Преференции для инвалидов по 44-фз: сложности при проведении торгов

Преимущества и преференции по 44-ФЗ

Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28–30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:

При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.

Как предоставляются преференции льготным категориям

Преимущества для ОИ и УИС

Указанным категориям преимущества предоставляются в том случае, если объект закупки входит в перечень из соответствующего постановления (№ 341 и № 649 соответственно). Заказчик определяется с объектом закупки и сверяется с этими постановлениями. Если товар входит в одной из них, необходимо установить преимущества для соответствующей категории участников.

В перечнях постановлений указаны коды по классификатору ОКПД2. Он имеет определенную структуру (показана ниже на примере класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Преимущества распространяются на все нижестоящие ступени структуры кода.

Структура ОКПД2

13 Класс «Текстиль и изделия текстильные»
13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие»
13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства»
13.92.12 Вид «Белье постельное»
13.92.12.110 Категория «Белье постельное из хлопчатобумажных тканей»
13.92.12.114 Подкатегория «Комплекты постельного белья из хлопчатобумажных тканей»

Например, заказчик испытывает потребность в электрических переносных светильниках. Этому объекту закупки соответствует код ОКПД2 27.40.21.110. Сверяемся с постановлением № 341 и видим, что в него включен код 27.40.2 «Светильники и осветительные устройства». Нужный заказчику объект закупки входит в структуру этого кода. Соответственно, необходимо установить в закупке преимущество для организаций инвалидов.

Преимущества, предоставляемые для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов
Преимущество учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Устанавливается заказчиком в соответствии с разделом ________ документации об электронном аукционе в размере до 15% от цены, предложенной учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, признанным победителем, но не более начальной (максимальной) цены контракта

Устанавливается в размере 15% от цены контракта, но не более начальной (максимальной) цены контракта / Не устанавливается
Преимущество организациям инвалидов

Устанавливается заказчиком в соответствии с разделом ________ документации об электронном аукционе в размере 15% от цены, предложенной организацией инвалидов, признанной победителем, но не более начальной (максимальной) цены контракта

Устанавливается в размере 15% от цены контракта, но не более начальной (максимальной) цены контракта / Не устанавливается

Как участники подтверждают свою принадлежность к конкретной категории

Чтобы воспользоваться преимуществом, участник должен относиться к категории УИС или ОИ. Это должно быть подтверждено документально. Способ подтверждения зависит от того, каким методом осуществляется закупка:

  1. Если это конкурс в электронной форме, электронный аукцион, запрос предложений в электронной форме, то участник должен представить документы (их копии), которые подтвердят право на получение соответствующих преимуществ.
  2. Если проводится электронный запрос котировок, то участник предоставляет декларацию в электронной форме, которая формируется при помощи средств ЭТП.

Действия заказчика при победе льготника

Победитель относится к УИС. В его заявке должно быть требование о предоставлении преимуществ. Если оно есть, преимущество нужно предоставить.

Победитель относится к ОИ. В его заявке должно быть заявление о соответствии категории. Перед тем как подписывать контракт, он должен направить заказчику требование о предоставлении преимущества. Если требование подано, нужно устанавливать цену контракта с учетом преимущества.

Цена контракта

Покажем на примере, как рассчитать цену контракта, если победу одержал льготник. Пусть предмет закупки входит в перечень из постановления № 341, а значит, предоставляется преимущество организациям инвалидов. Начальная цена контракта — 300 000 рублей. Победителем признана заявка субъекта категории ОИ с ценой 270 000 рублей. Размер преимущества — 15%.

Рассчитаем цену контракта. Применяется такая формула:

Расчетная цена = Цена ОИ * 15% + Цена ОИ

Расчет таков: 270 000 * 15% + 270 000 = 310 500 рублей.

Преференции по 44-ФЗ что это такое

  • При участии в торгах учреждений УИС— требование в произвольной форме о предоставлении преимущества (постановление № 649);
  • От организации инвалидов необходимо заявление (декларация) о ее соответствии ч. 2 ст. 29 ФЗ-44 (составляется произвольно, нет утвержденного образца);
  • От СМП/СОНКО — декларация о принадлежности к соответствующей категории (статьи 51, 66, 73, 83 ФЗ-44).
  • Учреждения УИС. Их перечень и виды установлены постановлением Правительства РФ № 89 в 2000 году.
  • Организациями инвалидов являются объединения, в которых не менее 80% участников являются инвалидами или их представителями (ФЗ-181 «О соцзащите инвалидов в РФ»);
  • СМП — это организации, подпадающие под критерии статьи 4 ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (24.07.2007);
  • СОНКО создаются изначально для осуществления деятельности, поименованной в ФЗ «О некоммерческих организациях». Преимуществами в госзакупках пользуются только СОНКО, учрежденные не госорганами или муниципалитетами.

Какие документы требуется представить в заявке

Перечень подаваемых бумаг зависит от конкретного субъекта.

  1. От УИС требуется письменное требование.
  2. От организаций инвалидов – декларация, подтверждающая факт соответствия базовым условиям.
  3. От НКО – декларация, свидетельствующая о принадлежности к определенной категории.
  4. От тех, кто реализует отечественную продукцию, документ СТ-1, а также акт проведения экспертизы.

Если участнику довелось столкнуться с требованием о предоставлении документов, которые отсутствуют в ФЗ№44, он может написать на заказчика жалобу  в адрес антимонопольной службы, что грозит привлечением к административной ответственности. Если же в заявке будут предъявлены неправдивые сведения, заказчик может расторгнуть контракт самостоятельно без пояснения причин.

В чем заключаются преимущества

Если организация, в которую входят лица с ограниченными физическими возможностями, участвует в тендерах на государственные заказы, то ей предусмотрены преференции. Они прописаны в правилах Постановления 341, предоставляющие некоторые преимущества относительно стоимости контрактов. Признание победителем организации инвалидов или ПП увеличивает предложенную ими цену на 15 процентов.

Условия преференции действенны, когда производится госзакупка товаров, попадающих под перечень утвержденный законодательно. Это мебельная продукция, картонные и бумажные изделия, фурнитурные элементы и крепеж, большая группа продуктов питания. Сюда же включены услуги в санитарно-курортных и отельных комплексах и т.д. В перечне содержатся больше пятидесяти позиций, относящихся к услугам, продукции и произведенным работам разных экономических сфер.

Разрабатывалось и утверждалось Постановление по прошествии года после выхода закона, регламентирующего госзакупки для отдельных участников конкурса (предприятий инвалидов). Его неоднократные изменения обусловило то, что список значительно расширялся.

Кто имеет право на преимущества в закупках

Есть несколько категорий лиц, принимающих участие в закупках, в отношении которых правительством устанавливается перечень льгот:

  • организации, в составе которых присутствуют инвалиды в количестве более 80% (ст. 29);
  • учреждения, относящиеся к УИС, а также предприятия, действующие в рамках данной системы (ст. 28);
  • некоммерческие структуры, имеющие социальную ориентированность, если они учреждены фондами негосударственного и муниципального типа (ст. 29);
  • представители малого предпринимательства, роль играет среднесписочная численность персонала, а также размер полученных за год доходов (ст. 30).

Чтобы воспользоваться выгодными условиями, рассмотренные субъекты должны отвечать определенному набору требований. Также есть перечень преференций, имеющих отношение к национальному режиму. В этом случае потенциальный список лиц, принимающих участие в закупках, не ограничивается. К ним могут относиться физические и юридические лица, реализующие товары российского или импортного производства.

Понятие преференции по 44-ФЗ

В соответствии с законом 44-ФЗ, преференции и преимущества – два совершенно разных понятия.

По закону, некоторые организации могут получить от государства ряд льгот. Последние распространяются на начисление налогов, осуществление тендерных мероприятий, целью которых является удовлетворение нужд государственного либо муниципального уровня.

Закон 44-ФЗ устанавливает для определенного круга исполнителей госконтрактов преференции. В их рамках конечная стоимость договора может быть увеличена в пользу участника.

Стоит пояснить, что понятие «преференция» используют, чтобы обозначить особое положение товаров, изготовленных на территории нашей страны, по отношению к зарубежным. Тогда как преимущества могут быть предоставлены конкретным компаниям.

Но практика показывает, что чаще всего два указанных понятия приравнивают друг к другу и обозначают просто как льготы.

Преференции при национальном режиме в 44-ФЗ

Государство поддерживает российских поставщиков, которые участвуют в госзакупках. Правила и ограничения, создающие благоприятные условия для отечественной продукции, изложены в ст.14 44-ФЗ о национальном режиме. Речь идет не только о товарах, работах или услугах, произведенных на территории нашей страны, но и произведенных на территории стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Согласно 44-ФЗ национальный режим реализовывается в трех вариантах:

  1. Запреты;
  2. Ограничения;
  3. Условия допуска (преференции).

Запреты на участие в государственных закупках

Такие запреты применяются к определенным видам продукции, произведенной за рубежом. Перечни соответствующих товаров, работ и услуг установлены Правительством РФ:

  • ПП № 616 от 21.06.2012 г. о промышленных товарах;
  • ПП № 1236 от 16.11.2015 г. о программном обеспечении.

Если участник подает заявку, в которой в качестве предмета поставки указывает товары из названных перечней, его заявка не будет принята заказчиком.

Ограничения в закупках

Суть ограничения в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, содержащих иностранную продукцию, допускаются только в определенных случаях.

Перечни продукции, разрешенные к поставкам с ограничениями:

  • ПП № 102 от 05.02.2015 г. о медицинских изделиях;
  • ПП № 1289 от 30.11.2015 г. о некоторых лекарственных средствах;
  • ПП № 617 от 30.04.2020 г. о промышленных товарах;
  • ПП № 832 от 22.08.2016 г. об отдельных видах пищевых продуктов;
  • ПП № 878 от 10.07.2019 г. о радиоэлектронной продукции.

Участник может предложить товар из названных списков, если, например, в РФ или странах-участниках ЕАЭС нет его аналога (или такой производитель всего один), или если заказчику поступили заявки только с иностранной продукцией.

Предоставление преференций

Преференции по 44-ФЗ призваны поддержать российского производителя или страну-участника ЕАЭС. Преимущества предоставляются в отношении цены.

В Приказе Минфина РФ № 126 от 04.06.2018 г. говорится о преимуществах, которые предоставляются в отношении продукции, произведенной на территории стран-участников ЕАЭС. Преференции действуют, если закупка проводится в виде конкурса, запроса котировок, запроса предложений и аукциона.

Министерство финансов обязало участников предоставлять декларацию о стране происхождения предлагаемых товаров и возложило на них ответственность за предоставление ложной информации.

В Приказе Минфина № 126 содержатся Приложение 1 и Приложение 2, в которых приведены перечни товаров для предоставления преференций. Для конкурса, запроса котировок и запроса предложений заявки, содержащие продукцию из этих перечней,  рассматриваются и оцениваются с учетом 15-ти или 20-процентного понижающего коэффициента к цене, предложенной участником.

К списку из Приложения 1 применяется понижение на 15%, а для Приложения 2 — с 1 октября 2020 г. действует понижение на 20%.

При этом контракт с выигравшим участником заключается по предложенной поставщиком стоимости.

Если условия выполнения работ, которые предложили участники при проведении названных процедур, равны, и в закупке были предусмотрены преференции, то контракт заключается с тем участником, который имеет право на эти преференции.

В рамках проведения аукциона, если контракт выигрывает поставщик, чья продукция находится в Перечне товаров из Приказа № 126, произведенных на территории стран, не входящих в ЕАЭС, то сумма контракта будет снижена на 15% или 20% от предложенной им цены.

Когда преференции по не предоставляются?

В некоторых ситуациях названные преференции не предоставляются:

  1. Заказчик признал закупку несостоявшейся.
  2. Во всех заявках указаны товары, произведенные в странах ЕАЭС.
  3. Во всех заявках есть товары иностранного производства.

Участник, попадающий под получение преференций, имеет большие шансы на получение контракта.

Денежные надбавки

В Петербурге можно рассчитывать на надбавку деньгами к пенсии по старости. Она выплачивается каждый месяц в размере 600 рублей. Такую денежную помощь могут получить пенсионеры, которые проживают в городе по временной прописке или даже вообще не имеют регистрации.

Также пожилые люди в Санкт-Петербурге имеют право получать льготы по уплате налогов на земельный участок, размер которого не более 25 соток. Но все участки должны быть расположены только в этом городе Пенсионерам в Петербурге и области доступен также и транспортный налог, но только на легковые автомобили, мощность которых не достигает 100 л. с. Мощность мотоциклов и мотороллеров должна быть не более 40 л. Если пенсионер является ветераном или инвалидом боевых действий или подвергся воздействию радиации при аварии, то он может получать льготу по налогу на автомобили, которые имеют мощность до 150 л. с.

Транспортный налог для людей пенсионного возраста указан в законе №51-ОЗ. Все пенсионеры, которые владеют автомобилями и мотоциклами, могут получить скидку по налогу на эти транспортные средства, которая составляет 20%. Для оформления льготы нужно иметь на руках документ, который подтверждает, что пенсионер действительно имеет право на ее получение. Также потребуется ксерокопия ПТС.

Льготы, которые указаны выше, можно получить только на единственный объект. Это может быть один участок земли или одно транспортное средство. При наличии во владении пенсионера нескольких автомобилей или участков придется выбирать, на какой из них будет формироваться льготный налог. При этом оформить льготу можно в автоматическом режиме, что позволит получить скидку на самый дорогой объект.

При покупке билета гражданином пенсионного возраста также можно получить право на льготный проезд. В результате этого можно ездить со скидкой на любом виде транспорта, хотя такси данное правило не касается. Количество поездок не имеет значения. При этом проезд на пригородных направлениях выделяется в отдельную льготу.

У всех пенсионеров Санкт-Петербурга и Ленинградской области имеется право получить льготный проездной билет на проезд в общественном транспорте. Количество поездок на метро, в трамваях, на автобусах и троллейбусах по городу и области неограниченно. Билет имеет вид бесконтактной смарт-карты. Ее можно купить в пунктах, где продаются проездные билеты. Стоимость карты составляет 624 рубля. При поездках в пригородном транспорте, например, на электричках пенсионеры также могут оплачивать только 10% от цены билета.

Но по услугам ЖКХ и капремонту никаких особенных льгот жители города и Ленобласти не получают. Они регулируются только федеральным законом. Для получения льгот в сфере медобслуживания пенсионеру нужно иметь полис обязательного страхования. Это требование устанавливается в федеральном законодательстве. В соответствии с ним многие жители региона могут получать амбулаторное, стационарное лечение бесплатно, а также покупать лекарства по сниженным ценам.

Таким образом, медицинская помощь пенсионерам оказывается только по полису ОМС. Пенсионеры региона имеют право получать бесплатное амбулаторное лечение и лечение в стационаре, а также рассчитывать на некоторые льготные лекарства. Они предусматриваются для отдельных категорий граждан страны. Но все-таки имеется одна дополнительная льгота для жителей города Петербурга и Ленинградской области, которой является бесплатное протезирование зубов. Она не включает расходы по покупке дорогих протезов, выполненных из металлокерамики, драгоценных металлов и других подобных материалов.

Как применять ПП №2014 при проведении закупок

  1. Особенности формирования технического задания. 

При описании объекта закупки, осуществляемой для выполнения минимальной доли закупок российских товаров, необходимо указывать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики российских товаров, в том числе включенные в КТРУ. 

  1. Особенности расчета и обоснования НМЦК 

При определении идентичных и однородных товаров заказчик вправе учитывать только товары из ЕАЭС (в том числе включенные в Реестр российской промышленной продукции, Реестр евразийской промышленной продукции, Единый реестр российской радиоэлектронной продукции), а  также включенные в КТРУ характеристики (при наличии) соответствующих товаров.

Применяя метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), заказчик направляет запрос информации о цене субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (ГИСП). 

Министерство промышленности и торговли РФ в письме от 2 марта 2021 г. N15387/12 разъяснило, что «…в случае недостаточности сведений о субъектах деятельности в сфере промышленности, включенных в ГИСП, заказчик вправе дополнительно запросить для обоснования НМЦК недостающую ценовую информацию у иных участников рынка, осуществляющих производство товара, являющегося предметом закупки, либо использовать информацию о ценах товара, содержащихся в единой информационной системе в сфере закупок, по исполненным контрактам, по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных такими контрактами». 

Из вышеуказанных разъяснений Минпромторга следует, что, если заказчик по запросам,  ценовой информации, направленным производителям, включенным в ГИСП, не получил достаточной информации, для расчета НМЦК по ПП №2014 он имеет право: 

  1. запросить ценовую информацию у иных производителей, не включенных в ГИСП, и использовать ее для расчета НМЦК; 
  2. пользоваться ценовой информацией из реестра контрактов ЕИС по исполненным контрактам, по которым не взыскивались неустойки. 

На сайте ГИСП (https://gisp.gov.ru/nmck/) Минпромторг РФ предлагает заказчикам в случае отсутствия достаточного количества компаний для определения НМЦК (менее 3-х) или отсутствия сведений об организациях в ГИСП:

– зафиксировать, что нужная информация отсутствует или представлена не в полном объеме (сделать скриншот из ГИСП) в целях предоставления обоснования для отчета о невыполнении установленной минимальной доли;

– направить в Минпромторг России информацию об отсутствии необходимых сведений в ГИСП (Metod@minprom.gov.ru).

Полагаем, что заказчик в этом случае также имеет право разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС (п.3.7.2.Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013г. №567) и пользоваться при расчете НМЦК предоставленной ценовой информацией от любого лица, ответившего на запрос.    

Нюансы участия организаций инвалидов в госзакупках

Нормами закона «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ) на каждого заказчика возложена обязанность предоставлять преимущества организациям инвалидов двух видов:

Лица, управомоченные претендовать на преференции

Правовое обоснование

1

Организации инвалидов:

  • в которых от 80% членов являются людьми, нуждающимися в социальной поддержке ввиду состояния здоровья, либо их законными представителями;
  • осуществляющие свою деятельность и имеющие обособленные подразделения на территории 43 и более субъектов Российской Федерации

Ч. 2 ст. 29 закона № 44-ФЗ; ст. 14 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ

2

Компании, в которых:

  • среднесписочная доля трудящихся с нарушениями здоровья равна или превышает 50%;
  • доля зарплаты людей с ограниченными возможностями в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
  • уставный (складочный) капитал сформирован юридическими лицами, отнесенными к первому виду

Ч. 2 ст. 29 закона № 44-ФЗ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Минфин России в письме от 14.02.2018 № 24-01-07/9059 объяснил, что межрегиональные, региональные и местные объединения не могут претендовать на особое отношение при участии в государственных и муниципальных закупках. Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Лицензирование деятельности организаций инвалидов по закупкам законом не предусмотрено.

Подпишитесь на рассылку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector