Финансовое оздоровление: реабилитировать нельзя ликвидировать

Введение

В условиях современной экономики функционирование предприятий, организаций, фирм происходит при нестабильных и неопределенных условиях. Это вынуждает обеспечивать быстрое реагирование на часто изменяющуюся рыночную конъюнктуру. Процессы, происходящие на товарных рынках, циклически закономерны и связаны с развитием экономики.

Что такое кризис? Это определенная совокупность явлений социальной и экономической сферы, способная приводить системы хозяйствования к нарушению стабильности и устойчивости.

Финансовые аудиты на предприятиях проводятся регулярно. К ним готовятся заранее. По результатам аудита при негативном выводе происходит обращение в арбитраж. Он создает постановление о наблюдении. Собрание собственников своим решением выбирает вариант, подходящий в данной ситуации:

  • осуществление плана мероприятий финансового оздоровления (в дальнейшем – ПМФО);
  • создание управляющего состава извне;
  • либо производство осуществляется на конкурсных условиях.

Финансовое оздоровление предприятия, организации, фирмы подразумевает целый ряд комплексных мер с целью:

  • оценки (диагностики) глубины и масштаба кризиса;
  • разработки мер по его успешному преодолению.

В результате исследовательской и организационной работы по изучению деятельности конкретного предприятия и анализа соответствующего рынка появляется бизнес-план финансового оздоровления предприятия. Он представляет собой комплекс задач, требующих решения.

  1. Тщательный, многосторонний анализ деятельности предприятия, организации, фирмы. Его смысл – выявить позитивные и негативные стороны в деятельности, определить специфику, найти отличия данного предприятия от остальных.
  2. Поиск и изучение механизмов в организационной, технической, экономической, финансовой, хозяйственной деятельности.
  3. Непосредственное создание плана из конкретных пунктов (мер) для успешного вывода предприятия из кризиса.
  4. При «постановке диагноза» кризисному предприятию следует учитывать различие условий хозяйственной, финансовой и экономической деятельности. Разрабатывая бизнес-план финансового оздоровления предприятия в РФ, специалисты берут в расчет как стандартные методы, так и нестандартные, учитывающие уникальность каждого предприятия.

Проблема обеспечения обязательств

Обеспечение исполнения обязательств является важнейшим элементом финансового оздоровления. И хотя закон, в какой —
то мере, признаёт обеспечение исполнения обязательств дополнительным условием для этой процедуры (ч.5 ст.77 закона №
127 — ФЗ), без него собрание кредиторов (а в ряде случаев и суд) никогда не утвердит решение о введении финансового
оздоровления.

Интересно также, что ч.3 ст.77 закона № 127 — ФЗ говорит, что участники вправе предоставить обеспечение исполнения
обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, а ч.4 этой же статьи прямо обязывает
указать в ходатайстве на способ обеспечения исполнения обязательств. Налицо некорректная формулировка, которая
приводит к определенному противоречию между нормами.

Но идем далее. Обязательства должника могут обеспечиваться залогом (ипотекой), поручительством, а также гарантией
третьих лиц или кредитной организации. Причем, если первое собрание кредиторов не выбрало ни одной из процедур
банкротства, а учредители, третьи лица или собственники предприятия ходатайствовали о финансовом оздоровлении
юрлица, то арбитраж может пойти навстречу последним. Правда для этого они должны предоставить банковскую гарантию,
превышающую все обязательства реестровых кредиторов на 20%. То есть закон, вроде бы, и даёт возможность
заинтересованным лицам ввести финансовое оздоровление, но для этого заставляет их «прыгнуть выше головы».

Подобным условием могут воспользоваться крупные, особо значимые предприятия, заручившиеся поддержкой государства.
Только в этом случае кредитная организация без опаски выдаст гарантию при наличии признаков банкротства должника.
Что же касается мелкого и среднего бизнеса, то эта норма прописана явно не для него. И даже если предприниматели
получат поручительство третьего лица, то суд все равно откажет им и введет внешнее управление либо объявит фирму
банкротом (решение АС Тульской области по делу № А68 — 9913/2015 от 11.07.2017 года).

Стоит дополнительно отметить, что закон запрещает использовать на стадии финансового оздоровления задаток, удержание
и неустойку. Ситуация усложняется и тем, что в качестве предмета обеспечения не может выступать имущество должника,
а также его имущественные права. Это сделано для того, чтобы не расширять объем обязательств на потенциальную
конкурсную массу. Но кто тогда вправе предоставить подобное обеспечение?      Закон дает такое
право учредителям и собственником должника, а также третьим лицам. Однако большинство учредителей компаний —
банкротов не горят желанием оплачивать за счет своего имущества долги фирмы. Поэтому, кстати, законодатель за
последние 15 лет даже расширил статью о субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника до целой главы.
Причем, для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности суду и кредиторам, зачастую, приходится проводить
настоящее расследование. А тут им предлагается самим предоставить свое имущество в качестве обеспечения.

Что же касается третьих лиц, то они также могут предоставить обеспечение обязательств по долгам банкрота. Но и такие
случаи не носят массового характера. Они возможны, когда должник занимает существенную долю рынка или обладает
большим объемом прав требований. Например, управляющая компания (УК) выступила поручителем при финансовом
оздоровлении другой УК в надежде получить, впоследствии, часть рынка и взыскать многомиллионные долги за услуги ЖКХ,
предоставленные банкротом жильцам (постановление Тринадцатого апелляционного суда по делу №А42 — 10512/2015 — 24 от
30.08.2018 года).

В целом же условия связанные с предоставлением обеспечения исполнения обязательств серьезно ограничивают рост числа
случаев финансового оздоровления. Учредителям и третьим лицам просто не выгодно «вступаться» за должника и рисковать
своим имуществом.

Максимальный срок процедуры финансового оздоровления

На восстановление платежеспособности и погашение задолженностей по принятому графику дается два года. Не менее чем за один месяц до окончания данного периода должник обязан предоставить административному управляющему полный отчет о выполнении плана.

Ходатайствовать о досрочном прекращении мероприятия возможно, если будут полностью погашены долги раньше установленной даты. В таком случае арбитражный суд выносит решение о прекращении производства дела по банкротству.

Стадия также может быть завершена, если на это будут следующие основания:

  1. Неисполнение графика погашения.
  2. Задержка выплат на пятнадцать и более суток.

Спасти ситуацию могут лица, предоставившие обеспечение исполнения должником обязательств, за счет пополнения счетов своими средствами, которые и пойдут на погашение долгов по графику с кредиторами.

В случае удовлетворения ходатайства от банков о прекращении процесса судья вводит процедуру внешнего управления или конкурсного производства.

Прочитать Что такое субсидиарная ответственность при банкротстве: как ее избежать и основания для привлечения

Подводим итог: финансовое оздоровление при банкротстве вводится на срок не более 24 месяца, но при неисполнении обязательств или, наоборот, досрочном погашении, может быть приостановлен или сокращен.

Банкротство организации

Банкротство представляет собой факт, установленный арбитражным судом, о неспособности должника удовлетворить требования кредиторов полностью.

Процедура по признанию юрица несостоятельным состоит из следующих этапов:

  1. Наблюдение – процедура, которая осуществляется арбитражным управляющим, назначенным судом. С момента начала наблюдения происходит приостановление всех операций по взысканию обязательств с должника и выплате дивидендов. На первом этапе управляющим осуществляется анализ деятельности юрлица, после чего дается комплексная оценка возможность финансового оздоровления компании.
  2. Финансовое оздоровление. Решение о том, будет ли проводиться финансовое оздоровление юрица, принимается также арбитражным судом. Оно будет принято в том случае, если у должника есть достаточные ресурсы для восстановления своей платежеспособности. На данном этапе все функции по управлению на себя принимает арбитражный управляющий. Его действия направлены на привлечение внешних финансовых потоков, усиление мер по сохранности имущества юрлица, проведению мероприятий, направленных на стабилизацию финансового положения компании.
  3. Внешнее управление. Данный этап является продолжением предыдущего этапа по финансовому оздоровлению юрлица. Для его проведение необходимо отдельное решение арбитражного суда. Проводится оно также арбитражным управляющим и предполагает следующие мероприятия: распоряжение активами компании от имени должника, заключение/расторжение договоров, представление отчетов кредиторам и др. Какой продолжительностью будет этап внешнего управления зависит от решения суда. Определяется она в совокупности с предыдущим этапом финансового оздоровления. При это общая продолжительность двух этапов не должна быть более 24 месяцев.
  4. Конкурсное производство. На данном этапе происходит удовлетворение требований кредиторов путем выставления на торги активов должника. Из средств, полученных от ликвидации активов, будут погашены обязательства должника в очередности, предусмотренной нормами федерального закона о банкротстве.
  5. Заключение мирового соглашения. Это завершающий этап, который может наступить после прохождения всех предыдущих этапов или быть внедренным на любом этапе данной процедуры. Он вводится в том случае, если достигается соглашение по финансовым обязательствам. Мировое соглашение должно включать в себя информацию о договоренностях между юрлицом и кредиторами о реструктуризации долга, его списании или иных сроках погашения.

Как избежать банкротства

Чтобы не допустить снижения уровня финансовых показателей, ухудшения расчетов за сырье или материалы, резкого роста кредиторской задолженности необходимо постоянно контролировать все бизнес-процессы, которые происходят внутри компании.

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности», главным признаком банкротства предприятия или индивидуального предпринимателя является невозможность выполнить взятые на себя обязательства на протяжении более чем 3 месяцев с момента, когда они должны быть погашены.

Предугадать наперед возникновение данной ситуации можно, проанализировав финансовую отчетность предприятия за несколько последних периодов. Если по цифрам видно четкую тенденцию к ухудшению, значит, пора принимать стабилизационные меры.

В таком случае разрабатывается и начинает действовать специальная программа финансового оздоровления предприятия, которая предусматривает проведение ряда мероприятий:

На основании анализа бухгалтерской отчетности осуществляется поиск факторов, которые послужили основными причинами возникновения убытков. В зависимости от источников влияния их разделяют на внутренние и внешние.

К первым относятся все процессы, которые происходят внутри предприятия – это могут быть взаимоотношения между его структурными подразделениями, неэффективное принятие решений руководством и т.д.

Основной целью анализа на первом этапе является получение необходимой информации для принятия правильных решений руководством и персоналом компании, чтобы поскорее выйти из кризиса.

Далее составляется прогноз финансового состояния предприятия и рассматриваются возможные варианты его улучшения. Суть этого процесса заключается в оценке реальной возможности выхода предприятия из состояния неплатежеспособности. Здесь учитываются такие моменты, как способность юрлица без внешней помощи, только за счет внутренних резервов поднять уровень своей финансовой стойкости;

Составление проекта программы санации. На этом этапе осуществляется разработка конкретных планов и способов их реализации, чтобы в результате улучшить состояние компании. Для этого нужно провести комплексный анализ всех активов юрлица и его неиспользованного потенциала, поэтому здесь анализируются:

  1. основные фонды, незавершенное производство, запасы, товары, готовая продукция (материальные активы);
  2. патенты, разрешения, лицензии, интеллектуальная собственность (нематериальные активы);
  3. дебиторская и кредиторская задолженность предприятия, его коммерческая сеть, филиалы, система управления.

Программа финансового оздоровления предусматривает разработку и осуществление существенных изменений в деятельности компании, которые позволят повысить уровень платежной дисциплины: это может быть диверсификация поставщиков или покупателей, перепрофилирование бизнеса на производство другой продукции, договоренности о реструктуризации долгов и т.д.

Суть процесса

Финансовое оздоровление (в дальнейшем – ФО) производится типовым образом. Схема проведения утверждена документом Министерства торговли и экономики России. ФО предоставляет возможность исправить и стабилизировать финансовую и экономическую сферу.

В случаях, когда объем долга по выплатам меньше стоимостного объема активов, банковская гарантия может не понадобиться. Если сумма обязательств выше рыночной стоимости имущества предприятия, потребуется гарантия банкиров на разницу средств. Возможна рассрочка на пять лет с согласованием кредиторов. Принятое решение о ФО требует создания следующих документов:

  • процедурный план ФО;
  • графический план, содержащий точные сроки погашения долгов;
  • протокол встречи;
  • перечень лиц, возбудивших решение о ФО предприятия, организации, фирмы, банка;
  • прочие данные.

Процедура ФО длительная, но по закону не должна превышать строк в два года. Ведущий самой процедуры – административный наблюдатель. По законодательству РФ обеспечение оплаты долга может осуществляться:

  • ипотекой;
  • гарантией банка;
  • обязательством государства;
  • гарантией юридического лица.

Ходатайство о выполнении обязательств могут подавать и третьи лица.

Финансовое оздоровление

Процедура финансового оздоровления при банкротстве

Финансовое оздоровление на сегодняшний день на практике не применяется.

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к предприятию — должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком выплат. Основное назначение данной процедуры сводится к созданию условий для восстановления финансовой устойчивости предприятия — должника за счет средств, представляемых его учредителями, акционерами, участниками, а также заинтересованными третьими лицами. Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более 2 лет.

Инициаторами введения в отношении предприятия-должника процедуры финансового оздоровления могут быть: учредители должника; орган, уполномоченный собственником имущества должника – унитарного предприятия; третье лицо (лица).
Ходатайство о введении финансового оздоровления адресуется первому собранию кредиторов. К ходатайству должен прилагаться ряд документов: план финансового оздоровления, график погашения задолженности, протокол общего собрания учредителей (участников) предприятия-должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия. Аналогичные требования установлены и в отношении ходатайства третьего лица о введении финансового оздоровления.

Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов.
Одновременно с вынесением определения о введении процедуры арбитражный суд утверждает административного управляющего.
Общий срок процедур санации (финансового оздоровления и внешнего управления) – не более 2 лет.

Без согласия собрания кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение для исполнения должником обязательств перед кредиторами, должник не вправе принимать решение о своей реорганизации. Ряд действий органы управления предприятия-должника должны согласовывать с административным управляющим.

Административный управляющий в процессе финансового оздоровления обязан: вести реестр требований кредиторов; созывать собрания кредиторов; предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.

План финансового оздоровления должен включать в себя положения, касающиеся общей характеристики должника, источников получения средств должником, иных мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности его хозяйственной деятельности.

Эти мероприятия могут носить следующий характер:

— экономический (ликвидация убыточных производств, перепрофилирование производства, продажа части имущества);
— организационно-управленческий (выбор наиболее оптимальной модели управления, привлечение профессиональных менеджеров-управленцев);
— финансовый (определение источников финансирования, форм инвестиций, направлений использования полученных средств);
— информационный (дополнительная реклама о выпускаемой продукции; определение преимуществ, которые получают потребители этой продукции, ожидаемый спрос на продукцию)

Содержание плана финансового оздоровления должно соответствовать графику погашения задолженности, который подписывается представителем учредителей (участников) должника и лицом, предоставившим обеспечение. График погашения задолженности должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр.

Финансовое оздоровление может быть окончено досрочно в случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

1. определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
2. определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
3. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Двойной контроль в ходе финансового оздоровления

Введение финансового оздоровления серьезно ограничивает и самостоятельность должника. Для непосредственного контроля
за его действиями суд назначает административного управляющего. Однако, кроме него, сделки должника согласовывает
еще и собрание кредиторов, а также лица, предоставившие обеспечение. В результате руководство компании подпадает под
двойной (и даже тройной) контроль. В частности, закон требует согласия кредиторов на приобретение и отчуждение
имущества должника балансовой стоимостью более 5% от стоимости его активов. В то же время и административный
управляющий должен давать свое согласие на любую сделку, связанную с приобретением или отчуждением имущества
должника независимо от его стоимости (ст. 82 закона о несостоятельности). 

Далее, та же статья требует согласовывать с управляющим получение должником всех займов или кредитов. А если
обязательства банкрота после введения финансового оздоровления превысят 20% от суммы требований реестровых
кредиторов, то все остальные сделки (в том числе и получение кредитов) должны совершаться исключительно с согласия
собрания кредиторов.

В таких условиях управление должником теряет свою эффективность. Более того, зачастую возникают трения между всеми
участниками процедуры. Например, третьи лица, предоставившие обеспечение обязательств, выражают недовольство
действиями административного управляющего и требуют отстранить его от исполнения обязанностей (постановление
Тринадцатого апелляционного суда по делу №А42 — 10512/2015 — 24 от 30.08.2018 года). И их можно понять. Они рискуют
своим имуществом и деньгами, а управляющий вставляет палки в колеса управления и действует крайне неэффективно.

Понятно, что подобный двойной контроль и трения между участниками процедуры резко осложняет оперативное управление
нестабильной компаний и делает финансовое оздоровление обузой для учредителей и руководителей должника.

Поэтапная последовательность мероприятий

Открытие конкурсного производства — это завершающая часть процедуры банкротства. Оно вводится сроком на полгода. На этой стадии предприятием руководит внешний арбитражный управляющий. Под его контролем проводятся все финансовые операции.

На закупки сырья, материалов и комплектующих изделий вводятся ограничения или они полностью отменяются. Разрешаются только текущие и эксплуатационные платежи. Это позволяет «законсервировать» конкурсную массу и не допустить забалансового выведения ценных активов.

Управляющий имеет полномочия на увольнение работников в соответствии с законодательством РФ. Он же проводит торги посредством публичного предложения (аукционы).

В завершение конкурсного производства фирма-банкрот ликвидируется.

Юридические аспекты КП регулируются несколькими правовыми актами:

  • Федеральные законы 127-ФЗ, 40-ФЗ и 129-ФЗ.
  • Постановление Конституционного суда РФ №1-П.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации.
  • Другие нормативно-правовые документы, касающиеся процедур, связанных с признанием финансовой несостоятельности.

Принятия судебного решения влечет за собой многие юридические последствия введения конкурсного производства (КП):

  • Прекращение начисления штрафных финансовых санкций (неустоек, пени и т. д.).
  • Временное ограничение предъявления претензий к должнику. Срок не может превышать двух месяцев от даты начала конкурсного производства.
  • Требование о неразглашении коммерческой тайны предприятия-банкрота завершается с даты начала КП.
  • Вся действующая документация предприятия изымается судебными приставами и передается конкурсному управляющему.
  • С арестованного имущества и заблокированных банковских счетов снимается обременение.
  • Полномочия руководителя полностью передаются конкурсному управляющему.
  • Лицензии и другие разрешительные документы, полученные банкротом ранее, утрачивают юридическую силу.
  • Регистрация субъекта хозяйствования в ЕГРЮЛ аннулируется.

Теперь подробнее о последовательности проведения конкурсного производства.

Производится инициация процедуры. Основанием открытия является решение суда. Условия введения – выявленные на этапе наблюдения признаки несостоятельности и отсутствие результатов внешнего управления.

Территориальное подразделение ФНС извещается о начале КП заявлением в виде заполненного стандартного бланка.

В СМИ публикуются объявления о приеме кредиторских требований и о том, сколько длится составление реестра задолженностей.

Составляется реестр активов банкрота (формируется конкурсная масса), разыскиваются недостающие балансовые активы, проводится оценка дебиторской задолженности и ее взыскание, процедуры по заключению контрактов приостанавливаются. Заключенные сомнительные сделки анализируются на предмет оспаривания.

На предъявление кредиторских требований вводится временный мораторий.

В процессе формирования реестра кредиторов определяется приоритетность выплаты долгов на основе действующего законодательства.

Управляющий издает приказ о начале формирования конкурсной комиссии. Ей поручается инвентаризация имущества должника. Заключительный акт утверждается арбитражным управляющим.

На следующем этапе проводится предварительная оценка имущества должника. В процессе экспертизы участвуют привлеченные специалисты в области использования активов. Срок проведения инвентаризации – три месяца (продлевается судом по заявлению конкурсного управляющего при большом количестве активов).

Оценка залогового имущества ведется отдельно, так как в конкурсную массу оно не включается и служит обеспечением по кредитным договорам.

Собственность банкрота реализуется на аукционе. Признание торгов недействительными в конкурсном производстве возможно при поступлении обоснованных жалоб со стороны должника или кредиторов – за этим следит антимонопольный комитет.

Управляющий формирует отчет о результатах КП и предоставляет его суду.

Подается ходатайство о завершении производства (образец).

Предприятие ликвидируется ФНС на основании решения суда, что находит отражение в ЕГРЮЛ. Изменение способа исполнения решения суда на этом этапе уже невозможно.

Другие последствия завершения КП касаются реализации ликвидной собственности, аккумулированной в конкурсную массу в срок инвентаризации имущества. Порядок проведения аукционов (в т. ч. срок оспаривания торгов) регламентируется статьей 139 127-ФЗ.

Впрочем, это уже другая, отдельная тема.

Порядок назначения арбитражного управляющего

Последовательность действий, выполняемых при назначении управляющего на сопровождение конкретного дела о банкротстве, определена положениями ст. 45 закона 127-ФЗ:

  • заявитель инициирует возбуждение дела о банкротстве посредством подачи в суд соответствующего заявления: в нем может быть указана кандидатура определенного управляющего или же наименование и адрес СРО, из состава которой он может быть выбран (п. 1);
  • в течение 9 дней с момента принятия заявления арбитражным судом выбранная СРО направляет в адрес арбитражного суда, заявителя и должника информацию о соответствии управляющего установленным законодателем критериям (п. 4);
  • если выбранный управляющий отвечает заданным критериям, суд утверждает предложенную кандидатуру (п. 5);
  • в том случае, если в течение 14 дней с момента получения определения, вынесенного судом, СРО не представит в суд запрашиваемую информацию о выбранном управляющем, рассмотрение дела будет отложено на 30 дней (п. 7);
  • если в течение 3 месяцев с момента, когда управляющий должен быть утвержден, его кандидатура не будет выдвинута, суд прекращает исполнение производства по полученному заявлению (п. 9).

Куда следует обращаться

Существует два варианта назначения арбитражных управляющих:

Показатели Описание
АУ назначается судом на основании списка специалистов из зарегистрированного в судебном органе СРО
Кандидатуру арбитражного управляющего предлагает инициатор банкротства непосредственно должник или его кредитор (кредиторы)

Суд может отклонить ходатайство истца и заменить предложенную кандидатуру управляющего другой кандидатурой из реестра арбитражных управляющих РФ.

В судебных документах отражается не только полное имя управляющего, но и номер его регистрации согласно реестру, а также ИНН.

Если кандидатуры арбитражного управляющего утверждена судом, он может приступать к исполнению своих должностных обязанностей согласно тому или иному этапу банкротства.

Чем отличается внешнее управление от реабилитационной санации

Особенности более жесткой меры, принятой судом в отношении неплательщика:

  1. Отстраняются все руководители компании и их функции передаются внешнему управляющему.
  2. Составляется план таким образом, чтобы проводимые мероприятия привели к отсутствию долгов перед кредиторами.

Мы рассказали вам о видах финансового оздоровления, предусмотренных законом о несостоятельности. Воспользовавшись данной грамотной стратегией, вы сможете сохранить свою компанию и вывести ее из тяжелого состояния. 100 процентную гарантию успешного окончания дела вы получите, если будете сотрудничать с компетентной юридической компанией, как пример, «Форма Права», знающей тонкости и нюансы юриспруденции.

В каком случае и когда проводится мероприятие

Решение вопроса данным методом возможно, если существует хотя бы малейший шанс на спасение предприятия, восстановление его платежеспособности и вероятность погашения задолженностей по установленному графику. К этому моменту субъект, имеющий долги, не получает статуса банкрота, а признаки несостоятельности по ходу дела вполне преодолимы. Ключевая отличительная черта операции состоит в том, что полномочия руководителя сохраняются и он также выполняет все возложенные на него руководительские функции, хотя и под наблюдением АУ.

Банкротство физических лиц

от 5000 руб/месяцПодробнее Услуги кредитного юриста

от 3000 рубПодробнее Юридическая помощь должникам

от 3000 рубПодробнее Списание долгов по кредитам

от 5000 руб/месяцПодробнее Инициаторами введения реабилитирующей санации могут стать:

  1. один кредитор или группа организаций, которые давали субсидии под проценты (после совместно проведенного первого собрания);
  2. сам должник;
  3. учредители;
  4. отдельный собственник;
  5. третьи лица, заинтересованные в положительном исходе мероприятия.

Одновременно с рассмотрением ходатайства высший орган власти назначает административного управляющего. Он имеет право некоторое время вести наблюдение за трудовой деятельностью (период зависит от конкретной ситуации), изучать документацию (баланс предприятия, выписки из счетов, договора, соглашения, фактуры, акты приемок и отгрузок товара, отчет о прибыли с указанием убытков, документы о долговых обязательствах и т.д.). Уже по результатам исследования принимается или отклоняется предложенный общим собранием кредиторов план спасения предприятия, где будет расписан график погашения задолженностей.

Основной целью процедуры финансового оздоровления является создание адекватных условий для восстановления материальной устойчивости компании, находящейся в затруднительном положении за счет вливания средств учредителей, акционеров, иных участников, а также заинтересованных третьих лиц. Без их согласия должник не имеет права проводить свою реорганизацию, а ряд действий орган управления предприятия должен согласовывать с назначенным судом АУ.

Первоочередной задачей административного управляющего становится решение проблемы с долгами (покрытие перед кредиторами). Только после этого он способствует созданию условий для того, чтобы показатель прибыльности вышел на докризисные значения. В этом заинтересован сам должник, так как принятые меры смогут сохранить его место на российском рынке, а может и за рубежом страны.

Прочитать Что такое рефинансирование кредита простыми словами

Пути финансового оздоровления

Финансовое оздоровление направлено на погашение кредиторской задолженности юридического лица и реанимирование его платежеспособности. Выбор возможных путей финансового оздоровления для преодоления кризисной ситуации зависит от результатов наблюдения и специфики работы организации.

Причины несостоятельности организации — это взаимодействие внешних и внутренних факторов.

Причины несостоятельности юридического лица

Внешние факторы Внутренние факторы
Изменения в законодательстве Некомпетентность руководства
Спад экономики, инфляция, рост цен на сырье и оборудование Большой управленческий аппарат
“Цепное” банкротство ( организация становится банкротом из-за несостоятельности своих партнеров) Высокая дебиторская задолженность
Политическая ситуация в стране Неэффективная инвестиционная политика
Увеличение числа конкурентов Открытие дополнительных филиалов
Снижение покупательской способности потребителя Износ техники и снижение производительности
Изменение покупательских предпочтений Отсутствие сбытовой стратегии и маркетинга

Доля всех процедур банкротства начинается именно из-за внутренних проблем организации, потому помимо пути погашения имеющихся задолженностей для избежания финансового кризиса в будущем, необходимо разработать мероприятия по устранению внутренних факторов. К первостепенным мероприятиям относятся:

  • смена руководящего состава;
  • сокращение штата;
  • перераспределение обязанностей;
  • ликвидация подразделений и неликвидных производств;
  • разработка системы сбыта и маркетинга;
  • снижение расходов;
  • снижение дебиторской задолженности.

Пути финансового оздоровления для конкретного должника и способ погашения текущей задолженности подробно изложен в плане административного управляющгео юридического лица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector