Статья 528 гк рф. порядок заключения государственного или муниципального контракта
Содержание:
- Что это такое?
- После призыва можно сразу служить по контракту
- Другой комментарий к статье 528 ГК РФ
- Возможно ли продление срока
- Подготовка проекта контракта
- Индексы цен
- Электронный аукцион по 44-ФЗ: суть процедуры
- Приемка результатов контракта
- Внесение обеспечения исполнения контракта
- Идентификатор государственного контракта
- Вопросы — Ответы
- Зарплата
- Удобный способ
- Сроки проведения каждого этапа
- Площадки для 44-ФЗ
Что это такое?
Государственный контракт — это документ, представляющий собой соглашение между двумя и более лицами о поставке товаров, предоставлении услуг или выполнении работ, направленных на удовлетворение государственных нужд. Контракт предусматривает обязательные условия поставки продукции или выполнения других положений, а также порядок оплаты и гарантии выполнения условий соглашения. Государственный контракт заключается только после проверки всех необходимых требований и гарантий, которые обеспечивают выполнение его условий.
О службе по контракту в РФ читайте подробнее здесь:
После призыва можно сразу служить по контракту
Бесплатный телефон Юриста консультация круглосуточно 8 (800) 333-45-16 доб. 954
Через месяц начинается весенняя призывная кампания, которая может принципиально изменить состав российской армии. В рамках военной реформы, которая проводится с 2008 года, призывники-2016 впервые получили право сразу же отказаться от срочной службы и подписать профессиональный контракт на 2 года.
До этого подписать контракт можно было лишь через полгода срочной службы.
— Эта норма изначально была рассчитана на людей с высшим образованием, — сообщила глава Союза комитетов солдатских матерей, член общественного совета при Минобороны Валентина Мельникова. — Выпускников МАИ, МАДИ, Бауманки, других вузов.
Причем призывать на контракт их планировали не столько в интересах воинских частей, сколько параллельных структур, связанных с военным ведомством. Таких, где нужны люди с высшим образованием: космодромы, предприятия ВПК и т.д.
По прогнозам Минобороны РФ, к концу 2016 года количество контрактников достигнет 384 тыс. человек. По оценке экс-начальника Генштаба ВС РФ Николая Макарова, эта цифра увеличится до 425 тыс.
В январе 2016 года «Левада-центр» провел опрос в 48 регионах страны на тему отношения к срочной и контрактной службе. Выяснилось, что за создание контрактной армии выступают 37% всех опрошенных. Но среди молодых людей призывного возраста (от 18 до 24 лет) за службу по контракту проголосовал 51% респондентов.
Если говорить о причинах растущего интереса к контрактной службе, то это как раз тот случай, когда «не было бы счастья, да несчастье помогло». По данным Роструда ligazakon.ru за прошлый год, треть безработных в стране (30,5%) — это молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет.
Сведения Росстата более подробны: в 2015 году уровень безработицы среди горожан 15–19 лет составил 31,6%, а среди сельского населения — 28,5% (от всего экономически активного населения). В возрастной группе 20–24 года эти цифры составляют 13,5% и 16,4% соответственно.
Экономический кризис, падение доходов, безработица — все эти факторы делают службу по контракту привлекательной для вчерашнего выпускника школы, не планирующего поступать в вуз.
— Связь между обеднением, которое действительно происходит, и желанием служить пока никто не изучал, — рассказывает заведующая лабораторией проблем экономического поведения и социальной мобильности населения Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН), доктор экономических наук Елена Авраамова. — Но реально происходит обеднение населения.
По нашим исследованиям, 45% опрошенных респондентов сказали, что уровень жизни реально понизился, а еще 35% ожидают этого в ближайшем будущем. В общей сложности до 80% опрошенных говорят, что они уже в той или иной степени пострадали от кризиса.
Так что уровень жизни реально падает. Вторая история — у нас, с одной стороны, нет массовой безработицы, с другой — всё больше и больше граждан (сейчас это 12%) сообщают, что потеряли работу.
Мнение эксперта
Антонов Виктор Сергеевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.
При этом они, может быть, безработными и не стали, потому что им удалось трудоустроиться. Но за последний год устроиться на другую работу всё труднее и труднее, поскольку реально происходит сжатие рынка труда.
