Банковское сопровождение контракта по 44-фз: виды, случаи и порядок осуществления

Содержание договора по сопровождению контракта

В п. 13 Правил осуществления банковского сопровождения указано на следующие обязательные составляющие договора банковского сопровождения:

  1. Сроки и порядок открытия спецсчета для поставщика или субподрядчиков.
  2. Перечень прав и обязанностей сторон.
  3. Условия движения средств по счету.
  4. Право заказчика на истребование списания денежных средств в размере аванса по контракту, если дополнительно не запрашивается обеспечение исполнения.
  5. Порядок внесения изменений в договор и расторжение контракта.
  6. Обязанность банка предоставлять отчетность заказчику по движению средств.
  7. Обязанность банка передавать информацию об операциях в Федеральное казначейство с помощью специальной системы от Центробанка.
  8. Сведения, указываемые в платежном документе, и право банка на его проверку (по согласованию с госзаказчиком).
  9. Обязанность поставщиков передавать сведения, подтверждающие основание платежа и право банка на проверку таких сведений или отказ в осуществлении платежа.
  10. Право заказчика на запрос отчета о проведенном мониторинге и обязанность предоставить отчетность в течение 5 дней после получения запроса в казначействе.

К обязанностям поставщика по договору банковского сопровождения можно отнести:

  1. Производство расчетов по исполнению контракта на специальном счете в банке, в котором производится сопровождение.
  2. При заключении договора с соисполнителем – указание условий по расчетам с ними.
  3. Предоставление заказчику сведений о соисполнителях (их наименование, адреса и телефоны).

В договоре прописывается ответственность поставщика за неисполнение условий по госконтракту.

При заключении договора расширенного сопровождения в обязанности заказчика включается:

  1. Прописать список документов, которые подлежат проверке на соответствие условиям контракта.
  2. Указать соисполнителей, от которых проверяются документы на соответствие назначению платежа.
  3. Согласовать с банком список информации для проведения проверки.
  4. Согласовать с банком проверку документов на соответствие поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
  5. Согласовать случаи отказа в проведении платежа.
  6. Рассматривать не позднее 5 дней запросы об осуществлении платежей поставщика или его соисполнителей.
  7. Рассматривать не позднее 5 дней запросы поставщика о несогласии с отказом.
  8. Согласовать с банком его ответственность за отказ в проведении платежа.

Что такое банковское сопровождение госконтракта и когда оно необходимо?

  • Главная
  • Наши статьи
  • Что такое банковское сопровождение госконтракта и когда оно необходимо?

Постановление Правительства РФ № 963 от 20.09.2014 г. дополнило Закон № 44-ФЗ сведениями о том, какие госконтракты нуждаются в обязательном банковском сопровождении. Банковское сопровождение госконтракта – это письменное соглашение о том, что банк обязуется следить за финансовым положением и движением средств на специально открытом для этого счете подрядчика и всех субподрядчиков, и предоставлять эту информацию заказчику, то есть государственному органу. Если заказчик будет близок к банкротству, не сможет продолжать исполнять свои обязательства по контракту из-за иных финансовых причин или будет выполнять взятые на себя обязательства в ненадлежащем качестве, банк обязан в срочном порядке доложить об этом заказчику, у которого появится право расторгнуть договор подряда в одностороннем порядке. Если же банк не предоставит такую информацию заказчику вовремя или вовсе, то финансовая ответственность и убытки по договору подряда лягут на плечи банка.

Подобная услуга существует в двух вариантах: стандартном и расширенном. Стандартный вариант предполагает только мониторинг денежных потоков компании на определенном счете. Расширенный включает в себя ряд дополнительных услуг, определенных условиями договора. Например:

  • Банк может выступать в роли агента по осуществлению контроля над технологическими аспектами выполнения работ подрядчиков.
  • Банк может анализировать документацию подрядчиков и субподрядчиков на соответствие заявленных в договоре обязательств реальному положению вещей.

Закон № 44-ФЗ четко называет госконтракты, которые нужно сопровождать.

  • Со стоимостью больше 10 миллиардов рублей.
  • Жизненного цикла с НМЦК больше 10 миллиардов рублей.
  • С единственным поставщиком, когда необходимость сопровождения указана актом Правительства или Президента РФ.

Сопровождение для местных подрядов определяется для каждого договора отдельно. Закон называет ценовые рамки стоимости подобного подряда, на которые следует ориентироваться при внесении подобного условия банком в список обязательных. Это НМЦК не меньше 1 миллиарда рублей для контрактов на уровне субъектов Российской Федерации и не меньше 200 миллионов для муниципальных подрядов.

Сопровождать надо следующие договоры:

  • Со стоимостью больше 10 миллиардов рублей, заключенных на строительство с одним подрядчиком на основании акта Правительства РФ или Президента РФ, где не указана обязанность по обеспечению исполнения договора.
  • С НМЦК более 15 миллиардов рублей, заключаемых с одним подрядчиком, когда наличие сопровождения указано определенным актом Правительства или Президента РФ.

Ценовые рамки, на которые рекомендуется ориентироваться в области муниципальных и федеральных подрядов, это контракты с НМЦК не менее 5 млрд рублей.

Есть среди госконтрактов и исключения, которым прозрачность запрещена законом, поэтому сопровождать их не разрешается, как велика ни была бы стоимость подряда:

  • Подписанные для нужд гособоронзаказа.
  • Содержащие в себе государственную тайну.

Стандартный вариант не подразумевает дополнительной оплаты подрядчиком, в то время как расширенное ее требует.

Стоимость контракта (руб.) Стоимость оплаты (в процентах от этой стоимости)
15 000 000 000 и больше 1,0%
10-15 000 000 000 1,05%
5-10 000 000 000 1,09%
Менее 5 000 000 000 Устанавливается для каждого конкретного договора отдельно

Банковское сопровождение может существовать и на необязательной основе. Заказчик вправе оговаривать его наличие в конкурсной документации к любому госконтракту на любом уровне, если он хочет полной прозрачности движения финансовых средств.

Договор на подобную услугу можно заключать только с финансовой организацией, входящей в список банков Минфина, имеющих право оформлять банковские гарантии.

Специалисты помогут Вам подобрать надежный банк и попутно оформить банковскую гарантию на госзаказ в кратчайшие сроки. Обращайтесь!

НПА по темам

Заключение договора. Реестр договоровПравила формирования и обмена информацией между заказчиком и Федеральным казначейством

Заключение и исполнение контрактаСущественные условия контрактаОсобенности заключения контрактовИсполнение и расторжение контрактаОтдельные положения при контрактацииКонтракт. Существенные условия контрактаОсобенности заключения отдельных контрактовОбеспечение исполнения контракта. Банковское сопровождение

Законодательство РФ о контрактной системеИнформационное обеспечение

Информационное обеспечение закупкиИнформация о закупке. Содержание, порядок и сроки размещенияПроведение оценки соответствия и мониторинга планов закупки требованиям законодательства РФ

Мониторинг, контроль и аудитМониторинг и контроль в сфере закупокОбжалование действия (бездействия) субъекта контроля

Обзор основных положений и сферы применения 223-ФЗЦели регулирования и сфера примененияПравовая основа закупки товаров, работ, услугОсобенности осуществления закупки бюджетными и автономными учреждениями

Планирование, нормирование и обоснование закупокОбоснование закупокНормирование закупокПланирование закупкиПланирование закупокИдентификационный код закупкиПрименение национального режимаНачальная (максимальная) цена контракта

Порядок осуществления закупокКонкурсЗапрос котировокЗапрос предложенийЭлектронный аукционЦентрализация закупокТребования к участникам закупкиПравила описания объекта закупкиЗакупка у единственного поставщикаРеестр недобросовестных поставщиковЗакрытые способы определения поставщикаКонтрактная служба. Комиссия по осуществлению закупокОбеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционовУчастие в закупках учреждений исполнения наказаний, организаций инвалидов, СМП и СОНО

Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услугОсновные положения закупки товаров, работ, услугОсобенности участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства

Классификация и тарифы

Банковское сопровождение подразделяется на две разновидности:

  1. Простое – когда банком отслеживаются действия по счету компании-поставщика, исполнителя или подрядчика, а затем результаты анализа передаются заказчику.
  2. Расширенное – при котором банк контролирует процесс выполнения работ или оказания услуги, а затем делает выводы относительно результата реализации контракта. Иными словами, он должен проверить товары, услуги и работы на соответствие условиям подписанного госконтракта.

Простое сопровождение является услугой, которая безвозмездно оказывается банком.

Тарифы на расширенное банковское сопровождение определяются в индивидуальном порядке. В их основе лежит цена подписанного контракта:

  1. Контракты на сумму от 500 млн р. до 1 млрд р. предполагают комиссионные за сопровождение в размере 1,15%.
  2. Контракты на сумму 1-5 млрд р. – 1,12%.
  3. Контракты на сумму 10-15 млрд р. – 1,09%.
  4. Контракты на сумму от 15 млрд р. – 1%.

Выше указаны предельные тарифы на данную услугу, которые на практике допускается изменять в меньшую сторону.

Как составить договор банковского сопровождения

Договор с банком заключает поставщик. Содержание договора определено пунктами 13 и 14 правил банковского сопровождения контрактов, которые применяются, когда банковское сопровождение контракта является обязательным. В договор о простом БСК включите обязательные условия:

  • порядок и сроки заведения отдельного счета поставщику и соисполнителям;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок и сроки перечисления денежных средств;
  • право заказчика потребовать списания суммы аванса, если нет обеспечения исполнения договора;
  • обязанность банка отчитываться перед заказчиком об использовании денежных средств, регламент по исполнению;
  • порядок изменения и расторжения договора;
  • обязанность банка передавать в Федеральное казначейство информацию о банковских операциях в случаях, установленных правительством;
  • порядок и сроки исполнения.

В договор о расширенном БСК добавьте:

  • стоимость услуг банка (зависит от суммы госзакупки, составляет от 1% до 1,15%);
  • перечень документов, обязательных к проверке на соответствие условиям договора;
  • содержание платежной документации;
  • право банка проверять платежную документацию — порядок проверки согласовывается с заказчиком;
  • обязанность поставщика предоставлять документы — основания платежа;
  • право банка проверить такие документы и отказаться осуществить платеж;
  • обязанность банка рассмотреть в течение пяти дней запросы исполнителя об исполнении платежа и несогласии с отказом;
  • ответственность банка за отклонение платежной операции;
  • обязанность банка извещать заказчика об итогах проверки фактического исполнения договора в случаях, установленных правительством; порядок и сроки предоставления отчетов.

Что такое банковское сопровождение контракта, когда оно происходит?

Если организация занимается производством какой-либо продукции по государственному контракту, то она обязательно сталкивалась с таким определением, как банковское сопровождение. Что же это такое, в каких ситуациях нельзя избежать заключение такого договора и какие виды такого сопровождения бывают?

Итак, банковское сопровождение — это проверка банком документов, предоставленных фирмой, которая выполняет заказ. Если говорить точнее, то банк должен проверить все расчеты, указываемые предприятием, и предоставить полученные результаты заказчику.

Контролирует эту возможность закон о государственных закупках, данное условие позволяет заказчику товара не беспокоиться о выполнении учреждением всех условий.

Основные понятия банковского сопровождения контракта 44-ФЗ

К тому же, благодаря банковскому сопровождению заказчик может отслеживать все платежи, которые проводят по договору. Обычно такое сопровождение используется тогда, когда заказчику не знакома фирма, и в ней нет уверенности, или когда сумма контракта является очень большой.

Такая услуга обычно используется только при необходимости, однако, есть некоторые случаи, когда без банковского сопровождения никак не обойтись.

Возможные варианты

Есть всего три случая, когда банк обязательно должен проверять финансовые документы, предоставляемые предприятием.

Во-первых, если заказчик и поставщик заключают такой договор, когда последний по договору от начала до конца самостоятельно делает весь спектр задач, необходимых для выполнения заказа. То есть поставщик сам разрабатывает проект и сам реализует его.

Например, если организация строит для государственного заказчика автомагистраль. Подобные соглашения называются договорами жизненного цикла.

https://youtube.com/watch?v=TNhlVkqUNL0

Во-вторых, банковское сопровождение является обязательным условием в том случае, если сумма по контракту будет составлять более 10 миллиардов рублей. В таком случае сумма, которую потратит бюджет будет слишком большой, поэтому необходимо все обязательно проверить, чтобы впустую не расходовать такую большую сумму.

И в-третьих, если договор заключается только с одним поставщиком, причем он определен Правительством, то банковское сопровождение является обязательным. Данный пункт всегда прописывается в акте, который подтверждает выбор правительства в пользу данного поставщика.

Всего существует два вида банковского сопровождения: базовое и расширенное. Базовое сопровождение обычно предоставляется банком, просто как бесплатная дополнительная услуга, в нее входит проверка всех финансовых документов, а также выписка по счету, для контроля за операциями по контракту.

Когда оно необходимо?

Расширенное сопровождение банк предоставляет как дополнительную услугу, в него помимо стандартного пакета услуг также входит контроль за своевременностью платежей и мониторинг различных документов, не только финансовых.

Простыми словами

Расширенное банковское сопровождение также может являться обязательным пунктом контракта, но только в том случае, если он заключается на сумму свыше 15 миллиардов рублей.

Когда заказчик хочет получить такую услугу, как банковское сопровождение, он должен заключить с банком специальный договор. Помимо самого заказчика данный договор также заключается с поставщиком и, если по контракту они предусмотрены, то и с различными соисполнителями.

Содержание такого договора определяется постановлением правительства, обычно в нем есть пункты об обязанностях сторон, порядок зачисления денежных средств, дата заключения договора.

Итак, банковское сопровождение — это проверка банком. Как минимум это проверка финансовых документов, а также предоставление заказчику выписки по счету для того, чтобы он мог контролировать правильность и своевременность денежных средств на счет. Не является банковской гарантией.

Существуют такие контракты государственных закупок, при которых обязательно должно быть банковское сопровождение, это необходимо для того, чтобы уменьшить риски для бюджета. Также заказчик может по своей воле заключить такой договор с банком, например, если поставщик ему еще не знаком и уверенности в нем нет.

Расширенное банковское сопровождение

В тексте Постановления Правительства РФ № 963 применительно к понятию «расширенное банковское сопровождение» говорится об «оказании банком услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям контракта». Иными словами, как следует из названия этой разновидности банковского сопровождения, банк проводит проверку (обеспечивает проведение такой проверки) соответствия ТРУ поставщика требованиям заказчика.

Иными словами, банк не просто наблюдает за операциями между сторонами контракта со стороны (как в обычном сопровождении), но в определённой степени вмешивается в отношения поставщика и заказчика в целях непосредственного контроля за исполнением контракта (со стороны исполнителя). Очевидно, что такое вмешательство требуется ввиду того, что контракт заключается по поводу ещё бóльших сумм.

На федеральном уровне расширенное сопровождение устанавливается в отношении:

  • Контрактов с единственным поставщиком по поводу постройки, реконструкции объектов капитального строительства, когда цена такого контракта выше 10 млрд. рублей и нет требования об обеспечении контракта;
  • Контрактов, банковское сопровождение для которых установлено утверждённой государственной программой РФ и НМЦК / цена контрактов с единственным поставщиком превышает 15 млрд. рублей;
  • Контрактов, определенных Правительством РФ, для которых установлено казначейское обеспечение обязательств;
  • Контракты с поставщиками, которые попали под зарубежные санкции в случае, когда такие поставщики / контракт / предмет контракта определены Правительством РФ.

Согласно Постановлению № 963, как на уровне субъекта, так и муниципалитета возможно установление требования о расширенном банковском сопровождении с НМЦК (ценой контракта с единственным поставщиком) выше 5 млрд. рублей.

Данный порог для введения требования о расширенном банковском сопровождении может снижаться:

  • Субъектом РФ – до 1 млрд рублей;
  • Муниципалитетом – до 500 млн рублей.

Важно отметить, что формально обычное банковское сопровождение считается бесплатным, тогда как по расширенному сопровождению банк может требовать плату в зависимости от стоимости контракта:

  • от 500 млн до 1 млрд рублей – не более 1,15 процента цены контракта;
  • от 1 до 5 млрд рублей – не более 1,12 процента цены контракта;
  • от 5 до 10 млрд рублей – не более 1,09 процента цены контракта;
  • от 10 до 15 млрд рублей – не более 1,05 процента цены контракта;
  • от 15 млрд рублей – не более 1 процента цены контракта.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector