Федеральный закон «о государственной гражданской службе российской федерации» от 27.07.2004 n 79-фз (ред. от 02.07.2021)
Содержание:
Краткое содержание
Рассматриваемый нормативный акт состоит из 74 статей, объединенных в 17 глав. Они и определяют основополагающие аспекты, связанные с этой деятельностью:
- Основные положения.
Глава 1 федерального закона вводит базовые термины, используемые в документе, и принципы службы, среди которых (ст. 4):
- права и свободы граждан имеют высший приоритет;
- гражданская служба в федеральных и региональных органах власти имеет единые организационные и правовые основы;
- равный доступ к службе;
- открытость информации о деятельности государственных служащих.
Глава 2 посвящена определению соответствующих должностей, реестров и чинов. Раздел 3 конкретизирует правовое положение лица, являющегося гражданским служащим, в том числе регламентируя его права (ст. 14) и обязанности (ст. 15).
- Порядок поступления на службу и ее прекращение.
Ст. 21 устанавливает, что поступить на службу могут дееспособные, совершеннолетние граждане РФ, которые в полной мере владеют языком государства и соответствуют квалификационным требованиям.
Кроме этого, раздел 5 полностью посвящен служебному контракту – документу, закрепляющему права и обязанности госслужащего и гос. органа, в том числе порядку его заключения, форме, содержанию, внесению в него изменений.
Глава 6 содержит основания для прекращения действия контракта, среди них могут быть:
- соглашение сторон;
- истечение срока действия контракта;
- инициатива госслужащего;
- инициатива представителя госоргана;
- обстоятельства форс-мажорного характера;
- нарушение правил и порядка заключения контракта;
- выход госслужащего из гражданства РФ.
- Прохождение гражданской службы.
Глава 8 закона определяет служебное время и период отдыха. Так, нормальная продолжительность времени работы госслужащего – 40 часов в неделю. Ему также полагается основной отпуск (30 дней) и дополнительный, срок которого зависит от выслуги.
Кроме этого, в рамках разделов, устанавливающих порядок прохождения службы, рассматриваются вопросы, связанные с аттестацией чиновников (гл. 9), оплатой их труда (гл. 10), гос. гарантиями (гл. 11), служебной дисциплиной (гл. 12), формированием кадрового резерва (гл. 13).
- Заключительные положения.
Глава 14 регулирует финансирование этого вида деятельности. Так, ст. 65 гласит, что оно осуществляется как за счет федерального бюджета, так и из казны регионов.
Глава 15 определяет порядок надзора за соблюдением действующих правовых норм гос. служащими.
16 глава вводит понятие индивидуального служебного спора. Под последним следует понимать разногласия, возникшие между госслужащим и представителем нанимателя по вопросам, связанным с применением законодательства о гражданской службе и положений служебного контракта. Рассматриваются споры соответствующей внутриведомственной комиссией или судом.
Юрист Лаврентьев Александр Валерьевич.
Последняя редакция ФЗ 79 о госслужбе
В июле 2017 года были приняты и одобрены поправки к ФЗ 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Изменения, отраженные в ФЗ 79 о госслужбе:
- Во множестве пунктов словосочетание «дополнительное профессиональное образование» было заменено «профессиональным развитием»;
- Статья 62 о профессиональном развитии гражданского служащего и статья 63 о госзаказе на мероприятия по профессиональному развитию были изложены в новой редакции.
Основные положения ст. 62 ФЗ 79 перечислены ниже.
Профессиональное развитие — неотъемлемая и обязательная сфера государственной службы. Без развития, происходящего в течение всей службы, невозможно надлежащее выполнение должностных обязанностей.
Суть его заключается в постоянном поддержании и повышении собственной квалификации путем получения дополнительного профильного образования.
Другим вариантом развития является участие в профессиональных мероприятиях, которое может принято: по решению нанимателя, результатам аттестации, ввиду перевода служащего на иную должность и повышения в категорию специалистов или руководителей, если имеет место быть впервые.
Проводятся подобные мероприятия на основании государственных заказов и заданий, за счет органа, принявшего служащего на работу. Подобные мероприятия также могут проводиться за границей.
Могут проводиться без отрыва от выполнения должностных обязанностей и с отрывом от них (если речь идет, к примеру, о командировке).
Дополнительное профессиональное образование содержит в себе такие аспекты, как переподготовка и повышение квалификации, которые проводятся в профильных образовательных учреждениях, в которых есть соответствующие программы, в том числе основанные на государственном образовательном сертификате.
Основные положения ст. 63 ФЗ 79. Государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию госслужащих включает в себя согласно 79 ФЗ:
- получение дополнительного образования, в том числе за пределами РФ;
- иные мероприятия по профразвитию.
Составление данного заказа проводится на основе заявок различных госучреждений с учетом их функций и специализаций, а также текущего уровня профильного образования сотрудников. Утверждается Правительством России.
Скачать ФЗ 79
Итак, гражданам, а в особенности — молодым специалистам, желающим поступить на государственную службу, необходимо в обязательном порядке ознакомиться с 79 фз о государственной гражданской службе российской федерации в последней редакции, чтобы иметь представление о всех ее преимуществах и возможных недостатках. Необходимо понимать, что госслужба, будучи крайне перспективной в плане профессионального развития и дохода сферой, сопровождается также значительными нагрузками и большой ответственностью.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Общая характеристика закона
Основной нормативный акт, который регламентирует деятельность госслужащих в Российской Федерации — ФЗ № . В этом акте содержатся все основные постулаты государственной службы страны.
Основное целевое предназначение этого нормативного акта заключается в законодательном урегулировании деятельности государственных гражданских служащих. В целом, этот документ можно сопоставить с Трудовым кодексом, так как в нем отражены все нюансы трудовых правоотношений с госслужащими.
Структура госслужбы
Чтобы начать работать в госструктуре, человек должен соответствовать нескольким требованиям:
- На момент трудоустройства кандидату должно исполниться 18 лет.
- Он должен хорошо владеть русским языком.
- У кандидата должны быть навыки, которые свидетельствуют о наличии у него достаточного квалификационного уровня.
Все вышеперечисленные требования оговорены в этом федеральном законе.
Из ФЗ № можно почерпнуть следующую информацию:
- Порядок трудоустройства в госорган.
- Увольнение со службы.
- Статус госслужащего.
Внимание! Положения этого нормативного акта не противоречат нормам трудового законодательства. Частично они дублируют нормы Трудового кодекса, но не идут вразрез с ними.. Начало над проектом закона было еще в 2003 году
Готовый нормативный акт был принят только 7 июля 2004 года, но вступил в силу он только спустя полгода после его первой публикации
Начало над проектом закона было еще в 2003 году. Готовый нормативный акт был принят только 7 июля 2004 года, но вступил в силу он только спустя полгода после его первой публикации.
Первая часть закона — описание основных моментов службы. Здесь дана краткая информация о существующих должностях, список обязанностей. Отдельно даются пояснения по вопросам деятельности госслужащих:
- Условия, на которых граждане принимаются на работу.
- Нахождение работника на службе, его режим труда и отдыха.
- Проведение аттестаций.
- Перечень предоставляемых гарантий.
- Максимальный возраст для сотрудника.
- Особенности правоотношений между сотрудниками.
- Формирование кадрового состава.
Важно! В нормативном акте оговаривается запрет на осуществление служащими предпринимательской деятельности.
Положения о государственной госслужбе
В данных статьях содержится следующая информация:
- Основная терминология.
- Сферы правоотношения, являющиеся предметом, урегулированным законом.
- Понятие госслужбы.
- Принципы, по которым осуществляется деятельность гражданских госслужащих.
- Перечень нормативных актов, на которых базируются отношения в сфере госслужбы.
- Взаимосвязь государственных служб.
- Перечень аспектов взаимосвязи.
Именно в этих семи статьях содержится фундаментальная база, на которой и строится весь нормативный документ. Благодаря наличию такого вступления, человек понимает акт и особенности, на которых он применяется в системе законодательства.
Правовое положение служащего
В третьей главе нормативного акта содержится основная информация об урегулировании статуса служащего. Именно в этой части документа полностью раскрываются моменты деятельности:
- Понятие государственного гражданского служащего.
- Полный спектр возложенных на человека обязанностей и данных ему прав.
- Существующие ограничения.
- Существующие запреты.
- Дозволенные рамки поведения.
- Особенности урегулирования конфликтов.
-
Передача сведений о получаемых госслужащим доходах и имеющегося у него имущества.