Статья 89. свидания осужденных к лишению свободы

Назначение документа

В УИК чётко разработаны и сформулированы все функции данной отрасли законоположения. Государство,
благодаря этому документу, строго контролирует ведомства, исполняющие
наказания, основным параметром которых является поднятие планки морально-нравственного строя
осужденных и предотвращение новых нарушений закона (надзор за людьми, входящими в зону риска,
проведение оперативных мероприятий, разработка системы «бонусов» и взысканий).

Закон разрабатывался на длительное время и излагает в структурированном виде правовые принципы,
определяющие общий механизм реализации мер, вынесенных судом. И это доведено до глубокой степени
совершенства, представляющей свод нормативных предписаний, пропитанного чёткими
подходами, обобщениями, правилами.

Статья 109 УИК РФ. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы

  1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.
  2. Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.
  3. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных.
  4. Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.

Структура документа

Данный кодекс подразделён на две части: общую и особенную,
при этом вторая занимает значительно больше места.

Общая часть

Общая
часть , состоящая из 1 раздела, 3 глав, 25 статей, определяет функции данной
отрасли и принципы. Ниже дадим краткую характеристику каждой главе.

Первая
глава состоит из 9 статей, в которых формулируются цели, задачи, принципы документов,
определяющих работу системы исполнения наказания, также даётся их структура и соотношение с
международным правом.

Во второй главе в 6 статьях приводится
перечень обязанностей и прав приговорённых лиц, а также прописаны гарантии со стороны
государства, включающие обеспечение индивидуальной безопасности, свободы совести, реализацию
осуществления религиозных культов, возможность обращений (в письменном и устном виде) осуждённых
к администрации, в прокуратуру и другие ведомства.

В третьей
главе в 10 статьях даётся полный обзор организаций, приводящих приговор суда в
исполнение, начиная от штрафа и заканчивая лишением свободы до конца жизни, а также прописано
какие государственные и общественные структуры могут осуществлять надзор за деятельностью
органов исполнительной системы и как это происходит. Главным в этой главе является то, чтобы
ведомства, реализующие наказания, чётко соблюдали свои инструкции и были гуманными к лицам,
подверженным к приговору суда.

Особенная часть

Особенная
часть посвящёна правилам реализации уголовных наказаний и принципам
порядка. Она намного больше общей и включает в себя 7 разделов, 22 главы, 179
статей, в которых описаны различные меры пресечения для лиц, подвергшихся судебному приговору.
Чему посвящён каждый раздел, рассмотрим далее.

Во втором разделе рассматриваются меры пресечения, которые не лишают реальной свободы. К
таковым относятся: денежные взыскания (штрафы), обязательные, исправительные и принудительные
работы, снятие с конкретной должности и лишение званий, чинов, наград, а также ограничения
возможности передвижения.

Внимание! В этой редакции документа утратили силу почти все статьи из глав и , а также статья
41 из главы
7.

Раздел три говорит об аресте
и о том, что с ним связано (меры, порядок, условия).

В четвёртом разделе описывается, как происходит реализация мер пресечения в виде изоляции от общества: места
пребывания осуждённого в момент изоляции от социума и виды учреждений, порядок отбывания,
работа, профессиональное образование, медицинское обеспечение, принципы наказаний в колониях
разных режимов, в том числе и в воспитательных, система поощрений и штрафов, психологическая
поддержка при адаптации.

Пятый
раздел посвящён тому, какие виды наказаний могут быть применены к военнослужащим,
нарушившим закон, а также, как, где и в каких условиях они реализуются, какие могут быть
стимулирующие меры.

Шестой
раздел описывает, в каких случаях возможно досрочное освобождение лиц или смягчение
приговора, а также какую могут получить помощь люди, отбывшие наказание, при устройстве на
работу, кроме того прописаны меры помощи в бытовой и социальной сфере, и методы контроля за
освободившимися лицами.

В седьмом разделе говорится о смертной казни – порядок её реализации, а также какие общие и правовые положения
лежат в основе этой меры пресечения.

Восьмой, завершающий раздел, посвящён лицам, осуждённым условно – в нём говорится о принципах проведения контроля за ними:
определяется ведомство исполняющее наблюдение и методы, которые оно может использовать, порядок,
по которому исчисляется срок, ответственность осужденных.

Другой комментарий к статье 60 УИК РФ

1. Надзор за отбывающими ограничение свободы — это система мер, направленных на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания в исправительном центре и за его пределами путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения безопасности осужденных, персонала и иных лиц.

Надзор осуществляется в форме наблюдения и контроля. Наблюдение заключается в проведении мероприятий, состоящих в изучении поведения осужденного без активного вмешательства в его действия. Под контролем понимается процесс оказания определенного воздействия на личность осужденного с целью организации его деятельности в рамках установленных правил.

Осуществление надзора за осужденными к ограничению свободы является обязанностью всех работников исправительного центра, хотя ч. 1 ст. 54 УИК РФ и ч. 1 комментируемой статьи он возложен на администрацию центра (см. комментарий к ст. 54 УИК РФ). В пределах своей компетенции администрация организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы, контролирует соблюдение ими трудовой дисциплины, исполнение трудовых обязанностей (ст. ст. 189, 192 ТК РФ), а также обеспечивает надзор за их поведением в рабочее время совместно с представителями администрации исправительного центра.

Помощь администрации исправительного центра в осуществлении надзора за осужденными оказывают сотрудники органов внутренних дел (участковые уполномоченные, работники патрульно-постовой службы, муниципальной милиции, криминальной милиции, паспортно-визовой службы и др.), на территории обслуживания которых расположен исправительный центр.

В надзоре за поведением осужденных могут принимать участие трудовые коллективы, представители общественных организаций и формирований.

Определяя содержание наказания в виде ограничения свободы, ч. 1 ст. 53 УК РФ одним из его необходимых элементов определяет надзор. Комментируемая статья уточняет, что надзор за осужденными должен осуществляться по месту жительства, по месту работы, а также во внерабочее время. Иными словами, вся жизнь осужденного к ограничению свободы должна быть под надзором — и в дневное, и в ночное, и в рабочее, и в нерабочее время, в праздничные и выходные дни, во время краткосрочного выезда и во время отпуска и т.д. Такой постоянный и всеобщий контроль осуществляется в местах проживания осужденных, по месту работы, на маршруте движения от исправительного центра до работы и обратно, на предприятиях и объектах коммунально-бытового назначения, в местах проведения краткосрочного выезда и отпуска и т.д.

Не должны оставаться без контроля и осужденные, которым разрешено проживать с семьей на арендованной или собственной жилой площади.

Закрепленные в п. п. «а», «б», «в», «г», «е» ч. 3 ст. 50 УИК РФ обязанности призваны облегчить осуществление надзора за осужденными к ограничению свободы. Это и обязанность работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра, и обязанность постоянно находиться в пределах исправительного центра и др. (см. комментарий к ст. 50 УИК РФ).

Не противоречащие законодательству обязанности могут закрепляться и в нормативных актах, регламентирующих порядок отбывания ограничения свободы (Правила внутреннего распорядка исправительных центров, Инструкция о надзоре за осужденными, отбывающими наказание в исправительных центрах, и др.).

2. В качестве меры предупреждения нарушений установленного порядка отбывания ограничения свободы в ч. 2 комментируемой статьи закрепляется возможность водворения осужденного к ограничению свободы в дисциплинарный изолятор до решения вопроса о применении к нему мер взыскания на срок не более чем 24 часа.

Эта мера применяется при нарушении осужденным общественного порядка (например, при совершении мелкого хулиганства — ст. 20.1 КоАП РФ, при распитии пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах — ст. 20.20 КоАП РФ и проч.). Она является мерой пресечения и не препятствует применению впоследствии соответствующих мер взыскания, предусмотренных ч. 2 ст. 58 УИК РФ (см. комментарий к указанной статье).

Статья 97 УИК РФ. Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений

  1. Осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений:
    а) краткосрочные продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения;
    б) длительные на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным, указанным в части второй статьи 103 настоящего Кодекса, или осужденным, не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска.
  2. Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до пятнадцати суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, — один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на тот же срок.
  3. Выезды по основаниям, указанным в частях первой и второй настоящей статьи, не разрешаются осужденным при особо опасном рецидиве преступлений; осужденным, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденным к пожизненному лишению свободы; осужденным, больным открытой формой туберкулеза; осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированным осужденным, а также в случаях проведения противоэпидемических мероприятий.
  4. Осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе, а также несовершеннолетним осужденным выезд за пределы исправительного учреждения разрешается в сопровождении родственника или иного сопровождающего лица.
  5. Заявление осужденного о предоставлении ему краткосрочного выезда за пределы исправительного учреждения в связи с исключительными личными обстоятельствами должно быть рассмотрено в течение суток.
  6. Разрешение на выезд за пределы исправительного учреждения дается начальником исправительного учреждения с учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного.
  7. Время, в течение которого осужденному разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, засчитывается в срок отбывания наказания.
  8. Расходы осужденного в связи с выездом за пределы исправительного учреждения оплачиваются им из собственных средств либо иными лицами. За время нахождения осужденного за пределами исправительного учреждения во время краткосрочного выезда заработная плата ему не начисляется.
  9. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, затрудняющих обратный выезд осужденного в установленный срок, по постановлению начальника органа внутренних дел по месту пребывания осужденного срок возвращения в исправительное учреждение может быть продлен до пяти суток с обязательным срочным уведомлением об этом администрации исправительного учреждения.
  10. Порядок разрешения осужденным выездов за пределы мест лишения свободы определяется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
  11. При уклонении осужденного от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение он подлежит задержанию органом внутренних дел по месту пребывания осужденного с санкции прокурора на срок не более 30 суток для решения вопроса о направлении его к месту отбывания наказания под конвоем или привлечении к уголовной ответственности.
  12. Выезд осужденных на территорию другого государства разрешается в порядке и в случаях, предусмотренных соглашениями с соответствующими государствами.

Комментарий к Ст. 181 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Осужденные к аресту или лишению свободы, как правило, отбывают наказание в соответствующих учреждениях на территории субъекта РФ по месту жительства осужденных или месту осуждения. Однако в случае если подобные учреждения по месту осуждения или жительства осужденного отсутствуют, то они направляются для отбывания наказания в другие регионы России.

2. Осужденные из названных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства. Однако, если вновь избранное место жительства удалено от места отбывания наказания и того населенного пункта, где осужденный проживал до ареста, администрация учреждения органа, исполняющего наказание, вправе удержать стоимость проезда.

Освобождаемым оплачивается проезд в общих жестких вагонах пассажирских поездов, а при следовании речным или морским транспортом — в каютах третьего класса. В том случае, если в направлении следования освобождаемого нет железнодорожного или водного транспорта, ему предоставляется возможность проезда на воздушном или автомобильном транспорте.

Освобождаемые осужденные обеспечиваются на время нахождения в пути деньгами или продуктами питания по нормам, установленным Постановлением Правительства РФ <1>.
———————————
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 24 октября 1997 г. N 1358 // СЗ РФ. 1997. N 44. Ст. 5074.

3. Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, беременные женщины, больные осужденные получают питание или деньги по норме, согласно которой они обеспечивались в период отбывания наказания, включая и нормы вещевого довольствия на ребенка.

4. Освобождаемые осужденные, не имеющие необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение, обеспечиваются одеждой или обувью за счет средств федерального бюджета по заявлению, поданному на имя начальника учреждения или органа, исполняющего наказания. Осужденным, освобожденным из арестного дома, исправительного центра или исправительной колонии, выдается пособие из специального фонда, размер которого не должен быть ниже минимального размера оплаты труда.

5. Администрация учреждения, исполняющего наказания, заблаговременно ставит в известность родственников либо иных лиц об освобождении от отбывания ограничения свободы, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных.

Названные категории осужденных, а также несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работников исправительного учреждения. Освобождаемые осужденные, направляемые в дома инвалидов, престарелых, в приюты и к попечителям, обеспечиваются бесплатным проездом к месту нахождения этих учреждений или месту проживания попечителя.

Комментарий к статье 40 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ предполагает следующие обязанности осужденных:

— соблюдать установленный порядок отбывания наказания, добросовестно относиться к труду;

— соблюдать обязанности и запреты, устанавливаемые для осужденного УИИ, и являться по ее вызову;

— не увольняться с места работы по собственному желанию;

— сообщать в УИИ об изменении места жительства в течение 10 дней;

— осужденный не имеет права отказаться от предложенной ему работы.

2. Разрешение на увольнение с работы УИИ дает после проверки обоснованности причин увольнения. При этом отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Однако осужденный в установленном законом порядке может его обжаловать.

3. Из заработка осужденного в доход государства производятся удержания в размере от 5 до 20%.

4. Очередной оплачиваемый отпуск осужденным ограничен до 18 дней и при этом должен быть согласован с УИИ. Вместе с тем осужденный имеет право и на другие виды отпусков, предусмотренные законодательством о труде.

Статья 114 УИК РФ. Порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы

  1. Благодарность объявляется в устной или письменной форме, остальные поощрения только в письменной форме.
  2. В порядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение дополнительно до четырех посылок или передач и предоставлено дополнительно до четырех краткосрочных или длительных свиданий.
  3. Досрочное снятие ранее наложенного взыскания допускается не ранее трех месяцев со дня наложения взысканий, указанных в пунктах «а» и «б» части первой статьи 115 и пунктах «а» и «б» статьи 136 настоящего Кодекса, и не ранее шести месяцев со дня отбытия взысканий, указанных в пунктах «в», «г», «д» и «е» части первой статьи 115 настоящего Кодекса.
  4. К осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания.

Часть общая

Для законодательства, регламентирующего взаимоотношения людей в области различных аспектов уголовного права, характерно чёткое разделение документа на две части — общую и особенную.

В общей части данного кодекса сконцентрированы нормативы по:

  • принципам данного законодательства;
  • основаниям и средствам;
  • правам и обязанностям осужденных;
  • специализированным учреждениям;
  • контролю и надзору в данной сфере.

Статья первая данного кодекса декларирует его предназначение. Он создан для того, чтобы исправлять преступников и предупреждать совершение ими повторных правонарушений. Другая цель УИК РФ состоит в том, чтобы определять порядок осуществления процедуры отбывания наказаний.

Основаниями для осуществления процедурно значимых действий являются решения судов, а так же акты об амнистии или помиловании (ст. 7). При этом все осужденные не лишаются прав, которые им гарантированы Конституцией РФ, за исключением ограничений, наложенных приговором. Иностранцы и люди без гражданства пользуются те ми же правами, что и граждане России. Однако на них распространяются нормы международных договоров и российских законов, касающихся особенностей правового положения данной категории лиц.

Статья 47.1 УИК РФ. Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы

  1. Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция.
  2. Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания.
  3. Осужденный, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, и осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, освобождаются из учреждения, в котором они отбывали наказание в виде лишения свободы, и следуют к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета. Администрация исправительного учреждения вручает осужденному предписание о выезде к месту жительства с указанием маршрута следования и времени явки в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет, о чем незамедлительно уведомляет указанную уголовно-исполнительную инспекцию в письменной форме.
  4. Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию.
  5. Уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного.
  6. Уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности.

Комментарий к Ст. 33 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Данный вид наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. В качестве основного наказания оно назначается на срок от одного до пяти лет, в качестве дополнительного — от шести месяцев до трех лет.

2. Назначенное в качестве основного или дополнительного наказания к штрафу, обязательным или исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении, оно осуществляется УИИ по месту жительства осужденного.

3. Назначенное в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы наказание исполняется учреждениями и органами, исполняющими основные виды наказания, а после отбывания основного вида наказания — УИИ по месту жительства осужденных. Причем оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но при этом их срок исчисляется с момента их отбытия.

4. В УИИ ведут учет осужденных, контролируют соблюдение осужденными указанного запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, проверяют исполнение приговора администрацией учреждений, организуют проведение с осужденными воспитательной работы.

5. Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания осужденный, не может привлекать его к работам, выполнение которых ему запрещено.

6. Администрация организации, в которой работает осужденный, обязана:

— не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения УИИ освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью;

— представлять по требованию УИИ документы, связанные с исполнением наказания;

— в случае изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в УИИ;

— в случае увольнения из организации осужденного внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься.

7. Требование приговора о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательно для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью. Указанные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения УИИ обязаны аннулировать разрешение на занятие деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в УИИ.

8. Неисполнение приговора суда со стороны представителей власти, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, служащих государственных и муниципальных учреждений, коммерческих и иных организаций может выражаться:

— в неувольнении осужденного с должности, занимать которую ему запрещено;

— фактическом возложении на осужденного обязанности по запрещенной должности;

— отказе от выполнения предписаний приговора об аннулировании разрешения на занятие запрещенным видом деятельности.

9. В ст. 315 УК РФ предусматривается ответственность указанных лиц за злостное неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта. Неисполнение приговора суда следует считать злостным, если оно продолжалось после письменного представления УИИ.

10. Ответственность осужденных, нарушающих предписание приговора, в настоящее время законом не установлена. Единственным негативным правовым последствием для них является невключение периода занятия запрещенной деятельностью в срок наказания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector