Территории опережающего развития: зачем они нужны и кому это выгодно?

Почему власть не слышит народ?

Практики сдачи в аренду земель, в частности для ведения сельскохозяйственной деятельности, в России имеют место, однако принятие и реализация нового закона коренным образом изменит социально-экономическую ситуацию в стране.Согласно Закону и ряду сопутствующих ему нормативных актов на выделенных территориях вводятся таможенные и иные налоговые послабления инвесторам, устанавливаются особые нормы рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, планируется передача на правах собственности или в аренду государственной и муниципальной собственности инвесторам, в том числе иностранным, допускается принудительное отчуждение земельных участков, привлечение иностранных специалистов к осуществлению медицинской и образовательной деятельности и др.

Учитывая серьёзность последствий данного нововведения, АНО «Независимый исследовательский Центр» сразу же после принятия данного закона провела опрос населения Забайкальского края с целью изучения отношения к Закону о ТОРах (территориях опережающего социально-экономического развития).Общее количество опрошенных — 400 респондентов, опрос поимённый. Выборка квотная, пропорциональная по полу, возрасту, городскому / сельскому населению. Статистическая погрешность не превышает 5%. Опрос проводился в декабре 2015 года.

Опрос жителей именно данного региона не случаен. В общественном дискурсе широко обсуждается вопрос о передачи территорий Забайкальского края в аренду Китаю на 49 лет. На уровне официальных структур проводятся заседания и обсуждения, в частности, «Забайкальский форум приграничного сотрудничества-2015» (18 ноября 2015 года) проходил с участием высокопоставленных чиновников, функционеров, бизнесменов и учёных из России, Китая, Монголии и Японии. Со стороны общественности — организовано движение «Защитим российскую землю», выступившее против передачи земель в аренду.

Результаты научного опроса жителей Забайкальского края показали, что более половины респондентов (57,5%) знают о принятии закона о ТОРах, согласно которому целые города вместе с государственным имуществом передаются в управление частным (управляющим) компаниям для извлечения максимальной прибыли на срок 70 лет с правом продления.При этом подавляющее большинство опрошенных (93%) уверены, что власть не имела права без согласия с населением страны решать вопрос о передачи земель и государственного имущества в собственность бизнесу.

Подавляющее большинство опрошенных (90,5%) ответили, что они не хотят жить на территории, управляемой не государственными органами и местным самоуправлением, а управляемыми компаниями (бизнесом), иностранным в том числе. Также подавляющее большинство респондентов (93,7%) разделяют мнение, что вопросы передачи территорий в собственность, в длительную аренду бизнесу и иностранцам должны решаться с учётом мнения коренного населения.

78,3% опрошенных жителей Забайкальского края считают, что следует отменить Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» как антинародный, антиконституционный, угрожающий территориальной целостности РФ.

Подавляющее большинство опрошенных не согласны с ключевыми пунктами данного закона — возможность получения разрешений на работу иностранцам без учёта квот, изъятие у местного населения, бизнеса земли, недвижимости и иного имущества, и выступает за отмену закона. Среди последствий реализации нововведения опрошенные видят больше негативных последствий — вероятность заселения иностранцами и сокращение численности коренного населения.Результаты опроса, действия общественных активистов свидетельствуют, что часто органы власти не прислушиваются к мнению россиян по важным вопросам функционирования государства.

В ноябре 2018 года согласно Указу президента Забайкалье передано в состав ДФО, где уже есть ТОРы. Облик Дальневосточного региона теперь напоминает контуры Дальневосточной республики — «красного буфера» между Советской Россией и Японией. Кстати, обе столицы Дальневосточной республики — Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) и Чита — находились как раз в Бурятии и Забайкалье, до последних дней формально неотносившихся к Дальнему Востоку.Если смотреть с Запада, со стороны Москвы, то всё, что находится за Байкалом, — теперь Дальний Восток. Что же дадут ТОРы стране? Логично возникает вопрос:а что же дальше? Или опять страна будет пожинать плоды принятия непрофессиональных управленческих решений нашей властью?

Текущая практика реализации ТОРов напоминают сказочное Поле Чудес из сказки А.Н.Толстого про Буратино.

Льготы для резидентов

  • Налог на добычу полезных ископаемых: 0 % в течение четырёх лет, с постепенным повышением до 100 %.
  • Налог на прибыль: не более 5 % в течение первых пяти лет, не менее 10 % в течение следующих 5 лет.
  • Налог на имущество, налог на землю: может быть предусмотрено освобождение.
  • Социальные взносы: 7,6 % в течение 10 лет.
  • Использование режима свободной таможенной территории[источник не указан 66 дней].
  • Льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры[источник не указан 66 дней].
  • Возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала[источник не указан 66 дней].
  • Использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР[источник не указан 66 дней].
  • Особый порядок пользования землей[источник не указан 66 дней].
  • Льготные ставки по арендной плате[источник не указан 66 дней].
  • Особый порядок проведения государственного контроля и муниципального надзора[источник не указан 66 дней].
  • Предоставление особых государственных услуг[источник не указан 66 дней].

Для создания ТОР были изменены Гражданский, Градостроительный, Трудовой, Земельный, Лесной кодексы Российской Федерации; а также федеральные законы о законодательных и исполнительных органах власти субъектов России, о местном самоуправлении, о приватизации, об обязательном страховании, об иностранцах, о лицензировании, об экологической экспертизе, о таможенных отчислениях и другие законодательные акты Российской Федерации.

Определения, связанные с ТОР

Закон о территориях опережающего развития дает разъяснения некоторым из них. Например, инфраструктура ТОР – это совокупность земельных наделов с имеющимися на них капитальными строениями и/или сооружениями, включая объекты энергетической, транспортной, инженерной, коммунальной, инновационной, социальной и других инфраструктур, находящихся в пределах особой зоны или за ее пределами, но необходимыми для ее стабильного функционирования.

Резидентом, зарегистрированным на территории с опережающим развитием, может быть ИП или коммерческая организация, с зарегистрированным статусом юридического лица. Исключение составляют муниципальные унитарные или федеральные организации, которые проводят свою деятельность на основе соглашения и включены в федеральный реестр резидентов подобных территорий.

Федеральный закон о территориях опережающего развития: ключевые положения

Закон о ТОРах гласит, что функционировать субъект в качества ТОРа может до 70ти лет, но при необходимости срок может быть увеличен. Законом также регулируются и случаи, в которых кабинет министров имеет право прервать существование таких территорий:

  • для улучшения степени подготовленности страны к защите от внешней агрессии, увеличения обронной способности;
  • в случае, когда район представляет опасность для здоровья граждан страны, небезопасен для окружающей среды или пагубно действует на культуры объекты;
  • если по прошествии трёх лет с момента признания района ТОРом не было привлечено ни одного инвестора.

В статье 2 ФЗ-№473 говорится также о том, какие юрлица могут выступать в роли резидентов. Это могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Они подписывают соглашение, действующее на этой територии, получая право осуществления своей деятельности в границах ТОРа. В качестве резидентов не могут выступать государственные или муниципальные организации.

Инвесторы, относящиеся к ТОР, внесеный в специальный реестром и наделены особыми льготами и преимущества, которые перечислены в статье 17 ФЗ-№473. Инвестор может получить льготы следующего характера:

  • при аренде;
  • при осуществлении процедур, связанных с таможенным контролем;
  • сниженный процент налоговой ставки (также налог может быть полностью отменён);
  • подключение к элементам инфраструктуры в первую очередь.

Однако, точного списка доступных льгот в ФЗ-№473 нет, так как они разбросаны по разным законодательным актам. К примеру, весь объём льгот касательно налогов указан в Налоговом кодексе РФ:

  • ст. 176.1: более простой процесс возврата НДС;
  • ст. 284, п. 1.8; ст. 284, п.4: нулевая процентная ставка НДС;
  • ст. 427: снижение взносов по страховке (для нерезидентов – 30%, для инвесторов – 7.6%).

К примеру, льготноый налог на имущество для инвесторов ТОРов регламентируется законодательством субъектов страны.

Что же такое ТОР по формальному статусу?

Примеры ТОР в России

Это часть территории субъекта РФ, на которой устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. В частности, предусмотрены льготные налоговые условия, упрощённые административные процедуры и др.  

Заметки на полях

Льготы для резидентов ТОР

А также:

  • Использование режима свободной таможенной территории
  • Льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры
  • Возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала
  • Использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР
  • Особый порядок пользования землей
  • Льготные ставки по арендной плате
  • Особый порядок проведения государственного контроля и муниципального надзора
  • Предоставление особых государственных услуг

Стоит отметить, что 31.12.2014, сразу вслед за ФЗ-473, был принят ФЗ-519 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Показателен перечень «отдельных законодательных актов», в которые внесены изменения ради обеспечения деятельности ТОРов.

Для создания ТОР были изменены Гражданский, Градостроительный, Трудовой, Земельный, Лесной кодексы Российской Федерации; а также федеральные законы о законодательных и исполнительных органах власти субъектов РФ, о местном самоуправлении, о приватизации, об обязательном страховании, об иностранцах, о лицензировании, об экологической экспертизе, о таможенных отчислениях и другие законодательные акты Российской Федерации.

При этом созданная схема ограничивает региональную исполнительную власть и органы местного самоуправлении в правах надзора за ТОРами, передавая часть функций управляющим компаниям. Которые могут контролироваться в интересах инвесторов, в том числе зарубежных. Если наши территории не управляются в интересах их жителей и так, будет ли заботиться о них инвестор, тем более иностранный? Таким образом сокращается расстояние между бизнесом и населением, позволяя помимо большей свободы действительно заниматься развитием, возможность более эффективного выжимания ресурсов из населения.

***

Территория опережающего развития создается на 70 лет (вся биография СССР укладывается), срок её существования может быть продлён, что не предусмотрено в отношении особых экономических зон (они создаются на 49 лет) и зон территориального развития (далее — ЗТР, срок действия — 12 лет). Заявку на создание ТОР может подать руководство любого субъекта РФ, тогда как перечень регионов, на которых могут быть образованы ЗТР, составляет правительство РФ.

Даже если бы концепция и закон о ТОРах идеально соответствовали задачам развития страны, в условиях господства капитала, он всё будет адаптировать под свои задачи.

ТОРы как правило сейчас создаются под конкретных крупных инвесторов (зачастую иностранных), заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объём инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.

В ряде ТОРов разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары. Для каждой территории правительством устанавливается перечень видов экономической деятельности, при которой действует особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объём капитальных вложений резидентов, положение о применении (или неприменении) процедуры свободной таможенной зоны.

Вот какие оценки даёт закону экономист Юрий Болдырев:

Стоит отметить, что аналогичные попытки нашей власти по созданию различных зон, территорий развития были неоднократны, но, как видно, роста экономики и развития в стране не отмечается.

Сказка ложь, да в ней намёк. «Золотой Ключик или Приключения Буратино» Алексея Толстого на современный лад.

Многие помнят известную сказку про Буратино А.Н.Толстого ( 10.01.1883 — 23.02.1945).

Поле Чудес в сказке А.Н.Толстого, иллюстрация А.Лебедева

В сказке (1936 год) есть эпизод, в котором Лиса Алиса и Кот Базилио уговаривают мальчика с деревянной головой — Буратино — закопать принадлежащие ему пять золотых монет на заброшенном пустыре, на Поле Чудес в Стране Дураков.

Дескать, на этом Поле Чудес из них вырастет денежное дерево, увешанное полновесными золотыми монетами, и достанется всё это богатство, конечно же, самому Буратино Карловичу. А Кот с Лисой будут искренне и так по-человечески счастливы от того, что смогли из альтруистических побуждений оказать услугу наивной деревяшке. Подвох здесь с первого взгляда умудряются обнаружить не только уважаемые товарищи взрослые, но и их дети.

Город в Стране Дураков представлен как антипод городу, в котором появился на свет Буратино, и написан Толстым с использованием вполне советских обертонов, как контрастная карикатура на капиталистическое общество.Здесь зевают от голода тощие собаки в отрепьях, козы с драной шерстью на боках жуют пыльную траву, шатаются от истощения куры с выдранными хвостами — и стоят навытяжку свирепые бульдоги-полицейские, охраняющие покой гуляющих сытых котов в золотых очках под руку с кошками в чепчиках.

Карикатура А.Петрова

И вот эта замечательная сцена с 5 золотыми монетами на Поле Чудес — отличная сатира на банковскую систему. Буратино не дождался баснословных процентов со своего депозита. Незадачливого вкладчика Буратино хватают полицейские, «которые никогда не спали, никому не верили, и даже самих себя подозревали в преступных намерениях», и, обвинив его в трёх ужасных преступлениях «беспризорный, беспаспортный и безработный», без суда топят в пруду за городом.

Бессмертная сказка Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» — великолепная иллюстрация к жизни современного общества, где каждый герой, где каждая ситуация — прекрасный прототип социально-экономических сфер реальной жизни.

Если переводить сказку Толстого на современный лад, то на данный момент ТОРы — это очередные Поля Чудес, в которые закапываются бюджетные средства, и от которых население данных территорий практически не получает какой-либо отдачи в части повышения уровня и качества жизни. Но чем в действительности они должны быть чтобы приносить пользу нашему государству?

Мировая практика в создании “особых” территорий

Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.

В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».

Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах. 

В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны. 

Меню категорий

  • Поддержка креативных «индустрий» 2021 года
  • Поддержка социального бизнеса с 2021 года
  • Поможем получить льготные государственные деньги малому бизнесу, НЕ попавшему в список
  • Создание инфраструктуры за счет бюджета региона ППРФ 1704, 1705
  • Субсидии промышленности 2021 ППРФ 194
  • Государственно-частное партнерство ГЧП и МЧП, концессии
  • NEW! Как в кризис развивать промышленный парк? Как выстраивать взаимоотношения УК и резидентов?
  • Антикризисные меры при убытках от самоизоляции
  • Какие меры поддержки возможны для Вашего бизнеса (проекта)?
  • Кто относится к малому бизнесу?
  • Где взять недорогие деньги? субсидии, льготы
  • Поддержка малого и среднего бизнеса в моногородах
    • Что такое моногород?
    • Полный перечень моногородов РФ январь 2020
    • Единый перечень мер поддержки моногородов
    • Преференции и льготы резидентам территорий опережающего развития (ТОСЭР) в моногородах
      • Реестр резидентов ТОСЭР моногородов Татарстана
      • Сравнение налоговых льгот и условий ТОСЭР моногородов
      • Где инвестору разместить производство? Как влияют преференции ОЭЗ, ТОСЭР, промпарка на экономику преокта?
      • Что лучше бизнесу — статус резидента ОЭЗ или ТОСЭР
      • Льготы резидентам ТОСЭР моногородов
      • Субсидии из федерального бюджета на инфраструктуру ТОСЭР
      • Конкуренция и партнерство в развитии ТОСЭР, ОЭЗ, индустриальных парков Татарстана
      • Правила создания ТОСЭР в моногородах
      • Вопросы бухгалтерского, налогового учета у резидента ТОСЭР (ТОР), ОЭЗ
      • ПОЛНЫЙ СПИСОК ТОСЭР
      • Требования к резидентам ТОР моногородов до мая 2017
        • ТОСЭР Набережные Челны
        • ТОСЭР Тольятти
        • ТОСЭР Череповец Вологодская область
        • ТОСЭР Белебей
        • ТОСЭР Кумертау Башкирия
        • ТОСЭР Дорогобуж Смоленская область
        • ТОСЭР Кировск Мурманская область
        • ТОСЭР Анжеро-Судженск Кемеровская область Кузбасс
        • ТОСЭР Юрга Кемеровская область Кузбасс
        • ТОСЭР Димитровград Ульяновская область
        • ТОСЭР Гуково Ростовская область
        • ТОСЭР Краснокаменск Забайкальского края
        • ТОСЭР Краснотурьинск Свердловская область
        • ТОСЭР Усолье-Сибирское Иркутская область
        • Анализ «одобряемости» проектов в ТОСЭР
        • ТОСЭР Бакал Челябинской области
        • ТОСЭР Верхний Уфалей Челябинской области
        • ТОСЭР Михайловка Волгоградская область Льготные 0% и 5% годовых займы Фонда развития моногородов на кап.вложения
        • ТОСЭР Надвоицы Республики Карелия
        • ТОСЭР Новотроицк Оренбургской области
        • ТОСЭР Чусовой Пермского края
      • О защите прав резидентов ТОСЭР
      • Порядок рассмотрения заявок резидентов ТОСЭР
      • Улучшение процедуры входа резидента в ТОСЭР
      • Как влияет создание промышленной территории на уровень жизни населения?
      • Реестр (полный) резидентов ТОСЭР моногородов
    • Бизнес-омбудсмен по моногородам РФ: «особые территории» быстро оправятся после пандемии
    • Сборники лучших муниципальных практик
  • Земельные участки в аренду без проведения торгов
  • Поддержка УК и резидентов промышленных площадок и индустриальных парков
  • Инвестиционная инфраструктура Республики Татарстан
  • Льготы и преференции для УК и резидентов особых экономических зон (ОЭЗ)
  • Преференции и льготы УК и резидентам территорий опережающего развития (ТОР)
  • Льготы по налогам для региональных инвестиционных проектов РИП
  • Помощь микро-бизнесу от государства
  • Поддержка экспорта и международной деятельности компании
  • СПИК 2: Специальный инвестиционный контракт для инвестора
  • СЗПК Субсидии налоговые льготы по соглашению о защите капиталовложений 67-ФЗ
  • Нефинансовые и финансовые меры повышения производительности труда
  • Субсидии и гранты на развитие изобретательства и инноваций
  • ПРОЧИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ЛЬГОТЫ СУБСИДИИ 2019-2024 годы в РТ и РФ
    • Компенсация затрат франчайзи СМСП Москвы
    • Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»
    • Финансовая поддержка субъектов МСП
    • Национальный проект Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
    • Отмененные программы, дейстовавшие ранее
    • Правила распределения субсидий МЭР РФ регионам на поддержку МСП с 2017 года
    • Аренда муниципальных зданий по нулевой ставке
    • Программы поддержки отечественной промышленности
    • Программы Фонда развития промышленности
    • Субсидии промышленности Минпромторга РФ (свод)
    • Программа Энергосбережение 2014-2020 годы
    • Поддержка социального предпринимательства до 2021 года
    • Бесплатные услуги РЦК по технологическому и рыночному «выращиванию»
    • Какие еще льготы и преференции предусмотрены для малых и средних предприятий
    • Краткий путеводитель по программам поддержки бизнеса
    • Межмуниципальное взаимодействие. Агломерации
    • Меры поддержки промышленности и цифровизации производства
    • Программы поддержки с сайта Фонда развития моногородов ФРМ
    • Создание регионального центра компетенций по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ

Некоторые предварительные выводы.

Теперь — к невесёлым размышлениям о смысле и последствиях введения в действие федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ.

1.Многими экспертами он воспринимается как Акт законодательно завуалированной Капитуляции перед Востоком, что допускается создание на территории России параллельных частных государств-корпораций, неконтролируемых регионов, где основной контроль будет только за Счётной Палатой.

  1. Принятие подобного закона органами высшей законодательной властью воспринимается как превышение ею должностных полномочий, как грубейшее нарушение Конституции в целом, а не каких-либо отдельных статей.
  2. Почему в пределах ТОР отменены существенные разделы российского законодательства, почему ФЗ-473 конкретно не определяет предельные пропорции земель по формам собственности, их целевому назначению, срокам аренды, не выдвигает ни качественных, ни количественных требований в сфере экологической безопасности, охраны флоры и фауны, интересов местных жителей?. На ТОРах проявляются источники законотворчества, которые не считаются с нашими представлениями о развитии страны, конституционных гарантиях, не содержат наших понятий Родины и права её защиты. Может сложиться впечатление, что авторы закона, когда они в ст.1 заявляют, что РФ имеет некое невысказанное право, а согласно ст.2 допускают резидентам и управляющим компаниям ТОР самим сформулировать требуемое по ходу дела, взводят капкан законодательных смыслосплетений, что даёт большие возможности резидентам ТОР. Большие возможности для развития территории в интересах страны и её жителей или большие возможности для контроля в корпоративных интересах(в лучшем случае)?
  3. В старой загадке лихие ковбои, пожелавшие выяснить, чья лошадь резвее, определяют линии старта и финиша, просят секунданта пальнуть из револьвера и вместо галопа вдруг … начинают плестись едва ли не шагом. Почему? Отгадка в том, что они поменялись лошадьми. Здесь случай сложнее. Наши ковбоям внушили, что под ними чужая лошадь, и они пропускают вперед «свою» — ТОР.

Также стоит отметить, что весь комплекс народного хозяйства России возможно сбалансированно развивать только при наличии соответствующей методологии и инструментов, в тесном межотраслевом взаимодействии — благо вычислительных мощностей и методов межрегиональных и межотраслевых балансов (далее — МОБ) достаточно (о МОБ читайте нашу статью «ЖЗЛ: В.С. Немчинов — разработчик балансового метода экономического развития СССР» https://inance.ru/2018/01/nemchinov/ ). ТОРы здесь должны выступать только как вспомогательный инструмент и как экспериментальные площадки.

Ещё возможно призвать на службу сохранившихся профессионалов в сфере плановой экономики и экономической безопасности, ввести режим мобилизационного управления, отстранив от власти капиталистическую, некомпетентную «элиту» и национализировав базовые отрасли.Но, главное, сформировать нам, гражданам России — такое представление о будущем страны, которого мы желаем для себя и своих потомков и которое готовы защищать всем, что у нас есть, включая жизнь.

Предлагаем вашему просмотру видео на данную тему: https://ok.ru/group48298616946835/topic/68621337338003

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector