44-фз: возможно ли изменить срок исполнения контракта на более поздний из-за «коронавирусных» ограничений и какими документами обосновать это?

Содержание:

Суть документа

Допсоглашение — это письменное решение сторон изменить действующие договоренности. Ключевое назначение документа — скорректировать существенные положения контракта либо полностью их прекратить или разорвать. Однако Гражданский кодекс РФ не содержит конкретного определения данного термина. Несмотря на это, многочисленные нормативные акты содержат упоминания о данной категории документации.

Так как допсоглашение направлено на изменение положений первоначального соглашения, следовательно, на порядок его составления распространяются правила о сделках и обязательствах (ст. 153, 420, 450 ГК РФ). Таким образом, допсоглашение определяется по трем ключевым признакам:

  1. Заключается только к действующему соглашению. Простыми словами, оформить дополнительное соглашение о продлении срока действия договора по уже «закрытому» контракту никак нельзя. Продлить можно только действующий документ. Если же контракт уже прекратил свое действие, придется заключать новый госконтракт, составлять допсоглашение в таком случае бессмысленно.
  2. Признается недействительным, если составлен к недействительному контракту. Итак, если первоначальный контракт был признан недействительным, причем независимо от причин, составление дополнительного соглашения не наделяет его правовыми основаниями. Однако если допдоговор признают недействительным, то на положения основного контракта это обстоятельство не распространяется.
  3. Документ корректирует только те условия и договоренности, которые в нем описаны. Иными словами, с момента вступления в силу допсоглашения начинают действовать новые положения, но только в отношении обстоятельств, которые были оговорены в новом документе. А вот условия, которые не были скорректированы, продолжают свое действие в старом, первоначальном порядке. Например, допсоглашение о продлении срока действия договора корректирует только сроки, а вот порядок расчетов и правила определения стоимости контракта не изменяются, так как таких коррективов не было внесено в допдоговор.

Обратите внимание, что сам документ признается сделкой, но в то же время является неотъемлемой частью первоначального контракта. Также следует учитывать, что при наличии дополнительного соглашения оно будет действовать на протяжении всего срока действия первоначального контракта

Например, если к основному контракту был заключен допник, который изменял порядок расчетов, то при продлении срока действия основного соглашения дополнительное также будет действовать весь срок.

5-е изменение: Изменены условия авансирования контрактов федеральными заказчиками

Суть изменений:

С 1 января 2021 года заказчики федерального уровня обязаны включать в условия контрактов, предусматривающих аванс, порядок расчета последующих платежей.

Это связано с тем, что начала действовать новая редакция абз. 1 подп. «а» п. 18 Положения мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утверждённого постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2021 г. № 1496.

В частности, в соответствии с изменениями заказчики федерального уровня, являющиеся получателями средств федерального бюджета, вправе предусматривать в контрактах последующие платежи в размере, не превышающем разницу между:

— стоимостью фактически исполненного по контракту и общей суммой ранее выплаченного аванса (если контрактом не предусмотрены этапы);

— суммой, рассчитанной как произведение размера аванса в процентном выражении и стоимости фактически исполненного по контракту (если контракт содержит этапы, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают).

При этом предельные размеры авансовых платежей установлены в том же п. 18 Положения мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утверждённого постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. № 1496.

Практические последствия:

Рекомендации по оформлению

Для оформления дополнительного соглашения к договору поставки берется типовой бланк.

При правильном оформлении дополнения прописывается, какие пункты первичного документа будут отменены, и вводится обновленная информация. Как только стороны подпишут бумагу, эти условия обретут юридическую силу.

Своевременное подписание дополнения позволяет приспособить условия работы к изменившимся обстоятельствам

При подготовке документа важно четко и однозначно указать на корректировки, чтобы предотвратить двоякое толкование. Когда условия согласованы и форма заполнена грамотно, работа продолжается без заминок

Порядок действий

Если заказчик поменял цену контракта уже после его заключения, то вносить поправки в план-график не нужно. Такие правки вносятся только до начала закупочной процедуры или подписания контракта с единственным поставщиком. На это указано в требованиях, утвержденных Постановлением Правительства от 2020 года №554 и в ч. 8 ст. 16 44-ФЗ.

Для внесения изменений в сведения о контракте в ЕИС нужно придерживаться следующего порядка действий:

  1. Перейти в личном кабинете в реестр контрактов.
  2. Перейти во вкладку «Исполнение» и выбрать опцию «Внести изменения».
  3. В блоке с типом изменений во вкладке «Общая информация» указать сведения об изменениях контракта, в частности, цены.
  4. Заполнить поле «Основание для изменений».
  5. Заполнить все остальные данные и сохранить правки.

Условия изменения контракта

Согласно нормам ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:1. Если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

  • а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных им количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
  • б) при увеличении по предложению заказчика предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги не более чем на 10% или уменьшении предусмотренных контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить его цену, исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в нем количество такого товара.

2. Если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд, для обеспечения нужд субъекта РФ, на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены соответственно на основании решения Правительства РФ, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.3. Если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации.4. Изменение в соответствии с законодательством РФ регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги.Аналогичные причины изменения условий контракта предусмотрены и Законом о размещении заказа.

Какие последствия может иметь расторжение контракта по взаимному согласию

1. В случае, если у Исполнителя нет возможности выполнить взятые на себя обязательства по непредвиденным и независящих от него причинам.

2. Заказчик не нуждается больше в данной закупке.

3. Выполнить обязательства по договору нет возможности из-за сторонних факторов.

4. В случае если Заказчиком не был выбран весь заявленный объем работы, а действие договора уже истекло.

5. Исполнитель утратил возможность выполнения контракта во время, а Заказчиком было принято решение отказаться от договора.

Возможность прекращения договорных обязательств при обоюдном согласии может осуществляться только при наличии достаточно серьезных обстоятельств, это правило предусматривается в 451 статье Гражданского Кодекса России. Значимыми ситуациями признаются только такие случаи при обнаружении которых до заключения сделки, она бы вовсе не была бы подписана.

Нужна помощь в расторжении контракта?

         Работая с нами вы получаете грамотную консультацию специалистов по всем вопросам! Проконсультируйся сейчас — бесплатно!

Обратиться к специалистам

Последствий при расторжении договорных обязательств регламентирует 453 статья ГК РФ. Результатом данной процедуры является отсутствие претензий у обеих сторон, а все взятые обязательства прекращают свое действие.

Заказчик не вправе передавать сведения о поставщике в РНП в случае прекращения договорных обязательств по обоюдному согласию.  Требовать возврата уже исполненных обязательств стороны не могут.

Разрыв контрактных обязательств является самым предпочтительным вариантом событий. Данный процесс не может повлечь за собой негативные последствия ни для одной из сторон. В случае, если у одной из сторон не получено согласие на разрыв договора таким методом, единственный вариант — обращение в суд, но в этом случае придется доказать невозможность выполнения обязательств по договору.

Существенные условия по 44-ФЗ

Существенные условия в контракте – это пункты, посвященные наиболее значимым моментам: продукции, ее стоимости, срокам, ответственности сторон и т.д. Они составляют суть того, о чем договорились заказчик с поставщиком, и должны присутствовать в каждом контракте – без них документ считается недействительным.

Виды существенных условий

Контракт по 44-ФЗ должен содержать положения из нескольких источников: извещения о закупке, тендерной документации, заявки и финального предложения победителя. К существенной информации относится:

  • Сведения об объекте поставки: его наименование, описание, количество, адрес доставки, необходимость сборки, пусконаладочных работ, гарантии.
  • Сроки исполнения всех этапов контракта.
  • Описание процедуры приемки.
  • Формула расчета начальной максимальной цены, источник поступления денег, порядок оплаты, размер обеспечения.
  • Ответственность за неисполнение обязательств.
  • Возможность одностороннего расторжения.

Гражданский кодекс предусматривает включение в число существенных тех условий, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон. То есть заказчик и исполнитель добавляют в перечень те пункты, которые для них являются существенными. Например, заказчик может потребовать привлечение СМП на субподряд для выполнения годовых норм.

Составление особых видов договоров регулируется специальными подзаконными актами. Так, ПП №636 описывает содержание энергосервисного контракта, ПП №563 – сделок по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию капитальных объектов.

Можно ли корректировать существенные условия

  1. До начала торгов изменению подлежат любые условия предложенного заказчиком проекта контракта.
  2. После подведения итогов победитель обязан подписать контракт, сформированный в точном соответствии с тендерной документацией и собственным ценовым предложением. Редактировать какие-либо пункты в этот момент запрещено, даже если обе стороны согласны.
  3. Изменение положений договора во время его исполнения возможно по причинам, перечисленным в статье 95 закона 44-ФЗ. Например:
  • Если это предусмотрено в тексте самого документа, а в случае закупки у единственного поставщика: — при снижении стоимости с сохранением качества и объемов поставки; — при варьировании объемов поставки в пределах 10% с пропорциональной коррекцией оплаты.
  • Если стоимость меняется по независящим от сторон причинам.
  • При изменении цены единицы продукции согласно обновленным тарифам на регулируемые услуги.
  • При урезании оплаты по контракту в связи с корректировкой бюджета.

Все изменения вносятся по согласованию сторон и оформляются допсоглашением.

Нарушение существенных условий

Ненадлежащее исполнение обязательств по контракту заказчиком или исполнителем в крайнем случае приводит к его расторжению в одностороннем порядке или через суд. Для поставщика это опасно не только потерей заказа, штрафами, но и попаданием в список РНП.

Если условия договора нарушает заказчик (не платит или не торопится с приемкой), направьте ему официальную претензию способом, который позволяет подтвердить факт получения письма адресатом (например, заказное с уведомлением о вручении).

  • Укажите реквизиты: ваши, заказчика, контракта.
  • Изложите суть нарушений с конкретными фактами, доказательствами, приложите документы.
  • Уведомьте о своем намерении обратиться в суд, если заказчик не исполнит требования в определенный вами период времени.
  • Приведите расчет пени и штрафа за образовавшуюся неустойку. Их размер рассчитывается на основании ПП №1042. Пеня составляет 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Штраф зависит от суммы договора.

Для поставщиков

Размер штрафа, процент от цены контракта Цена контракта, миллионов рублей
10 менее 3
5 3-50
1 50-100
0,5 100-500
0,4 500-1000
0,3 1000-2000
0,25 2000-5000
0,2 5000-10000
0,1 более 10 000

На сайте Синапс вы всегда сможете найти актуальные и завершенные государственные закупки по 44-ФЗ, а также заказать рассылку интересующих вас тендеров.

Возможно ли продление срока

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что продлить контракт по 44-ФЗ достаточно проблематично и возможно только при определенных обстоятельствах. Даже если возникают непредвиденные обстоятельства, делающие невозможным его исполнение, закон жестко ограничивает стороны и всячески вынуждает их расторгнуть контракт и начать процедуру новой закупки.

Это связано с тем, что базовым принципом закона 44-ФЗ является конкурентная закупка. Изменение условий отношений по контракту, в т.ч. его пролонгация, этому принципу противоречат. Если бы такого запрета не было, многие заказчики, вместо того, чтобы проводить новую закупку, продляли бы прежние контракты с устраивающими их поставщиками.

Но все же исключение из этого правила есть. В связи с распространением коронавирусной инфекции в апреле 2020 года был принят закон 124-ФЗ, которой изложил в новой редакции часть 65 ст. 112 44-ФЗ, и разрешил продлять срок контрактов в 2020 году. Рассмотрим при каких условиях и как это можно сделать.

Если ограничительные меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции привели к неисполнению обязательств по контракту, законодатель разрешил изменить сроки его исполнения

Условия продления срока контрактов в 2020 году

Внесенные поправки разрешают пролонгировать срок исполнения контракта по соглашению сторон при условии, что обязательства не были выполнены из-за распространения коронавирусной инфекции и / или ограничительных мер, введенных властями в связи с этим. Чтобы продлить контракт, необходимо предоставить:

  • письменное обоснование переноса сроков контракта;
  • решение Правительства РФ, правительства субъекта федерации, администрации муниципального образования;
  • документ, подтверждающий перечисление на счет заказчика дополнительного обеспечения, если из-за продления сроков, изменяются условия обеспечения.

Перенос срока оформляется в виде дополнительного соглашения. В нем проставляются новые даты исполнения обязательств, уточненные условия обеспечения. Документ подписывается сторонами и публикуется в ЕИС в реестре контрактов.

Продление контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Часто вопрос пролонгации контрактов возникает при закупках у единственного поставщика, в частности, если предметом закупки являются:

  • товары / работы / услуги, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий;
  • коммунальные услуги по водо-, газо-, теплоснабжению и т. п.;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • услуги и работы по техобслуживанию зданий и оборудования;
  • услуги по энергоснабжению и т. п.

В таких контрактах из года в год остается один и тот же поставщик, казалось бы, почему нельзя их продлевать? Минэкономразвития России разъясняет невозможность пролонгации тем, что согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ контракты заключаются в соответствии с планом-графиком, который составляется после того, как заказчику были доведены лимиты бюджетных обязательств на текущий год.

Таким образом, контракты закупки, в том числе у единственного поставщика, заключаются, исходя из выделенных лимитов, на определенный срок и не могут продлеваться автоматически. После окончания срока действия контракта заказчик обязан осуществить новую закупку на следующий период – конкурентную или у единственного поставщика.

Исполнение контракта за пределами установленных сроков

В некоторых случаях закон разрешает выполнить поставщику (исполнителю, подрядчику) взятые на себя обязательства после того, как срок действия контракта закончился. При этом он не продлевается, а выполняется за пределами сроков.

Если просрочка возникла по вине поставщика, заказчик может принять товар / работы / услуги позже, при этом он обязан начислить пеню.

Если же поставщик докажет, что причиной просрочки стали действия самого заказчика или обстоятельства непреодолимой силы, это освободит его от наложения санкций (п. 9 ст. 34 44-ФЗ). К таким обстоятельствам относятся природные и техногенные катастрофы, войны, революции, стихийные бедствия. Подобный форс-мажор необходимо подкрепить документально, например справкой из МЧС, ТПП РФ.

Суть пролонгации

Пролонгация, в том числе автоматическая, зачастую предусматривается в соглашениях на поставку товаров и услуг, которые нужны потребителю постоянно. Например, это договор на предоставление доступа в интернет, телефонную связь, поставку электроэнергии, водоснабжение. Эта возможность очень удобна, ведь после окончания срока, на который заключался договор, как правило, у потребителя сохраняется необходимость получать упомянутые товары или услуги и далее. Поэтому нет смысла ежегодно заключать такое соглашение заново.

Для этого в договор включается условие о том, что он считается продленным на следующий год при отсутствии заявления о его расторжении от одной из сторон. Таким образом, если покупатель или поставщик захочет выйти из договора, он должен направить второй стороне упомянутое заявление.

Письмо Минфина России от 2 июня 2020 г. N 24-03-08/47181 Об особенностях изменения условий контракта

7 августа 2020

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части изменения условий контракта, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем, в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению.

При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.

На основании изложенного, возможность изменения предмета контракта путем заключения дополнительного соглашения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Заключение контракта

Итак, итоговый протокол опубликован в ЕИС. Через 10 дней (не ранее) контракт может быть заключен (ч. 9 ст. 83.2).

В течение 5 дней после публикации итогового протокола в ЕИС заказчик направляет в ЕИС и на ЭТП неподписанный проект договора.

После этого в течение 5 дней исполнитель подписывает проект контракта электронной подписью и размещает его в ЕИС вместе с подтверждением оплаты ОИК.

Однако при возникновении разногласий по проекту договора, победитель размещает в ЕИС подписанный электронной подписью протокол разногласий. В протоколе разногласий он отражает свои замечания по положениям контракта, ссылаясь на соответствующие пункты.

У заказчика есть 3 рабочих дня, чтобы учесть замечания и доработать проект контракта, либо повторно опубликовать его в ЕИС. При этом заказчик готовит отдельный документ с указанием причин отказа.

После размещения в ЕИС доработанного проекта контракта или исходного проекта с отдельным документом о причинах отказа, победитель в течение 3 рабочих дней размещает в ЕИС подписанный проект контракта и подтверждение перечисления ОИК.

В течение 3 рабочих дней заказчик подписывает электронной подписью контракт и размещает его в ЕИС. После этого контракт будет заключен.

Когда победитель ЭА считается уклонившимся от заключения контракта:

  1. В назначенные сроки победитель не подписал проект контракта (ст. 83.2 44-ФЗ);
  2. Победитель не направил заказчику протокол разногласий в течение 5 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта;
  3. Победитель не выполнил антидемпинговые требования согласно ст. 37 44-ФЗ (в случае снижения цены контракта на 25% и более от НМЦК).

Антидемпинговые требования

Если участник победил в электронном аукционе, предложив цену сниженную на 25% и более от НМЦК, то он должен предоставить:

  • ОИК в соответствии с ч. 1 ст. 37 44-ФЗ (если НМЦК более 15 млн. руб.); ОИК в соответствии с ч. 1 ст. 37 44ФЗ или информацию, указанную в ч. 2 ст. 37 44-ФЗ, с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в закупочной документации (если НМЦК не превышает 15 млн. руб.);
  • обоснование цены контракта согласно ч. 9 ст. 37 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения.

Таким образом, участие в электронном аукционе имеет свои особенности. В сложностях и нюансах следует тщательно разобраться, еще раз внимательно полистать 44-ФЗ. Надеемся, что статья была полезной не только для новичков, но и для опытных поставщиков, а наши советы помогут избежать ошибок и уменьшат риски вашего участия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector