44‑фз «для чайников»: как проводятся госзакупки

Содержание:

Извещение о закупке: состав

Извещение о закупке – это документ, который объявляет о начале проведения процедуры отбора поставщика. К извещению об открытых процедурах имеют доступ все участники, а само извещение отправляется участникам, но не размещается в СМИ. У извещения о закупке имеется определенная структура. Коммерческие организации могут не заполнять все поля, ориентируясь на форму извещения. По Законам № 44 и № 223 заказчикам нужно отображать всю информацию, которая даст возможность поставщику определить, подходит ли ему закупка.

По Законам № 44 и № 223 в извещении заказчиками должна указываться следующая информация:

  • сведения о заказчике, а также его контактные данные;
  • название закупки;
  • НМЦ (начальная максимальная цена госконтракта), то есть, ее предельное значение, которое обосновано с использованием реестра контрактов, статистической отчетности, информации с сайта zakupki.gov.ru, сведений о ценах производителей и результатов исследования рынка.

Обеспечение заявки является требованием о внесении денежных средств, сумму которого устанавливает уполномоченный орган или заказчик. Это своеобразная страховка при возможном отказе победителя закупки от подписания контракта (требуется всегда при проведении электронных аукционов и конкурсов по Закону № 44, а при проведении остальных процедур предоставляется по возможности и желанию заказчика).

Обеспечение исполнения контракта является денежным обязательством, предоставляемым победителем закупки при заключении госконтракта. Его вносят для покрытия возможного ущерба заказчика, если поставщик некачественно выполнит или не выполнит обязательства (требуется всегда при проведении электронных аукционов и конкурсов по Закону № 44, а при проведении остальных процедур предоставляется по возможности и желанию заказчика).

Преимущества в сфере государственных закупок могут предоставляться СМП, российским поставщикам, продукции, произведенной в РФ, обществам инвалидов, организациям уголовно-исправительной системы.

Адрес ЭТП необходим для проведения электронных торговых процедур.

К извещению заказчиками прикладывается документация со спецификацией или техническим заданием, проект контракта, форма заявки (при необходимости), обоснование закупки и НМЦ.

Закупка может включать один или несколько лотов. В каждом из них указывается заказчик, название, НМЦ, требования, предъявляемые к обеспечению, объекты лота, а также место и время поставки. Участие в закупке, где есть несколько лотов, требует подачи отдельной заявки на каждый лот.

Возможно, Вас также заинтересует:

Онлайн калькулятор стоимости банковской гарантии

Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.

Поиск закупок
Сервис Контур.Закупки ищет и уведомляет о новых закупках по вашей теме, а также помогает отслеживать изменения и анализировать результаты торгов.

Основные ошибки участников госзакупок
Участники госзакупок
продолжают совершать типичные ошибки

Давайте рассмотрим наиболее распространенные ошибки участников государственных закупок, на которые стоит обратить внимание.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС: Чек-лист

  1. на имя руководителя компании.
  2. Учредительные документы юрлица или ИП. Полный перечень документов в следующем списке
  3. Запас времени — 3-16 дней до необходимой закупки.

Полный перечень документов для юридического лица:

  • Выписка из ЕГРЮЛ
  • КПП и дата постановки на учет в налоговой (документы о госрегистрации юрлица для иностранного участника*)
  • ОГРН – (Основной государственный регистрационный номер)
  • ФИО, должность, ИНН и паспортные данные лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юрлица.
  • ОКВЭД
  • Копии учредительных документов
  • Решение об одобрении крупной сделки с максимальными параметрами одной сделки.
  • Документы, подтверждающие полномочия физлица на регистрацию в ЕИС (для иностранных лиц, которых нет в ЕГРЮЛ и госреестре аккредитованных филиалов и представительств иностранных юрлиц*)

Полный перечень документов для физического лица:

  • Выписка из ЕГРИП
  • Дата регистрации ИП и постановки на учет в налоговой (документы о госрегистрации ИП для иностранного участника*)
  • ОГРП
  • Данные из паспорта или других документов, удостоверяющих личность ИП.

Способы отбора поставщика: неконкурентные, конкурентные — Контур.Закупки

Неконкурентные способы закупок

Закупки, в ходе которых не используется состязательность предложений независимых участников.

Закупка у единственного поставщика (источника)

Способ отбора, при котором заказчик вправе обратиться в процессе закупки к поставщику по своему выбору.

Для закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения поставщика невозможно.

Конкурентные способы закупок

Закупки, в ходе которых используется состязательность предложений независимых участников (конкурс, запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры).

Аукцион

Способ отбора, при котором сначала подаются заявки без ценового предложения, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.

Лучшая цена зависит от типа аукциона:

  • Аукцион с повышением начальной цены. Заказчик объявляет начальную цену лота, а участники торгов повышают цены каждый раз на шаг аукциона. Победителем становится участник с наивысшей ценой. Встречается в торгах имущества банкротов.
  • Аукцион с понижением начальной цены. Заказчик объявляет максимальую начальную цену лота, а участники торгов понижают цены каждый раз на шаг аукциона. В некоторых случаях заказчик может задать нижнюю границу цены. Победителем становится участник с наименьшей ценой.

Шаг аукциона
Шаг, с которым участники аукциона повышают или понижают цену. Для закупок по 44-ФЗ шаг аукциона находится в диапазоне от 0,5 до 5% от начальной цены контракта. Для остальных закупок шаг определяется заказчиком.

Электронный аукцион
Аукцион с понижением начальной цены, который проводится на электронной торговой площадке.

Открытый аукцион
Аукцион с понижением начальной цены, который проводится заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей. 

Конкурс (открытый конкурс)

Способ отбора, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми предложениями, и победитель выбирается по нескольким критериям.

Критерии оценки:

  • цена,
  • потребительские свойства, качество,
  • квалификация участника конкурса,
  • сроки,
  • гарантия.

Порядок проведения:

  1. Поставщики подают заявки
  2. Заказчик вскрывает конверты
  3. Заказчик оценивает заявки по критериям.

Двухэтапный конкурс
Конкурс, при котором участники могут подать улучшенные предложения на втором этапе.

Конкурс с ограниченным участием
Конкурс
, при котором участники проходят предквалификационный отбор. В ходе отбора оценивают соответствие поставщика требованиям.

Запрос котировок

Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений  победителем признается участник, чья заявка поступила раньше других.  

Запрос предложений

Способ отбора, при котором заказчик описывает требования к объекту закупки, а победителем становится участник с предложением, наиболее соответствующим требованиям заказчика.

Запрос цен (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила ранее других. 

Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Способ отбора, при котором организатор ведет переговоры с участниками (их должно быть не меньше двух) и определяет квалифицированного участника, предложившего наилучшие условия сделки. После переговоров заказчик заключает с ним договор.

Переторжка  (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Процедура после проведения торгов, при которой участники могут ещё раз подать свои ценовые предложения с улучшенной ценой.

Преференции при национальном режиме в 44-ФЗ

Государство поддерживает российских поставщиков, которые участвуют в госзакупках. Правила и ограничения, создающие благоприятные условия для отечественной продукции, изложены в ст.14 44-ФЗ о национальном режиме. Речь идет не только о товарах, работах или услугах, произведенных на территории нашей страны, но и произведенных на территории стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Согласно 44-ФЗ национальный режим реализовывается в трех вариантах:

  1. Запреты;
  2. Ограничения;
  3. Условия допуска (преференции).

Запреты на участие в государственных закупках

Такие запреты применяются к определенным видам продукции, произведенной за рубежом. Перечни соответствующих товаров, работ и услуг установлены Правительством РФ:

  • ПП № 616 от 21.06.2012 г. о промышленных товарах;
  • ПП № 1236 от 16.11.2015 г. о программном обеспечении.

Если участник подает заявку, в которой в качестве предмета поставки указывает товары из названных перечней, его заявка не будет принята заказчиком.

Ограничения в закупках

Суть ограничения в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, содержащих иностранную продукцию, допускаются только в определенных случаях.

Перечни продукции, разрешенные к поставкам с ограничениями:

  • ПП № 102 от 05.02.2015 г. о медицинских изделиях;
  • ПП № 1289 от 30.11.2015 г. о некоторых лекарственных средствах;
  • ПП № 617 от 30.04.2020 г. о промышленных товарах;
  • ПП № 832 от 22.08.2016 г. об отдельных видах пищевых продуктов;
  • ПП № 878 от 10.07.2019 г. о радиоэлектронной продукции.

Участник может предложить товар из названных списков, если, например, в РФ или странах-участниках ЕАЭС нет его аналога (или такой производитель всего один), или если заказчику поступили заявки только с иностранной продукцией.

Предоставление преференций

Преференции по 44-ФЗ призваны поддержать российского производителя или страну-участника ЕАЭС. Преимущества предоставляются в отношении цены.

В Приказе Минфина РФ № 126 от 04.06.2018 г. говорится о преимуществах, которые предоставляются в отношении продукции, произведенной на территории стран-участников ЕАЭС. Преференции действуют, если закупка проводится в виде конкурса, запроса котировок, запроса предложений и аукциона.

Министерство финансов обязало участников предоставлять декларацию о стране происхождения предлагаемых товаров и возложило на них ответственность за предоставление ложной информации.

В Приказе Минфина № 126 содержатся Приложение 1 и Приложение 2, в которых приведены перечни товаров для предоставления преференций. Для конкурса, запроса котировок и запроса предложений заявки, содержащие продукцию из этих перечней,  рассматриваются и оцениваются с учетом 15-ти или 20-процентного понижающего коэффициента к цене, предложенной участником.

К списку из Приложения 1 применяется понижение на 15%, а для Приложения 2 — с 1 октября 2020 г. действует понижение на 20%.

При этом контракт с выигравшим участником заключается по предложенной поставщиком стоимости.

Если условия выполнения работ, которые предложили участники при проведении названных процедур, равны, и в закупке были предусмотрены преференции, то контракт заключается с тем участником, который имеет право на эти преференции.

В рамках проведения аукциона, если контракт выигрывает поставщик, чья продукция находится в Перечне товаров из Приказа № 126, произведенных на территории стран, не входящих в ЕАЭС, то сумма контракта будет снижена на 15% или 20% от предложенной им цены.

Когда преференции по не предоставляются?

В некоторых ситуациях названные преференции не предоставляются:

  1. Заказчик признал закупку несостоявшейся.
  2. Во всех заявках указаны товары, произведенные в странах ЕАЭС.
  3. Во всех заявках есть товары иностранного производства.

Участник, попадающий под получение преференций, имеет большие шансы на получение контракта.

Общие положения 44 ФЗ

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит следующие важные положения:

  • Общие положения действующего законодательства;
  • Планирование госзакупок;
  • Проведение государственных закупок;
  • Анализ проведенных закупок и аудит;
  • Контроль в области покупок;
  • Подача жалобы на заказчика (например, уполномоченного учреждения) и рассмотрения способов подачи жалобы;
  • Нюансы при проведении отдельных видов закупок товаров;
  • Заключительные положения.

ФЗ о службе по контракту читайте здесь:

Ключевые моменты

  • Заказчики обязаны планировать закупки. Для этого они в обязательном порядке должны предоставлять ежегодно планы и графики. В Единой информационной системе публикуются подобные планы;
  • Устанавливаются условия к работам, товарам или услугам. Если госзакупка превышает одного миллиона рублей, то она обсуждается;
  • Контролируются методы размещения заказа: закрытые аукционы, электронные, запросы котировок, конкурсы;
  • В законе прописываются методы борьбы с демпингом.

В чем заключается разница между ФЗ 44 и ФЗ 223?

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223 скрываются в особенностях их использования. Два с виду похожих закона различны своими действиями.

Закон о контрактной системе контролирует все этапы торговой процедуры, в том числе сроки. Законодательство распространяется на все закупки государственных заказчиков, при этом исключений нет. Если требования закупки были нарушены, то государственный заказчик предпишет штрафы. В последующем подобные поставщики будут занесены в журнал учета под названием недобросовестные поставщики. В соответствии с содержанием этого законодательства, заказчику запрещено расторгать или изменять условия контракта.

Закон № 223 описывает процесс госзакупок в общем виде. Здесь не указываются конкретные этапы сделки. Следовательно, торги могут проводиться различными методами, которые предварительно согласовываются. Указываются условия для участников, сроки этапов сделки, а также способы поставщика.

Порядок и условия осуществления закупок по закону

Чтобы правильно осуществить покупку, государственные заказчики действуют согласно порядку и условиям Федерального закона №44 и другим нормативно-правовым актам. Прежде чем осуществить закупку, информация о ней размещается в ЕИС (Единая информационная система) на официальном сайте.

Существует два вида закупок:

  • Покупки первого уровня;
  • Закупки второго уровня.

В первом и во втором случае исполнитель заказа выбирается Департаментом по конкурентной политике. Все документы по осуществлению госзакупок должны быть подписаны электронной подписью.

Приобретать можно как товары, так и услуги, а также работы. После осуществления закупок, государственный орган должен опубликовать информацию об этом на официальном сайте. Решение на проведение госзакупок подтверждаются документами, среди которых есть и годовой план на проведение подобных действий. С момента утверждения плана, заказчик обязан разместить этот план на официальном веб ресурсе в течение пяти дней после утверждения.

Чтобы закупки были проведены правильно, предварительно определяется организатор по их проведению. Покупки государственного уровня могут быть совершены и на конкурсной основе.

Этапы электронного аукциона

2.Пройти аккредитацию участников

Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.

Для юридических лиц это:

  • выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
  • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
  • доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
  • решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.

Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.

3.Обеспечить заявку на участие

Обеспечение заявки – это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде банковской гарантии, а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.

Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:

  • заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
  • по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
  • вторая часть заявки признана несоответствующей;
  • с участником был заключен контракт по его заявке.

Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.

4.Подать заявку на участие

Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.

Вторая часть заявки включает в себя:

  • ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
  • документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
  • копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
  • документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
  • декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот – отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.

5.Участие в электронных торгах

В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:

  1. Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% — 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
  2. Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.

6. Подписание контракта с победителем аукциона

Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.

Другие различия

Тендер может проводиться в 1 или 2 этапа, в открытом или закрытом формате. В первом случае исполнителя выбирают сразу и правила проведения процедуры не поддаются изменению. Двухэтапные коммерческие или госзакупки подразумевают дополнительное обсуждение условий и их согласование с потенциальным победителем.

Закрытые торги специфические в том плане, что участников на них приглашают сами организаторы. Другим исполнителям они недоступны. Участники конфиденциально друг от друга делают предложения, заказчик выбирает наиболее выгодный вариант и определяет победителя, другим рассылает уведомления об окончании процедуры. Обычно таким способом проводят одноразовый госзаказ или на небольшую сумму контракта.

Открытые городские закупки Москвы доступны всем желающим. Любой может сделать свою ставку, которая будет видна другим участникам. Активная открытая конкуренция порождает большее число выгодных предложений. Таким способом могут искать исполнителей как на государственный заказ, так и на коммерческий.

Узнать на какие типы продукции уже в это время проводятся торги по столице очень просто. Задавайте название города или региона в рубрикаторе на сайте, система автоматически подберёт список текущих тендеров на самые разные услуги или товары.

Кто может быть участником тендера

Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках. Что вам делать дальше?

Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.

Поставщик — это лицо:

  • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
  • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
  • без судимостей (если речь идет о юридическом лице — судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
  • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
  • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
  • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
  • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать.

Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.

Ну а если вы подходите под все требования заказчика — пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.

Старая и новая версии сайта

С 2016 года Федеральное казначейство ввело в эксплуатацию Единую информационную систему в области государственных закупок. Система была введена в действие согласно постановлению Правительства РФ №36 от 23 января 2015 г.

Изменения прошли по следующим пунктам:

  1. В размещении планов-графиков, которые допускаются в структурированном виде и с применением новых классификаторов. Теперь здесь отсутствуют данные КОСГУ.
  2. К вновь созданным извещениям по закупкам обязательно должны привязываться план-графиков и позиции по нему.
  3. Присоединение к Электронному бюджету плана-графика.
  4. Работники контрактных отделов могут запрашивать информацию о цене через ЕИС. Разрешено обосновывать размещение максимальной цены контракта за счет сопоставления рыночных цен.

Во многом старая и новая версия сайта zakupki.gov.ru схожи. Поэтому не возникают проблемы по ориентации в меню, размещении заявок и прочих действиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector