Законодательство российской федерации об обороте земель сельскохозяйственного назначения
Содержание:
- Восстановление земельного пая
- Как перевести земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения?
- Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения
- Межевание сельхозугодий
- Определение доли
- Строительство на землях сельскохозяйственного назначения
- Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств
- Можно ли строить дом на землях сельхозназначения
- Законы о земле сельхозназначения
- Что говорит Закон о землях сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
- Отчуждение земель при нарушении закона
- Что требуется для начала строительства
Восстановление земельного пая
Как и при потере любого другого выданного документа, земельный пай можно восстановить. Однако здесь следует понимать, что сравнивать сертификат на землю с паспортом нельзя — разница в юридическом смысле здесь весьма ощутима. Процедура восстановления паспорта или, например, домовой книги отнимет у вас значительно больше усилий, чем получение нового земельного пая. Это объясняется тем, что восстановление самого бланка паевого сертификата может и не понадобиться. Согласно статье 18 (глава 4) ФЗ земельный пай имеет одинаковую юридическую силу с выпиской из ЕГРЛ.
https://youtube.com/watch?v=xAep4DPadY8
Что это означает на практике? Нормы, указанные в вышеупомянутой статье закона, позволяют в случае утери пая его не восстанавливать, а воспользоваться получением выписки из реестра. Поскольку все данные о владельцах земельных участков (в том числе и находящихся в долевой собственности) занесены в единую электронную базу, для использования документа, свидетельствующего о владении долевой собственностью, достаточно посетить местный многофункциональный центр или управление Росреестра, где в течение считанных минут вы получите необходимую выписку. Кроме того, для большего удобства граждан предоставление выписок ЕГРЛ и других документов можно также заказать в электронной форме через интернет.
Как перевести земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения?
За переводом участков из сельскохозяйственных земель в другую категорию обращаются, когда надо построить коммерческие или промышленные здания, жилые дома или организовать иную деятельность, не предусмотренную текущим назначением. В процессе придется учитывать положения Земельного кодекса РФ и других нормативных актов. В некоторых ситуациях изменение категории запрещено (например, когда экологические эксперты не согласовывают процедуру).
Перевести участок из сельскохозяйственных земель в другую категорию можно, но не во всех случаях. Это допускается в целях консервации земли, добычи полезных ископаемых, строительства ЛЭП и других предусмотренных законом случаях. Перед сменой категории надо убедиться, что земельный участок не относится к особо ценным сельскохозяйственным угодьям, не мелиарирован, на территории не выращиваются особо ценные с/х культуры. Иначе в удовлетворении заявления откажут. Если же перевод из сельхозземель доступен, необходимо:
- Собрать пакет документации (проект землеустройства с обоснованием смены категории, выписка с информацией об участке, удостоверение личности заявителя, заключение экологической экспертизы и другие – зависит от ситуации);
- Подать документы и заявление в уполномоченный орган (в ходатайстве указывают кадастровый номер участка, текущую и желаемую категорию, обоснование перевода и какие права на землю есть у заявителя);
- По результатам рассмотрения обратившемуся лицу направляют акт о смене категории или отказ в таком действии.
Сложнее всего приходится на этапе сбора документов. Проект землеустройства, где приводятся доводы и аргументы в пользу перевода надела в другую категорию, придется утверждать. От заключения экологической экспертизы зависит, изменят назначение или нет. Да и заявление надо составить по всем требованиям закона.
На вынесение решения дается от 2 до 3 месяцев. Точный срок зависит от органа, рассматривающего заявление. В течение двух недель постановление о переводе земли в новую категорию направляется заявителю. Затем данные вносятся в государственный реестр. Юристы нашей компании ускорят процедуру и исключат малейший риск отказа. Можете нам доверить изменение назначения участка.
Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения
Обычно государство не вмешивается в вопросы реализации собственникам принадлежащих им прав по владению, пользованию и распоряжению законно приобретенным имуществом. Ненужную вещь можно отложить на потом, сломать или выкинуть. Но земли – это народное достояние, ценное и охраняемое имущество.
По этой причине в рамках Гражданского кодекса России законодатель установил возможность принудительного прекращения права собственности в случаях:
- неиспользования земель (ст. 284);
- ненадлежащего или нецелевого использования (ст. 285).
Положения названных статей являются общими и могут применяться к землям разного целевого назначения. Однако для сельхозземель они особо актуальны. Дело в том, что неиспользование пахотных земель (прекращение их обработки, полива, мелиоративных работ) само по себе может нанести неисправимый вред.
Земли могут истощиться, высохнуть, заболотится, зарасти древесной растительностью, быть заселенными вредителями. Приведение таких земель в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению, может быть утруднено и связано со значительными расходами.
Изъятие неиспользуемых участков возможно, если их целевое назначение связано с сельским хозяйством или строительством. Основанием изъятия признается неиспользование в течение 3 лет.
Использование не по назначению может заключаться в самовольной застройке, складировании стройматериалов или мусора, устройстве автостоянки. Срока длительности правонарушения не оговорено. Это означает, что компетентному органу достаточно установить факт ненадлежащего использования участка.
Случается, что земля используется по назначению, однако с нарушением принципов рационального землепользования, что приводит к истощению слоя гумуса, эрозии, иссушению или заболачиванию. Кроме того, возможна излишняя интенсификация использования земель – внесение множества удобрений, пестицидов, химикатов для повышения урожайности. Это может послужить основанием для изъятия земель по мотивам причинения вреда окружающей среде.
Компетентный орган принимает административное решение об изъятии. Если собственник согласен, участок продается с торгов, если же нет, то компетентный орган обращается в суд.
Примечательно, что факт изъятия не исключает возложение на правонарушителя обязательств компенсировать вред, причиненный его неправомерными действиями. Кодексом об административных правонарушениях оговорена ответственность за нецелевое использование участков в форме внушительного штрафа.
Для граждан максимальная сумма составляет 1%, для организаций – 2% кадастровой стоимости участка. При этом сумма штрафа для граждан не может быть меньшей 10 тыс. руб., для организаций – 100 тыс. руб.
Межевание сельхозугодий
Характерной особенностью сельскохозяйственных земель, отличающей их от приусадебных участков, является значительная площадь, которая иногда в десятки или даже в сотни раз превышает стандартные 10–20 соток, выделяемых под индивидуальное жилое строительство. Следовательно, это вносит свои изменения в процедуру межевания, заметно усложняя полевые работы. Вместе с тем во всем остальном процедура создания кадастровой документации для участков, выделенных под аграрное производство, мало чем отличается от межевания других объектов недвижимости.
Исходя из норм статьи 13.1 ФЗ проект межевых работ для аграрного землевладения должен выполняться кадастровым инженером — членом местной саморегулирующейся организации. Если речь идет о том, чтобы провести границы участка, не принадлежащего какому-либо одному собственнику, будущий проект обязан пройти одобрение большинства участников коллективного землевладения. Поскольку результат межевания — весьма важная информация для дальнейшего пользования, оповещение о будущем собрании лично направляется каждому владельцу пая общего поля. Если это невозможно, анонс о проведении собрания обязательно публикуется в региональных СМИ.
Когда в ходе собрания утверждается проект определения границ участка, отведенного для отдельного фермерского хозяйства или надела, документ следует заранее согласовать с его владельцем. В случае наличия со стороны собственника каких-либо возражений по поводу границ, конфигурации или места выделения его аргументы должны быть представлены в дополнении к проекту.
Определение доли
Точное и правильное определение земельных долей необходимо не только для подсчета будущей арендной платы или при решении проблем, связанных с выделением участка. Оно также должно сыграть существенную роль в голосовании при рассмотрении различных вопросов, касающихся продолжения срока аренды, вариантов использования земли или выбора арендатора.
Статья 15 ФЗ позволяет определять земельную долю различными способами: в метрической системе (гектарах или сотках), в процентном соотношении к общей площади или в виде дробного числа (1/2, 1/3, 1/16 и т.д.). Единственное условие — чтобы все другие доли также определялись по единому методу.
Согласно статье 18 ФЗ при отсутствии информации в ГКН относительно прав на земельную долю наличие сертификата (земельного пая), который был получен гражданином после расформирования колхоза (совхоза), но до принятия данного закона, имеет равноценную юридическую силу, в том числе для заключения сделок.
Наследники, еще не вступившие в свои законные права на имущество, находящееся в долевой собственности, могут участвовать в голосованиях наряду с другими участниками при предъявлении свидетельства о праве на наследство, выданного нотариусом.
Строительство на землях сельскохозяйственного назначения
По общему правилу
разрешенное использование земельных
участков определяется градостроительным
регламентом, содержащимся в правилах
землепользования и застройки (п. 9 ст.
1, п.п. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного
кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем
градостроительные регламенты, определяющие
разрешенное использование земельных
участков, не устанавливаются для
отдельных категорий земель, в том числе
для сельскохозяйственных угодий в
составе земель сельскохозяйственного
назначения (п. 6 ст. 36 Градостроительного
кодекса Российской Федерации).
Использование земельных
участков, на которые действие
градостроительных регламентов не
распространяется или для которых
градостроительные регламенты не
устанавливаются, определяется
уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти, уполномоченными
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации или уполномоченными
органами местного самоуправления в
соответствии с федеральными законами
(п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса
Российской Федерации).
При
этом необходимо отметить, что порядок
принятия решения об изменении разрешенного
использования земельных участков, на
которые действие градостроительных
регламентов не распространяется или
для которых градостроительные регламенты
не устанавливаются, в настоящее время
федеральным законодательством не
определен.
Кроме
того, согласно п. 4 ст. 79 Земельного
кодекса Российской Федерации запрет
на использование в иных целях земельных
участков из земель сельскохозяйственного
назначения может быть установлен только
в отношении особо ценных продуктивных
сельскохозяйственных угодий, кадастровая
стоимость которых существенно превышает
средний уровень кадастровой стоимости
по муниципальному району (городскому
округу).
Сельскохозяйственные
угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи,
земли, занятые многолетними насаждениями)
принадлежат особой охране. Они не
используются для строительства — для
несельскохозяйственных нужд предоставляются
земли, непригодные для ведения
сельскохозяйственного производства,
или сельскохозяйственные угодья из
земель сельскохозяйственного назначения
худшего качества по кадастровой
стоимости.
Для строительства линий
электропередач, связи, автомобильных
дорог, магистральных трубопроводов и
других подобных сооружений допускается
предоставление сельскохозяйственных
угодий из земель сельскохозяйственного
назначения более высокого качества.
Данные сооружения размещаются главным
образом вдоль автомобильных дорог и
границ полей севооборотов.
Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств
Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Членами фермерского хозяйства могут быть:
а) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;
б) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.
В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.
Земельные права и обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство, состоят в том, что им предоставлено право:
- самостоятельно хозяйствовать на земле;
- возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения;
- проводить в установленном порядке оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями;
- совершать разрешенные земельным законодательством сделки по поводу земли (обменивать, сдавать в аренду, передавать по наследству, продавать, сдавать в залог и др.);
- иметь право собственности на произведенные на земельном участке посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, полученную продукцию и доходы от ее реализации;
- иметь право на получение полной стоимости земельного участка, включающей возмещение затрат и убытков, в том числе упущенную выгоду, в случае выкупа для государственных и муниципальных нужд.
Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства, обязан:
- использовать эффективно землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие;
- осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;
- вносить своевременно земельный налог и арендную плату;
- предоставлять своевременно установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель, а также сведения, необходимые для ведения земельного кадастра;
- возмещать в установленном порядке ущерб за снижение плодородия почв, допущенного по его вине.
Крестьянское (фермерское) хозяйство является формой осуществления гражданами предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.
Можно ли строить дом на землях сельхозназначения
Что можно строить на этих землях? В состав земель сельхозназначения входят участки и угодья, выделенные под сооружение водных объектов, защитных лесополос и возведение зданий и сооружений для изготовления, хранения и переработки различной с/х продукции. Их можно использовать для нужд фермерских, крестьянских, охотничьих и подсобных хозяйств.
Статья 78 гласит, что целенаправленное ИЖС на таких землях не ведется, однако можно быть выдано разрешение на дачный дом, сад, огород и пр.
Перед тем, как начинать строиться на таких землях, важно изучить их предназначение. Возможность для застройки предоставляется в тех случаях, если угодья предоставлены для возведения индивидуальных помещений (садоводческих домиков и дач) и ведения личного хозяйства
Чтобы использовать с/х земли для возведения жилых домов, заинтересованные лица имеют возможность объединятся в соответствующие сообщества.
Условия законного строительства зданий на с/х землях:
- Строение должно использоваться для личного проживания. Строить многоквартирный дом либо отель нельзя.
- Возведение строений возможно только на площадях садоводческих сообществ.
- Дом может иметь не более трех этажей.
Жилые дома на таких площадях строятся очень часто. Их широко используют для массовой застройки. Но перед покупкой дома на такой территории необходимо тщательно изучить документы на него и убедиться, что условия целевого использования не были нарушены предыдущим владельцем участка.
Просто так построить торговую точку или многоэтажный дом на таком земельном участке нельзя. Для этого необходимо разрешение с обоснованием. Изменение категории земель может понадобиться при необходимости возведения многоквартирного жилого дома, магазина, производственного предприятия, строительства дороги, организации заповедной зоны и т.д.
Законы о земле сельхозназначения
Всем привет! Последнее время никак не могу найти в интернете нормальные обсуждения по строительству, и поэтому хочу поинтересоваться по поводу хорошего форума, где можно найти ответ на вопрос про законы о земле сельхозназначения?
Здравствуйте! Могу вас сразу заверить, что вы точно не были на сайте строимдом.ком, потому все кого я знаю и сидят на форуме этого великолепного сайта, о жалобах даже речи не идет. Там всегда обсуждаются технологии строительства. про ремонт, а также про новинки или же про то, кому что не понятно. Можете поискать ответ на ваш вопрос про законы о земле сельхозназначения.
Что говорит Закон о землях сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Значение земель сельскохозяйственного назначения измеряется не только удельным весом в земельном фонде. От их состояния и продуктивности зависит продовольственная безопасность государства. На земле работает немалая часть населения страны ─ сельские жители составляют четверть россиян.
В начале девяностых в системе земельных отношений Российской Федерации произошли революционные преобразования, приведшие к их радикальному изменению. Земли сельскохозяйственного назначения оказались в собственности десятков миллионов бывших колхозников и работников совхозов, среди которых было перераспределено свыше ста миллионов гектаров земли. За короткое время социальная структура российского села разительно изменилась, был сформирован новый социальный слой ─ земельные собственники, к которым перешли права на земли сельскохозяйственного назначения.
Опыт ведущих экономик мира убеждает ─ это был правильный ход. Агропромышленный комплекс развивается наиболее успешно, когда земли сельскохозяйственного назначения находятся преимущественно в частной собственности. Поэтому, несмотря на сопровождавший предоставление земель сельскохозяйственного назначения в частные руки некоторый откат по натуральным показателям (за период 1990–2008 гг. совокупное производство сельскохозяйственной продукции, заметно снизилось), положительные результаты не заставят себя долго ждать.
Учитывая произошедшие в стране перемены, большое внимание уделялось формированию юридического фундамента этих преобразований. Принимались нормативные акты, призванные сделать максимально работоспособным земельное законодательство и связанную с земельными участками, в т
ч. относящимися к землям сельскохозяйственного назначения, часть гражданского законодательства.
К числу наиболее важных из их числа относятся:
- «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (Глава XIV «Земли сельскохозяйственного назначения»);
- отражающий особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
- регламентирующий в т. ч. перевод земель сельскохозяйственного назначения Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Статья 7 «Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию»);
- Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
- ● Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (Статья 13 «Государственная поддержка мероприятий по повышению плодородия земель, охране сельскохозяйственных земель»);
- Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Статья 12 «Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности»).
Отчуждение земель при нарушении закона
Если выясняется, что в 2017 г вы нарушили вышеописанные условия, то нужно немедленно устранить противоречия закону, например, продать кусочек участка с/х назначения (или весь ЗУ) или сдать в аренду. В случае приобретения земель до вступления в силу 101-ФЗ (до 24 июля 2002 года), то в срок один год с указанной даты, а если право было получено после 2002 года, то в течение 12 месяцев с момента доказательства права. Причем, вы имеете преимущественное право на подписание с вами договора аренды, если отчуждаете участок муниципалитету или субъекту РФ.
И орган гос. власти в срок до одного месяца с того момента, как получит письмо от Росреестра, будет обращаться в суд, чтобы принудить вас наконец выполнить закон.
По 101-ФЗ земельный участок в 2017 году может быть у вас отобран и в других случаях. К примеру, вид разрешенного использования установлен «пчеловодство», а вы сажаете на участке пшеницу. Это нарушение. Если вы будете делать так три года подряд, то участок изымут принудительно.
Что требуется для начала строительства
Для постройки дома на садоводческом участке требуется получить разрешение на строительство на землях сельхозназначения, для этого уже недостаточно иметь Устав садоводческого товарищества, где прописаны все ограничения и правила.
Для начала строительства потребуется собрать множество документов. В первую очередь потребуется согласовать постройку, затем утвердить план строительств. После чего приступить непосредственно к сбору документов.
С 01.01.2019 введен уведомительный порядок строительства и оформления права собственности. То есть перед началом стройки необходимо обратиться в местные органы власти. В уведомлении следует указать:
- ФИО и адрес владельца участка;
- паспортные и контактные сведения;
- номер участка по кадастру;
- ссылки на правоустанавливающие документы на участок;
- информацию о видах разрешенного использования;
- параметры будущего дома.
Следует помнить, что высота дома не может превышать 20 метров и трех этажей. Разрешается постройка на землях сельхозназначения категории садоводческого и дачного товарищества:
- индивидуальных жилых домов;
- коттеджей;
- дачных домиков.
Если необходима постройка нескольких сооружений на таком участке, потребуется их оформить. При этом одна постройка будет оформлена как дом для проживания в течение круглого года, остальные будут отнесены к категории гостевых и временных построек.
На фермерских землях возможно построить коттедж и ферму для того, чтобы проживать с комфортом, а также обеспечивать должный уход за животными. При этом кадастровый паспорт участка, независимо от размера, должен содержать категорию земли. Также должна быть документация с обоснованием и доказательством целевого использования земли.
Если дом построен без разрешительной документации на участке, который для этого не предназначен, в дальнейшем это приведет к крупным неприятностям. Например,строительство дома на землях сельхозназначения в 2020 году без разрешительной документации может быть обременено последствиями:
- постройка решением суда признается незаконной;
- накладывается штраф от 1 до 50 тысяч рублей в зависимости от того, на каком участке построен дом, и кто является застройщиком;
- выносится решение о сносе дома при наличии серьезных оснований, например, если постройка наносит ощутимый вред окружающему пространству, чужому имуществу, ограничивает интересы и права других лиц.
Их сказанного выше можно сделать вывод, что земли сельхозназначения разрешается использовать только по прямому назначению, а именно для различных видов сельскохозяйственного производства. Разрешается строить сезонные или технические постройки.
Капитальные строения для постоянного проживания допускаются только на территории фермерских и садоводческих участков.
Если у вас возникли вопросы, то можете задать их нашему земельному юристу.
Многие городские жители мечтают иметь собственный дом где-то вдали от города, в живописном тихом местечке, на берегу водоема.
Но не все знают, что построить такой желанный домик можно не на любом понравившемся участке, понравившемся визуально.
Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Если же вам перед началом строительства предстоит сначала купить землю – лучше выяснить ее категорию и ВРИ еще до начала сделки, иначе деньги могут быть вложены не туда.
Даже при строительстве дома или дачи на собственном, уже имеющемся, земельном участке необходимо иметь уверенность, что использовать под строительство данную землю не запрещено законом.