Кто и как контролирует госзакупки
Содержание:
- Закон № 44-ФЗ о том, кто осуществляет контроль при проведении электронного аукциона
- II. Подготовка к закупке и ее объявление
- Ведомственный контроль в сфере закупок
- Разновидности контроля
- Что проверяют?
- Перемены в 2018 году
- Права контрольных органов
- Ответственность за нарушения
- Кто осуществляет контроль в закупках
- Задачи и полномочия контрольных органов
- Контроль общественности
Закон № 44-ФЗ о том, кто осуществляет контроль при проведении электронного аукциона
Проведение тендеров регламентируется достаточно большим пластом нормативно-правовых актов. Самым информативным в части контроля процедуры торгов является закон «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ). Этот правовой источник раскрывает всю схему контрольных органов, их функции, полномочия, а также обозначает контролируемых субъектов и другие моменты данной проблемы.
Однако назначение конкретного органа в качестве курирующего звена производится в каждом случае соответствующими подзаконными актами. При этом закон № 44-ФЗ выделяет несколько ступеней контроля. Он определяет, что курирующую деятельность могут вести не только властные органы, но и общественные институты или даже обычные граждане. Рассмотрим все эти нюансы подробнее.
II. Подготовка к закупке и ее объявление
Данный этап закупочного процесса включает в себя:
-
определение цены продукции (начальной цены при проведении торгов);
-
формирование лотов;
-
инициирование процедуры (направление запросов предложений поставщикам, объявление закупки на сайте организации или на электронных торговых площадках).
Можно выделить следующие ключевые риски, присущие данному этапу:
1. Некорректность определения цены.
На практике нередко встречаются ситуации, когда начальная цена закупки определена неправильно. Как правило, она бывает завышена, в итоге мы получим завышенную стоимость закупаемой продукции (и избыточные расходы), либо «фиктивную» экономию.
Так, по оценке экспертов, привлеченных Счетной палатой Российской Федерации, при участии в торговых процедурах компаний и заказчиков, состоящих в сговоре, снижение ценового предложения победителя закупки составляет от 0 до 5 % от начальной цены контракта, при этом она завышается в диапазоне от 30 до 80%. При участии реально конкурирующих компаний среднее снижение цены в результате таких закупок составляет около 25%.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, «необоснованное определение заказчиками начальной цены контракта генерирует значимые риски осуществления неэффективной закупки и коррупционные риски». Доля нарушений при ее определении составила 45% от суммы выявленных нарушений в сфере закупок (47 нарушений на сумму 105,7 млрд. руб.).
2. Некорректное формирование лотов.
Данный риск можно охарактеризовать двумя возможными ситуациями: искусственным «дроблением» закупок и их необоснованным укрупнением. Эти проблемы часто наблюдаются в сфере государственных закупок и являются предметом рассмотрения контрольных органов, включая Федеральную антимонопольную службу.
«Дробление» закупок – искусственное разделение одного крупного контракта/ закупки на несколько мелких. Это позволяет избежать проведения конкурентных закупок или уйти из фокуса внимания к данным закупкам (ниже сумма – меньше контроль).
Необоснованное укрупнение закупок преследует иные цели. Например, включение в один лот различных по функциональным и техническим характеристикам товаров, работ и услуг. Это существенно ограничивает конкуренцию.
3. Несвоевременность инициирования закупки.
Закупка может быть инициирована как слишком рано, так и слишком поздно
И если для услуг или работ раннее заключение договора проблем, как правило, не представляет, то при закупке товаров необходимо обратить внимание на устанавливаемые сроки поставки и их соответствие графикам производства работ (прогнозу/ плану продаж). Наибольшую проблему может составить позднее инициирование закупочной процедуры, следствием чего станет невозможность своевременной поставки или производства работ.
4. Отсутствие информирования поставщиков о проводимой закупке.
Даже в условиях крупных компаний, закупочная деятельность которых детально регламентирована и прозрачна, вопрос информирования широкого круга поставщиков о проводимых закупках является крайне актуальным. Известны факты, когда при проведении государственных закупок публикуемые на портале государственных закупок извещения в описании закупаемой продукции содержали латинские символы (имитирующие кириллицу), что не позволяло потенциальным поставщикам находить интересные им закупки.
В настоящее время информирование поставщиков может осуществляться посредством электронных торговых площадок (публикации объявлений, рассылки поставщикам по видам экономической деятельности (ОКВЭД), на сайтах компании-заказчика, либо иными способами, принятыми в организации). Вместе с тем, конкуренция может быть ограничена путем некорректного установления кода закупаемой продукции (ОКПД2).
Оценить существенность рисков данного этапа можно путем проведения следующих процедур:
-
анализ рыночных цен на закупаемую продукцию;
-
анализ цен ранее заключенных договоров;
-
оценка соблюдения требований внутренних документов при определении цены закупки;
-
оценка наличия в плане закупок нескольких процедур одной номенклатуры;
-
анализ лота на предмет однотипности включенной в него продукции;
-
сравнение сроков вовлечения продукции в графиках производства и сроков заявления в закупку; сравнение планов продаж, складских остатков закупаемой номенклатуры, сроков изготовления закупаемой продукции со сроками закупок;
-
анализ списков поставщиков, которые проинформированы о закупке (у которых запрошены коммерческие предложения).
Ведомственный контроль в сфере закупок
Часть 3 статьи 99 Закона о контрактной системе устанавливает, что ведомственный контроль закупок в отношении каждого типа заказчика осуществляет отдельный орган контроля в сфере закупок. Но не смотря на видимое разнообразие контрольных органов в сфере закупок, ведущую роль для всех типов заказчиков играет ФАС и Казначейство. Так, именно контрольный орган в сфере закупок — Казначейство России осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, который так же неофициально называют как «финансовый контроль в сфере закупок». В рамках финансового контроля осуществляется сопоставление информации и сведений из различных документов, для определения соответствия закупки ее финансовому обеспечению. Именно этот механизм в первую очередь направлен на снижение рисков по нецелевому расходованию бюджетных средств. Основным инструментом финансового контроля является идентификационный код закупки (ИКЗ), который и позволяет проследить историю всей закупки, начиная от ее планирования до непосредственного исполнения. Данный контроль закупок носит форму текущего и осуществляется непосредственно при осуществлении закупочной деятельности, без его прохождения заказчик не сможет опубликовать требуемую информацию.
Антимонопольная служба и его территориальные органы являются основным контрольным орган в сфере закупок и осуществляют контроль закупок непосредственно при осуществлении процедур закупок, регистрируя жалобы от участников закупки и реагируя на них осуществляя проверку. К полномочиям ФАС относится контроль осуществления закупок и в случае обнаружения нарушений относится возможность выдачи предписаний, а также возможность остановить процедуру заключения контракта. Основные составы КоАП РФ в сфере закупок так же относятся к компетенции ФАСа, по которым могут быть оштрафованы субъекты закупочной деятельности. При этом законодательно установлено, что плановые проверки могут осуществляться не чаще одного раза в 6 месяцев. Из этого правила есть исключение для специализированных организаций, по которым проверка может быть осуществлена не более одного раза в процедуре конкретной закупки. Информация о плановых проверках публикуется и является общедоступной, но помимо плановых проверок имеет право осуществлять также внеплановые проверки. Но для их осуществления требуются основания. Таковыми могут быть для контрольного орган в сфере закупок жалоба участника закупки или результат общественного контроля в сфере закупок.
Внимание: Казначейский контроль, который предусмотрен ч.5 ст. 99 44-ФЗ приостановлен в соответствии с ПП РФ от 20.03.2017 №315
Для федеральных заказчиков срок приостановки контроля до 01.01.2018 г, для муниципальных заказчиков и субъектов РФ до 01.01.2019 г.
Разновидности контроля
Коррупция – это серьезная проблема всего российского общества в целом. Государственные закупки не стали исключение. Количество недобросовестных поставщиков и заказчиков постоянно увеличивается, для получения личной выгоды они вступают в преступный сговор и совершают серьезные мошеннические проступки.
Поэтому одной из основных задач контролирующих органов в сфере госзакупок является именно выявление подобных коррупционных факторов и принятие соответствующих мероприятий по предупреждению.
Рассмотрим первый этап – контрольные мероприятия на уровне ведомства. В данном случае надзор осуществляется со стороны государственных органов и корпораций за деятельностью подведомственных частных заказчиков.
Второй этап – общественные контрольные мероприятия, которые проводятся соответствующими объединениями, физическими лицами, юридическими лицами. Все полномочия осуществляются от своего имени:
- Запрос информации о проведении торгов.
- Подача в суд.
- Подача жалобы в правоохранительные органы и ФАС РФ в случае выявления нарушений.
- Региональные и муниципальные. Контрольные мероприятия регулируются региональными и локальными нормативно-правовыми актами.
- Федеральные:
- Главный уполномоченный орган – ФАС РФ. Деятельность относительно проведения контрольных мероприятий регулируется пунктом 1 части 1 статьи 99. Контролируется деятельность в рамках формирования гособоронзаказа.
- Росатом и Роскосмос.
Согласно нормам законодательства, главная задача ФАС РФ – контроль надлежащего исполнения законодательных норм в сфере государственных и муниципальных закупов относительно конкуренции на рынке, образования естественной монополии, рекламных кампаний.
ФАС РФ по регламенту Правительства РФ – соответствующее Постановление №1489 от 25 декабря 2014 года – согласовывает проведение закрытых закупочных процедур, проводит контрольные мероприятия относительно иностранных инвестиций, разрабатывает локальные нормативно-правовые акты.
Что проверяют?
При осуществлении контроля в сфере размещения заказов ФАС будет оценивать соблюдение проверяемым лицом следующих нормативных актов:
№ |
Наименование и реквизиты акта |
Лица и (или) перечень объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования |
Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю |
1 |
Закон о контрактной системе |
Юридические лица |
В полном объеме |
2 |
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
Юридические лица |
Статья 28 |
3 |
Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2011 № 318 |
Юридические лица |
В полном объеме |
4 |
Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189 |
Юридические лица |
В полном объеме |
5 |
Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189 |
Юридические лица |
В полном объеме |
Перемены в 2018 году
Контроль регламентируется ст. 99 ФЗ №44. Процесс осуществления мероприятий регламентируется Правительственным Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Это Постановление действует давно, однако до начала 2018 года действие некоторых его положений было приостановлено. Связано это с тем, что в реальности механизм проверки и получения результатов был плохо налажен. Сведения несвоевременно размещались в единой системе, что приводило к возникновению проблем. По этой причине действие ряда условий было остановлено до 1 января 2018 года. Но теперь федеральные заказчики должны исполнять все положения Постановления.
Порядок осуществления мероприятий
Представители казначейства проверяют эту информацию:
- Лимиты обязательств на закупку.
- Выплаты на закупку, их размер и дату операции.
- Размер денежного обеспечения капитальных вкладов, предусмотренный соглашением о субсидиях на эти вложения.
- Значительное увеличение начальной стоимости контракта, переход за установленные лимиты.
- Соответствие кода закупки, прописанного в протоколе об установлении поставщика, коду, указанному в бумаге о закупке.
- Соответствие начальной стоимости контракта, указанной в проекте, цене, указанной в протоколе установления поставщика.
- Соответствие стоимости контракта и кода в реестре контрактов стоимости и коду, прописанных в условиях контракта.
Это основные этапы проверки. Контроль обычно заключается в анализе документов, сверке сведений из разных бумаг. Однако иногда перечень мероприятий может быть расширен.
Контрольное мероприятие базируется на сочетании работы Единой системы и системы «Бюджет». Сначала госзаказчику нужно разместить все требуемые сведения в онлайн-кабинете Единой системы. Затем требуется нажать на кнопку «На контроль». После этого шага все нужные документы идут в Казначейство. Специалисты проверяют документацию на протяжении рабочего дня. Данные, отправленные в реестр, проверяются на протяжении 3 суток. То есть все операции можно проделать в режиме онлайн.
Результаты контрольных мероприятий
По итогам проверочных мероприятий обязательно предпринимаются какие-либо действия. К примеру, они могут быть следующими:
- Составление протокола, в котором перечисляются обнаруженные правонарушения. Если обнаружены нарушения, лицо, участвующее в закупке, не вносится в информационную систему вплоть до выполнения предписаний.
- Проставление отметки о несоответствии информации/документов закону.
- Если в рамках проверки никаких нарушений не выявлено, субъект вносится в систему.
Проверяемую компанию должны в течение 3 часов уведомить о результатах контрольных мероприятий. Этот срок отсчитывается с момента получения этих результатов.
ВАЖНО! Об итогах мероприятия можно узнать в кабинете ЕС. Если представленная информация соответствует всем нормам, она автоматически помещается в ЕИС
Если же обнаружены несоответствия, заказчик получает протокол о нарушениях. Контрактный орган обязан убрать все нарушения, прислушаться к замечаниям. Затем следует отправлять документы на новое контрольное мероприятие.
Права контрольных органов
В целях реализации функций контроля уполномоченные органы имеют право:
- собирать данные о проверяемых объектах;
- затребовать у проверяемого лица все финансовые и отчетные документы;
- опрашивать сотрудников заказчика и исполнителя;
- проводить плановые и внеплановые проверки;
- составлять протокол об административных правонарушениях в области закупок;
- выносить предписания;
- инициировать разбирательство в арбитражном суде;
- приостанавливать закупочную процедуру до выяснения обстоятельств.
Сбор данных осуществляется как из открытых источников (баз данных юридических лиц, Росреестра), так и путем направления официального запроса, на который объект проверки обязан дать ответ. Плановые проверки проводятся ФАС не чаще, чем раз в три года, но внеплановые проверки могут быть проведены в любой момент по заявлению или жалобе заинтересованных лиц. Перед внеплановой проверкой проверяемый объект должен быть уведомлен не позднее, чем за сутки до визита сотрудников уполномоченного органа.
Предписание – это документ, содержащий обязательные для исполнения указания контрольного органа, а также рекомендации по их исполнению. Предписание имеет срок исполнения, по истечении которого проверяемое лицо должно направить в уполномоченный орган отчет об исполнении предписания.
Для проверки контрольный орган может запросить:
- бухгалтерские документы;
- документацию о закупках;
- протоколы рассмотрения заявок;
- копии заключенных контрактов;
- регистрационные документы юрлица.
Если обнаруженные нарушения влекут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность, контрольный орган может выписать протокол об административном правонарушении, а также инициировать судебное разбирательство в целях принуждения объекта проверки к возмещению ущерба и иным видам взыскания.
Ответственность за нарушения
За нарушения, обнаруженные в процессе мероприятия, может накладываться дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Рассмотрим нарушения и формы наказания:
- Нарушение в сфере оформления документов по закупке. Лицо привлекается к ответственности на основании статей 7.29-7.32 КоАП РФ.
- Обнаружение ненадлежащих и неразумных трат предоставленных денег. Накладывается взыскание на базе статьи 15.14 КоАП РФ или 285.1 УК РФ.
Административная ответственность может накладываться и за несвоевременное размещение данных в Единой системе. Степень тяжести наказания определяется степенью тяжести нарушения.
Кто осуществляет контроль в закупках
Согласно положениям ст. 99, функции контроля выполняются:
- федеральной и местной исполнительной властью;
- казначейством;
- Пенсионным фондом;
- антимонопольным органом (ФАС).
Исполнительная власть организует контроль за исполнением законодательства при осуществлении закупок, Пенсионный фонд контролирует закупки, в которых участвуют средства, привлекаемые из фондов соцстрахования, а антимонопольная служба проверяет заказчиков и поставщиков на соблюдение антимонопольного законодательства и принципов свободной конкуренции среди потенциальных исполнителей госзакупок.
Постановление Правительства №315 определяет, что функции контроля, возложенные ранее на казначейство, теперь выполняет ФАС, а казначейство только контролирует соответствие планируемого и фактически предоставленного заказчику финансирования, а также наличие информации из итогового протокола в проекте контракта. Постановление №1367 регулирует порядок контроля, осуществляемого казначейством в соответствии с частью 5 ст. 99 44-ФЗ.
Задачи и полномочия контрольных органов
Задачей контрольных органов является осуществление контроля в отношении:
- заказчиков;
- контрактных служб;
- закупочных комиссий;
- операторов онлайн-площадок;
- исполнителей контракта;
- посреднических фирм, организующих проведение отборочных процедур.
Заказчики проверяются на соблюдение закупочного законодательства и на соответствие фактического использования заказанных товаров, работ или услуг целям закупки, указанным в документации.
Контрактная служба и закупочная комиссия проверяются на соблюдение регламентов и Постановлений Правительства, регулирующих деятельность данного заказчика, а также на обоснованность начальной цены.
Операторы площадки проверяются на предмет соблюдения технических регламентов и сроков рассылки уведомлений участникам закупочной процедуры. Кроме того, оценивается работоспособность и закупочных площадок (ЭТП), ответственность за которую несут операторы.
Исполнителей проверяют также на соблюдение закупочного законодательства, на предмет аффилированности с ключевыми сотрудниками заказчика (особенно при закупке у единственного поставщика) и на наличие разрешений и лицензий, позволяющих поставлять требуемые товары или выполнять определенные услуги и работы по условиям контракта.
Специальных требований к посредническим фирмам, организующим конкурсы и аукционы, нет, но такие фирмы проверяют на соблюдение закупочного законодательства и соблюдение требований информационной безопасности, то есть неразглашения конфиденциальных сведений об участниках закупочного процесса.
Контроль общественности
Контроль может осуществляться и со стороны общественности. Причем это не только какие-то конкретные общественные организации, но и обычные физические лица. Подразумевается проведение обязательной процедуры общественного обсуждения закупок, начальная цена которых более 1 млрд рублей.
В ходе осуществления своих контрольных функций общественность может:
- дать независимую оценку итогам закупки;
- запрашивать у заказчика сведения (но не документы) о том, как исполняется контракт;
- если выявлены нарушения — обращаться в контролирующие организации или суд.
Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения по изменению законодательства с целью его улучшения.