Источники и формы российского права
Содержание:
- Что даст приоритет Конституции над международным правом
- Изменение порядка подачи в ЕСПЧ жалобы против России
- О влиянии российских норм на международное право
- Почему Европейский Суд важен для граждан РФ?
- Значение приоритета российских законов над международным правом для России
- О действии норм
- Что Россия примет, а что нет?
- Конец оккупации или начало произвола?
- Субъекты и объекты МП
- О соотношении
- О взаимосвязи
- Система международного права
- Виды и характеристика источников международного права
- Международные договоры и Конституция: сравнение
- О решениях иностранных судов
- Верховенство Конституции РФ или мир во всем мире
- Перетекание
- Дело «ЮКОСа» – серьезный удар по позициям политических элит России
- Почему такое отношение к Страсбургу?
Что даст приоритет Конституции над международным правом
В тоже время, после принятия изменений, ситуаций в которых рядовой гражданин может выиграть достаточно мало. Этой поправкой государство может пользоваться вполне успешно. Для многих обращение в ЕСПЧ было последним шансом защитить своё имя. С другой стороны, практика придания делу широкого общественного резонанса, который в итоге играет важную роль в судебном разбирательстве (дело Ивана Голунова, Мартина Кочесоко), говорит о том, что злоупотреблять данной поправкой не получится.
С бизнесом всё обстоит иначе. В целом ситуация для предпринимателей, как для юридических лиц, не меняется. Если компания зарегистрирована за рубежом, то и подчиняется она законодательству этого государства либо законодательству той страны, где осуществляет свою деятельность. Если же компания отечественная и осуществляет свою деятельность на территории России, то в любом случае законы Российской Федерации для неё в приоритете.
Изменение порядка подачи в ЕСПЧ жалобы против России
Однако стоит заметить, что наша страна не вышла из международной правовой системы. Официально Конституционный суд РФ поясняет, что все-таки приоритет международного права над российским признается, хоть и формально. Скорее всего, это относится к неполитическим делам, по которым все-таки будут отменять решения, если ЕСПЧ не согласится с нашим правосудием. Однако в любом случае теперь это оставляется на усмотрение Конституционного суда РФ.
Изменились и правила подачи жалобы в Страсбург. Ранее по гражданскому делу, например, достаточно было проиграть его во второй инстанции, и уже можно было подавать жалобу в международный суд. ЕСПЧ не считал кассационные и надзорные жалобы эффективной судебной защитой, так как они не имели права выносить новое решение. Теперь – могут, по новой реформе, что изменило порядок обращения в Страсбург. Сегодня нужно дойти до Верхового Суда РФ перед тем, как подать жалобу в Международный суд по правам человека.
О влиянии российских норм на международное право
Здесь следует вести разговор о т.н. международном частном праве. В России его основы содержатся в разделе VI Гражданского кодекса, а также иных НПА. Эти правила применимы к отношениям, осложнённым иностранным элементом. Осложнение может заключаться в самой личности участника правоотношений (иностранцы), так и особенностями имущества (юридических фактов). И то и друге может находиться (возникнуть) за границей. Такое положение дел вынуждает прибегать к международным частноправовым нормам и требует отдельного регулирования, либо отсылки (коллизии). «Международность» права в этом случае вытекает как раз из осложнения и.э. – внутренние нормы могут создавать права и обязанности для иностранцев.
Ярким примером может являться п. 6 ст. 2 ФЗ О некоммерческих организациях. Тут содержится определение для НКО, осложнённого иностранным элементом — «иноагент». Лица, причисленные российским зак-вом к иностранным агентам получают значительное ущемление своих прав. Например, на основании только лишь причисления к таковым, в сети Интернет может быть заблокирован сайт этого лица. При этом не имеет значение наличие какой-либо вины в действиях этого лица. Достаточно факта получения денег из-за границы.
Тут следует сделать поправку на то, что главным вопросом является применимое право. Т.е., тому же суду нужно определиться, право какого государства нужно применять. Но это не относится к т.н. нормам непосредственного применения. Другое название таких норм — «сверхимперативные». Они не могут быть изменены ни выбором применимого права, ни соглашением сторон.
В качестве примера Т.Е. Абова, М.М. Богуславский и А.Г. Светланова в своём комментарии к ГК приводят статью 14 Семейного кодекса РФ. Несмотря на отсутствие указания в этой статье на иностранный элемент, она прямо запрещает брак при определённых обстоятельствах. И применимое право тут, по всей видимости, значения не имеет.
Почему Европейский Суд важен для граждан РФ?
ЕСПЧ – механизм защиты прав человека, органично включенный в российскую систему права с 1998 г. Этот международный суд находится в Страсбурге и уполномочен рассматривать жалобы граждан и организаций на нарушение их прав. Решения Европейского Суда являются основанием для пересмотра приговоров и решений по гражданским делам национальных судов, если установлено, что при вынесении такого приговора или решения была нарушена Европейская конвенция. Порядок исполнения решений ЕСПЧ, подразумевающий отмену или изменение обжалованного в Европейский Суд судебного акта, не отличается от порядка исполнения постановлений Конституционного Суда РФ, которые также являются основанием для пересмотра судебных решений, и прямо предусмотрен в каждом процессуальном кодексе (п. 4 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 350 КАС РФ, п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ).
Пострадавшим ЕСПЧ присуждает компенсации, которые выплачивает из своего бюджета государство, допустившее нарушение, – обычно от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч евро.
Но что наиболее важно – Европейский Суд влияет на совершенствование российского законодательства. Государственная Дума РФ ежегодно принимает несколько законов, основанных на его решениях, чтобы исключить нарушение прав человека, защищаемых Европейской конвенцией
Каждый год Министерство юстиции РФ представляет президенту доклад по мониторингу исполнения решений ЕСПЧ, в котором указывается, какие изменения в законодательство РФ были внесены на основании этих решений. С учетом собранных данных даются поручения, например:
- проработать вопрос об обеспечении гарантий беспристрастности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, путем включения стороны обвинения (представителя прокуратуры или других госорганов) в процессы с устными слушаниями в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 20 сентября 2016 г. по делу «Карелин против России»;
- проработать вопрос о закреплении в УПК РФ дополнительных гарантий для лиц, которые не достигли возраста уголовной ответственности и которых проверяют, задерживают и доставляют в правоохранительные органы в связи с сообщениями о совершении ими преступлений, в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 23 марта 2016 г. по делу «Блохин против Российской Федерации»;
- проработать вопрос о включении в УПК РФ норм о незамедлительном доставлении в суд задержанного лица, в отношении которого ранее было вынесено судебное постановление о заочном заключении под стражу, в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 31 января 2017 г. по делу «Вахитов и другие против Российской Федерации».
Значение приоритета российских законов над международным правом для России
После принятия поправок в Конституцию, требования международного права на территории нашей страны действуют только в той части, где не противоречат основному закону Российской Федерации. В случае возникновения нормативного конфликта, приоритет отдаётся Конституции РФ. В первую очередь, такой шаг позволяет российскому законодательству быть выше соглашений Европейской конвенции и решений Европейского суда по правам человека.
Согласно Конституции каждый вправе в соответствии с договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся средства внутригосударственной правовой защиты. Учитывая новую поправку, например, получив акт Европейского суда по правам человека, лицо, вероятнее всего, будет вынуждено доказывать уже в российских судах, что решение международного органа не противоречит Конституции РФ. А наш суд соответственно должен будет решить, стоит или не стоит исполнять то или иное решение международного органа.
Конечно, при условии прозрачной работы внутренней судебной системы, для простых граждан, поправка о приоритете российского права над международным не должна нести угрозу.
О действии норм
Международные и внутренние нормы одинаково закрепляют права и создают обязанности в России, действуя параллельно. Международная норма может дополнять национальную. Так, статья 4 Конвенции устанавливает запрет на рабство. Действующее российское законодательство такого запрета не содержит, что с успехом замещается Конвенцией. Исключение, пожалуй, составляет Конституция Чеченской республики, содержащая прямой запрет на нахождение в рабстве (ч. 1 ст 19). Но этот акт не распространяется на всю Федерацию и действует только на территории Чечни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что международные нормы в известной степени дополняют национальные. Однако, такое дополнение, конечно же, является односторонним. Национальное законодательство никоим образом не затрагивает права и обязанности лиц, не находящихся под юрисдикцией России. Так, нельзя заставить соблюдать внутреннее российское зак-во, допустим, иностранных граждан, находящихся на территории своей страны. При этом, граждане такой страны, находясь на территории РФ всё же попадают под российскую юрисдикцию.
Кроме того, лица, попавшие под уголовное преследование на территории РФ зачастую скрываются от него в других странах. На этот случай существует ряд соглашений, подписанных Россией, предполагающих выдачу скрывающихся за границей. Это ст. 44 Конвенции ООН против коррупции (2003 г.), ст. 16 Конвенции ООН против транснациональной оргпреступности (2000 г.) и другие. Эти нормы регулируют общие вопросы выдачи лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
В качестве примера можно привести экстрадицию бывшего министра Московской области А. Кузнецова, переданного России Францией в 2019 г.
Отдельно стоит упомянуть о приграничных соглашениях РФ. В силу глобализации и тесного переплетения населения и бизнеса в приграничных районах регулирование необходимо. На этот счёт в России существует специальный закон179-ФЗ «О приграничном сотрудничестве». Соглашения, заключаемые в соответствии с этим ФЗ не являются международными договорами (ст. 10 указанного федерального закона).
Что Россия примет, а что нет?
Россия безусловно признает важность участия в деятельности международных судебных инстанций, например, Международного арбитражного суда Стокгольма или Апелляционного суда Всемирной торговой организации, однако в отношении отечественных контрагентов наша страна, согласно последним поправкам, позволит применять только те нормы, которые не противоречат Конституции РФ. Нормы и решения Международного суда ООН также будут имплементироваться в России только в той мере, в которой они не противоречат Конституции РФ, например, по искам Украины не стоит ожидать их положительной имплементации со стороны России, так как они уже сейчас противоречат конституционным требованиям о территориальной целостности России
Нормы и решения Международного суда ООН также будут имплементироваться в России только в той мере, в которой они не противоречат Конституции РФ, например, по искам Украины не стоит ожидать их положительной имплементации со стороны России, так как они уже сейчас противоречат конституционным требованиям о территориальной целостности России.
Если взглянуть на международный опыт, то следует отметить, что в США с момента их образования установлен фактический приоритет национального права над международным, однако в случае США это связано с защитой прав и свобод американских граждан, правовые гарантии которых появились в Конституции США в 1787 г. – в эпоху абсолютных монархий и задолго до подписания ключевых международно-правовых документов в XX веке (но даже в наше время Верховный суд США не рассматривает международные нормы как обязательные к исполнению).
В случае с ЕС речь идет о приоритете европейского права над национальным правом государств-членов, что с момента образования Европейского объединения угля и стали в 1952 г. связано с необходимостью развития экономической и административной интеграции на базе разработки и принятия государствами-членами норм европейского (международного) права.
Однако в Германии – лидере европейской интеграции, международные договоры и соглашения, которые должны быть ратификации Бундестагом, рассматриваются как равные национальному праву.
Конец оккупации или начало произвола?
Активные люди разделились на два лагеря:
- Патриоты. Радуются, что наконец-то, закончилась юридический контроль над нашей страной.
- Либералы. Сетуют на то, что теперь Россия лишилась последней надежды на справедливый и гуманный суд.
Конечно, можно возразить как одним, так и другим. Согласимся, что если кто-то там, недружелюбный нашей стране, имеет высшую юридическую власть над нами, то это не очень хорошо. По сути, это отсутствие суверенитета в государстве. Да, конечно, правовая система у нас оставляет желать лучшего. Но, по крайней мере, она независима от «дядюшки Сэма».
С другой стороны, многие, кто сталкивался с судебной системой, не очень ею довольны: они сетуют на субъективность, отсутствие понятных законов, неисполнение процессуальных норм, формальное принятие решений и т. д.
Поэтому для некоторых ЕСПЧ видится спасительной надеждой на правосудие, которой сегодня якобы лишают граждан нашей страны.
Но факт остается фактом: приоритет международного права над российским признается в случаях одобрения этого Конституционным судом РФ.
Субъекты и объекты МП
Субъектами международного права считаются правосоздающие и правореализующие субъекты, которые наделены особыми возможностями и несут юридическую ответственность.
К первичным субъектам относят суверенные государства и национальные образования, борющиеся за самоопределение. К производным – международные организации, созданные правительствами государств.
Источником правосубъектности (возможности участвовать в правоотношениях) для производных субъектов является учредительная документация, принятая первичными субъектами. Они же являются изначально носителями международных прав и обязанностей.
Объектом международного права может стать все то, что выходит за рамки внутреннего воздействия государства и вмещается в определение «международное сотрудничество». Это интересы всей мировой общественности или одного суверенного участника МП.
О соотношении
В первую очередь нужно сказать о том, что и то и другое право может быть положено в основу регулирования общественных отношений. В России признаются и действуют права, источником которых является международный договор, подписанный РФ. Те или иные обязательства, взятые на себя Российской Федерацией с подписанием договора, должны ей выполняться. А там, где есть какая-либо обязанность, есть и корреспондирующее ей право.
В качестве примера может подойти участие РФ в конвенциях. Возьмём к примеру конвенцию о соблюдении прав человека 1950 года (далее – Конвенция 1950). Так, Верховным судом РФ в 2013 году даже было издано специальное постановление, посвящённое этому документу.
Суд пояснил, что применение законодательства в России должно соответствовать духу Конвенции 1950 в прочтении Европейского суда по правам человека. Простыми словами, суды России, принимая то или иное «внутреннее» решение, должны руководствоваться позициями ЕСПЧ по делам с участием России. В тех случаях, когда решение принималось по соответствующим правам и обязанностям.
О взаимосвязи
Основным моментом во взаимосвязи международных норм и внутреннего зак-ва является, по всей видимости, необходимость учёта м. соглашений при принятии того или иного НПА. Сюда же можно отнести и уже упомянутое принятие новых внутренних норм. Так случилось с присоединением России к Конвенции по борьбе ВОЗ против табака. Закон о присоединении был подписан в 2008 году. Впоследствии изданы 15-ФЗ от 23.02.2013 г. о защите граждан от табачного дыма и другие акты.
Таким образом, часть норм, содержащихся в антитабачной Конвенции перетекли в законодательство РФ. В частности, запрет на продажу табака несовершеннолетним (ст. 16 Конвенции и ст. 20 15-ФЗ). Ранее закон в России прямо не запрещал продавать детям сигареты.
Кроме того, о взаимосвязи могут свидетельствовать и отсылки к международным нормам, содержащиеся в действующем российском зак-ве. В качестве иллюстрации можно привести ст. 1231 Гражданского кодекса РФ. Тут речь идёт о том, что в РФ действуют исключительные права, установленные разного рода конвенциями. Например, Всемирной конвенцией об авторском праве, где есть статья V, регламентирующая вопросы перевода произведений автора. Некоторые нормы, установленные этой статьёй в зак-ве РФ отсутствуют, но применяются, в силу ст. 1231 ГК РФ. Таким исключительным правом автора в ст. V является его согласие на перевод своего произведения. В ГК РФ указание на такое право отсутствует, но есть норма о правах переводчика (лица, осуществившего иную переработку произведения).
Следовательно, если возникнет спор о согласии автора на перевод, суду нужно будет руководствоваться не только ГК РФ, но и упомянутой Конвенцией.
Система международного права
Новейшая система МП представлена сложной взаимосвязью всех правовых компонентов, которые не противоречат сущности друг друга. Каждая составная часть упорядочивает особую область международных отношений:
- общеустановленные принципы международного регулирования – ядро международно-правового механизма;
- институты МП – совокупность правовых норм, имеющих отношение к одному объекту или утверждающих конкретный статус;
- отрасли МП – единая мини-система юридических норм и институтов, которые объективно взаимосвязаны и специфичны для одной широкой области международного взаимодействия. Для отраслей характерно наличие устойчивых принципов регламентации и развитая кодификация.
Принципы МП
Результатом общественного взаимодействия стало появление единых основ международного права. В МП принципы несут общеобязательный характер и являются мерой законности в международно-правовой системе.
В соответствии с международными правовыми документами выделяют такие принципы:
- суверенное равенство – каждое государство пользуется суверенными правами, тем самым подтверждая свое равенство на мировой арене. При этом участники правовых отношений обязуются не посягать на правосубъектность других государств;
- территориальная целостность и нерушимость границ – юридически закрепленные границы государства не должны стать объектом территориальных притязаний других участников международных отношений;
- мирное урегулирование международных конфликтов и споров – противоречия государств должны решаться путем мирных переговоров, привлечения международного посредничества или судебного разбирательства. Международные разногласия не должны являться угрозой для равновесия в мире;
- неприменение силы и угрозы – воздержание участников от применения силы, направленной против независимости и целостности любого государства. Решение об использовании вооруженной агрессии возможно лишь в случаях, установленных уставом ООН (индивидуальная или коллективная самооборона);
- невмешательство во внутренние дела суверенного государства – внутриполитическое устройство государства не должно подвергаться любому виду вмешательства (интервенция, политическое давление и др.);
- мировое сотрудничество – для укрепления мирового равновесия и урегулирования проблем современности государства обязаны осуществлять международное сотрудничество. Основа данных обязательств – неукоснительное соблюдение нормативной базы международного права;
- самоопределение и равноправие народов – самостоятельно принятые решения народа относительно своего направления развития должны найти поддержку среди других государств. Исключением будут действия, которые нанесут ущерб целостности территории суверенного государства;
- уважение прав и свобод человека – является неотъемлемой частью государственной политики и не должно становиться объектом дискриминации;
- сознательное выполнение международных обязательств.
Виды и характеристика источников международного права
Свое правовое отображение международное право находит в специально закрепленных формах, в которых выражены единые правила взаимодействия между субъектами-участниками.
К основным источникам относят:
- Международный договор – письменный (в редких случаях – устный) документ, закрепляющий соглашение государств относительно выполнения определенных действий или их прекращения.
- Международный обычай – правила, утвержденные путем длительной правовой практики после всеобщего признания их юридического значения.
Нередко к основным источникам относят и общие принципы права – правовые нормы, имеющие обобщенный характер и являющиеся частью правовых систем государств.
Под вспомогательными источниками принято рассматривать судебные решения или документацию организаций, научные труды правоведов.
В основном решение международных и арбитражных судов – это правовое подтверждение международного обычая. Основной юридической силой обладают решения Международного суда. Что касается межправительственных организаций, то решения будут считаться легитимными лишь в том случае, когда будут иметь законную силу. Теоретические выводы, выдвинутые ведущими мировыми юристами для уточнения правовых вопросов, играют немалую роль в развитии международного права. Ведь их доктрины – современный взгляд на устаревшую систему юриспруденции.
Обобщая, можно отметить, международное право – сложная правовая система, на которой базируются все межгосударственные отношения. Субъекты этих отношений не только создают нормы и источники МП, но и в дальнейшем обеспечивают полное соблюдение международно-правовой базы.
Право
- Примеры готовых эссе по теме «Право»
- 15 сложных планов по блоку «Право»
- Базовые термины по праву, которые проверяют на экзамене
- Система и отрасли российского права
- Права, свободы и обязанности человека
Эссе по обществознанию
- Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
- Структура, план, шаблон для эссе
- Аргументы для эссе по всем темам
- Клише для эссе по любому высказыванию
- Критерии оценивания эссе
- Как писать эссе по обществознанию с нуля?
ЕГЭ по обществознанию
- Открытый вариант ЕГЭ с ответами
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
- 50 примеров сложных планов по блокам
- Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
- Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
- Помесячный план подготовки к экзамену
- Как правильно решать задание с определением
ОГЭ по обществознанию
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
Выбери ответ
Это важно
- Расписание ЕГЭ 2021
- Калькулятор среднего балла по оценкам
- Калькулятор среднего балла успеваемости
- Дата выпускного 2021
- Каникулы 2021
Международные договоры и Конституция: сравнение
- Банки
- Кредиты
- Страхование
- Финансы
- Форекс и биржа
Соотношение, в котором находятся на территории России её Конституция и международные договоры, весьма важно. Дело в том, что Конституция в нашей стране имеет прямое действие – то есть даже если в законах, указах Президента, постановлениях Правительства или других актах ничего о каком-то вопросе не сказано, и в судах, и в государственных органах можно прямо ссылаться на текст Конституции, и этого будет достаточно
Однако в основном законе есть ст. 15, которая гласит, что если договор, заключенный с другим государством, говорит иное, чем конституционные нормы, то применяться должен как раз договор. Значит ли это, что Конституцию России нельзя рассматривать как высший закон нашей страны, что международные договора главнее?
Дело в том, что Конституция в нашей стране имеет прямое действие – то есть даже если в законах, указах Президента, постановлениях Правительства или других актах ничего о каком-то вопросе не сказано, и в судах, и в государственных органах можно прямо ссылаться на текст Конституции, и этого будет достаточно. Однако в основном законе есть ст. 15, которая гласит, что если договор, заключенный с другим государством, говорит иное, чем конституционные нормы, то применяться должен как раз договор. Значит ли это, что Конституцию России нельзя рассматривать как высший закон нашей страны, что международные договора главнее?
Заключение договора
Вопрос о сравнительной силе актов не так прост, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что в теории права есть два подхода к этому вопросу:
- Монистический – он гласит, что нормы Конституции и договоров, подписанных и ратифицированных Россией составляют единую структуру. В рамках этого подхода действительно имеет смысл говорить о том, что выше по силе – договоры или Конституция.
- Дуалистический – исходя из него, Конституция и международные договоры относятся к двум самостоятельным правовым структурам, действующим на территории нашей страны параллельно.
Какой именно из подходов является правильным, остается спорным вопросом даже среди юристов-теоретиков. С точки зрения монистического подхода международный договор Конституцию РФ превосходит по силе – но лишь в тех случаях, когда внутреннее законодательство прямо
говорит об этом, а договор заключён надлежащим образом, ратифицирован и вступил в законную силу
Однако сторонники дуалистического подхода справедливо обращают внимание на то, что международные договоры прямого действия не имеют
Для того, чтобы они действовали на территории России, необходимо, чтобы в соответствии с ними были приняты внутренние нормы нашего законодательства – и тем самым договоры имеют меньшую силу, чем Конституция.
Более того, Пленум Конституционного Суда РФ в 2003 году своим постановлением определил, что международные акты имеют высшую силу по отношению к законам – но лишь в том случае, когда согласие на применение договора было выражено в форме соответствующего федерального закона.
Что говорит Конституция Российской Федерации о международных договорах РФ?
Заключение договора государствами
Относительно применения международных договоров, соглашений и других норм на территории нашей страны Конституция России говорит следующее: если нормы договора, подписанного нашей страной с каким-то из других государств, противоречат нормам российских законов, применяется именно договор, а сами договора должны рассматриваться как часть общей российской системы права. Формально это должно считаться подтверждением монистического подхода – однако нужно помнить, что нигде не сказано, что договоры между государствами имеют большую силу, чем именно Конституция РФ, а не просто федеральные законы. Более того, законодательство прямо говорит: если Конституция и международные договоры противоречит друг другу, договор не может быть подписан и ратифицирован. Противоречие должен устанавливать специальный орган российской судебной власти – Конституционный Суд РФ.
Алексей Аксенов
Similar articles:
Международный договор.
Сколько идет международный банковский перевод
Что такое международный договор
IBAN — международный номер банковского счета
Международный день бухгалтерии (День бухгалтера)
О решениях иностранных судов
Кроме того, нужно сказать пару слов о решениях судов, находящихся за пределами России. Эти суды могут принимать решения, затрагивающие права и обязанности РФ. Например, упомянутый уже ЕСПЧ. Раньше эти решения исполнялись довольно споро, но дело Юкоса внесло некоторые изменения. Впоследствии они вылились в поправки к Основному закону страны.
Поправки в Конституцию РФ изменили позиции международных и иностранных судов (а точнее их решений) в РФ. Теперь, для приведения решения такого суда в исполнение, нужно проверить, а соответствует ли оно Основному закону России. А не противоречит ли оно основам публичного российского правопорядка. Этим с 2020 года занимается Конституционный суд РФ по запросу (ст. 104.5 1-ФКЗ о Конституционном суде). Теперь, выплата той или иной компенсации или пересмотр дела, на которые указывает ЕСПЧ станут возможны после решения КС РФ.
Верховенство Конституции РФ или мир во всем мире
Сопредседатель рабочей группы по обсуждению поправок Андрей Клишас считает, что «решения ЕСПЧ должны быть основаны на Конвенции. Только такие решения будут исполняться. Решения, которые будут основаны на толковании Конвенции, могут быть исполнены только в случае, если они не противоречат российскому конституционному правопорядку».
Если не считать рассуждений о некой теоретической возможности уклониться от исполнения решений ЕСПЧ, противоречий тут нет: такие решения всегда основаны на Конвенции и не могут противоречить Конституции. Однако давайте рассмотрим эту «теоретическую возможность».
Нужно понимать, что у стран – членов Совета Европы, в число которых входит Россия, нет выбора – исполнять, не исполнять или исполнять частично решения Европейского Суда. Либо Россия является членом СЕ и выполняет все требования подписанных ею международных договоров и соглашений, включая Конвенцию и протоколы к ней, которые сама же ратифицировала. Либо «сидит в углу, как обиженная тетя» – остается вне Совета Европы и ни на что не влияет в европейских процессах.
Никто не меняет правила по ходу игры. Международные договоры могут предусматривать оговорки, но их делают до, а не после подписания международного соглашения. Так, в 1998 г. при ратификации Европейской конвенции Россия сделала оговорку, в соответствии с которой положения п. 3 и 4 ст. 5 Конвенции не могли препятствовать применению статей Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, регулировавших порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Указанная оговорка действовала до принятия в 2001 г. нового Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Смысл международного сотрудничества и международных договоров заключается в том, что страна сознательно отказывается от части собственного суверенитета в пользу органов международного права. Возможно, кто-то не знает или не помнит, для чего создавались Европейская конвенция и Европейский Суд, гарантирующий ее соблюдение. Это как раз то, за что миллионы солдат отдали свои жизни; то, за что мы чтим наших ветеранов. Цель Конвенции – обеспечить мирное сосуществование стран и не допустить Третьей мировой войны. Наблюдая за тем, как развязываются вооруженные конфликты и какие трагические масштабы войны приобрели в ХХ в., государства пришли к выводу о необходимости взаимного контроля и сознательного отказа от части суверенитета, чтобы не допустить появления очередного военного монстра взамен поверженной фашистской Германии. Потому при подготовке Европейской конвенции было внимательно просчитано, нарушение каких прав ведет к взращиванию агрессивных идей и созданию тоталитарного государства.
Ограничение права на свободу, искоренение права на свободу собраний и подавление тех, чьи взгляды противоречат мнению большинства, отсутствие справедливого и независимого суда, честных выборов – все это ведет к сосредоточению власти в одних руках, мобилизации военных механизмов и подавлению неугодных. Так строится мощное, хорошо управляемое, непредсказуемое в своих законодательных инициативах и агрессивное государство, опасное для других стран.
Перетекание
Норма, установленная м.д. имеет силу, большую, нежели российский закон. В случае, когда предмет регулирования совпадает, применяется международная норма. Это правило установлено Конституцией и дополнительно закреплено в ФЗ «О международных договорах РФ», номер 101-ФЗ.
Так, согласно этому закону, м.д. действует непосредственно, т.е., сам по себе тогда, когда принимать внутреннюю норму для этого не нужно. В ином случае нужен правовой акт от органа российской власти.
Кроме того, международный договор может предусматривать обязательство внести правки в национальное зак-во. А может и не предусматривать. Так, к примеру, Договор о патентном праве от 2000 года, подписанный РФ и ещё 41м гос-вом, не обязывает участников изменять внутренние нормы. Следовательно, Договор действует непосредственно и определяет права и обязанности лиц, участвующих в этих правоотношениях. Российские суды принимают решения в соответствии с буквой самого Договора.
Напротив, соглашения с ВТО, в которых участвует РФ не являются самоисполнимыми. Они требуют издания внутренних НПА, что неоднократно отмечали российские суды. Это вытекает из нужды адаптировать данную м. норму к российским реалиям.
Дело «ЮКОСа» – серьезный удар по позициям политических элит России
Все началось со скандального дела «ЮКОСа». Международные суды отсудили у России несколько миллиардов долларов в пользу бывших владельцев концерна. После этого стало понятно: пора что-то менять в этой системе. Напомним, что Ходорковского обвинили в нечестной приватизации. Сам миллиардер заявил, что практика, которой пользовалась его компания, была нормальной в то время. Конечно, к Ходорковскому применили нормы закона, которые не применяли к другим лояльным Кремлю компаниям, однако это не должно было оправдать «ЮКОС».
Международные суды оказались политизированы по этому процессу. Присутствовало явное нарушение российского законодательства. Тот факт, что законы не применялись к другим участникам рынка, не должен был, по мнению российских юристов, освободить от ответственности владельцев нефтяной компании. Но, как оказалось, международные суды признали дело политизированным и встали на сторону опального олигарха.
Такой процесс дал понять нашим властям: пора дистанцироваться от всех подобных организаций, так как создается неприятный прецедент для будущих процессов.
В результате появился закон, по которому приоритет международного права над российским признается после проверки Конституционного суда РФ на соответствие решения ЕСПЧ Основному Закону РФ.
Почему такое отношение к Страсбургу?
Подобное отношение к международному суду объяснить можно: решения часто принимаются без учета специфики внутреннего законодательства. Существует Конвенция по правам человека. Она едина для всех стран, которые ее ратифицировали, в том числе и для России, которая приняла ее в 1998 году. Решения принимаются только на основании этой Конвенции, без углубления во внутренние законодательства.
Однако наши чиновники немного лукавят, видя причину появления такого закона только лишь в «неправильной трактовке ЕСПЧ наших внутренних законов». В вину Страсбургу законодатели ставят незнание психологии, менталитета, культуры, традиций. По сути, это означает только одно: в России выстраивается новая оригинальная идеология. Сколько раз мы слышали о нашей самобытности, духовности, исключительности и т. д.? По сути, Россия еще сделала один шаг с целью консервации своей политической и правовой системы.
Кто назначает судей? Президент. Поэтому наивно полагать, что Россия будет мириться с практикой, когда многие юридические дела уходят из-под влияния политической сферы. Хоть приоритет международного права над российским признается Конституцией РФ, на практике нужно было это поменять нашим чиновникам.