А с третьей стороны, у нас очень сильно улучшился имидж армии. Он у нас, можно сказать, просто изменился.
Причина и в массовых патриотических настроениях, и в том, что в нашей армии уже не страшно служить. Так что ваше предположение о том, что число контрактников увеличится, вполне обоснованно.
Служба по контракту станет выходом для малообеспеченных жителей малых городов, где плохой рынок труда.
Служба по расчету
Но, возможно, одна из главных «завлекаловок» на контракт — это возможность получить жилье от Минобороны. Каждый контрактник с третьего года службы при заключении контракта на срок не менее 10 лет имеет право стать участником ипотечно-накопительной системы обеспечения жильем.
Каждый год на его счет Минобороны будет переводить 238 тыс. рублей.
Через 10 лет на эти деньги можно приобрести квартиру или дом. Если средств не будет хватать, то можно взять кредит, проценты по которому также будет гасить военное ведомство.
Но тогда придется служить до 25 лет. В случае если военнослужащий по каким-то причинам решит не продолжать службу после 10 лет, накопленные деньги ему выдадут на руки.
Как рассказали «Известиям » в Минобороны, еще одно преимущество службы по контракту — возможность бесплатного получения высшего образования. Причем как в вузах самого Минобороны, так и в гражданских.
Другой комментарий к статье 528 ГК РФ
1. Коммент. ст. регламентирует заключение государственного (муниципального) контракта: определяет порядок и сроки направления его проекта государственным (муниципальным) заказчиком или поставщиком, возвращения подписанного контракта другой стороной, согласования разногласий, возникающих при заключении контракта.
Следует иметь в виду, что коммент. ст. устанавливает лишь общие требования к порядку заключения государственного (муниципального) контракта. Детальное регулирование соответствующей процедуры предусмотрено Законом о размещении заказов (см., например, ст. 28 — 29, 37 — 38, 47, 54 — 56 Закона), положения которого подлежат применению в части, не противоречащей нормам коммент. ст.
2. Сроки, установленные в п. 2 и 3 коммент. ст., подлежат применению только в случаях, когда размещение заказа производилось без проведения торгов. Если государственный (муниципальный) контракт заключается по результатам торгов (конкурса или аукциона), все действия по заключению контракта (представление проекта, его акцепт и согласование разногласий) должны быть произведены не позднее 20 дней после завершения торгов (п. 4 коммент. ст.).
3. В соответствии с п. 5 коммент. ст. при уклонении от заключения контракта стороны, для которой его заключение является обязательным, другая сторона вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению государственного (муниципального) контракта.
Пункт 5 коммент. ст. не содержит указания на возможность требовать возмещения убытков, причиненных необоснованным отказом от заключения контракта. Однако подобная возможность вытекает из общих положений п. 4 ст. 445 ГК. Судебная практика также не отрицает за неисправной стороной обязанности возместить убытки при условии, что истцом доказаны их размер, а также причинная связь с необоснованным уклонением от заключения контракта (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 5 мая 2006 г. N Ф09-3418/06-С3).
4. Государственные (муниципальные) контракты, заключенные с нарушением положений ГК и Закона о размещении заказов, регулирующих основания и порядок заключения государственного (муниципального) контракта, в большинстве случаев квалифицируются судебной практикой как ничтожные.
Нарушение бюджетным учреждением требований п. 2 ст. 161 БК, предусматривающих заключение государственных (муниципальных) контрактов только в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств, является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Согласно разъяснениям ВАС, соответствующие сделки являются оспоримыми и могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что контрагент знал или должен был знать об указанных нарушениях. Бремя доказывания того, что контрагент знал или должен был знать о таких нарушениях, несет соответствующий главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, предъявивший иск (п. 15.1 Постановления ВАС N 23).
Возможно ли продление срока
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что продлить контракт по 44-ФЗ достаточно проблематично и возможно только при определенных обстоятельствах. Даже если возникают непредвиденные обстоятельства, делающие невозможным его исполнение, закон жестко ограничивает стороны и всячески вынуждает их расторгнуть контракт и начать процедуру новой закупки.
Это связано с тем, что базовым принципом закона 44-ФЗ является конкурентная закупка. Изменение условий отношений по контракту, в т.ч. его пролонгация, этому принципу противоречат. Если бы такого запрета не было, многие заказчики, вместо того, чтобы проводить новую закупку, продляли бы прежние контракты с устраивающими их поставщиками.
Но все же исключение из этого правила есть. В связи с распространением коронавирусной инфекции в апреле 2020 года был принят закон 124-ФЗ, которой изложил в новой редакции часть 65 ст. 112 44-ФЗ, и разрешил продлять срок контрактов в 2020 году. Рассмотрим при каких условиях и как это можно сделать.
Если ограничительные меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции привели к неисполнению обязательств по контракту, законодатель разрешил изменить сроки его исполнения
Условия продления срока контрактов в 2020 году
Внесенные поправки разрешают пролонгировать срок исполнения контракта по соглашению сторон при условии, что обязательства не были выполнены из-за распространения коронавирусной инфекции и / или ограничительных мер, введенных властями в связи с этим. Чтобы продлить контракт, необходимо предоставить:
- письменное обоснование переноса сроков контракта;
- решение Правительства РФ, правительства субъекта федерации, администрации муниципального образования;
- документ, подтверждающий перечисление на счет заказчика дополнительного обеспечения, если из-за продления сроков, изменяются условия обеспечения.
Перенос срока оформляется в виде дополнительного соглашения. В нем проставляются новые даты исполнения обязательств, уточненные условия обеспечения. Документ подписывается сторонами и публикуется в ЕИС в реестре контрактов.
Продление контрактов, заключенных с единственным поставщиком
Часто вопрос пролонгации контрактов возникает при закупках у единственного поставщика, в частности, если предметом закупки являются:
- товары / работы / услуги, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий;
- коммунальные услуги по водо-, газо-, теплоснабжению и т. п.;
- услуги по управлению многоквартирным домом;
- услуги и работы по техобслуживанию зданий и оборудования;
- услуги по энергоснабжению и т. п.
В таких контрактах из года в год остается один и тот же поставщик, казалось бы, почему нельзя их продлевать? Минэкономразвития России разъясняет невозможность пролонгации тем, что согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ контракты заключаются в соответствии с планом-графиком, который составляется после того, как заказчику были доведены лимиты бюджетных обязательств на текущий год.
Таким образом, контракты закупки, в том числе у единственного поставщика, заключаются, исходя из выделенных лимитов, на определенный срок и не могут продлеваться автоматически. После окончания срока действия контракта заказчик обязан осуществить новую закупку на следующий период – конкурентную или у единственного поставщика.
Исполнение контракта за пределами установленных сроков
В некоторых случаях закон разрешает выполнить поставщику (исполнителю, подрядчику) взятые на себя обязательства после того, как срок действия контракта закончился. При этом он не продлевается, а выполняется за пределами сроков.
Если просрочка возникла по вине поставщика, заказчик может принять товар / работы / услуги позже, при этом он обязан начислить пеню.
Если же поставщик докажет, что причиной просрочки стали действия самого заказчика или обстоятельства непреодолимой силы, это освободит его от наложения санкций (п. 9 ст. 34 44-ФЗ). К таким обстоятельствам относятся природные и техногенные катастрофы, войны, революции, стихийные бедствия. Подобный форс-мажор необходимо подкрепить документально, например справкой из МЧС, ТПП РФ.
Подготовка проекта контракта
Первый шаг здесь – проверить, нет ли в сфере закупки утвержденного проекта типового контракта. Это облегчит задачу т.к. типовой контракт – обязательная форма, менять в ней ничего нельзя, только дополнять.
По вопросу разработки индивидуального проекта контракта рекомендуем изучить готовое решение в системе “КонсультантПлюс”. Вы можете зайти в систему по своему логину или использовать нашу ссылку и оформить бесплатный прбный доступ на 2 дня.
Предлагаем вместе разобраться, “как применяется типовой контракт на поставку продуктов питания”.
Обращаем внимание, что договор по 44-ФЗ можно заключать в том числе на закупку с неизвестным объемом. В этом случае нужно составить рамочный договор
Читаем, как его оформить в статье “Рамочный договор по 44-ФЗ”.
Индексы цен
Еще одним актом, на который следует обратить внимание в вопросе ценообразования по гособоронзаказу, является «Порядок применения индексов цен при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу», утвержденный Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 апреля 2020 г. № 190. В соответствии с ним для определения цены на период поставки (включая производство) продукции используются индексы в среднем за год к предыдущему году, доведенные до федеральных органов исполнительной власти — государственных заказчиков гособоронзаказа; Министерства промышленности и торговли РФ; госкорпорации «Роскосмос»; госкорпорации «Росатом»; Федеральной антимонопольной службы, Министерством экономического развития РФ (п.3)
На очередной финансовый год и плановый период используются показатели варианта актуального прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочный период (базовый вариант) (п.3.1). На долгосрочный период, выходящий за рамки планового периода, используются показатели базового варианта актуального прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочный период (п.3.2).
Так, например к индексам при применении метода анализа рыночных индикаторов, метода сравнимой цены, затратного метода, метода индексации базовой цены и метода индексации по статьям затрат относятся следующие:
— в случае индексации цены в целом на вооружение, военную и специальную технику, поставляемые по государственному оборонному заказу и в рамках государственного оборонного заказа, — индекс цен производителей на продукцию машиностроения (п. 5.1);
— на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу и в рамках государственного оборонного заказа, сырье, материалы, покупные комплектующие изделия (полуфабрикаты), используемые в производстве (п.5.2): — на очередной финансовый год и плановый период: а) отечественного производства — индексы цен производителей по видам экономической деятельности, б) закупаемую по импорту, стоимость которой определяется в рублях, размер индексации определяется как индекс изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США, умноженный на 1,021;
— на топливо: а) для газа природного — индекс регулируемых оптовых цен на газ природный для потребителей, исключая население; б) для нефтепродуктов, угля и мазута, для прочих видов котельно-печного топлива — индексы цен приобретения (п.5.3);
— на энергию: а) индекс цен на электроэнергию на розничном рынке для потребителей, исключая население, — в случае покупки электроэнергии на розничном рынке; б) индекс цен на электроэнергию на оптовом рынке — в случае покупки электроэнергии на оптовом рынке; в) индекс совокупного платежа граждан за коммунальные услуги — при покупке тепловой энергии (п. 5.4);
— на воду — индекс совокупного платежа граждан за коммунальные услуги (п.5.5);
— на транспортные затраты: а) на магистральный грузовой железнодорожный транспорт — индекс тарифов на железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе; б) на другие виды транспорта — индекс тарифов на грузовые перевозки с исключением трубопроводного транспорта (п.5.6);
— на оплату труда или средний размер основной заработной платы работника — индекс потребительских цен, умноженный на реальную заработную плату (индекс изменения) (п. 5.8) и так далее.
Электронный аукцион по 44-ФЗ: суть процедуры
Государственные заказчики указывают НМЦК в извещении об электронном аукционе, которое оформляется в порядке, предусмотренном контрактным законодательством.
Суть таких электронных торгов – определить победителя, который предложит наиболее выгодные для заказчика условия. Основным критерием при проведении аукциона в электронном виде является цена. А значит, что побеждает тот участник, который предложил наиболее низкую цену и заявка которого составлена без ошибок и согласно контрактному законодательству (ч.10 ст.69 44-ФЗ).
С участником, занявшим 1-е место, заключается договор по результатам процедуры (если он не уклонился от его заключения). В документе прописывается цена, предложенная победителем и условия исполнения обязательств, которые были указаны в извещении и документации о госзакупке.
Приемка результатов контракта
Кроме того, в соответствии с частью 13 статьи 34 закона 44-ФЗ, необходимо сформулировать в контракте условия приемки поставленного товара или результата выполненных работ, оказанных услуг. При этом в контракте необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приемке, сроки их формирования и подписания. Также в контракт необходимо добавить критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.
Составляя условия о приемке результатов контракта, рекомендуем руководствоваться Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ГОСТами, СНиПами, инструкциями, стандартами и другими нормативными документами.
Внесение обеспечения исполнения контракта
Как правило, конкурсная документация содержит такое условие, как внесение обеспечения исполнения контракта. По общему правилу требование обеспечить контракт обязательно включается в конкурсную документацию. Но в некоторых случаях (например, при запросе котировок) заказчик выбирает, требовать ли обеспечения в конкурсной документации (ст. 96 закона о закупках).
Обеспечение может иметь денежное выражение либо представлять собой банковскую гарантию. Подробнее о порядке внесения обеспечения читайте в нашей статье «Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ».
Важно! Если условие о внесении обеспечения установлено, то ГК может быть заключен исключительно после его соблюдения
Идентификатор государственного контракта
Только после этого сведения о госконтракте включаются в реестр.
Идентификатор контракта представляет собой 25-значный код, каждый блок которого отображает определенную информацию:
- идентификационный код госзаказчика;
- способ определения поставщика, по результат которого был подписан контракт;
- дата начала и окончания действия контракта.
- непосредственно порядковый номер госконтракта, в соответствии с внутренней нумерацией каждого госзаказчика.
В соответствии с вышесказанным – ИГК является уникальным и не может быть присвоен другому контракту заказчика.
Идентификатор государственного контракта присваивается не только контрактам в сфере гособоронзаказа, но и в госзакупках других отраслей.
Вопросы — Ответы
Грозит попадание в реестр недобросовестных поставщиков за уклонение от заключения контракта. По результатам такой электронной закупки обе стороны, заказчик и победитель, обязаны заключить контракт.
Это общее основание, которое прописано в 44-ФЗ. Нет возможности отказаться от подписания контракта, который по результатам закупочной процедуры был заключён или на стадии заключения.
Уважаемые коллеги, если у ваших членов комиссии пока нет электронных подписей для того, чтобы в соответствии с законом, подписать протокол по котировкам, как требуется, то лучше котировки не проводить.
Любой внутренний документ, например приказ.
Платежка должна содержать информацию, реквизиты
Когда мы направляем обеспечение исполнения контракта в виде денег – важно понимать, что это не на свой собственный спецсчёт мы кладём, не на счёт электронной площадки, а направляем заказчику, по тем реквизитам, которые указаны в извещении для внесения обеспечения исполнения контракта в виде денежных средств
Сам факт подачи заявки является согласием с извещением и содержанием того, что указано в этой закупке, в том числе – с проектом контракта. Поэтому, если участник не согласен с проектом контракта, лучше заявку не подавать. Перед тем, как подавать заявку необходимо открыть извещение и посмотреть, что к нему приложено.
Коллеги, достаточно много сервисов по быстрому получению банковских гарантий, в том числе на электронной площадке. Грамотные участники, идя в госзакупки и подавая заявку заранее заботятся, чтобы в случае победы в кратчайшие сроки получить окончательное согласование и предоставить этот документ. Либо, если не успеваем, тогда денежные средства вносить.
Допсоглашением нельзя менять, не подавайте заявку, если вы видите ошибку в извещении. Запрос на разъяснение здесь не предусмотрен.
Я считаю, что если здесь есть неоднозначное декларирование со стороны участника страны и мы говорим про конкретный товар, то ли это Россия, то ли Китай. В этом случае сказать, что участник совсем не представил страну, мы не можем. Но, с другой стороны, нет однозначного указания, что это Российская Федерация, потому что здесь указан Китай. Поэтому такую заявку я бы расценивала, как иностранную. Возможно моё мнение неправильное, поэтому надо посмотреть была ли такая практика по приказу 126н. Но признать его российской я бы тоже не рискнула.
Если говорить про закупку с полки, то поставщик просто кладёт на полку то, что у него есть. Если кому-то понадобится – это купят. Передумали – отменили закупку.
Если говорить про запрос котировок, то поставщик подал заявку и должен быть готов к тому, что если он победил, а заказчик отменил эту закупку, то риски на стороне поставщика. Так как подавая заявку у поставщика нет гарантии что он победит.
Проводить или не проводить запрос котировок – это решение заказчика. Есть такие заказчики, которые совсем не проводят запрос котировок. Запрос котировок – это не обязанность, а право, такое же, как и закупка у единственного поставщика.
Зарплата
Одним из главных причин, стимулирующих людей заключать контракт с вооруженными войсками нашей страны является зарплата. Поэтому она интересует многих.
Важно уточнить заранее, какой доход вы будете иметь, проходя службу в определенной части. Так как данный договор подписывается на 3 года
И если в течение первых 3 месяцев вы успешно пройдете испытательный срок, то вам гарантированно будет предоставлено рабочее место на этот период. Также и вы должны будете в течение этого времени строго выполнять свои должностные обязанности.
Общий доход военнослужащего складывается из нескольких составляющих:
- Основной оклад, предусмотренный подписанным контрактом.
- Оклад, положенный в соответствии с воинским званием.
- Дополнительные ежемесячные выплаты, которые определяются индивидуально за секретность, риск, выслугу лет.
- Другие выплаты. Сюда могут входить различные премии, надбавки.
Исходя из этого два военнослужащих, проходящих службу в различных военных частях, могут иметь совершенно разную зарплату, несмотря на одинаковое звание и занимаемую должность.
«Бонусы»
Дополнительной привилегией является возможность каждого контрактника получить жилье от государства. Но для этого необходимо встать на нее в очередь и прослужить определенное количество лет.
В первый год службы вам не дадут приобрести собственное жилье, однако оплатят аренду жилья, либо предоставят социальную квартиру, если в этом есть потребность. Эта привилегия входит в общий социальный пакет, предоставляемый каждому военному.
Кроме решения жилищного вопроса в него входят также следующие составляющие:
- бесплатное лечение, которое осуществляется в медицинских учреждениях Минобороны, а там, как известно, всегда есть хорошие лекарственные препараты и современное техническое оснащение;
- бесплатное питание, в большинстве частей военнослужащим предлагают питание по системе «шведского стола», что дает возможность каждому получить нужную порцию еды;
- всем выдается своя форма за счет государства;
- бесплатный проезд до места службы, военные части организовывают доставку контрактников на автобусе;
- страхование жизни, здоровья, в случае получения профессионального заболевания или травмы, военнослужащий может рассчитывать на страховые выплаты;
- после 20 отслуженных лет, контрактник считается пенсионером и имеет право получить жилье за службу в армии.
Такие перспективы привлекают многих. Во-первых, заключение контракта дает гарантию получения жилья за счет государства с самого начала службы.
Пусть оно будет не в собственности, зато на него не придется расходовать свои собственные средства, как это обычно происходит при обычном трудоустройстве. А после выхода на пенсию военнослужащим выдают военный сертификат, на который он сможет приобрести жилье, соответствующее нормам площади для его семьи.
То есть он не просто купит себе однокомнатную квартиру, а сможет приобрести даже трехкномнатную квартиру, если у него будет большая семья.
Во время службы также можно воспользоваться военной ипотекой, которая предполагает, что военнослужащий платит только ежемесячные платежи по основному долгу, а проценты банку за него компенсирует Министерство Обороны.
Удобный способ
Соблюдение формы государственного (муниципального) контракта (далее — контракт) порождает для участников данных правоотношений целый ряд правовых последствий, призванных обеспечить надлежащее его исполнение. Основная часть норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», посвященных способу и форме заключения контракта, говорит о строгом соблюдении простой письменной формы контракта (электронная форма контракта является разновидностью письменной согласно ч. 2 ст. 434 ГК РФ).
Исключением является п. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, устанавливающий случаи, когда контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок. Так, согласно ст. 158 ГК РФ сделки могут совершаться в устной и письменной (простой или нотариальной) формах.
Изначально в первой редакции Закона N 44-ФЗ была установлена возможность заключения договора (именно договора, а не контракта) в устной форме, но в связи с последующими изменениями в п. 15 ст. 34 этого же Закона еще до его вступления в силу данная возможность была изъята из текста. Следствием этого стало то, что заказчик был вынужден размещать на официальном общероссийском сайте закупки на поставку ткани, молока, лекарственных препаратов и т.д. на сумму, не превышающую 250 — 400 руб., с целью не допустить нарушений Закона и применения в последующем к заказчику мер административного воздействия (например, в тех случаях, когда заказчик исчерпал лимит суммы, дающей возможность заключить контракт без проведения процедуры закупки).
Через несколько месяцев Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были внесены изменения в п. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, которые предоставили заказчику право заключения контракта в любой форме. Таким образом, заказчик получил полное право в оговоренных случаях отказаться от необходимости заключения контракта в письменной форме и ограничиться заключением контракта в устной форме.
Устная форма контракта имеет ряд преимуществ перед письменной, среди которых можно выделить следующие: ускорение процесса закупки, минимальный объем документов, подтверждающих заключение контракта, отсутствие бумажной волокиты и необходимости согласования и визирования контракта. Данная форма значительно облегчает работу как контрактному управляющему, так и работникам финансового отдела, особенно при большом объеме закупок.
Сроки проведения каждого этапа
На следующей схеме приведены этапы аукционной процедуры с учетом меняющихся сроков
Заказчики знают, как важно их соблюдать, ведь любая задержка грозит предписаниями контролирующих органов и даже штрафом
Схема 1. Этапы аукциона и сроки проведения в зависимости от НМЦК
НМЦК аукциона до 3 млн рублей
НМЦК аукциона более 3 млн рублей
Публикация извещения. Следует разместить извещение об аукционе, документацию и проект контракта. Документы должны быть в формате, поддерживающим копирование
Не позднее чем за 7 дней до окончания приема заявок
Не позднее чем за 15 дней до окончания приема заявок
Если поступил запрос на разъяснение, нужно подготовить ответ и опубликовать его в ЕИС в течение 2 дней с даты поступления. Если замечания не учитываются, нужно объяснить причину.
Если запрос поступил позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок, на него можно не реагировать
Если требуется внести изменения в документацию, это нужно сделать не позднее, чем за 2 дня до окончания срока приема заявок. Измененные документы размещаются в ЕИС в течение 1 дня после принятия решения об изменении
Необходимо продлить срок прием заявок не менее чем на 7 дней
Необходимо продлить срок прием заявок не менее чем на 15 дней
Рассмотрение первых частей заявок. Должен быть составлен протокол, подписан и направлен оператору ЭТП, а также размещен в ЕИС
1 рабочий день после окончания подачи заявок
7 дней после окончания подачи заявок
Проведение аукциона оператором ЭТП. Размещение протокола. Направление заказчику вторых частей заявок
Оценка вторых частей. Не более 3 рабочих дней с даты размещения протокола на ЭТП
Подведение итогов процедуры. Составление итогового протокола аукциона. Разместить документ есть нужно не позднее 1 рабочего дня с момента подписания
Размещение контракта в ЕИС (без подписи заказчика). Не более 5 дней с даты размещения итогового протокола
Если направлен протокол разногласий. При наличии у победителя замечаний он может вместо подписания контракта направить протокол разногласий. На его рассмотрение у заказчика есть 3 рабочих дня
За это время он должен разместить новый проект контракта с учетом замечаний либо старый (с пояснениями, почему замечания не учтены)
Внимание! Подавать протокол можно только 1 раз!
Подписание контракта победителем аукциона. Не более 5 дней с момента размещения проекта контракта в ЕИС
Подписание контракта заказчиком
Если победитель подписал контракт и предоставил обеспечение, заказчик должен поставить свою подпись. Дается 3 рабочих дня с момента, когда победитель подписал контракт. Подписанный документ следует разместить в ЕИС
Площадки для 44-ФЗ
По состоянию на 15 апреля 2020 года в рамках 44-ФЗ аккредитованы всего 9 площадок:
- ЗАО «Сбербанк-АСТ».
- РТС-тендер.
- АО «ЕЭТП».
- АГЗ РТ.
- АО «РАД».
- Национальная электронная площадка.
- ЭТП ТЭК-Торг.
- ЭТП Газпромбанк.
- АСТ ГОЗ.
После регистрации на ЕИС зайдите на площадки с помощью ЭЦП или записи Госуслуг, некоторые требуют дозаполнения данных, но в целом процесс ускорился и упростился. Особняком выделяется АСТ ГОЗ, там проходят закрытые процедуры, например, для ФСБ или МВД.
Список пересматривается и может меняться, пока лидирующие позиции занимают Сбербанк АСТ и РТС-тендер. Помимо основной функции, ЭТП предлагают сопутствующие услуги: получение электронных подписей, оформление банковских гарантий, рассылку процедур по подписке, юридические услуги, обучение и т.д.