Статья 77 зк рф. понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
Содержание:
- Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения, плюсы и минусы
- Ухудшение качества земель
- Что требуется для начала строительства
- Специфика правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения
- Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения
- Классы и группы земли сельскохозяйственного назначения весьма разнообразны.
- Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2015 г. N ОГ-Д23-10238 «О рассмотрении обращения»
- Шаг №2: изучаем правила застройки
- Что подразумевается под формами деятельности?
- Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения, плюсы и минусы
По общему правилу для признания надела таковым должны соблюдаться следующие требования:
- земли должны находиться внутри границ населенных пунктов и районов, не допускается выдел подобных участков;
- целью использования может выступать только ведение сельского хозяйства.
До 2008 года не учитывались границы городов, поселков и станиц. В законе было указано, что должна быть проведена черта между наделами и поселениями, но уточнение этого критерия позволило привести в соответствие нормы земельного законодательства.
Состав земель сельскохозяйственного назначения определяется не только границами полезной площади, пригодной для посадок культур, но и иными территориями, которые способствуют сохранению свойств надела, а именно:
- лесополоса (насаждения деревьев, защищающие угодья от ветров и пыли);
- земли, по которым производится прокладка коммуникаций (например, укладывается система полива и удобрения);
- территория, занятая дорогой внутри границ сельхоз земли;
- водоохранные объекты (естественные пруды и искусственные водотоки); здесь исключается возможность использовать водную акваторию для коммерческих целей или иных отличных от сельскохозяйственных целей;
- дозволительно сооружать на территории здания, которые предназначены для сельхозпродукции;
- использовать наделы для охотничьего хозяйства.
Основными преимуществами таких земель является целевое использование, в том числе и для извлечения прибыли. Несмотря на то что в большинстве случаев сельскохозяйственные угодья сдаются в аренду, законом не запрещено выращивать и реализовывать продукцию.
Предусмотрено, что земли сельхозназначения могут использоваться для прокладки линейных объектов (ЛЭП, газовых труб иного трубопровода) без перевода их назначения в иное. Из надела должна быть вычленена охранная зона, а сама прокладка допустима только при наличии разрешения и проекта рекультивации.
Последнее, что следует выделить при установлении целей сельхозземель – удаленность от границ населенных пунктов. Так, допустимо целевое рациональное использование (для нужд сельского хозяйства) земель, которые удалены от города или иного поселения на расстоянии не более 30 километров.
Ухудшение качества земель
Доля сельскохозяйственных угодий в перспективе может уменьшиться из-за интенсивного ухудшения качества земель. Это вызвано такими основными факторами:
- Нерациональное, истощительное и потребительское использование земель. Из-за того, что сельскохозяйственное производство ведется с нарушениями технологий и экологических требований, угодья подвергаются деградации и теряют плодородные свойства. Практика рекультивации нарушенных земель практически полностью отсутствует.
- Ветровая и водная эрозия. Эта проблема характерна для 70 % пахотных земель РФ. Плодородный слой уничтожается очень быстро, а восстановление происходит крайне медленно (2,5 см за 500 лет).
- Заболачивание, подтопление и затопление земель. Эта проблема характерна для 12 % сельскохозяйственных угодий страны. Заболачивания свойственны для Северо-Западного, Уральского, Центрального, Приволжского, Южного, Дальневосточного и Сибирского регионов.
- Опустынивание земель. Это засоление, солонцевание, что делает невозможным выращивание сельскохозяйственных культур. Проблема характерна для Приволжского, Сибирского и Южного региона.
- Дегумификация почв. Речь идет о резком снижении концентрации питательных веществ, что может быть связано с интенсивным использованием почв, прекращением внесения удобрений, игнорированием почвозащитных мероприятий.
- Загрязнение химическими веществами и захламление отходами. Проблема связана с чрезмерным внесением химических удобрений, соседством с промышленными предприятиями или несанкционированной организацией свалок.
Что требуется для начала строительства
Для постройки дома на садоводческом участке требуется получить разрешение на строительство на землях сельхозназначения, для этого уже недостаточно иметь Устав садоводческого товарищества, где прописаны все ограничения и правила.
Для начала строительства потребуется собрать множество документов. В первую очередь потребуется согласовать постройку, затем утвердить план строительств. После чего приступить непосредственно к сбору документов.
С 01.01.2019 введен уведомительный порядок строительства и оформления права собственности. То есть перед началом стройки необходимо обратиться в местные органы власти. В уведомлении следует указать:
- ФИО и адрес владельца участка;
- паспортные и контактные сведения;
- номер участка по кадастру;
- ссылки на правоустанавливающие документы на участок;
- информацию о видах разрешенного использования;
- параметры будущего дома.
Следует помнить, что высота дома не может превышать 20 метров и трех этажей. Разрешается постройка на землях сельхозназначения категории садоводческого и дачного товарищества:
- индивидуальных жилых домов;
- коттеджей;
- дачных домиков.
Если необходима постройка нескольких сооружений на таком участке, потребуется их оформить. При этом одна постройка будет оформлена как дом для проживания в течение круглого года, остальные будут отнесены к категории гостевых и временных построек.
На фермерских землях возможно построить коттедж и ферму для того, чтобы проживать с комфортом, а также обеспечивать должный уход за животными. При этом кадастровый паспорт участка, независимо от размера, должен содержать категорию земли. Также должна быть документация с обоснованием и доказательством целевого использования земли.
Если дом построен без разрешительной документации на участке, который для этого не предназначен, в дальнейшем это приведет к крупным неприятностям. Например,строительство дома на землях сельхозназначения в 2020 году без разрешительной документации может быть обременено последствиями:
- постройка решением суда признается незаконной;
- накладывается штраф от 1 до 50 тысяч рублей в зависимости от того, на каком участке построен дом, и кто является застройщиком;
- выносится решение о сносе дома при наличии серьезных оснований, например, если постройка наносит ощутимый вред окружающему пространству, чужому имуществу, ограничивает интересы и права других лиц.
Их сказанного выше можно сделать вывод, что земли сельхозназначения разрешается использовать только по прямому назначению, а именно для различных видов сельскохозяйственного производства. Разрешается строить сезонные или технические постройки.
Капитальные строения для постоянного проживания допускаются только на территории фермерских и садоводческих участков.
Если у вас возникли вопросы, то можете задать их нашему земельному юристу.
Многие городские жители мечтают иметь собственный дом где-то вдали от города, в живописном тихом местечке, на берегу водоема.
Но не все знают, что построить такой желанный домик можно не на любом понравившемся участке, понравившемся визуально.
Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Если же вам перед началом строительства предстоит сначала купить землю – лучше выяснить ее категорию и ВРИ еще до начала сделки, иначе деньги могут быть вложены не туда.
Даже при строительстве дома или дачи на собственном, уже имеющемся, земельном участке необходимо иметь уверенность, что использовать под строительство данную землю не запрещено законом.
Специфика правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения
Правовой режим использования сельхозземель регламентирован Гражданским и Земельным кодексами, а также Законом РФ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Примечательно, что под регулятивное воздействие последнего не подпадают участки предоставленные под личное подсобное хозяйство, гаражное строительство, а также те, на которых размещена недвижимость.
Основные положения, отображающие специфику правового режима сельхозземель:
Сохранение целевого использования участков сельхозназначения.
Принцип оговорен ст. 1 вышеназванного Закона № 101-ФЗ и во многом декларативен. Прямого запрета на смену целевого назначения и/или разрешенных способов использования в отечественном законодательстве нет.
Исключение: продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по муниципальному району либо городскому округу признаются особо ценными. В отношении таких земель может быть принято решение о недопустимости их использования для целей, не связанных с производством сельхозпродукции (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).
Установление граничной площади сельхозугодий, расположенных на территории муниципального района/округа, могущих находиться в собственности одного лица.
В силу п. 2 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ ограничение определяется региональным законом, однако не может быть меньшим 10% сельхозугодий соответствующего района/округа.
Возможность установления минимальной площади участков сельхозназначения региональным законом.
Это право, а не обязанность региональных властей (п. 1 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ). Если лимит установлен, он должен равняться минимальной площади участка, предоставляемого для ведения фермерского хозяйства (п. 1 ст. 19.1 того же Закона). Представители аграрной науки ратуют за установление минимальных размеров участков сельхозназначения повсеместно. Мотивация: дробление сельхозугодий сводит к минимуму возможности рационального землепользования.
Запрет передачи сельскохозяйственных земель в собственность иностранцам, иностранным компаниям.
Ограничение распространяется на субъекты хозяйствования, зарегистрированных на территории РФ, если хотя бы 50% их статутного фонда находятся в собственности иноземных лиц или компаний. Примечательно, что иностранцы и иностранные компании вправе получать сельхозугодья в аренду.
Установление за публичными образованиями (субъектами РФ, а в случаях, оговоренных региональным законом, муниципалитетами) права приоритетного выкупа сельхозугодий на случай их продажи.
Во всех случаях, кроме продажи сельскохозяйственных земель с торгов их собственник обязан уведомить компетентный орган о факте продажи, объекте договора и продажной цене. Если в течение 30 суток поступил отказ либо уведомление было проигнорировано, продавец вправе заключить договор с выбранным им покупателем.
Договор, заключенный с нарушением права приоритетного выкупа, никчемен. Сегодня случаи использования публичными образованиями права приоритетного выкупа в России редки.
Глава III Федерального закона РФ № 101-ФЗ посвящена обороту долей в праве общей собственности на участки сельхозназначения. Законодатель не решился императивно установить минимальные площади участков сельхозназначения для обеспечения рационального землепользования и планирования мероприятий по поддержанию и восстановлению плодородия почв. Однако он разными способами предотвращает их дробление.
Одним из них можно считать признание оборотоспособности долей без выделения участков в натуре. Долю можно продать, подарить, обменять, передать в залог или ипотеку. Сложилась судебная практика, в рамках которой собственникам малозначимых долей сельскохозяйственных участков судьи отказывали в выделении доли, назначая соразмерную компенсацию.
Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения
Обычно государство не вмешивается в вопросы реализации собственникам принадлежащих им прав по владению, пользованию и распоряжению законно приобретенным имуществом. Ненужную вещь можно отложить на потом, сломать или выкинуть. Но земли – это народное достояние, ценное и охраняемое имущество.
По этой причине в рамках Гражданского кодекса России законодатель установил возможность принудительного прекращения права собственности в случаях:
- неиспользования земель (ст. 284);
- ненадлежащего или нецелевого использования (ст. 285).
Положения названных статей являются общими и могут применяться к землям разного целевого назначения. Однако для сельхозземель они особо актуальны. Дело в том, что неиспользование пахотных земель (прекращение их обработки, полива, мелиоративных работ) само по себе может нанести неисправимый вред.
Земли могут истощиться, высохнуть, заболотится, зарасти древесной растительностью, быть заселенными вредителями. Приведение таких земель в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению, может быть утруднено и связано со значительными расходами.
Изъятие неиспользуемых участков возможно, если их целевое назначение связано с сельским хозяйством или строительством. Основанием изъятия признается неиспользование в течение 3 лет.
Использование не по назначению может заключаться в самовольной застройке, складировании стройматериалов или мусора, устройстве автостоянки. Срока длительности правонарушения не оговорено. Это означает, что компетентному органу достаточно установить факт ненадлежащего использования участка.
Случается, что земля используется по назначению, однако с нарушением принципов рационального землепользования, что приводит к истощению слоя гумуса, эрозии, иссушению или заболачиванию. Кроме того, возможна излишняя интенсификация использования земель – внесение множества удобрений, пестицидов, химикатов для повышения урожайности. Это может послужить основанием для изъятия земель по мотивам причинения вреда окружающей среде.
Компетентный орган принимает административное решение об изъятии. Если собственник согласен, участок продается с торгов, если же нет, то компетентный орган обращается в суд.
Примечательно, что факт изъятия не исключает возложение на правонарушителя обязательств компенсировать вред, причиненный его неправомерными действиями. Кодексом об административных правонарушениях оговорена ответственность за нецелевое использование участков в форме внушительного штрафа.
Для граждан максимальная сумма составляет 1%, для организаций – 2% кадастровой стоимости участка. При этом сумма штрафа для граждан не может быть меньшей 10 тыс. руб., для организаций – 100 тыс. руб.
Классы и группы земли сельскохозяйственного назначения весьма разнообразны.
Земли сельскохозяйственного использования отличаются от земель сельскохозяйственного производства, хотя они находятся в одной и той же категории земель – сельскохозяйственной, на основании Земельного Кодекса РФ.
К землям сельскохозяйственного использования относятся земельные угодья, которые могут относиться и к другим земельным категориям, например, населенных пунктов или промышленности, лесного фонда.
В документах это обычно выглядит так: «Категория земли — населенные пункты, разрешенное использование-для крестьянско-фермерского хозяйства». Считается, что такое разрешенное использование носит временный характер, земля передана для конкретных сельскохозяйственных целей гражданам или юридическим лицам для организации сельхозпредприятия. Это могут быть склады, административные здания, дороги и другими объектами инфраструктуры, обеспечивающими процесс сельхозпроизводства.
В статье 77 Земельного Кодекса РФ говорится о том, что землями сельскохозяйственного назначения считаются земли, находящиеся за пределами населенного пункта. Но мы встречаем не единичные случаи, когда земля сельскохозяйственного назначения находится в границах населенного пункта. Таким землям присваивают название — для сельскохозяйственного использования.
Земли сельскохозяйственной категории для сельскохозяйственного использования, находящиеся в границах населенного пункта подлежат изменению их правового статуса на «дачное строительство» или «для индивидуальной жилищной застройки» так как на такие земли и строения на этих землях распространяются статьи Градостроительного кодекса РФ.( ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГСК РФ)
Поэтому сейчас изменить разрешенное использование с сельхозпроизводства, личного подсобного хозяйства, крестьянско-фермерского хозяйства на дачное строительство и ли жилое строительство можно только путем включения земли в границы населенного пункта или присоединения к уже существующему ДНП( дачное некоммерческое партнерство) или СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество). Если участки действительно фактически соприкасаются.
Если такая земля находится за пределами населенного пункта и даже не соприкасается с ним, то ее можно использовать как по прямому целевому назначению, так и по вспомогательному.
По функциональному назначению земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на две группы:
-сельскохозяйственные угодья (пастбища, сенокосы, пашня, многолетние насаждения)
— несельскохозяйственные угодья (лесопосадки, лесопокрытые, водопокрытые территории, дороги, постройки, сооружения и т.п.).
Сельскохозяйственные угодья – это высокоплодородная земля, на которой можно сажать овощи, зерновые, бахчевые и другие культуры, выращивать сады и плодовые кустарники. Такие земли не подлежат переводу в другие категории вообще, так как находятся под особой охраной государства. Самым ценным видом сельхозугодий является пашня.
Как правило, земля с разрешенным использованием — для сельскохозяйственного использования( несельскохозяйственные угодья) имеет низкую кадастровую стоимость, значит низкого качества, поэтому выращивать овощи, злаковые и другие полезные культуры просто не получится, но можно использовать для других целей- для дорог вдоль полей, для линий электричества, для постройки гаражей и ремонтных мастерских обслуживающих сельхозтехнику, для водных объектов, складов, малых предприятий по переработке сельхозпродукции и других целей.
Очень жаль, что современные кадастровые паспорта не отражают эти данные для владельцев участков сельскохозяйственного назначения и приходится разыскивать эту ценную информацию в различных других источниках. Эта информация используется при определении кадастровой стоимости каждого участка. Чем выше стоимость, тем плодороднее земля.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2015 г. N ОГ-Д23-10238 «О рассмотрении обращения»
3 сентября 2015
Департаментом недвижимости Минэкономразвития России рассмотрен вопрос разъяснения норм приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее — приказ N 540, Классификатор), и сообщает следующее.
1. Принятие Классификатора было обусловлено положениями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и направлено на упорядочение составления правил землепользования и застройки, упорядочение государственного кадастрового учета объектов недвижимости, ведения единого автоматизированного документооборота на всей территории Российской Федерации, упрощения землепользования.
2. Следует отметить, что до издания классификатора, при установлении видов разрешенного использования органы самостоятельно определяли наименование вида разрешенного использования. Вместе с тем после вступления в силу приказа N 540 виды разрешенного использования в правилах землепользования и застройки устанавливаются в соответствии с классификатором.
3. Органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, если они были приняты до вступления в силу приказа N 540, однако если виды разрешенного использования устанавливаются или изменяются в правилах землепользования и застройки после 24.12.2014, то виды разрешенного использования должны соответствовать классификатору.
Так, согласно пунктам 12, 13 статьи 34 названного федерального закона до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения ГКН о разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» уполномоченные органы обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки, об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Отмечаем, что виды разрешенного использования применяются не только в связи с предоставлением земельных участков, но и действуют в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
Дополнительно сообщаем, что Минэкономразвития России планирует внесение соответствующих изменений в приказ N 540 по результатам обобщения практики применения Классификатора видов разрешенного использования.
Врио директора Департамента недвижимости | М.В. Бочаров |
Шаг №2: изучаем правила застройки
Далее вам понадобится еще один важнейший документ – правила землепользования и застройки (ПЗЗ). В ПЗЗ дается детальное описание, что можно и чего нельзя делать с землями той или иной категории. И земля со статусом СХ-1 в Ярославской области может быть совсем иной, чем та же СХ-1, но в Московской.
Основная задача — сравнить статус земли вашего участка в кадастровых документах, и убедится, что тот же участок на Генплане имеет тот же вид использования, а в ПЗЗ конкретно этот тип зоны описан так, что позволяет вам на нем строить дом.
Сравните, например, описание зон в ПЗЗ одного из районов МО. В нем установлены 4 вида сельхоз земель:
СХ-1
Зона сельскохозяйственных угодий СХ-1 установлена для закрепления (!) территорий сельскохозяйственных угодий, поскольку данный вид назначения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения имеет приоритет в использовании и подлежит особой охране.
Назначение территории: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
СХ-2
Зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства, установлена для обеспечения возможности размещения объектов сельскохозяйственного назначения и для ведения гражданами (!) дачного хозяйства, садоводства.
СХ-3
Зона сельскохозяйственного производства СХ-3 установлена для ведения сельскохозяйственного производства (!), обеспечения деятельности фермерских хозяйств, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе, для размещения объектов капитального строительства, необходимых для сельскохозяйственного производства.
СХ-3-1
Зона сельскохозяйственного производства и садоводства установлена для ведения сельскохозяйственного производства, обеспечения деятельности фермерских хозяйств, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе, для размещения объектов капитального строительства, необходимых для сельскохозяйственного производства, а также для ведения садоводства.
Для каждой из этих 4-х зон установлены так называемые ВРИ (виды разрешенного использования). Они бывают основные, вспомогательные и условные (УВРИ). По основным видам участок можно использовать без проблем и согласований. А вот на У (условные) ВРИ, если вы хотите их применить, придется запрашивать разрешения — использовать такой участок не по назначению нельзя.
Так, например, собственнику земельного участка сельскохозяйственного назначения, на котором он построил кафе, грозит административная ответственность и штраф, размер которого может доходить до 200 тыс. рублей и выше или от 0,3 до 10 % от кадастровой стоимости земельного участка (ст. 8.8 КоАП РФ, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») в зависимости от ситуации.
Но в отличие от магазина или гостиницы, которые не могут появится на сх земле, строительство некапитального дома для сезонного проживания легко обосновать необходимостью ухода за посадками и охраны выращенного урожая. Обосновать то легко, но только если в ПЗЗ прямо не указано, что никакая застройка участка невозможна в принципе.
Что подразумевается под формами деятельности?
Каждый установленный вид допускает только соответствующую форму сельскохозяйственной деятельности, обозначенную шифром.
Справка: Шифр 1.0 классификатора является общим (базовым) для категории и включает в себя все остальные виды разрешённого использования земель сельхозназначения.
Основной состав
- Коды категории с 1.1 до 1.18 включают в себя специальные виды разрешенного использования сельхозземель. Они тоже могут подразделяться на подвиды. Например, растениеводство (1.1) включает в себя подвиды с кодами 1.2-1.6. На таких ЗУ разрешено:
- Выращивание зерновых и бобовых, иных полевых, масличных, эфиромасличных и кормовых культур.
- Выращивание картофеля, листовых, луковичных, плодовых и бахчевых культур. Допускается пользование теплицами.
- Производится разведение чая, лекарственных и цветочных насаждений.
- Выращивание многолетних плодовых деревьев, ягодных, виноградных и других многолетних культур.
- Используется под посадку льна и конопли.
- Следующая группа – животноводство (1.7), в которую входит несколько подвидов деятельности, связанных с этой отраслью и обозначенных кодами 1.8-1.11. Для скотоводства используют массивы с шифром 1.8, здесь разрешено разведение сельскохозяйственных животных:
- крупного рогатого скота;
овец и коз;
- лошадей, верблюдов и оленей.
Также разрешается:
- сенокошение и производство кормов;
- использование земель с/х назначения для выпаса сельскохозяйственных животных;
- строительство зданий и сооружений для содержания и разведения перечисленных животных (о том, что можно и что нельзя строить на землях сельскохозяйственного назначения, говорится в нашем материале);
- разведение племенных животных;
- производство и использование племенного материала.
Массивы с шифром 1.9 используют для звероводства. Здесь предусмотрено:
- разведение ценных пород пушных зверей;
строительство зданий и сооружений для содержания и разведения животных;
производство, хранение и первичная переработка продукции;
разведение племенных пород и их производство.
Участки с шифром 1.10 используются под разведение птицы, в том числе – водоплавающей. Здесь допускается строительство птицеферм и размещение пунктов первичной переработки.
Территории с шифром 1.11 предназначены для свиноводства, где допустимо размещать свинофермы, включающие пункты первичной переработки мяса животных.
Остальное производство
Остальные формы деятельности на соответствующих площадях включают в себя:
- Разведение пчёл, размещение ульев и пасечного оборудования (12). Допускается разведение иных полезных насекомых.
- Разведение и содержание рыбы, её первичная переработка (1.13).
- Использование под научную деятельность для селекции и выведения гибридов культур, развития опытных хозяйств (1.14).
- Размещение пунктов по первичной и глубокой переработке продукции (1.15).
- Ведение ЛПХ для физических лиц, без разрешения на капитальное строительство (1.16).
- Выращивание, реализацию подроста деревьев, кустарников и сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян (1.17).
- Строительство машинно-транспортных (МТС)и ремонтных станций (РТС), ангаров, гаражей. Размещение амбаров, хранилищ, водонапорных башен и трансформаторов (1.18).
Внимание: Данная классификация видов деятельности может касаться только сельского хозяйства или вспомогательных работ
Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ). Они в основном используются сельскохозяйственными предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством товарной сельскохозяйственной продукции.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, залежи, земли,занятыемноголетниминасаждениями(сады, виноградники и др.), имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья. К их числу относятся прежде всего сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний районный уровень.
Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, не пригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель худшего качества по кадастровой стоимости.
Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Этот фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд при добровольном отказе от земельного участка либо при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных федеральными законами. В него также включаются земельные участки, когда нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял земельный участок в наследство, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства на земельный участок.
В ЗК РФ предусматривается целевое использование земель сельскохозяйственного назначения. Они могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.
Субъектами использования сельскохозяйственных земель признаются:
- граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
- хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
- некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
- казачьи общества;
- опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательные учреждения;
- общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.