Обеспечение исполнения контракта по 44-фз

Формы обеспечения

Законом предусмотрены два способа внесения обеспечения; денежными средствами либо в виде гарантии банка (рассчитать стоимость). Форма обеспечения выбирается участником, поэтому он должен принять одно из решений: обеспечить изъятие из своего оборота приличной денежной суммы либо обратиться в банк, чтобы получить гарантию. Следует понимать, что выдачу гарантий банк осуществляет за деньги. Поэтому прежде чем туда обратиться, сделайте расчет, чтобы знать, какой из вариантов будет выгоднее – получение гарантии банка или внесение обеспечительного платежа денежными средствами.

При выборе формы обеспечения, помимо причин экономического характера, есть ограничения, установленные законом. Так, на электронных аукционах обеспечение заявки предусмотрено исключительно денежными средствами. Это можно объяснить спецификой электронных торгов и деятельностью ЭТП.

Размер обеспечения

Величина обеспечения исполнения контракта может составлять от 5 до 30% от НМЦК. Такая цена должны быть указана в извещении об осуществлении закупочной деятельности. Указанный диапазон суммы обеспечения устанавливается при цене контракта до 50 млн р.

При этом ему следует учитывать, что при наличии авансирования по контракту величина обеспечения приравнивается к авансу, даже если аванс превышает 30% от НМЦК.

Случаи увеличения

При внесении обеспечения исполнения контракта участники могут столкнуться с применением к ним антидемпинговых мероприятий. В таком случае им предстоит внести обеспечения контракта в повышенном размере.

Антидемпинговые меры применяются в случае, если цена товара, работы и услуги в ходе тендера упала на 25% и более от НМЦК. Участник закупки, который стал победителем, должен предоставить обеспечение в размере, в 1,5 раза превышающем сумму стандартного обеспечения. Такое требование установлено в ст. 37 44-ФЗ.

Приведем пример. НМЦК по закупке в форме конкурса составила 1 млн р. В ходе закупки наилучшее предложение сделал участник с ценой 600 тыс. р. Данная цена меньше НМЦК на 40%, следовательно, на победителя распространяются антидемпинговые меры. Заказчик установил требование об обеспечении контракта в размере 20% от НМЦК. Это значит, что победитель должен будет обеспечить контракт на сумму 300 тыс. р. (1000000 * 20% * 1,5).

На практике встречаются ситуации, что сумма повышенного обеспечение превышает цену контракта.

Случаи уменьшения

В ряде случаев у участников есть возможность внесения обеспечения контракта в уменьшенном размере. Так, при внесении обеспечения в рамках антидемпинговых мероприятий при цене контракта до 15 млн р. участник вправе не вносить обеспечение в повышенном размере, если ему удастся доказать свою добросовестность. Для этого заказчику необходимо подтвердить факт успешного исполнения как минимум трех аналогичных контрактов за последние три года и предоставить выписку из реестра контрактов. При документальном подтверждении своей добросовестности поставщик может внести обеспечение в стандартном размере.

На основании новой части 8.1 в статье 96 44-ФЗ, которая вступила в силу с июля 2020 года, представители СМП и СОНКО могут быть освобождены от внесения обеспечения. Для этого они должны предоставить сведения о подписанных трех контрактах за последние три года. Такие контракты должны быть успешно реализованы и не предполагать применение неустоек к заказчику в виде штрафов и пени. Сумма цен контрактов не может быть менее НМЦК, прописанной в извещении о закупке.

Определимые условия

Существенные условия не обязательно прописывать в тексте договора. Достаточно указать алгоритм их определения. 

Примером служит рамочный договор на поставку. Количество товаров напрямую не указывается, но будет установлено позднее в спецификациях. Ст. 465 ГК РФ «Количество товара». Определённые таким образом существенные условия суд примет. Договор признает заключённым. 

Законодатель позволяет не указывать в соглашении значимые характеристики, если есть способ их определения.

Обязательные реквизиты

Если договор не объясняет суть отношений, по нему нельзя работать. Это понятно. А как быть, если ошибка вкралась в реквизиты. Насколько это критично. Выживет ли договор в суде, если один из реквизитов пропущен или неверен.

Реквизиты договора – это тип, номер, дата заключения, преамбула, предмет, срок, расчётный счёт и другие реквизиты контрагентов, подписи и печати. 

Предмет договора, как мы выяснили, – обязательный реквизит. Он входит в перечень существенных условий. Что до остальных реквизитов, их отсутствие не фатально. Договор будет признан заключённым. Убедимся в этом, пройдя по списку.

Тип договора

С этим реквизитом чаще всего происходит путаница. Например, договор назван «купли-продажи», а по факту имущество сдаётся в аренду. Судьи уже привыкли самостоятельно определять тип. Квалифицируют соглашение как договор аренды и применяют в ходе разбирательства соответствующие нормы. 

Если тип указан неверно или вовсе пропущен, для арбитража это не проблема.

Номер

Номер нужен для удобства компании. Упрощает ведение документооборота и контроль. Если с контрагентом заключается несколько договоров одной датой, без номера их легко перепутать. Полезный, но не обязательный реквизит.

Дата заключения

Забыли прописать дату – на помощь приходит ст. 433 ГК РФ «Момент заключения договора». Стоит дата в шапке или нет, договор будет заключённым с момента получения акцепта. 

Если договор подписывается лично, то получением акцепта считается дата подписания. При использовании электронной подписи – дата получения оферентом подписанного соглашения.

Преамбула

Преамбула – это традиция. Правовая традиция в России. 

Все наши договоры начинаются одинаково. Я, такой-то, и мой контрагент, такой-то, а вместе мы стороны, заключили договор о нижеследующем. 

Следовать традиции или не следовать – ваше право. Но не обязанность.

Срок действия

Для договора подряда сроки начала и окончания выполнения работ прописываются. Ст. 708 ГК РФ «Сроки выполнения работ»

Для других типов отсутствие срока не критично. Договор прекращается с исполнением сторонами принятых обязательств. Ст. 408 ГК РФ «Прекращение обязательства исполнением».

Банковские реквизиты

Расчётный счёт обычно указывают. Иначе не получишь оплату. Если счёт изменяется, реквизиты уточняются дополнительным письмом. 

Но должник имеет возможность исполнить обязательства даже в случае отсутствия банковских реквизитов кредитора. Он вносит средства на депозит нотариуса. Суд признаёт такие действия добросовестными, обязательства исполненными.

Реквизиты организации

Речь идёт об ИНН, ОГРН, адресе. Законодатель не обязывает стороны указывать реквизиты организации в договоре, хотя они служат для идентификации юридического лица. Участники сделки должны самостоятельно проверять надёжность контрагентов, руководствуясь принципом должной осмотрительности.

Подписи и печати

Письменная форма сделки требует подписи уполномоченного лица. Однако для экономии времени компании применяют факсимильную подпись. Ст. 160 ГК РФ «Письменная форма сделки».

Использование факсимиле легитимно, когда обе стороны дали на это своё согласие. Оформляется соглашение, в котором подтверждается такая форма подписи для договоров. На все последующие документы можно ставить факсимиле. 

Даже без подписи уполномоченного лица договор в некоторых случаях признаётся действительным. Следует дополнительно упомянуть, что бухгалтерские и налоговые документы подписываются только личной подписью. Использование факсимиле недопустимо. 

Специально опускать или забывать перечисленные выше реквизиты – непрофессионально. Но их отсутствие не делает договор незаключённым. Ведение дела усложняется, но выигрыш вполне возможен.

Получить консультацию по любым вопросам, связанным с юридическим сопровождением бизнеса можно здесь

Рыков Иван

Основатель антикризисной юридической компании «Рыков групп»

Специализации: антикризисное управление и банкротство крупных
предприятий и организаций;
управление проблемными активами; взыскание дебиторской задолженности, деятельность
коллекторов; субсидиарная ответственность по обязательствам должника.

Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% начальной максимальной цене контракта (далее – НМЦК), указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

Возникает вопрос о том, как указывать условие о размере обеспечения – в процентах или твердой денежной сумме? Законодательство не конкретизирует данный вопрос, а, следовательно, полагаем, не будет нарушения, если указать точную сумму обеспечения. Основное условие состоит, чтобы она соответствовала размеру в процентном выражении, что подтверждается практикой региональных УФАС5. Не будет нарушения также в случае, если в извещении, документации о закупке, проекте контракта указать процентную долю НМЦК6.

Уменьшение исполнителем обеспечения на размер выполненных обязательств взамен первоначального допускается в случае, когда государственный (муниципальный) заказчик принял исполнение обязательства в соответствующей части.

В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, приводится пример спора, в рамках которого общество (поставщик) обратилось в суд с иском к учреждению об обязании вернуть денежные средства, предоставленные им в качестве обеспечения и составляющие разницу между суммой первоначального обеспечения и суммой обеспечения, уменьшенной на размер выполненных обязательств. Отклоняя доводы истца и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции отметил, что согласно части 7 статьи 96 Закона № 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

По общему правилу кредитор вправе не принимать исполнение обязательства по частям (статья 311 ГК РФ). Такая обязанность может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства, а также вытекать из обычаев или существа обязательства. В то же время, если кредитор принял исполнение в части, то наступают последствия, связанные с частичным исполнением обязательства.

Таким образом, право на уменьшение размера обеспечения контракта возникает у поставщика (подрядчика, исполнителя) после принятия заказчиком исполнения в части. При этом заказчик не вправе отказаться от обеспечения в новом размере.

В свою очередь, возможность исполнения обязательства по частям должна быть предусмотрена договором (статья 311 ГК РФ).

В рассмотренном деле такая возможность в контракте отсутствовала: поставка оборудования считается совершенной в момент подписания сторонами акта приема-передачи продукции. Ссылка поставщика на обстоятельство, согласно которому условиями договора предусмотрен гарантийный срок, что свидетельствует о возможности исполнения обязательств по частям: в части поставки и в части исполнения гарантийных обязательств, правомерно отклонена судом, который указал, что гарантийные обязательства поставщика являются частью обязательств по договору и договор считается исполненным в случае исполнения сторонами всех своих обязательств, в том числе гарантийных7.

Когда возвращаются средства, внесенные в счет обеспечения. Уменьшение обеспечения исполнения контракта

По общему правилу, предусмотренному ст. 96 закона № 44-ФЗ, после полного и надлежащего исполнения обязательств ОИК должно быть полностью возвращено поставщику. Условие о сроке возврата в контракте является обязательным (ч. 27 ст. 34 закона № 44-ФЗ). Заказчик по своему усмотрению определяет данный срок, однако он ограничен 30 днями с даты полного исполнения заказчиком обязательств, а в случае закупок у малых предпринимателей и некоммерческих организаций социального назначения — 15 днями.

Если конкурс признан несостоявшимся вследствие действия непреодолимой силы или вынесения судебного акта, препятствующего заключению контракта, внесенное ОИК подлежит возврату в течение 5 рабочих дней.

Когда контракт исполняется этапами, при частичном исполнении внесенное ОИК должно быть возвращено пропорционально исполненным обязательствам (пп. 7.1–7.3 ст. 96 закона № 44-ФЗ). В этот момент госзаказчик может поменять способ обеспечения, например предоставить банковскую гарантию вместо денежной суммы.

Для уменьшения обеспечения необходимо соблюдение следующих условий:

  • частичное исполнение должно быть надлежащим, должны отсутствовать претензии и требования об уплате штрафов, неустоек и т. п.;
  • поставщик должен направить госзаказчику всю необходимую информацию об исполнении соответствующего этапа работы;
  • госзаказчик должен принять исполненное по акту.

Обратите внимание! Уменьшение суммы обеспечения при частичном исполнении допустимо, только если возможность исполнения обязательства по частям предусмотрена договором (п. 27 Обзора)

Размер обеспечения исполнения контракта

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ устанавливается стандартно в пределах 5% — 30% от начальной (максимальной) суммы контракта. Однако есть нюансы:

  • Если контрактом предусмотрен аванс, величина  ОИК не может быть меньше размера аванса.
  • Если начальная стоимость более 50 000 000 рублей, то нижний порог обеспечения составляет 10%.
  • Если в процессе торгов произошло снижение стоимости заказа на 25% и более, то исполнитель обязан предоставить обеспечение, в полтора раза превышающее сумму  ОИК, указанную  в контракте.  У исполнителя есть возможность избежать такого повышения, если он представит доказательства своей добросовестности. Доказательства добросовестности берутся из реестра контрактов и предлагаются заказчику при подписании проекта контракта.  Поставщик в течение года, предшествующего дню подачи заявки, должен иметь не менее 3 исполненных контрактов. Если их 3, то все они должны быть исполнены без нарушений. Если их больше, то 75% всех контрактов должны быть исполнены без нарушений, неустоек, штрафных санкций, пени и т.д.  При этом стоимость хотя бы одного из выполненных контрактов должна быть не менее 20% от стоимости контракта, на который подана заявка.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ представлен в таблице:

Стоимость контракта Размер обеспечения
Не более 50 млн. рублей 5% — 30%, но не менее суммы аванса
Более 50 млн. рублей 10% — 30%, но не менее суммы аванса
В результате торгов стоимость сниженане менее чем на 25% 1,5 х ОИК (сумму указанную в контракте), но не менее суммы аванса

Пример 1. Стоимость контракта  60 000 000 рублей с авансом 5 000 000 рублей. Сумма ОИК может быть от 6 000 000 до 18 000 000 рублей.

Пример 2. Контракт на сумму 60 000 000 рублей с авансом 15 000 000 рублей. Требование ОИК может быть от 15 000 000 до 18 000 000 рублей.

Пример 3. Контракт на сумму 60 000 000 рублей с авансом 20 000 000 рублей. Сумма ОИК, требуемая заказчиком  — 20 000 000 рублей.

Пример 4. Начальная сумма контракта 60 000 000 рублей, требуемая сумма ОИК 12 000 000. В процессе торгов стоимость была снижена до 45 000 000. Сумма ОИК, которую должен заплатить исполнитель: 12 000 000 * 1,5 = 18 000 000 рублей.

Пример 5. Начальная сумма контракта 60 000 000 рублей, аванс 20 000 000 рублей. В процессе торгов стоимость  была снижена до 45 000 000. Сумма ОИК, которую должен заплатить исполнитель: 20 000 000 рублей.

Пример 6. Начальная сумма контракта  60 000 000 рублей. В процессе торгов стоимость  была снижена до 45 000 000 рублей. Победитель предоставляет информацию, что в течение предыдущего года он добросовестно выполнил 4 заказа, сумма одного из них составляет 15 000 000 рублей. ОИК для данного поставщика  — 12 000 000 рублей.

Отмена обеспечения. Изменения в 44-ФЗ в 2020 году

Накануне Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», который наделяет кабмин правом вводить режим чрезвычайной ситуации. Среди прочего в законе прописан ряд поправок в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе…», о которых и пойдет речь в данной статье.

Согласно новому закону о ЧС в госзакупках расширен перечень товаров, работ, услуг, которые можно закупать у единственного поставщика, в случаях, когда применение конкурентных способов нецелесообразно из-за затрат времени.

Также в целях реализации мер поддержки малого и среднего бизнеса в связи с распространением коронавирусной инфекции заказчики до 31 декабря 2020 года получили право не включать в документацию об осуществлении закупки требование обеспечения контракта и гарантийных обязательств, если контрактом не предусмотрена выплата аванса. Однако такие правила распространяются только на закупки, проведенные в соответствии со статьей 30 закона 44-ФЗ, а именно: у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций или у организаций, которые по условиям контракта обязаны привлечь на субподряд СПМ или СОНО. Такие меры позволят существенно снизить издержки бизнеса на оформлении банковских гарантий.

Отменены гарантийные обязательства для поставщиков, которые заключили контракт по итогам закупки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 закона 44-ФЗ, если такой поставщик при подписании контракта предоставил информацию, подтверждающую его опыт исполнения госзаказа. Ранее эта норма применялась только к обеспечению исполнения контракта, о чем мы ранее писали в статье «Отмена обеспечения контракта». Порядок освобождения от предоставления обеспечения контракта распространяется и на отмену гарантийных обязательств.

Помимо этого, освобождены от предоставления обеспечения гарантийных обязательств участники, которыми являются казенные учреждения, а также отменены гарантийные обязательства в закупках по предоставлению кредита и банковской гарантии.

Еще один пункт закона о ЧС предусматривает в течение текущего года изменение срока контракта по соглашению сторон, если на его исполнение повлияло распространение новой коронавирусной инфекции, при условии наличия письменного обоснования и после предоставления обеспечения исполнения контракта на новый срок, конечно, если обеспечение было изначально предусмотрено.

Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ о ЧС вступил в законную силу с 1 апреля 2020 года, а это означает, что все изменения начинают действовать с 1 апреля. С полным текстом документа можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации.

Мы считаем, что принятые правительством меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции и по поддержке бизнеса своевременны и дадут положительный результат. В ближайшие дни надеемся увидеть эффект от принятых мер.

Будьте здоровы, берегите себя и своих близких!

Продление сроков из-за коронавируса

До конца 2021 года, учитывая нововведения, в случае необходимости срок исполнения заказа продлевается по соглашению сторон (ч. 65 ст. 112 44-ФЗ). Изменение по этому основанию допустимо при наличии:

  1. Обоснования для изменений и решение органов власти. Например: решение местной администрации о продлении срока исполнения контракта из-за коронавируса.
  2. Обеспечения, которое внесено подрядчиком на счет заказчика.

В ч. 65 ст. 112 ФЗ-44 указано, на какой срок можно продлить исполнение договора из-за пандемии — до конца 2021 года. При внесении изменений проводим пересчет обеспечения, если на это есть необходимость, в сторону увеличения или уменьшения и прописываем новый срок возврата поставщику этих денежных средств. Возврат гарантии, которая была представлена, не проводим. Требовать перечисления денежных средств по этому документу не нужно.

Продление исполнения оформляйте в виде дополнительного соглашения, факт подписания которого отражайте в реестре контрактов.

Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.

Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе Заказчика может привести еще к более серьёзным последствиям — включению информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Согласно ч.4 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей; на юридических лиц — 200 000 рублей.

Согласно ч.5 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

Как вы понимаете, изменение и нарушение условий, указанных в договоре, дело очень серьезное. Поэтому к решению таких вопросов нужно подходить с большой ответственностью.

На каком этапе предоставляется информация о добросовестности?

Все зависит от того, какой способ определения поставщика заказчик использует при проведении закупки

Таблица 2:

Условие

При проведении электронного аукциона

(ч.5 ст.37 Закона 44-ФЗ)

При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме

(ч.5 ст.37 Закона 44-ФЗ)

При проведении всех видов конкурса, в том числе закрытого 

(ч.4 ст.37 Закона 44-ФЗ)

Этап предоставления информации

При направлении заказчику подписанного проекта контракта

При направлении заказчику подписанного проекта контракта

В составе заявки на участие в закупке.

Кто проверяет информацию

Комиссия по осуществлению закупок

Комиссия по осуществлению закупок

Комиссия по осуществлению закупок

Если информация отсутствует

Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. 

Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. 

Заявку по этой причине отклонять нельзя.

Контракт с участником закупки заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке.

Если информация недостоверна

Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта.

Контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта.

Заявка участника должна быть отклонена.

Как оформляется решение 

Решение оформляется протоколом, который размещается заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Решение оформляется протоколом, который размещается заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Следует помнить, что Закон 44-ФЗ устанавливает еще один случай, когда участник закупки может подтвердить свою добросовестность – это случай, прописанный в ч.8.1 ст.96 Закона 44-ФЗ (правило введено только с 1 апреля 2020 г.). Так, если проводится закупка среди субъектов малого предпринимательства или социально-ориентированных некоммерческих организаций (п.1 ч.1 ст.30 Закона 44-ФЗ), участник закупки, с которым заключается контракт, освобождается от предоставления и обеспечения исполнения контракта (в том числе с учетом антидемпинговых мер), и обеспечения гарантийных обязательств. Но только в случае, если он предоставит информацию из реестра контрактов, свидетельствующую о его «добросовестности»

При этом, обратите внимание, что слово «добросовестность» в этой норме закона уже не используется (поэтому указываем его в кавычках). Однако требования к информации практически те же, что мы ранее разобрали в статье, но с тремя важными отличиями:

1) Правопреемство в предыдущих контрактах уже не учитывается (для сравнения см. п.2 Таблицы 1). Например, при слиянии юридических лиц, контракты которые были исполнены такими юридическими лицами до слияния, не могут учитываться в качестве подтверждения «добросовестности».

2) Установлены совершенно иные требования к цене предыдущих контрактов. Так, сумма цен трех предыдущих контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки (в закупке «без объема» по ч.24 ст.22 Закона 44-ФЗ – не менее максимального значения цены контракта) (для сравнения см. п.8 Таблицы 1). При проведении совместных конкурсов или аукционов участник закупки освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления информации об исполненных трех контрактов, сумма цен которых должна составлять не менее суммы НМЦК каждого заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (письма Минфина России от 13.08.2020 N 24-03-08/71272, от 03.09.2020 N 24-03-08/77364).

3) Информация о трех контрактах предоставляется участником закупки исключительно до заключения контракта в случаях, установленных Законом 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.

Если закупка проводится заказчиком на общих основаниях без специальных преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально-ориентированным организациям, то данная норма уже не действует, даже если победителем в закупке является субъект малого предпринимательства.

Подобрать ОКПД2

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: что это такое и для чего оно нужно?

Обеспечение исполнения договора в сфере контрактных правоотношений это механизм повышающий ответственность участника закупки и дающий определенные инструменты госзаказчику при недобросовестном дальнейшем поведении такого участника.

Закон о контрактной системе регулирует данные вопросы в статье 96 и предоставляет участникам самим выбрать один из двух возможных способов гарантии выполнения контракта. Это могут быть денежные средства, перечисленные на счет заказчика, а может быть и банковские гарантии для обеспечения выполнения договора.

От формы зависит порядок предоставления обеспечения, и требования которым оно должно соответствовать, также разные. Но в целом механизм гарантии выполнения договора законодателем в первоначальной редакции Закона о контрактной системе был установлен в качестве обязательного для большинства осуществляемых заказчиками закупок. На данный момент обеспечение выполнения контракта является обязательной мерой при заключении договора по результатам проведения всех конкурентных способов закупок, за исключением, грубо говоря, запроса котировок и запроса предложений. Оговорка сделана специально, поскольку более точные условия обязательного применения обеспечения исполнения контракта указаны в первоисточнике, а именно в части 2 статьи 96 закона о закупках. Так же, из-под обязательного применения гарантии выполнения договора выведено большинство случаев закупок у единственного поставщика.

Но во всех вышеуказанных случаях исключениях, заказчиком по своему усмотрению может быть установлено обязательное для выполнения контрагентом требование об обеспечении исполнения контракта. Если такое требование установлено, в не зависимости от того, сделано это госзаказчиком в силу обязанности предусмотренной законом, или в силу своего усмотрения и желания, данное требование становится обязательным для выполнения победителем закупки. Соответственно, договор не может быть заключен ни при каких обстоятельствах, если это условие не будет соблюдено, а в случае заключения такой договор может быть признан судом недействительным. Так же невыполнение требований о предоставлении гарантии выполнения контракта, скорее всего, повлечет внесение участника в реестр недобросовестных поставщиков как уклонившегося от заключения контракта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector