Постановление пф рф от 02.09.2009 n 195п

Пенсионный фонд Российской Федерации это

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – самая крупная в нашей стране организация, работа которой специализируется на социальной помощи и защите населения. ПФР начал свою активную деятельность в декабре 1990 года, согласно указу Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Фонд был организован для контроля за финансами пенсионного обеспечения России.

В 1990 году  Пенсионный фонд занимался исключительно вопросами организации сборов страховых взносов, из которых впоследствии способом перерасчета формировались пенсии, пособия по инвалидности и потере кормильца. Однако, уже в 1992 году к данной функции прибавилась также функция как начисление и выплата назначенных пособий. В 2000 году был принят закон о полном переводе расчетов с пенсионерами от органов социальной защиты Пенсионному фонду.

В 1997 году был принят Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. Данный документ предписывает введение новой системы пенсионных начислений, не путем расчета пенсии из общего трудового стажа, а в зависимости от размера платежей, вносимых работодателям за время работы сотрудника. После вступления в силу этого закона был создан так называемый Информационный центр персонифицированного учета.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»  окончательно зафиксировал за Пенсионным фондом юридический статус учреждения полностью выполняющего страховые функции.

Помимо всего прочего с 2000 года Пенсионный фонд полностью отвечает за финансирование всех социальных программ, в том числе материнского капитала (с 2007 года).

После того как в 2010 году социальный налог был заменен на обязательные страховые выплаты, Пенсионный фонд получил обязательства контроля и наблюдения за страховыми взносами.

Осенью 2011 года структура ПФР включала в себя 8 управлений в федеральных округах, количество отделений составляла в общей сложности 81 на территории РФ, и 1 на территории республики Казахстан. Количество сотрудников ПФР достигает 133 тысячи человек.

На сегодняшний день Пенсионный фонд РФ выполняет следующие функции:

  1. Учет выплат обязательного пенсионного страхования.
  2. Начисление и выплаты пенсий, а также социальных пособий по инвалидности, потере кормильца и прочее.
  3. Начисление и выплаты социальных пособий ветеранам и инвалидам, а также Героям Советского Союза и РФ.
  4. Персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования.
  5. Активное взаимодействие и сотрудничество с плательщиками пенсионных взносов.
  6. Оформление и выдача сертификатов на получение материнского капитала.
  7. Управления средствами пенсионной системы, при помощи специализированных финансовых институтов.
  8. Реализация программы государственного софинансирования пенсии.

На сегодняшний день ПФР учитывает и контролирует страховые взносы 63 миллионов человек.

Если у Вас есть другое определения термина, что такое Пенсионный фонд Российской Федерации — отправьте нам его обязательно!

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Как оформить кредит без стажа работы?

Как оформить кредит без справок?

Как оформить кредит для пенсионеров?

Отпуск в кредит

Почему сложно получить ипотечный кредит индивидуальному предпринимателю?

Маленькие хитрости беспроцентного кредита

Зачем нужны кредитки?

Где взять ипотеку молодой семье?

Обзор документа

Упрощенный порядок получения услуг ПФР сохранится до конца 2021 г. Это позволит россиянам и дальше обращаться за услугами в дистанционном формате. Речь идет о дистанционном назначении пенсии через личный кабинет и по телефону, об оформлении и продлении выплат по данным информационных реестров.

Территориальные органы ПФР оказывают содействие гражданам в запросе сведений для назначения выплат. Вся справочная информация о выплатах ПФР, в том числе о тех, которые уже предоставляются, доступна в электронных кабинетах.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Структура ПФР

Согласно установленному законодательству России, ПФР является не только простым государственным учреждением, но и наделен определенными публично-властными полномочиями. Кроме этого, ПФР предоставлена специальная правоспособность, отличающая данный фонд от других государственных и бюджетных организаций.

ПФР имеет многоуровневую систему, которая централизована и имеет следующую иерархическую последовательность:

  1. Федеральный уровень, распространяющий свои полномочия полностью на всю систему.
  2. Управление в федеральных округах может влиять на структуру только внутри своего округа, объединяющего несколько субъектов страны.
  3. Территориальные отделения внутри округов на уровне субъектов РФ имеют полномочия, распространяемые только на данный регион.
  4. Местный уровень представляет управление на территории одного населенного пункта.

Подотчетность данной иерархии осуществляется от низших к высшим органам. Наивысшим органом является Правление ПФР с исполнительным органом. В регионах отделения действуют юридически самостоятельно в пределах возложенных на них индивидуальных задач. Основными из них являются:

  • осуществление расчета пенсионного обеспечения;
  • назначение выплат;
  • централизация деятельности местных управлений.

Высшее правление

Так как система иерархична, все наиболее важные функции выполняет само правление, расположенное на федеральном уровне. К их главным функциям можно отнести следующее:

  1. Решает текущие задачи по развитию пенсионной системы, а также намечает дальнейшие планы развития.
  2. Утверждает годовой бюджет, а также подтверждает его расчетными сметами.
  3. Утверждает численность штата, структуру своих подразделений в целях оптимизации бюджета.
  4. Назначает и снимает исполнительный единоличный орган ПФР, заместителей и прочих главных руководителей.
  5. Утверждает полномочия основных руководителей, дирекции, ревизионной комиссии, некоторых других лиц.
  6. Издает различные нормативные акты согласно своим полномочиям.

Под данным органом правления в прямом подчинении находится дирекция, являющаяся исполнительным органом. Она создана для реализации следующих задач:

  • формирование бюджета, а также своевременный контроль над ними;
  • составление отчетов и анализ финансов фонда;
  • оперативное управление и перераспределение средств внутри регионов при необходимости;
  • ведение бухгалтерского учета.

Таким образом, благодаря сложной иерархической системе ПФР, а также четко разделенным функциям каждого органа, осуществляется полноценное исполнение возложенных на ПФР задач.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

— средства из федерального бюджета РФ;

— добровольные взносы;

— другие поступления.

Как производится учет сведений о застрахованных лицах?

Чтобы пользоваться системой персонифицированного учета, гражданин должен пройти процедуру регистрации в системе индивидуального формирования будущей пенсии в Пенсионном фонде Российской Федерации.

В этом случае будет зафиксирован весь срок трудовой деятельности застрахованного лица, а также данные, необходимые для формирования денежных выплат: стаж, все периоды и места работы, независимо от того сколько их было, а также суммы взносов, перечисляемых работодателем. Данная информация является строго конфиденциальной.

Для непосредственного существования системы учета работодатели должны предоставляться сведения о своих работниках (работающих по трудовым договорам или договорам подряда) в ПФР, которые в обязательном порядке должны содержать:

  • ФИО, дата рождения, место проживания работника;
  • должность, место работы, дата приема и увольнения сотрудника;
  • периоды административных отпусков, временной нетрудоспособности, отпусков без сохранения заработной платы, прохождения курсов повышения квалификации;
  • сумма страховых взносов, начисленных работодателем;
  • страховой номер.

На основании этих данных сотрудниками ПФР проводится анализ трудовой деятельности работника, необходимого для начисления пенсионных выплат.

Участники обязательного пенсионного страхования, их права и обязанности

Согласно статье 4 закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ в системе обязательного пенсионного страхования участвуют следующие категории участников:

  1. Страховщики — к ним относятся государственные и негосударственные Пенсионные фонды РФ.

    • Страховщик обязан выступать гарантом по всем обязательствам пенсионных фондов и устанавливать факты выплат и перерасчета всем застрахованным гражданам.
    • Они имеют право проводить проверки страхователей и требовать устранения выявленных нарушений в установленные законодательством сроки, а также обмениваться информацией, необходимой для осуществления своей деятельности, с налоговой инспекцией.
  2. Страхователи — организации и индивидуальные предприниматели, отчисляющие налоги на пенсионное обеспечение за сотрудников.

    • Обязанности заключаются в правильной и своевременной регистрации граждан и перечислении страховых взносов в пенсионный фонд.
    • К правам страхователя можно отнести информационную поддержку граждан по вопросам пенсионного страхования, а также выплату дополнительных взносов на накопительную часть пенсии своим сотрудникам.
  3. Застрахованные лица — физические лица, собственники пенсионных накоплений.

    • Для своевременного назначения и выплаты пенсионного обеспечения в обязанности застрахованного лица входит своевременное предоставление достоверных данных страховщику.
    • Граждане имеют право получать информацию о своих сбережениях, перечисленных за него работодателем, получать страховое обеспечение из пенсионного фонда в достойном виде, а также распоряжаться средствами по своему усмотрению в рамках действующего законодательства.

Предоставление сведений персонифицированного учета в ПФР

Страхователь ежемесячно до 15-ого числа месяца, следующего за отчетным, передает индивидуальные сведения по трудоустроенным застрахованным лицам в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также в налоговую инспекцию, на основании данных, проводимых бухгалтерией организации. Помимо этого, один раз в год необходимо передавать информацию по страховому стражу работников. Данные сведения предоставляются до 1 марта года, следующего за отчетным.

Также в ПФР необходимо передавать реестры о застрахованных лицах по которым уплачены дополнительные страховые взносы (при наличии таковых), не позднее 20 дней с момента окончания квартала.

Все необходимые бланки можно получить на сайте Пенсионного фонда. В настоящее время отчетность организациями может предоставляться как на бумажных носителях, так и в электронном виде. В случае несвоевременного предоставления данных, а та же дачи недостоверной информации Российским законодательством предусмотрены штрафные санкции.

Последние поправки

Последние поправки в закон о пенсионном обеспечении граждан РФ были внесены 1 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 148. Согласно этим изменениям в статье два, в седьмом абзаце фраза «федеральных органах государственной охраны» была изменена на слова «органах государственной охраны (федеральных органах государственной охраны)».

Вам будет интересно: ФЗ 143 в новой редакции 2018 здесь:

Согласно третьей статье описываемого закона, кроме обычных граждан Российской Федерации, пенсию могут получать:

  • Лица, получившие травму при прохождении военной службы. Им полагается пенсия по инвалидности и страховая пенсия по старости;
  • Члены семей, у которых погиб родственник космонавт. Таким лицам полагается пенсия по случаю потери кормильца;
  • Участники Великой Отечественной Войны вправе получать пенсию по инвалидности и по старости;
  • Пенсия начисляется так же, как и участникам ВОВ, гражданам, получившим знак «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • Матери и отцы лиц, проходивших военную службу и получивших травму, или погибших, имеют право на получение денежных средств. Родителям полагаются средства по потере кормильца;
  • Жены, супруги которых получили травмы или погибли во время военных действий или конфликтов, вправе получать пенсию по потере кормильца;
  • Любые семьи, потерявшие кормильца также вправе получать денежные средства при предъявлении в соответствующие органы доказательств родства.

Описаны также процессы получения денежных средств лицами, имеющими несколько категорий пенсионного обеспечения. Один гражданин вправе получать пенсию по потере кормильца, по старости и за выслугу лет и т. д.

В седьмой статье описаны условия и требования для получения пенсии федеральными государственными служащими. Размеры денежных средств и сроки выслуги лет для служащих определены в приложении настоящего ФЗ о гос. пенсиях. Государственные служащие имеют право получать пенсию за выслугу лет вместе с денежными средствами по инвалидности и по старости.

Пенсия таким лицам не выплачивается в период работы в:

  • Государственной службе Российской Федерации;
  • Межгосударственном или межправительственном органе;
  • Гос. службе РФ при замещении другого лица;
  • Муниципальном органе или при замещении другого лица в муниципальном органе;
  • Государственном органе субъекта Российской Федерации.

В статье 7.2 описана система начисления и получения денежных средств гражданами, участвовавшими в испытании летной техники. Лица, участвовавшие в исследованиях и испытаниях серийной авиационной техники, парашютно-десантной и аэрокосмической техники, воздухоплавательной техники, получают пенсию за выслугу лет только в случае наличия трудового стажа в размере 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. В ситуациях, когда гражданин ушел с места работы по состоянию здоровья, трудовой стаж снижается до 20 лет у мужчин и 15 лет у женщин. Должности, размер средств и исчисление периода работы регулируется Правительством Российской Федерации.

Вам будет интересно: закон о запрете курения в общественных местах 2018. 

В статье номер 11 закона о социальных пенсиях описаны условия и требования для начисления денежных средств нетрудоспособным гражданам. В соответствии с данной статьей, пенсию имеют право получать:

  • Инвалиды с детства или лица, получившие 1, 2 или 3 группу инвалидности;
  • Граждане Российской Федерации, достигшие возраста 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Иностранные лица, проживающие на территории России и отвечающие описанному выше условию;
  • Родители, имеющие в семье детей-инвалидов;
  • Граждане, относящиеся к категориям малочисленных народов Севера и проживающих на территориях народов Севера, достигшие возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин;
  • Граждане, не достигшие 18 лет, несовершеннолетние, потерявшие одного родителя или обоих, учащиеся на очных отделениях образовательных учреждений.

Перечисленным гражданам может быть установлена также пенсия по потере кормильца, по старости или инвалидности.

Текст действующей редакции закона

ФЗ номер 166 регулирует и контролирует права граждан Российской Федерации на получение разных категорий пенсионного обеспечения. В случае, если лицо попадает под одну из перечисленных в законе категорий, рекомендуется изучить описываемый закон и обратиться в административные органы для получения помощи и денежных средств. Граждане должны иметь при себе документы, доказывающие права на получение помощи, в виде паспорта, свидетельства о смерти, медицинской справки и т. д.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Что нужно знать о пенсионных накоплениях

ознакомиться с инфографикой

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

  • формировать только страховую пенсию
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 1 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной «управляющей компании».

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Как выбрать вариант пенсионного обеспечения: с накопительной пенсией или без

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Размеры

Какую именно сумму будет получать пенсионер, зависит главным образом от того, каким количеством трудового стажа или выслуги лет он обладает, и того, насколько высокую зарплату получал.

  1. Тем, кто служил государству. Минимум можно получить выплату в размере 45% средней зарплаты. За каждый год выслуги начиная с шестнадцатого, сумма пенсии становится больше на 3% зарплаты, но не должна стать больше 75%. После вычета страховой пенсии получается размер пенсии за выслугу лет.
  2. Если проходил военную службу. Закон № 166 определяет, какие пенсии у тех военнослужащих, кто был призван на службу и высоких званий не приобрел, а был старшиной, солдатом или матросом. Если такой военный умер, члены его семьи тоже могут обратить к указанному закону за определением суммы пенсии. Другим же военнослужащим и их родным для того чтобы узнать, какая сумма им причитается, придется ознакомиться с другими законами. Если бывший военный стал инвалидом, его материальное обеспечение будет выплачиваться в сумме от 150 до 300% социальной пенсии. Конкретный размер выплаты зависит от того, какая группа инвалидности установлена и как связана причина ее возникновения со службой. Семье, которая потеряла кормильца из числа военных, выплата будет равняться 200% социальной пенсии каждому, если он погиб от военной травмы. Если же умер от болезни, полученной на службе, тогда выплата составит 150%.
  3. Если пострадал в период Великой Отечественной войны. Тем, кто жил в Ленинграде во время блокады, и стал инвалидом, выплачивается 250% социальной пенсии, если инвалидность 1 группы, 200% – 2 группы и 150% – 1 группы. Участник Великой Отечественной войны, получивший инвалидность, может претендовать на 250%, 200% либо 150% социальной пенсии при установлении 1, 2 или 3 группы инвалидности, соответственно.
  4. Пострадавшие от катастроф. Если на кого-либо оказали влияние последствия катастроф, связанных с радиацией, например, Чернобыльской, в старости он обеспечивается 250% либо 200% социальной пенсии. Признанный инвалидом, такой гражданин получит 250%. Если же он умер, оставив иждивенцев, выплата составит 250% для круглого сироты и 125% для остальных.
  5. Космонавты. Как минимум 55% зарплаты получит такой пенсионер. Начиная с 26 года выслуги для мужчин и 21 для женщин пенсия за каждый год возрастает на 3%, но не должна составить больше 85%.
  6. Летчики-испытатели. Чем больше лет выслуги и дольше испытательные полеты, тем больше сумма. Самая высокая – 1300% от социальной пенсии.
  7. Социальные пенсионеры.

3626,71 рубля:

  • Представителям малочисленных народов Севера, в частности, нанайцам, эскимосам и чукчам, если таким мужчинам исполнилось 55 лет, а женщинам 50.
  • Всем мужчинам старше 65 лет и женщинам старше 60 лет.
  • При инвалидности ІІ группы (кроме инвалидов, ставших такими в детстве).
  • Детям, у которых умер один из родителей.

8 704 рубля:

  • Если инвалидность I группы наступила в детстве.
  • Детям-инвалидам.

7 253,43 рубля:

  • При инвалидности I группы.
  • Если инвалидность I группы наступила в детстве.
  • Круглым сиротам.

3 082,71 рубля: при инвалидности I группы.

Пенсии при определенных условиях повышаются, например:

  • тем, кто живет в районах Крайнего Севера или приравненных к ним;
  • лицам, у которых есть иждивенцы;
  • если есть условия для индексации, чтобы компенсировать инфляцию.

Установленная структура ПФ РФ

Чтобы разобраться в функциях этой организации, рассмотрим ее структуру.

На сегодняшний день федеральный закон о пенсионном фонде Российской Федерации указывает следующее его устройство:

  • восемь Управлений, находящихся в Федеральных округах;
  • восемьдесят три Отделения в различных субъектах РФ;
  • одно Отделение в городе Байконур;
  • более двух с половиной тысяч территориальных управлений, расположенных во всех регионах России.

По количеству сотрудников, трудящихся в этой организации (более ста тридцати тысяч человек), ПФ России занимает ведущее место в мире, опережая другие страны.

Главенствующим органом власти этого государственного учреждения является Правление ПФР, а органом, занимающимся соблюдением исполнительных обязанностей, Исполнительная дирекция. Стоит также отметить, что территориальные управления в правовых взаимоотношениях с физическими лицами являются юридическими лицами.

Оценка деятельности

Скандалы

В феврале 2017 года Центр антикоррупционной политики партии «Яблоко» обнаружил контракт, согласно которому ПФР намеревался потратить в 2017 году без торгов на командировки 27 миллионов рублей[значимость факта?]. В мае 2017 года ФАС подтвердила нарушения при трате Фондом 150 млн рублей на командировки сотрудников.

С середины 2017 года, на основании своего внутреннего письма[какого?] (за подписью зам. председателя правления Лилии Ивановны Чижик), Пенсионный фонд РФ отказывает в оформлении ежемесячного дополнительного материального обеспечения (330 % от размера социальной пенсии) лауреатам премий Правительства РФ, выходящим на пенсию и прекращающим работать. В результате они оказываются в намного худших материальных условиях, чем лауреаты, оформившие надбавку ранее и получающие её до сих пор. Имели место судебные процессы, инициированные пострадавшими пенсионерами-лауреатами. Большая часть из них оказалась выигранной.

В июле 2019 года правоохранительными органами, по подозрению в получении взятки в особо крупном размере, задержан заместитель председателя Пенсионного фонда России Алексей Иванов. В августе того же года он освобождён от должности премьер-министром России Дмитрием Медведевым в связи с утратой доверия.

Результативность и эффективность

Удельное количество сотрудников

Пенсионный фонд России занимает первое место в мире по численности сотрудников: свыше 100 тыс. человек. Для сравнения, численность сотрудников Social Security Administration в США в два с лишним раза меньше, а население США более чем в два раза больше российского и объём пенсионных и социальных выплат почти в девять раз больше. В Японии, при сопоставимой с Россией численности населения, в Nihon Nenkin Kikou работают 27 тысяч человек, из которых лишь 15 тысяч на постоянной основе.

Однако функции Пенсионного фонда России значительно шире, чем у вышеназванных учреждений, и включают не только собственно пенсионное обеспечение, но и ведение Федерального реестра инвалидов, администрирование Единой государственной информационной системы социального обеспечения, реализацию социальных выплат, программы поддержки семей с детьми (материнский капитал), софинансирование социальных программ регионов РФ, реализацию международных соглашений.

Критика деятельности

Ограниченность полномочий

Профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова Юлия Финогенова отмечала, что на Пенсионный фонд Российской Федерации возложены крайне ограниченные обязанности по информированию его участников, к примеру, у ПФР не было обязанности информирования клиентов о возможных потерях инвестиционного дохода при смене страховщика, в результате, в некоторые годы, до 90 % переходов оказывались досрочными, а значит, убыточными. Из-за отсутствия полноценного информирования застрахованного лица о потере инвестдохода даже решившие перейти из Пенсионного фонда России (ПФР) в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) «молчуны» потеряли при досрочном переходе, поскольку могли сделать это с сохранением доходов не ранее 2020 года.

Расходы на собственное содержание

В августе 2018 года, на фоне обсуждения Законопроекта о пенсионной реформе в России, предполагающего повышение пенсионного возраста, Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание, что одной из главных причин нехватки средств на выплату пенсий в России являются непомерные и бессмысленные расходы на содержание Пенсионного фонда РФ. Инфраструктуру фонда в условиях развития информационных технологий бизнес-омбудсмен счёл затратной и ненужной, а функции ПФР предложил передать Казначейству России и Многофункциональным центрам (МФЦ)

В 2018 году для ведения пенсионных счетов россиян ПФР содержало более 110 тысяч сотрудников, принадлежащие ему здания являются самыми роскошными во всех республиканских столицах и региональных центрах, а на обслуживание самого Пенсионного фонда РФ ежегодно тратится около 1,5 % всех пенсионных накоплений россиян (это десятки миллиардов рублей). Многочисленные здания Пенсионного фонда по всей России, согласно этому плану действий, следует передать в собственность субъектов Федерации для организации центров обучения людей старшего возраста новым квалификациям. Названные меры позволили бы государству высвободить значительные резервы для выплаты пенсий без увеличения пенсионного возраста. Так как Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в настоящее время все здания ПФР принадлежат Росимуществу.

Проблемы в пенсионной системе

Государственная система пенсионного страхования – проблема, возникшая не сегодня. Количество трудоспособного населения сокращается, а иждивенцев преклонного возраста растет. В России ситуация усугубляется недоверием к государственной системе пенсионного обеспечения. Я допускаю обстановку, при которой поступлений в пенсионный фонд может не хватить для выплат. Характерный случай: в 2021 году правительство предпочло сэкономить порядка 150 млрд руб., заменив индексацию пенсий одноразовой выплатой пяти тысяч рублей. В экономическом прогнозе ВЭБа уже заложено повышение пенсионного возраста с 2021 года. Судя по плачевному состоянию пенсионного бюджета, этот прогноз с большой вероятностью сбудется. К такому решению подталкивает и демографическая ситуация со стареющим населением. Прежде чем анализировать проблему, вспомним, что такое НПФ.

Негосударственный пенсионный фонд – это юридическое лицо со статусом некоммерческой организации, которое занимается накоплением и управлением пенсионными активами. НПФ распоряжается средствами вкладчиков в установленных законодательством рамках. За управление деньгами НПФ получает вознаграждение в размере 8–15% от инвестиционного дохода. Более 90% всех пенсионных накоплений, не считая ПФР, приходится на топ-15 крупнейших НПФ.

Напомню, что будущая пенсия с 2002 года делится на 2 части: страховую и накопительную. Из 22% отчислений работодателя с ФОТ (фонда оплаты труда):

  • 16% идет в страховую часть, на текущие выплаты пенсий через ПФР;
  • 6% — в накопительную часть, которая аккумулируется на лицевом счете застрахованного.

По умолчанию накопительная часть направляется в ПФР, где ею распоряжается Управляющая компания ВЭБ (Внешэкономбанк). Гражданину дается право выбрать УК в рамках того же ПФР или перевести накопительную часть в негосударственный фонд.

До конца 2015 года каждый застрахованный должен был сделать выбор:

  1. Ничего не предпринимать и стать «молчуном», то есть, согласиться с тем, что накопительная часть объединяется со страховой в ПФР. ВЭБ вкладывает деньги в консервативные бумаги – гособлигации, акции «голубых фишек» ипотечные портфели.
  2. Перевести накопительную часть в частный НПФ. Такой выбор сделали около 35% работающих россиян. Этот процент год от года увеличивается.

В 2014 году был введен мораторий на накопительную часть, который будет действовать как минимум до 2021 года. Из-за этого НПФ лишились значительной части поступлений. Согласно отчетности Агентства по страхованию вкладов (АСВ) 34 НПФ ушли с рынка и остались должны кредиторам и будущим пенсионерам 96 млрд рублей. 30 находятся в процессе ликвидации, из них 5 имеют признаки преднамеренного банкротства. То есть, помимо политики государства, на эффективность пенсионной системы повлияла недобросовестность менеджмента некоторых фондов. На момент написания статьи, на рынке осталось 66 действующих фондов с лицензией. Это в два раза меньше, чем в 2012 году.

Рекомендую прочитать также:

Для чего инвестору Индекс промышленного производства

Индекс промышленного производства: о чём он может предупредить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector