Федеральный закон «об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской федерации» от 28.12.2009 n 381-фз (ред. от 02.07.2021)

Обзор документа

Региональным и местным властям рекомендовано:

— оказать содействие работе розничных рынков и ярмарок в многолюдных местах;

— выделять удобные места для торговли и продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для развозной торговли без проведения торгов;

— обеспечить максимальную доступность торговых точек для покупателей, увеличить количество рынков, ярмарок и торговых мест на них;

— выделить места с наиболее высокой проходимостью для фермеров и лиц, продающих продукты со своего огорода;

— устранить излишние административные барьеры для развития розничных и оптовых рынков, в том числе ограничения по ассортименту продукции;

— информировать население и предпринимателей о новых возможностях розничной торговли.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Оптовая и розничная торговля

В чем разница между оптовой и розничной торговлей? Если вы считаете, что опт – это продажа партиями со склада, а розница – штучно, то будете правы, но только отчасти. В бизнесе критерий для определения вида торговли другой, и приводится он в законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ:

  • оптовая торговля — приобретение и продажа товаров для использования их в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
  • розничная торговля — приобретение и продажа товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Продавец, конечно, не имеет возможности отслеживать, как покупатель будет использовать купленный товар, да и обязанности у него такой нет, что подтверждают письма Минфина, ФНС, судебные решения, постановления Президиума ВАС РФ (например, от 5 июля 2011 г. N 1066/11). Учитывая это, на практике отличие оптовой торговли от розничной определяется по документальному оформлению продажи.

Для розничного покупателя, который делает покупку в личных целях, достаточно кассового или товарного чека, а субъект предпринимательской деятельности должен подтверждать свои расходы документально, поэтому продажа оптом оформляется иначе.

Для оформления оптовой продажи между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи или договор поставки, который больше соответствует интересам покупателя. Расплатиться покупатель может безналичным перечислением или наличными деньгами, но при условии, что сумма покупки в рамках одного договора не превышает 100 тыс. рублей. Первичным документом для подтверждения расходов покупателя является товарная накладная ТОРГ-12. Если продавец работает на общей системе налогообложения, нужно еще выписать счет-фактуру. Кроме того, при доставке закупленного товара автотранспортом составляют товарно-транспортную накладную.

При реализации товара в розницу договор купли-продажи заменяет кассовый или товарный чек. Дополнительно могут выписываться такие же сопроводительные документы, которые выдают при оптовой торговле (товарная накладная и счет-фактура), хотя они и необязательны для розничной торговли. Сам по себе факт выдачи счет-фактуры или накладной покупателю не указывает однозначно на оптовую торговлю, но есть такие письма Минфина, в которых ведомство считает, что продажа, оформляемая этими документами, розничной не может быть признана. Чтобы избежать налоговых споров, не стоит выписывать их розничному покупателю, если он приобретает товар не для предпринимательских целей, такие подтверждающие документы ему ни к чему.

При ведении розничной торговли необходимо соблюдать Правила продажи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, и в частности, разместить в магазине уголок покупателя (потребителя). Это информационный стенд, находящийся в доступном для покупателя месте.

В уголке покупателя должна находиться следующая информация:

  • Копия свидетельства о госрегистрации ООО или ИП;
  • Копия листа с кодами ОКВЭД (обязательно указывают основной вид деятельности, если дополнительных кодов много, то их указывают выборочно);
  • Копия лицензии на алкоголь, если она есть;
  • Сообщение о запрете продажи алкоголя лицам до 18 лет, если магазин реализует такую продукцию;
  • Книга жалоб и предложений;
  • Закон о защите прав потребителей (брошюра или распечатка);
  • Правила продажи (брошюра или распечатка);
  • Информация об особенностях обслуживания льготных категорий граждан (инвалидов, пенсионеров, участников Великой отечественной войны и др.);
  • Контактные данные территориального подразделения Роспотребнадзора, контролирующего деятельность данного магазина;
  • Контактные данные руководителя организации или ИП, которым принадлежит торговая точка, или ответственного работника;
  • Если в магазине реализуют весовой товар, то рядом с уголком покупателя должны быть размещены контрольные весы.

Уголок покупателя должны иметь все розничные торговые точки, в том числе на рынках, ярмарках, выставках. Только в случае разносной торговли можно ограничиться личной карточкой продавца с фотографией и указанием ФИО, регистрационных и контактных данных.

И последнее – о выборе налогового режима при осуществлении торговли. Учитывайте, что на режимах ЕНВД и ПСН разрешена только розничная торговля, а для работы в рамках упрощенной системы налогообложения надо соблюдать лимит получаемых доходов – в 2021 году это 150 млн рублей в год. 

О сроках оплаты товаров

В соответствии с п. 7 ст. 9 Закона о торговле в случае, если торговой организацией и поставщиком продовольственных товаров заключается договор поставки с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи, срок оплаты товаров не может превышать установленного периода. Комментируемым законом в названную статью внесены изменения.

Срок годности на продовольственные товары

Срок оплаты продовольственных товаров

Старая редакция закона

Новая редакция закона

Менее чем 10 дней

Не позднее 10 рабочих дней со дня приемки товаров

Не позднее чем 8 рабочих дней со дня фактического получения товаров

От 10 до 30 дней включительно

Не позднее чем 30 календарных дней со дня приемки товаров

Не позднее чем 25 календарных дней со дня фактического получения товаров

Свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ

Не позднее чем 45 календарных дней со дня приемки товаров

Не позднее чем 40 календарных дней со дня фактического получения товаров

Описание закона

Федеральный закон «О государственном регулировании торговой деятельности» №381-ФЗ был принят участниками Государственной Думы 18 декабря 2009 года и одобрен участниками Совета Федерации 25 декабря того же года. Закон 381-ФЗ регламентирует взаимоотношения, которые могут возникать между службами государственной власти, областного управления и другими субъектами, занимающимися реорганизацией торговой деятельности, а также взаимоотношениями между субъектами при осуществлении промышленной деятельности.

В Федеральный закон №381-ФЗ от 28.12.2009 года были внесены существенные изменения в середине прошлого года (03 июля 2016 года). Отдельно стоит отметить взаимоотношения, к которым данный закон не применяется. Закон о торговле не используется во взаимоотношениях, связанных с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности, торговли на коммерческой биржи, купли-продажи ценных документов, объектов недвижимости, изделий производственно-технического назначения и тепловой энергии.

Что изменилось для интернет-магазинов

На сайте должна появиться информация о том, как направить претензию

Если покупатель чем-то недоволен, он, как и в обычном магазине, может направить претензию. Правила как именно это сделать, устанавливает предприниматель

Но важно, чтобы эта информация была на сайте. 

Покупателю должно быть понятно две вещи: форма — как писать претензию, и способ — как её отправить. Если этой информации на сайте нет, покупатель может написать претензию как угодно и отправить её хоть в директ в Инстаграме. Отвечать на претензии обязательно.

Можно отдавать заказ любому человеку, который встречает курьера по адресу доставки 

Бывает, что курьер привозит заказ на адрес, а покупателя нет дома. Вместо него дверь открывает кто-то из родственников. Раньше, особенно если речь идёт о дорогом товаре, можно было просить показать паспорт или даже доверенность. Теперь достаточно номера заказа. Если родственник клиента может назвать номер — заказ можно отдать ему.

Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации

Законом N 381-ФЗ введены специальные правила регулирования некоторых условий договора поставки продовольственных товаров, в частности условия о вознаграждении субъекта, осуществляющего торговую деятельность (покупателя по договору, далее — субъект торговой деятельности), за приобретение им товаров определенного количества и условия об оплате поставленного товара. Данным Законом установлен запрет на создание дискриминационных условий, навязывание определенных условий контрагенту по договору поставки и на использование при поставке продовольственных товаров в торговые сети договора комиссии и смешанного договора, содержащего его элементы. Кроме того, рассматриваемым Законом предусмотрено ограничение на использование посреднических договоров при продвижении продовольственных товаров, ограничение в отношении некоторых субъектов торговой деятельности, организующих торговлю через торговые сети, на приобретение и аренду дополнительной площади торговых объектов.

Данные цены вводятся на срок не более чем 90 календарных дней. Закон N 381-ФЗ регулирует условия договора поставки продовольственных товаров. Пунктом 4 ст.

9 допускается включение в цену такого договора вознаграждения, выплачиваемого субъекту торговой деятельности, за приобретение им у поставщика определенного количества товаров. Размер вознаграждения устанавливается договором, но не учитывается при определении цены товаров. Законодатель предусматривает предельный размер вознаграждения: оно не может превышать 10 процентов от цены приобретенных товаров.

Выплата вознаграждения не распространяется на приобретение отдельных видов социально значимых продовольственных товаров. Данный Закон не применяется к отношениям, связанным с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности, торговли на товарных биржах, деятельности по продаже товаров на розничных рынках, купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

Закон о торговле 381 ap 2016 новая редакция

Эту информацию необходимо размещать на официальном интернет-сайте сети. Размер вознаграждения Новый закон снизил максимальный размер вознаграждения сетям за продажу товаров с 10 до 5%. Теперь за приобретение, продвижение, логистические услуги, хранение, обработку и упаковку (при необходимости) товаров поставщик будет выплачивать сети вознаграждение, составляющее не более 5% от стоимости данных товаров. При этом не будут учитываться НДС и акциз. Выплата иных видов вознаграждения не допускается. Выплата, которую поставщик делает сети за приобретение товаров, должна быть указана в договоре поставки.

Плата за продвижение, логистические услуги, хранение, обработку и упаковку товара указывается в другом документе — договоре возмездного оказания соответствующих услуг.

Новые запреты

Торговым сетям, а также поставщикам продовольственных товаров категорически запрещается следующее (п. 13 ст. 9 Закона о торговле):

Взимать плату

Возмещать расходы

– за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты;

– за изменение ассортимента продовольственных товаров

– в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на них, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика;

– не связанные с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров

Несоблюдение названных запретов будет караться штрафом
(ч. 7 ст. 14.42 КоАП РФ):

  • для должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 1 млн до 5 млн руб.

Фз «о государственном регулировании торговой деятельности»

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) Штраф от 10 000 до 20 000 руб. – Штраф от 10 000 до 20 000 руб. – 4 Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем Штраф от 10 000 до 20 000 руб. Штраф от 50 000 до 100 000 руб. Штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Штраф от 50 000 до 100 000 руб. 5 Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.

Закон о торговле с последними изменениями

Закон о торговле 381 фз 2016 новая редакция правил охоты в российской федерации Условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом о торговле и заключенных до вступления изменений в силу (до 15 июля 2016 года), должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями до 1 января 2017 года. С указанной даты условия договоров, противоречащие Закону о торговле в новой редакции, признаются утратившими силу. Сложности перехода Выплаты поставщиков в пользу торговых сетей в настоящее время являются распространенной коммерческой практикой, так же как и оказание торговыми сетями множества дополнительных услуг поставщикам.

Аналитика Аналитические обзоры

Более того, «услуги по продвижению товаров» понимаются в новой редакции Закона о торговле очень широко: к ним относятся услуги, оказываемые поставщикам в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров (пункт 10 статьи 2 Закона о торговле). Данное разъяснение делает более понятной позицию ФАС России по отношению к произошедшим изменениям, однако ряд вопросов остается открытым. Например, прямо не разъяснено, как должны соотноситься две составляющие выплат торговым сетям: должны ли фиксированные суммы за оказание услуг устанавливаться в отношении каждой партии товаров и, соответственно, входить в пять процентов цены каждой из партий, либо они могут определяться на какой-либо период, и их размер должен рассчитываться исходя из совокупной цены товара за весь установленный период.

В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о торговле в новой редакции размер выплат поставщика в пользу торговой сети ограничивается пятью процентами от цены приобретенных продовольственных товаров. При этом в данную сумму включается как вознаграждение торговой сети за приобретение определенного количества товаров, так и плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров и иных подобных услуг. Перечень услуг, подпадающих под данное ограничение, является открытым.

Изменения в Закон о торговле также повлекли за собой изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ). В частности, диспозиция части 1 статьи 14. 42 КоАП РФ была приведена в соответствие с новым ограничением на выплаты поставщиков в пользу торговых сетей. При этом вид и размер административной ответственности не изменились: за соответствующее нарушение предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц – от 1 до 5 млн рублей. Для приведения схем взаимодействия торговых сетей с поставщиками в соответствие с новыми ограничениями установлен переходный период. Условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом о торговле и заключенных до вступления изменений в силу (до 15 июля 2016 года), должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями до 1 января 2017 года.

С указанной даты условия договоров, противоречащие Закону о торговле в новой редакции, признаются утратившими силу. При этом вторая составляющая не может быть включена в договор поставки, так как это противоречит части 12 статьи 9 Закона о торговле, предусматривающей запрет на включение в договор поставки условий об оказании услуг в отношении поставляемого товара. Вместо этого такая плата должна быть установлена договором возмездного оказания услуг и должна определяться не в процентном выражении, а в фиксированном размере.

Основные принципы и задачи Закона

Согласно Закону N 381-ФЗ государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

  • установления требований к ее организации и ведению;
  • антимонопольного регулирования и информационного обеспечения;
  • государственного и муниципального контроля (надзора).

Отметим, что перед законодателями стояло как минимум две задачи: обеспечить соблюдение прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, а также сбалансировать экономические интересы указанных хозяйствующих субъектов, обеспечив при этом соблюдение прав и законных интересов населения.

Новый Закон, по мнению чиновников, должен благотворно повлиять на развитие торговли в целом, сделать товары для населения более доступными и сформировать здоровую конкуренцию в этой области.

В п. 1 ст. 3 Закона N 381-ФЗ отмечено, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом, настоящим Законом, Законом о защите прав потребителей <3>, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

<3> Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1.

О вознаграждении в связи с выполнением объема закупок

С момента вступления Закона о торговле в силу действовало следующее правило: соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого организации-покупателю, в связи с приобретением ею у поставщика определенного количества продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров (п. 4 ст. 9 Закона о торговле).

Комментируемым законом размер вознаграждения снижен до 5%. Более того, вознаграждение по новым правилам включает в себя:

  • вознаграждение в связи с приобретением торговой организацией у поставщика продовольственных товаров определенного количества продовольственных товаров;
  • плату за оказание услуг по продвижению товаров (что подразумевается под данным термином, смотрите выше), логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг.

Превышение совокупного размера вознаграждения более чем на 5% от цены приобретенных продовольственных товаров может повлечь наложение административного штрафа (абз. 1 ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ в новой редакции):

  • на должностных лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 1 млн до 5 млн руб.

7 ноября 2016комментарий к федеральному закону от 03. 07. 2016 № 272-фз

Закона № 381-ФЗ установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров. Аналитика аналитические обзоры Статья 392 ТК РФ дополнена нормой устанавливающей, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. зменения КоАП РФ направлены на ужесточение административной ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы права (в новой редакции изложены положения ст. 5. 27 КоАП РФ). Закона № 381-ФЗ было установлено, что торговая сеть – это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. С 15. 07. 2016 г. С 15 июля 2016 года под торговой сетью понимается совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. С 15 июля 2016 года определено, что понимается под услугами по продвижению товаров.

Уведомление о начале деятельности

Обязанность сообщать о начале работы установлена законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ для некоторых видов деятельности, среди которых есть и торговля. Относится это требование только к розничным и оптовым продавцам, осуществляющим деятельность по следующим кодам ОКВЭД:

  • 47.11 — Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах
  • 47.19 — Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах
  • 47.21 — Торговля розничная фруктами и овощами в специализированных магазинах
  • 47.22 — Торговля розничная мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах
  • 47.23 — Торговля розничная рыбой, ракообразными и моллюсками в специализированных магазинах
  • 47.24 — Торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах
  • 47.29 — Торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах
  • 47.75 — Торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах
  • 47.8 — Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках
  • 46.32 — Торговля оптовая мясом и мясными продуктами
  • 46.33 — Торговля оптовая молочными продуктами, яйцами и пищевыми маслами и жирами
  • 46.36.4 — Торговля оптовая хлебобулочными изделиями
  • 46.38 — Торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, включая рыбу, ракообразных и моллюсков
  • 46.38.21 — Торговля оптовая гомогенизированными пищевыми продуктами, детским и диетическим питанием
  • 46.39.1 Торговля оптовая неспециализированная замороженными пищевыми продуктами
  • 46.45.1 Торговля оптовая парфюмерными и косметическими товарами, кроме мыла
  • 46.49.42 Торговля оптовая играми и игрушками
  • 46.73.4 Торговля оптовая лакокрасочными материалами
  • 46.75.1 Торговля оптовая удобрениями и агрохимическими продуктами

Обратите внимание: если вы просто указали эти коды ОКВЭД при регистрации, но пока не планируете по ним работать, то подавать уведомление не надо. Порядок подачи уведомления установлен Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г

№ 584. Необходимо до начала реальной работы представить в территориальное подразделение Роспотребнадзора два экземпляра уведомления – лично, заказным письмом с уведомлением и описью вложения или электронным документом, подписанным ЭЦП

Порядок подачи уведомления установлен Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584. Необходимо до начала реальной работы представить в территориальное подразделение Роспотребнадзора два экземпляра уведомления – лично, заказным письмом с уведомлением и описью вложения или электронным документом, подписанным ЭЦП.

В случае изменения юридического адреса продавца (места жительства ИП), а также изменения места фактического осуществления торговой деятельности нужно будет в 10-дневный срок сообщить об этом в отделение Роспотребнадзора, куда ранее было подано уведомление. Заявление об изменении сведений о торговом объекте подается в произвольной форме.

Понятия, термины, определения

Основные понятия, используемые в Законе о торговле, содержатся в ст. 2. Комментируемым законом внесены корректировки в определение «торговая сеть».

Старая редакция закона

Новая редакция закона

Торговая сеть

Совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации

Совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации

Кроме прочего, введено новое понятие – «услуги по продвижению товаров». Под ними понимаются услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем (п. 10 ст. 2 Закона о торговле):

  • рекламирования продовольственных товаров;
  • осуществления их специальной выкладки;
  • исследования потребительского спроса;
  • подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах;
  • осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector