных лекарств из установленного перечня по рецепту врача;
  • если мать умерла, ребенку выплачивается пособие в связи с отсутствием второго кормильца.

Следует отметить, что для получения привилегий, семья должна подходить под категорию малоимущей, за исключением выплаты после смерти матери, она предоставляется абсолютно всем детям.

На какие льготы может рассчитывать мать, воспитывающая ребенка одна после развода

Такие понятия как одинокая женщина с ребенком или воспитывающая его после развода имеют разное значение. К первой категории относятся те, кто воспитывают детей одни, отцовство не установлено, а ко второй матери, чей малыш имеет отца, но после расторжения брака он с ним не проживает, но теоретически может помогать в содержании и воспитании.

Таким образом, законодательство не предусматривает мер помощи от государства в этом случае, но женщина оставляет за собой право взыскать алименты на себя и несовершеннолетнего через суд, либо урегулировать этот вопрос со вторым родителем в досудебном порядке.

Адресные программы

Военным

Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений, за счет средств федерального бюджета.

Государственная финансовая помощь для ветеранов ВОВ или их вдов положена в полном объеме согласно рыночной цене недвижимости. Право на господдержку имеют также ликвидаторы в Чернобыле и люди, участвовавшие в военных и боевых операциях.

Материнский капитал

При рождении второго ребенка до 2020 года семьи получают материнский капитал и могут использовать его, кроме прочего, для приобретения жилья, погашения ипотеки, оплаты образования и другие предусмотренные законом цели. Сумма постоянно индексируется и в настоящий момент составляет 616 617 рублей.

С 2020 года семьи, в которых родился только один ребенок, смогут получить материнский капитал и использовать его на те же цели, что и предыдущий. Размер материнского капитала в этом случае составляет 466 617 рублей. Ежегодно эта сумма будет индексироваться примерно на 4%.

Госслужащим

Госслужащие тоже имеют право на государственную субсидию для решения жилищных проблем. Законодательством предусмотрено много условий, которые необходимо соблюсти для получения такой финансовой помощи, но практика показывает, что многим удается получить поддержку.

Выезжающим с Крайнего севера

Граждане, проживающие и отработавшие в условиях Крайнего Севера свыше 15 лет, имеют право на финансовое субсидирование. Размер льготы будет рассчитан исходя из норм, разработанных для региона, в котором она должна выдаваться.

Земский учитель

Участникам программы предусматривается денежная выплата в размере 2 млн рублей на Дальнем Востоке и 1 млн рублей — в остальных регионах. Но за это придется отработать в школе, расположенной в сельской местности, поселке городского типа или городе с населением не более 50 тыс. человек, не менее 5 лет.

Недавно Минпросвещения России запустило Всероссийский информационный портал «Земский учитель», который позволит педагогам найти вакансии в сельских населенных пунктах, поселках или городах с населением до 50 тысяч человек.

Земский доктор и земский фельдшер

В рамках этих программ медицинские работники (врачи и фельдшеры), переехавшие на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, могут получить компенсационную выплату до 500 тыс. рублей (фельдшеры) и до 1 млн рублей (доктора).

Детям-сиротам

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории граждан, которым государство гарантирует предоставление социального жилья. До января 2013 года сироты имели право на первоочередное получение жилья. Однако впоследствии в закон внесли изменения и в настоящее время сироты получают жилье в порядке общей очереди.

Малоимущим

Программа рассчитана на решение жилищного вопроса граждан РФ имеющим определенный уровень дохода и состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Правила предоставления помощи могут отличаться в зависимости от региона проживания. Например, в Москве деньги, предоставленные по этой программе можно потратить на:

  • приобретение вторичного жилья;
  • приобретение жилья в новой стройке;
  • внесение первого взноса по ипотеке или погашение основного долга по ипотечному кредиту;
  • на приобретение отдельной комнаты в коммунальной квартире в дополнение к своей.

Бюджетникам

Некоторым категориям работников бюджетной сферы государство предлагает поддержку в виде социальной и финансовой помощи на приобретение жилья. Одной принадлежности к бюджетным профессиям недостаточно для положительного решения. Претендент должен соответствовать ряду условностей:

  • проживание в аварийном доме;
  • несоответствие реального метража региональным нормам;
  • наличие больного родственника, совместная жизнь с которым затруднительна;
  • отсутствие собственной недвижимости (жизнь с родственниками, в съемной квартире).

Проблемы неполных семей

Относительно проблем неполных семей, но их достаточно много. Их можно подразделить на экономические, педагогические, медицинские и психологические. Наиболее остро среди названных проблем стоят проблемы экономического характера: финансово-материальные трудности, которые испытывает каждая неполная семья. Бюджет такой семьи складывается из трудового заработка матери (отца), пенсий, пособий, государственных компенсаций и льгот, алиментов на детей в случае развода.

Поскольку чаще всего главой неполной семьи является женщина, то на сегодняшний день необходимо заострить внимание на политике занятости. В наше время наблюдается вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу бюджетных учреждений, в которых заработок ниже среднего

Так для содержания и воспитания детей требуются денежные средства, женщине приходиться «изворачиваться» в поисках высокооплачиваемой работы, а также дополнительного заработка.

В последние годы наблюдается также сокращение уровня социальной защиты, а также списка социальных гарантий. Мать, воспитывающая ребенка без мужа-отца, вынуждена самостоятельно заботиться о благосостоянии своей семьи. Особенно нуждаются неполные семьи, где воспитываются дети с различными психическими и физиологическими отклонениями, инвалиды. Ребенок-инвалид требует постоянного ухода и присмотра, поэтому женщине-одиночке не под силу улучшить благосостояние своей семьи, ей физически сложно это сделать. Такие семьи вынуждены жить на пособие по инвалидности и детское пособие.

Из-за необходимости ухаживать за ребенком без чьей-либо помощи женщина не может как-то проявить себя на профессиональном поприще, отодвигая на задний план карьеру и профессиональный успех. Однако чрезмерная занятость часто на нескольких работах, а также материальное благополучие не дают даже самой заботливой женщине заниматься ребенком, и он предоставлен самому себе.

Другой не менее важной проблемой неполных семей является ее функционирование, как института воспитания и социализации детей. Образ жизни неполной семьи имеет специфические особенности, которые сказываются на воспитательном процессе

Именно отсутствие кого-либо из родителей может стать причиной неудачного и неполноценного воспитания ребенка (детей). В материнских семьях, где отсутствует отец, у мальчиков формируются неадекватные, искаженные представления о ролевых функциях отца, мужа, мужчины, поскольку он в процессе социализации не видит мужского примера. В неполных материнских семьях у девочек также искажаются представления о ролевых функциях жены, матери, женщины. Поскольку незамужняя мама и ее поведение накладывает определенный отпечаток на социализацию девочки.

Поскольку дети, воспитывающиеся в неполных семьях, лишены примера семейных взаимоотношений мужчины и женщины, это оказывает негативное влияние на подготовленность детей к будущей семейной жизни и социализацию в целом. Ведь именно от показателя идентификации детей со своими родителями зависит эффективность семейного воспитания. Ребенок принимает нравственные и идеологические нормы своих родителей, а в неполной семье эта составляющая воспитательного процесса деформируется. В неполных семьях, где воспитателем остается отец, помимо вышеперечисленных проблем можно добавить отсутствие ласки со стороны матери, что не способствует полноценному воспитанию ребенка.

В воспитательном процессе одному родителю очень трудно контролировать и влиять на поведение ребенка. Объясняется это чрезмерной занятостью на работе, которая не дает возможности уделять достаточное количество внимания детям.

Другой проблемой неполных семей, которой необходимо уделить внимание, является качество здоровья детей. Дети из неполных семей, что доказано педиатрами, чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям

Это объясняется объективными причинами. Женщина, в одиночку воспитывающая ребенка, в первую очередь вынуждена заботиться о материальном благополучии семьи, отодвигая свои непосредственные обязанности воспитания и укрепления здоровья детей на второй план. Кроме того, в неполных семьях чаще наблюдается наличие вредных привычек (курение, алкоголизм), неустроенность социально-бытового и жилищного характера, отсутствие или несоблюдение гигиенических норм жизни, а также самолечение в случаях болезни детей и .т.п.

Мифы касательно воспитания ребенка в неполной семье

Советское наследие из консервативных взглядов на семью до сих пор живет почти в каждом из нас. Каждый мужчина или женщина будет цепляться за свой брак, каким бы он плохим не был, даже если дальнейшее сожительство негативно отразится на ребенке. К примеру, каким бы плохим не был мужчина, сколько бы он раз не изменял жене, не унижал ее физически или морально, женщина все равно с большей вероятностью останется в браке с ним, так как ребенку нужен отец.

И все равно, что ребенок будет расти, наблюдая бесконечные ссоры между родителями, формируя таким образом свое мировоззрение. Родители считают, что если они разведутся, то они своим примером обрекут ребенка на несчастья в собственной семейной жизни в далеком будущем.

На деле же исследования, проведенные в начале 00-х показали совсем иной результат: психологи выяснили, что для формирования детской психики предпочтительнее жить спокойной жизнью с одним из родителей, чем существовать среди непрекращающихся скандалов с обоими родителями. Полная семья почти во всех случаях не является гарантией того, что ребенок будет расти в доброй и счастливой среде, а уж тем более не является фундаментом для успеха во взрослой жизни.

Другой камень преткновения заключается в однополом воспитании. Основная мысль такова: ребенок растет и наблюдает исключительно одну гендерную модель поведения, чаще всего женскую. По понятным причинам, это особенно плохо это сказывается на мальчиках.

Но взглянем на эту проблему с иной стороны. Возьмем довольно типичный для многих жителей нашей страны пример неполной семьи, состоящей из матери, 10-летнего сына, бабушки и дедушки. На первый взгляд, ребенок обречен на женское воспитание, но никто не отменял роль дедушки и прочих родственников мужского пола дядей, старших двоюродных или троюродных братьев. Дед научит азам рыбалки, дядя Богдан расскажет и покажет, как мастерить что-нибудь в гараже, старший брат Саша даст порулить машиной и тому подобное. Благодаря таким постоянным мелочам ребенок получит вполне достойное мужское воспитание, даже при отсутствии отца в семье.

Также стоит затронуть такое популярное мнение, что дети из неполных семей имеют более худшую успеваемость. Действительно, причин так полагать можно найти множество: один родитель не может самостоятельно проследить за успеваемостью ребенка, или же ребенок вследствие стресса хуже усваивает учебный материал.

Но и это мнение на деле оказывается ошибочным. Социологи из Санкт-Петербурга в 2015 году провели исследование, в котором приняли участие множество семей с Васильевского острова. Результаты исследования показали следующие результаты: на успеваемость ребенка влияет не то, в какой семье он рос полной или нет, а целая совокупность факторов. Социологи отметили, что на успехи ребенка в основном влияют его взаимоотношения с родителями и со сверстниками.

Похожее исследование, но в более крупных масштабах, не так давно было проведено в ряде стран Азии. В ходе его проведения не было найдено существенных различий в успеваемости детей с полных и с неполных семей. Незначительный перевес не в пользу родителей-одиночек наблюдался в Японии, однако противоположная ситуация сложилась в Индонезии и Таиланде, где дети из неполных семей продемонстрировали куда большее лучшую успеваемость в учебе, в сравнении с теми, кого воспитывают сразу оба родителя.

Причины и условия возникновения неполной семьи

По мнению Е.А. Тюгашева, рост числа неполных семей напрямую связан со сферой брачно-семейных отношений:

  • Изменения моральных норм в сфере отношений между полами;
  • распространение добрачных отношений,
  • изменения в традиционных (семейных) ролях мужчин и женщин;
  • утрата производственной функции семьи
  • Неподготовленность молодых людей к браку
  • Чрезмерные требования по отношению к супругу;
  • Алкоголизм и наркомания .

Существует несколько источников неполного создания семьи. Самый массовый из них связан с распадом семьи из-за развода супругов. Социологическая информация, собранная исследователями, показывает, что наиболее распространенными причинами развода являются алкоголизм, несоответствие характеров, неверность или создание другой семьи. Заметно, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода является женщина. Что касается ранних браков, то они менее жизнеспособны, чем обычные браки. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, увеличением числа вынужденных браков по причине беременности и родов. Созданию неполных семей также способствует непропорционально высокий рост смертности мужчин трудоспособного возраста от неестественных причин (отравления, несчастные случаи на производстве, войны и т.д.), наблюдаемый в последнее десятилетие.

Неполные семьи возникают в результате разводов, внебрачных рождений, смерти одного из родителей или раздельного проживания родителей. В этом контексте выделяют следующие типы неполных семей: осиротевшие, незаконнорожденные, разведенные, разлученные. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, существуют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую — мать (отец) с одним ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

Осиротевшая неполная семья — возникает в результате смерти одного из родителей.

Несмотря на то, что потеря близкого человека является страшным ударом для семьи, у оставшихся членов семьи есть возможность собраться и сохранить целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются отношения со всеми родственниками по линии умершего (погибшего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.

Неполная разведенная семья — это семья, в которой родители по какой-либо причине не жили или не могли жить вместе. Ребенок, растущий в такой семье, получает психологическую травму, вызывает чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественным желанием, особенно для маленьких детей, является надежда на воссоединение, восстановление супружеских отношений между отцом и матерью.

Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу определенных обстоятельств женщина решает завести ребенка, не выходя замуж. Это может быть желание облегчить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или сохранить ребенка как напоминание о человеке, которого она страстно любила, и другие причины.

Роль семьи в жизни человека

Семья играет в жизни человека ключевую роль. Каждый хочет, придя домой с работы, ощутить семейное тепло и уют, поделиться успехами и неудачами с близкими и понимающими людьми. Особое влияние семейная атмосфера производит на детей. Отношения отца и матери накладывают отпечаток на всю последующую жизнь ребёнка. Маленький человек с неокрепшей психикой впитывает в себя модель родительской семейной организации и в будущем переносит её на свою собственную семью.

Семья помогает ребёнку определиться с жизненными приоритетами, она формирует его самооценку, принципы и взгляды. Люди, родители которых жили в дисгармонии, не могут навести лад в собственной личной жизни, выбирают недостойных партнёров. Материальное положение семьи также имеет огромное значение. Известно, что дети из бедных семей закомплексованны и неуверенны в себе, им трудно отвоевать своё место под солнцем.

Несмотря на обучение детей воспитателями и педагогами, главными их учителями должны быть родители. Отец и мать закладывают в ребёнке такие качества как:

Бабушки и дедушки прививают внукам следующие качества:

В кругу близких людей человек чувствует, что он нужен и полезен. Это ощущение придаёт уверенности в себе, укрепляет веру в свои цели, помогает справляться с неудачами. Семья — надёжный тыл в борьбе человека с вызовами и испытаниями судьбы.

Современная семья и её значение

По сравнению с временами СССР, современная русская семья довольно закрыта для общественности. Это автономная семейная организация, в дела которой государство может вмешиваться лишь в крайних случаях. В советском прошлом общество часто вторгалось в семейную жизнь каждой пары, которая официально заключила брак. Контролирующие органы принимали активное участие в урегулировании семейных конфликтов. В наше время государство вмешивается только в случае, если ячейка общества становится деструктивной.

Семейные союзы нового времени имеют свои уникальные особенности. В мировой практике понятие «семья» давно вышло за рамки привычной всем модели «одна женщина и один мужчина». Однако законодательство Российской Федерации запрещает однополые браки и шведские семьи.

Статистика последних лет определяет некоторые особенности отечественной семьи:

В XXI веке одной из главных целей любого демократического государства является поддержка института семьи, укрепление истинных духовных ценностей, а также повышение качества жизни отдельных семей. Основная опора современного человека — крепкий брак. Какие бы тенденции ни диктовал нам новый век, основополагающие принципы счастливой семьи остаются прежними. Это любовь, забота, поддержка и доверие.

История понятия

По мнению ученых, изначально дикие люди, произошедшие от обезьян, жили общинами. Инстинкт продолжения рода содвигала мужчин (самцов) биться между собой за право обладания женщиной (самкой), т.е. за вступление с нею в половые отношения. Последние подпускали к себе только самых сильных и активных, чтобы иметь здоровое потомство.

Психическая эволюция позволила мужчинам понять, что если приносить своей избраннице «мамонта», защищать ее от диких зверей, то можно стать ее постоянным партнером. И пока другие мерились силой, самые хитрые занимались охотой.

Женщины тоже изменили свои приоритеты: постоянный партнер давал стабильность, защиту, обеспечивал пищей, кровом и защищал взамен на ее благосклонность. Так стали появляться первые семьи, которые со временем меняли свой внешний «вид», организацию, обрастали новыми условиями существования, внутренними обязанностями.

Проблемы, возникающие в неполных семьях

В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина- мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно- психическом развитии, а тем более дети – инвалиды. Если ребенок – инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность . Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов.

Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль над ребенком, и, в целом, влиять на его поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина — чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания.

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.

Мама главное слово в каждой судьбе

Часто сами матери, оказывающиеся в условиях, когда они с ребенком один на один, испытывают затруднения и сомнения в своих педагогических родительских силах. Причиной может быть как социальное давление (срочно ищи кого-нибудь, кому ты нужна будешь с ребенком), негативное влияние мифов о неполной семье, так и финансовые сложности.

Изучая вопрос о влиянии неполной семьи на ребенка, я вспомнила доклад А. А. Реана, председателя научного совета РАО по вопросам семьи и детства, который прозвучал в 2018 году на Всероссийской конференции Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся, организованной ФГБНУ Центр защиты прав и интересов детей.

В докладе были приведены результаты исследований факторов, влияющих на детскую преступность. Опираясь на текст доклада, привожу основные мысли, особенно важные для матерей:

Ребенку необходимо чувствовать хороший уровень контроля и внимания со стороны матери (да, именно матери); дети, совершавшие преступления, описывают уровень материнского контроля как недостаточный, отсутствующий, себя как недисциплинированных внешний контроль очень важен для психики ребенка, т. к. все, что мы проконтролировали снаружи, постепенно переходит на внутренний контроль самого ребенка

Любопытно, что подростки воспринимают снижение контроля со стороны родителей, уважение свободы ребенка как отсутствие заботы, внимания и эмоционального контакта.

У ребенка очень важно формировать положительное отношение к матери; негативное отношение к матери перерастает в негативное отношение с другим людям и в негативное отношение к нормам права (!) так что если вы слышите, как человек негативно отзывается о своей матери, это тревожный симптом в любом возрасте.

Именно мать является эмоционально близким, доверенным лицом для ребенка, а бабушка выбирается в наперсники в два раза чаще, чем дедушка; степень влияния членов семьи выглядит так: мать 57,5%, отец 23,7%, бабушка 8,2%, дедушка 4,3%, старшие братья/сестры 6,2%. Следовательно, именно мама оказывает наибольшее влияние на личность ребенка, в идеале мама, с которой ребенок в отношениях близости и доверия.

Положительно влияет на формирование законопослушного поведения сохранение традиции семейных ужинов; оказывается, совместный вечерний прием пищи (5-7 раз в неделю) делает детей более устойчивыми к формированию зависимостей от курения, алкоголя и наркотических веществ.

Звучит как отличный ориентир для материнской воспитательной стратегии. Мамы, не позволяйте окружающим себя кошмарить. Вы со всем справитесь. Вы сделали свой выбор, значит для него были причины. И одной из них была забота о ребенке.

Заключение: роль семьи в жизни человека

Огромное влияние семейная ячейка оказывает на детей, ведь в ней будущее поколение имеет возможность формирования нравственных и моральных ориентиров, жизненных ценностей, представлений о мире.

Основной морально-нравственный «скелет» закладывается у ребёнка именно в семье, хотя существуют другие общественные и образовательные институты (детский садик, школьные учреждения или различные творческие секции). Играют роль не только базовые знания, которые закладывают мама и папа в ребёнка, важны и отношения между самими родителями.

И родители, и родители родителей способны оказать на формирование личности ребёнка огромное влияние. Они закладывают следующие умения и ценности:

  • умение любить и принимать любовь от других;
  • понимание традиций, обычаев;
  • навыка общения и взаимодействия с противоположным полом;
  • умение оказывать и принимать помощь;
  • принципы поведения в обществе, умение выстраивать в нём гармоничные отношения.

Только в окружении близких и родных людей человек может чувствовать себя в безопасности. Он понимает, что он нужен, а это рождает уверенность в себе. А уверенный в себе человек способен справиться с любыми трудностями, преодолеть все неудачи.

Мне нравится3Не нравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector