Нацпроект «образование»: что ждет российские школы 1 сентября 2019 года?

Актуальность внедрения цифровой образовательной среды

Статистические данные говорят о том, что из-за глобальной механизации и автоматизации в 20 столетии исчезло около 600 профессий. В 21 веке ситуация не изменилась – цифровые технологии, которые сегодня внедряются практически во все сферы жизнедеятельности человека, продолжает стремительно отправлять в историю целые группы профессий и ремесел. А те профессии, которые не исчезли, претерпели/претерпевают значительные изменения.

Естественно, что цифровые технологии влияют не только на уровень развития экономики государства и его обороноспособности, но и, в конечном счете, на глобальные политические процессы. Поэтому государству и обществу нужны специалисты, способные управлять сложнейшим оборудованием, приборами и роботами, чтобы сохранять конкурентоспособность на мировом уровне.

«Воспитать» таких специалистов, способных «шагать в ногу» с постоянно совершенствующимися современными технологиями, можно только при одном условии: если их обучение с помощью цифровых технологий начнется едва ли не с пеленок, и будет продолжаться на протяжении всей жизни.

Современные подростки и сами уже активно используют цифровые технологии для актуализации полученных знаний и применения их на практике. Но самостоятельное овладение знаниями, к сожалению, не дает возможности получить сертификат и предъявить его работодателю. Да и проверить качество этих знаний без организованной цифровой системы, чтобы выдать соответствующий диплом, тоже сложно (даже если человек усердно занимался самообразованием и его знания могут найти достойное применение).

Еще одна проблема образовательной системы – отсутствие тесной взаимосвязи между профильными ВУЗами/профобразовательными учреждениями и будущими работодателями и научными центрами. Цифровая система способна привести к единому знаменателю все заинтересованные стороны передовой образовательной среды. В свою очередь, такая координация гарантированно обеспечит экономический рост и развитие государства. Значит, интерес к формированию современной цифровой образовательной среды продиктован временем и государственной необходимостью.

Цифровая образовательная среда

Информационно-образовательная среда обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. В ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» представлено следующее описание компонентов ИОС: 

  • электронные информационные ресурсы, 
  • электронные образовательные ресурсы, 
  • совокупность информационных технологий,
  • телекоммуникационных технологий,
  • соответствующих технологических средств.

Статья 26 федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, определяет состав ИОС следующим образом:

  • комплекс информационных образовательных ресурсов, в т. ч. цифровых образовательных ресурсов;
  • совокупность технологических средств информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).

Технологические средства — это компьютеры, информационное оборудование, коммуникационные каналы, система педагогических технологий, обеспечивающих обучение в ИОС. В тексте ФГОС среднего общего образования (ст. 26 и 27) приведены не требования к ИОС, а общая концепция. Это дает определенную свободу в формировании ИОС, но может привести к расхождениям в уровне информационной поддержки образовательного процесса в различных образовательных организациях (далее — ОО).

Функции ЦОС

Можно выделить следующие функции, реализуемые ЦОС:

  • дидактические — хранение и агрегация учебного содержания (контента);
  • организационно-управленческие — администрирование деятельности ОО в целом;
  • вспомогательные – не второстепенные функции, а «иное» (то, что не вошло в первые две группы).

Дидактические функции реализуются, как правило, следующими системами:

  • система управления обучением (Learning Management System, LMS);
  • система управления содержанием обучения (Learning Content Management System, LCMS).

Помимо функций работы с контентом, к дидактическим функциям можно отнести еще системы поддержки обучения, системы помощи в процессе познания, системы, повышающие мотивацию к обучению за счет применения интерактивного подхода или иных современных технологий.

Организационно-управленческие функции включают в себя задачи управления образовательным процессом и администрирования ОО как юридического лица. Это функции ресурсного, кадрового, система мониторинга эффективности, документооборот, работа с контингентом и проч. 

К вспомогательным функциям следует отнести, например, дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, хранилище данных, серверы авторизации и контроля доступа к ресурсам.

Направления развития ЦОС для эффективного функционирования

Выделяют следующие направления развития:

  • разработка нового содержания (контента);
  • разработка (адаптация) новых методик преподавания предметов;
  • развитие инфраструктуры;
  • организационные меры (кадры, управленческие решения, показатели эффективности и прочее).

Модель ЦОС

Внешние структуры ЦОС

Порталы электронного правительства и государственного управления

Региональные и муниципальные электронные системы

  1. РИС ООДООО
  2. АИС ГМУСО

Взаимодействие с финансовыми учреждениями

  1. АО «Система Город». Школьное питание
  2. Банк «Авангард». Программа «Школьная карта» и оплата платных образовательных услуг

Системы электронного документооборота

  1. СБИС

Внутренние структуры ЦОС

  1. Система обращений граждан на базе официального сайта школы
  2. Система онлайн записи на прием к директору
  3. Microsoft 365 на базе АИС «Дневник.ру»
  4. Официальная группа в Instagram
  5. Многоуровневая локальная сеть с разграничением доступа
  6. Беседы Viber
  7. Команда совместной работы в Microsoft Teams
  8. Виртуальный Методический кабинет школы (включая автоматизированную систему анализа посещения уроков, портал мониторинга)
  9. Репозиторий электронных учебников и учебных пособий

К чему готовиться 1 сентября 2019 года?

Реализация нацпроекта «Образование» в каждом регионе имеет свою специфику. Где-то раньше будет введена рабочая модель цифровой школы, где-то уже сейчас апробируется персонифицированная система финансирования дополнительного образования. Но есть общие тренды, которые в ближайшее время смогут ощутить на себе все российские школы.

Успех в PISA — новый критерий качества Ч то задумано? Напомним: ключевая цель нацпроекта — войти в десятку стран с лучшим образованием. Но как понять, насколько хорошо мы движемся к намеченной цели? Обращаемся к приказу Рособрнадзора №590 и Минпроса №219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся», подписанному 6 мая 2019 года.

Здесь педагогов ждет большой сюрприз: кроме привычных критериев оценки и самооценки, включающих в себя ФГОС, ВПР, ЕГЭ и ОГЭ, профстандарт педагога, степень удовлетворенности учащихся и их родителей, у нас появляется ряд новых, актуальных критериев. Вот какие мероприятия планируется проводить для проверки выполнения плана:      

  • ежегодный мониторинг динамики показателей России в исследовании PISA: само исследование пройдет только в 2021 году, но в России будут проводиться внутренние «тестовые» срезы, чтобы понять, как прирастает число успешных учащихся;

  • однократное участие каждого региона в проведении исследования по модели PISA на представительной выборке данного региона;

  • подключение всех общеобразовательных организаций к личным кабинетам ФИС ОКО (федеральная информационная система оценки качества образования);

  • интеграция результатов разных процедур оценки качества в единую аналитическую базу;

  • проведение социологических опросов в субъектах РФ об оценке удовлетворенности качеством образования и об оценке востребованности результатов образования.

Ожидаемые преимущества

  • Более детальный контроль за выполнением плана по выходу в «десятку»;

  • Привыкание большей части школьников к формату международных исследований качества образования;

  • Возможность получить большие массивы данных для сравнения.

 Возможные риски

  • Выгорание учащихся. Чем больше тестов и проверок, тем ниже ценность каждого из результатов для конкретного ученика

  • Дополнительная нагрузка на педагогов. К международным исследованиям тоже нужно готовить. Если не натаскивать, то по крайней мере показывать в классе, разбирать самые сложные моменты. При такой насыщенности учебной программы, как сейчас, готовить к международным исследованиям можно только в ущерб каким-то другим формам работы

Описание проекта

Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России» нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

Реализация приоритетного проекта должна привести к следующим результатам:

1. Создание системы оценки качества онлайн-курсов и онлайн-ресурсов общего образования, сочетающей автоматическую и экспертную оценку и обеспечивающей обучающихся и образовательные организации достоверной информацией о качестве онлайн-курсов и онлайн-ресурсов.

2. Создание информационного ресурса (портала), доступного всем категориям граждан и обеспечивающего для каждого пользователя по принципу «одного окна» доступ к онлайн-курсам для всех уровней образования и онлайн-ресурсам для освоения общеобразовательных предметов, разработанным и реализуемым разными организациями на разных платформах онлайн-обучения.

3. Интеграция портала с Единой системой идентификации и аутентификации и ГИС «Контингент», за счет чего обеспечивается хранение и передача в электронном виде информации об образовательных достижениях (формирование цифрового портфолио) обучающегося между образовательными организациями.

4. Создание программного обеспечения с открытыми исходными кодами, обеспечивающего повышение качества онлайн-обучения и достоверную оценку результатов освоения онлайн-курсов.

5. Принятие нормативных актов, позволяющих осваивать онлайн-курсы как части основных и дополнительных образовательных программ.

6. Создание открытых онлайн-курсов в области образовательных технологий и региональных центров компетенций в области онлайн-обучения, обеспечивающих обучение сотрудников образовательных организаций всех уровней в целях широкого применения онлайн-курсов для повышения качества образовательных программ.

7. Создание и реализация не менее 3500 онлайн-курсов, результаты освоения которых могут быть зачтены в основных образовательных программах.

Новые критерии грамотности

Что задумано? Интересный пункт в паспорте проекта «Цифровая школа»: к 2020 году доля обучающихся общеобразовательных организаций, успешно продемонстрировавших высокий уровень владения цифровыми навыками, должна составить… 8%. Много это или мало? Зависит от того, кого именно планируется протестировать.

Ожидаемые преимущества

  • Повышение общего уровня информационной грамотности. Скажем прямо, многим из наших учеников ее не хватает: вызвать сетевую игру и «нагуглить» ответ на вопрос — совсем не то же самое, что составить грамотный поисковый запрос и сделать грамотную верстку брошюры;

  • Наличие достоверного критерия оценки. «У меня пятерка по информатике» или «У меня третий уровень по ICILS»: вроде бы звучит более весомо.

 Возможные риски

  • Организация и контроль. Не вполне понятно, как эта инициатива отразится на работе учителей информатики: потребуется ли обновить программу, отвести время для проверки уровня компьютерной грамотности учащихся? И самое интересное: что будет, если учащиеся провалят тест?
  • Недостаточная репрезентативность и формальность инициативы. Очевидно, что, если протестировать всех российских учащихся, мы и сейчас получим результат выше заявленного. Важнее, чтобы определенного уровня компьютерной грамотности достигли учащиеся, у которых только в этом году в школах появится высокоскоростной Интернет, обновится материально-техническая база, а также те, для кого информатика изначально не была профильным предметом. Иными словами, необходим тщательно продуманный дизайн исследования, чтобы результаты были действительно значимыми.

Реализуемые мероприятия

Проект реализуется в 4 этапа и завершается в ноябре 2025 года. Мероприятия приоритетного проекта проводятся в соответствии со сводным планом проекта, утверждаемым проектным комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование». Особо значимые мероприятия проекта, а также разрабатываемые документы и материалы в рамках проекта будут регулярно анонсироваться и публиковаться на этой странице.

На данный момент проводится конкурс на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета федеральным государственным образовательным организациям высшего образования.

О проекте «ЦОС»

Цель проектасоздание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.

 В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» у нас в школе произведен капитальный ремонт кабинетов № 28 и № 36 за счет средств местного бюджета.

 Кабинет № 28                         Кабинет № 36

В школу уже доставлена новая компьютерная техника, в ближайшее время она будет установлена. В каждом кабинете будет интерактивный  экран, автоматизированное рабочее место учителя (ноутбук, принтер) и 15 рабочих мест для учеников (15 ноутбуков).

В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» у нас в школе произведен капитальный ремонт кабинетов № 28 и № 36 за счет средств местного бюджета. Теперь мы ждем новую мебель для кабинетов и компьютерную технику. 

Кабинет №28 во время ремонта

Кабинет №28 после ремонта

 Кабинет № 36 во время ремонта

Кабинет № 36 после ремонта

В соответствии с задачами, поставленными в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда», повышение квалификации педагогических работников направлено на решение следующих важных вопросов:

  • освоение функциональных возможностей актуальных информационных ресурсов;
  • развитие компетенций в области современных технологий электронного обучения;
  • внедрение в образовательные программы современных цифровых технологий, стимулирование использования образовательных платформ и сервисов;
  • развитие умения уверенно ориентироваться в основных направлениях развития информационно-коммуникационных технологий;
  • адаптация к внедрению и распространению цифровой образовательной среды;
  • владение основами информационной безопасности.

Отдельное внимание следует уделить функционалу действующих информационных систем в образовании и портала государственных услуг, с которым предполагается интеграция личного кабинета учащегося и педагога. Цифровая образовательная среда будет являть собой набор самых популярных электронных образовательных ресурсов, все они известны педагогам, но в настоящее время расположены на разных порталах

Задача проекта – объединить их на единой платформе. Поэтому необходимо обратить внимание на возможности наиболее популярных ресурсов, внедрить их в методику преподавания и активно использовать в своей работе. Отдельное внимание следует обратить также на функциональность интерактивных учебников российских издательств.

20 марта 2020 года центр информатизации Калининградского областного института развития образования провел вебинар на тему: «Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в 2020 году»  для общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования, участвующих в региональном проекте «Цифровая образовательная среда».

На вебинаре рассмотрены вопросы проведения апробации целевой модели цифровой образовательной среды (ЦОС), намечены основные мероприятия по реализации проекта в 2020 году, обсуждались вопросы создания региональной команды по цифровой трансформации образовательного процесса.

Участники ознакомились с архитектурой федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС.

На вебинаре представлен опыт региона по апробации мониторинга цифровой трансформации образования.

Презентация выступления Пустоваченко Н.Н. «Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в 2020 году»

17 декабря стартует правительственный эксперимент по созданию единой платформы в образовании

фото: АГН москва

Пилотный проект по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) будет длиться до конца 2022 года. Какие возможности предоставит единая образовательная платформа педагогам, ученикам и их родителям, выяснила «Парламентская газета»

Где будет применяться цифровая образовательная среда?

Эксперимент проведут в 14 регионах. Правила отбора регионов-участников определит Минпросвещения. В постановлении говорится, что цифровая образовательная среда — совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Таким образом, ЦОС должна помочь школьникам в полном объёме освоить учебную программу независимо от того, где они живут — в крупном мегаполисе или небольшом посёлке.

Для этого в школы проведут высокоскоростной Интернет, оснастят их компьютерами и презентационным оборудованием. Онлайн-обучение будут строить на одной платформе, где будут использовать российское программное обеспечение. В одной системе будет аккумулированы уроки, учебные пособия, электронный журнал, чаты для общения родителей, документооборот, финансово-хозяйственное планирование и прочее. Проект также предполагает интеграцию государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС.

Перейдёт ли обучение полностью в дистант?

Такие опасения родители выражают с первого дня обсуждения проекта создания цифровой образовательной среды. Однако в Минпросвещения заверили, что дистанционное обучение — это прежде всего инструмент для повышения качества образования. «Мы за традиционную систему образования и не допустим, чтобы дистанционное обучение заменило учителя, общение учеников между собой», — заявил глава ведомства Сергей Кравцов, цитирует его сайт министерства.

Как отмечают в Минпросвещения, одна из главных задач ЦОС — обеспечить учителей верифицированным электронным контентом, который помогал бы им сделать традиционные школьные уроки более качественными, глубокими и интересными. Опыт прошедших месяцев показал, что одним из минусов онлайн-обучения стало отсутствие единой образовательной площадки, где были бы загружены учебные пособия с тестами и заданиями. Из-за этого одни школы использовали порталы ведущих российских вузов, другие — разработки российских IT-компаний, третьи — сразу несколько платформ, соцсети и электронную почту. Справиться с таким объёмом могли далеко не все педагоги и ученики. Проект позволит соединить необходимые для обучения сервисы в одной системе.

Таким образом, у учителя под рукой будут лучшие методики. Школьникам ЦОС даст возможность не выпасть из учебного процесса во время болезни или чрезвычайной ситуации. «Благодаря видеосвязи они получат возможность виртуально посетить уроки лучших учителей страны, а дети из разных регионов смогут стать частью одной научной команды, которая объединит увлечённых одной темой ровесников и их руководителя, проживающих за тысячи километров друг от друга», — пояснила глава Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

Наконец, родителям не нужно будет тратить время, обсуждая успеваемость и поведение детей в нескольких чатах. ЦОС даст им возможность участвовать в родительских собраниях в онлайн-формате.

Когда будет устранено цифровое неравенство в образовании и устойчивый Интернет станет доступным во всех школах страны?

В рамках ЦОС будет отработан перечень материально-технических условий, которым должна соответствовать современная школа — наличие и скорость Интернета, локальные сети в школе, требования к технике (компьютеры, планшеты, WI-FI).

Планируется, что до 2024 года в регионах выровняют ситуацию, чтобы ученикам из глубинки больше не пришлось лазить на деревья, чтобы выйти в Интернет. В 2024 году, согласно нацпроекту «Образование», цифровая образовательная среда будет внедрена уже по всей стране. Онлайн-технологии, повторяют в Минпросвещения, не изменят существующую образовательную модель, они лишь помогут заинтересовать школьников предметом и подготовиться к ЕГЭ, а также обеспечат непрерывность обучения во время всплесков инфекционных заболеваний.

В ближайших планах Минпросвещения — вместе с Министерством цифрового развития определить детализированный состав платформы ЦОС, утвердить перечни реестров, определить требования к информационно-коммуникационной платформе и поставщикам образовательного контента.

Основные термины и определения[править]

Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила.
Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.

Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.

Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об экосистемах.

Платформа – такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.

Экосистема – такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола.

Вместо послесловия

Если верить плану реализации нацпроекта, то 1 сентября 2019 года большинство школ останется на уровне «вода прибывает». Пока у государства нет четких указаний директорам школ по поводу того, как модернизировать учебные программы по технологии, когда сдавать PISA в тестовом режиме и куда загружать электронные портфолио учащихся. Однако есть иск, что уже через несколько месяцев «вода прибудет» до опасного уровня, и мы снова начнем лихорадочно «выплывать» из новых требований и указаний. Надеемся, что наши читатели окажутся, как минимум, морально готовы к основным нововведениям.

Что касается самого нацпроекта, то нет никакого смысла подвергать его критике: для реальных участников учебного процесса это такая же данность, как и любая стихия. Она обещает нам много пользы. Особенно в вопросах обновления материально-технической базы, строительства и информационно-коммуникационных технологий. Еще больше стоит ждать  новых сложностей. Но самый неудачный сценарий развития событий в данном случае наступит тогда, когда окажется, что за заявленными манифестами ничего не стоит. И нашумевший нацпроект, с его ошеломляющим бюджетом и амбициями, не изменит нашу повседневную работу. Ведь даже те, кому нечего терять, могут потерять доверие.

Чканикова Александра

Непрерывное повышение квалификации

Что задумано? По плану федерального проекта «Учитель будущего», к 2020 году 20% учителей общеобразовательных организаций будет вовлечено в национальную систему профессионального роста педагогов. Для этого в субъектах РФ (правда, далеко не во всех) будут открыты Центры непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования, аккредитационные центры, а самое главное — повышение квалификации будет преимущественно проходить в условиях той же цифровой образовательной среды, безопасной и личностно-ориентированной.

Также в планах нацпроекта привлечение работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников. В том числе в формате стажировок. Иными словами, наши учителя должны постоянно развиваться в профессиональном плане. Мало кого устраивало то, как это формально, принужденно и громоздко делалось ранее. Ему на смену придет новый формат повышения квалификации.

Согласно федеральному проекту «Цифровая образовательная среда», к 2020 году не менее 24% педагогических работников системы общего и дополнительного образования должны будут состоять в цифровых профессиональных сообществах и в них же обучаться и повышать свой профессиональный уровень.

Ожидаемые преимущества

Комфорт для педагога: повышать квалификацию дома, сидя в уютном кресле, в удобное время. Это значительно удобнее, чем ездить после работы на очные курсы;

Постоянное обучение как образ жизни

Для педагога крайне важно оставаться компетентным и адекватным учащимся, идти в ногу со временем и не испытывать от этого никакого дискомфорта;

Обмен опытом в открытом педагогическом сообществе. Повышение квалификации должно перестать быть рутинной формальностью: в новой цифровой среде педагоги смогут свободно делиться успешным опытом

Учиться через диалог, который ведется на высоком профессиональном уровне. Кстати, такая среда уже есть: университет «Первое сентября» и корпорация «Российский учебник» вот уже много лет поддерживают эти образовательные ценности.

Возможные риски

  • Дополнительная нагрузка на педагога. Все учителя находятся в разных условиях, но большинство из них загружены работой так, что на саморазвитие просто не хватает моральных и физических сил. Если непрерывное повышение квалификации станет обязательной частью их повседневного плана, выгорание неизбежно. Мы рискуем потерять ценные кадры
  • Сложности для педагогов старшего возраста. Во многих российских школах еще остаются педагоги «старой школы». Они смогли адаптироваться к ФГОС, ЕГЭ, ВПР, новым учебно-методическим комплексам, программам, смарт-доскам, компьютерам на рабочих столах… Смогут ли они еще и привыкнуть к скайпкурсам педагогического мастерства? А главное, если не смогут — разве это значит, что они недостаточно хороши в профессии?

  • Индивидуальные образовательные траектории для учителей. Чтобы непрерывно развиваться в профессии, нужно иметь сколько-нибудь четкий план. Кто поможет учителям создать себе личный образовательный маршрут? Готовы ли к этому наши методисты?

  • Принудительное обучение. Пожалуй, это самый страшный риск: если образовательный неуспех, замедленный темп обучения или другая сложность будут грозить педагогу сокращением зарплаты или препятствиями в карьере — такое обучение будет уже не на пользу

 Что можно сделать? Быть на стороне своих педагогов, оказывать им помощь. Если создать комфортную и располагающую образовательную среду прямо в стенах школы, повышение квалификации может стать общим делом коллектива. О том, как это сделать, мы много говорим на страницах нашего клуба директоров

Обратите внимание! (https://director.rosuchebnik.ru/)

Нацпроект с двойной задачей

Первая задача — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования. В частности — вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Вторая — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций. Внимательный педагог уже на этом этапе может забеспокоиться: какая из задач является основной? Внешняя или внутренняя? Куда направлен нацпроект? На внешние достижения детей и всей страны или в глубину их личности? Сделать и то и другое в рамках одного урока, одного учебного процесса попросту невозможно. Ориентация на внешний, точно подсчитанный успех чаще всего исключает проникновение в недра морали, гражданской ответственности и других тонких материй.

Возможно, две задачи ужились бы вместе, если бы располагались в другой очередности. В странах, с которыми мы жаждем соревноваться — Сингапур, Китай, Финляндия, США, — в свое время первостепенной целью ставили именно воспитание, поддержание в детях культуры и морали, присущих государству. Высокие места в рейтинге возникали сами собой из естественного желания юных граждан прославить страну. Доказать родным свою жизненную позицию. Возможен ли обратный путь: от высоких рейтингов к гражданской ответственности? Время покажет.

Насколько амбициозны эти задачи? Первая (выйти в десятку стран с лучшим образованием) оценивается экспертами как вполне достижимая. Да, последние результаты PISA нас не очень порадовали, но есть и другие исследования, с другими формами, критериями и другими особенностями. Например, по данным Всемирного банка, в 2018 году Россия занимала 9-е место в мире по качеству общих образовательных достижений: почему не этот показатель, а именно PISA выбран за высший ориентир?

Что касается второй задачи — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, — то оценить ее достижимость очень сложно. Сомнение вызывают и те показатели, по которым собираются оценивать успешность достижения этой задачи, — рост численности обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций, и повышение доли детей, охваченных программами дополнительного образования. Планируется, что число последних к 2024 году вырастет до 70%.

Основные компоненты[править]

Исходя из экономической целесообразности, а также во исполнение указа президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204, можно сделать вывод о том, что в основу функционирования цифровой образовательной среды образовательной организации следует положить работу со свободно-распространяемым и отечественным программным обеспечением.
На основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и учета специфики работы образовательных организаций можно выделить следующие основные компоненты ЦОС:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector