Принудительное изъятие земельного участка у собственника
Содержание:
- Прежний владелец
- Основания для процедуры
- В каких случаях есть вероятность изъятия участка
- Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд
- Возможна ли субаренда?
- Основания для изъятия земель
- Обязанность собственника по целевому использованию земельного участка: предпосылки установления
- Ответственность за нецелевое использование земли
- В каких случаях государство может изъять недвижимое имущество граждан или организаций?
- Общая характеристика оснований прекращения прав на земельные участки
- Процедура изъятия
- В связи с неиспользованием
- Принудительное изъятие
- Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Прежний владелец
Начиная с 1990 года, регламент учета и выделения земли неоднократно изменялся. Поэтому и по нынешний год происходит неприятные «сюрпризы», когда на один участок находится несколько претендентов. Причем истинным собственником не всегда оказывается тот гражданин, который оформил участок на себя.
Приведем пример из судебной практики. Был подан иск на владельца земельного участка, который уже возвел на нем дом, прежней собственницей. Ответчик возражал, говоря, что земля была получена от администрации, а он стал собственником вследствие срока приобретенной давности. Прежняя собственница не интересовалась своим имуществом в течение 16 лет.
Но Верховный суд стал на сторону гражданки, потому что не нашел оснований в отказе признания права на землю. Она в течение 16 лет исправно уплачивала земельный налог, а за действия администрации вины не несет. Именно она выделила участок другому гражданину с нарушением регламента согласования земельных границ.
Основания для процедуры
Данные положения прописываются в гражданском законодательстве. В их число входят:
- взыскание накладывается на землю по причине установления обязательств;
- изымают наделы, которые согласно законам не могут принадлежать частным лицам на праве собственника;
- национализация, конфискация или реквизиция наделов;
- выделяется доля в совместном владении с выплатой компенсации в денежной форме (связано с тем, что долю в натуре выделить нельзя);
- участки выкупаются для муниципальных или госпотребностей;
- надел используется с нарушением правил, установленных законодателем.
Положения решения об конфискации Также допускается изъятие участка, который расположен под домом и оформлен в собственность. При этом процесс производится независимо от формы собственности на землю. Прекращение прав собственника в принудительном порядке допускается, если лицо нарушило принципы, установленные для целесообразного использования. В том числе:
- использование не отвечает установленной категории и целевому назначению;
- нарушается экологическая обстановка, снижается плодородность надела для земель, имеющих сельскохозяйственное назначение;
- собственник высказывается против устранения последствий нарушений, которые связаны с загрязнением окружающей среды;
- проигнорированы обязательные меры по осуществлению охранных мероприятий, улучшению почвы;
- лицо уклоняется от уплаты налоговых платежей.
Допускается изъятие на принудительной основе:
- когда конфискация проводится в рамках программ, проводимых государством, муниципалитетом;
- реквизиция;
- иные случаи, закрепленные в законах.
Составляется соглашение об конфискации земельного надела. Этот документ подтверждает факт отчуждения имущества гражданина или организации в пользу государства или муниципалитета.
Заключается акт собственниками надела, который изымается и органами муниципальной или госвласти. В качестве объекта соглашения рассматривают наделы и объекты, которые на них возведены. На участки могут распространяться права собственности, а также постоянного пользования.
Решение
Соглашение имеет письменную форму. В нем отражается:
- Период, в течение которого осуществляется передача. Он не может превышать более 6 месяцев с момента, когда прекратилось право собственника у предыдущего владельца.
- Указывается порядок и сумма относительно возмещения ущерба, который возникает по причине изъятия участка.
- Вписываются реквизиты акта, в котором содержится решение об конфискации надела для нужд государства или муниципалитета.
- Указывается, какое право прекращается или возникает в отношении участка или расположенных на нем строений в результате процедуры.
- Цели, с которыми проводится процесс.
- Кадастровые данные для участков, которые изымаются. Если нет такого номера, то вписывают условный, которые устанавливается на основании законодательства.
- Данные сторон договора.
- Сооружения, которые не могут быть изъяты, но при этом располагаются на изымаемой территории.
- Сервитут земельного участка, если таковой действует.
Понятие соглашения об изъятии В гражданском законодательстве прописывается порядок, согласно которому происходит регистрация сделок с земельными наделами. Состоит он из шагов:
- соглашение направляется собственнику надела для изучения;
- акт подписывается либо когда человек отказывается его подписывать или в течение трех месяцев с момента получения игнорирует – отправитель подает иск в судебный орган о принудительной конфискации;
- документ отправляется органу, который его направил;
- соглашение направляется в Росреестр для регистрации;
- производятся регистрационные мероприятия и переход прав от частного лица к органам государства или муниципалитета.
Образец соглашения К соглашению прикладываются:
- кадастровая документация относительно ЗУ и построек на нем;
- отчет, содержащий рыночную стоимость земли и сооружений;
- когда предусматривается компенсация при изъятии, то составляется отчет с указанием реальных стоимостей.
В каких случаях есть вероятность изъятия участка
Если говорить о землях СНТ, то для них действует понятие «срока обработки». По закону, если на протяжении трех лет такой участок никак не обрабатывался, могут наложить штраф по ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ. При этом в дальнейшем он может быть изъят. В этом плане правовые режимы земель СНТ и земель сельхозназначения совпадают. Применительно к землям для индивидуального жилого строительства (ИЖС) вышеуказанный штраф и изъятие не применяются в принципе. Такие земли можно не обрабатывать годами.
Выйти на собственника и уведомить нарушителя до того, как участок изымут, могут муниципалитет, инспектор земельного контроля или председатель СНТ. Подать в суд для изъятия участка уже в судебном порядке могут они же. Однако, несмотря на наличие заброшенных участков почти в каждом СНТ, судебной практики по этому вопросу нет. То есть на деле ввиду наличия абсолютного права собственности реализовать изъятие участка за нерадивое использование достаточно проблематично.
При этом весной 2021 года Росреестр подготовил поправки в закон, согласно которым председатель СНТ получит право сообщать госорганам о случаях нарушений, после чего будет проводиться проверка. Это касается владельцев участков, забросивших свою собственность, или использующих ее не по целевому принципу. К примеру, построивших у себя на земле автомойку, гостиницу и пр. К таким нарушителям предлагается применять штрафы и предписания об устранении нарушений, при игнорировании требований земля будет изыматься.
Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд
- Подготовить решение об изъятии
- Сообщить владельцу о возможном изъятии
- Госрегистрация принятого решения об изъятии
- Заключить соглашение с владельцем земли на ее изъятие (если правообладатель с этим согласен). Цель соглашения – определить условия изъятия: выкупная цена, сроки выплаты.
- Подать иск в суд об изъятии земли. Данный этап нужен, если правообладатель не согласен либо с самим этим фактом, либо с его условиями.
- Зарегистрировать переход прав собственности. Если суд удовлетворяет иск о принудительном выкупе земли или прекращении прав на нее.
Чтобы сохранить свое имущество или не прогадать с возмещением рыночной стоимости, когда государство пытается отнять у Вас участок, рекомендуется сразу обратиться к профильному специалисту. Хотя бы получить консультацию, что делать дальше и что Вам положено по закону. Земельный юрист поможет Вам оформить права на земельный участок и отстоять свою землю!
Возможна ли субаренда?
Субаренда земельного участка – это имущественная сделка, в процессе которой право пользования объектом сельхозназначения передается иному лицу (ст. 615 ГК РФ). В сделке принимает участие арендатор, наделяющий своими правами в отношении земли субарендатора. Для осуществления процедуры необходимо согласие собственника объекта. Субаренда довольно распространена в хозяйственной практике и используется в целях получения прибыли благодаря разнице между выплатами субарендатора и отчислениями для владельца недвижимости.
Инициатором субаренды, как правило, выступает арендатор, повторно сдающий в аренду участок другому физическому или юридическому лицу (о том, как составить договор аренды земли между физическими лицами или с участием предпринимателей, читайте здесь). Для оформления субаренды необходимы следующие документы:
- договор аренды;
- документ, подтверждающий целевое назначение участка;
- свидетельство о регистрации права аренды;
- согласие собственника на сделку с субарендатором.
Договор субаренды заключается с учетом условий, ранее принятых в основном договоре аренды, и на срок, не превышающий срок действия основного договора.
Основания для изъятия земель
Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:
- энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;
- АЭС;
- оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;
- транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;
- объекты космической отрасли;
- обеспечение естественных монополий;
- коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;
- автодороги.
Строительство новых дорог может стать причиной изъятия земель у населения
Иные ситуации должны быть предусмотрены на уровне федеральных законодательных актов. Отчуждение территории у собственника также может производиться в рамках конфискации при осуждении за преступления и некоторые правонарушения, а также реквизиции в случае стихийных бедствий, техногенных катастроф, эпидемических заболеваний людей и животных.
Строительство объектов общефедерального или местного значения
Отчуждение земельных площадей для возведения на них объектов государственного назначения требует утвержденных документов планирования или проектов планировки. Помимо этого допустимы следующие обоснования:
- развитие заповедников и заказников;
- исполнение международных соглашений;
- недропользование (требуется наличие государственной лицензии);
- снос аварийного жилого здания с передачей государству земли под ним.
На изъятие площадей на основании документов планирования есть 36 месяцев после их утверждения.
При сносе старого заброшенного здания земля переходит «в руки» государству
Изъятие земель в рамках развития застроенных территорий
Вопросы развития территорий регулируются Градостроительным кодексом. В рамках программ возможна смена предназначения участков, прокладка коммуникации, в том числе, затрагивая части территории, находящиеся в частной собственности. В рамках деятельности по развитию возможно изъятие земель, принадлежащих частным лицам и предприятиям. Следует иметь в виду следующие моменты, подтверждаемые судебной практикой:
- подписание соглашения о территориальном развитии не может быть единственной причиной перехода права собственности на затрагиваемый согласованным планом земельный надел;
- Верховный суд РФ отметил, что причина изъятия должна заключаться в общественной пользе, получить которую нельзя без участка, принадлежащего другим лицам, единственной причиной отчуждения части территории не должно быть получение прибыли или иных выгод коммерческим предприятием, управляющим территорией;
- решение об отчуждении собственности можно оспорить как в части размера выплаченной компенсации (ч. 13 ст. 56.12 Земельного кодекса РФ), так и по существу (ч. 14 ст. 56.6 того же Кодекса).
Перевести объект частной собственности в госсобственность можно при наличии законного обоснования с соблюдением нюансов процедуры.
Переход участка в государственную собственность возможен только на законном основании
Обеспечение обороны и безопасности
Изъятые для оборонных целей, включая обеспечение безопасности участков границы, земли изымаются из оборота по ст. 27 ЗК РФ и могут быть переведены в статус ЗАТО. Земли, предназначенные для целей обороны, могут быть использованы для:
- размещения воинских частей, военных организаций и учреждений;
- разработки, производства и хранения на складах вооружений, военной техники и боеприпасов;
- строительство сооружений госрезерва и хранение запасов.
При выделении земель для целях охраны границы на них размещают заграждения, инженерно-технические конструкции и пункты пропуска.
Изъятие у собственника по причине ненадлежащей эксплуатации
В отличие от возмездного выкупа, изъятие из-за ненадлежащего использования возможно в нескольких ситуациях:
- длительное (3 года и более) нецелевое распоряжение землей сельхозназначения;
- отсутствие надлежащей эксплуатации;
- грубое нарушение норм землепользования.
Решение об изъятии выносит орган местного самоуправления, который должен проинформировать владельца о допущенных им нарушениях и последствиях, выражающихся в потере права собственности.
Заброшенная засоренная земля – повод изъять землю у владельца
Обязанность собственника по целевому использованию земельного участка: предпосылки установления
Понятие права собственности раскрыто в ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Номинально собственник свободен в своих действиях. Он вправе владеть и пользоваться имуществом, обременять его, отчуждать безвозмездно или за плату, распоряжаться другими способами по своему усмотрению.
Вместе с тем, реализация названных правомочностей не должна противоречить закону, нарушать интересы третьих лиц или наносить ущерб окружающей среде.
В отечественной правовой системе полная свобода действий возможна только в отношении движимого имущества, не отнесенного к источникам повышенной опасности. Такими вещами можно пользоваться или на время отложить, переделать, сломать, выбросить. В отношении объектов недвижимости действуют более строгие правила.
- Они имеют обязательное к соблюдению целевое назначение, зафиксированное в ЕГРП, ГКН, правоустанавливающих документах. Так, земли разделены согласно категориальной принадлежности.
- Общая процедура отказа от права собственности на имущество (ст. 236 ГК РФ) применяется к недвижимости с оговорками. Правомочности и обязательства отказника в отношении объектов недвижимости прекращаются после внесения соответствующих сведений в ЕГРП.
- Оставленная без присмотра недвижимость может быть поставлена на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйной. Если по прошествии года собственник не объявится, она переходит в собственность территориальной общины по решению суда (ст. 225 ГК РФ).
Правовое положение земельных участков обусловлено принадлежностью к объектам недвижимости. Кроме того, им присущи особые характеристики:
- неразрывная связь с природой, экологическая значимость;
- неуничтожаемость (речь может идти об ухудшении качества почв, засорении, эрозии грунтов, затоплении и подобном, но не о прекращении существования участка);
- незаменимость в качестве территориальной базы и средства производства сельскохозяйственной продукции.
Специфика земельных участков как объектов гражданских прав привела к закреплению особенностей реализации прав и обязанностей землепользователей в пределах главы VI Земельного кодекса РФ.
Ответственность за нецелевое использование земли
Каждый владелец земельного участка должен помнить, что использование данного вида имущества не по целевому назначению, равно как и неиспользование его вовсе, является грубым нарушением земельного законодательства РФ, влекущим за собой административное наказание в виде штрафов, размер которых определяется с учетом кадастровой стоимости надела (если речь идет о землях сельхозназначения), а также, в зависимости от вида и сложности нарушения, наличия или отсутствия кадастровой стоимости, и непосредственно категории земельного участка (сельскохозяйственное производство; огородничество или садоводство; строительство (дачные постройки, обустройство фермерского хозяйства, возведение индивидуального жилого строения (ИЖС), ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)).
Как правило, большинство нарушений в области использования земельных участков касаются положений по видам целевого назначения. К примеру, земля, приобретенная под статусом «ведение сельского хозяйства» не может быть использована под (ИЖС). И в случае обнаружения органами самоуправления данного факта нарушения, на владельца земельного участка выписывается штраф и выдается предписание с требованиями об устранении нарушения в определенные сроки. Если собственник не предпринял никаких действий для ликвидации нарушения, контролирующие органы вправе подать на него в суд с требованием об изъятии данного земельного участка.
Штрафы, предусмотренные за нецелевое использование земельного участка, в 2016 существенно выросли относительно предыдущего года и составила:
при наличии кадастровой стоимости:
- для физических лиц собственников земли — от 0,5 до 1% (минимум 10 000 рублей);
- для юридических лиц – до 2% от кадастровой стоимости (минимум 100 000 рублей);
при отсутствии кадастровой стоимости размер штрафа будет фиксированным:
- для физических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;
- для юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.
Штрафы за неиспользование земельного надела в течение 3х лет подряд составляют:
- для физических лиц, собственников участков — до 1,5% от кадастровой стоимости (минимальный размер 20 000 рублей), при отсутствии кадастровой стоимости – до 50 000 рублей.
- для юридических лиц — от 3 до 5%, минимум 400 000 рублей (без кадастровой стоимости от 400 000 до 700 000 рублей).
Штрафы за неиспользование по назначению земель сельскохозяйственного назначения составляют:
- для физических лиц — до 0,5%, (минимум 3 000 рублей)
- для юридических лиц — до 10%, (минимум 200 000 рублей)
Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что владельцы такого вида недвижимого имущества, как земельный участок, несомненно, не должны доводить ситуации до критического положения и судебных разбирательств. Соответственно, земля должна использоваться своевременно и по назначению, административные штрафы, в случае их наложения органами земельного надзора, должны быть своевременно оплачены. Если все же избежать иска от лица местной администрации не удалось, правообладатель может обратиться в арбитражный суд с требованием о признании незаконным вынесенное ранее решение об изъятии земли, и при наличии основательной доказательной базы, есть возможность добиться отмены постановления.
- С возмещением компенсации – если земля отнимается для государственных или муниципальных нужд (при условии, что с владельцем не было заключённого соглашения об изъятиях);
- Без возмещения – в случае санкций, назначенных в результате каких-либо нарушений или преступных действий, в соответствии с действующим сегодня Гражданским кодексом Российской Федерации.
Исковое заявление в судебный орган подаётся государственными или муниципальными структурами. При этом данный иск нельзя подать, если земельный участок находился в собственности владельца меньше 3-х месяцев.
По решению суда устанавливается срок изъятия, размеры денежных компенсаций и их наличие, а также прочие условия оформления изъятия объекта для государственных нужд. Кроме того, вся процедура регламентируется внесёнными в Земельный кодекс поправками. Они регулируют не только этапы фактического изъятия для установленных государственных и публичных нужд, но и сам порядок, в котором рассчитываются и возмещаются понесённые владельцем убытки.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →
Это быстро и бесплатно!
Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
В каких случаях государство может изъять недвижимое имущество граждан или организаций?
Государство праве изъять земельный участок и возведенные на нем постройки в публичных интересах, предоставив собственнику компенсацию за изъятое имущество. Кому принадлежит недвижимость – значения не имеет. Государство одинаково эффективно изымает имущество как физических лиц, так и организаций.
Основания для изъятия из частной собственности недвижимого имущества строго определены законом (ст. 49 Земельного кодекса РФ, далее – ЗК РФ):
1) выполнение международных договоров Российской Федерации;
2) строительство, реконструкция объектов федерального, регионального или местного значения при отсутствии других возможных вариантов:
-
объекты энергетических систем (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование и др.);
-
объекты использования атомной энергии (ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения, тепловыделяющая сборка ядерного реактора, облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора, ядерные материалы, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы и др.);
-
объекты обороны и безопасности государства (территории воинских частей, пунктов пропуска через государственную границу и т.д.);
-
объекты транспорта и связи, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (железнодорожные пути и др.);
-
объекты, обеспечивающие космическую деятельность (космодромы, пункты управления, средства космической связи);
-
линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий (линии электропередачи);
-
объекты систем электро-, газо-, теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и водоотведения;
-
автомобильные дороги;
3) иные основания, предусмотренные федеральными законами. Например, в целях комплексного развития территории (ст. 56.12 ЗК РФ).
Изъятие земельных участков и объектов недвижимости на них возможно только в том случае, если возводимые для госнужд объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и проектами планировки территории.
Общая характеристика оснований прекращения прав на земельные участки
Прекращение прав на земельные участки представляет собой утрату правообладателем земельного участка всех принадлежащих ему правомочий по владению, пользованию и распоряжению данным земельным участком вследствие наступления событий или совершения действий, предусмотренных законодательством. Прекращение права собственности на земельный участок включает в себя передачу земельного участка и переход соответствующих правомочий другому лицу. Прекращение иных прав на земельные участки влечет возврат земельного участка собственнику и утрату правомочий по владению и пользованию данным земельным участком.
Общие основания прекращения права собственности на имущество установлены в ст. 235 ГК РФ, а в отношении земельных участков конкретизированы ЗК РФ в ст. 44.
В соответствии со ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, а также в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством .
Таким образом, право собственности на земельный участок может прекращаться либо на основании добровольного волеизъявления собственника, либо в силу принудительного изъятия земельного участка по основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Необходимо при этом отметить, что Конституция РФ закрепляет принцип неприкосновенности собственности. Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Пункт 2 ст. 235 ГК РФ также устанавливает, что принудительное изъятие у собственника имущества возможно только по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.
По критерию волеизъявления правообладателей земельных участков все основания прекращения нрава собственности и других прав на земельные участки можно подразделить на добровольные и принудительные (не связанные с волеизъявлением собственника).
К добровольным основаниям прекращения прав на земельные участки относятся следующие основания:
- – отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам путем совершения сделок отчуждения, предусмотренных ГК РФ, – купли-продажи, мены, дарения, ренты с учетом предусмотренных земельным законодательством особенностей и ограничений их оборотоспособности;
- – отказ собственника от права собственности на земельный участок. В ЗК РФ предусмотрен также и отказ от права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения.
Принудительные основания прекращения прав на земельные участки перечислены в п. 2 ст. 235 ГК РФ. Их можно подразделить на две группы:
- 1) не связанные с неправомерными действиями правообладателей земельных участков;
- 2) связанные с неправомерными действиями правообладателей земельных участков, которые, по существу, являются санкциями за совершенные земельные правонарушения.
Первая группа включает следующие основания из предусмотренных п. 2 ст. 235 ГК РФ:
- – обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника (ст. 237 ГК РФ);
- – отчуждение земельных участков, которые в силу закона не могут принадлежать данному лицу;
- – изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
- – реквизиция земельных участков.
Ко второй группе относятся следующие основания:
- – конфискация;
- – принудительное прекращение прав на земельный участок за ненадлежащее использование земельного участка.
Порядок прекращения прав на земельные участки но отдельным основаниям рассматриваются в следующих параграфах.
Процедура изъятия
Когда происходит изъятие для муниципальных нужд, то законность устанавливается, если в наличии есть документ, разработанный властями или вынесенное судом решение. Другая документация, к примеру, акты разных ведомств, служб не рассматриваются как достаточная основана для отобрания земельного надела. Если изъятие связывается с наличием необходимости у образований публичного назначения, то это говорит о том, что обязательным условием становится наличие компенсации. Указанному процессу присуща определенная последовательность действий. В частности, изначально властному органу потребуется принять решение относительно изъятия земельного надела. Главное требование – чтобы такой акт в полной мере отвечал установленным в законодательстве требованиям.
Кроме того, принятый акт в обязательном порядке передается гражданам. Происходит это при помощи использования уведомлений в письменном выражении. В этом акте отражается период, а также порядок и цели изъятия. Также должен быть указан примерный размер компенсационной суммы. Если собственник надела понимает, что при вынесении акт были нарушены требования законодательства, то он может обратиться в судебный орган, для чего пишется иск. Когда на протяжении времени, отраженного в уведомлении гражданин не выполняет требований властных органов, происходит принудительное изъятие надела.
ВНИМАНИЕ !!! Важным моментом выступает то, что при наличии на участке каких-либо объектов строительства, они также подлежат учету при расчете компенсационной суммы. Величина возмещения должна быть обсуждена сторонами
Также может применяться судебный порядок решения конфликта. Если основанием изъятия становится комплексное освоение территории, то применять нужно аналогичный порядок. Собственнику также полагается компенсация.
Изъятие надела, ввиду его ненадлежащего использования возможно, этот процесс влечет за собой образование других последствий правового значения. Относительно каждого участка установлены определенные характеристики, которые существенным образом влияют на целевое использование.
ВАЖНО !!! В частности, нужно говорить о том, что на каждого владельца ложиться обязанность по соблюдению разновидности допустимого использования и категории наделов. Для примера, на с/х землях закон не разрешает строить здания промышленного назначения или многоквартирные дома
В качестве исключения могут рассматриваться ситуации, описанные законодателем.
Иногда при проведении проверочных мероприятий выявляются нарушения. Реализуют эти проверки уполномоченные службы. Кроме того, основанием проведения становится обращение лица, заинтересованного в разрешении вопроса. Каждое нарушение потребуется зафиксировать в результатах обследования административного типа. Данный процесс подробно описан в Постановлении, разработанном Правительством под №251. Указанные действия вправе реализовать должностные лица Государственного земельного надзора. Если в ходе проверки установлены нарушения, то это приведет к применению мер административного воздействия.
Выражаются они в форме штрафных санкций. Применять такие меры будут в одно время с процессом изъятия земельного надела. Подобная мера применяется, если владелец земли, которая предназначения для с/х деятельности или постройки недвижимости, не применяет ее по этому назначению. В законе установлен предельный срок – три года. Изъятие может происходить в связи с неиспользованием в СНТ и в более поздние сроки. В каждой конкретной ситуации нужно руководствоваться положениями закона. К примеру, если надел предназначен для ИЖС, то указанный период составляет 10 лет.
В связи с неиспользованием
Статья 284 ГК России определяет, что разрешается изъятие земли у владельца в связи с неиспользованием трех или более лет в том варианте, если целевое назначение участка – это:
- сельского типа хозяйство;
- жилищного типа строительство.
Критерии неиспользования земли сельскохозяйственного типа перечислены в П.П. № 369 “О признаках…”.
Течение выделенного трехлетнего срока прерывается, если эксплуатация участка в соответствии с его предназначением было невозможно в связи со:
- бедствиями стихийного характера;
- чрезвычайными ситуациями;
- другими похожими случаями.
При этом срок освоения участка в установленный трехлетний период:
- включается, если земля создана для ведения сельского хозяйства
- не включается в других ситуациях, также и при ИЖС.
Принудительное изъятие
Порядок изъятия земли в принудительном порядке для муниципальных нужд или нужд государства предусматривает возможность для владельца изначально решить вопрос мирным путём. Если договориться не удаётся, то орган вынужден обратиться в суд.
Только суд вправе принять соответствующее решение. Никакой государственный или муниципальный орган не может самостоятельно решить вопрос о том, чтобы забрать землю у собственника. Исходя из практики правоприменения, такие обстоятельства, как правило, носят спорный характер, поэтому владелец должен иметь возможность защитить свои законные интересы.
Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
- Изъятие земельных участков в целях строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
- Решение об изъятии земельных участков для строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения может быть принято не позднее чем в течение 3 лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
- Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п. 1, должно быть обосновано:
- решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории;
- международным договором РФ;
- лицензией на пользование недрами;
- решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
- Изъятие земельных участков осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются:
- по их собственной инициативе;
- Изъятие земельных участков, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
- Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта РФ в случае, если это изъятие предусмотрено документами территориального планирования субъекта РФ, на территории которого расположены такие земельные участки.
Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.